Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатской области
от 3 июля 2006 г.
Петропавловск Камчатский городской суд Камчатской области в лице
судьи Цукановой В.И.,
при секретаре Гилевой Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Петропавловск-Камчатский о признании недействующими отдельных норм Порядка рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа, установил:
В суд поступило заявление Прокурора г. Петропавловска-Камчатского о признании недействующими отдельных норм "Порядка рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее Порядок) N 16-нд от 24 апреля 2006 года (решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа N 325-р от 17 апреля 2006 года).
В судебном заседании прокурор Ближникова В.И. пояснила, что отдельные положения указанного Порядка противоречат федеральному законодательству и должны быть признаны недействующими. В частности, в ч. 1 ст. 1 Порядка установлено, что правом на обращение лично, и также на направление индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления наделены граждане Петропавловск-Камчатского городского округа, что противоречит ст. 6 Конституции РФ, ч. 1 ст. 32 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так как каждый гражданин Российской Федерации обладает на территории РФ всеми правами и свободами, предусмотренные Конституцией РФ. В связи с этим Порядком ограничиваются права граждан РФ, проживающих за пределами Петропавловск-Камчатского городского округа на обращение в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа. В ст. 8 Порядка предусматриваются возможность и основания оставления обращений граждан без рассмотрения по существу. Это противоречит ч. 2 ст. 32 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 7 Указа Президиума Верховного совета СССР от 12 апреля 1968 года "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан". Также п. 3 ч. 1 ст. 8 Порядка предусмотрена возможность оставления без рассмотрения по существу обращений, содержащих клевету, оскорбления и угрозы в адрес органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления или других граждан. В соответствии со ст. 49 Конституции РФ, факт клеветы устанавливается в порядке уголовного судопроизводства, а не должностным лицом местного самоуправления. Поэтому заявление прокурора г. Петропавловска-Камчатского подлежит удовлетворению.
В судебном заседании представитель Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Новицкая Е.Ю. пояснила, что заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению. В компетенцию Думы входит издание правового акта, регулирующий порядок обращения граждан в органы местного самоуправления города. При разработке Порядка был учтен проект ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", который в последующем был принят Государственной Думой РФ в окончательной редакции 21 апреля 2006 г, опубликован 5 мая 2006 г. и вступит в законную силу 5 ноября 2006 года. Статья 8 Порядка соответствует статье 11 указанного Федерального закона. Права граждан на обращение в органы местного самоуправления статьей 8 Порядка не нарушаются, так как все обращения граждан подлежат регистрации и учету, производится их анализ, но в указанных в этой статье случаях в порядке исключения не может приниматься решение по существу (по внутреннему содержанию) затрагиваемых в обращении вопросов. Поэтому заявление в этой части не подлежит удовлетворению, кроме требований в части исключения слов "Петропавловск-Камчатского городского округа (далее городского округа) и "клевету", по основаниям, изложенным прокурором.
В судебном заседании представитель Главы Петропавловск-Камчатского городского округа Саляхова Л.И. пояснила, что Порядок должен быть изменен частично по требования прокурора по п. 1 и по ст. 8 в части неприменения слова "клевету". В остальном ст. 8 Порядка соответствует законам, в том числе и Закону Камчатской области.
Суд, выслушав указанных лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В газете "Вести" 28 апреля 2006 г. опубликован Порядок рассмотрения обращения граждан в органы местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа N 16-нд от 24 апреля 2006 года (решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа N 325-р от 17 апреля 2006 года)
22 мая 2006 г. в Петропавловск-Камчатский городской суд обратился прокурор город Петропавловска-Камчатского с заявлением о признании недействующими отдельных норм указанного Порядка.
В ч. 2 ст. 6 Конституции РФ говорится, что каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
Ст. 33 Конституции РФ закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 32 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
Согласно ч. 2, 3 ст. 32 этого закона должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращения граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан устанавливаются законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Камчатской области от 11 октября 2005 г. "О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области" обращения граждан рассматриваются органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления по существу обращений в течение одного месяца с даты их поступления.
Как гласит ч. 2 ст. 7 этого закона, анонимные обращения, обращения, не поддающиеся прочтению, содержащие нецензурные выражения, а также дубликатные обращения в органы местного самоуправления не рассматриваются. В случае поступления дубликатных обращений могут направляться уведомления о ранее данных ответах или копии этих ответов.
Анализируя обстоятельства дела в их совокупности, суд полагает, что существуют основания признать частично недействующими указанные прокурором нормы рассматриваемого Порядка.
Наделение в Порядке рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа правом обращения только граждан Петропавловск-Камчатского городского округа противоречит, тому, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на территории РФ всеми правами и свободами, а также несет обязанности, предусмотренные Конституцией РФ и соответственно тому, что каждый гражданин РФ обладает правом на обращение лично, а также на направление индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления (ст. 6 Конституции РФ, ч. 1 ст. 32 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Поэтому суд считает обоснованным заявленное прокурором требование по ч. 1 ст. 1 указанного Порядка по исключению из ч. 1 ст. 1 слов "Петропавловск-Камчатского городского округа (далее городского округа)".
В ст. 8 рассматриваемого Порядка предусмотрены возможность и основания оставления обращений граждан без рассмотрения по существу в случаях анонимных обращений, за исключением тех, в которых сообщается о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности и которые подлежат немедленному направлению в государственные органы в соответствии с их компетенцией; обращений, содержащих вопросы, по которым вынесены судебные решения (такие обращения возвращаются гражданам с соответствующими разъяснениями); обращений, содержащих клевету, оскорбления и угрозы в адрес органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и других граждан; повторных (многократных) обращений, повторяющих текст предыдущего обращения, на которое дан ответ.
Клевета - это преступное деяние, за которое статьей 129 УК РФ предусмотрено наказание, и факт клеветы может быть установлен только судом. Должностные лица органов местного самоуправления не наделены правом расценивать информацию в качестве клеветы и соответственно решать вопросы по этому поводу. Поэтому подлежит исключению слово "клевету" из текста п. 3 ч. 1 ст. 8 Порядка.
Анализируя соотношение остальных норм Порядка с указанными выше законами, суд полагает, что противоречий между ними нет.
Как следует из рассматриваемого Порядка, обращения граждан составляют способ их связей с органом местного самоуправления в виде диалога между гражданином и этим органом.
Поскольку в Порядке регулируются процессуальные правила рассмотрения отдельных форм обращений, доказательства по обращениям граждан, устанавливаются процессуальные гарантии и т.д., правомерно и установление пределов действия положений, регулирующих обращения граждан.
Нет оснований полагать, что Порядок противоречит ст. 32 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Пунктами 5, 6 ст. 7 Порядка рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны принимать мотивированное решение по обращению и обеспечивать его исполнение, а также дать письменный ответ по существу обращения в течение одного месяца. При этом из текста п. 8 указанного Порядка исходит, что по анонимным обращениям, в которых сообщается о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности; по обращениям, содержащим вопросы, по которым вынесены судебные решения, а также по повторным (многократным) обращениям должностными лицами органов местного самоуправления принимаются соответствующие меры реагирования. Рассмотрение по существу (т.е. рассмотрение внутреннего содержания заявления) в указанных в п. 8 случаях невозможно.
Ссылка прокурора на противоречие Порядка по ст. 8 с Указом Президиума Верховного совета СССР от 12 апреля 1968 года "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", в котором не предусматривались пределы (кроме не рассмотрения анонимных обращений), не может сама по себе служить основанием к признанию установления пределов как неправомерных, так как порядок обращения граждан в органы местного самоуправления этим Указом не устанавливается.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению.
Согласно ст. 253 ГПК РФ
1. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
2. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
3. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает возможным обязать Городскую Думу Петропавловск-Камчатского городского округа обеспечить опубликование резолютивной части данного решения в газете "Вести" в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу.
Государственная пошлина, в силу ст. 103 РФ, подлежит взысканию с Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа, принявшей анализируемый правовой акт. В силу ч. 2 ст. 330-20 НК РФ с учетом финансового положения Думы возможно снижение размера госпошлины.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 2 статьи 333.20 Налогового Кодекса РФ
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
заявление прокурора г. Петропавловск-Камчатский о признании недействующими отдельных норм Порядка рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа (N 16-нд от 24 апреля 2006 г., решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа 17 апреля 2006 г N 325-р) в части указания в ч. 1 ст. 1 слов "Петропавловск-Камчатского городского округа (далее городского округа)" и в части указания в п. 3 ч. 1 ст. 8 слова "клевету".
Обязать Городскую Думу Петропавловск-Камчатского городского округа обеспечить опубликование резолютивной части данного решения в газете "Вести" в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части заявление прокурора оставить без удовлетворения.
Взыскать с Городской думы Петропавловск-Камчатского городского округа в федеральный бюджет 200 руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Камчатский областной суд в течение 10 дней.
Судья |
В.И. Цуканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатской области от 3 июля 2006 г.
Текст настоящего решения опубликован в газете "Вести" от 27 сентября-3 октября 2006 г. N 39