Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 28 октября 2003 г. N 430 настоящая Программа изложена в новой редакции
Приложение
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 19 апреля 2002 г. N 179
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие туризма на Камчатке в 2002-2010 г.г."
28 октября, 8 декабря 2003 г., 20 сентября 2004 г., 3 ноября 2005 г., 15 мая 2006 г.
Законом Камчатской области от 13 декабря 2005 г. N 418 действие настоящей Программы приостановлено с 1 сентября 2006 г. по 31 декабря 2006 г.
Концепция развития туризма в Камчатской области
В мировой экономике туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. Обеспечивая работой 105 млн. человек, или каждого шестнадцатого на земном шаре, туризм представляет собой крупнейшую по числу занятых отрасль мирового хозяйства. Согласно сведениям Всемирной Туристской Организации (ВТО), для стран, имеющих развитую туристскую индустрию, в целом характерно что:
каждое рабочее место в секторе туризма создает еще одно рабочее место в смежных секторах экономики, а также 0,5 рабочего места в секторах, косвенно связанных с туризмом.
Туристское потребление, прямо или косвенно стимулирует развитие отраслей, производящих соответствующие товары и услуги, а, следовательно, и капиталовложения в эти отрасли.
Туристская отрасль в значительно большей степени, чем другие отрасли мирового хозяйства, характеризуется связью экономики с социальным, культурным и политическим аспектами, которая прослеживается на протяжении всего процесса производства, реализации, сбыта и потребления туристского продукта и услуг. Иностранный туризм не связан с вывозом из страны невозобновляемых ресурсов, "экспорт впечатлений", в отличие от любого другого вида продукции, практически неиссякаем. Туризм, при надлежащей его организации, представляет собой экологически чистое производство, активно способствует сохранению исторических, культурных и природных памятников, бережному отношению к окружающей среде.
Мировая туристская индустрия пережила в 2000 году резкий рост. Число туристов в мире достигло 698 млн. человек, рост за год составил 7%, поступления от туризма составили 476 млрд. долларов США. Особенно больших успехов добился Азиатско-Тихоокеанский регион, где число путешественников возросло за 2000 год на 15%. В течение последних 10 лет Восточная Азия и Тихоокеанский регион показали средний ежегодный рост порядка 8%. По прогнозам ВТО, высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся, и к 2010 году количество международных туристских поездок составит 937 млн., а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн. долларов США.
В 2000 году на 23% возросло общее количество иностранных граждан, посетивших Россию, и составило 22 млн. человек. Таким образом, по объему прибытий наша страна переместилась на почетное 7 место. Общее число иностранных граждан, въехавших в Россию, впервые превысило общее количество наших соотечественников, выехавших за границу. Число иностранных граждан, посетивших Россию с целью туризма в 2000 году,1 составило 2 млн. 597,8 тыс. человек.
Туризм, в Камчатской области на рубеже второго и третьего тысячелетий характеризуется двумя основными особенностями - наличием богатейших туристских ресурсов и слабым развитием туристской индустрии.
Основной целью Концепции является определение главных принципов и направлений развития туризма на Камчатке;
Основной задачей Концепции является определение необходимых условий для интеграции туристской отрасли в экономику области, усиления государственной поддержки туриндустрии, устойчивого развития современной туристской отрасли, роста занятости населения, сохранения и рационального использования богатого природно-рекреационного, этнографического и культурно-исторического потенциала.
1. Туристские ресурсы Камчатской области
Территория Камчатской области и всей Камчатки - одна из богатейших в мире по природным и рекреационным ресурсам. Термальные и минеральные источники, вулканы и ледники, знаменитая Долина гейзеров, разнообразная, в большинстве мест не тронутая цивилизацией флора и фауна, создают большие возможности для развития экологического туризма, спортивной рыбалки и охоты, горнолыжного туризма, альпинизма, организации чартерных рейсов и круизов.
В Камчатской области имеется 2 государственных заповедника, 17 государственных заказников, 169 уникальных природных объектов, включая памятники природы, 5 природных парков. 27% территории области отнесено к категории охраняемых. Пять природных территорий включены ЮНЕСКО в Список Всемирного культурного и природного наследия, объединенные под общим названием "Вулканы Камчатки".
Сохранилась самобытная культура малочисленных народов Севера: ительменов, коряков, эвенов и алеутов, что является прекрасным ресурсом этнографического туризма. Имеется областной краеведческий музей в г. Петропавловске-Камчатском с филиалами в районах области, военно-исторический музей, научный музей института вулканологии ДВО РАН, этнокультурные центры коренных народов Камчатки, историко-культурные комплексы и т.п. На территории области находится 11 памятников культуры и истории федерального значения, 7 из них в г. Петропавловске-Камчатском.
К рекреационному потенциалу, экзотическим объектам и особенностям области относятся, в первую очередь, такие явления природы, как грандиозные горные хребты с обилием потухших или действующих вулканов, множество горячих и холодных минеральных источников, гейзеры, фумаролы, расположенные, как правило, в живописных долинах, окруженных горами со вздымающимися к небу вершинами, покрытыми вечными снегами, с поросшими буйной зеленью склонами и альпийскими лугами. Камчатка необычайно богата водными ресурсами: здесь насчитывается до 14000 рек и ручьев, около 100 000 больших и малых озер, 414 ледников общей площадью 871,1 км2. На территории Камчатки 29 действующих и около 150 потухших вулканов, 274 минеральных источника, 160 из которых горячие, насчитывается 37 видов диких животных; все виды тихоокеанского лосося.
Круглый год на Камчатке возможна прекрасная рыбалка: летом - на все виды лососей, в течение большей части года - на морские и речные виды рыб. Весной и осенью охотничьи фирмы и общества организуют охоту на самых крупных зверей - медведя и лося, на такой экзотический вид, как снежный баран и т.д. Леса богаты ягодой, черемшой, в диких местах обитают рысь, росомаха, бобры и выдры, множество пушного Зверя и дичи.
Незабываемые впечатления оставляют берега полуострова, то круто обрывающиеся утесами в пенящиеся волны моря, то расступающиеся красивейшими бухтами и заливами, куда впадают реки с кристально чистой водой, где на уступах скал гнездятся сотни тысяч морских птиц, орланы. На множестве каменистых островков отдыхают многочисленные моржи, тюлени, котики, каланы, а в прибрежных водах резвятся дельфины и белухи, проплывают величественные киты. Большое количество памятников природы, представляющих собой уникальные источники, водопады, скалы, вулканы, острова с колониями птиц, озера и фьорды, горные массивы и урочища, нерестилища, заказники и резерваты всегда будут привлекать туристов, любящих природу.
Наличие активной вулканической деятельности, горных хребтов и вершин высотой более 3000 и 4000 метров, бурных рек и морей, прибрежных вод, богатых ихтиофауной, исторических памятников, этнографических музеев, национальных поселков ительменов, коряков, эвенов и алеутов, сохранивших многие древние традиции местного населения, его культуру и обычаи, по-прежнему будет вызывать интерес как у иностранных, так и у наших туристов, ученых, альпинистов, любителей водного и подводного спорта и любителей наблюдать за птицами, животными, растениями и всем многообразием нетронутой природы.
Туристский продукт, предлагаемый турфирмами Камчатской области, очень разнообразен: от стационарного отдыха с насыщенной экскурсионной программой до программ, представленных охотничьими и рыболовными турами, конными и пешеходными маршрутами, морскими прогулками по Авачинской бухте, экстремальными и экологическими турами и, как правило, с отдыхом на горячих минеральных источниках.
Туристские маршруты готовятся с учетом их доступности, различных категорий туристов, уровня их физических возможностей, интересов, познавательной ценности туров. Организуются детские летние лагеря с туристской программой. В программах туристских фирм Камчатки имеются следующие экологические, приключенческие, спортивные, бальнеологические и др. туры:
- пешеходный туризм (треккинг), посещение уникальных природных и исторических достопримечательностей: живописных ландшафтов, горячих источников и проявлений вулканизма;
- восхождения на вулканы, горные вершины, спортивный сплав по горным и равнинным рекам, подводное плавание;
- спортивно-охотничьи и рыболовные туры;
- горнолыжный туризм и спуски с вулканов с использованием вертолетов, лыжный треккинг;
- этнографические туры, посещение оленьих табунов, рыбалок, коренного населения, национальных праздников и выступлений народных ансамблей, гонки на оленьих и Собачьих упряжках;
- наблюдение природы, флоры и фауны, фото-сафари, подводные съемки;
- полеты на Командорские и Курильские острова, облеты действующих вулканов;
- круизные туры вокруг Камчатки, с заходом на Командорские и Курильские острова, на острова Карагинский, Верхотурова, Атласова с вулканом Алаид и т. д., морские прогулки по Авачинской бухте с рыбалкой и отдыхом в живописных бухтах, подводное плавание, посещение океанских пляжей;
- орнитологические, зоологические, географические, геолого-минералогические, ихтиологические и другие научные туры;
- сити-туры с посещением музеев, осмотром памятников защитникам Петропавловска в 1854 году, Чарльзу Кларку, Франсуа Лаперузу, Витусу Берингу, участникам штурма Курильских островов и др.
- отдых и лечение в санаторно-оздоровительных комплексах на базе минеральных, лечебных горячих источников Паратунки, в Малках, Начиках и Озерках, на термальных источниках: Апачинские, Тумрокские, Толмачевские, Пущинские, Озерновские, Анавгайские, Эссовские, Налычевские и др.
- посещения дач, предприятий по обработке рыбы и крабов, рыборазводных заводов, фермерских хозяйств, детских садов, семей жителей Камчатки.
С учетом ландшафтной привлекательности, наличия уникальных объектов, транспортной доступности, климатических условий, градообразующих и других факторов в области, целесообразно выделить несколько территорий, благоприятных для развития туризма (туристские зоны). Каждая туристская зона должна иметь значимый город, как базу или важный населенный пункт в роли местного центра туризма. Условно можно выделить девять таких зон:
- Петропавловск-Камчатская-Елизовская;
- Мутновско-Вилючинская;
- Южно-Камчатская;
- Начики-Малкинская;
- Средне-Камчатская;
- Быстринская;
- Ключевская;
- Кроноцко-Жупановская;
- Командорская.
2. Анализ современного состояния туристской сферы
Состояние туристской отрасли в Камчатской области обусловлено ситуацией социально-экономического развития области в целом, а также положением этой сферы до наступления эпохи реформ; которые привели к коренным отрицательным, явлениям в экономике страны, ее кризису и спаду во всех отраслях экономики области.
До 1990 года Камчатку посещало до 30 тысяч туристов, имелось "несколько гостиниц туристского класса, приюты на пешеходных маршрутах, функционировало почти 30 баз отдыха, 3 санатория на минеральных источниках. Значительное число туристов прибывало в межсезонье "маршрутами выходного дня" из ближайших краевых и областных центров.
Наступившая либерализация зарубежного туризма, когда огромное количество граждан России стало путешествовать за рубежом, а профсоюзы перестали дотировать путевки, привела к резкому спаду внутреннего туризма и, в особенности, социального туризма.
За три года, с 1990 по 1992 год, число отечественных туристов сократилось с 30 тысяч до 2 тысяч человек. В последующие годы число туристов понемногу стало возрастать.
Значительное число баз отдыха, санаториев (среди них крупный санаторий в Начиках) и профилакториев были либо закрыты, либо стали использоваться частично, и лишь в последние 3 года ситуация стала улучшаться.
Начало иностранного въездного туризма в 1990 году выявило проблему низкого уровня классности существующей туристской инфраструктуры Области. Гостиницы, дороги, автобусный парк, прокатные фирмы, организация и качество питания, обеспечение безопасности, рекламная деятельность, производство сувениров не соответствовали необходимому уровню.
Динамика статистики туристских потоков за 1996-2001 годы выглядит следующим образом:
Статистика турпотоков в Камчатской области
(человек)
Прием (въездной и внутренний туризм) |
1996 г. | 1997 г. |
1998 г. | 1999 г. |
2000 г. | 2001 г. |
1. Иностранные туристы | 2392 | 3967 | 4067 | 4500 | 6820 | 7464 |
2. Российские туристы (включая камчатских) |
4087 | 3075 | 3993 | 4200 | 4897 | 22934 |
Всего: | 6479 | 7042 | 8060 | 8700 | 11717 | 30398 |
---------------------------------------------------------------------------------
| Отправка туристов (выездной |1996 г.| 1997 |1998 г.| 1999 |2000 г.|2001 г.|
| туризм) | | г. | | г. | | |
| | | | | | | |
|---------------------------------+-------+------+-------+------+-------+-------|
| Страны дальнего зарубежья | 1126 | 1669 | 1410 | 2036 | 1163 | 1288 |
| | | | | | | |
|---------------------------------+-------+------+-------+------+-------+-------|
|В страны СНГ | - | - | - | 59 | 43 | 59 |
| | | | | | | |
|---------------------------------+-------+------+-------+------+-------+-------|
|В Россию | 796 | 488 | 45 | 307 | 135 | 339 |
| | | | | | | |
|---------------------------------+-------+------+-------+------+-------+-------|
|Всего | 1922 | 2157 | 1455 | 2402 | 1341 | 1686 |
| | | | | | | |
\-------------------------------------------------------------------------------/
Общий анализ прибытий туристов за последние 2 года позволяет надеяться на устойчивый поступательный рост их числа. При условии сохранения стабильной политической и экономической ситуации в стране прогнозируемой рост может составить порядка 10-15% в год. Примечательно, что в 2000 году резко увеличилось количество жителей Камчатки, пользующихся услугами турфирм и путешествующих по полуострову.
С 1997 года было принято и обслужено 21 самолетных чартера из Японии. Это чартерные рейсы из городов Нагоя, Ниигата, Кусиро.
В числе заметных достижений туристской деятельности последних лет следует назвать оформление и обслуживание около 30 заходов иностранных морских круизных судов на Камчатку. В 2002 году планируется прибытие порядка 12 круизов. Основной контингент пассажиров составляют граждане США, Германии, Японии и др.
В настоящее время в области осуществляют свою деятельность 102 туроператорские и турагентские фирмы. Около 80 из них получили сертификаты соответствия в Камчатском центре стандартизации и метрологии.
Больше внимания стало уделяться подготовке кадров разного уровня для туристской отрасли при учебных заведениях Камчатки и в Дальневосточном регионе, в городском турклубе, туристском лицее, на семинарах и курсах. В 2001 году дипломы о среднем специальном туристском образовании получили свыше 50 выпускников финансово-коммерческого колледжа и торгово-кооперативного техникума.
Позитивные изменения, хотя еще и недостаточные, произошли в продвижении камчатского туристского продукта на внешний и внутренний рынки, в улучшении качества рекламы оказываемых услуг предприятиями, туристской отрасли Камчатки. Издан рекламно-информационный сборник "Камчатка" на английском языке, распространяемый по всем каналам рекламы. Ежегодно Управление внешнеэкономических связей и туризма администрации Камчатской области принимает участие в проведении международных туристских выставок и ярмарок на территории России и за рубежом. В последние годы инфраструктура туризма в области получила определенное развитие. В самых живописных местах, таких как Долина гейзеров, Налычевский природный парк, озеро Курильское, на Ходуткинских, Тумрокских, Малкинских горячих источниках, на реках Жупанова и Опале, в охотничьих угодьях и местах спортивных рыбалок построено для туристов, охотников и рыболовов 17 туристских баз-кемпингов с полным комплексом обслуживания, 15 приютов, 9 оборудованных стоянок, 21 стационарный охотничий лагерь, 53 охотничьих домика.
В Петропавловске-Камчатском, Елизово, Паратунской зоне имеется сеть гостиниц разного уровня (3-2 звезды), с общей вместимостью около 800 мест. Наиболее комфортабельные из них - "Петропавловск", "Октябрьская", "Авача" - за последние годы были реконструированы. Имеется развитая сеть ресторанов (15), работают бары, кафе, клубы, казино, дискотеки (около 30) и другие объекты. Благоустраиваются и приводятся в порядок улицы г. Петропавловска-Камчатского, стадион, площади и набережная, переоборудуются рынки, магазины и киоски, открыты выставочный центр, картинные галереи, сувенирные отделы в магазинах, киоски. Реставрируются и благоустраиваются исторические памятники и достопримечательные места, посещаемые туристами.
Построены и оборудованы и продолжают строиться небольшие гостиницы на 10-15 мест в таких привлекательных местах, как Эссо, Мильково и др.
Расширен международный сектор и начата реконструкция аэровокзала в г. Елизово. Продолжается реконструкция морского вокзала с оборудованием погранично-таможенного терминала, оборудован причал с передвижным пропускным пунктом на СРМЗ фирмой "Пасифик-Нетворк". Модернизация и обновление материальной базы туризма - это одна из главных проблем ее развития, как в текущем периоде, так и в перспективе. Она не может быть решена только туристскими компаниями. Для развития туристской инфраструктуры необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон: администраций области и муниципальных образований, туристских компаний, банков и коммерческих структур, экологических организаций, частных лиц, учебных заведений, иностранных и отечественных инвесторов и всех других, кто заинтересован в развитии туризма в области.
В 2001 году исполнилось 10 лет со времени образования в составе администрации Камчатской области регионального государственного органа управления туризмом, созданного одним из первых в Российской Федерации. До 1997г. это самостоятельное управление по туризму, а в последующем совмещенное с Управлением внешнеэкономических связей и туризма.
Предпосылками для его создания явились следующие основные причины:
снятие ограничений на въезд иностранных граждан, создание туристских фирм различных форм собственности, необходимость оказания помощи и координации их деятельности, упорядочения туристского потока, содействия развитию туризма, как отрасли экономики полуострова, которая по существу начинается с этого времени.
Деятельность органа управления туризмом за эти годы строилась в соответствии с Концепцией развития туризма в Камчатской области, утвержденной решением 4 сессии областного Совета народных депутатов 21 созыва от 26.01.91г. За это время управление прошло путь от наспех разработанных правил и положений до регулирования туристской деятельности. С 1991 по 2001 годы принято около 15 нормативных документов главы администрации области, способствующие развитию туризма. Результатом активного сотрудничества с международной организацией "Северный Форум" явилось создание и дальнейшее развитие новой формы особо охраняемых природных территорий - региональных природных парков. Принимаются активные меры по развитию в них туризма, в том числе внесенных в Список Всемирного природного наследия. Повышается интерес к этой работе со стороны мирового сообщества. Уделяется внимание рекламно-информационной деятельности. Активное участие в проведении международных туристских выставок, ярмарок принимают работники Управления внешнеэкономических связей и туризма. Проводится работа по привлечению на Камчатку иностранных и российских киновидеосъемочных групп, писателей, фотографов.
Однако, многие вопросы, связанные с развитием туризма, остаются нерешенными. Туристам кроме прекрасной природы хочется утилитарных вещей:
комфортабельного жилья, удобного транспорта, вкусной еды, развлечений, профессионального обслуживания. Однако есть все основания констатировать, что фундамент туристской отрасли на Камчатке заложен. Область имеет возможность быть вовлеченной в один из самых развитых современных видов мирового бизнеса.
Что же дала экономике области туристская отрасль при небольшом пока потоке туристов.
К сожалению, до сих пор нет утвержденных форм обязательно статической отчетности по туризму. Используя мировую практику и те данные, которые удается собирать Управлению внешнеэкономических связей и туризма, можно с максимальной степенью точности, привести следующие цифры, характеризующие степень участия туристской сферы в социально-экономическом развитии области.
Туристские услуги составляют более 5% в общем объеме платных услуг, оказываемых населению области, а с учетом услуг, оказанных туристам в смежных сферах - около 10%.
Услуги населению 1996-2001 гг.
Статистика. Отчетные данные млн. рублей
Вид услуги | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. |
Туристско-экскурсионные услуги |
15,4 | 14,3 | 17,2 | 25,3 | 142,1 | 146,9 |
Санаторно-оздоровительные услуги |
21,4 | 20,4 | 20,2 | 29,6 | 54,0 | 79,3 |
Общий объем платных услуг населению области |
1078,1 | 1180,3 | 1345,1 | 1682,8 | 2755,3 | 3451,1 |
Поступления в бюджеты всех уровней в виде налогов и во внебюджетные фонды от туристских фирм в 2001 г. значительно возросли и составили 35 млн. 928,8 тыс. рублей. Если в среднем иностранный турист за недельный тур оставляет на территории 1000$ в различных сферах обслуживания (без покупок), то на Камчатке "осталось" в 2001 году 6 млн. 928 тыс. долларов США или около 200 млн. рублей. От лицензирования туристской деятельности и сертификации туристских услуг получено 204,4 тыс. рублей. От продажи лицензий на рыбалку и охоту только от иностранных туристов получено Камчатрыбводом и Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Камчатской области соответственно 558 450 рублей и 430 136 рублей. За 2000 год только турфирмами г. Петропавловска-Камчатского завезено 110 японских автомобилей. К сожалению, примерную величину таможенных платежей, а также размер портовых сборов от захода круизных судов и обслуживания чартерных рейсов с туристами установить не удалось. Но и приведенные цифры говорят о том, что туризм в области не просто сфера путешествий, отдыха и развлечений, но и серьезная, развивающаяся, отрасль экономики полуострова, требующая адекватного внимания.
Анализируя ситуацию в целом, а также принимая во внимание результаты исследований, проведенных независимыми иностранными экспертами, необходимо сделать следующие выводы, определяющие положительные и отрицательные факторы для развития туризма на Камчатке.
Положительные факторы
1. Область обладает уникальным природным туристско-рекреационным потенциалом, неосвоенными территориями, дикой и загадочной природой.
2. Значительная часть территорий (27%) относится к особо охраняемым природным территориям, что способствует устойчивому равновесию в природе, сохранению окружающей среды при регулируемом туристском потоке.
3. В области имеется достаточное количество туристских фирм и предприятий сопутствующего бизнеса с персоналом, имеющим необходимую профессиональную подготовку и опыт работы в туризме и в сфере гостеприимства. Повышается качество оказываемых услуг.
4. В учебных заведениях области осуществляется текущая подготовка потенциального персонала в сфере туризма с хорошим знанием иностранных языков.
5. На рынке труда имеется свободная рабочая сила, есть необходимость использования альтернативных источников существования для местного и коренного населения.
6. Наличие достаточного на первом этапе развития количества средств размещения и транспорта для обслуживания туристов.
7. Относительная близость полуострова к странам Азиатско-Тихоокеанского региона: Японии, КНР, Корее, США, Канаде, расположение на путях следования авиарейсов и круизных судов.
8. Активная позиция руководителей туристских фирм и объектов туристской отрасли в вопросах маркетинга и продвижения камчатского туристского продукта на внешнем и внутреннем рынках.
9. Возросший в силу объективных причин интерес к путешествиям по Камчатке не только иностранных, но и отечественных туристов из других регионов России и Камчатской области.
10. Наметившаяся стабилизация политико-экономической ситуации в стране. Положительный прогноз Всемирной туристской организации по росту туристского потока по странам АТР.
Наряду с этим существует ряд отрицательных факторов, которые сдерживают развитие туристской отрасли.
Отрицательные факторы
1. Заниженная оценка важности ускоренного развития туристской отрасли со стороны федеральных и региональных органов власти для активизации процессов экономического развития области.
2. Отсутствие необходимого финансирования отрасли на федеральном и областном уровнях, льготного кредитования и налогообложения турфирм, вкладывающих средства в развитие материальной базы туризма. Слабая работа по привлечению средств в развитие инфраструктуры туризма со стороны иностранных и российских инвесторов.
3. Низкий уровень и недостаточно развитая инфраструктура.
4. Значительная отдаленность Камчатки от материковой территории России и Европы и высокие транспортные тарифы, составляющие до 70% стоимости турпакета. Отсутствие гибких льгот в авиа и автотранспорте для туристов. Слабо развитая внешняя и внутренняя транспортная доступность к туристским объектам.
5. Высокая стоимость электро- и теплоэнергии, высокая цена гостиничного обслуживания.
6. Сложные погодно-климатические условия. Краткая продолжительность сезона основного приема туристов.
7. Отсутствие областного закона "О туризме в Камчатской области", других нормативно-правовых актов, способствующих развитию туристской отрасли.
8. Устаревшая система правил посещения и пребывания туристов на некоторых территориях в области, которые чаще всего носят формальный и субъективный характер.
9. Чрезмерно сложная и затрудненная система получения разрешений и согласований, необходимых для заходов иностранных круизных судов в Петропавловский порт и следования вдоль берегов Камчатки, Командорских и Курильских островов с высадками на берег и др.
10. Отсутствие целенаправленной государственной поддержки туриндустрии Камчатской области.
3. Стратегия развития туризма в Камчатской области
Стратегия развития туризма в Камчатской области исходит из следующих основных предпосылок:
1. Камчатке в рекреационной системе России отводится особая роль в связи с тем, что она имеет разнообразные и уникальные ресурсы для туризма, способные удовлетворить широкий спектр запросов современных туристов, ученых, деловых людей - субъектов въездного туризма, а также населения области.
2. Географическое положение и наличие в будущем удобного транспортного сообщения благоприятствует развитию внешнеэкономических связей в области туризма со странами Азиатско-тихоокеанского региона (АТР).
3. Туризму экономически выгодно охранять богатейшую камчатскую природу, т.к. она является основным его ресурсом. Развитие туризма наряду с неистощительным использованием возобновляемых биологических и других ресурсов без ущерба природе представляется надежной базой для устойчивого развития Камчатки.
При дальнейшем сохранении к туристской отрасли сложившегося подхода наиболее вероятен сценарий инерционного развития, связанный в основном с внутриотраслевыми резервами и инерционностью происходящих процессов.
Экономическая политика области в отношении туризма должна строится на принципах симбиоза рыночных преобразований, децентрализации управления и усиления государственной поддержки экономически и социально значимой отрасли.
Наиболее подходит Камчатке модель развития туризма на Аляске (США), природные, климатические и географические условия, флора и фауна, сезонность туризма которых во многом схожи, а наш рекреационный потенциал в отдельных случаях выше.
На основании анализа состояний российского и международного туристских рынков развитие туризма должно быть направлено на прием и обслуживание потока туристов - в первую очередь, из других регионов России, а также стран АТР. За последние три года (1999-2001) наблюдается тенденция возрастания числа отечественных туристов с материковой части России, значительно возрос в 2001 году такой вид туризма, как конгрессный. В общей сложности за год в г. Петропавловске-Камчатском было проведено около 10 симпозиумов, конференций, региональных совещаний, что способствовало высокому уровню заполнения гостиниц г. Петропавловска-Камчатского и Елизовского района, повышению привлекательного образа Камчатки.
Наряду с другими, главным сдерживающим фактором является недостаточная реклама турпродукта на внутреннем рынке и отсутствие системы льгот на групповые туристские авиаперевозки. Решение этих вопросов следует прежде всего отработать на рынке близлежащих областей Дальнего Востока, возродить существующий ранее туристский обмен.
Приоритетными направлениями поддержки администрацией области туристской деятельности являются развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Приоритетные виды туризма - экологический, горнолыжный, спортивная рыбалка и охота, морские круизы. Это основные виды туризма, требующие первостепенного внимания. Все остальные зависят в большей степени от их развития. Также в области не используется существующий потенциал для развития этнокультурного, исторического и других видов научного туризма, альпинизма, международных соревнований и экспедиций с целью привлечения туристов и представителей средств массовой информации.
С целью продления туристского сезона необходимо популяризовать и развивать зимние виды туризма и массовые мероприятия, привлекающие туристов: катание на горных лыжах, сноу-бординг, путешествия и гонки на собачьих упряжках, зимнюю охоту и рыбалку, поездки в оленеводческие хозяйства и т.п.
Стратегия развития туристской отрасли должна быть направлена, в первую очередь, на расширение диапазона туристских услуг во внутреннем туризме, создание благоприятных условий для деятельности туристских фирм и развития туристской инфраструктуры, без создания которой не возможен переход туристской отрасли на интенсивный путь развития. В настоящее время в сфере туризма имеется ряд объектов, реконструкция и строительство которых позволит увеличить туристский поток и повысить качество туристских услуг.
Самый населенный и доступный из всех потенциально существующих туристских регионов это Петропавловск-Камчатский-Елизовская туристская зона, которая бесспорно является центром развития туризма и требует первостепенного развития. Это территория г. Петропавловска-Камчатского с его окрестностями. Город хранит памятники открытия, освоения и защиты Тихоокеанского побережья России. Зона включает берега редкой по красоте и величине Авачинской бухты, круизы вдоль которой и морская рыбалка пользуются большим спросом. Расположенная в 25 км от города Корякская группа вулканов доступна для пешеходных туристских маршрутов и альпинистских восхождений. Снежные склоны вулканов представляют, собой прекрасные возможности для горнолыжного спорта. По реке Авача возможен сплав с рыбалкой. В седловине между Авачинским и Корякским вулканами расположена туристская база, до которой можно добраться по дороге, а от нее, или от с. Пиначево, до первого регионального природного парка "Налычево" за 2-3 дня пешком. Эти места теоретически доступны для дорожного транспорта, но полет на вертолете гораздо быстрее. Начикинские горячие источники находятся вдоль дороги в Усть-Большерецк. Будучи административным центром области, г. Петропавловск-Камчатский располагает основными гостиницами, единственным главным аэропортом в соседнем г. Елизово и наиболее развитой сетью дорог вокруг.
В ближайшие годы в г. Петропавловске-Камчатском и г. Елизово необходимо создать современный гостиничный комплекс для размещения туристов путем строительства высококлассных гостиниц и реконструкции существующих.
Крайне необходимой является капитальная реконструкция морвокзала с причалом и прилегающей территорией, обустройством погранично-таможенного терминала.
Также для развития внешней транспортной доступности полуострова весьма актуально расширение аэровокзала в аэропорту Елизово, так как пропускная способность международного сектора не соответствует потребностям возрастающего туристского потока и не позволяет качественно обслужить туристов. Особого внимания требует развитие туристских комплексов на Халактырском пляже, излюбленном месте отдыха горожан, горнолыжных баз, с. Пиначево в Налычевском природном парке, самом близком и доступном от областного центра.
Расширение объектов туристских услуг, увеличение туристского потока, наличие дорожного сообщения позволят в дальнейшем ускоренно развивать другие туристские зоны, которые являются наиболее благоприятными на Камчатке по климатическим условиям и природным ресурсам, имеют значительные резервы рабочей силы. Основным видом туризма, который может развиваться значительными темпами, является экологический туризм на охраняемых природных территориях. Необходимо развитие существующих и создание новых природных парков, создание в них инфраструктуры для развития туризма.
Парк "Налычево" создавший определенную инфраструктуру за счет средств Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF) и областного экофонда, уже начал оказывать положительное влияние на увеличение количества туристов и качество туристских услуг.
Основным фундаментом для увеличения туристского потока является наличие транспортной доступности к туристским зонам и объектам и комфортабельных средств размещения. Существующие гостиничные мощности гг. Петропавловска - Камчатского и Елизово позволяют за короткий туристский сезон принять не более 15 тыс. туристов.
В ближайшее время не приходится рассчитывать на строительство необходимого количества комфортабельных гостиниц, следует принять меры по строительству минигостиниц, реконструкции существующих, а также баз отдыха в Паратунской зоне, как потенциальных средств размещения туристов, которые все больше пользуются спросом.
Одна из проблем - создание "внутренней" транспортной доступности к туристским объектам - природным, культурным, историческим, что предполагает строительство дорог с твердым покрытием: г. Петропавловск-Камчатский - юг Камчатки, Мильково, Эссо, Ключи. Необходимо после продолжительного перерыва открыть вновь пешеходный маршрут в Долину гейзеров.
В вопросах доступности значительна роль малой авиации. Пока ее создание находится в зачаточном состоянии. Отдельные организации занимаются этим вопросом, но с целью координации и ускорения ее развития необходимо создание специального подразделения в рамках Камчатского регионального управления федеральной авиаслужбы.
Развивающиеся газодобывающая, геотермальная, горнорудная промышленности, энергетика, совместные предприятия могут участвовать в решении вопросов транспортной доступности, строительства дорог с твердым покрытием в качестве технических условий для освоения месторождений, строительства промышленных объектов, которые после их завершения могут в свою очередь представлять интерес для туристов.
Туристская отрасль официально признана одной из приоритетных в экономике области, теперь1 в соответствии с этим статусом необходимо приоритетное внимание и государственная поддержка, без которой туризм не развивался успешно ни в одной стране, даже развитой в туристском отношении.
Реализацию поддержки в сфере туризма администрация области должна осуществлять в форме:
- содействия продвижению камчатского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;
- защиты интересов туристов, обеспечении их безопасности при совершении путешествий;
- установления правил въезда, выезда и пребывания на территории области с учетом интересов развития туризма и местного населения;
- развитие туристской индустрии;
- выделение бюджетных ассигнований;
- привлечение внебюджетных средств;
- содействие установлению налоговых льгот и режима благоприятствования для туристских фирм;
- содействие кадровому обеспечению туристской деятельности.
Отдельной строкой в бюджете области должны предусматриваться средства на развитие туризма. Активнее использовать возможности финансовой поддержки со стороны Камчатского государственного Фонда поддержим малого предпринимательства, Программы Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Всемирного фонда дикой природы, федеральных средств.
В среднем одна туристская фирма создает в 3 раза больше рабочих мест, чем одно из малых предприятий области. Туристская отрасль в подавляющем большинстве своем представляет малый бизнес, но на ее развитие за 10 лет не выделялось денег из Камчатского государственного Фонда поддержки малого предпринимательства, в то же время ею создано непосредственно в турфирмах около 1000 постоянных и временных рабочих мест.
В качестве создания юридической основы для развития туристской отрасли необходимо принятие ряда региональных нормативных правовых актов, регулирующих туристскую деятельность и способствующих развитию туризма. Прежде всего, это Закон Камчатской области "О туризме в Камчатской области" и нормативные правовые акты по созданию благоприятного инвестиционного климата. Привлечение отечественных и иностранных инвестиций для создания инфраструктуры является одним из решающих факторов развития туризма в регионе.
Привлечение интереса потенциальных инвесторов, а также туристов к возможностям туристского потенциала области, невозможно без целенаправленной рекламы самого потенциала, создания образа Камчатки, как региона, благоприятного для посещения туристами и вложения средств в индустрию гостеприимства. Активизация внешнеэкономической и международной деятельности администрации области будет способствовать также повышению интереса к туристской отрасли со стороны иностранных партнеров. В связи с наличием на территории области природных объектов Всемирного значения, в деле развития туризма необходимо эффективнее использовать возможности организации "Северный Форум" и Программы Развития Организации Объединенных Наций.
Все вопросы реализации схем маршрутных потоков, обустройства мест показа, памятников, музеев, поддержания объектов туризма в надлежащем состоянии, их учет и проверка деятельности должны быть в сфере деятельности администраций муниципальных образований. В администрациях наиболее крупных муниципальных образований возможно создание работоспособных структурных подразделений или муниципальных предприятий, ответственных за состояние и развитие туризма в целом или отдельных его направлений. Это даст возможность органам управления туризмом работать над стратегией и тактикой развития туризма на областном и местном уровнях, более активно привлекать для этого все необходимые средства. Для успешного и гармоничного развития туризма необходимо долгосрочное планирование.
Государственная политика Российской Федерации и большинства ее регионов в области туризма проводится в рамках программ развития туризма.
Туристская отрасль нуждается в переходе от теоретических разработок стратегии ее, развития к тактическим мерам и практическим шагам в претворение планов в реальные мероприятия, предполагающие разработку долгосрочной целевой Программы развития туризма до 2010 г. Являясь основой для принятия решений, Программа позволит законодательным и исполнительным органам Камчатской области координировать развитие туризма, осуществлять комплексный, плановый подход к развитию туристской отрасли.
4. Этапы развития туризма и система программных мероприятий
Необходимо выделить предпрограммный этап развития туризма в Камчатской области (1991-2001гг.), период "затухания" старых форм организации туризма и экономических отношений в сфере туризма, адаптации существующей инфраструктуры туризма к условиям рыночной экономики. За это время были преодолены известные трудности переходного периода, создана основа для развития туристской отрасли на Камчатке.
Программу целесообразно реализовать в три этапа:
Первый этап (2002-2003гг.) включает осуществление программных мероприятий, направленных на создание нормативной правовой базы развития туризма, рекламно-информационное, научное, кадровое обеспечение, совершенствование системы государственного регулирования, поддержки предпринимательства в сфере туризма, а также развития материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристских объектов в районах с наиболее высоким туристским потенциалом. Осуществление мер по привлечению инвестиций в развитие туристского комплекса, бюджетных и внебюджетных средств.
Второй этап (2004-2005гг.) предусматривает активизацию деятельности по созданию благоприятных условий для вложения инвестиций в развитие материальной базы туризма, создание инвестиционных проектов конкретных туристских объектов, международное сотрудничество с целью поиска потенциальных партнеров, завершение работы по созданию, системы подготовки кадров, маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, модернизации туристской базы.
Третий этап (2006-2010 гг.) предполагает дальнейшую конкретную работу по развитию делового сотрудничества в деле укрепления материальной базы туризма, увеличение количества и повышение качества туристских услуг, стабильному увеличению туристского потока, интенсивное развитие туристской инфраструктуры, развертывание широкомасштабной рекламной компании. В эти годы необходимо достигнуть такого уровня развития инфраструктуры въездного туризма, который бы удовлетворял весь спектр спроса на туристские услуги.
В целом Программа призвана создать предпосылки и условия для интеграции туристской отрасли с другими отраслями экономики области для успешного социально-экономического развития полуострова.
Система программных мероприятий, предусматриваемая на 2002-2003 годы, охватывает основные направления государственной политики в сфере туризма и включает в себя:
- нормативную правовую область, в рамках которой предполагается принять Закон Камчатской области "О туризме в Камчатской области", как основной документ для разработки и принятия в последующем других нормативных правовых актов, регламентирующих туризм и способствующих развитию туризма;
- совершенствование системы управления развитием туризма предполагает работу по стандартизации и сертификации туристских услуг, лицензированию туристской деятельности, проведение научно-практических конференций, итоговых совещаний, реализацию мер в области защиты прав потребителей в сфере туризма;
- мероприятия, связанные с развитием материальной базы туризма, предусматривают разработку предложений по реконструкции и строительству туристских объектов в районах области и туристских зонах, содействие в разработке инвестиционных проектов и их реализация, создание информационного банка данных, поиск потенциальных инвесторов;
- рекламно-информационное обеспечение предполагает осуществление деятельности по рекламно-информационному обеспечению камчатского туристского продукта, подготовку базового пакета информационно-рекламных материалов, проведение рекламных компаний в прессе, на радио и телевидении, создание информационных банков данных и туристских информационных центров, участие в проведении международных и отечественных туристских выставок и ярмарок;
- кадровое обеспечение направлено на создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров, предполагает содействие в открытии в учебных заведениях области специальностей туристского профиля, оказание помощи в разработке учебных программ и методических пособий;
- содействие развитию детско-юношеского туризма, как основного и необходимого условия кадрового обеспечения туристской деятельности, через профессиональную туристскую пропедевтику, туристскую профориентацию, воспитание общей туристской культуры населения Камчатки;
- научное обеспечение включает разработку обучающих программ, районных программ развития инфраструктуры туризма, программ развития приоритетных видов туризма, оценки состояния рынка туристических услуг, экономическое обоснование и разработку новых перспективных маршрутов на территории области.
Завершение каждого этапа развития туризма в соответствии с Программой предполагает анализ мероприятий, выполненных за этот период, и их разработку на следующий этап. Таким образом, сохраняется преемственность и осуществляется корректировка планируемых мер по развитию туризма в соответствии с изменениями потребностей туристского рынка.
Целесообразно разработать подпрограммы развития приоритетных видов туризма и местные программы развития инфраструктуры туризма в районах области.
Государственным заказчиком Программы является Управление внешнеэкономических связей и туризма, которое на конкурсной основе осуществляет подбор исполнителей отдельных мероприятий Программы путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств.
Развитие материальной базы туризма должно осуществляться путем реализации конкретных проектов, в основном за счет привлечения внебюджетных средств.
Реализацию программных мероприятий предполагается осуществить за счет следующих источников: внебюджетные средства, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, общественных организаций, фондов, средства отечественных и зарубежных инвесторов, средства областного бюджета.
Камчатка при разумном подходе представляет неисчерпаемую базу рекреационного природопользования с целью развития туризма. Программа будет способствовать развитию инфраструктуры туризма, созданию нормативно-правовой базы, привлечению инвестиций, подготовке кадров, развитию экономики полуострова, сохранению культурного и природного наследия. Создание камчатского туристского комплекса будет способствовать развитию предприятий других отраслей экономики. Результатом реализации Программы должно стать создание в Камчатской области эффективного туристского комплекса, способного удовлетворить потребности жителей полуострова, российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, важного фактора решения проблемы занятости населения, одного из источников накопления областного бюджета. Не являясь экономическим центром Дальнего Востока, Камчатка может стать столицей туризма в регионе.
Концепция развития туризма в Камчатской области разработана Камчатским центром Академии туризма при участии и содействии Управления внешнеэкономических связей и туризма администрации Камчатской области, Дирекции природных парков Камчатской области.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 3 ноября 2005 г. N 444 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
1. Паспорт долгосрочной областной целевой Программы "Развитие туризма на Камчатке в 2002-2010 гг."
20 сентября 2004 г., 3 ноября 2005 г.
/-------------------------------------------------------------------------------\
|Наименование Программы |Долгосрочная областная целевая Программа "Развитие|
| |туризма на Камчатке в 2002- 2010 гг." |
| | |
|-------------------------+-----------------------------------------------------|
|Дата принятия решения о |Распоряжение Губернатора N 492-Р от 12.10.98 г. |
|разработке Программы | |
|-------------------------+-----------------------------------------------------|
|Государственный заказчик |Управление внешнеэкономических связей и туризма|
|Программы |администрация Камчатской области |
|-------------------------+-----------------------------------------------------|
|Разработчик Программы |Камчатский центр Академии туризма |
|-------------------------+-----------------------------------------------------|
|Цели и задачи Программы |- Создание в Камчатской области эффективного и|
| |конкурентоспособного туристского комплекса,|
| |обеспечивающего широкие возможности для|
| |удовлетворения потребностей российских и иностранных|
| |граждан в разнообразных туристских услугах. |
| |- Создания новых рабочих мест, одного их основных|
| |источников пополнения областного бюджета; |
| |- Создание условий для развития внутреннего и|
| |въездного туризма; |
| |- Стимулирование развития материальной базы туризма|
| |путем привлечения инвестиций; |
| |- Развитие международных связей в сфере туризма. |
|-------------------------+-----------------------------------------------------|
|Сроки и этапы реализации |2002- 20 10гг. |
|Программы | |
| |первый этап (2002- 2003гг.) включает подготовку и|
| |начало реализации системы программных мероприятий,|
| |разработку программных мероприятий второго этапа,|
| |развитие материальной базы туризма в направлении|
| |реконструкции туристских объектов. |
| | |
| |второй этап (2004- 2005гг.) предусматривает создание|
| |условий для вложения инвестиций, активизацию|
| |международных связей в сфере туризма, создание|
| |системы подготовки кадров, маркетинговые|
| |исследования, рекламно-информационную|
| |деятельность, модернизацию туристской базы. |
| | |
| |третий этап (2006-2010гт.) предполагает интенсивное|
| |развитие туристской инфраструктуры, развертывание|
| |широкомасштабной рекламной компании, увеличение|
| |количества и повышение качества туристских услуг. |
|-------------------------+-----------------------------------------------------|
|Перечень основных |- нормативная правовая область; |
|мероприятий |- совершенствование системы управления развитием|
| |туризма; |
| |- содействие развитию материальной базы; |
| |- рекламно-информационное обеспечение продвижения|
| |камчатского туристского продукта на внутреннем и|
| |внешнем рынках; |
| |- кадровое обеспечение развития туризма; |
| |- научное обеспечение развития туризма. |
|-------------------------+-----------------------------------------------------|
|Исполнители Программы |Структурные подразделения администрации Камчатской|
| |области: |
| |управление внешнеэкономических связей и туризма; |
| |правовое управление; |
| |департамент финансов и бюджетной политики; |
| |управление природных ресурсов и охраны окружающей|
| |среды; |
| |управление физической культуры и спорта; |
| |комитет по экономике; |
| |управление промышленной политики, развития|
| |предпринимательства и инвестиций; |
| |комитет по топливно-энергетическому комплексу,|
| |транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству; |
| |управление образования; |
| |комитет природных ресурсов по Камчатской области и|
| |Корякскому автономному округу (по согласованию); |
| |Главное управление по делам ГО и ЧС по Камчатской|
| |области (по согласованию); |
| |Управление внутренних дел Камчатской области (по|
| |согласованию); |
| |СВРУ федеральной пограничной службы РФ (по|
| |согласованию); |
| |Камчатский центр стандартизации, метрологии и|
| |сертификации (по согласованию); |
| |Камчатское территориальное управление Министерства по|
| |антимонопольной политике Российской Федерации (по|
| |согласованию); |
| |Камчатский центр Академии туризма; |
| |ГУ "Дирекция природных парков", органы местного|
| |самоуправления муниципальных образований в Камчатской|
| |области (по согласованию) |
|-------------------------+-----------------------------------------------------|
|Предельные объемы и |Мероприятия Программы реализуются за счет средств|
|источники финансирования |областного бюджета. Предельный объем финансирования |
|Программы |Программы на 2002-2010 годы составляет 12522,0 тысяч |
| |рублей. Средства областного бюджета будут направлены |
| |на рекламно-информационное, кадровое, научное |
| |обеспечение, а также на содействие развитию |
| |материальной базы туризма в части разработки |
| |инвестиционных проектов. |
|-------------------------+-----------------------------------------------------|
|Прогноз ожидаемых |Формирование современного туристского рынка на|
|конечных результатов |Камчатке, увеличение доходов областного бюджета,|
|реализации Программы |образование новых рабочих мест в сфере туризма,|
| |привлечение инвестиций в экономику области,|
| |стимулирование развития других отраслей экономики,|
| |сохранение объектов культурного и природного|
| |наследия, удовлетворение потребностей населения в|
| |активном и полноценном отдыхе. |
|-------------------------+-----------------------------------------------------|
|Система организации |Общее руководство и контроль, за ходом реализации|
|контроля за исполнением |Программы осуществляет государственный заказчик -|
|Программы |управление внешнеэкономических связей и туризма|
| |администрации Камчатской области. |
| |Государственный заказчик Программы ежегодно, в|
| |установленном порядке, представляет бюджетные заявки,|
| |на очередной финансовый год, уточняет, с учетом|
| |выделяемых на реализацию Программы финансовых|
| |средств, целевые показатели и затраты по программным|
| |мероприятиям, Механизма реализации Программы и состав|
| |ее исполнителей, обеспечивает подготовку и|
| |представление отчетов о выполнении Программы. |
\-------------------------------------------------------------------------------/
2. Основания для разработки Программы
Настоящая Программа "Развитие туризма, на Камчатке в 2002-2010гг." разработана в соответствии с распоряжением Губернатора Камчатской области N 492-Р от 12.10.98г., на основании Федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации". Программа направлена на создание правовой, организационной и экономической основы для развития современной туристской индустрии, содействия укреплению материальной базы туризма, формирования современного эффективного туристского комплекса в Камчатской области. Туристский бизнес быстрее, чем другие отрасли, адаптируется к рыночным условиям. Уже сегодня в нашей области действует 102 туристские фирмы. Однако не все вопросы взаимоотношений между потребителями, туристскими предприятиями и региональными органами власти в достаточной мере решены. Существуют проблемы финансирования индустрии туризма, несоответствие материальной базы туризма международным стандартам, недостаток квалифицированных кадров в сфере туризма и др. Программа определяет пути выхода из создавшегося положения, позволяет создать инструменты государственного регулирования и наметить основные направления развития туристской отрасли в целом. Программа носит комплексный характер и призвана стимулировать процесс становления в сфере туризма современных рыночных отношений, а также способствовать усилению государственной поддержки туристской отрасли в сложный период ее становления.
Реализация Программы предполагает сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования с преимущественным использованием последних.
Программа разработана Камчатским центром Академии туризма при участии и содействии Управления внешнеэкономических связей и туризма, других структурных подразделений администрации Камчатской, области, районных (городских) администраций муниципальных образований, Дирекции природных парков Камчатской области, туристских фирм и отдельных работников сферы туризма.
3. Технико-экономическое обоснование (содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами)
Проблема развития туристской отрасли Камчатской области состоит в том, что она, с одной стороны, обладает огромным туристским потенциалом, достаточными людскими ресурсами, относительно выгодным геополитическим положением, а, с другой стороны, чрезвычайно неразвитой туристской инфраструктурой, не способной принять и качественно обслужить отечественных и зарубежных туристов, предъявив им широкий спектр туристских услуг, способных удовлетворить самые разнообразные запросы.
Вследствие "закрытости" Камчатки вплоть до начала 90-х годов в области не удалось создать развитой туристской инфраструктуры, которая соответствовала бы запросам современного туристского бизнеса. Рыбная Промышленность Камчатки уже в течение 10 лет не обеспечивает полной занятости населения, а наоборот, начинает выталкивать на рынок рабочей силы все большее число рабочих рук. Очень низкой является занятость среди молодежи, именно того контингента, который относительно легко может быть подготовлен для работы в отрасли при целенаправленном обучении.
Необходимо уйти от взгляда на туризм как экзотический придаток экономики области. Именно туризм, как весьма ресурсоемкая отрасль, способен создать в относительно короткий период значительное количество рабочих мест, послужит стабилизации и затем дальнейшему росту экономики области.
Для вывода туризма в Камчатской области на путь устойчивого развития и более высокий уровень сервиса в отрасли, при укреплении его материальной базы, необходимо в корне менять подходы к данной проблеме со стороны законодательных и исполнительных органов власти, создать благоприятные условия для координации совместных усилий всех структур, участвующих в туристском комплексе, способных привести к эффективному поступательному развитию отрасли.
До настоящего времени развитие туризма в области носило остаточный характер, решения принимались спорадически, системный подход к проблеме проявляется лишь в отдельные периоды времени. Отсутствие прочной энергетической базы, недостаточное внимание к энергоресурсам и их разработке в предреформационные годы привело к тому, что все финансовые средства, которые удавалось и удается собирать в области, в основном, в рыбной промышленности, направляются на поддерживание энергоснабжения предприятий и населения, не оставляя по сути средств для вкладывания в другие отрасли.
Именно поэтому проблему развития туризма в области необходимо решать первоначально с создания программы ее развития с последующей детализацией основных направлений, в которой учитывается необходимость проведения первоочередных мероприятий:
- объединить усилия хозяйственных структур различных отраслей экономики, законодательных и исполнительных органов власти путем возможного создания координационного совета развития туризма при губернаторе области для практического решения вопросов комплексного развития туристской отрасли на Камчатке;
- создать условия и проводить активную деятельность для привлечения в сферу туризма частных инвестиций, в том числе иностранных, средств различных фондов, а также ежегодного выделения средств из бюджетов всех уровней;
- целенаправленно проводить рекламно-информационное обеспечение продвижения камчатского туристского продукта на внутреннем и внешнем туристских рынках, создавать привлекательный образ региона, благоприятного для посещения туристами, совершенствовать систему информационного обеспечения турфирм и населения области;
- оказывать всемерную государственную поддержку среднему и малому предпринимательству в сфере туризма, использовать различные формы стимулирования развития туристской инфраструктуры;
- совершенствовать систему обучения, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров, использовать возможности дополнительного образования;
- проводить прикладные научные исследования в области туризма, которые могут быть применены для развития отрасли и подготовки кадров.
Программа должна стать инструментом для осуществления реальных преобразований в туристской отрасли полуострова, которые приведут к существенному эффективному вкладу в экономику области при сохранении ее природно-рекреационного потенциала и улучшении экологической ситуации.
4. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Главная цель Программы - создание в Камчатской области современного эффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики полуострова, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличение количества рабочих мест, сохранение и рациональное использование культурного и природного наследия Камчатской области, в том числе и мирового значения.
Основные задачи Программы состоят в следующем:
- создание современного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских организаций Камчатки;
- формирование современной нормативной правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристской деятельности;
- создание условий для развития приоритетных направлений туризма: внутреннего, социального и самодеятельного, въездного, а также приоритетных видов туризма: спортивная охота и рыбалка, экологический, горнолыжный, морские круизы;
- стимулирование и государственная поддержка предпринимательства в сфере туризма;
- реализация на Камчатке Принятой ООН концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов;
- интеграция Камчатки в систему отечественного туристского рынка и развитие международного сотрудничества в сфере туризма;
- стимулирование развития инфраструктуры туризма, привлечение внебюджетных источников, в том числе иностранных и российских инвесторов, для реконструкции и нового строительства туристских объектов;
- совершенствование системы информационного обеспечения туристской отрасли, проведение активной рекламной деятельности;
- создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров;
- развитие отраслевой туристской науки на региональном уровне, осуществление научных исследований в сфере туризма. Программу предполагается реализовать в три этапа:
Первый этап (2002-2003 гг.) предусматривает:
- осуществление программных мероприятий, направленных на создание нормативной правовой базы развития туризма, рекламно-информационное, научное, кадровое обеспечение, совершенствование системы государственного управления и регулирования, поддержки предпринимательства в сфере туризма со стороны государства, создания режима благоприятствования туристской отрасли;
- развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристских объектов в районах с наиболее высоким туристским потенциалом;
- осуществление мер по привлечению инвестиций всех видов в развитие туристского комплекса, бюджетных и внебюджетных средств, в том числе различных фондов.
Второй этап (2004-2005гг.) предполагает:
- активизацию деятельности по созданию благоприятных условий для вложения отечественных и зарубежных инвестиций в развитие материальной базы туризма, создание инвестиционных проектов, проектно-сметной документации по строительству и реконструкции конкретных туристских объектов;
- международное сотрудничество с целью поиска потенциальных, партнеров по совместному развитию инфраструктуры туризма в целом, отдельных приоритетных видов туризма;
- завершение работы по созданию системы подготовки кадров, маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, модернизации существующей туристской базы;
- продолжение работы по увеличению внутреннего и въездного туристского потока.
Третий этап (2006-2010 гг.) включает следующую деятельность:
- дальнейшую конкретную работу по развитию предпринимательства в сфере туризма, делового сотрудничества по развитию инфраструктуры туризма и стабильному увеличению туристского потока;
- установление деловых стабильных связей с партнерами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Дальнего Востока и других регионов России;
- дальнейшее развитие научных исследований в сфере туризма, особенно по развитию экотуризма на охраняемых природных территориях и сохранению природного наследия;
- интенсивное развитие туристской инфраструктуры, гостиничного хозяйства, внешней и внутренней транспортной доступности к туристским объектам, развертывание широкомасштабной рекламной компании.
Исходя из цели, задач и этапов Программы, разработана система мероприятий по ее реализации.
5. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий, предусматриваемая на 2002-2010 гг., охватывает основные направления государственной политики в области туризма и включает:
- нормативную правовую область;
- совершенствование системы управления развитием туризма;
- содействие развитию материальной базы туризма;
- рекламно-информационное обеспечение продвижения камчатского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках;
- кадровое обеспечение развития туризма;
- научное обеспечение развития туризма.
Реализация этих мероприятий позволит создать систему государственного регулирования и стимулирования развития туризма, учитывающую мировой и отечественный опыты в этой сфере. Предусматривается разработать проект Закона Камчатской области "О туризме в Камчатской области" с учетом особенностей туристской отрасли и Камчатского региона, законодательные и нормативные акты, стимулирующие, регулирующие и регламентирующие туристскую деятельность. Особое внимание при этом требуют вопросы рационального природопользования, охраны особо ценных природных объектов, памятников истории и культуры.
Особое значение имеет работа по созданию системы мер для защиты прав потребителей туристских услуг, по совершенствованию системы управления развитием туризма.
Государственную поддержку предпринимательства в сфере "туризма предполагается осуществить в виде:
- содействия продвижению камчатского туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности при совершении, путешествий;
- установления правил въезда, выезда и пребывания на территории области с учетом интересов развития туризма и местного населения;
- содействия установлению налоговых льгот, привлечения кредитов банков на льготных условиях;
- государственных гарантий инвестиционных проектов;
- привлечения внебюджетных средств, выделения бюджетных ассигнований;
- выделения средств из Камчатского государственного фонда поддержки малого предпринимательства;
- содействия кадровому обеспечению туристской деятельности.
Необходимо определить источники финансирования внебюджетного фонда развития туризма на Камчатке. Таковыми источниками может быть определенный процент отчислений:
- от налогов, поступающих в областной бюджет от турфирм;
- от уплаты за проживание в гостиницах туристов, стоимости авиабилетов, портовых сборов за заход круизных кораблей, чартерных рейсов;
- от уплаты таможенных пошлин на ввозимые туристами товары и автомобили;
- от уплаты за, лицензии на международную туристскую деятельность, на проведение спортивной охоты и рыбалки;
- от оплаты работ по стандартизации и сертификации туристских услуг и др.
Будут также привлекаться средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации мероприятий Программы и инвестиционных проектов.
Развивающиеся газодобывающая, геотермальная, горнорудная промышленности, энергетика, совместные предприятия будут участвовать в решении вопросов транспортной доступности к туристским объектам строительства средств размещения туристов, строительства дорог с твердым покрытием в качестве выполнения технических условий для освоения месторождений, строительства промышленных объектов, которые после их завершения в свою очередь могут представлять интерес для туристов.
Мероприятия, связанные с развитием материальной базы туризма, предусматривают разработку предложений по механизму финансирования, реконструкции и строительства туристских объектов, содействие в разработке и реализации инвестиционных проектов, предусматривающих развитие туристской инфраструктуры.
