Решение Камчатского областного суда
от 11 сентября 2006 г. N 3-52/2006
Камчатский областной суд в составе:
председательствующей судьи Стальмахович О.Н.
при секретаре Калашниковой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Камчатской области об оспаривании части 2 статьи 9.1 Административного кодекса Камчатской области, установил:
Прокурор Камчатской области оспорил в суде часть 2 статьи 9.1 Административного кодекса Камчатской области, которой предусмотрено, что материально-техническое и организационное обеспечение деятельности административных комиссий осуществляют органы местного, самоуправления муниципальных образований в Камчатской области. Ссылаясь на противоречие этой правовой нормы положениям Федеральных законов от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Федерального закон от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", просил суд признать ее недействующей и не подлежащей применению.
В судебном заседании представитель прокурора Камчатской области Кокорин Р.Ю. требования поддержал, уточнив, что оспариваемую норму просит признать недействующей и не подлежащей применению со дня принятия судом решения.
Представитель Совета народных депутатов Камчатской области Рылова С.В. и представитель Губернатора Камчатской области Пивняк С.А. с заявленными прокурором требованиями не согласились, полагали, что оспариваемое положение Административного кодекса Камчатской области не противоречит федеральному законодательству.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав оспариваемую норму Административного кодекса Камчатской области на соответствие ее нормам федерального законодательства, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как установлено в судебном заседании, Административный кодекс Камчатской области принят Законом Камчатской области от 30 августа 2005 года N 390 и в настоящее время действует в редакции Законов Камчатской области от 30 декабря 2005 года и 6 мая 2006 года.
Согласно части 1 статьи 9.1 и части 1 статьи 9.2 данного Кодекса административные комиссии при органах местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области являются постоянно действующими коллегиальными органами и формируются представительными органами местного самоуправления.
Часть 2 статьи 9.1 данного Кодекса предусматривает, что материально-техническое и организационное обеспечение деятельности административных комиссий осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области.
Анализ этой правовой нормы выявил следующие ее противоречия действующему федеральному законодательству.
Пунктом 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ создание административных комиссий и принятие законов об административных правонарушениях, дела по которым рассматриваются этими коллегиальными органами, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления при решении этих вопросов определены в Федеральных законах от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Организация и финансирование административных комиссий к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления не отнесены.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регламентирован частью 4 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ, статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ, а также частью 2 статьи 4 Федерального закона от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", из содержания которых следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации должно осуществляться с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления. Органы государственной власти правом распределять средства местного бюджета не наделены.
Вместе с тем, нормы Административного кодекса Камчатской области не содержат положений о материальном и финансовом обеспечении органов местного самоуправления в связи с передачей им государственных полномочий по материально-техническому и организационному обеспечению деятельности административных комиссий.
Данное обстоятельство не нашло своего правового регулирования и в других законах Камчатской области, что не оспаривалось в судебном заседании и представителями заинтересованных лиц.
При таких обстоятельствах материально-техническое и организационное обеспечение деятельности административных комиссий должно осуществляться за счет средств областного бюджета, но не бюджетов муниципальных образований Камчатской области.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что доводы представителя Совета народных депутатов Камчатской области о том, что федеральным законодательством установлены полномочия субъекта Российской Федерации лишь по определению порядка создания административных комиссий, но не по созданию этих органов, в связи с чем субъекты Российской Федерации не вправе наделять этими полномочиями органы местного самоуправления и, следовательно, финансировать расходы, необходимые для осуществления этих полномочий, являются неубедительными и основанием для принятия противоположного решения по делу не являются.
В соответствии со статьей 22.1 КоАП РФ меры административного принуждения и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях как выполнение государственных полномочий могут применяться лишь уполномоченными на то законом органами, которые сами должны быть образованы законом субъекта Российской Федерации. Такие функции не входят в компетенцию органов местного самоуправления, если не переданы им законом субъекта Российской Федерации в установленном порядке, в том числе при материально-техническом обеспечении.
Возражения представителя Губернатора Камчатской области о том, что оспариваемой нормой Административного кодекса Камчатской области не были переданы государственные полномочия Камчатской области органам местного самоуправления муниципальных образований Камчатской области, а было реализовано право органов государственной власти Камчатской области, выполнение которого в силу статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" для органов местного самоуправления обязательно, по вышеизложенным основаниям являются несостоятельными и судом во внимание не принимаются.
Учитывая то обстоятельство, что при рассмотрении дела не установлено нарушений порядка принятия нормативного правового акта и полномочий принявшего его органа, оспариваемая норма признается недействующей с момента вступления данного решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Камчатской области удовлетворить.
Признать часть 2 статьи 9.1 Административного кодекса Камчатской области недействующей со дня вступления данного решения в законную силу.
Сообщение о решении суда по настоящему делу после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете администрации Камчатской области "Официальные ведомости".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Камчатский областной суд в течение десяти дней с момента составления его в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Стальмахович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Камчатского областного суда от 11 сентября 2006 г. N 3-52/2006
Текст решения опубликован в газете "Официальные ведомости" от 12 октября 2006 г. N 111-113