Решение Камчатского областного суда от 21 февраля 2006 г.
Камчатский областной суд в составе:
председательствующего судьи Чаднова О.В.
при секретаре Белошапкине Р.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 21 февраля 2006 года гражданское дело по заявлению прокурора Камчатской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 1 пункта 6.13 Регламента администрации Камчатской области, утвержденного постановлением Губернатора Камчатской области от 15.11.2001 года N 379, установил:
Прокурор Камчатской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 1 пункта 6.13 Регламента администрации Камчатской области, утвержденного постановлением Губернатора Камчатской области от 15.11.2001 года N 379. В обоснование заявления прокурор сослался на противоречие указанной правовой нормы пункту "н" части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", а также части 10 статьи 23 Устава Камчатской области.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Камчатской области Симак Н.Б., действующая на основании доверенности, заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, указав при этом, что порядок принятия, обнародования и вступления в силу нормативных правовых и иных правовых актов Камчатской области должен быть определен законом Камчатской области.
Представитель Губернатора Камчатской области Пивняк С.А. не согласился с заявлением прокурора. В обоснование своих возражений указал, что в оспариваемом прокурором абзаце 1 пункта 6.13 Регламента администрации Камчатской области установлен порядок вступления в силу и опубликования и постановлений и распоряжений Губернатора Камчатской области. При этом в силу, конституционного принципа разграничения полномочий между законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти недопустимо принятие законодательным (представительным) органом государственной власти нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции исполнительного органа государственной власти.
Регламент администрации Камчатской области принят Губернатором Камчатской области в рамках собственного правового регулирования вопросов, отнесенных к его компетенции и находящихся вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ. При этом, если Регламент вступает в противоречие с федеральным законом, то в силу части 6 статьи 76 Конституции РФ должен действовать Регламент. По мнению представителя Губернатора, часть 10 статьи 23 Устава Камчатской области регламентирует порядок принятия и вступления в силу законов, иных нормативных правовых актов и постановлений только законодательного (представительного) органа государственной власти Камчатской области.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацем 1 пункта 6.13 Регламента администрации Камчатской области, утвержденного постановлением Губернатора Камчатской области от 15.11.2001 года N 379, постановления и распоряжения Губернатора вступают в силу со дня их подписания, если в них не указаны иные сроки вступления в силу. Постановления Губернатора, затрагивающие права, своды и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке и вступают в силу через десять дней после их опубликования.
Как установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, вопросы принятия, обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов и иных правовых актов субъекта РФ относятся к ведению субъекта РФ в силу статьи 73 Конституции РФ.
При этом согласно пункту "н" части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", законом субъекта РФ регулируются вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта РФ.
В силу части 10 статьи 23 Устава Камчатской области порядок принятия, обнародования и вступления в силу нормативных правовых, иных правовых актов Камчатской области определяется законами Камчатской области.
Довод представителя Губернатора о том, что указанная правовая норма Устава Камчатской области регламентирует порядок принятия и вступления в силу законов, иных нормативных правовых актов и постановлений только законодательного (представительного) органа государственной власти Камчатской области необоснован, поскольку часть 10 статьи 23 Устава Камчатской области не содержит указаний на это.
Другой довод представителя Губернатора о том, что принятие законодательным (представительным) органом государственной власти нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции исполнительного органа государственной власти, противоречит конституционному принципу разделения властей не может быть принят судом, поскольку вопросы принятия, обнародования и вступления в силу нормативных правовых, иных правовых актов Камчатской области в силу вышеуказанных норм права определяются законами субъекта РФ и не относятся к компетенции Губернатора Камчатской области.
Также необоснованным является довод представителя Губернатора Камчатской области о том, что в силу части 6 статьи 76 Конституции РФ должны применяться нормы Регламента администрации Камчатской области, а не федерального закона.
Часть 10 статьи 23 Устава Камчатской области, который имеет большую юридическую силу по отношению к Регламенту администрации Камчатской области и постановлениям Губернатора Камчатской области, принята в соответствии с пунктом "н" части 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
По этим основаниям суд приходит к выводу, что оспариваемый прокурором абзац 1 пункта 6.13 Регламента администрации Камчатской области, утвержденного постановлением Губернатора Камчатской области от 15.11.2001 года N 379 противоречит пункту "н" части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", а также части 10 статьи 23 Устава Камчатской области.
В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В связи с изложенным, суд считает возможным заявление прокурора Камчатской области удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзац 1 пункта 6.13 Регламента администрации Камчатской области, утвержденного постановлением Губернатора Камчатской области от 15.11.2001 года N 379 со дня его принятия.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Камчатской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзац 1 пункта 6.13 Регламента администрации Камчатской области, утвержденного постановлением Губернатора Камчатской области от 15.11.2001 года N 379 со дня его принятия.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Камчатский областной суд.
Судья Камчатского областного суда |
О.В. Чаднов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Камчатского областного суда от 21 февраля 2006 г.
Текст решения опубликован в газете "Официальные ведомости" от 20 июля 2006 г. N 77-80