Основными направлениями рекламно-информационного обеспечения развития туризма в области являются:
- подготовка и издание базового, пакета информационно-рекламных материалов о возможностях туристского рынка Камчатки;
- участие в организации и проведении международных и отечественных туристских выставок;
- создание туристских информационных центров в городах и районных центрах полуострова, информационных банков данных, в том числе и в сети Интернет.
Эти мероприятия направлены на популяризацию туристских возможностей области в целом.
Решение задач кадрового обеспечения развития туризма включает:
- определение потребности в туристских кадрах;
- определение перечня туристских профессий и учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для туристской отрасли;
- содействие учебным заведениям по открытию новых специальностей для подготовки кадров в сфере туризма.
Эти мероприятия направлены на создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров.
Программа развития туризма в Камчатской области требует надлежащего научного обеспечения, включающего разработку программ специализированных видов туризма, содействие в разработке программ развития туризма в городах и районах области, на охраняемых природных территориях, подготовку соответствующих методических материалов. При этом заказчик на конкурсной основе осуществляет подбор исполнителей по профилю мероприятий.
Система мероприятий по развитию туризма, предусматриваемых во втором и третьем этапах Программы, должна быть разработана не позднее второго квартала 2003 и 2005 годов соответственно.
6. Приоритетные виды туризма и меры по их развитию
Приоритетными направлениями поддержки администрацией области туристской деятельности являются развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Приоритетные виды туризма - экологический, горнолыжный, спортивная рыбалка и охота, морские круизы.
Камчатский полуостров может стать "столицей" экологического туризма на Дальнем Востоке в связи с большой сохранностью природной среды, слабой заселенностью территории. Учитывая, что таких мест на земном шаре осталось немного, спрос на посещение Камчатки будет постоянно увеличиваться. Включение пяти охраняемых природных территорий Камчатки (Природные парки: Быстринский, Южно-Камчатский, Налычево, Ключевская группа вулканов; Южно-Камчатский заказник, Кроноцкий государственные биосферный заповедник) в Список Всемирного Природного Наследия дает дополнительный мощный стимул для ее посещения.
В экологическом туризме возможно выделение трех самостоятельных направлений: научно-познавательный, спортивно-экстремальный и лечебно-оздоровительный. Санаторно-курортная отрасль - это важнейшая часть туристской, индустрии со всеми вытекающими последствиями, в том числе в плане организационной структуры ее управления.
Социальный туризм как вид туристской деятельности осуществляется в интересах лиц, обладающих низким уровнем дохода, в целях реализации прав на отдых. В существующих экономических условиях социальный туризм является фактически одной из форм социальной поддержки населения. Наиболее реально социальный туризм, может развиваться на территориях природных парков при условии:
- наличия дешевых туристских услуг, маршрутов;
- системы льгот турфирмам, занимающихся социальным туризмом;
- благоустройства мест отдыха государственными организациями.
У государственных заповедников основной задачей является сохранение природной среды. Но возможен в ограниченных объемах экотуризм.
Для развития экотуризма необходимо создать сеть региональных охраняемых территорий - природных парков, обеспечить к ним транспортную доступность, создать юридические и экономические условия туристским компаниям для создания на их территориях инфраструктуры туризма, предусмотреть в областном бюджете средства для развития инфраструктуры туризма в природных парках и других особо охраняемых природных территориях.
Спортивная рыбалка и охота привлекают, и будут постоянно привлекать иностранных и российских туристов. Количество выданных лицензий на любительский лов рыбы выросло с 158 в 1996г. до 633 в 2001 г., на проведение коммерческой туристской охоты за этот период времени выросло соответственно: с 67 до 328 на медведя, с 14 до 108 на снежного барана, с 5 до 70 на лося.
Спортивная любительская рыбалка на Камчатке организуется как на пресноводных водоемах, так и на морских. На некоторых стационарных рыбалках уже построены небольшие туристские базы, но чаще всего используются временные сооружения и палатки. Сплав по рекам с одновременной рыбной ловлей по принципу "поймал-отпустил" имеет большие перспективы в связи с относительно низкой стоимостью туров, возможностью использовать для ловли всей реки и совмещение рыбалки с путешествием. Морской любительский лов происходит во время морских прогулок в прибрежной зоне Авачинского залива.
В 2001 году рыболовным коммерческим туризмом занималось 16 турфирм, охотничьим - 17. Наиболее привлекательна для туристов охота на бурого медведя, снежного барана и лося.
Научно обоснованная норма изъятия таких биологических восстанавливаемых ресурсов, как лосось, медведь, снежный баран, лось, используется только на 50-60%.
Одним из препятствий для развития этих видов туризма является необустроенность мест спортивной охоты и рыбалки, отсутствие законодательной базы для развития этих видов туризма.
Учитывая географическое положение Камчатки в тихоокеанском регионе, ее богатую историю, организация чартерных авиарейсов и круизов может в ближайшее время значительно увеличить поток туристов. Сдерживает это - отсутствие контрольно-пропускных пунктов пограничного и таможенного контроля на морском вокзале в г. Петропавловске и на о. Беринга. Маршруты круизов, как правило, захватывают побережье Аляски, Чукотки, Камчатки, Курильские острова и Японии. Необходимо решить вопрос по открытию Петропавловского морского порта для захода морских круизных судов, подготовить и оборудовать места высадок туристов на побережье Камчатки и на островах, ей принадлежащих.
В 2002 г. у побережья Камчатки планируется организовать 26 морских круизов, но только 12 из них заходят на Камчатку. Развитие каботажных морских круизов и организация морских туров в Авачинской бухте и за ее пределами с целью наблюдения за животными и проведения спортивной рыбалки сдерживаются из-за отсутствия оборудованных причалов для маломерных судов, правил мореплавания и недооценки этого вида туризма.
Увеличивается интерес к горнолыжному туризму со стороны жителей полуострова, России и иностранных граждан. За 8 лет бурного развития в России выездного горнолыжного туризма, этот элитарный вид отдыха превратился в массовый. Самые популярные у россиян лыжные направления: Андорра, Австрия, Франция, Словакия, Италия. Например, в 2000 году только в Австрии побывало 102 тыс. российских туристов, что на 14% больше, чем в 1999 году. В среднем туристы проводят в горах на горнолыжных курортах 6 дней. Камчатка обладает уникальным потенциалом для развития этого вида туризма. Пять горнолыжных баз находятся в г. Петропавловске-Камчатском, одна в г. Елизово на горе Морозной и одна в Вилючинске. Их общая пропускная способность составляет 1500 человек в час. В 2001 г. обслужено более 64 тысяч туристов. Вся материально-техническая база горнолыжных сооружений материально и морально устарела. Следует обратиться в Правительство РФ о принятии специального постановления о развитии горнолыжного спорта и туризма на Камчатке, разработать инвестиционные проекты горнолыжных объектов, осуществить поиск реальных инвесторов. Учитывая значимость приоритетных видов туризма для развития в, целом туристской отрасли на Камчатке, целесообразно разработать отдельные программы для их развития.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 3 ноября 2005 г. N 444 в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения
7. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета. Предельный объем финансирования Программы на 2002-2010 годы составляет 12522,0 тысяч рублей. Средства областного бюджета будут направлены на рекламно-информационное, кадровое, научное обеспечение, а также на содействие развитию материальной базы туризма в части разработки инвестиционных проектов.
Для реализации программных мероприятий будут привлекаться финансовые средства муниципальных образований (по согласованию) и внебюджетных источников. Внебюджетные источники включают в себя собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, средства инвесторов, целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в реализации Программы.
Развитие материальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных проектов, в основном, за счет привлечения внебюджетных источников.
Предельные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год.
8. Организация управления Программой и механизм ее реализации
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик - управление внешнеэкономических связей и туризма администрации Камчатской области.
Государственный заказчик Программы несет ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, выделяемых на выполнение программных мероприятий, организует проведение конкурсов для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому мероприятию.
Государственный заказчик Программы ежегодно, в установленном порядке, представляет бюджетные заявки на очередной финансовый год, уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей, обеспечивает подготовку и представление отчетов о выполнении Программы.
9. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
В результате реализации первого этапа планируется постепенный рост потока въездного и внутреннего туризма, улучшение материальной базы туризма.
В результате реализации второго этапа ожидается дальнейший рост туристских потоков, активизация строительства новых объектов.
В результате реализации третьего этапа Программы ожидается стабильный рост туристских потоков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.