Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Правительства Камчатского края
от 8 июля 2015 г. N 355-РП
Стратегия
действий в интересах детей в Камчатском крае на период до 2017 года
I. Введение
Обеспечение защищенного и благополучного детства является одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Россия выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, а также Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 N 1618-р.
Настоящая стратегия действий в интересах детей Камчатского края на период до 2017 года (далее - Стратегия) разработана на основании Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Национальная стратегия), утвержденной указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761.
Главная цель Стратегии соотносится с такой целью Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В Камчатском крае принята нормативная правовая база, направленная на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Выстроена система поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, семей, принимающих их на воспитание. Сформирована межведомственная система по выявлению и профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей. Введен единый номер детского телефона доверия. Создан институт уполномоченного по правам ребенка в Камчатском крае.
1.1. Основные проблемы в сфере детства
Потенциальный риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).
Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
1.2. Ключевые принципы Стратегии
Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Камчатском крае необходимо продолжать работу по обеспечению соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременному выявлению их нарушений и организации адресной поддержки и профилактической помощи семье и ребенку, а при необходимости - принятию мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Защита прав каждого ребенка. В Камчатском крае необходимо продолжить работу по совершенствованию межведомственного взаимодействия, обеспечивающего реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по восстановлению нарушенных прав ребенка; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Камчатском крае должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Сбережение здоровья каждого ребенка. В Камчатском крае должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи.
Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Камчатском крае необходимо продолжить работу по внедрению эффективных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.
Особое внимание уязвимым категориям детей. В Камчатском крае необходимо продолжить работу по созданию доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Необходимо шире внедрять формы работы, позволяющие преодолевать социальную исключенность таких детей и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Камчатском крае необходимо продолжить работу по созданию условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, связанных с работой с детьми и их семьями.
Партнерство во имя ребенка. В Камчатском крае необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
II. Семейная политика детствосбережения
2.1. Краткий анализ ситуации
По состоянию на 1 января 2015 года в Камчатском крае проживает около 43 965 семей, в которых воспитывается более 65 772 детей.
В 2014 году в Камчатском крае остановилось снижение численности детского населения. Отметился ее небольшой рост на 0,5%. Таким образом, численность детского населения составила 20,7% (из них дети от 0 до 14 лет - 17,7%, подростки от 15 до 18 лет - 3%) от числа всего населения Камчатского края.
Показатель рождаемости в 2014 году аналогичен среднероссийскому, он составил 13,2 ребенка на 1 000 человек, что на 1,5% выше показателя 2013 года (13 детей) и на 0,8% выше показателя 2012 года (13,1 ребенка). В 2014 году в крае родилось (по предварительным данным) 4 221 человек (в 2013 году - 4 160; в 2012 году - 4 182).
По прогнозам в ближайшие годы не ожидается резкого роста рождаемости, что связано с демографическим провалом в 90-е годы, выросшее поколение которых вступило сегодня в репродуктивный возраст.
Вместе с тем, в результате принятия в последние годы таких мер, как "Материнский (семейный) капитал", ипотечное кредитование, обеспечение земельными участками многодетных семей в Камчатском крае, наметились положительные тенденции в рождаемости второго и последующего ребенка.
2.2. Основные задачи
Повышение доступности и качества образовательных и социальных услуг для семей с детьми.
Обеспечение для детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.
Профилактика семейного неблагополучия, основанная на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Активизация работы по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.3. Первоочередные меры
Реализация государственных программ Камчатского края, направленных на обеспечение доступности качественного образования, медицинской помощи и социальных услуг в Камчатском крае, пропагандирующих ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей.
Совершенствование системы межведомственного взаимодействия по выявлению, учету, устройству и помощи детям, находящимся в социально-опасном положении.
Проведение просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-сирот, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества.
Реализация мер социальной поддержки граждан, желающих принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью. Обеспечение информационной поддержки жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Подготовка и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть "Интернет", организации и учреждения для детей.
Организация информационной кампании в Камчатском крае по противодействию жестокому обращению с детьми.
Формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.
2.4. Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми
Повышение доступности услуг для семей с детьми.
Развитие и укрепление сети учреждений социального обслуживания семей и детей.
2.5. Меры, направленные на профилактику социального сиротства
Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми, организация комплексной работы с такими семьями по предотвращению разводов супругов и лишения их родительских прав.
Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам.
Обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми.
Организация межведомственного взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов по защите имущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе на получение алиментных выплат от родителей, лишенных родительских прав.
Проведение мероприятий, способствующих восстановлению кровных семей, в том числе предоставление услуг кодирования от алкогольной зависимости лицам, лишенным (ограниченным) родительских прав.
Обеспечение сопровождения семей, принявших на воспитание в свою семью под опеку (попечительство), усыновивших (удочеривших) детей.
Организация работы медицинских, социальных служб по профилактике отказов от новорожденных, особенно по причинам выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матери.
2.6. Ожидаемые результаты
Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства.
Повышение качества услуг для семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей; детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.
III. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей
3.1. Краткий анализ ситуации
Система образования в Камчатском крае развивается в русле общероссийских тенденций и в соответствии со Стратегией развития образования Камчатского края на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Камчатского края от 14.10.2010 N 495-РП.
В Камчатском крае программу дошкольного образования реализуют 140 муниципальных и государственных образовательных учреждений. По состоянию на 1 января 2015 года охват детей в возрасте от 1 до 7 лет дошкольным образованием составляет 74,8% (17 294 человека), от 3 до 7 лет - 100% (14 111 человек), от 1 до 3 лет - 36,5% (3 183 человека).
Ежегодно снижается очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет в детские сады. С января 2012 года очередь детей указанной возрастной группы уменьшилась на 90,5%. Актуальным остается вопрос о предоставлении мест в дошкольных организациях детям в возрасте от 2 до 3 лет.
Для решения проблемы нехватки мест в детских садах в 2014 году сформирован реестр индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. В 2014/2015 учебном году 15 индивидуальных предпринимателей уже оказывали соответствующие услуги, осуществляя присмотр и уход за 300 детьми дошкольного возраста.
На территории Камчатского края находятся 123 общеобразовательных учреждения, в которых в 2014/2015 учебном году обучалось 34 515 детей (в 2013/2014 учебном году - 34 398 детей, в 2012/2013 учебном году - 34 593 ребенка).
На территории Камчатского края находятся 78 учреждений дополнительного образования детей, в которых в 2014/2015 учебном году обучалось 40 756 человек. Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет в 2014/2015 учебном году составила 69,4% (в 2013/2014 учебном году - 53,6%, в 2012/2013 учебном году - 53,4%).
На территории Камчатского края находятся 11 профессиональных образовательных организаций, в которых в 2014/2015 учебном году обучалось 3 608 человек. При этом 233 человека находились на полном государственном обеспечении.
В образовательных учреждениях в Камчатском крае в 2014/2015 учебном году обучалось 736 детей-инвалидов (2,1% от общего количества обучающихся) и 3 445 детей с ограниченными возможностями здоровья (10% от общего количества обучающихся).
В настоящее время в Камчатском крае семьи с детьми-инвалидами могут получить помощь в четырех специализированных образовательных учреждениях, в том числе двух дошкольных образовательных организациях, одном коррекционном и одном реабилитационном учреждениях.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях в Камчатском крае организовано 47 специальных (коррекционных) классов, в которых в 2014/2015 учебном году обучается 507 детей (в 2013/2014 учебном году - 78 специальных (коррекционных) классов, в которых обучалось 640 детей). Созданы условия для обучения на дому 138 детям-инвалидам и 74 детям с ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Основные задачи в сфере обеспечения доступности и качества образования
Обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать образовательные услуги в сфере дошкольного образования, в том числе за счет развития негосударственного сектора дошкольного образования.
Обеспечение качества образовательных услуг в сфере дошкольного образования путем создания условий для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Создание условий на уровне основного общего образования, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Создание региональной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.
Создание условий, обеспечивающих инновационный характер образования.
Создание условий для возможности выбора профиля обучения и индивидуальной траектории освоения образовательной программы в старших классах для всех обучающихся.
Создание условий для развития детей с высокой мотивацией к обучению.
Формирование гибкой системы профессионального образования, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Камчатского края.
Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров для дошкольного, школьного и профессионального образования.
Создание условий для формирования личности, способной гарантировать устойчивое повышение качества жизни путем непрерывного образования и поддержания высокой готовности к самообучению, социальной и профессиональной мобильности и владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и межличностного взаимодействия.
Обновление содержания и форм организации образовательного процесса, развитие практической направленности образовательных программ, развитие государственно-общественного управления образованием, формирование системы непрерывного образования, внедрение новых экономических механизмов.
3.3. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи
Поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми.
Развитие системы поиска одаренных детей, включающее в себя:
1) организацию краевых конкурсов и иных мероприятий (олимпиад, фестивалей, соревнований) регионального уровня в системе общего и дополнительного образования детей в Камчатском крае;
2) обеспечение участия победителей региональных этапов олимпиад и краевых конкурсов во всероссийских олимпиадах и конкурсах;
3) формирование базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи.
Обеспечение развития системы поддержки и сопровождения одаренных детей.
Повышение квалификации работников системы образования Камчатского края по проблеме "Особенности работы с одаренными детьми в образовательной организации".
Обеспечение специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями) на базе КГБОУ ДОВ "Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров".
Обеспечение информационной кампании по оказанию поддержки талантливым детям и молодежи.
3.4. Меры, направленные на развитие воспитания и социализации детей
Внедрение в системе образования Камчатского края современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к военной службе.
Укрепление ресурсного обеспечения воспитательной деятельности (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) и организации контроля за условиями, созданными в образовательных учреждениях для воспитания и социализации детей.
Обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей.
Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных религиозных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.
3.5. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей
Обновление содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей.
Развитие инфраструктуры и материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей.
Развитие техносферы дополнительного образования, создание новых объединений технической направленности.
Создание условий, обеспечивающих взаимодействие учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений по реализации внеурочной деятельности, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом.
Повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей.
Качественное дополнительное образование детей обеспечивается следующими мероприятиями:
1) по созданию базовых площадок по различным направлениям деятельности дополнительного образования детей;
2) по формированию на региональном уровне банка программ нового поколения.
3) по реализации региональных пилотных проектов по внедрению новых организационных форм дополнительного образования детей, в том числе по созданию автономных учреждений дополнительного образования.
4) по координации деятельности по повышению квалификации и подготовке кадров для системы дополнительного образования различной ведомственной принадлежности.
3.6. Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства
Внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию.
Использование средств контент-фильтрации Интернет-трафика в образовательных организациях.
3.7. Ожидаемые результаты
Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации.
Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.
Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью).
Повышение рейтинга камчатских школьников за счет участия в межрегиональных и всероссийских олимпиадах школьников.
Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.
Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.
Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ.
Доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.
Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям.
Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.
Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий.
Увеличение вариативности программ дополнительного образования, реализуемых музеями и культурными центрами.
Рост посещаемости детьми библиотек, музеев, культурных центров, театров.
Создание надежной системы защиты детей от противоправных контента и материалов в образовательной среде школы и дома.
Сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет-среде.
IV. Развитие здравоохранения, дружественного к детям, и здорового образа жизни
4.1. Краткий анализ ситуации
Одним из важнейших показателей демографической ситуации, качества жизни населения является уровень материнской и младенческой смертности.
Коэффициент младенческой смертности в Камчатском крае не стабильный: на 1 января 2014 года он составил 10,6% (в 2013 году - 11,2%) на 1 000 детей, родившихся живыми. При этом показатель младенческой смертности в Камчатском крае также имеет значительные колебания, что связанно с малым числом родов, при которых каждый случай смерти ведет к значительному колебанию такого показателя. Показатель младенческой смертности превышает среднероссийский на 26,8%.
В 2014 году в Камчатском крае родилось живыми 4 221 ребенка. При этом в возрасте до 1 года умерло 44 ребенка (в 2013 году - 44 ребенка, в 2012 году - 47 детей). Младенческая смертность снизилась на 1,9% и составила 10,4% (в 2013 году - 10,6%, в 2012 году - 11,2%).
Особого внимания в Камчатском крае требует проблема подросткового алкоголизма (включая "пивной алкоголизм"), наркомании и токсикомании, потребления психотропных и других токсических веществ детьми.
4.2. Основные задачи
Формирование, в том числе с помощью волонтерского движения, негативного отношения у детей и подростков к потреблению наркотических средств, алкоголя и табака; пропаганда здорового образа жизни.
Развитие подростковой медицины, стимулирование потребности в здоровом образе жизни.
Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями.
Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.
4.3. Меры по сохранению и укреплению здоровья ребенка
Предупреждение и устранение вредного воздействия среды обитания как основа снижения рисков для здоровья детского населения.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, включающее реализацию мероприятий:
1) по борьбе с инфекционными и паразитарными заболеваниями;
2) по снижению и стабилизации уровня инфекционной заболеваемости, управляемого средствами специфической профилактики за счет иммунизации детского населения в строгом соответствии с профилактических прививок;
3) по совершенствованию профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С.
Внедрение организационных и медицинских технологий на основе порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
Реализация программ по неонатальному и аудиологическому скринингу, профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку.
Совершенствование оказания акушерской и неонатальной помощи, путем создания в Камчатском крае службы родовспоможения 3 уровня на базе многопрофильного лечебного учреждения.
Создание и развитие современной лаборатории скрининг диагностики, с целью перинатальной диагностики врожденной патологии.
Расширение доступности системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях в Камчатском крае, в целях своевременного выявления задержки развития, патологических состояний и оказания медицинской помощи.
Осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности: развитие материально-технической базы, обучение кадров (акушеров-гинекологов, неонатологов, педиатров, анестезиологов-реаниматологов).
Осуществление экстренной транспортировки больных детей из районов в Камчатском крае, с целью оказания своевременной специализированной медицинской помощи в лечебных учреждениях краевого центра.
Организация работы врачебных бригад в отдаленных районах в Камчатском крае для профилактической работы с детьми.
Организация мер по обеспечению нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения в Камчатском крае.
Расширение доступности оказания детям специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой за пределами Камчатского края.
Создание регионального регистра детей с редкими заболеваниями и обеспечением их специальным лечением, питанием и реабилитационным оборудованием, а также обеспечение контроля за его ведением.
Оказание паллиативной медицинской помощи детям, страдающими неизлечимыми заболеваниями в лечебных учреждениях в Камчатском крае, а также обучение родителей (законных представителей) особенностям ухода за такими детьми.
Диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях, а также находящихся на семейном воспитании.
Доступность всех медицинских услуг системы здравоохранения для детей с особыми потребностями.
Развитие комплексных реабилитационных мероприятий для уязвимых категорий детей (дети-инвалиды, дети из групп риска, дети с хроническими заболеваниями).
Активное взаимодействие реабилитационных отделений медицинских учреждений в Камчатском крае с санаторно-курортными учреждениями в Камчатском крае для предоставления качественных услуг детям-инвалидам и детям с хроническими заболеваниями.
Активное участие медицинских работников из медицинских учреждений в Камчатском крае края в ежегодных летних оздоровительных кампаниях детей и подростков.
4.4. Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков
Обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть "Интернет", телефоны службы анонимного консультирования.
Привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью.
Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школа здоровья" на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни.
Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций.
Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения.
Активизация деятельности центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек.
Реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни.
Проведение мониторинга по стандартной оценке качества жизни ребенка, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты.
Внедрение регулярного государственного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков.
Разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка.
Разработка программы противодействия пропаганде молодежных суицидов в интернет-среде.
Внедрение новых видов отдыха и досуга для подростков, исключающих традиции курения, употребления алкогольной продукции.
Обеспечение культурного, здорового досуга детей и подростков, в том числе в рамках реализации государственных программ.
Активизация работы по проведению социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных учреждениях, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Активизация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, включающая в себя мероприятия:
1) по апробации паспорта здоровья школьника в общеобразовательных учреждениях в Камчатском крае;
2) по развитию конкурсного движения среди общеобразовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников, организация проведения краевых соревнований, конкурсов, акций, конференций, в том числе участие во всероссийских спортивных соревнованиях "Президентские спортивные игры", всероссийской акции "Здоровье и безопасность наших детей".
Создание условий для сохранения, укрепления здоровья обучающихся и развития физической культуры, включающее мероприятия:
1) по мониторингу здоровья обучающихся и проведению обследования на предмет употребления ими наркотических и психоактивных веществ;
2) по развитию взаимодействия образовательных учреждений в Камчатском крае с Центром здоровья для детей (на базе Государственного учреждения здравоохранения "Камчатская краевая детская больница") по вопросу формирования здорового образа жизни среди обучающихся.
4.5. Меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей
Создание в Камчатском крае условий для обеспечения безопасного пребывания детей и подростков в учреждениях, предназначенных для отдыха и оздоровления.
Разработка и реализация мер материально-технической поддержки оздоровительных лагерей, развитие кадрового потенциала.
Совершенствование форм и содержания отдыха детей и подростков, их оздоровления и занятости, оказание преимущественной поддержки в организации отдыха и оздоровления детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, развитие специализированных видов отдыха.
Улучшение инфраструктуры и материально-технической базы оздоровительных лагерей, в том числе, проведение капитальных и текущих ремонтов зданий и сооружений, приобретение технологического оборудования, создание новых зон отдыха.
Расширение услуг, предоставляемых детям в учреждениях, предназначенных для отдыха и оздоровления.
Реализация программ трудовой деятельности несовершеннолетних в каникулярное время, включающих вариативные формы организации занятости детей и подростков.
4.6. Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка
Осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения здоровым безопасным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Обеспечение качественным питанием больных детей и подростков, с учетом заболевания и возраста
Поддержка грудного вскармливания детей раннего возраста.
Проведение информационно-коммуникационной кампании по формированию рациона здорового безопасного питания.
Обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях. Мониторинг организации школьного питания.
Организация особого контроля за обеспечением качественным питанием больных детей, страдающих социально значимыми заболеваниями.
4.7. Ожидаемые результаты
Снижение показателей младенческой и детской смертности.
Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек.
Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья.
Получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в труднодоступных местностях.
Гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием.
Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии "школа здоровья", являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.
Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.
Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами В и С, туберкулезом, в том числе получивших их в медицинских учреждениях.
Наличие доступной развитой сети учреждений, включая телефоны доверия, консультирование в режиме "онлайн", оказывающих помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Сокращение числа подростковых суицидов.
Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Обеспечение детей качественным и здоровым питанием, как в семье, так и в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях.
V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства
5.1. Краткий анализ ситуации
К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей.
Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 1 января 2015 года составило 1 523 человека (2,3% детского населения), из них более 70% стали социальными сиротами вследствие лишения родителей родительских прав, от каждого десятого ребенка родители отказались при рождении.
Благодаря реализации в Камчатском крае политики, направленной на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наметилась динамика по сокращению числа детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
В крае введены меры поддержки приемных семей, в том числе выплата вознаграждения за каждого принятого в семью ребенка, размер которого увеличивается при приеме в семью второго (и последующих) ребенка, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка в возрасте до 3 лет. Установлена мера социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях в виде оплаты проезда в отпуск и обратно, с провозом 30 килограммов багажа один раз в два года. При усыновлении (удочерении) ребенка на территории Камчатского края предусмотрена выплата единовременного пособия.
В целях совершенствования условий проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 году в Камчатском крае началась работа по оптимизации организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на 1 января 2015 года под опекой (попечительством) находятся 1 009 детей, из которых 599 детей воспитываются в 473 приемных семьях. В 2014 году 212 детей и подростков устроены на семейные формы воспитания.
Решению проблемы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, препятствует их позднее выявление, как правило, в подростковом и юношеском возрасте от 12 до 17 лет, при лишении (ограничении) родительских прав родителей. Таким образом, более половины детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляют дети данной возрастной группы, что затрудняет поиск для них опекунов (попечителей), приемных родителей.
Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях, общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях. В целях решения данной проблемы в Камчатском крае осуществляется работа по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Камчатского края от 19.12.2011 N 730 и Порядком организации постинтернатного сопровождения в Камчатском крае, утвержденным приказом Министерства образования и науки Камчатского края N 96.
Одной из острых проблем остается инвалидность детского населения. По состоянию на 1 января 2015 года в Камчатском крае проживает 1 190 детей-инвалидов. При этом показатель детской инвалидности с 2010 по 2014 годы имеет устойчивую тенденцию к росту. В 2014 году дети-инвалиды раннего возраста составили 45,4% от всех детей, впервые признанных инвалидами. Данная группа в течение последних лет является самой многочисленной за счет рождения детей с экстремально низкой и очень низкой массой тела, а также с врожденными пороками развития.
5.2. Основные задачи
Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реструктуризация и реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, использование ресурсов данных организаций в деятельности по профилактике социального сиротства, семейному устройству и социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.
Совершенствование системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.
Создание условий для обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, реализации их права на инклюзивное образование, соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
Обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование.
Внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями.
Обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих родителей, а также проживающих в социальных учреждениях, к юридической и медицинской помощи, социальному обеспечению.
Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях.
Совершенствование физического воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, привлечение их к занятиям адаптивной физической культурой и спортом.
5.3. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Совершенствование законодательства Камчатского края в части социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Создание на базе учреждений здравоохранения безопасных для жизни и здоровья ребенка специализированных мест для анонимного оставления ребенка после его рождения (т.н. "бэби-боксов").
Прекращение практики длительного содержания "отказных" детей в детских больницах без медицинских показаний.
Разработка и внедрение государственной программы Камчатского края комплексной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раннего возраста.
Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи.
Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям.
Применение обязательной подготовки и психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители.
Улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка.
Совершенствование региональной системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реализация плана по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание в организациях служб по развитию семейных форм устройства.
Совершенствование регионального законодательства в области защиты имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проведение просветительской деятельности среди населения, в том числе путем организации теле-, радиопередач, размещения информации в печатных изданиях, о социальной значимости семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5.4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Активизация работы по обеспечению безбарьерного доступа в учреждения и организации в Камчатском крае в рамках реализации государственной программы Камчатского края "Социальная поддержка граждан в Камчатском края на 2014 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 N 548-П.
Создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.
Обеспечение укомплектованности психолого-медико-педагогических комиссий современными квалифицированными кадрами в целях предотвращения гипердиагностики детей; переориентация работы комиссий на составление оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Регулярный мониторинг потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости; создание и ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их потребностей в указанных услугах.
Создание и внедрение программы патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, со стороны служб участковых социальных работников, предоставления услуг так называемой передышки (временного размещения ребенка-инвалида в замещающую семью).
Формирование сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений в развитии.
Дальнейшее развитие дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.
Разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; создание системы творческой реабилитации.
Обеспечение доступности объектов спорта для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка и введение норматива подушевого финансирования на психолого-медико-педагогическое сопровождение образования инвалидов.
Организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений профессионального образования.
Проведение просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества, пропаганде социальной значимости ответственного родительства.
5.5. Ожидаемые результаты
Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.
Создание на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Центров семейного устройства.
Создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий для их полноценного развития и образования.
Сокращение времени нахождения ребенка в условиях институционализации (в медицинских и образовательных учреждениях).
Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.
Обеспечение жильем и трудоустройство по востребованным на рынке труда специальностям выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги.
Снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования.
Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов).
VI. Защита детей от насилия, профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
6.1. Краткий анализ ситуации
Защита детей от насилия, профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних является одной из актуальных проблем в Камчатском крае.
В 2014 году наблюдалось увеличение количества преступлений насильственного характера, совершенных в отношении несовершеннолетних на 18,7%.
Работа по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних осуществляется в рамках Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению, учету, устройству детей, оставшихся без попечения родителей и/или пострадавших от жестокого обращения (находящихся в социально опасном положении) в Камчатском крае.
Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке.
В 2014 году в результате проведенных мероприятий во взаимодействии с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних снизилось количество преступлений, совершенных детьми и подростками на 21,3% (с 314 до 247). Удельный вес преступлений совершенных несовершеннолетними составил 7,1% (в 2013 году - 7,6%) от общего числа преступлений. Также сократилась численность несовершеннолетних, совершивших преступления, на 18,8% (с 256 до 208), удельный вес от общего числа лиц, совершивших преступления, составил 6,2% (в 2013 году - 7,6%).
В результате проведенных профилактических мероприятий в 2014 году зарегистрировано снижение общественно-опасных деяний, совершенных подростками в возрасте, не достигшими уголовной ответственности на 14,3% (с 112 до 96).
По-прежнему остается актуальной проблема употребления несовершеннолетними алкогольных напитков. По итогам 2014 года сократилось количество преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения на 22% (с 45 до 23), а также на 40,5% (с 37 до 22) лиц их совершивших.
В 2014 году сотрудниками территориальных органов МВД России по Камчатскому краю выявлено и привлечено к административной ответственности 342 подростка (в 2013 году - 290), в том числе за употребление спиртных напитков - 274 (в 2013 году - 179), за потребление наркотических веществ и психоактивных веществ - 9 подростков (в 2013 году - 11). Из 520 несовершеннолетних, выявленных за употребление спиртных напитков и нахождение в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте 47,3% (246) составили дети в возрасте до 16 лет.
За ненадлежащее исполнение родительских обязанностей к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ привлечен 1 461 законный представитель (в 2013 году - 1 380).
Не становится меньше фактов реализации детям алкогольной продукции. Выявлено 74 взрослых лиц вовлекавших несовершеннолетних в распитие спиртных напитков (в 2013 году - 82). За продажу алкогольной продукции несовершеннолетним привлечено 87 должностных лиц (в 2013 году - 69).
По состоянию на 1 января 2015 года, на учетах в ПДН состоит 386 неблагополучных родителей (в 2013 году - 474) и 726 несовершеннолетних (в 2013 году - 846), в том числе: условно осужденных - 15, вернувшихся из специальных учреждений и воспитательных колоний - 6, совершивших общественно опасные деяния - 173, за административные правонарушения - 248.
6.2. Меры, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений, формирование законопослушного поведения несовершеннолетних
Реализация мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений и защите прав несовершеннолетних, в том числе проведение различных социальных конкурсов, антинаркотических и антиалкогольных массовых мероприятий и акций.
Организация уроков правовой грамотности обучающихся в образовательных учреждениях Камчатского края.
Организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;
Создание отделений профилактики безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания для организации реабилитационного пространства для социально дезадаптированных детей и детей, находящихся в социально опасном положении; организация клубов по интересам, групп дневного пребывания.
Обеспечение работы детского телефона доверия.
Издание и распространение справочно-информационных бюллетеней, памяток, брошюр, создание цикла теле - и радиопередач, изготовление и размещение социальной рекламы, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Организация оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в лагерях с дневным пребыванием.
Разработка технологий работы с семьей и подростками.
Организация деятельности учреждений по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
Обеспечение работы с несовершеннолетними, совершившими преступления и общественно опасные деяния до достижения ими возраста уголовной ответственности, на базе краевых учреждений социального обслуживания семей и детей.
6.3. Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия
Реализация мероприятий по предотвращению насилия в отношении детей и реабилитации детей-жертв насилия подпрограммы "Не оступись!" в рамках государственной программы Камчатского края "Семья и дети Камчатки на 2015 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 18.12.2014 N 533-П.
