Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Общие положения и обоснование Программы
2.1. Технико - экономическое обоснование Программы
Необходимость развития системы дополнительного образования детей в городе объясняется тенденциями развития современного общества, характером и динамикой образовательных потребностей социума, не реализуемых в сфере общего образования, а также характером и содержанием авторских педагогических инициатив работников сферы дополнительного образования.
Правильно организованная система дополнительного образования сможет обеспечить условия, в которых можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит, в конечном итоге, сделать более результативным и эффективным весь процесс базового школьного обучения. Интеграция общего и дополнительного образования является одним из наиболее эффективных методов, способствующих занятости детей во внеурочное время, а также организации профильного обучения.
Система дополнительного образования детей Петропавловск - Камчатского городского округа включает в себя девять учреждений: Центр внешкольной работы, Дом детского творчества, Станцию юных техников, Школу юных литературных дарований и пять детско-юношеских спортивных школ. Общее количество воспитанников, охваченных этими учреждениями, составляет 9 209 детей в возрасте от 4 до 18 лет.
N п/п |
Наименование учреждения | Количество детей | ||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||
1 | Центр внешкольной работы | 1397 | 1452 | 1770 |
2 | Дом детского творчества | 1309 | 1170 | 1458 |
3 | Станция юных техников | 411 | 331 | 317 |
4 | Школа юных литературных дарований |
70 | 50 | 337 |
5 | Детско-юношеская спортивная школа N 1 |
1024 | 966 | 972 |
6 | Детско-юношеская спортивная школа N 2 |
1131 | 1331 | 1521 |
7 | Детско-юношеская спортивная школа N 3 |
416 | 524 | 837 |
8 | Детско-юношеская спортивная школа N 4 |
492 | 552 | 589 |
9 | Детско-юношеская спортивная школа N 5 |
450 | 1083 | 1408 |
Всего | 6700 | 7459 | 9209 |
Учреждения дополнительного образования детей Петропавловск-Камчатского городского округа реализуют образовательные программы по различным направлениям.
N п/п | Направление деятельности | Количество детей | ||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||
1 | Техническое творчество | 144 | 90 | 102 |
2 | Спортивно-техническое | 36 | 54 | 30 |
3 | Эколого-биологическое | - | - | 30 |
4 | Туристско-краеведческое | 134 | 100 | 20 |
5 | Спортивное | 3799 | 4633 | 5521 |
6 | Художественное творчество | 1944 | 1709 | 2215 |
7 | Культурологическое | 380 | 507 | 1088 |
8 | Другие | 263 | 366 | 203 |
Всего | 6700 | 7459 | 9209 |
Месторасположение учреждений дополнительного образования детей в городе Петропавловске-Камчатском не позволяет в равной мере удовлетворить образовательные потребности детей и подростков, проживающих в разных микрорайонах города, в связи с чем в 2004 году в общеобразовательных школах были введены ставки педагогов дополнительного образования, предназначенные для организации работы детских объединений различных направлений деятельности. Таких объединений в школах создано 914 с общим числом занимающихся в них детей 14719 человек. В 2006-2007 учебном году в общеобразовательных учреждениях города функционировало 556 ставок ПДО.
N п/п |
Наименование | Количество | ||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||
1 | Число объединений в общеобразовательных школах |
782 | 789 | 914 |
2 | Число занимающихся детей | 9832 | 11729 | 14678 |
Занятость детей в сфере дополнительного образования составила 83%, в том числе в учреждениях дополнительного образования детей - 52%.
В условиях новой системы финансирования общеобразовательным учреждениям в основном удалось сохранить кружки и объединения, результативность которых достаточно высока. Тем не менее возникает необходимость дополнительного финансирования 60 ставок педагогов дополнительного образования, предназначенных для работы с одаренными детьми, с детьми-инвалидами, для интеграции общего и дополнительного образования, а также в общеобразовательных учреждениях с низкой наполняемостью, находящихся в микрорайонах, отдаленных от учреждений дополнительного образования.
Успешному развитию дополнительного образования в образовательных учреждениях города способствует реализация плана городских массовых мероприятий. Ежегодно более 7 000 школьников принимают участие в 27 творческих конкурсах и 17 спортивных соревнованиях. Воспитанники творческих объединений, работающих на базе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей, принимают участие и являются неоднократными победителями областных, всероссийских и международных конкурсов и соревнований.
