Решение Петропавловск-Камчатского городского суда
от 6 марта 2006 г.
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатской области в составе:
Судьи Ишковой М.Н.,
при секретаре Носовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Петропавловска-Камчатского о признании недействительными отдельных норм Устава Петропавловск-Камчатского городского округа, принятого решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 5.05.2005г. N 156-р, установил:
Прокурор города Петропавловска-Камчатского обратился в суд с заявлением о признании недействительными отдельных норм Устава Петропавловск-Камчатского городского округа, принятого решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 5.05.2005г. N 156-р, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 05.05.2005г. N 156-р во исполнение требований Федерального закона от 06.10.2003 г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения в Устав Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования. Устав зарегистрирован Законом Камчатской области от 27.06.2005 г. N 367, опубликован в газете "Официальные ведомости" от 21.07.2005 г., вступил в силу с 1.01.2006 г. Отдельные нормы Устава противоречат требованиям федерального законодательства и должна быть признаны недействующими, а именно:
1/ Согласно пункту 8 части 1 статьи 26 Устава к компетенции Городской Думы отнесен вопрос определения порядка изъятия земельных участков для муниципальных нужд. Эта норма, противоречит требованиям пункта 4 части 1 статьи 9 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым установление порядка изъятия земельных участков отнесено к полномочиям Российской Федерации.
2/ Пунктом 25 части 1 статьи 44 Устава к полномочиям администрации Петропавловск-Камчатского городского округа отнесена приостановка строительства, осуществляемого с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки. Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление строительного надзора к вопросам местного значения не относится. Согласно частям 4 и 6 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ установлено, что государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Приостановление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3/ Пункт 40 части 1 статьи 44 Устава к исполнительно-распорядительным полномочиям администрации городского округа отнесено осуществление охраны и организация использования расположенных на территории города памятников природы, культуры, истории. Данная норма противоречит пункту 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающей, что к вопросам местного значения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.
4/ Пунктом 3 статьи 45 Устава глава городского округа наделен полномочиями осуществлять общее руководство муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями. Однако, полномочия органов местного самоуправления в отношениях с муниципальными предприятиями и учреждениями установлены пунктом 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Руководство муниципальным унитарным предприятием муниципальным учреждением осуществляет единоличный исполнительный орган - руководитель предприятия, учреждения (статья 21 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статья 30 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
На основании изложенного Прокурор города Петропавловска-Камчатского просит признать недействующими следующие нормы Устава Петропавловск-Камчатского городского округа, принятого решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 5.05.2005г. N 156-р:
в пункте 8 части 1 статьи 26 слова "а также изъятие земельных участков для муниципальных нужд";
в пункте 25 части 1 статьи 44 слова "приостановка строительства, осуществляемого с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки";
в пункте 3 статьи 45 слова "муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями".
В судебном заседании представитель прокуратуры старший помощник прокурора Платонова М.Л. поддержала заявление по изложенным основаниям, уточнив, что в заявлении допущена описка, в связи с чем, необходимо признать недействующей следующую норму Устава: в пункте 8 части 2 статьи 26 слова "а также изъятие земельных участков для муниципальных нужд".
