Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
экономического развития,
предпринимательства и торговли
Камчатского края
от 15 сентября 2014 г. N 549-п
Методические рекомендации
по внедрению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в Камчатском крае
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью оказания информационной и методической помощи муниципальным образованиям Камчатского края по внедрению института оценки регулирующего воздействия (далее также ОРВ, оценка) проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, в соответствии с:
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"'
- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
- Приказом Минэкономразвития России от 26.03.2014 N 159 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" (далее - Приказ от 26.03.2014 N 159).
1.2. В Методических рекомендациях используются следующие основные понятия и их определения:
уполномоченный орган - орган местного самоуправления (структурное подразделение, должностные лица органа местного самоуправления) муниципального образования в Камчатском крае, уполномоченный на внедрение процедуры ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов, осуществление информационного, методического обеспечения ОРВ и оценки качества проведения процедуры ОРВ разработчиками проектов муниципальных нормативных правовых актов, а также на проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов;
разработчик проекта муниципального нормативного правового акта - орган местного самоуправления (структурное подразделение органа местного самоуправления) муниципального образования в Камчатском крае, разработавший проект муниципального нормативного правового акта;
публичные консультации - открытое обсуждение, в том числе с использованием официальных сайтов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт), с заинтересованными лицами проекта муниципального нормативного правового акта, организуемое разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта при проведении ОРВ, или муниципального нормативного правового акта, организуемое уполномоченным органом при подготовке заключения об экспертизе муниципального нормативного правового акта;
сводный отчет о результатах проведения ОРВ (далее - сводный отчет) документ, составляемый разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта, содержащий выводы по результатам проведения исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения;
заключение об оценке регулирующего воздействия - документ, составляемый уполномоченным органом, содержащий выводы о соблюдении (несоблюдении или неполном соблюдении) разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта установленного порядка проведения ОРВ, а также об обоснованности выводов разработчика проекта муниципального нормативного правового акта по результатам проведения ОРВ;
заключение об экспертизе - документ, составляемый уполномоченным органом, содержащий выводы о наличии в муниципальном нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов.
Нумерация частей приводится в соответствии с источником
1.2. Процедура ОРВ проектов нормативных правовых актов проводится с целью выявления в них положений, вводящих избыточные обязанности, ограничения и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.
Процедура ОРВ осуществляется в целях обоснованного выбора способа предлагаемого правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнения лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием.
Выбор наилучшего варианта правового регулирования основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.
1.3. Выделяется три вида оценки в зависимости от стадии нормотворческого процесса, на которой она проводится:
а) на стадии формирования идеи (концепции) правового регулирования;
б) на стадии разработки проекта нормативного правового акта (ОРВ проекта нормативного правового акта);
в) на стадии действующего нормативного правового акта (экспертиза нормативного правового акта).
В Камчатском крае реализованы механизмы ОРВ, предусмотренные абзацами "б" и "в" настоящей части.
2. Внедрение процедуры оценки регулирующего воздействия и экспертизы
2.1. Принятие решения о внедрении ОРВ и экспертизы в процесс нормотворческой деятельности в муниципальном образовании оформляется путем внесения изменений в Устав муниципального образования.
2.2. Для целей обеспечения последовательного внедрения процедуры ОРВ и экспертизы в муниципальном образовании может быть сформирована рабочая группа из представителей структурных подразделений органов местного самоуправления муниципального образования и общественных (экспертных) организаций. В компетенцию рабочей группы может входить подготовка предложений об определении уполномоченного органа, типов НПА, в отношении которых будет проводиться процедура ОРВ, и иные вопросы.
2.3. В ходе подготовки решения о внедрении процедуры ОРВ в процесс принятия муниципальных нормативных правовых актов в муниципальном образовании необходимо определить:
1) функции и полномочия участников процедуры ОРВ: уполномоченного органа, разработчиков проектов муниципальных нормативных правовых актов, участников публичных консультаций и иных участников;
2) последовательность процедур ОРВ в нормотворческом процессе;
3) официальный сайт для размещения информации о публичных консультациях.
Рекомендуемый план внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия в муниципальных образованиях Камчатского края с учетом сроков, установленных статьей 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов", приведен в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
3. Схемы проведения ОРВ и экспертизы
3.1. Существуют следующие схемы проведения ОРВ проектов нормативных правовых актов:
1) централизованная - уполномоченный орган проводит оценку регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта, включая проведение публичных консультаций, и оформляет заключение об ОРВ;
2) децентрализованная - функции по проведению процедуры ОРВ муниципальных правовых актов, включая проведение публичных консультаций, а также по составлению сводного отчета об ОРВ возложены непосредственно на разработчика проекта муниципального нормативного правового акта. Уполномоченный орган контролирует проведение процедуры ОРВ разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта и оформляет заключение об ОРВ;
3) смешанная - функции по проведению процедуры ОРВ предоставлены органу-разработчику, уполномоченному органу и координационному (совещательному) органу, который может быть образован при уполномоченном органе. В состав органа могут входить представители экспертного сообщества. Координационный (совещательный) орган по ОРВ может принимать разного рода решения (например, о целесообразности предложенного регулирования и необходимости разработки проекта нормативного правового акта, о необходимости углубленной ОРВ и формировании рабочей группы, сроках проведения публичных консультаций).
В Камчатском крае реализована децентрализованная схема проведения ОРВ ввиду целесообразности анализа проекта нормативного правового акта исполнительным органом государственной власти Камчатского края - разработчиком нормативного правового акта.
3.2. Для действующих нормативных правовых актов существуют следующие модели экспертизы:
1) экспертиза осуществляется непосредственно Уполномоченным органом (соответствующая модель реализована на федеральном уровне);
2) экспертиза осуществляется Уполномоченным органом во взаимодействии с органом - разработчиком нормативного правового акта (соответствующая модель реализована в Камчатском крае);
3) экспертиза осуществляется органом - разработчиком нормативного правового акта с последующим оформлением уполномоченным органом заключения об экспертизе.
3.3. Схема проведения процедуры ОРВ и экспертизы определяется муниципальным образованием в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о внедрении ОРВ и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
4. Порядок внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия
4.1. Для внедрения в муниципальном образовании процедуры оценки регулирующего воздействия независимо от выбранной модели ОРВ необходимо разработать и принять следующие нормативные правовые акты:
1) нормативный правовой акт, определяющий уполномоченный орган и его функции;
2) порядок проведения оценки регулирующего воздействия в муниципальном образовании. Примерная форма порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее Примерная форма порядка) приведена в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Примерная форма порядка разработана на основании порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов, действующего в Камчатском крае;
3) порядок проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов. Примерная форма порядка приведена в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям;
4) правила (стандарт) проведения публичных консультаций в муниципальном образовании. Примерная форма правил проведения публичных консультаций по проектам муниципальных нормативных правовых актов и муниципальным нормативным правовым актам (далее - Примерная форма правил) приведена в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям. Примерная форма правил разработана на основании правил проведения публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов и нормативным правовым актам, действующих в Камчатском крае.
4.2. При разработке порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов рекомендуется определить:
1) форму или состав сведений, содержащихся в пояснительной записке о результатах предварительной оценки регулирующего воздействия (часть 2.4 Примерной формы порядка);
2) срок подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (части 2.7, 3.8 Примерной формы порядка);
4) форму свода предложений по результатам публичных консультаций (части 3.4, 4.8 Примерной формы порядка);
5) форму сводного отчета о результатах углубленной оценки регулирующего воздействия (часть 3.6 Примерной формы порядка);
6) срок направления сводного отчета с проектом нормативного правового акта в уполномоченный орган для подготовки заключения об ОРВ (часть 3.7 Примерной формы порядка);
7) форму или состав сведений, содержащихся в заключении об ОРВ (часть 3.8 Примерной формы порядка);
8) срок для устранения недостатков, указанных в заключении об ОРВ (часть 3.11 Примерной формы порядка);
4.3. При разработке правил (стандарта) проведения публичных консультаций в муниципальном образовании рекомендуется определить сроки проведения публичных консультаций в зависимости от степени регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта. Необходимо учитывать, что в соответствии с частью 4.6. Приказа от 26.03.2014 N 159 срок проведения публичных консультаций рекомендуется устанавливать не менее 15 календарных дней со дня размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте.
4.4. С целью более эффективной организации публичных консультаций рекомендуется заключить соглашения о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в муниципальном образовании с организациями, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности, экспертными учреждениями и иными организациями. Типовая форма соглашения приведена в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
4.5. Для проведения публичных консультаций и размещения иной информации по вопросам ОРВ и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов необходимо создать специализированный раздел на официальном сайте.
Уполномоченный орган обеспечивает регулярное обновление материалов официального сайта как в части осуществления процедуры ОРВ (публикация проектов муниципальных правовых актов, уведомлений о начале публичных консультаций, заключений и иных документов, оформляемых при проведении ОРВ), так и в части предоставления общей информации о внедрении процедуры ОРВ в муниципальном образовании (нормативная правовая база, типовые формы, новости, информация по сотрудничеству в сфере ОРВ, ежегодные отчеты о внедрении процедуры ОРВ в муниципальном образовании).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.