N п/п |
Наименование | Количество | ||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||
1 | Число победителей областных конкурсов, соревнований |
88 | 106 | 179 |
2 | Число победителей всероссийских конкурсов, соревнований |
13 | 15 | 15 |
3 | Число победителей международных конкурсов, соревнований |
4 | 5 |
И все же, если рост победителей городских мероприятий заметен, то при наличии потенциала отсутствие целенаправленного финансирования для поддержки талантливых детей не всегда позволяет принять предложения по участию их в соревнованиях и конкурсах более высокого уровня. Этим объясняется небольшое количество победителей всероссийских и международных конкурсов. Программа позволит расширить возможности творческим коллективам показать свое мастерство.
Обеспечение занятости детей и подростков, организация их социально значимого досуга также является мерой профилактики правонарушений, наркомании, безнадзорности и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. В течение последних трех лет наблюдается уменьшение числа учащихся общеобразовательных учреждений города, состоящих на учете в органах милиции, и отсутствует рост количества преступлений, совершенных школьниками.
N п/п |
Наименование | Количество учащихся | ||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||
1 | Число учащихся, состоящих на учете в органах милиции |
264 | 262 | 231 |
2 | Число учащихся общеобразовательных школ, совершивших преступления |
69 | 65 | 52 |
Вместе с тем, сложившиеся в городе социально-экономические условия, дефицит бюджетного финансирования отразились на развитии дополнительного образования в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей, реализующих дополнительные образовательные программы технической, спортивно-технической, туристско-краеведческой и эколого-биологической направленности. Они особенно востребованы среди подростков. Число детей, занимающихся в объединениях данных направлений деятельности, составляет лишь 2% от общего числа детей, посещающих учреждения дополнительного образования.
N п/п |
Направление деятельности | Количество объединений | ||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||
1 | Техническое | 22 | 13 | 15 |
2 | Спортивно-техническое | 6 | 9 | 5 |
3 | Эколого-биологическое | - | - | 3 |
4 | Туристско-краеведческое | 14 | 10 | 2 |
5 | Спортивное | 225 | 258 | 292 |
6 | Художественное творчество | 204 | 180 | 214 |
7 | Культурологическое | 44 | 48 | 96 |
8 | Другие | 34 | 39 | 33 |
Всего | 549 | 557 | 655 |
В общеобразовательных школах прослеживается похожая тенденция, хотя число детей, занимающихся в объединениях данных направлений, несколько выше (16,2% от общего числа детей, охваченных дополнительным образованием в ОУ).
N п/п |
Направление деятельности | 2006 год | |
Число объединений в школах |
Число занимающихся детей |
||
1 | Техническое | 65 | 913 |
2 | Спортивно-техническое | 7 | 175 |
3 | Эколого-биологическое | 42 | 555 |
4 | Туристско-краеведческое | 47 | 735 |
5 | Спортивное | 95 | 2041 |
6 | Художественное творчество | 357 | 6079 |
7 | Культурологическое | 69 | 918 |
8 | Другие | 232 | 3252 |
Всего | 914 | 14678 |
Развитие же указанных направлений деятельности позволит полнее удовлетворить познавательные потребности детей и подростков среднего и старшего школьного возраста и, в конечном итоге, решить проблему предупреждения детской безнадзорности и беспризорности.
Одной из ключевых проблем в системе дополнительного образования детей является кадровая. Из-за низкого уровня заработной платы система дополнительного образования становится все менее привлекательной сферой для профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии педагога дополнительного образования становится причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности. Особенно явно это наблюдается в учреждениях дополнительного образования технической направленности, в частности - Станции юных техников. Ограничены возможности и в повышении квалификации педагогов дополнительного образования, и в обмене опытом.
В настоящее время эти вопросы в основном решаются путем самообразования. Приглашение специалистов из других регионов для проведения мастер-классов, участие педагогов города во всероссийских семинарах по дополнительному образованию способствовали бы повышению их квалификации.
Для сохранения и развития дополнительного образования детей в Петропавловск-Камчатском городском округе долгосрочная целевая программа развития дополнительного образования детей имеет важное значение. Она явится организационной основой реализации государственной политики РФ в сфере дополнительного образования. При ее отсутствии существующие проблемы трудно устраняемы и стоящие перед сферой дополнительного образования задачи не найдут своего решения.
Не менее важное значение имеет долгосрочная целевая программа в решении вопросов предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников. Частичное финансирование 20 ставок педагогов дополнительного образования, осуществляющих работу по данному направлению, позволит сохранить существующую систему профессиональной ориентации старшеклассников.
2.2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Целью Программы является обеспечение прав детей и подростков на гармоничное развитие личности через совершенствование системы дополнительного образования детей как приоритетного фактора воспитания и творческого развития подрастающего поколения (в образовательных учреждениях Петропавловск - Камчатского городского округа).
Разработка данной Программы предусматривает решение следующих задач:
- предупреждение детской безнадзорности и беспризорности;
- формирование здорового образа жизни и занятости детей и подростков;
- отработка механизмов взаимодействия сферы дополнительного образования детей со школами, семьями, прочими социальными институтами с целью интеграции общего и дополнительного образования и сохранения единого образовательного пространства;
- приведение ресурсного обеспечения сферы дополнительного образования детей в соответствие с требованиями, предъявляемыми к его качеству;
- развитие творческих способностей детей и поддержка одаренных детей.
Все указанные задачи предполагается решать планомерно, используя финансовые ресурсы практически равными частями в течение всего периода ее действия. Это связано с тем, что Программа рассчитана на уже сложившуюся структуру дополнительного образования, она не требует значительного увеличения финансирования. Сроки реализации Программы - 2008-2010 годы.
Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 3 декабря 2008 г. N 355-р в пункт 2.3 раздела 2 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня опубликования названного решения
2.3. Мероприятия по реализации Программы и ее ресурсное обеспечение
В соответствии с целями Программы поставленные задачи решаются путем реализации следующих блоков мероприятий:
- программно-методическое и информационное обеспечение (включает в себя совершенствование дополнительных образовательных программ и методическое сопровождение образовательного и воспитательного процессов, информирование родительской общественности о предоставляемых дополнительных образовательных услугах и структуре дополнительного образования в городе);
- интеграция общего и дополнительного образования (через сохранение системы дополнительного образования в общеобразовательных школах, расширение работы с детьми-инвалидами, одаренными учащимися);
- повышение уровня квалификации руководящих и педагогических работников (с целью предупреждения оттока педагогов дополнительного образования в иные сферы деятельности и роста их профессиональной подготовки);
- укрепление материально-технической базы (приведение ее в соответствие с требованиями к качеству деятельности учреждений дополнительного образования).
Источником финансирования Программы является бюджет Петропавловск - Камчатского городского округа. Общий объем финансовых средств, необходимых для ее реализации, составляет 74 579,3 тыс. рублей, в том числе по годам:
2008 год - 17 139,5 тыс. руб.;
2009 год - 29 061,8 тыс. руб.;
2010 год - 28 378,0 тыс. руб. (в ценах 2007 года).
2.4. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы
Реализация долгосрочной целевой Программы "Поддержка и развитие дополнительного образования детей в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2008-2010 годы" призвана способствовать:
- приведению деятельности учреждений дополнительного образования детей в соответствие с обновленной нормативной правовой базой;
- сохранению уровня занятости детей и подростков во внеурочное время в пределах не менее 85 %;
- сохранению тенденции уменьшения в пределах 2-3% числа учащихся общеобразовательных школ, состоящих на учете в органах милиции;
- повышению качества предоставляемых дополнительных образовательных услуг;
- интеграции общего и дополнительного образования как одной из составляющих предпрофильноой и профильной подготовки школьников;
- распространению инновационного опыта деятельности учреждений дополнительного образования детей;
- увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний, которым оказана помощь и поддержка в реализации творческого потенциала на российском и международном уровнях, с 1,8% до 4%;
- открытию новых отделений в учреждениях дополнительного образования;
- повышению уровня технической оснащенности учреждений дополнительного образования детей на 50%.
2.5. Система организации контроля за выполнением программных мероприятий
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет администрация Петропавловск-Камчатского городского округа и Комитет Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа по социальным вопросам и защите прав граждан.
Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа:
- осуществляет координацию выполнения основных программных мероприятий;
- ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям; механизм реализации Программы и состав исполнителей;
- регулярно в установленном порядке предоставляет информацию о ходе выполнения Программы и об использовании выделяемых средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.