Постановление Градоначальника г. Петропавловска-Камчатского
от 14 апреля 2005 г. N 353
"Об утверждении Проекта организации и ведения лесного хозяйства городских лесов г. Петропавловска-Камчатского"
Постановлением Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 10 февраля 2009 г. N 420 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях улучшения организации охраны лесов г. Петропавловска-Камчатского от пожаров, самовольных рубок и других лесонарушений, а также для усиления контроля за лесопользователями в соответствии со ст. 74 Лесного Кодекса Российской Федерации, на основании приказов: Федеральной службы лесного хозяйства от 10.01.1997 г. N 2 "Об утверждении порядка рассмотрения и ввода в действие проектов организации и ведения лесного хозяйства", Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатской области от 26.01.2005 г., N 13-ПР "О положительном заключении государственной экологической экспертизы по предоставленному лесоустроительному проекту",
Постановляю:
1. Утвердить и ввести в действие с момента подписания данного постановления "Проект организации и ведения лесного хозяйства городских лесов г. Петропавловска-Камчатского" продолжительностью ревизионного периода 15 лет.
2. Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений - муниципальному учреждению г. Петропавловска-Камчатского (Иванову А.С.) принять данный лесоустроительный проект к руководству в работе.
3. Руководителю Аппарата главы Петропавловск-Камчатского муниципального образования (градоначальника) (В.В.Сергееву) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя градоначальника Черняка А.Н.
Первый заместитель Градоначальника |
Н.А. Пегин |
Министерство природных ресурсов Российской Федерации
ФГУП "Дальневосточное государственное лесоустроительное предприятие"
Проект
организации и ведения лесного хозяйства городских лесов г. Петропавловска-Камчатского Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. П-Камчатского
Том I
Пояснительная записка
с приложениями
Генеральный директор [Протасов Н.А.]
Главный инженер проекта [Йовенко К.М.]
г. Хабаровск
2003 г.
Введение
В современный период экологических бедствий, ухудшения среды обитания человека, особенно в больших городах, сохранение зеленых насаждений - островков природы, какими являются городские леса первейшая задача общественности и структур городской власти. Леса - часть народного достояния, которое мы обязаны сберечь для себя и будущих поколений. Зеленые насаждения в городах служат для очищения воздушной среды от пыли и газов, выработки фитонцидов, угнетающих жизнедеятельность некоторых бактерий и микроорганизмов, обогащения воздуха кислородом и ионами, снижение уровня шума, уменьшают на 25% содержание в воздухе радиоактивных веществ (в одном кубометре воздуха в лесу содержится не более 500 потогенных# бактерий, тогда как в городе - более 36 тысяч). Под влиянием лесною микроклимата происходят изменения различных систем организма: улучшается обмен веществ, повышается утилизация кислорода, дыхание становится реже и глубже, исчезают нарушения в работе сердечно-сосудистого аппарата, приходит в норму артериальное давление, увеличивается скорость кровопотока. Отсюда ясно, какое положительное влияние оказывают городские леса на психику и общее физическое состояние жителей Петропавловска, сохраняя им здоровье. Поэтому в современных условиях жизни все большее значение приобретает отдых в естественной природной среде, особенно в городских лесах, которые становятся главным притягивающим фактором. Доля кратковременного отдыха на природе постоянно растет и составляет 15% ежедневного баланса свободного времени горожан. Общегородские зеленые насаждения должны обеспечивать длительный отдых населения от 2-х до 8 часов. Известно, что ценность любого земельного участка зависит от его способности удовлетворять те или иные потребности общества.
Инвентаризация древесно-кустарниковой растительности городских лесов г. Петропавловска-Камчатского проведена Дальневосточным государственным лесоустроительным предприятием в соответствии с договорами N 50 от 31.05.02 г. и N 2 от 08.01.03 г.
Работы проведены в августе-октябре 2002 года. Инвентаризация имела цель составления проекта организации и ведения хозяйства, выявления состава и состояния древесно-кустарниковой растительности и назначения необходимых хозяйственных мероприятий по уходу, сохранению и улучшению зеленых насаждений.
По постановлению первого технического совещания от 27 августа 2002 г. выделена парковая зона в составе кв. 87 площадью 35 га.
Инженерное благоустройство парковой зоны, газонное и цветочное оформление, строительство капитальных ограждений и малых архитектурных форм - должны решаться отдельно и подчиненно, не в ущерб площади и структуре зеленых насаждений, имея сопутствующее дополнительное значение, хотя и не менее важное.
Парковая зона городских лесов имеет все виды функциональных зон, присущих таким объектам (зрелищная, культурно-просветительная, физкультурная, отдыха детей, тихого отдыха хозяйственных учреждений). Однако работы по строительству и реконструкции парковой зоны еще не закончены, не обеспечено его ограждение и благоустройство территории с определенной древесно-кустарниковой растительности. Посетители беспрепятственно проникают на территорию с разных сторон, что приводит к вытаптыванию стихийной сети троп и дорог, а в целом - к превышению допустимых рекреационных нагрузок на ландшафтные комплексы зеленых насаждений.
Глава I
Краткая характеристика территории
1.1. Общие сведения
Городские леса, Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений (далее просто городские леса) расположены в городской черте г. Петропавловска-Камчатского.
Лесной фонд городских лесов на северо-западе граничит с землями Пионерской сельской администрации. На севере территория соприкасается с границей Елизовского лесхоза. С востока примыкают земли селитебной части города. На юго-востоке граница проходит по урезу воды Авачинского залива до реки Авачи.
Почтовый адрес: 683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Советская, 22, телефон 23-39-74; 12-45-81.
Таблица 1.1.1
Структура городских лесов
NN пп |
Наименование | Площадь, га | Почтовый адрес |
1 | Городские леса г. г.Петропавловска-Камчатского |
13170 | г.Петропавловск-Камчатский, ул. Советская, 22 |
Всего | 13170 |
По методике ДальНИИЛХа "Лесорастительное районирование Дальнего Востока" (Хабаровск, 1985 г.) территория городских лесов отнесена к Камчатской травяно-лесной лесорастительной области, Тихоокеанско-Камчатскому лесорастительному округу и Тихоокеанско-Камчатскому лесорастительному району.
Городские леса характеризуются преобладанием каменноберезовых лесов и пышным травяным покровом. Эти леса господствуют на не заболоченных равнинах и образуют нижний пояс в системе вертикальной зональности. Значительно меньше площадь занята пойменными лесами из ольхи и ивы. Выше пояса каменноберезовых лесов произрастают кедровый и ольховый стланики. Вблизи брега моря и по долинам рек развита луговая и болотная растительность.
Подлесок развит слабо и представлен рябиной, кустарниковыми, ивами, жимолостью Камчатской, шиповниками, а на границе леса в верхней части лесного пояса - рододендроном Камчатским.
Разреженность древостоя и слабо развитый подрост и подлесок дают право называть леса г. Петропавловска-Камчатского "парковыми", т.е. наиболее соответствующими для отдыха горожан.
В ландшафтном отношении территория городских лесов очень разнообразна: горный и предгорный, равнинный, речные долины, болота. Наиболее распространенными является предгорный ландшафт, который характеризуется разнообразием эстетических форм.
Наиболее пейзажную выразительность имеют средневозрастные и приспевающие каменноберезники на Петровской сопке. С вершины сопки открывается красивый пейзаж на вулканы: Авачинский, Корякский, Козельский. Древесная растительность представлена, в основном, березой каменной с подлеском из рябины, шиповника, жимолости, спиреи, кедрового стланика. Своеобразно изогнутые стволы березы каменной в сочетании с кедровым стлаником и развитым травяным покровом придают этим местам очень привлекательный вид.
Территория городских лесов в районе озера Банное предоставлена грядой невысоких сопок (до 150 м над уровнем моря) со склонами 15-20°, которые покрыты древесно-кустарниковой растительностью. Здесь преобладают береза каменная в примеси с ольховым стлаником, спиреей, шиповником.
Наличие на территории городских лесов оз. Синичного, Халактырского, Банное, которые в чередовании открытых мест, прогалин с тундрой и участками лесных насаждений, создают своеобразную и незабываемую картину Камчатских пейзажей и способствуют хорошему отдыху горожан.
В связи с отсутствием захламленности и преобладанием свежих дренированных охристых почв, все каменноберезники, а также заросли кедрового стланика и др. покрытые лесом земли имеют высокую санитарно-гигиеническую оценку. Лесистость административного района в зоне городских лесов составляет 82%.
Дорожная сеть на территории городских лесов довольно развита. Все селитебные районы связаны дорогами удовлетворительного состояния, с гравийно-щебенчатым покрытием.
1.2. Характер лесоустроительных работ
10 июня 1996 года 11-я сессия Законодательного собрания Камчатской области утвердила Постановление за N 249 о Законе Камчатской области "О территориях муниципальных образований в Камчатской области". Этим документом была определена черта города Петропавловска-Камчатского. Всего в границах города оказалось 36214 га земель, из них на площади 13170 га произрастают леса. Таким образом, 36% земель города Петропавловска-Камчатского заняты лесами.
Все эти леса отнесены к 1 группе лесов и имеют огромное экологическое, оздоровительное и рекреационное значение. Они играют особую роль в жизни населения г. Петропавловска-Камчатского, оказывают многостороннее положительное влияние на окружающую среду человека.
В основу разработки проекта положены материалы лесоустройства Петропавловского мехлесхоза 1991 года, проект планировки пригородной зоны г. Петропавловска-Камчатского, разработанный Ленинградским институтом "Ленгипрогор" в 1978 году, "Основные положения по организации и ведения хозяйства в лесах лесопаркового защитного пояса г. Москвы, "Союзгипролесхоз" 1979 год; Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 г. за N 22-ФЗ; Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ от 01.06.1998 г. за N 551 "Пригородные леса", Москва, изд. "Лесная промышленность", 1981 г.; "Благоустройство лесов" Р.В. Бобров, Москва, изд. "Лесная промышленность", 1977 г. и др.
Площадь лесов в 4048 га, принята в состав городских лесов из Елизовского (бывшего Петропавловского) лесхоза на этой территории на основании Распоряжения N ЕК-1-173/68 от 10.01.97 г. Федеральной службы лесного хозяйства РФ, Постановления Губернатора области N 380 от 29.12.98 г. статья N 63 Лесного кодекса РФ последнее лесоустройство на этой территории было проведено в 1991 г. экспедицией N 3 ДВ лесоустроительного предприятия по 1 разряду, в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции 1986 г., решениями 1-го лесоустроительного совещания, текущими указаниями В/О "Леспроект".
Настоящие лесоустроительные работы выполнены 1-ой Хабаровской лесоустроительной экспедицией ФГУП "Дальневосточное государственное лесоустроительное предприятие" на всей территории городских лесов по 1 разряду.
На площади 13170 га таксация выполнена глазомерным методом с использованием черно-белых аэрофотоснимков залета 1991 года удовлетворительного качества формата 18 х 18 см, масштаба 1:6000.
Таксация городских лесов выполнена в соответствии с требованиями "Лесоустроительной инструкции", 1995 года нормативно-справочными материалами, помещенных в "Нормативных материалах для таксации лесов Сахалина и Камчатки", 1986 год, "Справочника для таксации лесов Дальнего Востока", 1990 г. и решениями 1-го технического совещания по устройству городских лесов от 27 августа 2002 года.
За геодезическую основу плановых материалов приняты топографические карты М 1:25000. Планы лесонасаждений составлены в масштабе 1:25000, планшеты в М 1:10000.
Таблица 1.2.1
Характеристика лесоустроительных работ
NN пп | Показатели | Ед. изм. | Разряды лесоустройства | Всего | ||
1 | 2 | 3 | ||||
1 1.1 2 3 4 |
Площадь лесоустройства - всего в т.ч. с применением АФС Протаксировано глазомерным методом Количество кварталов Количество выделов Заложено пробных площадей тренировочных |
тыс. га - - шт. шт. шт. |
13,1 13,1 13,1 135 4345 10 |
- - - - - - |
- - - - - - |
13,1 13,1 13,1 135 4345 10 |
Подробная информация о выполненных полевых лесоустроительных работах по видам приведена в приемо-сдаточном акте за 2002 год, помещенном в приложении к настоящей записки#.
Обработка данных таксации выполнена на персональном компьютере (ПК) по программам "СОЛИ-2".
Изменения площадей земель лесного фонда не приводятся, так как лесоустройство городских лесов в таком составе проводилось впервые.
Глава II
Характеристика лесного фонда
2.1 Основные положения по ведению лесного хозяйства
В хозяйственном отношении городские леса отнесены к 1 группе лесов. Категория защитности - городские леса. Согласно зонирования рекреационных лесов ("Временные технические указания по устройству лесов рекреационного значения", Москва, 1980 год) в городских лесах выделены следующие хозяйственные части:
Парковая зона (зона активного отдыха)
Лесопарковая зона (зона тихого отдыха)
Резервная зона (зона хозяйственная).
Таблица 2.1.1
Деление лесного фонда на хозяйственные части
в числителе - общая
в знаменателе - покрытая лесом
Группа лесов |
Хозяйственные части | Площадь по данным настоящего лесоустройства |
1 | а) Парковая зона б) Лесопарковая зона в) Резервная зона |
35/28,3 3592/3248,6 9543/7522,3 |
Всего: | 13170/10799,2 |
Таблица 2.1.2
Распределение по категориям земель
Категории земель | Настоящее лесоустройство | |
площадь, га | % | |
1. Общая площадь 2. Лесные земли, всего 2.1 Покрытые лесом земли, всего в т.ч. продуктивные низкопродуктивные 2.2 Редины естественные 2.5 Не покрытые лесом земли, всего вырубки, пустыри 3. Нелесные земли, всего пастбища воды дороги, просеки усадьбы и пр. болота пески горная тундра прочие земли |
13170 11023 10799 7497 3302 3 221 221 2147 153 201 169 22 1089 89 67 357 |
100 84 82 57 25 - 2 2 16 1 2 1 - 8 1 - 3 |
Прочие земли занимают 3% от общей площади городских лесов, в которые входят неиспользованные земли; склоны крутые, россыпи каменистые, нарушенные земли, карьеры действующие, свалки мусора и производственных отходов.
Таблица 2.1.3
Распределение площади покрытых лесом земель по классам возраста
числитель - площадь, га
знаменатель - запас, тыс. м3
Преобладающая порода |
Классы возраста | Итого | ||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | ||
Твердолиственные Бк |
171 | 1310 | 3078 | 1030 | 132 | 184 | 714 | 909 | 327 | 7854 |
2 | 45 | 217 | 83 | 12 | 11 | 43 | 63 | 23 | 499 | |
Итого: | 171 | 1310 | 3078 | 1030 | 132 | 184 | 714 | 909 | 327 | 7854 |
2 | 45 | 217 | 83 | 12 | 11 | 43 | 63 | 23 | 499 | |
Мягколиственные Ол |
29 | 155 | 130 | 404 | 265 | 164 | 8 | - | - | 1155 |
- | 4 | 5 | 23 | 19 | 15 | 1 | - | - | 67 | |
Ив | - | - | 2 | 7 | - | - | - | - | - | 9 |
- | - | - | 1 | - | - | - | - | - | 1 | |
Итого: | 29 | 155 | 133 | 411 | 265 | 164 | 8 | - | - | 1164 |
- | 4 | 5 | 24 | 19 | 15 | 1 | - | - | 68 | |
Итого: | - | 278 | 98 | 345 | 1028 | 2 | - | - | - | 1751 |
- | 10 | 3 | 14 | 60 | - | - | - | - | 87 | |
Кустарники Олс |
- | 278 | 98 | 345 | 1028 | 2 | - | - | - | 1751 |
- | 10 | 3 | 14 | 60 | - | - | - | - | 87 | |
Кс | - | 5 | - | 16 | 9 | - | - | - | - | 30 |
- | - | - | 1 | 1 | - | - | - | - | 2 | |
Итого: | - | 283 | 98 | 361 | 1037 | 2 | - | - | - | 1781 |
- | 10 | 3 | 15 | 61 | - | - | - | - | 89 | |
Всего: | 200 | 1748 | 3309 | 1802 | 1434 | 350 | 722 | 909 | 327 | 10799 |
2 | 59 | 225 | 122 | 92 | 26 | 44 | 63 | 23 | 656 |
Преобладающими являются каменноберезовые насаждения, составляющие 73% всех покрытых лесом земель. Из мягколиственных пород преобладающей является ольха - 11%. Заросли кедрового и ольхового стлаников занимают 16% покрытых лесом земель и сосредоточены в южной части территории городских лесов.
"Карта-схема по хозяйственным частям"
Таблица 2.1.4
Распределение площади покрытых лесом земель по полнотам
площадь, га
Преобладающая порода | Полнота | Итого | |||||||
0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | ||
Твердолиственные Бк |
580 |
1033 |
1249 |
1070 |
841 |
893 |
688 |
1495 |
7854 |
Итого: | 580 | 1033 | 1249 | 1070 | 841 | 893 | 688 | 1495 | 7854 |
Мягколиственные Ол Ив |
14 - |
55 - |
226 1 |
128 - |
254 - |
213 - |
116 3 |
149 5 |
1155 9 |
Итого: | 14 | 55 | 227 | 128 | 254 | 213 | 119 | 154 | 1164 |
Кустарники Олс Кс |
- - |
13 - |
37 - |
145 - |
109 3 |
258 2 |
370 10 |
819 15 |
1751 30 |
Итого: | - | 13 | 37 | 145 | 112 | 260 | 380 | 834 | 1781 |
Всего: | 594 | 1101 | 1513 | 1343 | 1207 | 1366 | 1187 | 2483 | 10799 |
Низкополнотные насаждения (0,3-0,5) занимают 3208 га или 30% от общей покрытой лесом площади.
Средние таксационные показатели
Преобладающая порода |
Год лесоу- строй- ства |
Средние таксационные показатели | ||||||
воз- раст. лет |
класс бони- тета |
пол- нота |
запас в м3 на 1 га | прирост на 1 га покрытых лесом земель в м3 |
||||
спелых и перестойных |
покрытых лесом земель |
средний | текущий | |||||
Береза каменная Состав: 9,6Бк 0, Ольха Состав: 7,5Ол 1,5Б Ива (древовид.) Состав: 7,1 Ив 2 Ольха стлаников. Кедровый стланик |
2003 Ол + Т 2003 1,0Ив 2003 4Ол 0. 2003 2003 |
78 Л, И 40 + Т, 37 Бк 0, 40 74 |
4,7 4,9 б 4,0 Т 5а,7 5а,8 |
0,67 0,71 0,89 0,88 0.92 |
70 - - - - |
64 58 91 49 81 |
0,7 1,0 1,1 - - |
0,7 1,0 1,1 - - |
Распределение покрытых лесом земель по типам леса (числитель - площадь, га; знаменатель - %)
Типы леса | Площади по преобладающим породам | Итого | ||||
Бк | Ол | Ив | Олс | Кс | ||
Бктг Бктд Бквтг Кс Олк Олт Олс Ивв |
4957 100 1413 100 1484 100 - - - - - |
- - - - 138 100 1017 100 - - |
- - - - - - - 9 100 |
- - - - - - 1751 100 |
- - - 30 100 - - - |
4957 1413 1484 30 138 1017 1751 9 |
Итого по объекту: |
7854 | 1155 | 9 | 1751 | 30 | 10799 |
Глава III
Анализ лесохозяиственнои деятельности
До настоящего лесоустройства никаких лесохозяйственных работ в городских лесах Петропавловска-Камчатского не велось.
Глава IV
Расчет норм пользования и проект лесохозяйственных мероприятий
4.1. Главное пользование лесом
В городских лесах рубки главного пользования запрещены. Поэтому расчет рубок главного пользования, справка по обоснованию размеров главного пользования и объемов лесохозяйственных мероприятий к данному проекту не приводится.
4.2. Промежуточное пользование лесом
При проведении лесоустроительных работ по устройству городских лесов, натурной таксацией насаждений для проведения традиционных видов рубок ухода не учтено.
Таблица 4.1
Распределение площадей рубок ухода по полнотам, га
(числитель - в возрасте рубок
знаменатель - назначено по лесоводственным соображениям)
Виды рубок ухода | Полнота насаждений | Всего | ||||
0,5 и ниже | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 и выше | ||
Осветления Прочистки Прореживания Проходные рубки |
79 91 345 66 |
44 85 236 62 |
7 85 279 77 |
17 123 381 18 |
18 237 1213 142 |
165 621 2454 365 |
Всего рубок ухода: | 581 | 427 | 448 | 539 | 1610 | 3605 |
Хотя общая площадь в возрасте рубок ухода составляет 3605 га. Лесоустройство предлагает следующие лесохозяйственные мероприятия, направленные на сохранение и повышение долговечности рекреационных насаждений в условиях антропогенной нагрузки:
1. Проведение комплексных рубок ухода и ландшафтных рубок с целью формирования устойчивых насаждений с одновременным уходом за нижними ярусами растительности (подростом, подлеском).
2. Создание молодой устойчивой смены под пологом ослабленных и перестойных насаждений в порядке реконструкции и формирования высоко декоративных ландшафтов.
3. Стабилизацию маршрутов движения пешеходов с целью ослабления отрицательного влияния человека на лес путем устройства дорожной сети и живых изгородей, а также специальных мест отдыха (малые архитектурные формы в парковой зоне).
4. Лечение ослабленных деревьев в парковой зоне.
5. Защитные, противопожарные и биотехнические мероприятия.
6. Регламентация поведения человека в лесу путем разъяснительной работы среди населения.
Комплексные рубки ухода и ландшафтные рубки.
В лесах интенсивно используемых для отдыха, комплексные рубки ухода и ландшафтные рубки проводятся с целью улучшения состава и санитарного состояния насаждений, декоративных качеств и пространственного размещения деревьев, формирования ландшафтных групп, куртин, опушек, ухода за подростом и подлеском.
Формирование устойчивых высоко декоративных насаждений с помощью этих рубок проводится в несколько этапов в зависимости от структуры и общего состояния насаждений.
Обычно выделяют три этапа:
а) улучшение состава насаждений и санитарного состояния;
б) улучшение декоративных качеств деревьев и их пространственного размещения;
в) формирование ландшафтных групп.
Формирование ландшафтных рубок зависит от таксационной характеристики древостоев (состава, полноты, запаса, наличия подроста, подлеска), но обычно на первом этапе не превышает 5-10% общего запаса, на втором-третьем - до 5%. Периодичность рубок - 5 лет.
При проведении первого этапа рубок особое внимание уделяется формированию состава насаждений и их санитарному состоянию. Уход ведется во всех ярусах, в том числе за подростом и подлеском. Вырубаются усохшие, суховершинные, отставшие в росте, больные, пораженные, а также не предшествующие декоративной ценности деревья среди ландшафтно-образующих и особенно вспомогательных пород.
На втором этапе особое внимание уделяется ландшафтно-образующим деревьям, и их декоративным качествам, росту и развитию, пространственному размещению, сомкнутости и др. В процессе этого типа рубок определяются типы будущих ландшафтов (открытые, полузакрытые, закрытые), а также формируется основа ландшафтных групп.
На третьем этапе с помощью рубок производят формирование ландшафтных групп, улучшается их структура, декоративность, эстетические свойства, устойчивость.
Реконструкция ослабленных насаждений. Производится с целью повышения и декоративных и санитарно-гигиенических функций (вслед за ландшафтными рубками), а также создания молодой устойчивой смены. Работы осуществляются в насаждениях зоны застройки и других зонах. Основное внимание уделяется высоко декоративным и устойчивым к энтомовредителям и различным болезням породам.
Устройство дорожно-тропической сети. Строительство дорожно-тропической сети ведется с целью ограничения антропогенной нагрузки на лес, стабилизации маршрутов движения пешеходов и предохранения почвы от чрезмерного вытаптывания.
Лечение ослабленных и поврежденных деревьев. У сухостойных деревьев вершины и несколько усыхающих ветвей, у поврежденных - дезинфицируется травмы 5%-ным раствором медного купороса. Места срезов вершин и ветвей замазываются садовой замазкой.
Защитные, охранные биотехнические мероприятия. Защита леса от болезней и энтомовредтелей, охрана от пожаров и биотехнические мероприятия проводятся с целью улучшения санитарного состония# насаждений и повышения их устойчивости против влияния различных неблагоприятных факторов.
Природоохранная работа среди населения. Наряду с лесохозяйственными мероприятиями ведется активная агитационно-массовая пропаганда по сохранению лесов от пожаров, самовольных рубок, повреждения подроста, подлеска. При этом широко используется радио, печать, телевидение, листовки, плакаты.
Наиболее действенное средство воспитания леса - рубки ухода, которыми следует пользоваться для решения лесохозяйственных задач. Однако методы проведения рубок ухода, которыми пользуются в лесном хозяйстве, для зеленых зон должны быть изменены в соответствии с задачами улучшения эстетических свойств и обеспечения лучших санитарно-гигиенических и защитных функций лесных пейзажей, а также создание устойчивых древостоев.
В связи с этим, рубки ухода в лесопарковых зонах принято называть лесопарковыми рубками.
Лесопарковые рубки - одно из основных мероприятий активного воздействия на существующие пейзажи. По целевому назначению их можно подразделить на санитарно-оздоровительные (оздоровительные), рубки формирования и реконструктивные. Все эти рубки являются одной из форм ухода за лесными участками (пейзажами), имеют много схожего с рубками ухода (улучшение насаждений) и по технике проведения, но в то же время принципиально отличаются от обычных рубок ухода и санитарных рубок.
В отличие от рубок ухода конечная цель лесопарковых рубок - не уход за лесом в целом, а создание и улучшение пейзажей, раскрытие перспектив, подчеркивание имеющихся в лесу пейзажно-архитектурных богатств и т.п. Смешивать эти рубки нельзя, хотя лесопарковыми рубками также достигается создание древостоев с преобладанием желательных пород, сохранение и возможное повышение жизнеустойчивости насаждений.
Санитарно-оздоровительные рубки - первичные и подготовительные мероприятия по формированию и улучшению пейзажей. Они проводятся во всех лесохозяйственных частях пригородных лесов, во всех возрастных группах древостоев и типах пейзажей, независимо от сомкнутости полога древостоя и выполняют задачи не только санитарного, но и от части декоративного улучшения насаждений, повышения их эстетической оценки, улучшения проходимости по участку пейзажа. Санитарно-оздоровительные рубки должны быть направлены на уборку старых, сильно угнетенных, сухостойных, суховершинных и безвершинных, охлестанных, поврежденных болезнями и насекомыми вредителями деревьев, а также сухих сучьев, поврежденного и усохшего подроста и подлеска, валежа бурелома, снеголома, гниющих пней.
Отрицательное воздействие на лес оказывают лесные пожары, циклон сопровождающиеся ливневыми дождями, а также деятельность человека, выражающаяся в пагубном отношении к лесным массивам при интенсивном посещении при сборе дикоросов или отдыхе. Санитарное состояние лесов в настоящее время удовлетворительное. Значительная площадь лесов занята перестойными насаждениями, а по состоянию разновозрастными. В них идет постоянный процесс отмирания перестойных деревьев, как правило, зараженных грибами-паразитами, являющихся источником стволовых гнилей. В районе расположения лесов и на значительном расстоянии от них предприятий, отрицательно влияющих на экологическую обстановку, нет.
Таблица 4.2
Распределение площади (га) по классам пожарной опасности
Лесничест- во |
Классы пожарной опасности | Итого | Средний класс |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
01 | - | - | 5561 | 7609 | - | 13170 | 3,6 |
Итого: % |
- | - | 5561 42,2 |
7609 57,8 |
- | 13170 100 |
3,6 |
4.3. Проектные решения
Леса г. Петропавловска-Камчатского ежегодно служат местом отдыха десяткам горожан и поэтому именно в этих лесах часто возникают загорания и лесные пожары. Эти пожары, в основном, низовые. Многие считают, что они не наносят большого ущерба лесам. Однако это не так. Низовые пожары не наносят большого вреда средневозрастным и спелым древостоям, но в огне этих пожаров полностью погибает самосев и молодняки деревьев и кустарников. Именно по этой причине на склонах сопок можно видеть каменноберезовые леса, под пологом которых полностью отсутствует подрост и подлесок (Никольская сопка). Поэтому вопросам охраны лесов от пожаров необходимо уделять первостепенное внимание. По распределению площади городским лесам определен 3,6 класс пожарной опасности. Пожароопасный сезон установлен с 01 мая по 20 октября. Ликвидация лесных пожаров, до включения лесов в городскую черту, осуществлялась силами лесной охраны Петропавловского лесхоза и оперативного отделения. В необходимых случаях привлекались пожарные дружины и техника предприятий города, для чего ежегодно разрабатывались и утверждались городской администрацией мобилизационные планы.
Согласно "Указаниям по противопожарной профилактике в лесах" (Гослесхоз 1973 года) рекомендуемые противопожарные мероприятия делятся на три группы:
1. Предупредительные и ограничительные;
2. Дозорно-сторожевая служба;
3. Мероприятия по борьбе с лесными пожарами.
а) Предупредительные мероприятия.
Эти мероприятия заключаются, прежде всего, в осуществлении строгого контроля за соблюдением "Правил пожарной безопасности в лесах РФ" и в постоянно проводимой агитационно-массовой разъяснительной работе среди отдыхающих и работающих в лесу, путем проведения бесед и распространения листовок.
В пожарный сезон по радио и телевидению регулярно передаются обращения к населению. Большое значение имеют предупредительные аншлаги, стенды, агитвитрины, указатели, которые необходимо устанавливать вдоль автомобильных и пешеходных дорог, троп через 3-5 км, у автостоянок и мест отдыха.
Прокладывать дороги противопожарного назначения и минерализованные полосы по территории городских лесов нецелесообразно, ввиду наличия густой сети дорог.
Из предупредительных мероприятий проектом предусматривается следующее:
Таблица 4.3.1
NN пп | Наименование мероприятий | Ед. изм. | Ежегодно |
1 2 |
Изготовление и установка аншлагов Агитпропаганда (изготовление и распространение листовок, буклетов, передачи по радио, телевидению, вступления в печати) |
шт. тыс. руб. |
20 40 |
Ограничительные мероприятия проектом предусматриваются в виде установки заградительных сооружений (шлагбаумов) на въездах в лес. Те дороги, которые имеют лесохозяйственные и рекреационные значения, должны быть перегорожены глухими шлагбаумами, на которых устанавливаются Аншлаги "Проезд автотранспорта запрещен". Необходимое количество определено и представлено на противопожарной схеме прилагаемой к настоящему проекту.
На содержание, ремонт и подновление аншлагов и шлагбаумов предусматривается выделение средств в размере 20% от стоимости их изготовления и установки.
б) Мероприятия по организации дозорно-сторожевой службы в лесу (лесной службы)
Дозорная служба организуется в целях обеспечения контроля за соблюдением отдыхающими, туристами и организациями, проводящими работы в лесу, предупреждения лесных пожаров и своевременного обнаружения очагов возгораний.
Осуществлять дозорную службу планируется работниками муниципальной лесной охраны и временными пожарными путем патрулирования по лесу (по дорогам в участках наиболее посещаемыми населением) в соответствии со специально утвержденными маршрутами.
Для проведения наземного патрулирования и доставки людей и средств пожаротушения к очагам возгорания необходимо предусмотреть приобретение а/м УАЗ (Микроавтобус). В непожароопасный# период этот автомобиль будет использоваться для выездов на лесонарушения, для доставки работников для выполнения различных лесохозяйственных работ.
В течение пожароопасного сезона ежедневно необходимо организовывать дежурство у телефона и радиостанции с 8.00 до 21-22.00 часов согласно графика дежурств работников лесной охраны. Номер телефона оперативного дежурного по охране лесов от пожаров должен быть опубликован в средствах массовой информации, а также передаваться по радио. Дежурный, получив сообщение о возникновении пожара, организует его тушение согласно мобилизационного пана силами и средствами лесной охраны.
В целях обеспечения постоянной и устойчивой связи в патрульной автомашине с оперативным дежурным по охране лесов от пожаров, должна быть установлена радиостанция. В машине по патрулированию должны находиться средства пожаротушения на случай, если придется ликвидировать небольшие возгорания, без привлечения дополнительных сил средств (ранцевые опрыскиватели, ведра, топоры, метлы, лопаты, емкости под воду). Средства пожаротушения должны находиться на складе лесной службы в количестве, необходимого для обеспечения ими самих работников и в случае необходимости привлеченных добровольных пожарных, населения, работников организаций города.
"Карта-схема по классам пожарной опасности"
Таблица 4.3.2
Общее количество техники и средств для оснащения муниципальной лесной службы
NN пп |
Наименование машин, механизмов и средств |
Ед. изм. | Потребное количество |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 |
Ксероксы Компьютеры Автомобиль УАЗ (микроавтобус) Мотопомпы МЛ-100 Напорные пожарные рукава Резиновые емкости РДВ-100 Бензопилы "Урал", "Тайга" Зажигательные аппараты Ранцевые опрыскиватели Бидоны для питьевой воды Радиостанции "Лен" Электромегафон Топоры Ведра Грабли Лопаты Спецодежда летняя Аптечка Форменное обмундирование Пожарный автомобиль АЦ-30 |
шт. - - - М шт. - - - - - - - - шт. - - - - - |
1 2 1 2 100 2 2 5 20 2 4 2 10 10 10 10 10 5 6 1 |
В случае, если загорание невозможно ликвидировать силами и средствами муниципальной лесной охраны, к тушению пожаров оперативный дежурный привлекает технические и людские ресурсы предприятий и организаций города в соответствии с мобилизационным планом. Решением градоначальника необходимо обязать пожарные части города выезжать на ликвидацию лесных пожаров по вызову оперативного дежурного.
Организация охраны лесов и ее формы в условиях городских лесов приобретает совершенно новое, отличное от лесного хозяйства значение. Охране подлежат не только флора и фауна. Лесная охрана должна осуществлять контроль за выполнением необходимых мероприятий по благоустройству лесов, а также охранять лесную мебель и другие малые архитектурные формы.
В проекте для организации охраны лесов не проектируется деление территории лесфонда на мастерские участки и обходы. Территория городских лесов компактная (13170 га) и доступная в транспортном отношении. Поэтому нет необходимости содержать штат лесников и мастеров леса; достаточно организовать ежедневное автопатрулирование по разработанным маршрутам. На пожароопасный сезон необходимо нанимать по трудовым соглашениям пожарных сторожей, которые кроме охраны лесов от пожаров и лесонарушений могли бы привлекаться к изготовлению малых архитектурных форм, их установке, ремонту, покраске, изготовлению и установке аншлагов, шлагбаумов.
В осенне-зимний период охраной леса от лесонарушений, экологическими согласованиями, подготовкой к пожароопасному сезону и пр. заниматься могли бы постоянные работники - специалисты лесной службы. Это позволит сократить расходы на содержание штата и повысить долю ответственности каждого за порученный ему участок работ. Тем не менее сложная система ведения хозяйства в городских лесах, требующая индивидуального подхода ко всем мероприятиям, вызывает необходимость укомплектования штата специалистами лесного хозяйства, каждый из которых должен хорошо разбираться в порученной ему работе и работе коллег. Работа должна быть организована по принципу полной взаимозаменяемости специалистов.
Предусмотренные проектом штаты минимальны и состоят из следующих должностных единиц:
Таблица 4.3.3
NN пп |
Должность | Кол-во единиц |
З/п в месяц со всеми начислениями, без вычетов |
Годовой фонд 3/п, тыс. руб. |
1 2 3 4 5 6 7 |
Начальник отдела Главный специалист Ведущий специалист по охране, защите лесов и зеленых насаждений Специалист по благоустройству лесов и зеленых насаждений Специалист по лесопользованию и лесовосстановлению Водитель а/м УАЗ Временные пожарные (с мая по 20 октября) |
1 1 1 1 1 1 3 |
8,4 7,3 5,6 4,5 4,5 3,3 4,5 |
100,8 87,6 67,2 54,0 54,0 39,6 За 6 месяцев 27,0 |
Итого: | 9 | 38,1 | 430,2 |
Начальник отдела - руководит работой отдела. Определяет первоочередность проведения лесохозяиственных и лесоохранных мероприятий. Следит за их техническим и финансовым обеспечением. Дает рекомендации начальнику МУ "УЗО" по приему, увольнению, поощрению и предоставлению отпусков работникам "Лесного отдела". Ведет табель учета рабочего времени. Обеспечивает соблюдение производственной дисциплины в отделе, а также отвечает за охрану труда и технику безопасности. Проводит инструктаж по т/б. Составляет договора и сметы на выполнение работ и оказание услуг с другими организациями и трудовые соглашения с временными работниками. Несет персональную ответственность за состояние дел в лесном хозяйстве г. Петропавловска-Камчатского. Подчиняется непосредственно начальнику МУ "УЗО".
Главный специалист - руководит работой специалистов. Несет ответственность за качество и своевременность выполнения ими своих обязанностей. Должен разбираться в вопросах охраны, защиты, благоустройства лесов, лесовосстановления, лесоустройстве, лесопользовании, в вопросах экономики лесного хозяйства. Является заместителем начальника отдела. В случае необходимости заменяет любого специалиста отдела.
Ведущий специалист по охране, защите лесов и зеленых насаждений - организует все работы по охране лесов и зеленых насаждений в городе от пожаров и лесонарушений. Готовит проекты решений и постановлений, приказов губернатора, градоначальника, начальника МУ "УЗО" по вопросам охраны и защиты лесов. Осуществляет контроль за всеми лесопользователями. Непосредственно руководит лесопатрулированием, ликвидацией загораний и пожаров. Выносит предписания об устранении недостатков всем лесопользователям. Составляет протоколы о лесонарушениях, нарушениях правил пожарной безопасности в лесах, о лесных пожарах. Добивается через суды и арбитражи возмещения ущерба, нанесенного лесному хозяйству противоправными действиями юридических лиц и граждан. Работает в тесном взаимодействии с Природоохранной прокуратурой, Госкомэкологией, государственной лесной службой, пожарной охраной и МВД.
Специалист по благоустройству лесов и зеленых насаждений - организует работы по благоустройству лесов и зеленых насаждений. Готовит проекты решений, постановлений, приказов губернатора, градоначальника, начальника МУ "УЗО" по вопросам благоустройства городских лесов. Составляет проекты размещения малых архитектурных форм, оформления композиционных узлов, строительства дорожно-тропиночной сети, шлагбаумов, автостоянок, мест для курения и отдыха, разведения костров. Составляет договора на изготовление малых архитектурных форм и на прочие работы, необходимые для благоустройства лесов и следит за их реализацией. Составляет сметы расходов на благоустройство лесов. Организует и руководит мероприятиями по очистке от мусора лесонасаждений, русел рек и ручьев. Работает в контакте с органами гослесоохраны, Госкомэкологии и подрядными организациями.
Специалист по лесопользованию и лесовосстановлению - разрабатывает проекты лесовосстановительных мероприятий и проекты озеленения городских улиц, скверов, парков. Согласует эти документы со всеми заинтересованными учреждениями и следит за их исполнением. Готовит проекты решений, постановлений, приказов губернатора, градоначальника, начальника МУ "УЗО" по вопросам лесовосстановления и зеленого строительства в городе. Назначает насаждения в рубку, готовит экологические согласования. Руководит отводами лесосек, составляет материально-денежную оценку лесосек, технологические карты, схемы, планы и пр. Выдает лесорубочные и лесные билеты, а также ордера на мелкий отпуск леса. Оформляет акты технического обследования земельных участков, испрашиваемых к отводу и перевод лесных земель в нелесные. Работает во взаимодействии с лесной службой области, госкомэкологией и со всеми заинтересованными учреждениями.
Все специалисты должны иметь как минимум среднее специальное образование, а начальник отдела и главный специалист - высшее специальное образование.
Временные пожарные сторожа - принимаются на работу по трудовому соглашению на период с 01 мая по 20 октября. Под руководством со специалистом осуществляют лесопатрулирование на а/м УАЗ с целью своевременного обнаружения и ликвидации загораний и пожаров в лесах, а также пресечения лесонарушений. Занимаются изготовлением и установкой малых архитектурных форм, аншлагов, шлагбаумов и ремонтом. Привлекаются к работам по лесовосстановлению, отводам и таксации лесосек и пр.
Мероприятия по благоустройству лесов
Все большее значение приобретает отдых в естественной природной среде, особенно в городских лесах, так как они наиболее доступны. Организация массового отдыха без нарушения экологического равновесия природных комплексов является задачей первостепенной важности. Отсутствие специально подготовленных рекреационных территорий приводит к стихийному природопользованию. Бесконтрольное разведение отдыхающими костров является причиной пожаров. Загрязнение территории и самовольные рубки разрушают природные условия и нередко ведут к необратимым последствиям.
Под благоустройством городских лесов подразумевается комплекс мероприятий по проектированию, изготовлению, установке и эксплуатации малых архитектурных форм (устройство мостиков и переходов через ручьи, оборудование мест для курения, отдыха и разведения костров, площадок для игр и пр.), строительство стоянок автотранспорта, пляжей, мест для купания, ремонт существующих и строительство новых дорог, пешеходных тропинок, установка разного рода указателей и аншлагов.
Для организации этих работ необходимо обследовать все городские леса на предмет определения мест наиболее соответствующих для отдыха граждан. Решить какие именно малые архитектурные формы, указатели, аншлаги устанавливать в намеченных местах. Нанести проектируемые мероприятия на карту-схему городских лесов. Спроектировать и нанести на карту-схему тропиночную сеть, которая должна соединять места отдыха, наиболее живописные участки и видовые точки, пересекать различные формы рельефа и ландшафта и примыкать к дорожной сети.
Проекта благоустройства городских лесов не существует. Его необходимо разработать в весенне-летний период 2004 года. Однако уже сегодня можно запланировать примерное количество малых архитектурных форм для ежегодной остановки в городских лесах.
Таблица 4.3.4
NN пп |
Наименование | К-во в год, шт. |
Марка оборудования |
Стоимость | |
единицы в тыс. руб. |
общая в тыс. руб. |
||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Стол с навесом Навес Кострище Указатель маршрута Туалеты Аншлаги Ямы для мусора Мостовые переходы Карта-схема района отдыха Расходы по погрузке-разгрузке, перевозке, установке, покраске |
4 4 8 8 8 8 8 2 2 |
04-01-00 04-08-00 02-03-00 08-07-00 10-01-00 08-05-00 08-05-00 09-02-00 08-КСР |
13,0 3,0 4,0 1,5 4,0 1,5 0,5 2,0 2,0 20% |
52,0 12,0 32,0 12,0 32,0 12,0 4,0 4,0 4,0 33,0 |
Итого: | 52 | 197,0 |
На ремонты малых архитектурных форм ежегодно должно расходоваться 20% от затрат на ранее установленные объекты.
Что касается устройства площадок для стоянки автомобилей и дорожно-ропиночной сети, то к их строительству можно будет приступить после составления конкретного проекта в 2004 году.
Оборудование для мест отдыха разработано Специальным Конструкторским бюро Ленинградского управления лесного хозяйства в 1976 году и представлено в "Каталоге оборудования для благоустройства зон отдыха".
Для изготовления всех элементов оборудования предусмотрены вполне доступные материалы: круглый лес, пиломатериалы, стальной прокат, естественный камень, жесть.
Использование данного оборудования позволяет наладить систему контроля и обслуживания отдыхающих. Опыт применения оборудования показывает, что оставленное без охраны, но правильно оборудованное место отдыха, привлекает отдыхающих и побуждает их сохранять оборудование и окружающую среду.
Кроме того, в парковой и лесопарковой зонах предусматривается очистка русел ручьев и рек от захламления территории бытовыми отходами, кузовами автомашин, металлоломом, древесными отходами и пр. Опыт 2000 года показал, что реально ежегодно включать в план очистку территории площадью 30 га или очистку русла ручья шириной 40 метров от оси русла и протяженностью 7,5 км. При этом затраты составляют 375,0 тыс. руб. (в ценах 2000 года) или 12,5 тыс. руб. на 1 га (50 рублей на пог./метр очистки русла ручья).
Должен быть разработан проект озеленения города Петропавловска-Камчатского, его улиц, скверов, парков, который согласуется с генеральным планом застройки города. Для этого необходимо провести подеревную инвентаризацию всех искусственно и естественно созданных насаждений вдоль улиц города. В проекте озеленения намечаются конкретные участки для озеленения конкретными древесными и кустарниковыми породами.
Работы по озеленению проводятся не только и не столько специализированными учреждениями. К их выполнению привлекаются организации и граждане, которые занимаются рубкой насаждений в городских лесах.
Например, в 2000 году вырублено 2,5 га леса на Петровской сопке под строительство горнолыжной базы "Экстрем"; при проведении изыскательских работ Морской администрацией порта вырублено 431 дерево и т.д. Кроме этого выписано еще 8 лесорубочных билетов и ордеров на мелкий отпуск леса. Таким образом, только официально в городских лесах за 2000 год срублено не менее десятка тысяч деревьев и кустарников.
Согласно ст. 83, 85, 89, 90 Лесного Кодекса РФ "Лесопользователи обязаны осуществлять лесовосстановительные работы в сроки и на условиях которые указаны в договоре аренды лесов, в лесорубочном или лесном билете, в ордере на мелкий отпуск леса". Так как городские леса вырубаются под строительство дорог, домов и т.п. и на вырубках не планируется проведение лесовосстановления, то этих лесопользователей необходимо обязать произвести посадку деревьев и кустарников вдоль городских улиц, дорог в скверах и парках в соответствии с Проектом озеленения города. Применив настоящее предложение, за 10 лет озеленить в городе все дороги, улицы и переулки; создать красивые парки и скверы не затрачивая на это средства из городского и областного бюджетов.
Размер затрат и источники финансирования
А) Размер затрат.
Ежегодные затраты на выполнение проектируемых мероприятий по видам работ приведены в таблице 4.3.5.
Таблица 4.3.5
NN пп |
Наименование | Ед. изм. | Ежего- дные объемы |
Стоимость | |
единицы в тыс. руб. |
общая в тыс. руб. |
||||
1 2 3 4 5 |
1. Мероприятия по охране лесов от пожаров и лесонарушений | ||||
Наем временных пожарных сторожей Наем временных пожарных сторожей Изготовление шлагбаумов Агитационно-массовая пропаганда Расходы по погрузке, разгрузке, доставке, установке и покраске аншлагов и шлагбаумов (20%) |
чел. чел. шт. тыс. руб. - |
3 20 15 40,0 10,5 |
4,5-3 чел. в месяц 1,5 1,5 - - |
3 чел. за 6 мес. 27,0 30,0 22,5 40,0 10,5 |
|
6 | Одноразовое приобретение техники, средств пожаротушения, транспорта и связи в 2001 году |
- | 205,0 | - | 205,0 |
7 | Ежегодные расходы на обновление и ремонт техники средств пожаротушения и связи (20%) |
- | 41,0 | - | 41,0 |
8 | Затраты на ГСМ | - | 3,0 | 10,0 | 30,0 |
Итого: | 406,0 | ||||
1 |
2. Мероприятия по благоустройству городских лесов и зеленых насаждений | ||||
Изготовление малых архитектурных форм | шт. | 52 | - | 164,0 | |
2 | Расходы на погрузку, разгрузку, установку, покраску малых архитектурных форм (20% от стоимости изготовления) |
тыс. руб. | 33,0 | - | 33,0 |
3 | Расходы на содержание и ремонт (20% от стоимости ранее установленных малых архитектурных форм) |
- | 39,4 | - | 39,4 |
4 | Расходы на очистку территории покрытой лесом и русел рек и ручьев |
га/км | 30/7,5 | 12,5/50,0 | 375,0 |
Итого: | 611,4 |
На содержание аппарата "Лесного отдела" планируется расходовать в год 430,2 тысяч рублей.
В затраты не включены работы по отводу и таксации лесосек, оформлению документов на право лесопользования, выдачу экологических заключений, а также работы по восстановлению леса и зеленых насаждений, так как эти мероприятия оплачиваются заинтересованными лицами, или лицами, нарушающими природоохранное законодательство.
Таким образом, в связи с реорганизацией службы и необходимостью приобретения техники и инвентаря в 2004 году затраты составят 1420,6 тыс. рублей. В 2005 году и последующие годы объем затрат уменьшится и будет равен 1215,6 тыс. рублей.
Реальные затраты ежегодно будут отличаться от проектируемых в зависимости от изменения объемов работ и размера инфляции.
Б) Источники финансирования.
Источниками финансирования расходов на охрану, воспроизводство, благоустройство лесов и содержание аппарата работников являются:
1). Средства поступающие от "Лесных податей".
2). Средства из городского и областного бюджетов.
3) Средства экологического фонда Камчатской области по г. Петропавловску-Камчатскому.
По статье "Лесные подати" планируется собирать не менее 300 тыс. рублей в год.
На охрану лесов от пожаров и лесонарушений расходуются средства, выделяемые из городского бюджета и со счета "Лесные подати", т.е. деньги полученные от лесопользователей.
Потребность в 2004 году с учетом едино разового приобретения техники и инвентаря 406,0 тыс. руб., в 2005 году и последующие годы 201,0 рублей/год (с учетом 20% от стоимости основных и оборотных средств, предназначенных на их обновление).
Резерв ГСМ га пожароопасный сезон создается за счет средств областного бюджета (ст. 100 Лесного Кодекса РФ). Для этого, при составлении мобилизационного плана по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на 2004 год и последующие годы необходимо предусмотреть резерв ГСМ на 100 тыс. рублей.
Расходы по содержанию штатов муниципальной лесной охраны и временных пожарных сторожей планируется в бюджете города и составляет 430,2 тыс. рублей в год.
Мероприятия по лесовосстановлению и озеленению осуществляются за счет лесопользователей (ст. 83, 85, 89, 90 ЛК РК#). Ежегодный объем этих мероприятий зависит от ежегодного объема лесопользования.
Мероприятия по благоустройству территории городских лесов (изготовление и установка малых архитектурных форм и очистка ручьев и лесов от захламленности) планируется осуществлять на средства, выделяемые Экологическим фондом Камчатской области (от природопользователей г. Петропавловска-Камчатского). На благоустройство лесов потребуется 611,4 тыс. рублей в год.
Всего для реализации настоящего проекта требуется выделить в 2004 году
из городского бюджета - 836,2 тыс. рублей, в т.ч. "Лесные податей";
из экологического фонда - 611,4 тыс. рублей.
Из областного бюджета на содержание резерва ГСМ - 100,0 тыс. рублей.
Всего: 1547,6 тыс. рублей.
В 2005 году и последующие годы: из городского бюджета
(в т.ч. лесных податей) - 631,2 тыс. руб.
из экологического фонда - 611,4 тыс. рублей
из областного бюджета на создание резерва ГСМ - 100,0 тыс. рублей.
Всего: 1342,6 тыс. рублей.
Главный инженер проекта |
К.М. Йовенко |
Список литературы и использованных материалов
М.И. Гальперин. Организация хозяйства в пригородных лесах. Москва, 1967 г. 230 с.
И.В. Таран, В.Н. Спиридонов. Устойчивость рекреационных лесов. Новосибирск, 1877 г. 176 с.
А.В. Журавков. Основы ведения хозяйства в лесах зеленых зон прибрежных городов, Новосибирск, 1974 г. 162 с.
ДальНИИЛХ. Временные рекомендации по озеленению г. Петропавловска-Камчатского, г. Хабаровск, 1982 г. 32 с.
С.А. Дыренков. Изменение лесных биогеоценозов под влиянием рекреационных нагрузок и возможности их регулирования. В сб. "Рекреационное лесопользование в СССР" АН СССР Москва, 1983 г. с 20-34.
И.А. Николаевская. Благоустройство городов. Москва, 1981 г. 160 с.
ДальНИИЛХ, Сахалинская ЛОС. Нормативные материалы для таксации лесов Сахалина и Камчатки, Южно-Сахалинск, 1986 г. 813 с.
В.А. Шамшин. Каменноберезовые леса Камчатки, Москва, 1999 г. 169 с.
Дальневосточное лесоустроительное предприятие Всесоюзного объединения "Леспроект", г. Хабаровск, 1973 г. 226 с. Справочник лесоустроителя Дальнего Востока.
ДальНИИЛХ. Справочник для таксации лесов Дальнего Востока, г. Хабаровск, 1990 г. 526 с.
Дальневосточное государственное лесоустроительное предприятие Проект организации и развития лесного хозяйства Петропавловского лесхоза, г. Хабаровск, 1993 г. 206 с.
Госкомлес. Основные положения по организации и ведению лесного хозяйства в зеленых зонах, Москва, 1971 г. 28 с.
Протокол
первого технического совещания по инвентаризации городских лесов Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Петропавловска-Камчатского
27 августа 2002 г. |
г. Петропавловск-Камчатский |
Присутствовали:
От Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений
1 Садовников А.В. - главный специалист по лесному хозяйству администрации г. Птр-Кмч
От государственной лесной службы Камчатской обл.
1. Павельев А.Ф. - начальник Государственной лесной службы
2. Огуля Е.Ф. - главный специалист
3. Коршунов Н.В. - начальник отдела
4. Буренок С.В. - ведущий специалист
5. Коршунова Л.В. - ведущий специалист
от ФГУП "Дальневосточное государственное лесоустроительное предприятие"
1. Йовенко К.М. - нач. партии (ГИП)
2. Труш В.И. - главный инженер предприятия
2. Мищенко Н.Е. - инженер 2 категории
от Областного земельного комитета:
1. Ключников А.И. - Руководитель
От экологической службы
1. Казаков Н.В. - начальник отдела
От администрации Камчатской области
1. Дуйнов А.А. - главный специалист
Слушали: доклад начальника партии Йовенко К.М. по вопросам предстоящего лесоустройства городских лесов.
1. Все городские леса расположены в границах городской черты г. Петропавловск-Камчатский, без разделения на лесничества.
2. Часть лесов ранее находилась под управлением Елизовского лесхоза (акт передачи лесного фонда Елизовского лесхоза от 22.05.2000 г., распоряжение N ЕК-1-173/68 от 10.07.97 г. Федеральной службы ЛХ РФ.)
3. Общую площадь городских лесов по данным на 01.01.2002 г. считать равной 12.7 тыс.га. Площадь нуждается в уточнении при проведении камеральных работ 2002-2003 года.
3. Часть лесов была устроена в 1994 году 3-й Хабаровской лесоустроительной экспедицией.
4. На всю территорию устройства 2002 года имеются аэрофотоснимки хорошего качества Масштаба 1:9000.
5. Квартальная сеть городских лесов требует уточнения и новой нумерации.
6. Городские леса являются объектом рекреации и требуют разделения на территориально-хозяйственные единицы - зоны.
7. Экологическая обстановка городских лесов удовлетворительная.
Обменявшись мнениями, совещание постановило:
1. Лесоустроительные работы 2002 г. провести на площади 12700 га по I разряду в соответствии со сметой на производство работ и требованиями лесоустроительной инструкции 1995 года. Основным методом таксации считать глазомерный и глазомерно-измерительный.
2. За основу проекта квартальной сети, принять квартальную сеть прошлого лесоустройства.
3. Нумерацию кварталов произвести заново. На территориях ранее неустроенных лесов границами кварталов считать естественные рубежи - овраги, русла рек и ручьев, водоразделы и пр.
4. За геодезическую основу плановых материалов принять топографические карты М 1:25000 и планшеты прежнего лесоустройства.
5. Лесоустроительные материалы составить: планшеты в масштабе 1:10000; план лесонасаждений в масштабе 1:25000.
6. Квартальные и визирные просеки не прорубать.
7. В хозяйственном отношении городские леса отнести к I группе лесов, категория защитности - городские леса.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
12. Для производства расчетов и определения спелости древостоев организовать следующие хозяйственные секции и установить возрасты в них, согласно приказа Гослесхоза СССР от 17.08.1978 г. N 114.
Наименование хозсекций |
Породы входя- щие в состав хозсек- ции |
Класс бонитета |
Леса 1 группы, городские леса |
Продолжительность классов возраста |
Каненноберезовая | Бк, Л | все кл. бонитета |
141-160 | 20 |
Белоберезовая | Бб | все кл. бонитета |
81-90 | 10 |
Мягколиственная | Ос, Ол, Т, Ив, Чз |
все кл. бонитета |
71-80 | 10 |
Кедровостланниковая | Кс | 141-160 | 20 | |
Ольховостланниковая | Олс | все кл. бонитета |
71-80 | 10 |
13. Согласно зонирования рекреационных лесов ("Временные технические указания по устройству лесов рекреационного значения", Москва 1980) в городских лесах выделить следующие хозяйственные части:
- Парковая зона (зона активного отдыха)
- Лесопарковая зона (зона тихого отдыха);
- Резервная зона (зона хозяйствования)
Конкретные границы перечисленных зон согласовать с архитектором г. Петропавловска-Камчатского. Перечень кварталов прилагается (Приложение N 1)
14. При таксации лесов дать дополнительную ландшафтную характеристику для зон активного отдыха.
15. Запас единичных деревьев и мертвой древесины учитывать с 10 кбм на 1га.
16. Лесоводственные мероприятия назначать по лесохозяйственным соображениям, в насаждениях требующих проведения по их состоянию. Проектировать лесоводственные мероприятия с учетом экономических и технических возможностей заказчика.
17. Из рубок ухода за лесом и формированию ландшафтов назначать - классические: осветления, прочистки, прореживания, проходные рубки, ландшафтные: рубки формирования, реконструктивные, рубки простора.
18. Из лесовосстановительных мероприятий назначать только ландшафтные лесные культуры крупномерным посадочным материалом. Главными породами при искусственном лесовосстановлении считать лиственницу, ель. Способ создания лесных культур - посадка.
19. Принять следующее распределение городских лесов по группам крутизны склонов: 1. 0-10°; 2. 11-15°; 3. 16-20°; 4. 21-25°; 5. 26-30°; 6. 31° и более.
20. В качестве нормативных материалов применить "Нормативные материалы для таксации Сахалина и Камчатки", 1986 г. Справочник "Общесоюзные нормативы для таксации лесов", Москва 1992 г., "Справочник для таксации лесов ДВ" 1990 года.
21. Продолжительность ревизионного периода принять в 15 лет.
22. Лесоустройству:
22.1. В парковой зоне лесоустройству предусмотреть мероприятия по благоустройству зоны активного отдыха.
23.2. В процессе лесоустроительных работ дать повыдельную оценку состояния городских лесов.
24. Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений:
24.1. Предоставить границы городской черты, зон застройки и массового отдыха жителей города;
25.2. На время проведения полевых работ подобрать жилые помещения для размещения базы партии.
Председатель |
А.В. Садовников |
Протокол
второго технического совещания по итогам полевых лесоустроительных работ и камеральной обработке полевых материалов инвентаризации городских лесов Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Петропавловска-Камчатского
1 ноября 2002 г. |
г. П-Камчатский |
Присутствовали:
От Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений:
1. Иванов А.С. - начальник управления
2. Садовников А.В. - главный специалист
3. Калинин Н.И. - референт по экологии начальника управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений
4. Васильев Г.Ф. - и.о. главного архитектора города
От государственной лесной службы:
1. Огуля Е.Ф. - главный специалист
2. Буренок СВ. - ведущий специалист
От ФГУП "Дальневосточное государственное Лесоустроительное предпряитие#"
1. Йовенко К.М. - начальник партии (ГИП)
2. Мищенко Н.Е. - инженер токсатор П# категории
3. Червоненко А.Ю. - инженер токсатор 1 категории
Слушали: сообщение начальника партии Йовенко К.М. по итогам полевых лесоустроительных работ и вопросам камеральной обработке материалов
Обменявшись мнениями, совещание постановило:
1. Полевые лесоустроительные работы на площади 13.3 тыс. га считать выполненными в соответствии с требованиями лесоустроительной инструкции 1995 года и решениями 1-го технического совещания от 27 августа 2002 года.
2. Границы объекта лесоустройства, границы лесфонда со смежными землепользователями согласованы, спорных невыясненных вопросов нет.
3. Разделение лесов по группам, категориям защитности и хозяйственным секциям принять в соответствии с протоколом 1-го технического совещания.
4. Квартал 87 выделить в зону активного отдыха трудящихся.
5. Обработку полевых материалов произвести на компьютере I-ВМ# по программе, утвержденной Рослесхозом.
6. Предусмотреть выделение обходов по устроенному объекту - 8 шт. Штат лесников не предусматривать, так как все участки лесов доступны в транспортном отношении и для их охраны достаточно организовать ежедневное автопатрулирование по разработанным маршрутам.
7. При разработке проекта лесоустройства особое внимание уделить разделам по организации охраны и благоустройства городских лесов. Разработать схемы, планы, карты; дать экологическое и экономическое обоснование проекта.
Председатель |
А.С. Иванов |
Присутствующие:
Г.Ф. Васильев
Н.И.Калинин
А.В. Садовников
Е.Ф. Огуля
С.В. Буренок
Н.Е. Мищенко
А.Ю. Червоненко
Акт
приемки-сдачи лесоустроительных работ
от 30 января 2004 г. |
г. Хабаровск |
Согласно договора N 2 от 08.01.03 г..., заключенного между ФГУП "ДВГ лесоустроительное предприятие" ("Исполнитель") и "Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений" г. Петропавловска-Камчатского, ("Заказчик") и в соответствии с "Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России", 1995 г. и техническим заданием "Заказчика" "Исполнителем" проведены лесоинвентаризационные работы по I разряду на площади 13.3 тыс. га. На основании обработки информации изготовлены следующие материалы:
N п\п Наименование материалов лесоустройства Количество
экземпляров
1. Проект организации и развития лесного хозяйства 3
(пояснительная записка)
2. Ведомость проектируемых мероприятий 2
3. Учет лесного фонда 3
4. Таксационные описания 2
5. Ведомость поквартальных итогов площадей и запасов 3
насаждений
6. Планшеты в масштабе 1:10000 2
7. Планы в масштабе 1:25000
7.1 окрашенные по породам 3
7.2 неокрашенные 4
8. Карты-схемы объекта в масштабе 1:100000
8.1 противопожарных мероприятий 2
8.2 окрашенные по породам 4
8.3 неокрашенные 40
Ген. Директор ФГУП "Дальлеспроект" |
Н.А. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 14 апреля 2005 г. N 353 "Об утверждении Проекта организации и ведения лесного хозяйства городских лесов г. Петропавловска-Камчатского"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 10 февраля 2009 г. N 420 настоящее постановление признано утратившим силу