Решение Камчатского областного суда от 29 марта 2006 г.
29 марта 2006 года Камчатский областной суд в составе:
председательствующего судьи Козлинской Н.М.
с участием прокурора Волгиной Н.Э.
при секретаре Шаповаловой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Камчатской области Бажутова С.А. о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений закона Камчатской области от 29 декабря 2004 года N 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" (с изменениями от 17 марта 2005 года и 12 мая 2005 года), установил:
22 декабря 2004 года Советом народных депутатов Камчатской области принят закон N 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" (с изменениями от 17 марта 2005 года и 12 мая 2005 года).
Полагая, что ряд норм областного закона, не соответствуют требованиям федерального законодательства, прокурор Камчатской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению абзаца 2 статьи 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абзаца 4 статьи 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абзаца 6 статьи 3 в части слов "в объеме не более 50 кВт".
В судебном заседании представитель прокурора Камчатской области Волгина Н.Э. поддержала заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении прокурора.
Представитель Совета народных депутатов Камчатской области Рылова С.В. и представитель губернатора Камчатской области Пивняк С.А. (далее - представители) признали изложенные в заявлении прокурора области требования частично. Требования о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению абзаца 2 статьи 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абзаца 6 статьи 3 в части слов "в объеме не более 50 кВт" не признали.
По их мнению, освобождение от платы за содержание и ремонт жилья в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста является льготой, то есть дополнительной мерой социальной поддержки и не может ухудшить положение специалистов по сравнению с ранее действовавшим законодательством.
Также, по утверждению представителей, освобождение от платы за электроэнергию в объеме не более 50 кВт не ухудшает положение специалистов, так как действовавшее ранее законодательство не предусматривало освобождение от платы за электроэнергию в полном объеме, а только за освещение. Объем же в 50 кВт, по мнению представителя губернатора Камчатской области, не только включает в себя затраты на освещение, но и покрывает часть электроэнергии, используемой другими электроприборами.
Следовательно, по заявлению представителей, названные положения закона Камчатской области N 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" не противоречат федеральному законодательству и не могут ухудшать положение специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области.
Выслушав пояснения представителя заявителя, представителей Совета народных депутатов Камчатской области, губернатора Камчатской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление прокурора Камчатской области подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "е" и "к" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Такое же требование о том, что законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам установлено абзацем 2 пункта 1 статьи 3, пункта 2 статьи 3, абзацем 1 статьи 3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Как следует из пояснений представителей, закон Камчатской области от 29 декабря 2004 года N 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" издан в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 153 которого установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
- при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с частью 1 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно статьи 8 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного Кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
При этом статья 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что для перечисленных категорий работников льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм
По нормам может предоставляться только жилое помещение.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" пунктом 30 статьи 16 абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона "Об образовании" дополнен предложением: "Размер, условия и порядок возмещения расходов связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ".
Отсюда следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением определен Постановлениями Совмина СССР от 10 февраля 1948 года N 246 и от 4 мая 1971 года N 255, которые в силу ст. 4 Закона РСФСР "О действии актов органов Союза ССР", являются действующими. Перечни специалистов и порядок предоставления им жилых помещений также установлены федеральным законодательством.
Отсюда следует, что Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года не отменено предоставление льгот для педагогических работников, а лишь предложено субъектам Российской Федерации установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки, что учитывается в данном случае в межбюджетных отношениях.
Наделение законом субъектов РФ правом на установление порядка и условий возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на создание механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования.
Таким образом, из системного анализа вышеприведенных норм законодательства следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности не содержало и не должно содержать каких-либо ограничений в его предоставлении.
В связи с изложенным не могут быть признаны соответствующими федеральному законодательству абзац 2 статьи 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абзац 4 статьи 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абзац 6 статьи 3 в части слов "в объеме не более 50 кВт" закона Камчатской области от 29 декабря 2004 года N 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" (с изменениями от 1 марта 2005 года и 12 мая 2005 года), так как данные нормы закона регулирую не только межбюджетные отношения, а устанавливают порядок и условии предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан, что противоречит федеральному законодательству.
Довод представителя Совета народных депутатов Камчатской области Рыловой С.В. о том, что плата за пользование жилым помещением фактически является платой за наем, а плата за содержание и ремонт жилья не входит плату за пользование жилым помещением и является дополнительной льготе по отношению к действовавшей ранее системе льгот специалистам работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (далее - специалисты), ошибочен по следующим основаниям.
Так, в силу части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает не только у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но и у других категории пользователей жилым помещением: арендатора, нанимателя по договору найма, члена жилищного кооператива, собственника.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. 3 ст. 154 ЖК РФ состав платы за жилое помещение входит плата за содержание и ремонт жилья.
Несостоятельным является утверждение представителя Совета народных депутатов Камчатской области Рыловой С.В. о том, что освобождение " оплаты за электроэнергию в объеме не более 50 кВт не ухудшает положен] специалистов, так как ранее действовавшее законодательство) предусматривало освобождение от оплаты за электричество в полном объеме.
Анализ действующего федерального законодательства (статьи Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", 1 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим проживающим в сельской местности (утв. постановлением Правительства РФ от 27 июня 2003 года N 377), п. 1 приказа Минфина РФ от 25 июля 2003 го, N 68н "О введении отчетности по финансированию расходов ] предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности позволяет сделать вывод о том, что льгота отдельным категориям граждан работающим и проживающим в сельской местности, предусмотренная абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона "Об образовании" включает в себя кроме освобождения от платы за жилое помещение, также и освобождение от платы за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ (статья 57 ЖК РСФС плата за коммунальные услуги включает в себя плату и за электроснабжение. При этом никакого разделения этого вида коммунальных услуг на освещен или другие цели электроснабжения в законодательстве не имеется.
Неверным является и утверждение представителя губернатор Камчатской области Пивняка С.А. о том, что право, указанное в абзаце пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" для педагогически работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь установлено только для части жилого помещения не включающего нежилую площадь этого помещения.
Так, в целях установления платы за жилое помещение, действовавшее ранее (глава 2 ЖК РСФСР) и ныне действующее (раздел VII ЖК РФ жилищное законодательство не устанавливают деления жилого помещения ] жилую и нежилую площадь.
Обоснование представителем Пивняком С.А. соответствия федеральному законодательству установленного абзацем 6 статьи 3 закона Камчатской области N 246 объема бесплатного потребления электроэнергии размере 50 кВт тем, что отсутствует возможность раздельного учета потребления электроэнергии для освещения и иных целей, являет несостоятельным, поскольку в силу вышеуказанных положен] законодательства, освобождение от платы за электроэнергию не подлежит разделению на цели освещения и другие цели.
Кроме того, представителями не представлено никаких доказательств своему утверждению о том, что объем в 50 кВт включает в себя не толь затраты на освещение, но и покрывает часть электроэнергии, используемой другими электроприборами.
Таким образом, исходя из анализа указанных выше взаимосвязанных положений федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы закона Камчатской области от 29 декабря 2004 года 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" (с изменениями от марта 2005 года и 12 мая 2005 года) противоречат требованиям абзаца пункта 5 статьи 55 закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ", статье 160 ЖК РФ, статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
С учетом изложенного абзац 2 статьи 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста" абзац 4 статьи 3 в части слов "в пределах установленной социальной нор площади жилья в расчете на специалиста", абзац 6 статьи 3 в части слов объеме не более 50 кВт" закона Камчатской области от 29 декабря 2004 л N 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" (с изменениями от марта 2005 года и 12 мая 2005 года) как противоречащие федеральному законодательству признаются недействующими и не подлежащими применению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Камчатской области о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений закона Камчатской области от 29 декабря 2004 года N 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуге (с изменениями от 17 марта 2005 года и 12 мая 2005 года) удовлетворить.
Признать абзац 2 статьи 3, в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абзац 4 статьи 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абзац 6 статьи 3 в части слов "в объеме не более 50 кВт" закона Камчатской области от 29 декабря 2004 года N 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней через Камчатский областной суд.
Судья Камчатского областного суда |
Н.М. Козлинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Камчатского областного суда от 29 марта 2006 г.
Текст решения опубликован в газете "Официальные ведомости" от 27 июля 2006 г. N 81-86
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника