Кассационное определение СК по гражданским делам Камчатского областного суда
от 28 сентября 2006 г. N 33-491/2006
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского областного суда в составе:
председательствующего Миронова А.А.,
судей Стальмахович О.Н. и Чаднова О.В.
28 сентября 2006 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по кассационной жалобе городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа и главы Петропавловск-Камчатского городского округа на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатской области от 7 августа 2006 года, которым постановлено:
Заявление прокурора г. Петропавловска-Камчатского удовлетворить.
Признать недействительным, недействующим и не влекущим правовых последствий с 1 марта 2005 года пункт 4 решения Петропавловск-Камчатской городской Думы от 30 декабря 2004 года N 125-р "О согласовании цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании" и пункт 1.1 постановления Градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 28 февраля 2005 года N 195 "Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании".
Обязать Петропавловск-Камчатскую городскую Думу и главу Петропавловск-Камчатского городского округа в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу опубликовать в газете "Вести" сообщение о принятом решении по данному делу.
Заслушав доклад судьи Стальмахович О.Н., объяснения представителей городской Думы и главы Петропавловск-Камчатского городского округа соответственно Зайцевой О.В. и Ващилко А.П., поддержавших доводы кассационных жалоб, представителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского Штокина А.Ю., считавшего решение суда правильным, а кассационные жалобы необоснованными, заключение прокурора Ковалевой О.И., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия установила:
Прокурор г. Петропавловска-Камчатского оспорил в суде п. 4 решения Петропавловск-Камчатской городской Думы от 30 декабря 2004 года N 125-р "О согласовании цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании" и п. 1.1 постановления Градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 28 февраля 2005 года N 195 "Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Петропавловск Камчатском городском муниципальном образовании".
Просил указанные правовые нормы признать недействующими со дня издания нормативных правовых актов, так как в нарушение действующего федерального законодательства ими сужен круг лиц, на которых распространяются утвержденные цены и тарифы на коммунальные услуги. Так, из числа этих лиц исключены граждане, проживающие в жилых помещениях, находящихся в многоквартирных домах, в которых созданы товарищества собственников жилья, жилищные или жилищно-строительные кооперативы и другие объединения собственников, нанимателей и поднанимателей жилых помещений, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями по завещательному отказу, по договору ренты, пожизненного содержания с иждивением или по договору безвозмездного пользования жилыми помещениями.
В судебном заседании представители прокурора г. Петропавловска-Камчатского заявленные требования поддержали, уточнили время, с которого необходимо признать оспариваемые нормативные правовые акты недействующими в части, а именно с даты введения в действие Жилищного кодекса РФ 1 марта 2005 года.
Представитель главы Петропавловск-Камчатского городского округа Ващилко А.П. против заявления прокурора возражал. Указывал на отсутствие противоречий оспариваемых правовых норм федеральному законодательству, действовавшему в период их принятия. Полагал, что орган местного самоуправления не обладает полномочиями устанавливать размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги для товариществ собственников жилья, жилищных или жилищно-строительных кооперативов и других объединений собственников, так как в силу п. 10 ч. 3 ст. 34 Федерального закона "О товариществах собственников жилья", а также п. 3 ч. 1 ст. 137, п. 4 ч. 2 ст. 145, ч. 5 ст. 155, ч. 8 ст. 156 ЖК РФ установление размера обязательных платежей является исключительной компетенцией общего собрания членов товарищества.
Представитель Петропавловск-Камчатской городской Думы Зайцева О.В. по делу выразила аналогичную позицию.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
Не соглашаясь с решением, указывая, что оно основано на неправильном применении судом норм материального права, глава Перопавловск-Камчатского городского округа в лице представителя Саляховой Л.И. и Петропавловск-Камчатская городская Дума в лице своего председателя в кассационных жалоба* просят его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Из содержания ч. 4 ст. 154 и ч. 2 ст. 157 ЖК РФ следует, что размер платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 157 ЖК РФ изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Петропавловск-Камчатской городской Думы от 30 декабря 2004 года N 125-р были согласованы цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании на 2005 год в размере 90,40 рублей за 1 квадратный метр общей площади жилищного фонда согласно приложению (57-58, 59).
Пунктом 4 этого решения установлено, что прилагаемые к нему цены и тарифы не распространяются на граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в многоквартирных домах, в которых созданы товарищества собственников жилья, жилищные или жилищно-строительные кооперативы и другие объединения собственников, нанимателей и поднанимателей жилых помещений, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, а также граждан, пользующихся жилыми помещениями по завещательному отказу, по договору ренты, пожизненного содержания с иждивением или по договору безвозмездного пользования жилыми помещениями, а его пунктом 5 администрации г. Петропавловска-Камчатского указано ввести согласованные цены и тарифы для населения с 1 марта 2005 года.
28 февраля 2005 года Градоначальником г. Петропавловска-Камчатского принято постановление N 195 "Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании", согласно п.п. 1.1 которого с 1 марта 2005 года были утверждены и введены в действие предельные цены и тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг согласно Приложению 1 (л.д. 7-15).
Из содержания этой нормы постановления Градоначальника, а также наименования Приложения 1 к этому постановлению следует, что утвержденные с 1 марта 2005 года тарифы на оплату коммунальных услуг распространяются только на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещении государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом до принятия такого решения на общем собрании собственников.
Решениями Петропавловск-Камчатской городской Думы от 15 декабря 2005 года N 247-р и от 1 марта 2006 года N 305-р в решение городской Думы от 30 декабря 2004 года N 125-р внесены изменения, в соответствии с которыми слова "на 2005 год" в пунктах 1 и 2 исключены (л.д. 106), его пункт 1 изложен в новой редакции, а именно "согласовать плату за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 90,40 рублей за 1 квадратный метр общей площади жилого помещения", а приложение к решению признано утратившим силу (л.д. 107-108).
Постановление Градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 28 февраля 2005 года N 195 также подвергнуто изменению.
В частности, п. 3 постановления главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30 марта 2006 года N 316 установлено, что приложение 1 к постановлению от 28 февраля 2005 года N 195 применяется в части, не противоречащей п. 2 настоящего постановления (л.д. 109-115), а п.п. 1 и 2 п. 3 постановления главы городского округа от 30 марта 2006 года N 322 "Об установлении размера платы за коммунальные услуги и о внесении изменений и дополнений в постановление Градоначальника от 28 февраля 2005 года N 195..." в рассматриваемом постановлении признаны утратившими силу пункты 4 и 5 таблицы Приложения 1 (соответственно "центральное отопление" и "горячее водоснабжение"), а в пункте 6 таблицы Приложения 1 перед словом "водоснабжение" добавлено слово "холодное".
Удовлетворяя заявление прокурора города, суд пришел к обоснованному выводу о неправомерном исключении из числа потребителей коммунальных услуг, проживающих на территории Петропавловск-Камчатского городского округа и на которых распространяются утвержденные оспариваемыми нормативными правовыми актами цены и тарифы на оплату таких коммунальных услуг, как холодное водоснабжение и водоотведение, граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в многоквартирных домах, в которых созданы товарищества собственников жилья, жилищные или жилищно-строительные кооперативы и другие объединения собственников, нанимателей и поднанимателей жилых помещений, находящихся в частной собственности физических лиц, а также граждан, пользующихся жилыми помещениями по завещательному отказу, по договору ренты, пожизненного содержания с иждивением или по договору безвозмездного пользования жилым помещением.
Этот вывод основан на верном толковании и применении судом положений ч. ч. 2 и 3 ст. 157 ЖК РФ, ст. 2, п. 7 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", введенного в действие с 1 января 2006 года, п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", а также п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Из содержания приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что плата за коммунальные услуги (за исключением услуг по электро- и теплоснабжению) для всех категорий потребителей этих услуг, проживающих на территории муниципального образования, без какого-либо их разграничения в зависимости от формы собственности на жилое помещение, оснований использования ими жилых помещений, и тем более, вне зависимости от формы управления многоквартирными домами, в которых проживают эти потребители, рассчитывается по единым тарифам, устанавливаемым органом местного самоуправления этого муниципального образования.
Вывод суда основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у судебной коллегии не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационных жалоб о соответствии оспариваемых прокурором норм требованиям Жилищного кодекса РФ, в частности п. 3 ч. 7 ст. 137, п. 4 ч. 2 ст. 145, ч. 5 ст. 155 и ч. 8 ст. 156 данного Кодекса, и считает их необоснованными.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ предусмотрено право товарищества собственников жилья устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья отнесено установление размера обязательных платежей и взносов.
