Решение Камчатского областного суда от 1 августа 2005 г.
Камчатский областной суд в составе:
председательствующего |
Н.Б. Кудрявцева |
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 1 августа 2005 года гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Камчатской области о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению ст. 19 Закона Камчатской области от 21 августа 1995 года N 7 "О статусе депутата Совета народных депутатов Камчатской области", установил:
Исполняющий обязанности прокурора Камчатской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению ст. 19 Закона Камчатской области от 21 августа 1995 года N 7 "О статусе депутата Совета народных депутатов Камчатской области", предусматривающей освобождение депутата Совета народных депутатов области от призыва на военную службу и на военные сборы. В обоснование своих доводов прокурор указал, что содержащееся в оспариваемой статье положение об освобождении депутата Совета народных депутатов области от призыва на военную службу и военные сборы, противоречит федеральному законодательству и принято субъектом РФ с превышением пределов своих полномочий, поскольку законодательное регулирование в сфере военной службы, в том числе и по вопросам предоставления отсрочки от службы и военных сборов, относится к исключительному ведению РФ.
В судебном заседании представитель и.о. прокурора Камчатской области старший помощник прокурора Камчатской области Ерыгина Е.В. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель Совета народных депутатов Камчатской области Анисимова Л.В. с заявлением не согласилась, ссылаясь на его необоснованность.
Считает, что оспариваемая статья не противоречит федеральному законодательству и принята органом государственной власти субъекта РФ в пределах своих полномочий.
Представитель администрации Камчатской области Курасова Т.Б. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив соответствие оспариваемой нормы Закона Камчатской области федеральному законодательству, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом "м" ст. 71 Конституции РФ вопросы обороны и безопасности отнесены к исключительному ведению Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 59 Конституции РФ гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность предусматривает призыв на военную службу и военные сборы.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ правовой основой воинской обязанности и военной службы являются: Конституция РФ, настоящий закон, а также другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры РФ.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ осуществляет законодательное регулирование в пределах своих полномочий по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ.
Предусмотрев в ст. 19 Закона Камчатской области "О статусе депутата Совета народных депутатов Камчатской области" положение об освобождении депутата от призыва на военную службу и военные сборы, органы государственной власти Камчатской области осуществили законодательное регулирование по вопросам, находящимся в исключительной компетенции РФ, тем самым превысив свои полномочия, установленные Конституцией РФ.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что ст. 19 Закона Камчатской области "О статусе депутата Совета народных депутатов Камчатской области", устанавливающая положение об освобождении депутата Совета народных депутатов области от призыва на военную службу и военные сборы, противоречит Федеральным законам "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998'года N 53-ФЗ, "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ и в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ подлежит признанию недействующей, а, следовательно, не подлежащей применению с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Камчатской области удовлетворить.
Признать ст. 19 Закона Камчатской области от 21 августа 1995 года N 7 "О статусе депутата Совета народных депутатов Камчатской области" не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о настоящем решении, после вступления его в законную силу, подлежит опубликованию в газете администрации Камчатской области "Официальные ведомости".
На решение после его составления в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Камчатский областной суд.
Председательствующий |
Н.Б. Кудрявцев |
Решение в окончательной форме составлено 5 августа 2005 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Камчатского областного суда от 1 августа 2005 г.
Текст решения опубликован в газете "Официальные ведомости" от 10 ноября 2005 г. N 87
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника