Решение Петропавловск-Камчатского районного федерального суда Камчатской области
от 21 марта 2003 г.
Петропавловск-Камчатский районный федеральный суд Камчатской области
В составе:
председательствующего судьи |
Симоченко З.А. |
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Петропавловска-Камчатского о признании недействительными отдельных норм Положения о муниципальной службе в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании, утвержденного решением городской Думы от 04.07.2000 года N 140-р с изменениями, внесенными решением сессии от 26.10.2000 года N 176-р,
Установил:
Прокурор г. Петропавловска-Камчатского обратился в суд с указанным заявлением по тем основаниям, что согласно ст. 4 ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ" муниципальная служба осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", другими федеральными законами, уставами и законами субъектов РФ.
Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами.
Частью 2 ст. 21 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установлено, что правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ и федеральными законами.
Частью 3 ст. 46 Устава Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования определено, что правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к муниципальным служащим, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой определяется Положением о муниципальной службе, утверждаемым городской Думой в соответствии с законодательством РФ и Камчатской области.
Решением сессии городской Думы от 04.07.2000 года N 140-р было утверждено Положение о муниципальной службе в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании
Отдельные нормы указанного нормативного правового акта противоречат требованиям действующего законодательства в связи с чем должны быть признаны недействительными в соответствии со ст. 44 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Так норма абзаца 2 п. 2 ст. 1 Положения, согласие которой муниципальные должности подразделяются на выборные муниципальные должности, предусмотренные Уставом для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления, замещаемые в результате выборов непосредственно населением противоречат п. 2 ст. 1 ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ", предусматривающей выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов.
Положение абзаца 3 п. 2 ст. 1 "муниципальные должности, учреждаемые органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном Уставом, для непосредственного обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления замещаемые путем поступления на муниципальную службу - муниципальные должности категории "Б" и "В" противоречит требованиям ст. 1 ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ", в соответствии с которой муниципальная должность - должность в органах местного самоуправления с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Статьей 8 ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ" предусмотрена возможность установления в реестре муниципальных должностей муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность.
Пунктом 3 ст. 2 Положения о муниципальной службе в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании установлено, что муниципальная служба на высших муниципальных должностях 5-й группы, на главных муниципальных должностях 4-й группы категории "В" ограничена сроком, на который избираются соответствующие лица, замещающие должности категории "А".
Между тем в соответствии со ст. 2 ч. 1 ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ" муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ" и Единого реестра муниципальных должностей муниципальной службы в Камчатской области ( приложение N 1 к закону Камчатской области " О муниципальной службе в Камчатской области" срочный трудовой договор может быть заключен только с муниципальными служащими категории "Б" - советник ( консультант), помощник лица, замещающего выборную муниципальную должность категории "А".
Согласно абзаца 5 п. 1 ст. 8 Положения муниципальный служащий не вправе состоять самостоятельно либо через доверенное лицо членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено действующим законодательством или если в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами города Петропавловска- Камчатского, ему не поручено участвовать в управлении такой организацией.
Данное положение противоречит требованиям ст. 11 ч.1 п. 4 ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ", согласно которой порядок участия муниципального служащего в управлении коммерческой организации может быть установлен Уставом муниципального образования.
Абзац 11 п. 1 ст. 8 Положения в части использования муниципальным служащим служебного положения в интересах профессиональных союзов противоречит требованиям п. 11 ч. 1 ст. 11 ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ", согласно которому муниципальный служащий не вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.
Норма п. 2 ст. 8 Положения в части установления порядка передачи муниципальным служащим на время прохождения муниципальной службы в доверительное управление долей (пакетов акций) в уставном капитале коммерческих организаций нормативными правовыми актами города Петропавловска-Камчатского противоречит требованиям ч. 3 ст. 11 ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ", согласно которой такой порядок должен устанавливаться Уставом муниципального образования.
Нормы п. 1 ст. 9 и п.2 Положения, предусматривающие в качестве мер дисциплинарного взыскания муниципального служащего строгий выговор, частичное или полное лишение премий, предупреждение о неполном служебном соответствии, отстранение от исполнения должностных обязанностей до решения вопроса о дисциплинарной ответственности противоречат требованиям ст. 14 ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ", согласно которой на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ.
В соответствии со ст. 192 ч. 3 ТК РФ не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине
Пункт 2 ст. 12 Положения предусматривает выплату муниципальным служащим, замещавшим главные муниципальные должности 4-й группы категории "В" ежемесячного денежного содержания на новое место работы на период до одного года в случае не назначения на должность после окончания срока полномочий либо освобождения от должности по другим основаниям. Предусмотренным действующим законодательством РФ и Камчатской области, за исключением увольнения, за виновные действия при увольнении по собственному желанию вышеназванные лица вправе получать указанное в данной статье денежное содержание при условии, что они проработали в этой должности не менее года.
В случае, если на новом месте работы указанные лица получают заработную плату ниже прежнего денежного содержания, производится соответствующая доплата, но не более определенного срока после освобождения от должности.
Данная норма противоречит требованиям ст. 318 ТК РФ, согласно которой лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, сохраняется на, период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия, ст. 38 Закона Камчатской области "О муниципальной службе в Камчатской области", не предусматривающей таких дополнительных льгот для муниципальных служащих, замещающих главные муниципальные должности 4-й группы категории "В", а также ст. 134 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой муниципальное образование - получатель финансовой помощи из бюджета субъекта РФ на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права ставить муниципальных служащих, финансируемых за счет средств местного бюджета в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими учреждений субъектов РФ.
Кроме того, ни ст. 77 ТК РФ, ни ст. 20.1 ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ" такое основание для прекращения муниципальной службы, как "не назначение на должность после окончания срока полномочий".
Абзац 2 п. 1 ст. 18 Положения о муниципальной службе в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании предусматривающий компенсацию муниципальному служащему стоимости санаторно-курортной путевки, противоречит требованиям ч. 3 ст. 134 Бюджетного кодекса РФ. ст. 32 ч. 1 п. 2 Закона Камчатской области " О муниципальной службе в Камчатской области", согласно которым предусмотрена компенсация 50% стоимости санаторно-курортной путевки один раз в два года, и ст. 34 ч. 1 п. 2 Закона Камчатской области "О государственной службе в Камчатской области".
Норма абзаца 2 п. 2 ст. 25 Положения, предусматривающая в качестве основания увольнения муниципального служащего сложение муниципальным служащим полномочий перед лицом вновь избранным на соответствующую муниципальную должность категории "А" противоречит требованиям ст. 77 ТК и ст. 20.1 ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ", которыми установлены основания прекращения трудового договора, а п. 3 ст. 25 Положения противоречит требованиям ч. 1 ст. 2 ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ", в соответствии с которой муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
В судебном заседании представитель прокуратуры, помощник прокурора Кулак Н.М. заявление поддержала, ссылаясь на указанные в нем обстоятельства.
Заинтересованное по делу лицо Городская Дума о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представитель в суд не явился.
Представитель заинтересованной стороны - Главы Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования, действующий на основании доверенности с полным объемом прав Бородавкин В.Н. с заявленными требованиями прокурора согласен по всем пунктам, кроме признания недействительным п. 2 ст. 12 Положения, пояснил, что действительно все нормы Положения о муниципальной службе в Петропавловск-Камчатском муниципальном образовании, утвержденные решениями Городской Думы от 04.07 2000 года N 140-р и от 26.10.2000 г. N 176-р кроме указанного пункта противоречат действующему законодательству.
Пункт 2 ст. 12 Положения предусматривающий выплату денежного содержания муниципальным служащим, замещавшим главные муниципальные должности 4-й группы категории "В" до устройства на новое место работы на период до одного года, в случае не назначения на должность после окончания срока полномочий не является нарушением законодательства, так как не ухудшает положение работников, а с предоставлением такой льготы улучшает положение работников.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальная служба осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ, другими федеральными законами, уставами и законами субъектов РФ.
Сопоставив оспариваемые прокурором нормы, изложенные в Положении о муниципальной службе в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании, утвержденном решениями Городской Думы от 04.07.2000 г. N 140-р и от 26.10. 2000 г. N 176-р с Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Законом Камчатской области "О муниципальной службе в Камчатской области", ТК РФ, суд пришел к выводу, что они противоречат указанным законам. Не оспаривал это и представитель градоначальника Бородавкин В.Н.
Согласно ст. 44 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" они должны быть признаны недействительными
При этом суд не принимает как не состоятельные доводы представителя Главы Петропавловск-Камчатского муниципального образования о том, что п. 2 ст. 12 Положения не может быть признан недействительным, так как не ухудшает положение муниципальных, служащих по сравнению с законодательством о труде, а улучшает их положение, предоставив льготу по сохранению выплаты ежемесячного денежного содержания до устройства на новое место работы на период до одного года.
В силу п. 3 ст. 4 ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ" на муниципальных служащих распространяется действие законодательства о труде с особенностями, предусмотренными указанным законом.
Пункт 2 ст. 12 Положения противоречит требованиям ст. 318 ТК РФ, согласно которой лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, сохраняется на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия, ст. 38 Закона Камчатской области "О муниципальной службе в Камчатской области", не предусматривающей таких дополнительных льгот для муниципальных служащих, замещающих главные муниципальные должности 4-й группы категории "В".
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд,
Решил:
Заявление прокурора г. Петропавловска-Камчатского удовлетворить.
Признать противоречащими закону, недействительными, недействующими и не влекущими правовых последствий со дня вступления решения в законную силу слова:
"предусмотренные Уставом для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления" абзаца 2 п. 2 ст. 1;
"непосредственного обеспечения" абзаца 3 п. 2 ст.1;
"или, если в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Петропавловска-Камчатского, ему не поручено участвовать в управлении такой организации" абзаца 5 п. 1 ст. 8;
"за исключением профессиональных союзов" в абзаце 11 п. 1 ст. 8;
"нормативными правовыми актами города Петропавловска-Камчатского, в соответствии" в пункте 2 ст. 8;
абзац 2 п. 1 ст. 18 Положения о муниципальной службе в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании, утвержденного решениями сессией Городской Думы от 04.07.2000 г. N 140-р и от 26 10.2000 г. N 176-р.
Признать противоречащими закону, недействительными, недействующими и не влекущими правовых последствий со дня принятия сессией Городской Думы в Положении о муниципальной службе в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании от 04.07.2000 г. N 140-р и от 26.10.200 г. N 176-р слова:
в пункте 3 ст. 2 " на высших муниципальных должностях 5-й группы, на главных муниципальных должностях 4-й группы категории "В";
в пунктах 1, 2 ст. 9 "строгий выговор", "частичное или полное лишение премии", предупреждение о неполном служебном соответствии".
Обязать главу Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования Голенищева Юрия Ивановича опубликовать сообщение о принятом решении в газете "Вести" в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Камчатский областной суд через районный федеральный суд г. Петропавловска-Камчатского в течение 10 дней.
Председательствующий |
Симоченко З.А. |
г. Петропавловск-Камчатский
21 марта 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Петропавловск-Камчатского районного федерального суда Камчатской области от 21 марта 2003 г.
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника