Уважаемый Владимир Геннадьевич!
Государственная инспекция по контролю в сфере закупок Камчатского края (далее - Инспекция) по результатам рассмотрения Вашего письма о применении отдельных методов обоснования начальной (максимальной) цены при проведении закупки выполнения изыскательских и проектных работ считает необходимым довести до Вашего сведения следующее:
1. Инспекция не наделена полномочиями по разъяснению законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, но считает возможным изложить свое мнение, не являющееся официальным разъяснением поставленного вопроса.
2. Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
3. Частью 6 данной статьи Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22.
4. В соответствии с частью 9 данной статьи проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
То есть проектно-сметный метод не применяется при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при закупке выполнения изыскательских и проектных работ, как не применяется и при закупке работ по проведению текущего ремонта зданий (сооружений, помещений). Следовательно, применение указанного Вами Сборника цен на проектные работы для строительства при расчете начальной (максимальной) цены контракта при закупке выполнения изыскательских и проектных работ в соответствии с проектно-сметным методом неправомерно.
5. В связи с изложенным Инспекция считает правомерным при обосновании начальной (максимальной) цены при проведении закупки выполнения изыскательских и проектных работ применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Инспекция обращает Ваше внимание на то, что помимо писем Госстроя России, регулирующих вопросы определения базовых цен на проектно-изыскательские работы и вопросы расчета стоимости проектных работ для строительства с применением Сборника цен на проектные работы для строительства, письмами Министерства регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий данного Министерства в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности определяются рекомендуемые к применению в соответствующем квартале индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ,индексы изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ,индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования.
Указанные индексы предназначены для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.
6. Вместе с тем Инспекция считает необходимым обратить Ваше внимание на, что согласно части 10 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 данной статьи, или в дополнение к иным методам применяется затратный метод. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты. Информация о применении затратного метода изложена в разделе VII Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 N 567 (далее - Методические рекомендации). Согласно приложению N 4 к Методическим рекомендациям "Пример расчета НМЦК затратным методом" данный расчет делается в виде сметы.
Те есть в случае невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) при определении начальной (максимальной) цены закупки выполнения изыскательских и проектных работ может быть применен затратный метод.
7. По вопросу об обязательности применения пункта 3.7 Методических рекомендаций Инспекция обращает Ваше внимание на то, что в данном пункте в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения начальной (максимальной) цены заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям рекомендуется осуществить несколько указанных в данном пункте процедур.
То есть обязательность применения всех таких процедур для определения начальной (максимальной) цены контракта не установлена.
Руководитель Инспекции |
Г.А. Скачков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Государственной инспекции по контролю в сфере закупок Камчатского края от 31 января 2014 г. N 57-п "О применении отдельных методов обоснования начальной (максимальной) цены контракта"
Текст письма официально опубликован не был