Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ проблемной сферы
1.1. Управление и распоряжение имуществом является неотъемлемой частью деятельности органов местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа по решению задач социально-экономического развития, созданию эффективной конкурентной экономики, оздоровлению и укреплению финансовой системы Петропавловск-Камчатского городского округа.
Для осуществления своих полномочий, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа используют движимое и недвижимое имущество, земельные участки, находящиеся в собственности Петропавловск-Камчатского городского округа, земельные участки собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, а также объекты бесхозяйного имущества, расположенные на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
Необходимо отметить, что в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью Петропавловск-Камчатского городского округа имеется ряд проблем, которые необходимо решить в среднесрочном периоде:
1.1.1 отсутствие технической документации на часть объектов недвижимого имущества Петропавловск-Камчатского городского округа;
1.1.2 неэффективное использование отдельных объектов муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа;
1.1.3 наличие имущества, не соответствующего требованиям санитарно - эпидемиологических правил.
Процесс по государственной регистрации прав собственности Петропавловск-Камчатского городского округа (хозяйственное ведение, оперативное управление) сдерживается в связи с отсутствием технической документации на часть объектов недвижимого имущества Петропавловск-Камчатского городского округа, что отрицательно сказывается на вовлечение таких объектов в экономический оборот, на принятие решений о приватизации.
По состоянию на 01.01.2014 в реестре муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа значится 26 186 объектов недвижимого имущества, общей балансовой стоимостью 14 971 млн. рублей, из них техническая инвентаризация проведена на 1 850 объектов (7,1% от общего количества), право муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа зарегистрировано на 2 721 объект (10,4% от общего количества).
В целях осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, муниципальная собственность на которые не разграничена, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, вовлечению земельных участков в хозяйственный оборот необходимо проводить работы не только по формированию земельных участков, а также по оценке рыночной стоимости различного вида прав на них.
Значительная часть объектов недвижимого имущества муниципальной собственности находится в неудовлетворительном состоянии, что требует проведения капитального ремонта имущества, участия в его содержании, а также стимулирования граждан по содержанию имущества по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, большая часть объектов недвижимого имущества, находящаяся в казне Петропавловск-Камчатского городского округа, в настоящее время не используется и не планируется к использованию для нужд Петропавловск-Камчатского городского округа. В отношении таких объектов требуется принятие решений о приватизации либо передаче в пользование юридическим лицам, в том числе муниципальным унитарным предприятиям, управляющим компаниям в целях социально - экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа.
1.2. Показатели, характеризующие проблемную сферу:
Наименование показателя |
Единица измерения |
Источники данных |
Значение по годам |
Выводы по результатам сравнения показателей |
||
2011 |
2012 |
2013 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Количество действующих договоров аренды нежилых помещений муниципальной собственности |
штук |
Реестр муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа |
69 |
50 |
45 |
Снижение привлекательности объектов муниципальной собственности для потенциальных арендаторов, вызванное их неудовлетворительным состоянием. |
Доля объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности в общем объеме имущества учтенного в Реестре муниципально-го имущества Петропавловск-Камчатского городского округа |
процент |
Результаты государственной регистрации |
4,40 |
4,08 |
2,82 |
Снижение показателя позволяет говорить о наличии большого количества объектов не прошедших регистрацию, что мешает их вовлечению в экономический оборот. |
Количество объектов недвижимости (без земельных участков), в отношении которых проведена техническая инвентаризация |
единицы |
Результаты проведенной инвентаризации |
175 |
168 |
121 |
При снижении количества непроинвентаризированных объектов, в отношении более 30% техническая инвентаризация не проводилась, что приводит к неэффективному использованию муниципального имущества. |
Количество объектов жилищного фонда, признанных аварийными и непригодными для проживания граждан |
единицы |
Заключения межведомственной жилищной технической комиссии |
530 |
645 |
739 |
Необходимо проведение ликвидации аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда для расчистки территории в целях строительства нового благоустроенного жилья. |
Количество выданных разрешений на строительство |
единицы |
Результаты проведенных обследований и экспертиз |
169 |
161 |
168 |
Потребность в выдаче разрешений на строительство остается на достаточно высоком уровне, следовательно, ежегодно требуется проведение обследований объектов на удовлетворение строительных норм. |
1.3. Анализ причин возникновения проблемной ситуации:
Формулировка проблемы |
Описание и причины возникновения |
Обоснование необходимости решения |
1 |
2 |
3 |
Проблема 1 Отсутствие актуальной информации, содержащейся в Реестре муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа |
- в период массовой приватизации государственного и муниципального имущества при отсутствии требований законодательства в части ведения реестра муниципального имущества, учет имущественных объектов производился отрывочно и не всегда в полном объеме; - отсутствие достаточного финансирования. |
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 N 424 "Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества", пунктом 18 раздела 3 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.04.2010 N 247-нд "Программа комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на период до 2014 года", Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 06.03.2013 N 42-нд "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа" |
Проблема 2 Отсутствие в необходимом объеме технической документации для регистрации права муниципальной собственности |
Причиной отсутствия в необходимом объеме технической документации является недостаточность финансирования данного мероприятия. |
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пунктом 18 раздела 3 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.04.2010 N 247-нд "Программа комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на период до 2014 года", Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 06.03.2013 N 42-нд "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа" |
Проблема 3 Неэффективное использование отдельных объектов муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа |
Неэффективное использование объектов муниципальной собственности подразумевает под собой отсутствие обеспечения функционирования и использования всех объектов, в том числе извлечение дохода, в целях наиболее полного покрытия расходных обязательств. Причинами данной проблемы являются: - наличие в муниципальной собственности имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения либо не востребованного органами местного самоуправления (массовый характер формирования муниципальной собственности в период с 1991 по 1997 годы); - низкие потребительские качества объектов муниципальной собственности (изношенное состояние имущества, его неудовлетворительное техническое состояние). |
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 18 раздела 3 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.04.2010 N 247-нд "Программа комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на период до 2014 года", Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 06.03.2013 N 42-нд "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа" |
Проблема 4 Наличие муниципального имущества, не вовлеченного в экономический оборот |
Выявляемые бесхозяйные объекты недвижимости перед постановкой на учет должны быть идентифицированы с оформлением землеустроительного дела и технического паспорта - Как следствие, объекты недвижимости не используются как полноценный актив, что является сдерживающим фактором по вовлечению данного объекта в экономический оборот. |
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 18 раздела 3 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.04.2010 N 247-нд "Программа комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на период до 2014 года", Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 06.03.2013 N 42-нд "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа" |
1.4. Перечень мер, ранее предпринимаемых к решению проблемной ситуации.
В сфере обеспечения полноты, актуальности и достоверности учета муниципального имущества, а также оформления муниципальной собственности на объекты недвижимости за 2013 год были осуществлены следующие мероприятия.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комитетом по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в 2013 году выполнены работы:
- по проведению оценки арендной платы 52 объектов теплового хозяйства, находящихся в собственности Петропавловск-Камчатского городского округа;
- по проведению кадастровых работ и изготовлению технических планов с постановкой на кадастровый учет 25 объектов недвижимости, для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа;
В течение 2013 года проводилась техническая инвентаризация объектов с последующей регистрацией права муниципальной собственности в Управлении Росреестра по Камчатскому краю, проводилась инвентаризация инженерных сетей тепло-, водоснабжения и иных коммунальных объектов.
Снижение показателей по проведению технической инвентаризации и регистрации права собственности Петропавловск-Камчатского городского округа связано с тем, что в период 2009-2010 годов проведены работы по технической инвентаризации и государственной регистрации права по простым объектам (здания, нежилые помещения, жилые помещения), в период 2011 - 2013 годов проводились работы по проведению технической инвентаризации (кадастровые работы) сложных объектов, представляющих собой комплекс зданий и сооружений различного назначения (автомобильные дороги, объекты водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения), требующие взаимодействия с другими органами для детального изучения, подготовки схем (Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа "Петропавловский водоканал", открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго", государственное унитарное предприятие "Камчатское краевое БТИ", Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края и другие).
В связи с неудовлетворительным состоянием муниципального имущества ежегодно проводится его капитальный ремонт. С 2014 года капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирного дома будет производиться в соответствии с разделом 9 Жилищного кодекса Российской Федерации в рамках региональной программы капитального ремонта, утвержденной Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края.
На сегодняшний день в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае на 2014 - 2043 годы, утвержденную постановлением Правительства Камчатского края от 12.02.2014 N 74-П, включены 1326 многоквартирных домов.
В целях стимулирования граждан на участие в мероприятии по содержанию имущества, по управлению многоквартирными домами Департаментом управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа оказывается содействие по проведению собраний собственников многоквартирных домов, в результате проведенных собраний собственниками помещений в 610 многоквартирных домах выбран способ управления, заключены соответствующие договоры. В 390 многоквартирных домах выбран совет дома. Оказывается поддержка в организации работы курсов по программе обучения "Управление многоквартирным домом", в том числе повышения квалификации председателей советов на базе Камчатского политехнического техникума.
По состоянию на 01.01.2014 количество товариществ собственников жилья составило 168 единиц (в 2012 году - 210), общая площадь жилого фонда товарищества собственников жилья составила 403,7 тысяч квадратных метров (в 2012 году - 531 тысяч квадратных метров).
За период 2013 года в области земельных отношений Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа сформировано 533 земельных участка из них для целей строительства - 86 земельных участка, для эксплуатации уже существующих объектов - 447 земельных участка.
Проведено 7 аукционов на выполнение кадастровых работ по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами. По результатам аукциона за 2013 год на кадастровый учет сформировано и поставлено 138 земельных участков под многоквартирными жилыми домами в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Всего по состоянию на 31.12.2013 на территории Петропавловск-Камчатского городского округа поставлено на государственный кадастровый учет 782 земельных участка под многоквартирными жилыми домами.
Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в 2013 году оформлено 202 договора купли-продажи земельных участков.
В 2013 году выдано 168 разрешений на строительство объектов капитального строительства, 70 разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
1.5. Анализ полученных результатов от реализации указанных мер:
Перечень мер |
Наименование органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, органов исполнительной власти Камчатского края, федеральных исполнительных органов, юридических лиц, физических лиц, проводивших реализацию мер в указанном периоде |
Наименование аналогичной муниципальной программы, государственной программы Российской Федерации (Камчатского края), получившей действие в указанный период для решения данной проблемы |
Результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
Проблема 1: Отсутствие актуальной информации, содержащейся в Реестре муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа | |||
Уточнение сведений о составе муниципального имущества |
Комитет по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа |
Непрограммные мероприятия |
Актуализация данных Реестра муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа |
Проблема 2: Отсутствие в необходимом объеме технической документации для регистрации права муниципальной собственности | |||
Проведение кадастровых работ, изготовление технических планов, поставка на кадастровый учет объектов недвижимости, осуществление государственной регистрации права собственности муниципального образования как объекта недвижимости |
Комитет по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю |
Непрограммные мероприятия |
Обеспечение полноты и актуальности сведений о муниципальном имуществе, обеспечение государственной регистрации права собственности городского округа |
Проблема 3: Неэффективное использование отдельных объектов муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа. | |||
Мероприятия по содержанию и сохранению объектов недвижимого имущества, составляющих казну муниципального образования |
Комитет по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, |
Непрограммные мероприятия |
Усиление контроля за сохранностью и использованием |
Департамент управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Комитет городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа |
|
по назначению муниципального имущества, повышение эффективности использования муниципального имущества |
|
Осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, в том числе закрепленного за муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями | |||
Проблема 4: Наличие муниципального имущества, не вовлеченного в экономический оборот | |||
Проведение оценки муниципального имущества |
Комитет по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Департамент управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа |
Непрограммные мероприятия |
Повышение эффективности использования муниципального имущества, пополнение доходной части местного бюджета |
Организация работы по закреплению в муниципальной собственности бесхозяйного имущества, в том числе путем обращения в суд о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество |
Комитет по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа |
Непрограммные мероприятия |
Увеличение количества недвижимого имущества в муниципальной казне, его эффективное использование |
1.6. Все вышеперечисленные проблемы обостряют негативные тенденции, сложившиеся в сфере управления муниципальным имуществом. Отсутствие комплекса мер ведет к недостаточному финансированию мероприятий по учету муниципального имущества, затрудняет деятельность органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по управлению объектами муниципальной собственности, в связи с наличием неактуальной технической документации на объекты недвижимости, отсутствие возможности вовлечения его в экономический оборот.
1.7. Решение вышеуказанных проблем с помощью программно-целевого метода среднесрочного планирования деятельности органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа позволит увеличить доходную часть местного бюджета, а также значительно повысит эффективность расходования бюджетных средств, качество управления муниципальной собственность, что будет способствовать оптимальному и ответственному планированию ассигнований местного бюджета.
1.8. Решение выявленных проблем, учитывая финансовые возможности бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа и полномочия органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в среднесрочном периоде, возможно путем реализации следующего варианта действий:
N пункта |
Наименование варианта |
Краткая характеристика |
Сильные стороны, преимущества |
Слабые стороны, риски |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Реализация комплекса мер по обеспечению эффективного использования муниципального имущества и земель города Петропавловск-Камчатский |
1. Оптимизация состава и структуры муниципального имущества путем регистрации прав муниципального образования на объекты недвижимого имущества, инвентаризации и приватизации. 2. Выполнение мероприятий по землеустройству и землепользованию. 3. Вовлечение муниципального имущества (в том числе земель) в экономический оборот (проведение оценки объектов муниципального имущества, передача в аренду, в пользование юридическим лицам, в том числе муниципальным унитарным предприятиям). 4. Обеспечение сохранности и содержания объектов муниципального имущества, проведение капитального ремонта, обследований, очистки. |
1. Повышение эффективности расходования бюджетных средств. 2. Систематизация и организация деятельности по управлению муниципальным имуществом, а также повышение ответственности исполнителей за полученные результаты. 3. Формирование достоверной информации об объектах муниципальной собственности. |
1. Несвоевременное финансирование или его полное отсутствие. 2. Ошибки планирования, неисполнение обязательств исполнителей мероприятий. 3. Обстоятельства непреодолимой силы. |
1.9. Основаниями, представляющими органам администрации Петропавловск-Камчатского городского округа полномочия по реализации мероприятий муниципальной программы, являются:
1.9.1 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
1.9.2 Положение о Комитете по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденное решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.12.2005 N 267-р;
1.9.3 Положение о Департаменте градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденное решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 24.06.2009 N 515-р;
1.10. Целевой группой, в отношении интересов которой предлагается реализовать указанные меры является население Петропавловск-Камчатского городского округа, муниципальные предприятия.
1.11. Реализация комплекса мер, направленных на решение обозначенных проблем, с учетом необходимости целевого финансирования и эффективного расходования средств при исполнении мероприятий, предлагается реализовать в рамках программно-целевого планирования, что позволит стабилизировать существующую ситуацию в сфере совершенствования системы управления муниципальным имуществом, а также обеспечить возможность положительной динамики в данной сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.