Совершенствование межведомственного взаимодействия по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних в рамках Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению, учету, устройству детей, оставшихся без попечения родителей и/или пострадавших от жестокого обращения (находящихся в социально опасном положении) в Камчатском крае.
Объединение усилий исполнительных органов государственной власти Камчатского края и некоммерческих организаций по оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и насилия.
6.4. Ожидаемые результаты
Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации.
Обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи.
Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка.
VII. Нормативное правовое обеспечение в сфере защиты интересов детей в Камчатском крае
В Камчатском крае сформирована нормативная правовая база в сфере защиты прав детей:
1. Закон Камчатского края от 26.05.2009 N 264 "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Камчатском крае".
2. Закон Камчатского края от 04.12.2008 N 165 "Об установлении порядка выплаты и размеров денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, а также об установлении дополнительной меры социальной поддержки по содержанию отдельных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
3. Закон Камчатского края от 18.09.2008 N 122 "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Камчатском крае".
4. Закон Камчатского края от 28.04.2008 N 37 "О размере вознаграждения приемным родителям в Камчатском крае и о порядке его выплаты".
5. Закон Камчатского края от 03.12.2007 N 706 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями Камчатского края по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в Камчатском крае".
6. Закон Камчатского края от 03.12.2007 N 702 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Камчатском крае".
7. Закон Камчатского края от 19.11.2007 N 680 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по выплате компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях в Камчатском крае, реализующих образовательную программу дошкольного образования".
8. Закон Камчатского края от 16.12.2009 N 374 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в период получения ими образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Камчатском крае".
9. Закон Камчатского края от 19.12.2011 N 730 "О постинтернатном сопровождении в Камчатском крае".
10. Закон Камчатского края от 09.10.2012 N 135 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
11. Закон Камчатского края от 14.11.2012 N 146 "О единовременной денежной выплате гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) в Камчатском крае".
12. Закон Камчатского края от 01.10.2013 N 309 "О компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях в Камчатском крае, реализующих образовательную программу дошкольного образования".
13. Закон Камчатского края от 11.11.2013 N 338 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и муниципальных общеобразовательных организациях в Камчатском крае".
14. Закон Камчатского края от 12.02.2014 N 390 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в период получения ими образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в Камчатском крае".
15. Закон Камчатского края от 01.04.2014 N 419 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями по опеке и попечительству в Камчатском крае".
16. Закон Камчатского края от 04.07.2008 N 84 "О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей и проживающим в Камчатском крае".
17. Закон Камчатского края от 16.12.2009 N 352 "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Камчатском крае".
18. Закон Камчатского края от 02.11.2011 N 671 "О предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в Камчатском крае".
19. Закон Камчатского края от 27.06.2012 N 80 "О мерах социальной поддержки семей, проживающих в Камчатском крае, при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет".
20. Закон Камчатского края от 30.05.2014 N 437 "О социальной защите инвалидов в Камчатском крае".
21. Закон Камчатского края от 19.12.2013 N 366 "Об Уполномоченном по правам ребенка в Камчатском крае".
22. Постановление Правительства Камчатского края от 12.02.2010 N 77-П "Об утверждении Положения о порядке предоставления полного государственного обеспечения, дополнительных гарантий и дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
23. Постановление Правительства Камчатского края от 01.12.2009 N 454-П "О мерах по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в Камчатском крае".
24. Постановление Правительства Камчатского края от 16.11.2009 N 429-П "Об установлении размера компенсации расходов по обеспечению одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их выпуске из государственных и муниципальных образовательных учреждений".
25. Постановление Правительства Камчатского края от 30.09.2009 N 362-П "Об утверждении Перечня мест в Камчатском крае, в которых не допускается или ограничивается нахождение детей".
26. Постановление Правительства Камчатского края от 04.02.2009 N 38-П "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Камчатском крае".
27. Постановление Губернатора Камчатского края от 01.07.2008 N 264 "Об образовании межведомственной комиссии по вопросам организации круглогодичного отдыха, оздоровления и обеспечения занятости детей и молодежи в Камчатском крае и утверждении Положения о ней".
28. Постановление Правительства Камчатского края от 08.09.2014 N 376-П "Об утверждении натуральных и денежных (средних денежных) норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Камчатском крае".
29. Постановление Правительства Камчатского края от 29.11.2013 N 532-П "О государственной программе Камчатского края "Развитие образования в Камчатском крае на 2014 - 2016 годы".
30. Постановление Правительства Камчатского края от 18.08.2009 N 312-П "О расходных обязательствах Камчатского края по организации дистанционного образования детей-инвалидов в 2009 году".
31. Постановление Правительства Камчатского края от 10.01.2014 N 1-П "О нормативах финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, финансового обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Камчатском крае".
32. Постановление Правительства Камчатского края от 10.01.2014 N 2-П "О нормативах финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и в муниципальных общеобразовательных организациях в Камчатском крае".
33. Постановление Правительства Камчатского края от 26.09.2012 N 436-П "О реализации дополнительного вида социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, ранее относившихся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленного частью 4(2) статьи 9 Закона Камчатского края от 18.09.2008 N 122 "О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
34. Постановление Правительства Камчатского края от 24.12.2012 N 587-П "Об отдельных вопросах предоставления дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
35. Постановление Правительства Камчатского края от 04.03.2013 N 91-П "О расходном обязательстве Камчатского края по предоставлению в 2013 году бюджетам муниципальных районов и городских округов в Камчатском крае субсидий в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных районов и городских округов в Камчатском крае по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования в образовательных учреждениях, передаваемых из ведения Министерства обороны Российской Федерации в собственность муниципальных образований в Камчатском крае".
36. Постановление Правительства Камчатского края от 27.03.2013 N 123-П "Об утверждении Порядка расходования местными бюджетами субвенций из краевого бюджета на выполнение государственных полномочий Камчатского края по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
37. Постановление Правительства Камчатского края от 09.12.2013 N 561-П "Об утверждении Правил организации индивидуального отбора учащихся при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации в Камчатском крае для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения".
38. Постановление Правительства Камчатского края от 18.04.2014 N 183-П "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в период получения ими образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в Камчатском крае".
39. Постановление Правительства Камчатского края от 12.05.2014 N 214-П "Об утверждении денежных норм обеспечения бесплатным питанием обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях в Камчатском крае".
40. Постановление Правительства Камчатского края от 20.05.2014 N 226-П "Об утверждении порядка назначения государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет средств краевого бюджета, и об установлении дополнительных мер социальной поддержки за счет средств краевого бюджета студентам, обучающимся по очной форме обучения".
41. Постановление Правительства Камчатского края от 12.03.2010 N 121-П "Об утверждении Правил оплаты стоимости путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в организации отдыха детей и их оздоровления, стоимости питания детей в детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, созданных на базе учреждений социального обслуживания, а также стоимости проезда на междугородном транспорте организованных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к местам отдыха и обратно".
42. Постановление Правительства Камчатского края от 12.10.2012 N 466-П "О предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям, проживающим в Камчатском крае"
43. Постановление Правительства Камчатского края от 12.09.2014 N 382-П "Об установлении размеров мер социальной поддержки семьям, имеющим детей инвалидов, проживающим в Камчатском крае"
44. Постановление Правительства Камчатского края от 29.11.2013 N 522-П "О Государственной программе Камчатского края "Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма наркомании и алкоголизма в Камчатском крае на 2014 - 2018 годы".
45. Постановление Правительства Камчатского края 29.11.2013 N 552-П "О государственной программе Камчатского края "Физическая культура, спорт, молодежная политика, отдых и оздоровление детей в Камчатском крае на 2014 - 2018 годы".
46. Постановление Правительства Камчатского края от 20.11.2014 N 486-П "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Камчатском крае".
47. Постановление Правительства Камчатского края от 18.12.2014 N 533-П "О государственной программе Камчатского края "Семья и дети Камчатки на 2015 - 2018 годы".
48. Постановление Правительства Камчатского края от 29.11.2013 N 548-П "Об утверждении государственной программы Камчатского края "Социальная поддержка граждан в Камчатском крае на 2014 - 2018 годы".
49. Постановление Правительства Камчатского края от 29.11.2013 N 546-П "О Государственной программе Камчатского края "Реализация государственной национальной политики и укрепление гражданского единства в Камчатском крае на 2014 - 2018 годы".
50. Распоряжение Губернатора Камчатского края от 14.11.2013 N 717-РП "Об утверждении межведомственного комплексного плана по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений и суицидов несовершеннолетних, профилактике детского травматизма, защите прав несовершеннолетних на 2014 - 2015 годы".
51. Распоряжение Правительства Камчатского края от 14.10.2010 N 495-РП "Об утверждении стратегии развития образования Камчатского края на период до 2025 года".
52. Распоряжение Губернатора Камчатского края от 30.07.2013 N 791-Р "Об утверждении Комплекса мер по информационной кампании против насилия и жестокости в средствах массовой информации и других средствах массовой коммуникации в Камчатском крае на 2013 - 2014 годы".
53. Распоряжение Правительства Камчатского края от 02.09.2013 N 423-РП "Об утверждении Комплекса мер по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Камчатском крае на 2013 - 2014 годы".
54. Распоряжение Правительства Камчатского края от 01.11.2013 N 668-РП "Об утверждении Плана мероприятий исполнительных органов государственной власти Камчатского края по реализации Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.