Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 29 января 2002 г. N 35
"Приложение
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 29 декабря 2001 г. N 428
Областная государственная целевая программа
"Переселение граждан, проживающих в Камчатской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002 - 2010 годах"
Паспорт
Областной государственной целевой программы
"Переселение граждан, проживающих в Камчатской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2010 годах"
Наименование программы Областная государственная целевая программа
"Переселение граждан, проживающих в Камчатской
области, из ветхого и аварийного жилищного фонда
в 2002-2010 годах" (далее - Программа).
Наименование, номер и дата Резолюция губернатора Камчатской области на
принятия решения о письме ГУП "Камчатской дирекции по Строительству"
разработке программы. от 19.12.2001 N 1792.
Государственный заказчик Управление капитального строительства
администрации Камчатской области;
Основные разработчики -Управление капитального строительства
Программы администрации Камчатской области;
- Комитет по топливно - энергетическому
комплексу, транспорту, связи и
жилищно-коммунального хозяйства администрации
Камчатской области;
- ГУП "Камчатская дирекция по строительству".
- Управление архитектуры и градостроительства
администрации Камчатской области.
Цели и задачи Программы Основными целями Программы являются:
- обеспечение жильем граждан, проживающих в
домах, признанных непригодными для постоянного
проживания;
- ликвидация до 2005 года, включительно,
существующего в настоящее время аварийного и до
2010 года ветхого жилищного фонда, признанного
таковым в 2000 году (базисный показатель).
Для реализации данных целей необходимо решить
следующие основные задачи:
- подготовка условий и разработка механизма
переселения граждан из ветхого и аварийного
жилищного фонда;
- обеспечение формирования обязательств
собственника жилищного фонда относительно не
только состояния жилья, но и его восстановления;
- оптимизация развития территорий, занятых в
настоящее время ветхим и аварийным жилищным
фондом.
Сроки и этапы реализации 2002-2010 годы:
Программы 1 этап - 2002 - 2005годы;
2 этап - 2006 - 2010 годы.
Перечень основных мероприятий - формирование нормативной и правовой базы по
предоставлению жилья гражданам;
- установление очередности сноса или реконструкции
жилищного фонда и этапов переселения граждан:
- привлечение и аккумулирование бюджетных и
внебюджетных финансовых ресурсов для реализации
Программы;
- формирование переселенческого фонда для
временного отселения граждан из домов, подлежащие
реконструкции;
- поэтапное переселение жильцов и снос ветхого и
аварийного жилищного фонда;
Исполнители Программы и - Управление капитального строительства
основных мероприятий администрации Камчатской области;
- Комитет по топливно - энергетическому
комплексу, транспорту, связи и
жилищно-коммунального хозяйства администрации
Камчатской области;
- Комитет по экономике администрации Камчатской
области
- Департамент финансов и бюджетной политики
администрации Камчатской области;
- Управление архитектуры и градостроительства
администрации Камчатской области;
- ГУП "Камчатская дирекция по строительству;
- Органы местного самоуправления муниципальных
образований в Камчатской области (по
согласованию)
Объемы и источники Общий объем финансирования - 1287,6 млн.руб., из
финансирования Программы них предполагается привлечь:
-20% - средств федерального бюджета;
-50% - средства областного и
муниципальных бюджетов;
-30% - средства внебюджетных источников.
Источники финансирования |
Объем финансовых средств, млн. рублей | ||
Всего | В том числе: | ||
I этап (2002 - 2005 г. г.) |
II (2006 - 2010 г. г.) |
||
1 | 2 | 3 | 4 |
Всего | 1287,6 | 483,9 | 803,7 |
в том числе: | |||
федеральный бюджет | 257,5 | 96,8 | 160,7 |
Областной и местные бюджеты (по согласованию) |
643,7 | 241,9 | 401,8 |
внебюджетные источники | 386,4 | 145,2 | 241,2 |
Объемы финансирования из бюджетов области и
муниципальных образований ежегодно уточняются при
формировании бюджетов на последующие годы в
пределах их доходной части.
Ожидаемые конечные результаты Переселение из ветхого и аварийного жилищного
реализации Программы фонда более 6038 семей, в том числе: аварийного -
708 семей; ветхого - 5330 семей.
Разработка механизмов привлечения внебюджетных
источников в решении проблемы ликвидации ветхого
и аварийного жилья.
Выполнение государственных обязательств по
переселению граждан из жилых помещений,
непригодных для постоянного проживания.
Система организации контроля Государственный заказчик - управление
за исполнением Программы капитального строительства Администрации
Камчатской области
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Жилищный фонд Камчатской области по состоянию на 01.01.01 г. составил 6902,6 кв. метра общей площади, в том числе 5850,2 тыс. кв. м. (84,8%) в городах и поселках городского типа и 1052,4 тыс. кв. м (15,2%) в сельской местности, в том числе:
Основные показатели жилищного фонда за 2000 год
Всего | В том числе: | ||
город | село | ||
Общая площадь жилищного фонда, тыс. кв. м. |
65902,6 | 5850,2 | 1052,4 |
В том числе: | |||
Частный | 3199,4 | 2680,3 | 519,3 |
В том числе: | |||
в собственности граждан | 3030,1 | 2524,5 | 506,6 |
ЖСК | |||
колхозов | 26,5 | 9,8 | 16,7 |
Государственный (ведомственный) |
560,4 | 525,9 | 34,5 |
Муниципальный | 3136,0 | 2640,7 | 495,3 |
Смешанный | 6,8 | 3,3 | 3,5 |
Структура жилищного фонда по формам собственности за 2000 год
2000 год | |
Весь жилищный фонд | 100,0% |
в том числе: | |
частный | 45,5% |
государственный (ведомственный) | 7,8% |
муниципальный | 46,6% |
смешанный | 0,1% |
Доля ведомственного жилья за последние 10 лет сократилась с 52,3% до 7,8%. В тоже время в результате приватизации увеличилась доля частного жилищного фонда. Так, если в 1990 году она составляла 9,8%, то к началу 2001 года - 45,5%.
Обеспеченность жильем 1 жителя в среднем по Камчатской области в 2000 г. составила 19,4 кв. м. общей площади (городского жителя - 19,3 кв. метра и сельского - 20,1 кв. метра).
Существующий жилищный фонд в настоящее время имеет тенденцию к старению и ветшанию. Одной из главных причин, в связи с чем усугубляется проживание граждан в аварийном и ветхом жилом фонде в Камчатской области, является высокая сейсмичность основных заселенных территорий (8-9-10 баллов), на которых проживает основная масса населения области.
Жилой фонд, отнесенный к ветхому и аварийному, увеличился по сравнению с 1990 годом на 45%. За это же время доля ветхого и аварийного жилья в общем объеме жилищного фонда увеличилась с 1,5% до 3%. По состоянию на 01.01.2001 года ветхий и аварийный жилой фонд в общем объеме по Камчатской области составил 162,5 тыс. кв. метров. (Приложения N1,2 к Программе).
Процесс ликвидации непригодного для проживания жилья идет медленно. За 2000 год по ветхости в области выбыло 5,7 тыс. кв. м. жилья, что составляет лишь 2,4% от общей площади ветхого и аварийного жилья (для сравнения в 1999г. -16%). Уменьшились и объемы капитального ремонта. Если в 1990 году общая площадь капитально отремонтированных жилых помещений составила 87,7 тыс. кв. м., то в 2000 году - только 2,0 тыс. кв. м., т.е. если в 1990 г. ремонтные работы велись в 1,4% жилья, то в 2000 году - лишь 0,03%.
Социальная значимость проблемы ветхого и аварийного жилья обусловлена тем, что в результате проведенной приватизации жилья государственная поддержка содержания существующего жилищного фонда и проведения капитального и текущего ремонта осуществляется ненадлежащим образом, а уровень доходов большей части населения не позволяет решать свои жилищные вопросы.
Расчетами, выполненными к Программе определено, что к концу срока реализации программы общая площадь введенных в эксплуатацию жилых домов путем достройки объектов незавершенного жилищного строительства, строительная готовность которых составляет 50% и выше, а также путем проведения реконструкции жилищного фонда с улучшением состояния конструктивных элементов и планировочных решений составит всего 124,8 тыс. кв. метра (Приложения N3, 4, 5, 6 к Программе).
Кроме того, в результате переселения граждан, выезжающих за пределы Камчатской области на основании предоставления им субсидий как жителям, проживающих в районах Крайнего Севера, освобождающийся жилой фонд, поступающий в распоряжение муниципальных образований (40% от общего объема) также будет использован для переселения граждан из ветхого и аварийного фонда (Приложение N 7 к Программе).
Выбытие ветхого и аварийного жилого фонда в Камчатской области по годам реализации Программы представлен в приложении 9 к Программе.
2. Основные цели и задачи программы
2.1. Основными целями программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда являются:
- обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;
- ликвидация до 2005 года включительно существующего аварийного (с учетом прироста) и до 2010 года ветхого жилищного фонда, признанного таковым в 2000 году.
2.2. Основными задачами, призванными решить данную проблему, являются:
- формирование правового и методологического обеспечения определения порядка переселения граждан из ветхого и аварийно жилищного фонда, а также размеров оказания им государственной поддержки;
- обеспечение формирования обязательств собственника жилищного фонда относительно не только содержания, но и восстановления в случае физического износа и аварийного разрушения принадлежащего ему жилищного фонда;
- разработка положения и правил выпуска жилищных сертификатов для приобретения квартир на вторичном рынке гражданами, переселяемыми из аварийного и ветхого жилищного фонда;
- формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;
- создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья;
- разработка механизмов предоставления жилья переселяемым гражданам с учетом максимальной свободы выбора нового жилого помещения самими гражданами;
- учет разных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов в различных муниципальных образованиях в Камчатской области.
3. Сроки и этапы реализации программы
3.1. Программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Камчатской области предусматривает комплекс мероприятий, который должен быть осуществлен в течение 2002 - 2010 годов.
3.2. Намечается поэтапная реализация программы.
На первом этапе выполнение программных мероприятий намечается осуществлять в основном за счет бюджетных средств. В то же время будут создаваться предпосылки для крупномасштабного привлечения внебюджетных источников, планируемых для осуществления мероприятий второго этапа.
3.3. На первом этапе Программы (2002-2005 годы) необходимо создание методических, организационных и правовых условий для реализации Программы:
- оценка размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащее ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
- установление очередности сноса или реконструкции жилищного фонда, а соответственно, и очередности переселения граждан;
- привлечение и аккумулирование финансовых средств для реализации Программы;
- формирование обязательств собственника жилищного фонда по его восстановлению в случае физического износа или аварийного разрушения;
- решение проблемы переселения граждан из аварийного жилья на первом этапе преимущественно путем финансирования достройки объектов незавершенного жилищного строительства высокой степени готовности (50% и выше) (Приложения N 3, 4 к Программе).
3.4. Второй этап Программы (2006 - 2010 годы) будет состоять из переселения граждан из ветхих жилых домов. Он будет включать в себя следующие задачи:
- формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу и маневренного жилищного фонда для отселения граждан из домов, подлежащих реконструкции;
- поэтапное переселение жильцов и снос или реконструкция ветхого жилищного фонда (Приложения N 5, 6, 7, 8, 9 к Программе).
4. Система программных мероприятий
В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий по реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда включает в себя работу по трем направлениям:
- правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;
- разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения аварийного и ветхого жилищного фонда в муниципальных образованиях в Камчатской области.
4.1. Правовое и методологическое обеспечение Программы
С целью реализации Программы необходимо решение юридических вопросов, связанных с переселением граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, в рамках жилищного законодательства и формирование нормативно-методической базы, определяющей местные условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
При реконструкции ветхого жилищного фонда необходима заинтересованность собственников жилых помещений в том, чтобы после реконструкции принадлежащее им помещение было ими востребовано. Для реализации этого необходимо предусмотреть создание муниципального маневренного жилищного фонда и правил его предоставления на условиях срочного найма.
Для формирования обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда, необходимо включение амортизационных отчислений на восстановление жилищного фонда в структуру затрат по содержанию жилья, что позволит собственнику жилья свести до минимума издержки на восстановление жилищного фонда в связи с его естественным ветшанием.
Должно обеспечиваться страхование жилья от непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, что позволит не только снизить риски собственников жилья, но и окажет позитивное влияние на укрепление финансов как областного, так и муниципальных уровней. В этих целях следует разработать соответствующую правовую базу.
4.2. Финансовое обеспечение программы
Общий объем финансирования программы составляет 1287,6 млн. рублей (Приложение N10 к Программе)
Финансирование первого этапа Программы (2002-2005гг.) предусматривается за счет следующих источников:
Всего | |
Планируемый ввод жилья для реализации программы, тыс. кв. м. | 55,18 |
Потребность в инвестициях для реализации первого этапа программы, млн. руб. |
483,9 |
В том числе: | |
Средства федерального бюджета | 96,8 |
Средства областного бюджета | 140,0 |
Средства местных бюджетов муниципальных образований в Камчатской области (по согласованию) |
101,9 |
Внебюджетные источники | 145,2 |
Реализация Программы на втором этапе (2006-2010 гг.) предусматривается за счет следующих источников финансирования:
Всего | |
Планируемый ввод жилья для реализации программы,тыс. кв. м. | 69,62 |
Потребность в инвестициях для реализации второго этапа программы, млн. руб. |
803,7 |
В том числе: | |
Средства федерального бюджета | 160,7 |
Средства областного бюджета | 260,0 |
Средства местных бюджетов муниципальных образований в Камчатской области (по согласованию) |
141,8 |
Внебюджетные источники | 241,2 |
В ходе реализации программы отдельные объемы и источники финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и учета реальных возможностей соответствующих бюджетов.
Учитывая нестабильность бюджетных ресурсов, основной задачей в реализации программы является поиск внебюджетных источников финансирования, какими могут являться кредиты банков, облигационные займы, средства предприятий, заинтересованных в реализации программы, свободные денежные средства населения.
4.3. Обеспечение развития территорий ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда в муниципальных образованиях в Камчатской области
Для привлечения потенциальных инвесторов необходимо наличие информации о градостроительных и инженерных возможностях земельных участков, на которых сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд.
Разработка градостроительной концепции застройки муниципальных образований в Камчатской области должна производиться в соответствии с действующим законодательством.
Реализация мероприятий по развитию территории ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда в муниципальных образованиях в Камчатской области связана с решением вопросов формирования переселенческого жилищного фонда.
5. Организация управления Программой и контроль за ее реализацией
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик - управление капитального строительства администрации Камчатской области.
В реализации Программы принимают участие:
- комитет по топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и жилищно-коммунальному комплексу администрации Камчатской области;
- департамент финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области;
- комитет по экономике администрации Камчатской области;
- управление архитектуры и градостроительства администрации Камчатской области;
- органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области (по согласованию);
- ГУП "Камчатская дирекция по строительству";
Государственный заказчик Программы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы из различных источников и предварительных результатов ее выполнения, уточняет мероприятия программы, промежуточные сроки ее реализации и объемы финансирования:
- подготавливает и ежегодно представляет в установленном порядке бюджетные заявки на очередной финансовый год;
- обеспечивает подготовку и представление в установленные сроки отчеты о выполнении Программы.
Объемы бюджетного финансирования конкретных работ в рамках Программы определяются договорами, заключаемыми с организациями - исполнителями. Отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы могут периодически заслушиваться на заседаниях коллегии администрации Камчатской области.
Специальный контроль в сфере строительства осуществляется соответствующими государственными органами надзора, лицензирования, сертификации.
Мероприятия Программы
"Переселение граждан, живущих в Камчатской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2010 годах"
N | Наименование мероприятий | Срок исполнения |
Основные исполнители |
1 . |
Составление заявок на получение средств из федерального бюджета в соответствии с разработанными на федеральном уровне требованиями |
2002 -2009 годы |
- Управление капитального строительства администрации Камчатской области; - Комитет по экономике администрации Камчатской области; - Департамент финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области. |
2 . |
Организация управления программой, проведение практической работы по максимальному привлечению финансовых средств и их использованию |
- Управление капитального строительства администрации Камчатской области; - Департамент финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области; - ГУП "Камчатская дирекция по строительству"; - органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области (по согласованию). |
|
3 . |
Выработка финансовых инструментов привлечения долгосрочных инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры на участках ликвидируемого ветхого и аварийного жилья |
- Управление капитального строительства администрации Камчатской области; - Департамент финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области; - Управление архитектуры, градостроительства администрации Камчатской области; - ГУП "Камчатская дирекция по строительству"; - органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области (по согласованию). |
|
4 . |
Мониторинг реализации программы, в том числе контроль за целевым использованием полученных средств |
- Управление капитального строительства администрации Камчатской области; - Департамент финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области; - Комитет по топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и жилищно- коммунального хозяйства администрации Камчатской области. |
|
5 . |
Составление заявки на выделение областных бюджетных средств для реализации Программы при разработке проекта закона Камчатской области об областном бюджете на соответствующие финансовые годы |
2002 - 2009 | - Управление капитального строительства администрации Камчатской области; - Комитет по экономике администрации Камчатской области; - Департамент финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области; - ГУП "Камчатская дирекция по строительству"; - органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области (по согласованию). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.