Решение Камчатского областного суда от 17 мая 2005 г. N 3-6/05
Камчатский областной суд в составе:
председательствующего |
Ж.Г. Мелентьевой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 17 мая 2005 года гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Камчатской области о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Камчатской области N 69 от 5 января 1997 года "О недропользовании на территории Камчатской области" (в редакции от 28 мая 2000 года), суд установил:
Прокуратура Камчатской области обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению абзаца 8, 9 части 2 статьи 3; пункта 3 части 2 статьи 16; пункта 4 части 1 статьи 16; части 2 статьи 26 и статей 28-35 закона Камчатской области N 69 от 5 января 1997 года "О недропользовании на территории Камчатской области" (в редакции от 28 мая 2000 года), ссылаясь на то, что в связи с изменением федерального законодательства должны быть признаны положения закона "О недропользовании на территории Камчатской области" недействующими в части отнесения к компетенции органов исполнительной власти Камчатской области возможности взимания отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Также закон "О недропользовании на территории Камчатской области" устанавливает не предусмотренные федеральным законодательством основания для досрочного прекращения, приостановления или ограничения права на пользование недрами. Пункт 4 части 1 статьи 16 закона Камчатской области содержит ссылки на часть и пункт статьи 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах", что противоречит пункту 4 части 1 статьи 20 указанного закона. Также указание в законе Камчатской области, что работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых осуществляются за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы противоречит действующему Закону Российской Федерации "О недрах". Статьи 28-35 закона "О недропользовании на территории Камчатской области" противоречат статьям 39-43 Закону Российской Федерации "О недрах" в части перечня платежей при пользовании недрами, порядка их исчисления.
В судебном заседании представитель прокуратуры Камчатской области Городовской А.Б., действующий на основании доверенности с полным объемом прав стороны в процессе, изменил заявленные требования и просил суд признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу абзацы 8, 9 части 2 статьи 3 полностью; абзац 5 части 1 статьи 16 в части указания на пункт и часть статьи 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах"; абзац 4 части 2 статьи 16 в части установления оснований для досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами, а именно - систематического нарушения пользователем недр установленных правил их охраны, а также охраны окружающей среды, установленных действующим законодательством, стандартами (правилами, нормами), включая правила консервации предприятий; часть 2 статьи 26 в части указания на то, что работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых осуществляются за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и полностью статьи 28-35 закона Камчатской области N 69 от 5 января 1997 года "О недропользовании на территории Камчатской области" (в редакции от 28 мая 2000 года), поддержав заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Совета народных депутатов Камчатской области Попова М.Н., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения требований прокуратуры, пояснив при этом, что действительно произошли изменения в федеральном законодательстве, в связи с чем закон Камчатской области "О недропользовании на территории Камчатской области" также нуждается в корректировке.
Представитель Администрации Камчатской области Горячун В.И., выступающий на основании доверенности, против удовлетворения требований прокуратуры Камчатской области не возражал.
Выслушав объяснение лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд находит заявление заместителя прокурора Камчатской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу пункта 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В судебном заседании судом установлено, что 17 декабря 1996 года законодательным собранием Камчатской области был принят закон Камчатской области "О недропользовании на территории Камчатской области" N 69, который 24 января 1997 года был опубликован в газете "Официальные ведомости" N 3. В указанный закон были внесены изменения законом Камчатской области N 98 от 28 мая 2000 года, опубликованным 22 июня 2000 года в газете "Официальные ведомости" N 24 (л.д. - 8-34).