Вместе с тем, в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается не только исходя из тарифов, но и из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого в свою очередь, по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Таким образом, платежи и взносы, размер которых в силу п. 3 ч. 1 ст. 137 и п. 4 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ может быть установлен общим собранием членов товарищества собственников жилья, по своему правовому определению не идентичен тарифам на коммунальные услуги, которые устанавливаются органами местного самоуправления.
В ч. 5 ст. 155 ЖК РФ определено, что органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива устанавливается порядок внесения членами товарищества или кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой коммунальных услуг, но не тарифы на коммунальные услуги для указных# категорий граждан.
В ст. 156 ЖК РФ урегулированы вопросы размера платы за жилое помещение, и к размеру платы за коммунальные услуги, в том числе тарифам на эти услуги, данная правовая норма не относится.
Таким образом, указанные правовые нормы, на которые имеются ссылки в кассационных жалобах заинтересованных лиц, не регулируют возникшие спорные правоотношения и основанием для отмены постановленного по делу решения суда не являются.
В соответствии с правилами статьи 253 ГПК РФ суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие действующему федеральному законодательству. В этой связи являются несостоятельными доводы кассационных жалоб о том, что оспариваемые нормы были приняты городской Думой и Градоначальником в соответствии с федеральным законодательством, действовавшим в период издания нормативных правовых актов.
По аналогичным основаниям не являются основанием к отмене решения суда ссылки заинтересованных лиц в кассационных жалобах на положения Федерального закона от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" и Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг".
Так, указанный Федеральный закон утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", а Постановление Правительства от 30 июля 2004 года N 392 признано утратившим силу и не подлежит применению в связи с принятием Правительством РФ Постановления от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда, как об этом заявлено в кассационных жалобах, нет.
Вместе с тем, суд ошибочно указал в своем решении о признании недействующим по причине противоречия федеральному законодательству п. 1.1 постановления Градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 28 февраля 2005 года N 195 в полном объеме.
Судом установлено несоответствие федеральному законодательству оспариваемой нормы постановления лишь в части, исключающей действие цен и тарифов согласно Приложению 1 на граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в многоквартирных домах, в которых созданы товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы и другие объединения собственников, нанимателей и поднанимателей жилых помещений, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, а также граждан, пользующихся жилыми помещениями по завещательному отказу, по договору ренты пожизненного содержания с иждивением или по договору безвозмездного пользования жилыми помещениями.
Тогда как противоречия этой нормы действующему федеральному законодательству в части утвержденных цен и тарифов на оплату коммунальных услуг для указанных в ней категорий граждан - нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в ходе судебного разбирательства дела не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит изменению.
Кроме того, п. 1.1 постановления Градоначальника от 28 февраля 2005 года N 195 надлежит признать недействующим в части слов "до принятия такого решения на общем собрании собственников", так как с принятием общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирных домах решения о выборе способа управления многоквартирным домом установление органом местного самоуправления тарифов на оплату коммунальных услуг не связано.
Решение подлежит изменению и в части времени, с которого оспариваемые нормативные правовые акты признаны частично недействующими. Учитывая, что проверка законности решения городской Думы и постановления Градоначальника осуществлялась судом в порядке нормоконтроля, но не в связи с рассмотрением заявления конкретных лиц о защите своего права, нарушенного в результате их издания, судебная коллегия считает, что оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу.
Руководствуясь статьями 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатской области от 7 августа 2006 изменить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 1.1 постановления Градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 28 февраля 2005 года N 195 "Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании" в части, исключающей действие цен и тарифов согласно Приложению 1 на граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в многоквартирных домах, в которых созданы товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы и другие объединения собственников, нанимателей и поднанимателей жилых помещений, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, а также граждан, пользующихся жилыми помещениями по завещательному отказу, по договору ренты, пожизненного содержания с иждивением или по договору безвозмездного пользования жилыми помещениями, а также в части слов "до принятия такого решения на общем собрании собственников".
Пункт 4 решения Петропавловск-Камчатской городской Думы от 30 декабря 2004 года N 125-р "О согласовании цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании" признать недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Камчатского областного суда от 28 сентября 2006 г. N 33-491/2006
Текст настоящего определения опубликован в газете "Вести" от 8-14 декабря 2006 г. N 49 и от 15 декабря 2006 г. N 50