Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатской области
от 14 июля 2006 г. N 2-1402/06
Кассационным определением СК по гражданским делам Камчатского областного суда от 12 октября 2006 г. N 33-514/2006 настоящее решение отменено
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатской области в составе:
судьи Ефименко К.В.,
при секретаре Ермаковой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Петропавловска-Камчатского о признании недействующими отдельных норм Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Петропавловск-Камчатском городском округе, утвержденного решением Городской Думы от 28 декабря 2005 года N 263-р, установил:
Прокурор г. Петропавловска-Камчатского обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных норм Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Петропавловск-Камчатском городском округе, утвержденного решением Городской Думы от 28 декабря 2005 года N 263-р (далее Положение), а именно:
в части 3 статьи 3 слова "а также Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - "Комитет") и юридические лица";
в части 1 статьи 5 слова "и Комитет";
в части 1 статьи 6 слова "в пределах, установленных их уставами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами по вопросам управления имуществом";
в части 1 статьи 8 слово "Комитетом";
в абзаце 1 части 3 статьи 8 слова "приказ Комитета и";
в части 8 статьи 8 слова "по решению Комитета";
в части 6 статьи 12 слова "предоставляется Комитетом";
абзацы 2 и 4 части 3 статьи 13;
части 3, 4, 5 статьи 21;
В обоснование своих требований указал, что решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 28 декабря 2005 года N 262-р утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Петропавловск-Камчатском городском округе. Отдельные нормы Положения противоречат федеральному законодательству и должны быть признаны недействующими и не влекущими правовых последствий с 1 января 2006 года по следующим основаниям.
1. Так, ч. 3 ст. 3 Положения, в соответствии с которой от имени города права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью осуществляют Городская Дума, глава округа, другие органы местного самоуправления, а также Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа и юридические лица противоречит ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ФЗ N 131-ФЗ), ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее ФЗ N 161-ФЗ), ч. 2 ст. 295 ГК РФ, ч. 1 ст. 297 ГК РФ, ч. 1 ст. 298 ГК РФ, из которых следует, что юридические лица не могут осуществлять права собственника от имени муниципального образования.
Кроме того, Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа не является органом местного самоуправления, а потому не вправе осуществлять права собственника муниципального имущества от имени муниципального образования. Слова "и Комитет" в ч. 1 ст. 5 Положения, части 3 и 7 ст. 7, части 1, 3, 7, 8 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 10, части 2 и 4 ст. 11, части 2 и 6 ст. 12, ч. 3 ст. 13, ч. 6 ст. 14, ч. 2 ст. 22 Положения также противоречат ч. 1 ст. 51 ФЗ N 131-ФЗ по указанным выше основаниям.
2. Ч. 1 ст. 6 Положения, в соответствии с которой муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в соответствии с целями их создания в пределах, установленных их уставами, настоящим положением, иными нормативными правовыми актами по вопросам управления имуществом, противоречит ст. 294 ГК РФ и ч. 1 ст. 296 ГК РФ, в соответствии с которыми муниципальное унитарное предприятие, казенное предприятие, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.
3. Абзацем 2 ч. 1 ст. 13 и абзацем 2 ч. 3 ст. 13 Положения предусмотрена возможность передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование муниципальному унитарному предприятию. Однако данные нормы противоречат ч. 2 ст. 113 ГК РФ, ч. 2 с. 2 ФЗ N 161-ФЗ, согласно которым, в силу прямого указания закона, муниципальное имущество принадлежит муниципальному предприятию исключительно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
4. Части 3, 4, 5 ст. 21 Положения, устанавливающие нормы ведения бухгалтерского учета Казны, противоречат ч. 1 ст. 7 ФЗ N 131-ФЗ, в соответствии с которой муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения. В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы финансового регулирования находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Ни Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее ФЗ N 129-ФЗ), ни ФЗ N 131-ФЗ право регулировать вопросы бухгалтерского учета органам местного самоуправления не предоставлено.
В судебном заседании старшие помощники прокурора г. Петропавловска-Камчатского Ближникова В.И., Сердюк Л.А., уменьшили размер требований в части требования о признании противоречащим закону, недействующим и не влекущим правовых последствий со дня принятия ч. 6 ст. 14 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Петропавловск-Камчатском городском округе, утвержденного решением Городской Думы от 28 декабря 2005 года N 263-р и просили признать противоречащим закону, недействующими и не влекущими правовых последствий со дня принятия абзац 1 ч. 6 ст. 14 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Петропавловск-Камчатском городском округе, утвержденного решением Городской Думы от 28 декабря 2005 года N 263-р.
В остальной части заявленных требований в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Старший помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского Сердюк Л.А. в судебном заседании дополнительно пояснила, что ч. 2 ст. 10 Положения кроме норм, указанных в тексте заявления, противоречит также ч. 4 ст. 51 ФЗ N 131-ФЗ, в соответствии с которой, определяются полномочия органов местного самоуправления в отношении муниципальных организаций, и ст.ст. 28, 30 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее ФЗ N 7-ФЗ), в соответствии с которыми, высшим органом управления некоммерческой организации является коллегиальный орган или общее собрание, а не орган местного самоуправления.
Ч. 4 ст. 11 Положения, в соответствии с которой, представители Города в органах управления хозяйственных обществ, не являющиеся муниципальными служащими, утверждаются соответствующим приказом Комитета в порядке, устанавливаемом Городской Думой, противоречит также ч. 3 ст. 125 ГК РФ.
Представитель Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Зайцева О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением не согласилась. Полагала, что полномочия Комитета в сфере управления муниципальной собственностью не противоречат нормам ФЗ N 131-ФЗ. Кроме того, на 35 внеочередной сессией Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа 12 июля 2006 года были внесены изменения в ч. 3 ст. 3, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 7, абзац 1 ч. 3 ст. 8, ч. 2 ст. 12 Положения. Данные изменения подписаны Главой Петропавловск-Камчатского городского округа и вступят в силу со дня официального опубликования.
Представитель Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа Платонова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением не согласилась. Суду пояснила, что в силу ст. 44 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа администрация городского округа реализует свои полномочия по управлению муниципальной собственностью в лице своих органов, в частности, в лице Комитета, который входит в структуру администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. Не оспаривала тот факт, что Комитет органом местного самоуправления не является.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, Глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ч. 1 ст. 51 ФЗ N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из смысла указанной нормы закона следует, что правом владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом от имени муниципального образования наделены исключительно органы местного самоуправления.
Аналогичный вывод следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161 -ФЗ, в соответствии с которой, от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с ч. 2 ст. 295 ГК РФ, ч. 1 ст. 297 ГК РФ, ч. 1 ст. 298 ГК РФ муниципальное унитарное предприятие, казенное предприятие и муниципальное учреждение вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом только с согласия собственника.
В судебном заседании установлено, что решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 28 декабря 2005 года N 263-р утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Петропавловск-Камчатском городском округе.
Указанный нормативный правовой акт опубликован в газете "Вести" от 18 января 2006 года N 3.
1. Частью 3 ст. 3 Положения установлено, что от имени Города права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью осуществляют Городская Дума, Глава округа, другие органы местного самоуправления, а также Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа и юридические лица, в соответствии с полномочиями, установленными Уставом Города и настоящим Положением.
Поскольку из анализа положений федерального законодательства, приведенных выше, следует, что только органы местного самоуправления наделены правом владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом от имени муниципального образования, суд приходит к выводу о противоречии требованиям федерального законодательства слов "а также Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа (далее "Комитет") и юридические лица" в оспариваемой части 3 ст. 3 положения.
Довод представителя Комитета о том, что администрация городского округа реализует свои полномочия по управлению муниципальной собственностью в лице своих органов, в частности, в лице Комитета, является несостоятельным по вышеизложенным основаниям. Кроме того, Комитет в силу ст. 9 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа не является органом местного самоуправления, а потому, не вправе осуществлять права собственника муниципального имущества от имени муниципального образования.
По аналогичным основаниям противоречат требованиям федерального законодательства:
слова "и Комитет" в ч. 1 ст. 5;
слово "Комитетом" в ч. 1 ст. 8;
слова "приказ Комитета и" в абз. 1 ч. 3 ст. 8;
слова "по решению Комитета" в ч. 8 ст. 8;
слова "предоставляется Комитетом" в ч. 6 ст. 12;
ч. 2 ст. 22 Положения.
Как установлено ч. 2 ст. 10 Положения, управление муниципальным учреждением осуществляется Комитетом и отраслевым органом местной администрации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Городской Думы, что противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 ФЗ N 131-ФЗ органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
На основании ст. 28 ФЗ N 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с ФЗ N 7-ФЗ и иными федеральными законами.
Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.
К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную ФЗ N 7-ФЗ, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации (ст. 30 ФЗ N 7-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Положения представители Города в органах управления хозяйственных обществ, не являющиеся муниципальными служащими утверждаются соответствующим приказом Комитета в порядке, устанавливаемом Городской Думой.
Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что ч. 4 ст. 11 Положения противоречит ч. 3 ст. 125 ГК РФ, в связи с чем, должна быть признана недействующей и не влекущей правовые последствия.
2. Противоречат федеральному законодательству и слова "в пределах, установленных их уставами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами по вопросам управления имуществом" в ч. 1 ст. 6 Положения, согласно которой муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в соответствии с целями их создания в пределах, установленных их уставами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами по вопросам управления имуществом, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (ч. 1 ст. 296 ГК РФ).
Таким образом, из смысла приведенных норм ГК РФ следует, что пределы осуществления государственными или муниципальными унитарными предприятиями, казенными предприятиями, а также учреждениям права владения, пользования и распоряжения имуществом устанавливаются законом, и иными нормативными правовыми актами определяться не могут.
3. В силу ч. 3 ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (ч. 2 ст. 2 ФЗ N 161-ФЗ).
Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ч. 2 ст. 113 ГК РФ, абз. 4 ч. 1 ст. 2 Ф3 N 161-ФЗ).
В связи с изложенным, суд приходит выводу о том, что абз. 2 ч. 1 ст. 13 Положения, в соответствии с которым, муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование муниципальному унитарному предприятию в случае необходимости обеспечения сохранности имущества, его технического содержания и коммунального обслуживания, противоречит перечисленным правовым нормам.
По этим же основаниям абзац 2 ч. 3 ст. 13 Положения, в соответствии с которым, решение о передаче имущества в безвозмездное пользование принимается Комитетом - при передаче имущества муниципальным унитарным предприятиям, и абз. 4 ч. 3 ст. 13 Положения, в соответствии с которым, ссудодателем муниципального имущества является комитет, противоречат федеральному законодательству, а именно: ч. 2 ст. 113 ГК РФ, абз. 4 ч. 1 ст. 2 ФЗ N 161-ФЗ.
4. Частью 3 ст. 21 Положения установлено, что бухгалтерский учет Казны - способ учета поступления, наличия и распоряжения объектами муниципальной собственности, предназначенных для обеспечения выполнения задач и функций Города. Бухгалтерский учет Казны осуществляется с целью обобщения информации о наличии и движении имущества, его стоимости, в том числе с учетом износа, учета условных прав и обязательств, а также контроля над отдельными способами пользования имуществом.
Балансодержателем муниципальной имущественной казны является Комитет.
Учет Казны ведется на забалансовых счетах в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях.
При составлении бухгалтерской отчетности имущество Казны учитывается по счетам учета ("Основные средства") в балансе Комитета (ч. 4 ст. 21 Положения).
Отнесение объектов, подлежащих учету в Казне, в том числе по их стоимости, производится применительно к правилам бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 21 Положения).
Однако, в силу п. "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы финансового регулирования находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона "О бухгалтерском учете", устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Ф3 N 129-ФЗ).
На основании ст. 5 ФЗ N 129-ФЗ общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления по вопросам местного значения принимаются муниципальные правовые акты (ч. 1 ст. 7 ФЗ N 131-ФЗ).
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что ч.ч. 3, 4 и 5 ст. 21 Положения противоречат федеральному законодательству, поскольку ни Федеральным законом N 129-ФЗ, ни Федеральным законом N 131-ФЗ, право регулировать вопросы бухгалтерского учета органам местного самоуправления не предоставлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его г держание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его а законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
С учетом изложенного, суд полагает возможным обязать Городскую Думу Петропавловск-Камчатского городского округа в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в газете "Вести" сообщение о принятом судом решении по данному делу.
На основании ст. 103 ГПК РФ, в соответствии с которой, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, с Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора г. Петропавловска-Камчатского удовлетворить.
Признать противоречащими закону, недействующими и не влекущими правовых последствий со дня принятия следующие нормы Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Петропавловск-Камчатском городском округе, утвержденного решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 28 декабря 2005 года N 263-р.
в части 3 статьи 3 слова "а также Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатском городского округа (далее - Комитет) и юридические лица";
в части 1 статьи 5 слова "и Комитет";
в части 1 статьи 6 слова "в пределах, установленных их уставами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами по вопросам управления имуществом";
в части 1 статьи 8 слово "Комитетом";
в абзаце 1 части 3 статьи 8 слова "приказ Комитета и";
в части 8 статьи 8 слова "по решению Комитета";
в части 6 статьи 12 слова "предоставляется Комитетом";
абзацы 2 и 4 части 3 статьи 13;
части 3, 4, 5 статьи 21;
Обязать Городскую Думу Петропавловск-Камчатского городского округа в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в газете "Вести" сообщение о принятом судом решении по данному делу.
Взыскать с Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Камчатский областной суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 июля 2006 года.
Судья |
К.В. Ефименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатской области от 14 июля 2006 г. N 2-1402/06
Текст решения официально опубликован не был
Кассационным определением СК по гражданским делам Камчатского областного суда от 12 октября 2006 г. N 33-514/2006 настоящее решение отменено