Представитель Городской Думы Новицкая Е.Ю., действующая на основании доверенности N 6 от 2.02.2006г., представила в материалы дела письменный отзыв на заявление из которого следует, что Городская Дума считает обоснованными часть требовании прокурора а именно, в пункте 25 части 1 статьи 44 Устава слова "приостановка строительства осуществляемого с нарушением утвержденных проектов, планов и правил за стройки" пункт 40 части 1 статьи 44 Устава не соответствуют законодательству Российской Федерации по указанным прокурором основаниям. После уточнения прокурором требований по пункту 8 части 1 статьи 26 Устава представитель не стала оспаривать требование прокурора признать недействующими в пункте 8 части 2 статьи 26 Устава слова "а также изъятие земельных участков для муниципальных нужд", как не соответствующие законодательству Российской Федерации по указанным прокурором основаниям. С требованием прокурора о несоответствии законодательству слов "муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями" в пункте 3 статьи 45 Устава не согласилась, поскольку Глава городского округа осуществляет общее руководство названными организациями только в пределах своей компетенции. Данная норма не противоречит Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", поскольку Глава городского округа не подменяет единоличный исполнительный орган - руководителя предприятия, а лишь осуществляет общее руководство комплексом муниципальных организаций, и только в пределах своей компетенции. Указанные организации находятся в муниципальной собственности, порядок управления которой определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Общее руководство необходимо для координации деятельности предприятий как сети предприятии, анализа их деятельности.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит следующим выводам.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образовании и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 05.05.2005г. N 156-р во исполнение Федерального закона от 06.10.2003 г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения в Устав Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования. Изменения в Устав зарегистрированы Законом Камчатской области от 27.06.2005 г. N 367. Устав опубликован в газете "Официальные ведомости" от 21.07.2005 г., вступил в силу с 1.01.2006 г.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 26 Устава к компетенции Городской Думы отнесен вопрос определения порядка изъятия земельных участков для муниципальных нужд. Эта норма противоречит требованиям пункта 4 части 1 статьи 9 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым установление порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд отнесено к полномочиям Российской Федерации.
Пунктом 25 части 1 статьи 44 Устава к полномочиям администрации Петропавловск-Камчатского городского округа отнесена приостановка строительства, осуществляемого с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки. Данная норма противоречит пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому осуществление строительного надзора к вопросам местного значения не относится. Согласно частям 4 и 6 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ установлено, что государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Приостановление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пункт 40 части 1 статьи 44 Устава к исполнительно-распорядительным полномочиям администрации городского округа отнесено осуществление охраны и организация использования расположенных на территории города памятников природы, культуры, истории. Данная норма противоречит пункту 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающей, что к вопросам местного значения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.
Пунктом 3 статьи 45 Устава глава городского округа наделен полномочиями осуществлять в пределах своей компетенции общее руководство муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями (далее предприятия).
Полномочие главы городского округа по общему руководству муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями предполагает руководство деятельностью данных предприятий в той или иной форме.
Однако это противоречит статье 21 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", согласно которой руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия, назначается собственником имущества унитарного предприятия, подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия, представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.
Согласно Статья 30# Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" исполнительный орган некоммерческой организации (коллегиальный и (или) единоличный) осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.
Действующее гражданское законодательство, содержащее нормы о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, некоммерческих организациях, не содержит такого понятия как "общее руководство" указанными предприятиями.
Полномочия органов местного самоуправления в отношениях с муниципальными предприятиями и учреждениями установлены пунктом 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно:
Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому норматив ному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт (п. 3 ст. 253 ГПК РФ).
В связи с тем, что Устав в новой редакции вступил в действие с 1.01.2006 года, оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими с указанной даты.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, решил:
Заявление прокурора города Петропавловска-Камчатского удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2006 года следующие нормы Устава Петропавловск-Камчатского городского округа, принятого решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 5.05.2005 г. N 156-р:
в пункте 8 части 2 статьи 26 слова "а также изъятие земельных участков для муниципальных нужд";
в пункте 25 части 1 статьи 44 слова "приостановка строительства, осуществляемого с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки";
в пункте 3 статьи 45 слова "муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями".
Обязать Петропавловск-Камчатскую Городскую Думу опубликовать сообщение о настоящем решении суда в том средстве массовой информации, в котором был опубликован Устав Петропавловск-Камчатского городского округа после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Камчатский областной суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 13.03.2006 г.
Мотивированное решение изготовлено 13.03.2006 г.
Председательствующий судья |
М.Н. Ишкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 6 марта 2006 г.
Текст решения опубликован в газете "Официальные ведомости" от 6 апреля 2006 г. N 31
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника