Кассационное определение СК по гражданским делам Камчатского краевого суда
от 26 марта 2009 г. N 33-269/2009
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Кудрявцева Н.Б.
и судей Чаднова О.В., Слободчикова О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 26 марта 2009 года дело по кассационной жалобе Ткаченко М.Е, на решение Тигильского районного суда Камчатского края от 19 января 2009 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Ткаченко Михаила Евгеньевича о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Главы городского округа "поселок Палана" N 337 от 13 ноября 2008 года "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения (канализация) и вывоз жидких бытовых отходов, оказываемые МУП "Горсети" потребителям городского округа "поселок Палана" со дня издания - отказать в связи с необоснованностью.
Заслушав доклад председательствующего, заслушав заключение прокурора Ковалевой О.И., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия установила:
Ткаченко М.Е. обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению с момента издания постановления Главы городского округа "поселок Палана" от 13 ноября 2008 года N 337 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения (канализация) и вывоз жидких бытовых отходов, оказываемые МУП "Горсети" потребителям городского округа "поселок Палана", мотивируя тем, что данным постановлением неправильно определен размер платы за коммунальные услуги, а также неправомерно утвержден тариф на оплату жилищно-коммунальных услуг по вывозу жидких бытовых отходов, которые уже входят в плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В судебном заседании заявитель Ткаченко М.Е. требования поддержал.
Представители заинтересованного лица главы городского округа "поселок Палана" Задорожний И.В. и Дишкован Ж.В. с заявлением не согласились.
Участвовавший в деле прокурор Третьякова Т.А. полагала заявление не подлежащим удовлетворению.
Рассмотрев дело по существу, суд постановил указанное решение.
В кассационной жалобе Ткаченко М.Е., ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявления.
В возражениях на кассационную жалобу глава городского округа "поселок Палана" и участвовавший в деле прокурор Третьякова Т.А. полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поданные на нее возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права.
Как установлено судом первой инстанции, постановлением Главы городского округа "поселок Палана" от 13 ноября 2008 года N 337 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения (канализация) и вывоз жидких бытовых отходов, оказываемые МУП "Горсети" потребителям городского округа "поселок Палана" утверждены тарифы для населения (потребителей) городского округа "поселок Палана" на водоснабжение, водоотведение, вывоз жидких бытовых отходов.
Отказывая в удовлетворении заявления Ткаченко М.Е., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не противоречит федеральному законодательству, регулирующему отношения в области установления цен и тарифов на оказание жилищно-коммунальных услуг.
При этом суд исходил из того, что постановлением Управления по регулированию тарифов администрации Корякского автономного округа от 22 ноября 2007 года N 35 на территории городского округа "поселок Палана" установлены предельные индексы максимально возможного изменения в 2008 году платы граждан за жилое помещение в размере 300% и за коммунальные услуги в размере 380% на 2008 год и рост платежей граждан городского округа "поселок Палана" с принятием оспариваемого постановления их не превышает.
Однако данный вывод суда является неправильным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее Федеральный закон N 210-ФЗ) органы местного самоуправления осуществляют полномочия по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (далее - размер платы граждан за жилое помещение), и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, является Федеральная служба по тарифам (п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 332).
Приложением N 4 к приказу Федеральной службы по тарифам от 11 апреля 2007 года N 68-э/5 для Камчатского края были установлены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации на 2008 год, согласно которым предельные максимальные индексы изменения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги по Камчатскому краю составили 118% и 118%.
Таким образом, рост совокупного платежа каждого гражданина по сумме жилищных и сумме коммунальных услуг не может превышать предельных индексов, утвержденных указанным приказом.
Между тем, рост платежей граждан для городского округа "поселок Палана", который также входит в Камчатский край, с принятием оспариваемого постановления в целом составил 236,55%, что превышает предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, установленные для Камчатского края на 2008 год.
При таких обстоятельствах, принятое Главой городского округа "поселок Палана" постановление от 13 ноября 2008 года N 337 не может быть признано законным, поскольку реализация полномочий органами местного самоуправления должна производиться в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного решение суда подлежит отмене, а поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства установлены на основании имеющихся в материалах дела доказательств, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять свое решение, которым заявление Ткаченко М.Е удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Тигильского районного суда Камчатского края от 19 января 2009 года отменить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Главы городского округа "поселок Палана" от 13 ноября 2008 года N 337 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения (канализация) и вывоз жидких бытовых отходов, оказываемые МУП "Горсети" потребителям городского округа "поселок Палана".
Настоящее решение подлежит опубликованию в газете "Народовластие".
Судья Камчатского краевого суда |
Н.Б. Кудрявцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для Камчатского края были установлены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг на 2008 год, согласно которым предельные максимальные индексы изменения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги по Камчатскому краю составили 118% и 118%.
Таким образом, рост совокупного платежа каждого гражданина по сумме жилищных и сумме коммунальных услуг не может превышать предельных индексов, утвержденных указанным приказом.
Между тем, рост платежей граждан для городского округа "поселок Палана", который также входит в Камчатский край, с принятием оспариваемого постановления в целом составил 236,55%, что превышает предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, установленные для Камчатского края на 2008 год.
При таких обстоятельствах, принятое Главой городского округа "поселок Палана" постановление от 13 ноября 2008 года N 337 не может быть признано законным, поскольку реализация полномочий органами местного самоуправления должна производиться в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кассационное определение СК по гражданским делам Камчатского краевого суда от 26 марта 2009 г. N 33-269/2009
Текст определения официально опубликован не был