Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. "Цели, задачи и показатели деятельности Министерства финансов Камчатского края"
Пояснительная записка
В соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 436-П "Об утверждении положения о Министерстве финансов Камчатского края" Министерство финансов Камчатского края (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере финансового и бюджетного процесса в Камчатском крае.
В основе деятельности Министерства лежит выработка и реализация единой государственной бюджетной политики, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования бюджетной системы края.
Деятельность Министерства в отчетном и плановом периодах в соответствии с полномочиями Министерства, последовательно направлена на достижение следующих целей:
1) обеспечение своевременного и качественного прохождения бюджетного процесса в Камчатском крае;
2) создание условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления;
3) обеспечение открытости и прозрачности финансовой системы;
4) оптимизация управления государственным долгом.
Ключевые сферы деятельности Министерства определяются комплексной реализацией задач и мероприятий, обуславливаемыми первой, второй и четвертой целями.
Министерство в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение и создает нормативные и методологические основы для своевременного и качественного составления и рассмотрения проекта краевого бюджета, исполнения краевого бюджета, контроля за его исполнением.
Вторая цель предполагает выработку и реализацию финансовой политики в сфере межбюджетных отношений.
Составной частью системы управления финансовыми ресурсами Камчатского края выступает формирование бюджетной политики в области управления государственным долгом, в этой связи оптимизация управления государственным долгом определена четвертой целью.
Обеспечение открытости и прозрачности финансовой системы создает необходимые условия для достижения всех этих целей.
Цели деятельности Министерства напрямую связаны с основной стратегической целью Правительства Камчатского края на 2009 год и плановый период - формирование развитой экономики и комфортной среды обитания населения, а также достижение не менее чем среднероссийского уровня социально-экономического развития объединенного региона.
Министерство вносит существенный вклад в реализацию как минимум трех стратегических целей Правительства Камчатского края первого уровня - формирование эффективной и сбалансированной экономики, достижение высокой степени интернационализации экономики и инвестиционной привлекательности, создание благоприятных условий для жизни и работы населения.
Цель 1. Обеспечение своевременного и качественного прохождения бюджетного процесса в Камчатском крае.
Основные полномочия Министерства состоят в обеспечении своевременного и качественного прохождения бюджетного процесса в Камчатском крае и заключаются в своевременной и качественной подготовке проекта закона Камчатского края о краевом бюджете, а также обеспечении исполнения краевого бюджета и формировании бюджетной отчетности, контроля за исполнением краевого бюджета.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих задач.
Задача 1. Своевременная и качественная подготовка проекта закона Камчатского края о краевом бюджете на очередной финансовый год.
Конечным результатом решения данной задачи является соответствие закона Камчатского края о краевом бюджете требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.
Проект краевого бюджета на 2010 год был подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Камчатского края от 24.10.2007 N 650 "О бюджетном процессе в Камчатском крае", постановления Правительства Камчатского края от 22.04.2008 N 116-П "О Порядке составления проекта краевого бюджета и проекта бюджета Камчатского территориального государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период" и основан на Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25.05.2009 года, прогнозе социально-экономического развития Камчатского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, а также основных направлениях бюджетной и налоговой политики в Камчатском крае на 2010 год и перспективу.
В связи с кризисными проявлениями в экономике имели место особенности при рассмотрении и утверждении краевого бюджета на 2010 год в части изменения сроков осуществления отдельных процедур при формировании бюджета. Данные особенности закреплены Законом Камчатского края от 29.09.2009 N 301 "Об особенностях реализации отдельных положений Закона Камчатского края "О бюджетном процессе в Камчатском крае" при рассмотрении и утверждении краевого бюджета на 2010 год".
Проект краевого бюджета на 2010 год был внесен в установленном порядке на рассмотрение в Законодательное Собрание Камчатского края. Закон Камчатского края "О краевом бюджете на 2010 год" принят 16 декабря 2009 года.
Законом Камчатского края от 11.06.2009 N 270 "О внесении изменений в статью 51 Закона Камчатского края "О бюджетном процессе в Камчатском крае" на 2010 год сохранено одногодичное бюджетное планирование. Горизонт трехлетнего планирования отодвинут до 2011 года. Таким образом, краевой бюджет на 2010 год сформирован на один финансовый год, в соответствии с частью 4 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Камчатского края от 28.04.2008 N 122-П "Об утверждении порядка разработки и формы проекта среднесрочного финансового плана Камчатского края на очередной финансовый год и плановый период" разработан и утвержден среднесрочный финансовый план Камчатского края.
Формирование проекта краевого бюджета на 2010 год осуществлено в соответствии с общеправовыми принципами, главным из которых является принцип законности, а также в соответствии с принципами бюджетной системы Российской Федерации - основополагающими началами, закрепленными в главе 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
равенства бюджетных прав муниципальных образований;
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
результативности и эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости);
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов.
При формировании проекта краевого бюджета на 2010 год учитывалась необходимость сохранения положительной тенденции социально-экономического развития Камчатского края, обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы на территории Камчатского края, формирования бюджетных расходов исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики, а также необходимость повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
Учтены основные приоритеты бюджетной политики в Камчатском крае на 2010 год и перспективу:
- государственная поддержка реального сектора экономики Камчатского края;
- формирование проектов бюджетов в режиме жесткой экономии, взвешенный отбор принимаемых расходных обязательств;
- гарантированное исполнение принятых расходных обязательств;
- обеспечение ассигнованиями приоритетных расходных обязательств в полном объеме;
- повышение эффективности бюджетных расходов и предоставления государственных и муниципальных услуг;
- реализация ответственной инвестиционной политики.
В соответствии со статьей 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование бюджетных ассигнований краевого бюджета осуществлено раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.
Планирование бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств на 2010 год осуществлено в соответствии с нормативными правовыми актами, обуславливающими расходные обязательства Камчатского края, включенными в реестр расходных обязательств Камчатского края.
Объем средств бюджета принимаемых обязательств Камчатского края распределен в соответствии с приоритетами бюджетной политики с учетом оценки эффективности принимаемых обязательств на основе решений, принятых Бюджетной комиссией при Правительстве Камчатского края.
В составе действующих и принимаемых обязательств раздельно осуществлено планирование публичных и гражданско-правовых обязательств. Публичные обязательства, в том числе публичные нормативные обязательства, обеспечены ассигнованиями в первоочередном порядке.
При проектировании расходов краевого бюджета приоритетное значение уделено обеспечению бюджетными ассигнованиями в полном объеме первоочередных расходных обязательств: по выплате заработной платы и начислений на выплаты по оплате труда, по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями, по предоставлению межбюджетных трансфертов, обслуживанию долговых обязательств Камчатского края.
Учитывая, что в целях долгосрочной устойчивости бюджета и усиления его роли в развитии экономики важнейшей задачей в настоящее время является формирование бездефицитного бюджета, объем расходов бюджета на 2010 год максимально ограничен, его превышение над прогнозируемым объемом поступления доходов минимизировано. В этой связи можно утверждать о реальности достижения бездефицитного бюджета.
Задача 2. Формирование реестра расходных обязательств Камчатского края.
Конечным результатом решения данной задачи является своевременная и качественная подготовка реестра расходных обязательств Камчатского края, а именно формирование реестра расходных обязательств Камчатского края в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина Российской Федерации, включение экономически обоснованной потребности в средствах, необходимых для исполнения расходных обязательств Камчатского края.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.09.2007 N 76н "О порядке предоставления реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации", во исполнение пункта 4 Порядка ведения реестра расходных обязательств Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 27.02.2008 N 41-П Министерство финансов Камчатского края, осуществляет ведение реестра расходных обязательств Камчатского края.
Реестр расходных обязательств Камчатского края состоит из оценок объемов и структур расходных обязательств Камчатского края.
Данные реестра расходных обязательств используются при разработке проектов бюджета на очередной финансовый год, а также при определении в плановом периоде объемов бюджета "действующих обязательств" и бюджета "принимаемых обязательств".
В Камчатском крае дважды в год формируется и направляется в Минфин России реестр расходных обязательств Камчатского края и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований на территории Камчатского края. В 2009 году Министерством осуществлено формирование планового и уточненного реестров расходных обязательств Камчатского края за 2009 год, которые своевременно в установленном порядке представлены в Минфин России.
Задача 3. Организация и обеспечение исполнения краевого бюджета.
Конечным результатом решения данной задачи является организация исполнения краевого бюджета и его исполнение в соответствии с бюджетным законодательством.
Показатель 1. Решение этой задачи предполагает организацию исполнения расходных обязательств Камчатского края в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Камчатского края.
Исполнение краевого бюджета в 2009 году осуществлялось на основании Закона Камчатского края от 17.12.2008 N 190 "О краевом бюджете на 2009 год" в соответствии с кассовым планом исполнения краевого бюджета.
Первоочередными расходными обязательствами, по которым осуществлялось финансирование, были: заработная плата и начисления на нее, стипендии, питание, медикаменты, меры социальной поддержки населения. Также при исполнении краевого бюджета большое внимание уделялось своевременному и в должном объеме предоставлению межбюджетных трансфертов местным бюджетам, так как за счет этих средств в муниципальных образованиях Камчатского края осуществляется финансирование социально-значимых расходов.
Исполнение основных параметров краевого бюджета за 2009 год составило:
- по доходам - 33 137,9 млн.рублей или 93,7 % от утвержденного плана;
- по расходам - 32 099,5 млн.рублей или 83,1 % от утвержденного плана;
- профицит сложился в сумме 1 038,4 млн.
Неисполнение ассигнований по расходам в полном объеме и сложившийся профицит бюджета обусловлены проведением политики сокращения государственного долга Камчатского края и направлением в связи с этим доходов краевого бюджета на погашение кредитов коммерческих банков, а также привлечением в связи с этим кредитов коммерческих организаций меньше запланированного объема; и, кроме того, низким освоением средств, поступивших из федерального бюджета на реализацию ФЦП "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" (средства поступили во втором полугодии 2009 года).
В целом бюджетные обязательства в 2009 году обеспечивались в установленные сроки и в необходимых объемах. Отсутствует кредиторская задолженность по денежным выплатам гражданам, заработной плате и начислениям на нее. Кроме того, по итогам исполнения краевого бюджета за 2009 год имеет место значительное снижение объемов просроченной кредиторской задолженности. Так, по состоянию на 01.01.2010 года просроченная кредиторская задолженность составила 78,0 млн.рублей, что на 367,8 млн.рублей или в 5,7 раз меньше по сравнению с задолженностью, сложившейся на 1 января 2009 года (445,8 млн.рублей).
19.05.2010 года на очередной сессии Законодательного Собрания Камчатского края утвержден Закон Камчатского края "Об исполнении краевого бюджета за 2009 год".
Кроме того, в целях уточнения основных параметров краевого бюджета в 2009 году Министерством было подготовлено 8 проектов законов Камчатского края "О внесении изменений в Закон Камчатского края "О краевом бюджете на 2009 год".
Показатель 2. Решение задачи по организации и обеспечению исполнения краевого бюджета также предполагает формирование, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи и кассового плана краевого бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами Камчатского края.
В соответствии со статьями 217, 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Камчатского края от 24.10.2007 N 650 "О бюджетном процессе в Камчатском крае", приказами Минфина Камчатского края от 22.01.2008 N 15 "Об утверждении порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи краевого бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств краевого бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита краевого бюджета)" и от 31.01.2008 N 24 "Об утверждении Порядка составления, ведения кассового плана и доведения предельных объемов финансирования при исполнении краевого бюджета", Министерством осуществляется составление и ведение сводной бюджетной росписи краевого бюджета и кассового плана исполнения краевого бюджета.
Показатель 3. Реализация задачи по организации и обеспечению исполнения краевого бюджета предусматривает доведение до главных распорядителей средств краевого бюджета бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами Камчатского края. Министерство осуществляет доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствии с указанным приказом Минфина Камчатского края от 22.01.2008 N 15.
Показатель 4. Ведение сводного реестра главных администраторов и администраторов доходов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств краевого бюджета является одним из полномочий Министерства.
В соответствии с приказом Минфина Камчатского края от 15.04.2009 N 38, Министерством осуществляется ведение сводного реестра главных администраторов и администраторов доходов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств краевого бюджета. Указанный сводный реестр ведется в целях централизованного учета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств краевого бюджета, главных администраторов и администраторов доходов краевого бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита краевого бюджета и создания информационной базы для обеспечения организации исполнения краевого бюджета.
Показатель 5. В соответствии с требованиями статьи 215.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным Казначейством.
Отдельные функции по исполнению краевого бюджета осуществляются Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю с 2002 года.
На основании Соглашения об осуществлении Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю отдельных функций по исполнению бюджета Камчатского края при кассовом обслуживании исполнения бюджета Камчатского края Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю от 11.01.2009 года, в 2009 году Правительство Камчатского края поручило органу Федерального казначейства осуществление определенных функций по исполнению краевого бюджета.
Задача 4. Формирование бюджетной отчетности.
Составление бюджетной отчетности, находящейся в компетенции Министерства, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и ее своевременное представление, является конечным результатом данной задачи.
Требования к составу и содержанию бюджетной отчетности утверждены статьей 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Своевременное и качественное формирование бюджетной отчетности краевого бюджета позволяет оценить выполнение расходных обязательств Камчатского края, предоставить участникам бюджетного процесса необходимую для анализа, планирования и управления бюджетными средствами информацию.
В 2009 году качественно и в полном объеме Министерством была составлена месячная бюджетная отчетность, а также бюджетная отчетность за 2008 год и своевременно направлена в Казначейство России.
Задача 5. Осуществление последующего финансового контроля за целевым, эффективным и результативным использованием средств.
Эффективная и надежная финансовая система является одним из условий развития экономики.
Контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением при этом требований бюджетного законодательства является неотъемлемой частью работы финансовых органов. Такой контроль обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, ответственности и подотчетности в использовании бюджетных средств.
Конечным результатом решения данной задачи должно стать возмещение в полном объеме в краевой бюджет средств, использованных не по целевому назначению, к общему объему средств нецелевого использования, выявленных в результате осуществления финансового контроля.
В 2009 году Министерством финансов Камчатского края проведено 60 проверочных мероприятий в исполнительных органах государственной власти Камчатского края, бюджетных учреждениях, муниципальных образованиях Камчатского края, в том числе:
- 27 плановых проверок;
- 33 внеплановых проверок.
В результате проведенных проверочных мероприятий выявлено финансовых нарушений на сумму 74 300,0 тыс. рублей, в том числе:
- необоснованные расходы на сумму 1 861,5 тыс. рублей;
- нецелевое расходование средств краевого бюджета и внебюджетных средств в сумме 154,9 тыс. рублей, в том числе средств краевого бюджета в сумме 78,8 тыс. рублей;
- неэффективное использование бюджетных средств в сумме 63 100,0 тыс. рублей.
Средства краевого бюджета в размере 78,8 тыс. рублей, выявленные Министерством в ходе контрольных мероприятий, как использованные не по целевому назначению, были полностью возмещены в краевой бюджет.
Цель 2: Создание условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления.
Основы финансовых взаимоотношений между публично-правовыми образованиями закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации, нормативных правовых актах Российской Федерации, Законе Камчатского края от 24.10.2007 N 650 "О бюджетном процессе в Камчатском крае", Законе Камчатского края от 11.09.2008 N 110 "О предоставлении отдельных межбюджетных трансфертов в Камчатском крае" и иных нормативных правовых актах Камчатского края.
Одной из целей деятельности Министерства является повышение прозрачности и эффективности этих взаимоотношений. При этом важной задачей является обеспечение финансовых стимулов для повышения эффективности управления общественными финансами на местном уровне.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих задач.
Задача 1. Предоставление межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам других уровней.
Выравнивание доступа граждан к муниципальным услугам является одной из основных задач государственной политики в сфере межбюджетных отношений. Ее решение обеспечивается путем предоставления в соответствии с законом Камчатского края о краевом бюджете на очередной финансовый год межбюджетных трансфертов. При этом важным является предоставление основной части межбюджетных трансфертов по формализованным методикам.
В 2009 году планирование бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов осуществлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Камчатского края от 11.09.2008 N 110 "О предоставлении отдельных межбюджетных трансфертов в Камчатском крае", законами Камчатского края о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями Камчатского края, иными нормативными правовыми актами Камчатского края, с учетом принципов разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Кроме того, при распределении межбюджетных трансфертов из краевого бюджета соблюдается принцип равенства бюджетных прав муниципальных образований, то есть определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Основной показатель решения поставленной задачи является повышение доли межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, распределяемых по утвержденным методикам (за исключением средств на инвестиционные мероприятия).
Так в 2009 году доля межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, распределяемых по утвержденным методикам (за исключением средств на инвестиционные мероприятия) составляет 96,7 %, что является 99,9% от запланированного. При этом необходимо учитывать, что действующим бюджетным законодательством не предусмотрено распределение по методикам иных межбюджетных трансфертов.
Задача 2. Содействие соблюдению органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае бюджетного законодательства Российской Федерации при формировании проектов местных бюджетов.
Конечным результатом решения данной задачи будет являться увеличение доли муниципальных правовых актов о местных бюджетах, подлежащих проверке в соответствии с бюджетным законодательством, а также проверенных на соответствие требованиям бюджетного законодательства.
В условиях расширения бюджетной самостоятельности и ответственности местных органов власти, возрастает значение механизмов поддержки проводимых на местном уровне реформ, направленных на повышение эффективности функционирования бюджетного сектора и качества управления общественными финансами.
Решение поставленной задачи будет связано с выявлением и предупреждением возникновения нарушений требований Бюджетного кодекса в муниципальных образованиях. Данная функция реализуется путем осуществления регулярного мониторинга качества управления муниципальными финансами.
В целях повышения ответственности органов местного самоуправления за соблюдение норм бюджетного законодательства Российской Федерации, бюджетного законодательства Камчатского края и условий предоставления местным бюджетам межбюджетных трансфертов, Министерство в рамках реализации контрольной функции осуществляет регулярный анализ соблюдения органами местного самоуправления установленных статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативов.
В частности по итогам 2009 года проведен мониторинг соответствия расходов муниципальных образований в Камчатском крае на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления на 2009 год нормативу, утвержденному постановлением Правительства Камчатского края от 24.12.2008 N 453-П "Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае на 2009 год". В результате выявлено, что в 2009 году исполнение по расходам на содержание органов местного самоуправления в тринадцати (из шестидесяти восьми) муниципальных образованиях превышает установленные Правительством Камчатского края нормативы. По результатам проверки Министерством направлены обращения в Прокуратуру Камчатского края о применении мер прокурорского реагирования к должностным лицам органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, допустившим в 2009 году превышение расходов на содержание органов местного самоуправления над установленными нормативами.
Министерством продолжает проводиться проверка решений о местных бюджетах и на 2010 год, в том числе анализ расходов на содержание органов местного самоуправления.
Задача 3. Финансовое обеспечение полномочий, "делегированных" органам местного самоуправления.
В соответствии с федеральным и краевым законодательством выполнение государственных полномочий Камчатского края, делегируемых органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета в соответствии с Законами Камчатского края о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями Камчатского края.
Конечным результатом решения данной задачи является выполнение расходных обязательств Камчатского края, обусловленных наделением органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями Камчатского края (в части перечисления субвенции из краевого бюджета).
В целях финансового обеспечения полномочий Российской Федерации, Камчатского края, делегируемых для исполнения органам местного самоуправления, в 2009 году из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на выполнение государственных полномочий было предусмотрено 17 субвенций.
Объем средств на их реализацию в 2009 году составил 4 161,8 млн. рублей или 89,6% от плановых назначений.
Неполное выполнение расходных обязательств Камчатского края, в части перечисления субвенций из краевого бюджета, обусловлено отсутствием заявок на финансирование от главных распорядителей бюджетных средств, в связи с отсутствием потребности по указанным расходам.
Цель 3: Обеспечение открытости и прозрачности финансовой системы.
Одним из приоритетных направлений развития бюджетной системы Российской Федерации в настоящее время определено дальнейшее повышение прозрачности и эффективности общественных финансов.
Главным критерием прозрачности и открытости финансовой системы является участие граждан и их организаций в процессе подготовки, принятия и контроля исполнения управленческих решений в сфере бюджета и бюджетного процесса.
Согласно нормам, закрепленным в мировой практике, прозрачный бюджет должен отвечать следующим принципам:
- открытость подготовки и исполнения бюджета и бюджетной отчетности, открытый доступ для общественности к информации о бюджетном процессе и бюджете;
- наличие условий для общественного участия в бюджетном процессе;
- четкость распределения ролей и функций законодательной и исполнительной власти в бюджетной сфере.
Прозрачность бюджета сужает поле возможностей для коррупционных сделок и соглашений и, таким образом, способствует снижению коррупции.
В крае совершенствуется взаимодействие между органами исполнительной и законодательной власти Камчатского края, органами местного самоуправления, направленное на повышение прозрачности в управлении финансами, например:
- постановлением Губернатора Камчатского края от 22.04.2008 N 133 "О Бюджетной комиссии при Правительстве Камчатского края" образована Бюджетная комиссия при Правительстве Камчатского края, включающая в свой состав представителей исполнительного и законодательного органов государственной власти Камчатского края, руководителя Управления федеральной налоговой службы по Камчатскому краю. Прогноз социально - экономического развития Камчатского края, методики распределения межбюджетных трансфертов, бюджетные проектировки, основные параметры краевого бюджета на 2009 год были согласованы Бюджетной комиссией;
- распоряжением Правительства Камчатского края от 10.06.2008 N 21-РП создана рабочая группа по доработке проекта закона Камчатского края "О регулировании межбюджетных отношений в Камчатском крае" и поэтапному совершенствованию межбюджетных отношений в Камчатском крае (далее - рабочая группа) в составе представителей исполнительного и законодательного органов государственной власти Камчатского края, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) в Камчатском крае. Рабочей группой были согласованы изменения методик распределения межбюджетных трансфертов на 2009 год.
Максимальная прозрачность будет достигнута в результате публикации принятых решений о прохождении бюджетного процесса в средствах массовой информации.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач.
Задача 1. Участие в проведении публичных слушаний по проекту краевого бюджета и проекту годового отчета об исполнении краевого бюджета.
Одними из наиболее результативных форм общественного участия в бюджетном процессе считаются общественные слушания и принцип обратной связи, предполагающий доступ населения к информации о прохождении бюджетного процесса и возможность высказать свое мнение.
Конечным результатом решения данной задачи является участие в проведении публичных слушаний по проектам закона Камчатского края о краевом бюджете и об исполнении краевого бюджета.
Публичные слушания с участием Министра финансов Камчатского края по проекту закона Камчатского края об исполнении краевого бюджета за 2008 год были проведены 24.10.2009 года, по проекту закона Камчатского края "О краевом бюджете на 2010 год" - 24.10.2009.
Задача 2. Информационное наполнение официального сайта Правительства Камчатского края.
Конечным результатом решения данной задачи является своевременное пополнение официального сайта Правительства Камчатского края нормативными правовыми актами Камчатского края в пределах компетенции Минфина Камчатского края.
В целях обеспечения информационного доступа населения на сайте Правительства Камчатского края на странице Министерства финансов Камчатского края размещаются:
- законы Камчатского края о краевом бюджете, нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения;
- сведения об обслуживании и погашении внутренних и внешних заимствований Камчатского края;
- нормативные правовые акты и прочая информация о реформировании межбюджетных отношений;
- месячная оперативная информация об отдельных показателях исполнения бюджета;
- отчетность о расходах и численности работников государственных органов и органов местного самоуправления;
- месячные и годовые отчеты об исполнении краевого бюджета, местных бюджетов и консолидированного бюджета Камчатского края;
- еженедельная справка о доходах и расходах краевого бюджета;
- ежемесячный баланс доходов и расходов краевого бюджета;
- проекты нормативных правовых актов, разрабатываемых Министерством финансов Камчатского края.
Кроме того, по мере необходимости размещаются ответы на вопросы и письма граждан, инструктивный материал для органов местного самоуправления муниципальных образований.
На официальном сайте Правительства Камчатского края в 2009 году Министерством было размещено более 150 нормативных правовых актов и иных материалов.
Цель 4. Оптимизация управления государственным долгом.
Повышение эффективности управления государственным долгом является важной задачей в условиях ограниченности бюджетных ресурсов. Ее достижение предполагает стабилизацию государственного долга Камчатского края расходов по его обслуживанию, совершенствование механизмов управления государственным долгом.
Министерство на основе основных параметров краевого бюджета, а также в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики определяет и обосновывает оптимальную долговую нагрузку, организует обслуживание и погашение государственного долга, размещение долговых обязательств, осуществляет ведение долговой книги Камчатского края.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач.
Задача 1. Оптимизация объема и структуры государственного долга Камчатского края.
Ключевая деятельность Министерства состоит в проведении сбалансированной политики управления государственным долгом, которая в рамках задачи характеризуется стабилизацией государственного долга Камчатского края и соответствия его объемов предельным параметрам, установленным бюджетным законодательством.
Конечным результатом решения данной задачи является поэтапное сокращение государственного внутреннего долга Камчатского края.
Государственный долг Камчатского края за 2009 год снизился на 1282,5 млн. рублей и по состоянию на 01.01.2010 года составил 5659,7 млн. рублей, в том числе:
- кредиты коммерческих банков снизились на 1957,0 млн. рублей и составили 275,0 млн. рублей, или 4,9 % общей суммы долга,
- бюджетные ссуды (кредиты) выросли на 674,8 млн. рублей и составили 5383,9 млн. рублей, что составляет 95,1 % общей суммы долга,
- государственные гарантии снизились на 285,0 тыс. рублей и составили 839,0 тыс. рублей (0,01% общей суммы долга).
В 2009 году погашен основной долг в сумме 5423,7 млн. рублей, что в 2 раза больше, чем в 2008 году.
Структура государственного внутреннего долга Камчатского края:
млн. рублей
Вид долгового обязательства |
На 1 января 2009 года |
На 1 января 2010 года |
Кредиты федерального бюджета |
4 709,1 |
5383,9 |
Кредиты коммерческих банков |
2 232,0 |
275,0 |
Государственные гарантии |
1,1 |
0,8 |
ИТОГО |
6 942, 2 |
5659,7 |
Основная доля (95,1%) долговых обязательств приходится на обязательства по бюджетным кредитам. В общем объеме данной задолженности 65,7% занимают валютные обязательства по реструктурированной задолженности ОАО "Геотерм" - 3 535,2 млн. рублей.
Задолженность по государственным гарантиям на 1 января 2010 года составила 0,8 млн. рублей (ООО "Камчатагропромснаб" для осуществления лизинговых платежей). Программой государственных внутренних заимствований Камчатского края на 2009 год предоставление государственных гарантий не предусматривалось.
Задача 2. Сокращение стоимости обслуживания и совершенствование механизмов управления государственным долгом.
Конечным результатом решения данной задачи является сокращение доли расходов на обслуживание государственного долга в расходах краевого бюджета.
Снижение государственного долга Камчатского края в 2009 году привело к значительному снижению расходов на его обслуживание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.