Решение Камчатского областного суда от 27 июня 2006 г.
Камчатский областной суд в составе:
председательствующей судьи Стальмахович О.Н.
при секретаре Выстровой Л.Ю.
с участием прокурора Анькина А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Велитченко А.В., Данилива О.М., Ерыкалкина СП., Капустина В.Г., Тулупова А.А., Камчатского регионального отделения Всероссийского общественно-политического движения "Союз налогоплательщиков России" об оспаривании пункта 9 статьи 18 Закона Камчатской области от 11 ноября 1997 года N 121 "Об особо охраняемых природных территориях Камчатской области", установил:
Велитченко А.В., Данилив О.М., Ерыкалкин СП., Капустин В.Г., Тулупов А.А. и Камчатское региональное отделение Всероссийского общественно-политического движения "Союз налогоплательщиков России" обратились в суд с заявлением о признании недействующим с даты принятия пункта 9 статьи 18 Закона Камчатской области от 11 ноября 1997 года N 121 "Об особо охраняемых природных территориях Камчатской области".
В обоснование заявленного требования заявители указали, что оспариваемая норма областного Закона противоречит федеральному законодательству, принята субъектом Российской Федерации с превышением своих полномочий, в нарушение порядка, предусмотренного пунктом 6 статьи 21 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", и нарушает их права и свободы.
В судебное заседание Велитченко А.В., Данилив О.М., Ерыкалкин С.П., Капустин В.Г., Тулупов А.А. не явились.
Их представитель по доверенностям Волошина Е.В. заявление поддержала.
Камчатское региональное отделение Всероссийского общественно-политического движения "Союз налогоплательщиков России" явку своего представителя в суд не обеспечило.
В судебном заседании не участвовал и представитель Совета народных депутатов Камчатской области, просил рассмотреть дело без него, что суд счел возможным. В письменном отзыве на рассматриваемое заявление, против удовлетворения требования заявителей возражал.
Представитель Губернатора Камчатской области Курасова Т.Б. также заявила о необоснованности заявленных требований и просила суд в их удовлетворении
Заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Установлено, что 11 ноября 1997 года Законодательным собранием Камчатской области принят Закон Камчатской области N 121 "Об особо охраняемых природных территориях Камчатской области" (далее по тексту - Закон Камчатской области N 121), который 19 февраля 1998 года был опубликован в газете "Официальные ведомости".
В настоящее время этот Закон действует в редакции Законов Камчатской области от 17 августа 1999 года, 3 августа 2001 года, 25 октября 2002 года, и регулирует отношения в области создания, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий Камчатской области и в своей структуре содержит нормы, определяющие полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в рамках регулируемых законом отношений, экономическую основу охраны и функционирования охраняемых природных территорий Камчатской области, порядок организации задачи и режим указанных территорий и иное.
В Российской Федерации указанные отношения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Федеральных законов от 30 декабри 2001 года, 29 декабря 2004 года и 9 мая 2005 года) (далее по тексту - Федеральный закон N 33-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 1 данного Федерального закона).
В силу пункта "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные закона и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 данной статьи Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Статьей 18 Закона Камчатской области N 121 установлен порядок организации, задачи и режим охраны природных парков, которые в силу пунктов 1 этой статьи областного Закона, 7 статьи 2 и 1 статьи 18 Федерального закона N 33-ФЗ являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения и находятся в ведении субъекта Российской Федерации - Камчатской области.
На территории Камчатской области в установленном законом порядке созданы и осуществляют свою деятельность четыре природных парка Камчатской области - "Налычево", "Быстринский", "Ключевской" и "Южно-Камчатский", положения о которых утверждены соответствующими постановлениями Губернатора Камчатской области.
Оспариваемым по данному делу пунктом 9 статьи 18 Закона Камчатской области N 121 предусмотрено, что охрана природного парка Камчатской области обеспечивается дирекцией парка и осуществляется сотрудниками специальной службы парка, права которых определяются статьей 34 Закона РФ "Об особо охраняемых природных территориях"
Анализ этой нормы областного закона на соответствие федеральному законодательству, в том числе положениям Федерального закона N 33-ФЗ и Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), выявил наличие в ней существенных противоречий указанным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Статья 34 Федерального закона N 33-ФЗ содержит в себе положения, устанавливающие полномочия работников государственных природных заповедников и национальных парков (являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения), которые согласно пункту 1 этой статьи закона являются государственными инспекторами по охране указанных территорий, а также права директоров государственных природных заповедников и национальных парков и их заместителей, которые в силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями.
Полномочия государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, главных государственных инспекторов и их заместителей перечисленные в подпунктах "в", "г", "д", "е" пункта 1 статьи 34 Федерального закона N 33-ФЗ и подпунктах "а", "б" пункта 2 этой статьи Федерального закона по своей сути и в соответствии с положениями статей 27.1 - 27.3, 27.7 - 27.10, 27.16 КоАП РФ являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении (доставление, задержание, личный досмотр, досмотр вещей, документов и транспортного средства, изъятие вещей и документов, временный запрет деятельности).
Полномочия указанных должностных лиц, изложенные в подпункте "г" пункта 1 статьи 34 Федерального закона и подпунктах "б" пункта 2 этой статьи Федерального закона - направление материалов о привлечении виновных лиц к административной ответственности и наложение административного взыскания, непосредственно относятся к таким стадиям административного производства, как возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении.
Указанными полномочиями сотрудники специальной службы охраны природных парков Камчатской области обладать не могут, так как не отнесены специальными нормами КоАП РФ к лицам, уполномоченным осуществлять административное производство по делам о нарушении правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, административная ответственность по которым предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ.
Согласно статье 23.25 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.39 КоАП РФ, рассматривают органы охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков, от имени которых вправе выступать главные государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков.
Законом Камчатской области от 30 августа 2005 года N 390 принят Административный кодекс Камчатской области (АК Камчатской области), действующий в настоящее время в редакции Законов Камчатской области от 30 декабря 2005 года и 6 мая 2006 года, статья 5.2 которого предусматривает административную ответственность за нарушение правил охраны и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях регионального значения, в том числе природных парках области.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 8.6 АК Камчатской области протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.2 настоящего Кодекса, уполномочены составлять должностные лица органов охраны территорий особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Однако то, что к указанным должностным лицам органов охраны относятся сотрудники специальной службы природных парков, действующим областным законодательством не предусмотрено.
Издание Губернатором Камчатской области постановления от 15 марта 2006 года N 99, по которому право составления протоколов об административных правонарушениях на особо охраняемых природных территориях области и их охранных зонах (округах санитарной и горно-санитарной охраны) в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 8.6 АК Камчатской области наделены такие должностные лица органов охраны территорий особо охраняемых природных территорий области, как директоры, заместители директоров и инспекторы государственных учреждений "Природный парк "Налычево", "Природный парк "Быстринский", "Природный парк "Ключевской", "Природный парк "Южно-Камчатский", а также директор, заместители директора, инспекторы и егери областного государственного учреждения "Дирекция по охране государственных заказников и объектов животного мира в Камчатской области", не исключает противоречия оспариваемой нормы Закона Камчатской области нормам федерального законодательства, поскольку нет оснований полгать об идентичности статуса и должностных полномочий приведенных в постановлении Губернатора области должностных лиц и сотрудников специальной службы природных парков.
Тогда как из содержания статьи 1.6 КоАП РФ следует, что применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Правом предъявлять иски к физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу природных парков Камчатской области средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам природных парков в результате нарушений установленного режима их охраны и природопользования, а такое право государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков предусмотрено подпунктом "в" пункта 2 статьи 34 Федерального закона N 33-ФЗ, сотрудник специальной службы охраны природного парка без передачи ему надлежаще оформленных полномочий руководителем парка обладать не может.
Как следует из статьи 4.7 КоАП РФ, споры о возмещении ущерба, причиненного административным правонарушением, разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.
Правила предъявления в суд исковых заявлений, а также вопросы представительства в суде, в том числе на указанной стадии гражданского процесса, регулируются нормами ГПК РФ, из содержания которых следует, что право предъявления в суд иска о возмещений материального ущерба в интересах природного парка не связано с должностными полномочиями сотрудника охраны парка, но может быть передано ему соответствующей доверенностью, оформленной в установленной законов форме.
Пунктами 4-6 статьи 34 Федерального закона N 33-ФЗ установлено, что государственным инспекторам по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков разрешено: ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей; применение в установленном порядке наручников, резиновых палок, слезоточивого газа, устройств для принудительной остановки транспорта и служебных собак; инспектора обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.
Сотрудники специальной службы природных парков регионального значения не включены в Перечень должностных лиц, выполняющих задачи по охране объектов животного мира, которым предоставлено право хранения, ношения и применения служебного оружия при исполнении служебных обязанностей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 года N 133, в связи с чем не могут обладать полномочиями, перечисленными в соответствующих пунктах статьи 34 Федерального закона N 33-ФЗ.
Распространение на сотрудников специальной службы природных парков Камчатской области полномочий государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, в том числе связанных с особыми правами по производству по делам об административных правонарушениях, а также использованием огнестрельного оружия и иными специальными средствами, недопустимо и влечет нарушение прав заявителей - жителей Камчатской области, Велитченко А.В., Данилива О.М., Ерыкалкина С.П., Капустина В.Г., Тулупова А.А., имеющих право в установленных законом пределах и порядке пользоваться природными парками Камчатской области и на обеспечение законности при применении мер административного обеспечения и принуждения уполномоченными на то органами и должностными лицами.
Довод Камчатского регионального отделения Всероссийского общественно-политического движения "Союз налогоплательщиков России" о нарушении его прав оспариваемой нормой закона несостоятелен и судом при принятии данного решения во внимание не принимается.
Учитывая приведенные в решении обстоятельства, основываясь на изложенных в нем правовых нормах, суд приходит к выводу о противоречии оспариваемой нормы Закона Камчатской области N 121 федеральному законодательству.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решая вопрос о том, с какого времени надлежит признать недействующей оспариваемую норму Закона Камчатской области N 121, суд учитывает, что данная норма принята Законодательным собранием Камчатской области в пределах своих полномочий и с соблюдением предусмотренного федеральным законодательством порядка, а доводы заявителей и их представителя о превышении полномочий областным законодателем и нарушении порядка издания закона не основаны на законе, в связи с чем признает ее таковой со дня вступления данного решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление удовлетворить.
Признать пункт 9 статьи 18 Закона Камчатской области от 11 ноября 1997 года N 121 "Об особо охраняемых природных территориях Камчатской области" недействующим и не подлежащим применению со дня вступления данного решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Камчатский областной суд в течение десяти дней со дня составления его в окончательной форме.
Судья Камчатского областного суда |
О.Н. Стальмахович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Камчатского областного суда от 27 июня 2006 г.
Текст решения опубликован в газете "Официальные ведомости" от 20 июля 2006 г. N 77-80