Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Общие положения и обоснование Программы
2.1. Технико-экономическое обоснование Программы
Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан носит социально значимый характер, помогает снизить уровень преступности среди несовершеннолетних, приобщить их к труду, поддержать их материально.
Демографическая ситуация в Камчатской области в 2006 году развивалась под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения, которая указывает на продолжение тенденции к сокращению численности населения. В соответствии с последними статистическими данными численность постоянного населения Петропавловск-Камчатского городского округа на 1 января 2007 года составила 195,1 тыс. человек.
Численность экономически активного населения составляет 121,0 тыс. человек или 62,0 процента от общей численности населения, проживающего на территории городского округа. Численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 0 до 18 лет составляет 38 852 человека. Численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет составляет 9,7 тысяч человек.
Уровень безработицы в Петропавловск-Камчатском городском округе остался на уровне 2005 года и на начало 2007 года составил 1,1 процента.
По прогнозу предполагаемая численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет составит в 2008 году 8668 человек, что повлечет за собой увеличение числа обращений данной категории граждан в органы службы занятости с целью трудоустройства.
Трудоустройство несовершеннолетних граждан диктует необходимость разработки мер, обеспечивающих минимальные потери в части формирования будущего кадрового потенциала, позволяющих молодым людям получать первые профессиональные навыки еще со школьной скамьи, и, тем самым, решающих актуальную социальную задачу по включению молодежи в экономические процессы.
В период летних каникул обостряется ситуация с безнадзорностью и правонарушениями подростков из семей, находящихся в социально опасном положении. На конец 2006 года на учете состоят: в УВД ПКГО - 481 подросток, в КДН - 1 056 несовершеннолетних.
За период с 2005 по 2006 годы количество несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, обратившихся в ОГУ Центр занятости с целью временного трудоустройства составляет 2187 человек.
В основном несовершеннолетними данной категории востребовано временное трудоустройство на летний период. Но существует достаточно обширная категория несовершеннолетних, которые нуждаются в возможности совмещения работы и учебы. Необходимо широкое информирование и адресная направленность предоставляемой услуги трудоустройства данной категории несовершеннолетних граждан со стороны органов и учреждений, работающих с ними. Для решения этой проблемы целесообразно использовать программно-целевой метод, так как появляется возможность планирования и координирования усилий органов и учреждений системы профилактики.
Рабочее время несовершеннолетних не должно превышать 4 часа в день, что влечет невысокую заработную плату. Немногие работодатели готовы использовать неквалифицированный труд несовершеннолетних. Необходимо привлечение работодателей, готовых предоставить несовершеннолетним рабочие места с учетом их интересов. Эту задачу возможно решить, предусмотрев привлечение работодателей на взаимовыгодных условиях.
Заработная плата трудоустроенных несовершеннолетних состоит из суммы заработной платы, выплачиваемой работодателем, и материальной поддержки из средств краевого бюджета в виде субвенций, поступающих в краевой бюджет из Федерального фонда компенсаций в составе федерального бюджета. На сегодняшний день максимальный размер материальной помощи составляет 1 728 руб. Размер средней заработной платы несовершеннолетних - от 2 500 до 3 000 руб. С 1 сентября 2007 года минимальный размер заработной платы составляет 4 140 рублей. Для повышения интереса несовершеннолетних к предоставляемой услуге необходимо дополнительное привлечение средств работодателей с целью повышения размера оплаты труда, а также предоставление других гарантий и льгот. Это одновременно позволит предоставлять комплексную услугу: несколько видов помощи - материальную и в виде дополнительных услуг и льгот.
Тяжело решается и проблема социальной и профессиональной адаптации молодого человека из-за высокого уровня конкуренции на рынке труда, невостребованности ряда профессий. По результатам опроса жителей Петропавловск-Камчатского городского округа 23 октября 2005 года из 68 098 опрошенных по вопросу о направлениях деятельности органов местного самоуправления Петропавловска-Камчатского городского округа в области молодежной политики 49 % горожан приоритетным считает создание программ поддержки обучения и трудоустройства молодежи.
Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан носит социально значимый характер, помогает снизить уровень преступности среди подростков, приобщить их к труду, способствует воспитанию здорового интереса к жизни и поддержанию материального уровня.
Первоочередным правом трудоустройства пользуются несовершеннолетние из малообеспеченных и многодетных семей, из семей безработных граждан, дети инвалиды, дети-сироты и воспитанники детских домов, а также подростки, состоящие на учете в КДН, которые склонны к правонарушениям.