Анализируя оспоренный нормативный акт органа государственной власти Камчатской области, суд находит, что он противоречит действующему федеральному законодательству, поскольку Федеральным законом N 126 от 8 августа 2001 года в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, которыми с 1 января 2002 года признан утратившим силу Федеральный закон N 224 от 30 декабря 1995 года "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы". Также Федеральным законом N 95 от 29 июля 2004 года были внесены изменения в статью 13 Налогового кодекса РФ, исключившее из состава федеральных налогов налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Таким образом, требование прокуратуры о признании абзацев 8, 9 части 2 статьи 3 закона Камчатской области N 69 от 5 января 1997 года "О недропользовании на территории Камчатской области" (в редакции от 28 мая 2000 года) в части отнесения к компетенции органов исполнительной власти Камчатской области осуществление контроля за правильностью расходования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы для целевого финансирования территориальной программы геологического изучения Камчатской области, а также согласование по представлению территориального органа управления государственным фондом недр части оставляемых в Камчатской области отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, является обоснованным.
Не содержит пункт 4 части 1 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах" N 2395-1 от 21 февраля 1992 года (в редакции от 22 августа 2004 года) ссылку на часть и пункт статьи 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах" в качестве основания для прекращения права пользования недрами в случае переоформления лицензии, в связи с чем указание в абзаце 5 части 1 статьи 16 закона Камчатской области N 69 от 5 января 1997 года "О недропользовании на территории Камчатской области" на пункт и часть статьи 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах" является необоснованным.
Противоречит действующему федеральному законодательству и абзац 4 части 2 статьи 16 закона Камчатской области "О недропользовании на территории Камчатской области" в части установления оснований для досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами, а именно - систематического нарушения пользователем недр установленных правил их охраны, а также охраны окружающей среды, установленных действующим законодательством, стандартами (правилами, нормами), включая правила консервации предприятий, поскольку Закон Российской Федерации "О недрах" такие положения не содержит.
Часть 2 статьи 26 закона Камчатской области содержит указание на то, что работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых осуществляются за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Указанное положение также противоречит действующей части 3 статьи 36.1 Закона Российской Федерации "О недрах", согласно которой указанные работы осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Также суд находит противоречащим действующему федеральному законодательству статьи 28-35 закона Камчатской области "О недропользовании на территории Камчатской области", поскольку они противоречат перечню платежей при пользовании недрами, а также порядку их исчисления, установленными статьями 39-43 Закона Российской Федерации "О недрах".
Таким образом, заявленные заместителем прокурора Камчатской области требования, являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Камчатской области удовлетворить.
Признать:
Абзацы 8, 9 части 2 статьи 3 закона Камчатской области N 69 от 5 января 1997 года "О недропользовании на территории Камчатской области" (в редакции 28 мая 2000 года) в части отнесения к компетенции органов исполнительной власти Камчатской области осуществление контроля за правильностью расходования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы для целевого финансирования территориальной программы геологического изучения Камчатской области, а также согласование по представлению территориального органа управления государственным фондом недр части оставляемых в Камчатской области отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
Абзац 5 части 1 статьи 16 закона Камчатской области N 69 от 5 января 1997 года "О недропользовании на территории Камчатской области" (в редакции 28 мая 2000 года) в части указания на пункт и часть статьи 17.1 Закона РФ "О недрах";
Абзац 4 части 2 статьи 16 закона Камчатской области N 69 от 5 января 1997 года "О недропользовании на территории Камчатской области" (в редакции 28 мая 2000 года) в части установления оснований для досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами, а именно - систематического нарушения пользователем недр установленных правил их охраны, а также охраны окружающей среды, установленных действующим законодательством, стандартами (правилами, нормами), включая правила консервации предприятий;
Часть 2 статьи 26 закона Камчатской области N 69 от 5 января 1997 года "О недропользовании на территории Камчатской области" (в редакции 28 мая 2000 года) в части указания на то, что работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых осуществляются за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
Статьи 28-35 закона Камчатской области N 69 от 5 января 1997 года "О недропользовании на территории Камчатской области" (в редакции 28 мая 2000 года) противоречащими федеральному законодательству, не действующими и подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете администрации Камчатской области "Официальные ведомости".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней с момента его составления в окончательной форме.
Председательствующий |
Ж.Г. Мелентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Камчатского областного суда от 17 мая 2005 г. N 3-6/05
Текст решения опубликован в газете "Официальные ведомости" от 10 ноября 2005 г. N 87
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника