Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. SWOT-анализ социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа
2.1. Конкурентные преимущества Петропавловск-Камчатского городского округа
Петропавловск-Камчатский городской округ является административным, промышленным, культурным и научным центром Камчатского края. В настоящее время Петропавловск-Камчатский - главный на Камчатском полуострове стратегически важный транспортный узел и крупный международный торговый рыбный порт.
Активизация экономического потенциала и повышение эффективности использования сильных сторон Петропавловск-Камчатского городского округа будет способствовать улучшению социально-экономического положения, поскольку городской округ обладает комплексом устойчивых конкурентных преимуществ, в числе которых:
2.1.1 демографическая ситуация, уровень жизни населения, рынок труда:
- позитивные процессы в естественном движении: увеличение рождаемости и стабилизация смертности населения;
- превышение среднедушевых денежных доходов населения Петропавловска-Камчатского над величиной прожиточного минимума составляет 2,5 раза;
2.1.2 социальная сфера:
- высокая концентрация объектов социальной инфраструктуры в городском округе и доступность их для населения;
- стабильное повышение заработной платы работников социальной сферы в связи с реализацией Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
- внедрение информационных технологий в работу учреждений социальной сферы;
2.1.3 экономика городского округа, инвестиции:
- разворот внимания федерального центра в сторону ДВФО;
- выгодное географическое положение и значительный потенциал в АТР;
- значительный запас природных ресурсов на прилегающих территориях (водных биологических, энергетических, минерально-сырьевых);
- развитый потребительский рынок;
- наличие рекреационных ресурсов (в первую очередь, на прилегающих территориях);
- активное участие городского округа в государственных программах Российской Федерации и Камчатского края;
- высокий удельный вес инвестиций, привлеченных в экономику городского округа в общей численности привлеченных инвестиций в целом по региону;
2.1.4 городское хозяйство:
- высокий уровень обеспеченности жильем населения городского округа - 24 квадратных метра на человека;
- высокий уровень благоустройства жилищного фонда;
- высокая самообеспеченность энергетическими ресурсами;
- большой резерв энергетического потенциала;
2.1.5 жилищно-коммунальная сфера:
- высокий спрос на жилье;
- наличие стабильно финансируемых государственных и муниципальных программ в сфере строительства;
2.1.6 градостроительство:
- уникальное местоположение городского округа;
- наличие муниципальной и региональной нормативной и градостроительной документации;
2.1.7 транспорт:
- порт Петропавловска-Камчатского - опорный центр для флота рыбной промышленности Камчатского края;
- развитое междугородное и международное авиасообщение;
- удобное расположение для развития транзитного грузо- и пассажиропотока;
2.1.8 связь:
- высокий уровень телефонизации по фиксированной и мобильной связи;
- высокие темпы перехода к цифровому теле- и радиовещанию;
- высокий уровень инвестиций в развитие отрасли;
- наличие конкуренции на рынке мобильной связи;
- возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
2.1.9 муниципальные финансы:
- концентрация налоговой базы Камчатского края на территории городского округа;
- формирование бюджета на основе программно-целевого принципа;
2.1.10 муниципальное имущество:
- повышение качества управления и распоряжения муниципальным имуществом;
- проведение кадастровых работ по оценке муниципального имущества;
2.1.11 система местного самоуправления;
- наличие четко организованной структуры органов местного самоуправления;
- широкое использование автоматизированных информационных систем;
- активная помощь населению в решении широкого спектра вопросов;
2.1.12 сфера общественной и личной безопасности:
- создание зон санитарной охраны части источников питьевого водоснабжения;
- газификация предприятий теплоэнергетики;
- снижение общего числа преступлений, зарегистрированных на территории городского округа;
- снижение доли тяжких и особо тяжких преступлений;
- проведение профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних и в отношении них;
- проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и происшествий;
- снижение числа дорожно-транспортных происшествий и числа пострадавших и погибших.
Сводная характеристика SWOT-анализа социально-экономического положения Петропавловск-Камчатского городского округа приведена в приложении 2 к настоящему Решению.
2.2. Ключевые проблемы социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа
Влияние экономических структурных проблем развития Российской Федерации и Камчатского края оказывает непосредственное воздействие на развитие городского округа.
Вместе с тем, городской округ имеет и специфические проблемы, которые выявлены в результате анализа социально-экономического развития:
2.2.1 ключевые проблемы качества городского пространства:
- несоответствие пространственной организации городского округа современным требованиям, обусловленное моральным устареванием его пространственной организации, отсутствием общего архитектурного стиля городского округа, отсутствием планировочной целостности, наличием природных планировочных ограничений, высокой себестоимостью производства строительных материалов и строительства, в том числе из-за неблагоприятных климатических и инженерно-геологических условий, высокой стоимостью привозных строительных материалов, дефицитом квалифицированных кадров, нехваткой земельных ресурсов, обеспеченных инженерными коммуникациями под строительство жилья;
- низкая эффективность функционирования жилищного хозяйства, инженерного обеспечения, связанные с отсутствием актуальных генеральных схем водоснабжения и водоотведения, низкой платежеспособностью населения (задолженность по оплате коммунальных услуг), низкой инфраструктурной освоенностью южного и северо-восточного районов городского округа, отсутствием очистных сооружений необходимой мощности, износом тепловых, водопроводных и канализационных сетей;
- несоответствие транспортной и улично-дорожной инфраструктуры городского округа потребностям сегодняшнего дня, характеризующееся, отсутствием железнодорожного сообщения с остальной территорией страны, неудовлетворительным состоянием портового хозяйства, перегруженностью транспортной сети, безальтернативностью основных видов транспорта, сложными климатическими условиями;
- ухудшение качества окружающей среды, обусловленное сбросом неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, отсутствием системы ливневой канализации, отсутствием современного полигона ТБО с возможностью обезвреживания отходов 1 - 2 классов опасности, неразвитой индустрией переработки отходов и системы селективного сбора, наличием несанкционированных мест размещения отходов на территории городского округа, низкой экологической культурой населения;
- увеличение преступлений, обусловленное увеличением доли преступлений, совершенных несовершеннолетними и при участии несовершеннолетних, снижением удельного веса расследованных преступлений по отношению к общему числу, высоким уровнем краж;
2.2.2 ключевые проблемы жилищно-коммунальной сферы связаны с недостаточными темпами строительства, низким качеством жилья на вторичном рынке, ростом доли ветхого и аварийного жилья, высокими тарифами на услуги ЖКХ, плохими эксплуатационными качествами зданий;
2.2.3 ключевые проблемы развития городского округа в социальной сфере:
- недостаточный уровень развития отраслей социальной сферы, обусловленный низким уровнем финансирования, низкой инвестиционной привлекательностью, связанной с ее социально ориентированным характером, низким уровнем оплаты труда работников муниципальных учреждений этой сферы, высокой текучестью кадров, наличием устаревшей материально-технической базой и др.;
- недостаточное количество дошкольных образовательных учреждений, обусловленное ростом рождаемости, темпами, опережающими расширение сети ДОУ;
- несбалансированность спроса и предложения на рынке труда обусловлена миграционным оттоком из городского округа квалифицированных специалистов, миграционным притоком неквалифицированных кадров из стран СНГ, сезонными колебаниями рынка труда в городском округе;
2.2.4 ключевые проблемы развития городского округа в экономической сфере связаны с:
- зависимостью рыбной промышленности от государственной политики и региональной политики в сфере распределения квот на вылов рыбы и морепродуктов и административных барьеров в части ветеринарного надзора за процессами производства и транспортировки рыбы и рыбной продукции;
- монопрофильностью экономики городского округа;
- пространственной оторванности от основных рынков сбыта продукции, замкнутость сбыта основных производств на региональный рынок;
- высокой зависимостью малого бизнеса от внутреннего спроса, обусловленной обособленным географическим расположением г. Петропавловска-Камчатского;
- высоким уровнем износа основных фондов;
- низким уровнем внедрения инновационных технологий в экономику;
- недостатком в отдельных секторах экономики необходимого профессионально-квалификационного состава кадров (в сфере туризма, общественного питания и др.);
- существенным дисбалансом между торговлей и иными видами деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;
- отсутствием инфраструктуры в порту г. Петропавловска-Камчатского для обслуживания круизных лайнеров в соответствии с международными стандартами;
- наличием инфраструктурных ограничений освоения природно-ресурсной базы, прежде всего в транспортной и энергетической сферах;
- нехваткой объектов туристической инфраструктуры (гостиниц, предприятий общественного питания, торговых и развлекательных центров);
- низким уровнем благоустройства городского округа;
- высокой стоимостью логистических услуг по доставке продуктов, промышленных товаров и материалов;
- недостаточностью земельных ресурсов для развития бизнеса, (неурегулированная ситуация с землями МО Российской Федерации);
- неравное положение по сравнению с "материком" предпринимателей в связи с дополнительной налоговой и социальной нагрузкой на бизнес ("северные" льготы);
2.2.5 ключевые проблемы развития городского округа в сфере муниципального управления:
- дефицит финансовых ресурсов для реализации программных мероприятий и управленческих функций, обусловленный ограниченными возможностями бюджета городского округа для реализации социальной, экологической и экономической политики (дотационность бюджета), низкой самостоятельностью бюджета в части возможности влиять на увеличение налоговой базы, а также структуры финансовой помощи (с преобладанием целевых трансфертов), высоким уровнем муниципального долга и значительными расходами на его обслуживание;
- проблема кадрового обеспечения развития МСУ, проявляющаяся в кадровом дефиците в органах местного самоуправления, малая привлекательность муниципальной службы для молодого поколения специалистов вследствие низких заработных плат, в отличие от отраслей добычи полезных ископаемых, финансовой деятельности, государственного управления, военного дела и др.;
2.2.6 ключевые проблемы развития городского округа в сфере управления муниципальным имуществом, проявляющиеся в регистрации имущества, передаваемого из федеральной собственности, высокая доля доходов от приватизации муниципального имущества, в т.ч. земельных участков, наличие кредиторской задолженности муниципальных предприятий;
2.2.7 ключевые проблемы развития городского округа в сфере связи связаны с отсутствием мощных магистральных каналов для обеспечения высокой скорости доступа в сеть Интернет, высокими тарифами на услуги доступа в сеть Интернет, монополизмом ОАО "Ростелеком" в сфере фиксированной телефонии.
2.3. Внутренние и внешние угрозы социально-экономическому развитию Петропавловск-Камчатского городского округа
Экономика городского округа является открытой экономической системой, подверженной воздействию как внешних, так и внутренних угроз экономических, социальных, демографических и экологических.
Среди факторов внешней среды, влияющих на социально-экономическое развитие городского округа, ключевыми являются кризисные явления в мировой экономике и колебания мировых цен на сырьевые товары, особенно на нефть.
Среди факторов внутренней среды, влияющих на социально-экономическое развитие городского округа, ключевыми являются:
2.3.1 угрозы в обеспечении комфортного безопасного пространства для жизнедеятельности населения городского округа:
- снижение софинансирования инвестиционных проектов из бюджета Камчатского края;
- неготовность дорожной системы городского округа к развитию ТОСЭР;
- увеличение проблем в функционировании комплекса городского хозяйства ввиду принимаемых нереалистичных судебных решений по срочному приведению объектов в нормативное состояние;
- отсутствие ресурсных условий для реализации новых градостроительных решений;
- снижение спроса на жилье вследствие роста ставок по ипотеке;
- отсутствие четких приоритетов местной градостроительной политики;
- запредельная загруженность городских магистралей;
- отсутствие необходимого объема средств на ремонт и реконструкцию дорог;
2.3.2 экологические угрозы:
- ухудшение качества окружающей среды;
- снижение уровня здоровья населения вследствие загрязнения окружающей среды;
- дефицит специалистов, работающих в сфере обращения с отходами;
2.3.3 угрозы в сфере личной безопасности:
- рост уровня преступности, в том числе увеличение доли тяжких и особо тяжких преступлений;
- рост численности населения с диагнозом "наркомания" и "алкоголизм";
- рост числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них;
2.3.4 угрозы в жилищно-коммунальной сфере:
- рост неплатежей населения;
- увеличение доли ветхого и аварийного жилья;
- уход с рынка части управляющих компаний, что приведет к росту монополизма;
2.3.5 угрозы в социальной сфере:
- усиление демографических проблем вследствие возрастания влияния фактора "демографической ямы девяностых";
- усугубление процессов старения населения, ведущих к снижению доли трудоспособного населения и усилению иждивенческой нагрузки;
- рост уровня общей заболеваемости населения и снижение средней ожидаемой продолжительности жизни;
- сокращение финансирования строительства объектов социальной инфраструктуры из краевого и федерального бюджетов и др.;
2.3.6 угрозы в сфере экономики:
- ужесточение экономических санкций против России;
- ухудшение состояния финансового рынка;
- отток кадров на материк;
- угроза для реализации крупных инвестиционных проектов вследствие сокращения финансирования из вышестоящих бюджетов;
- сокращение запасов водных биологических ресурсов прилегающей акватории вследствие их незаконного промысла и нарушения мест обитания;
- ограничение судозаходов круизных лайнеров;
- снижение численности экономически активного населения;
- сохранение высокого уровня инвестиционных рисков на фоне их снижения регионами-конкурентами;
- отставание в сфере высоких технологий от аналогичных производств иностранных государств;
- увеличение технологического отставания городского округа от других центров Дальневосточного региона;
- уход субъектов малого предпринимательства в "теневую экономику";
2.3.7 угрозы в сфере муниципального управления:
- рост зависимости бюджета от финансовой помощи из регионального бюджета;
- бюджетные проблемы на краевом уровне;
- снижение престижности муниципальной службы, возможное сокращение числа муниципальных служащих;
- отток квалифицированных кадров из органов местного самоуправления;
2.3.8 угроза в сфере управления муниципальным имуществом - сохранение тенденции передачи из федеральной в муниципальную собственность объектов федерального недвижимого имущества с высокой степенью износа;
2.3.9 угроза в сфере связи - отставание во внедрении новых видов услуг (особенно, для бизнес-сегмента).
2.4. Основные факторы перспективного развития Петропавловск-Камчатского городского округа
Преодоление негативных тенденций в социально-экономическом развитии городского округа с учетом влияния факторов внутренней и внешней среды возможно за счет использования следующих факторов:
2.4.1 в городском хозяйстве:
- развитие градостроительства на основе формирования нового облика городского округа с учетом особенностей его местоположения и истории, реализации инвестиционных проектов, направленных на совершенствование структуры городского пространства, его инфраструктурного обеспечения;
- развитие жилищно-коммунального хозяйства на основе развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг, проведения инвентаризации жилищного фонда;
- развитие инженерного обеспечения, транспортной и улично-дорожной инфраструктуры, в том числе постепенная реконструкция и расширение сети городских автодорог (включая межквартальные проезды), развитие туристических транспортных перевозок, использование портовой инфраструктуры в рамках северного морского пути, развитие логистического потенциала порта в рамках новой экспортно-импортной политики государства, реализация инвестиционной программы по реконструкции городских сетей, передача МУП "Петропавловский водоканал" в краевую собственность, снижение расходов бюджета на жилищнокоммунальное хозяйство, возможности реализации проектов ГЧП в сфере жилищного строительства, развитие ГЭС в Камчатском крае для получения более дешевой электроэнергии (Жупановская ГЭС), а также расширение использования геотермальных ресурсов в энергетике;
- развитие системы информатизации и связи на основе развития сетей мобильной связи 4-го поколения, увеличения пропускной способности магистральных каналов доступа за счет ввода в эксплуатацию новых волоконно-оптических линий передач;
2.4.2 в экологической сфере:
- дальнейшая реализация природоохранных мероприятий, предусмотренных государственными и муниципальными программами;
- газификация объектов теплоэнергетики и населения;
- создание современного полигона ТБО и мусоросортировочного и перерабатывающего комплексов, с возможностью обезвреживания опасных отходов;
- популяризация селективного сбора отходов и переработки отходов - увеличение рынка вторсырья;
- ликвидация мест несанкционированного размещения отходов и предотвращение их появления;
- улучшение общей экологической обстановки на территории городского округа;
2.4.3 в социальной сфере:
- повышения качества и уровня жизни населения на основе социальной поддержки населения городского округа, реализации проектов и программ в социальной сфере, содействия развитию малого и среднего бизнеса, увеличения объемов жилищного фонда, ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда и др.;
- развитие рынка труда за счет повышения качества трудовых ресурсов, создания новых мест приложения труда в сфере градообразующих предприятий и объектов обслуживания, повышения заработной платы работников бюджетной сферы, имеющих наименьший месячный оклад (работников образования, здравоохранения, культуры и спорта);
- улучшение демографической ситуации на основе поддержки молодых семей с детьми и многодетных семей, повышения имиджа материнства, развития и поддержки инфраструктуры (детских садов, школ), и др.;
- развитие социальной сферы на основе создания условий для повышения доступности, уровня и качества услуг социальной сферы, повышения обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры (детских садов, реконструкция дома культуры);
2.4.4 в экономике:
- развитие промышленного сектора экономики на основе диверсификации экономики (развитие пищевой промышленности, в первую очередь мясомолочной, стройматериалов и других отраслей, нацеленных на конечный спрос), создания территории опережающего социально-экономического развития, обеспечивающей особые таможенные, налоговые и иные режимы и льготы для российского и иностранного бизнеса, создания промышленных парков, расширения участия городского округа в федеральных и краевых государственных программах;
- совершенствование предпринимательского климата на основе развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, совершенствования муниципальной нормативной правовой базы, направленной на поддержку и развитие МСП на территории городского округа, использование высокого транзитного потенциала Северного морского пути;
- увеличение объемов привлекаемых инвестиций на основе разработки приоритетов и стратегических направлений развития экономики и социальной сферы городского округа, формирования инвестиционно-привлекательного имиджа городского округа, привлечения иностранного капитала в реализацию инвестиционных проектов, увеличения въездного туристского потока;
- развитие потребительского рынка на основе повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей, развития пищевой промышленности;
2.4.5 в сфере муниципального управления:
- развитие муниципальной службы на основе использования передовых кадровых технологий привлечения высококвалифицированных специалистов в рамках взаимодействия с профильными учебными заведениями, оптимизации расходов (в том числе путем применения ГЧП), организации курсов повышения квалификации для широкого круга муниципальных служащих;
- развитие межмуниципального сотрудничества за счет расширения собственной налоговой базы, роста дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов;
- развитие способов реализации МСУ на основе формирования информационного пространства путем организации публичных дискуссий, общественных слушаний, использования новых технологий, повышения уровня гражданской активности населения в решении вопросов местного значения; организации территориального общественного самоуправления;
2.4.6 в сфере управления муниципальным имуществом - повышение качества управления муниципальным имуществом за счет передачи из федеральной собственности земель Министерства обороны Российской Федерации и ликвидации убыточных МУПов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.