Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства социального
развития и труда Камчатского края
от 3 ноября 2009 г. N 254-п
Краевая ведомственная целевая программа
"Социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, на 2010 год"
3 сентября 2010 г.
Паспорт
краевой ведомственной целевой Программы "Социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, на 2010 год"
Основание для разработки программы |
распоряжение Правительства Камчатского края от 01.04.2009 N 143-РП; |
Государственный заказчик программы |
Министерство социального развития и труда Камчатского края; |
Разработчик программы |
Министерство социального развития и труда Камчатского края; |
Главный распорядитель средств программы |
Министерство социального развития и труда Камчатского края; |
Участники программы |
Министерство социального развития и труда Камчатского края; |
Цель программы |
социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, возвращение их к нормальной жизни в условиях гражданского общества, формирование у них активной жизненной позиции, восстановление социальных связей; |
Задачи программы |
объединение усилий всех заинтересованных государственных органов и служб в осуществлении мер, направленных на социальную адаптацию граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы; |
Основные мероприятия программы |
социально-бытовое устройство, содействие в профессиональном обучении и трудоустройстве граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, профилактика инфекционных заболеваний; |
Сроки и этапы реализации программы |
2010 год; |
Объемы и источники финансирования программы (в ценах 2009 года) |
общий объем финансирования программы составляет 300,0 тыс. руб., в т.ч. краевой бюджет 300,0 тыс. руб.; |
Прогноз ожидаемых результатов реализации программы |
снижение социальной напряженности среди граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы; |
Система организации выполнения программы и контроль за исполнением программных мероприятий |
общее руководство и контроль за реализацией программы осуществляет Министерство социального развития и труда Камчатского края. |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
В настоящее время в Камчатском крае функционируют: исправительная колония строго режима (ИК-6), исправительная колония общего режима (ИК-5), исправительный участок колонии-поселения при ИК-5, следственный изолятор, Камчатская воспитательная колония, исправительной участок колонии для осужденных женщин при Камчатской воспитательной колонии.
Общая численность осужденных в учреждениях исполнения наказаний Камчатского края по состоянию на 1 мая 2009 года составляет 2402 человека, из них: несовершеннолетних 14, женщин 74.
Ежегодно более 800 осужденных освобождаются из исправительных учреждений УФСИН России по Камчатскому краю.
В условиях экономического кризиса, спада промышленного производства и сокращения рабочих мест обострились многие социальные проблемы, связанные с гражданами, освобожденными из мест лишения свободы.
Действующая система и сложившаяся практика правового регулирования социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, не обеспечивают в полной мере реализацию прав и законных интересов этих граждан.
Вследствие этого, в Камчатском крае обострились проблемы, сдерживающие решение вопросов по социальной адаптации граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, и лиц без определенного места жительства.
Испытывая трудности в решении вопросов трудоустройства, получения медицинской помощи, оформления пенсий и социальных выплат, регистрации по месту жительства, получения необходимого образования, они вновь встают на путь совершения преступлений, оказывая негативное влияние на состояние правопорядка.
Несмотря на общее снижение количества преступлений на территории Камчатского края в 2008 году, число лиц ранее совершавших преступления остается стабильно высоким.
|
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
лица, совершившие преступления (всего), из них: |
3102 |
4250 |
4098 |
3359 |
ранее совершавшие преступления |
1076 |
1104 |
1192 |
938 |
Согласно приведенной статистике 25-35% полностью отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, вновь совершают преступления. Это показатель не только эффективности исполнения наказания, но и диагноз состояния системы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Если быть точным - это показатель отсутствия такой системы.
Важнейшей составляющей частью социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является их профессионально-трудовая реабилитация.
Освобождаемые из мест лишения свободы граждане составляют особую социально-демографическую группу населения Камчатского края, состоящую преимущественно из мужчин трудоспособного возраста и подростков. Основную часть, 88% освобождающихся, составляют лица в трудоспособном возрасте от 18 до 60 лет.
При этом 47% освобождающихся находятся в наиболее активном трудоспособном возрасте от 25 до 45 лет, в возрасте для продолжения образования и труда, от 18 до 25 лет, - 28% освобождающихся. В связи с этим вовлечение освобожденных граждан в общественно-полезную деятельность, приносящую им доход как источник существования, является одним из главных направлений их социальной адаптации к нормальной жизни.
Состояние рынка труда в Камчатском крае неоднозначно для трудоустройства освобожденных из мест лишения свободы. С одной стороны, они менее конкурентоспособны вследствие более низкого образовательного уровня по сравнению с безработными.
образование |
образовательный уровень в процентах |
|
безработных |
лиц, освобожденных из учреждений УИН |
|
начальное |
- |
3,6 |
неполное среднее |
14,8 |
35,3 |
среднее общее |
23,7 |
23,2 |
начальное профессиональное |
18,9 |
17,5 |
среднее специальное |
27,9 |
10,8 |
высшее и неполное высшее |
14,7 |
7,2 |
Удельный вес освобождаемых с высшим и средним профессиональным образованием (18%) в 2,4 раза уступает образовательному уровню безработных на текущем рынке труда Камчатского края (46,2%). По неполному среднему образованию картина обратная; число их среди освобождаемых в 2,4 раза превышает численность среди безработных. К тому же среди освобождаемых 3,6% составляют лица с начальным образованием. Таким образом, среди освобождаемых лица с неполным и средним начальным образованием составляют около 39%.
Следовательно, данные об образовательном уровне освобожденных говорят о том, что они, как правило, могут претендовать на вторичный рынок труда, то есть рынок низкоквалифицированного, низкооплачиваемого труда.
В связи с этим, повышение конкурентоспособности освобожденных на рынке труда в значительной степени связано с повышением их образовательного статуса через систему образования, в том числе профессионального.
Учитывая возрастной состав освобождающихся - молодежь в возрасте 14 до 25 лет составляет 37% - вовлечение их в систему профессионального обучения (одновременно с образовательным) является важнейшим направлением социальной адаптации и конкурентоспособности их на рынке труда.
С другой стороны, существующий спрос на текущем рынке труда Камчатского края характеризуется преимущественной потребностью в рабочих специальностях, которыми зачастую владеют лица, освобожденные из мест лишения свободы, но имеющийся уровень квалификации не позволяет претендовать на их замещение.
Отсюда следует, что в целях повышения конкурентоспособности освобожденных на рынке труда и выхода на первичный рынок труда, необходимо повышать их квалификационный уровень в процессе профессионального обучения осужденных непосредственно в системе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю.
Помочь осужденному получить образование, профессию - это важная социальная задача, способствующая лучшей адаптации его на свободе.
Медицинская реабилитация является обязательной, неотъемлемой частью социальной адаптации и включает в себя меры по восстановлению здоровья, оказанию социальной поддержки по восстановлению трудоспособности и выполнению условий охраны труда, а также по обеспечению в социуме, при необходимости, санитарно-эпидемиологического благополучия, связанного с проводимой реабилитацией.
Низкий потенциал здоровья человека, существующий в настоящее время, в случае его осуждения и заключения в учреждения исполнения наказания является основой для быстрого и значительного ухудшения психического и соматического состояния, возникновения хронических заболеваний. Стресс, вызванный осуждением, пребывание в специфических условиях учреждения исполнения наказаний, оказывают резко негативное, часто губительное воздействие на организм, душевное и физическое здоровье.
По данным Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю в учреждениях исполнения наказания содержится 156 человек больных туберкулезом, из них больны активной формой туберкулеза 43 человека, а общее число страдающих туберкулезом, ВИЧ и наркоманией составляет 236 человек.
Заболеваемость туберкулезом, ВИЧ, гепатитом и наркоманией среди заключенных вызывает особую тревогу. При этом у части из них отмечаются лекарственно-устойчивые формы туберкулеза, а это значит, что такие больные обречены.
Ежегодно в места лишения свободы попадает примерно 900 человек и почти столько же освобождаются, при этом каждый из них невольно входит в контакт с больным. Значительное число освобождающихся фактически являются носителями микобактерий# туберкулеза. Установлено, что один туберкулезный больной (бактериовыделитель) может заразить от 10 до 80 человек в год.
Нетрудно представить, какую серьезную эпидемиологическую опасность представляют лица, освобождающиеся из учреждений исполнения наказаний. Установлено, что почти треть (31%) больных, освобождающихся из мест лишения свободы, не встает на учет в противотуберкулезный диспансер и другие лечебные учреждения, не осуществляет специальное лечение и, таким образом, распространяет смертельно опасные инфекции: туберкулез, гепатит и другие.
Еще одной не менее важной составляющей частью социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является их бытовое устройство. Практически для каждого освободившегося из мест лишения свободы вопрос о бытовом устройстве наиболее значим.
Учреждения исполнения наказания, при всех проводимых мероприятиях по подготовке осужденных лиц к освобождению, не в состоянии полностью решить вопросы их бытового устройства. Сегодня специалист по социальной работе указанного учреждения не способен реально влиять на решение проблемы бытового устройства освобождающихся.
Самая острая и практически не решаемая в настоящее время проблема - это проблема с лицами без определенного места жительства, их приходиться освобождать "по месту ареста". Раньше подобные граждане помещались в приемники-распределители. Однако в 2003 году эти учреждения системы МВД были ликвидированы.
Их деятельность вошла в противоречие с действующим федеральным законодательством в части обеспечения прав и свобод граждан и применения мер административной ответственности. В связи с тем, что в Камчатском крае нет ни социального приюта для этой категории граждан, ни специализированного учреждения социального обслуживания "бомжи" возвращаются "под трубы", а затем снова в места лишения свободы.
В 2002-2005 годах на территории Камчатской области реализовывалась долгосрочная областная целевая программа "Реабилитации граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы". Реализация мероприятий программы позволила решить одну из важных задач - снизить социальную напряженность среди граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц "бомж".
За период действия программы 576 лиц, отбывших уголовное наказание, были обеспечены гражданскими паспортами, 77 отправлены к постоянному месту жительства в пределах Камчатской области и Корякского округа.
Полностью были удовлетворены нужды следственного изолятора УИН МЮ РФ по Камчатской области в трех дезинфекционных камерах. В рамках программных мероприятий по улучшению эпидемиологической ситуации в учреждениях исполнения наказаний 1500 человек прошли необходимое флюорографическое обследование и по его результатам, нуждающиеся в лечении, получили дополнительную медицинскую помощь. Это положительно отразилось на эпидемиологической ситуации в целом.
В соответствии с мероприятиями программы по профессиональному обучению и трудовому устройству 549 осужденных получили профориентационные услуги, 42 человека, отбывших уголовное наказание, прошли профессиональное обучение. Из них, закончили программу обучения 39 человек, в том числе 13 - молодежь в возрасте 16-29 лет, которые в дальнейшем трудоустроились.
Нерешенность проблем этой категории граждан, снова приводит к социальной напряженности, а значит и к совершению новых преступлений, как единственного выхода решения всех проблем. Несмотря на общее снижение количества преступности на территории края в 2008 году стабильно высокое число лиц ранее совершавших преступления прямое доказательство роста социальной напряженности в их среде.
Ситуация диктует необходимость создания действенной системы социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, объединения усилий всех заинтересованных государственных органов и служб в осуществлении мер, направленных на социальную адаптацию граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы.
2. Цели, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение
2.1. Целью Программы является социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, возвращение их к нормальной жизни в условиях гражданского общества, формирование у них активной жизненной позиции, восстановление социальных связей.
2.2. Основной задачей Программы является осуществление мер, направленных на социальную адаптацию граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы.
2.3. Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, в условиях гражданского общества путем оказания им социальной, медицинской и иной помощи, организации профессионального обучения и трудоустройства. Основными программными мероприятиями являются:
- социально-бытовое обустройство граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы;
- содействие в профессиональном обучении и трудоустройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
- профилактика инфекционных заболеваний;
2.4. Перечень программных мероприятий, с указанием объемов финансирования по основным направлениям реализации Программы приведен в приложении N 1 к Программе.
2.5. Источником финансирования Программы является краевой бюджет.
2.6. Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 300,0 тыс. руб., в т.ч. краевой бюджет 300,0 тыс. руб.
2.7. Финансирование Программы рассчитано в ценах 2009 года.
3. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности ее реализации
Снижение социальной напряженности среди граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, уменьшение количества лиц ранее совершавших преступления, улучшение криминогенной ситуации на территории Камчатского края.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- обеспечить профессионально-трудовую реабилитацию;
- обеспечить медицинскую реабилитацию;
Степень достижения поставленных целей на основе количества человек, получивших реабилитационную помощь, и индикаторов эффективности бюджетных расходов и будет являться основной оценкой эффективности реализации Программы.
4. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство социального развития и труда Камчатского края.
Исполнитель программных мероприятий несет ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, обеспечивает своевременный учет и предоставление необходимой финансовой отчетности при реализации мероприятий Программы, обеспечивает подготовку обобщенной информации о ходе реализации Программы и эффективности проводимых мероприятий в установленные сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.