Трудоустройство осуществляется в соответствии с трудовым законодательством. Основным требованием к организуемым временным работам является то, что они не должны наносить ущерба здоровью подростков, их нормальному развитию, нравственности и не нарушать процесса обучения.
Основными видами работ для несовершеннолетних граждан являются: благоустройство и озеленение городских территорий, курьерские работы, уборка служебных помещений, уборка парков и побережья бухты от мусора, секретарская работа, подсобные работы в издательской деятельности, в строительстве, обслуживание культурно-массовых мероприятий.
Трудоустройство подростков позволяет прогнозировать получение ими первичных трудовых навыков, навыков взаимодействия в трудовых коллективах. Это неразрывно связанно с профилактикой асоциальных явлений в молодежной среде, особенно среди несовершеннолетних. Подростки не только заняты большую часть дня, но и получают первые, заработанные своим трудом деньги, улучшая, таким образом, свое материальное состояние.
Программный подход, а именно принятие муниципальных долгосрочных целевых молодежных программ позволяет комплексно подходить к решению проблем, выделить приоритетные направления работы, определить цели и прогнозировать конкретные результаты реализации программ, определить качественные показатели работы.
Работа с молодежью должна рассматриваться как включение молодежи в социально-экономическую жизнь территории - Петропавловск-Камчатского городского округа.
Именно поэтому приоритетным направлением необходимо считать реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы "Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2008 - 2010 годы".
Отделом образования проводилась ежегодная работа по организации трудоустройства несовершеннолетних, составлению списков подростков, желающих трудоустроится в летний период, взаимодействию с ОГУ Центр занятости и работодателями.
Отделениями по делам несовершеннолетних УВД ежегодно предоставляются списки подростков - правонарушителей, желающих работать в летний период.
КДН ежегодно собирает списки всех несовершеннолетних, представленные на трудоустройство, направляет их в Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа и в ОГУ Центр занятости, обращая внимание на подростков специальной категории (условно осужденные, вернувшиеся из спецшкол и воспитательных колоний). Однако предоставляемые виды работ и оплата труда являются малопривлекательными для подростков 16 - 17 лет. По этой причине многие из них отказались от официального трудоустройства, предпочитая нелегальный заработок.
ОГУ Центр занятости ежегодно заключает договоры с работодателями на организацию временного трудоустройства не менее 800 несовершеннолетних граждан с оказанием им материальной поддержки.
В рамках Долгосрочной муниципальной целевой программы "Молодежь Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2007 годы" производилась работа по организации трудоустройства подростков в городские трудовые отряды "Молодая Камчатка" по благоустройству городских территорий с организацией дополнительных рабочих мест. Так в 2006 году по программе трудоустроено 132 несовершеннолетних, 2007 году - 180 подростков.
Тем не менее, реализация мероприятий в рамках решения задачи трудоустройства несовершеннолетних в предыдущие периоды выявила ряд аспектов, которые учтены при разработке данной Программы:
отсутствие единой системы и баз данных по трудоустройству несовершеннолетних;
отсутствие общей комплексной картины по трудоустройству подростков;
недостаточность проработки вопросов, связанных с предоставлением видов и объемов работ для организации дополнительных рабочих мест в рамках благоустройства городских территорий;
отсутствие обратной связи по занятости в летний период несовершеннолетних "группы риска".
Таким образом, необходим программный подход к трудоустройству несовершеннолетних, что позволит говорить о концентрации административных и финансовых ресурсов в целях достижения конкретных результатов и моделировать целостную картину занятости подростков в Петропавловск-Камчатском городском округе.
2.2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Основной целью Программы является обеспечение временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Для достижения цели Программа предусматривает решение следующих задач:
- информационное обеспечение временного трудоустройства подростков, профориентация и развитие мотивации к труду;
- временное трудоустройство несовершеннолетних.
Программа рассчитана на 3 календарных года (2008-2010 годы).
В рамках организации временного трудоустройства несовершеннолетних в Петропавловск-Камчатском городском округе предусматривается:
- трудоустройство 2 510 несовершеннолетних рабочими местами в летний период и свободное от основной учебы время, по годам:
2008 год - 800 чел.;
2009 год - 833 чел.;
2010 год - 877 чел.;
- оказание профориентационных услуг 5700 несовершеннолетним, по годам:
2008 год - 1 800 чел.;
2009 год - 1 900 чел.;
2010 год - 2 000 чел.;
- трудоустройство на временные места без отрыва от учебы - 135 человек, по годам:
2008 год - 45 чел.;
2009 год - 45 чел.;
2010 год - 45 чел.
Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 3 декабря 2008 г. N 363-р в пункт 2.3 раздела 2 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня опубликования названного решения
2.3. Мероприятия по реализации Программы и ее ресурсное обеспечение
В соответствии с целями Программы поставленные задачи решаются путем реализации мероприятий.
В Программе предусмотрены следующие мероприятия:
- сбор и обобщение информации об обучающихся общеобразовательных учреждений, желающих трудоустроиться;
- формирование банков данных работодателей, несовершеннолетних "группы риска", специальной категории (возвратившихся из мест лишения свободы, состоящих на учете в УВД, условно осужденных);
- информирование граждан о трудоустройстве несовершеннолетних;
- оказание профориентационных услуг;
- организация и проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- определение объемов и видов временных работ;
- проведение координационного совещания;
- организация летней занятости несовершеннолетних;
- подготовка конкурсной документации по трудоустройству несовершеннолетних;
- организация работы трудовых отрядов "Молодая Камчатка";
- организация вторичной занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время.
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 13 879,0 тыс. руб., в том числе:
- средства бюджета Камчатского края - 4 337,5 тыс. руб., по годам:
2008 год - 1 382,5 тыс. руб.;
2009 год - 1 439,5 тыс. руб.;
2010 год - 1 515,5 тыс. руб.;
- средства бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа - 4 834,2 тыс. руб., в том числе по годам:
2008 год - 1 425,8 тыс.руб.;
2009 год - 1 638,1 тыс. руб.;
2010 год - 1 770,3 тыс. руб.;
- средства внебюджетных источников - 4 707,3 тыс. руб., в том числе по годам:
2008 год - 1 520,3 тыс. руб.;
2009 год - 1 554,3 тыс. руб.;
2010 год - 1 632,7 тыс. руб.
Средства, выделяемые из бюджета Камчатского края на организацию временных работ, являются федеральными средствами и предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения.
Расчет средств краевого бюджета: материальная поддержка несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в размере 1 728 рублей за полностью отработанный месяц (полуторакратная минимальная величина пособия по безработице, увеличенная на размер районного коэффициента).
Внебюджетные источники (средства работодателей - заработная плата).
Расходы на обеспечение Программы складываются из сложившихся на территории Петропавловска-Камчатского городского округа цен.
Исходя из реальных возможностей финансирования, в программе определены приоритетные направления на три календарных года.
2.4. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы
Показатели результативности и социально-значимые показатели:
Цель: Обеспечение временного трудоустройства несовершеннолетних | |||||
Задача | Количественные показатели |
по годам | Качественные показатели |
||
2008 | 2009 | 2010 | |||
Задача 1. Информационное обеспечение по вопросам временного трудоустройства подростков, профориентация и развитие мотивации к труду |
- Организация и проведение ярмарок вакансий и учебных мест для временного трудоустройства н/л - Выступления в СМИ - Выпуск информационных бюллетеней (буклетов) - Оказание профориентацион- ных услуг несовершеннолет- ним |
1 3 1 1800 |
1 4 2 1900 |
1 5 2 2000 |
- оказание содействия несовершеннолетним во временном трудоустройстве, привлечение внимания к проблемам трудоустройства молодежи; - информирование молодежи о возможностях временного трудоустройства; - привлечение внимания молодежи к необходимости осознанного выбора профессии; - содействие в занятости несовершеннолетних "группы риска" |
Задача 2. Временное трудоустройство несовершеннолет- них, содействие молодежи при вступлении в трудовую жизнь, ее трудовое воспитание |
Количество несовершеннолет- них, трудоустроенных на временные работы: - На предприятия УЖКХ - Трудовые отряды "Молодая Камчатка", В том числе несовершеннолет- ние "группы риска" - Организация вторичной занятости |
531 224 24 45 |
550 238 28 45 |
580 252 32 45 |
получение первичных трудовых навыков; оказание материальной поддержки несовершеннолетним из малообеспеченных и неблагополучных семей; приобщение несовершеннолетних граждан к общественно-полез- ной деятельности; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - оказание помощи несовершеннолетним в выборе профессии; - приобретение несовершеннолетними навыков взаимодействия в трудовых коллективах |
2.5. Система организации контроля за выполнением программных мероприятий
Контроль выполнения Программы осуществляет администрация Петропавловск-Камчатского городского округа.
Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа:
- осуществляет координационную роль между исполнителями;
- ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, вносит предложения по составу исполнителей;
- делает запросы исполнителям о ходе выполнения Программы;
- ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет отчет Главе Петропавловск-Камчатского городского округа о ходе реализации Программы и эффективности проводимых мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.