Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Городской Думы
Петропавловск-Камчатского городского округа
от 23 декабря 2009 г. N 697-р
Генеральный план
Петропавловск-Камчатского городского округа
Введение
Настоящая корректировка генерального плана Петропавловска-Камчатского является по существу новым генеральным планом, аккумулирующим развитие градостроительной концепции двух предшествующих генеральных планов города. Первый генеральный план Петропавловска-Камчатского утвержден постановлением Совета Министров РСФСР 18.04.1967 г. (автор архитектор Л.Н. Путерман) второй - утвержден Градоначальником г. Петропавловска-Камчатского в 1993 г. (авторы архитекторы Л.Н. Путерман и А.И.Петрова.).
За период с 1967 года по настоящее время развитие планировочной структуры города шло в соответствии с названными проектами генеральных планов, а также с проектом детальной планировки центра города и практически всех его районов. По идее и по проектам автора первого генерального плана создана главная площадь Петропавловска-Камчатского.
Состав и содержание корректировки генерального плана городского округа Петропавловск-Камчатский выполнены в соответствии с последней редакцией Градостроительного кодекса Российской Федерации и действующих в настоящее время строительных норм и правил:
СНиП 2.07.01.-89* - Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
СНиП 11.04.2004 - Инструкция о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации.
См. Инструкцию о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (СНиП 11-04-2003), утвержденную постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. N 150
Руководитель работы - доктор архитектуры, почетный академик Российской Академии архитектуры и строительных наук, профессор Международной Академии Архитектуры (МААМ), почетный строитель России, заслуженный строитель Бурятии Л. Н. Путерман.
Руководитель архитектурно-планировочной мастерской N 5, главный архитектор проекта В. С. Григорова.
Авторы:
архитектор - Л.Н. Путерман
архитектор - Г.Ф. Васильев
архитектор - В.С. Григорова
инженер - А.Н.Королев
инженер - Э.М. Барсегян
инженер - О.В. Давыдова
инженер - В.А. Розанов
инженер - Е.С. Миролюбов
инженер - С.И. Лаперье
инженер - И.В. Лагунов
инженер - И.В. Ильина
инженер - О.П. Гладкая
инженер - Е.И. Литвинова
инженер - М.Н. Шейнман
1. Концептуальные предложения по развитию Петропавловска-Камчатского
Главная цель устойчивого пространственного развития Петропавловска-Камчатского - стабильное улучшение условий проживания и качества жизни настоящих и будущих поколений жителей города. Возрождение исторического значения города в РФ.
Новый генеральный план (корректировка) вносит в градостроительную политику его развития ряд новых положений, соответствующих условиям и требованиям градостроительства XXI века.
Новый генеральный план (корректировка) рассматривает вопросы территориального развития в контексте философии оптимизма градостроительства Камчатки в XXI веке. Петропавловск-Камчатский обладает редким составом природных особенностей, географическим и транспортным расположением, которые обеспечивают ему возможность формирования столичности.
В связи с предстоящими работами по замене жилой застройки, не обеспечивающей сейсмостойкость зданий и безопасность проживания, новый генеральный план (корректировка) ставит вопрос о необходимости разработки архитектуры новых зданий, а также реконструкцию фасадов с утеплением зданий, которые смогут улучшить эстетику и комфортность городской застройки.
Гипотеза рассматривается в следующих направлениях.
1. Континентальная политика
- Градостроительные цели усиления геоэкономической и политической роли Петропавловска-Камчатского в РФ.
- Город в системе региональных столиц Дальнего Востока (Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Хабаровск).
- Город - центр Камчатской агломерации.
- Превращение агломерации в важнейший транспортно-логистический центр российского и азиатско-тихоокеанского масштаба. Основные виды транспорта в настоящее время и в перспективе:
- морской;
- авиационный;
- автомобильный;
- железнодорожный (в перспективе).
- Северо-восточный морской центр РФ -
- Петропавловская система морских портов;
- яхтинг для межконтинентальных функций.
- Камчатский научный центр.
- Камчатский базовый центр российского и международного туризма. Основные виды туризма:
- лечебный;
- спортивный;
- познавательный;
- конгрессный.
2. Региональная политика
- Петропавловск-Камчатский - центр управления единой экономикой края.
- Город и край - единая стратегия и механизм развития.
- Система высших и средних учебных заведений.
- Камчатский краевой центр управления уникальными природными территориями:
- НИИ;
- институты повышения квалификации.
- Камчатский межрегиональный центр производства и снабжения Чукотки и Магаданской области продукцией сельскохозяйственного производства.
- Камчатский центр производства строительных конструкций и строительства.
- Камчатский морской центр ремонта и спасения.
- Камчатский региональный центр ремонта транспорта и строительной техники.
3. Городская политика
- Срочная ликвидация сейсмоуязвимости сложившейся застройки города:
- срочное исследование, обнаружение и ликвидация ущербообразующих факторов в сложившейся застройке и на территориях города;
- создание постоянно действующей службы мониторинга;
- создание условий, исключающих опасность возникновения ЧС на застроенных территориях.
Петропавловск-Камчатский должен стать международным транспортным, привлекательным туристическим центром не только Камчатского края, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
Перспективы развития Петропавловска-Камчатского связаны с решением следующих задач:
- создание свободной экономической зоны (в части осуществления грузоперевозок по Северному морскому пути);
- развитие профилирующих отраслей экономики города, определяющих уровень развития региона:
- создание условий для ограничения оттока населения в другие регионы страны, создание в городе комфортной среды проживания населения: замена и ремонт сейсмоуязвимых зданий и водонесущих коммуникаций, развитие дорожной сети и общественного городского транспорта; активное привлечение мигрантов из других регионов.
Стратегические перспективы и направления развития Петропавловска-Камчатского должны определяться дальнейшим развитием и совершенствованием сложившегося социально-экономического комплекса города, дальнейшей его интеграцией со своим ближайшим окружением в составе агломерации Петропавловск-Камчатский - Елизово - Вилючинск и как краевого центра - со всем прилегающим районом экономического и транспортного тяготения.
Дальнейшее развитие Петропавловска-Камчатского как крупного промышленного, транспортного, научно-образовательного и культурного центра с развитой социальной и инженерной инфраструктурой и мощным строительным комплексом должно сохраниться.
Для какого-либо существенного изменения сложившейся функциональной структуры города нет оснований. В то же время не исключается появление каких-либо новых производств и видов деятельности, инициируемых частными предпринимателями.
Влияние и связи города выходят далеко за пределы района и края, а также на другие регионы РФ, зарубежные страны. Эту тенденцию, как усиливающую экспортный потенциал города, необходимо всячески поддерживать.
Основные прогнозные параметры социально-экономического развития г. Петропавловска-Камчатского принимаются исходя из следующего:
1. Необходимость создания условий в ближайшие годы для механического прироста населения и, как следствие, общий положительный прирост населения.
2. Дальнейшее развитие реального сектора экономики и, прежде всего, промышленности с соблюдением всех экологических требований, что будет способствовать удовлетворению потребностей населения города и всего Камчатского края, увеличению экспортного потенциала города, росту реальных доходов населения (заработная плата в реальном секторе экономики выше среднегородской) и, как следствие, пополнению городского бюджета. Разветвленные разнообразные производственные связи промышленности города с предприятиями края, РФ, а также зарубежья являются определенной гарантией дальнейшего устойчивого развития.
3. Опережающее развитие социальной сферы - сферы обслуживания населения. Генеральный план ориентирован на достижение приемлемых (с точки зрения стран с высоким уровнем экономического развития) градостроительных стандартов. Так, жилобеспеченность на расчетный срок принята 26 кв. м/чел. (на первую очередь - 22 кв. м/чел.) при современной - 21,3 кв. м/чел.
4. Развитие города в пределах имеющихся градостроительных ограничений по территориям.
5. Продолжающее формирование агломерации Петропавловск-Камчатский - Елизово - Вилючинск и дальнейшая интеграция Петропавловска-Камчатского с прилегающими территориями.
6. Создание современной инфраструктуры гостиничного комплекса.
На основе развитой инфраструктуры - развитие туризма и повышение роли Петропавловска-Камчатского в расширении этого бизнеса.
Одним из важнейших направлений жизни города является превращение Петропавловска в один из важных центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Необходимо от ресурсного развития переходить к инновационному. Целесообразно развивать Петропавловск-Камчатский, в частности, как конкурентоспособного субъекта на глобальном рынке, исходя, в первую очередь, не из отраслей экономики, а из специально организованных инновационных кластеров, которые организованы в свою очередь на основе урбанизированной городской среды. Одним из составляющих успеха кластерного развития является запуск "механизмов", которые приводят к сотрудничеству территориально единых фирм-участников кластера против "внешней конкуренции", в то время как в "обычных", классических условиях эти территориально близкие фирмы сами являются друг для друга "внешним конкурентом". Такая практика работы значительно укрепляет конкурентоспособность, как самого кластера, так и его участников и, разумеется, территорий как административных единиц. Среди экономистов во всем мире находит все большее признание точка зрения, что регионы, на территории которых складываются кластеры, становятся лидерами экономического развития. Не промышленность сама по себе с ее фондами, не деньги, а кадры, информация, инфраструктура и социальный капитал делают территорию конкурентоспособной и капитализированной. Этот кластер может стать центром инновационной инфраструктуры, в котором развиваются как раз новые городские среды - инновационные, торговые, образовательные, которые стимулируют приток главного ресурса - человеческого и помогают капитализировать этот регион и его города.
Ведущим в экономике города на перспективу останется рыбопромышленный кластер. В его состав будут входить рыбный порт, рыбные терминалы, заводы по переработке рыбы, судоремонтные предприятия, фабрики орудий лова, производства тарных материалов и другие вспомогательные и обслуживающие предприятия (холодильники, склады, инфраструктура по обслуживанию судов). В его состав следует включить образовательные и научно-исследовательские организации соответствующего профиля, которые уже в настоящее время имеются в городе.
В перспективе целесообразно организовать международный рыбный порт. В связи с этим актуальна организация биржи для проведения в городе рыбных аукционов.
В связи с намечаемым значительным увеличением объемов жилищно-гражданского и промышленного строительства на перспективу генеральным планом предусматривается соответствующее необходимое увеличение строительной базы города.
Строительная база только для жилищно-гражданского строительства должна исходить из необходимости ежегодного ввода жилья на первую очередь в объеме 40 тыс. кв. м в год с учетом возмещения сносимого жилищного фонда по причине дефицита сейсмостойкости (10 тыс. кв. м без учета выбывающего по этой причине). На последующий период до расчетного срока - 70 (40) тыс. кв. м.
В настоящее время инвестиции в жилищное хозяйство города от общего объема инвестиций в основной капитал составляют всего около 5 % (в 1995 г. - порядка 15 %). Вместе с тем существенно увеличиваются инвестиции в реальную экономику - в производственное строительство (прежде всего транспортное и промышленное).
Численность строителей на перспективу увеличивается более чем в два раза.
Петропавловск-Камчатский должен стать привлекательным туристическим центром, не только Камчатского края, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
Для решения этой задачи необходимы кардинальные преобразования во всей системе предоставления услуг: во внешнем облике города, в транспортных коммуникациях, в обустройстве территории, организации приема туристов на соответствующих объектах и т.д. При этом все указанные действия необходимо будет произвести еще до того, как туристический бизнес принесет Петропавловску-Камчатскому хоть какие-то выгоды.
Решение всех этих задач невозможно без экономического развития городского округа.
В целях ускорения и стимулирования экономического развития города в качестве формы организации экономики может быть создана особая экономическая зона.
Особая экономическая зона (ОЭЗ), свободная экономическая зона (СЭЗ) или специальная экономическая зона - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
На территории РФ могут создаваться три типа функциональных ОЭЗ:
- o технико-внедренческие (площадью не более 2 кв. км);
- o промышленно-производственные (площадью не более 20 кв. км);
- o туристско-рекреационные.
Целями создания ОЭЗ являются:
- Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны.
- Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
- Развитие экспортной базы.
В условиях Петропавловска-Камчатского наиболее перспективна организация промышленно-производственной ОЭЗ на базе рыбопромышленного комплекса в сочетании с транспортными функциями. Базовой территорией такой ОЭЗ предполагается приморская территория бухты Сероглазка. Территория возможного расширения - территория бухты.
2. Прогноз развития основных сфер экономики города
Стратегические перспективы и направления развития Петропавловска-Камчатского должны определяться дальнейшим развитием и совершенствованием сложившегося социально-экономического комплекса города, дальнейшей его интеграцией со своим ближайшим окружением в составе агломерации Петропавловск-Камчатский-Елизово- Вилючинск и как краевого центра со всем прилегающим районом экономического и транспортного тяготения.
Дальнейшее развитие Петропавловска-Камчатского как крупного промышленного, транспортного, научно-образовательного и культурного центра с развитой социальной и инженерной инфраструктурой и мощным строительным комплексом должно сохраниться.
Увеличиваются территории рекреационного назначения и не исключается появление каких-либо новых видов производств и видов деятельности, инициируемых частными предпринимателями. Существующее территориальное зонирование города дополнится новыми функциями, такими как:
- В развитие промышленной зоны района Авачи - Международная рыбная биржа.
- В составе зоны транспортной инфраструктуры - территория, резервируемая под развитие железнодорожного транспорта, в соответствии с перспективной федеральной программой за расчетный период.
- В составе развития зоны транспортной инфраструктуры (в соответствии с перспективной федеральной программой возможного варианта размещения в Петропавловске-Камчатском перевалочной базы для транспорта генерального груза Северного морского пути) - логистические центры-перевалочные базы в районе Авачи, торгового порта и бухты Бабия.
- В развитие производственных зон на перспективу резервируются территории для возможного размещения объектов химической промышленности на базе местного газа и горно-обогатительного центра с металлургическим комплексом на базе действующего Шануческого медно-никилиевого месторождения и разведанного Халактырского титано-магниевого месторождения металлов.
Основные прогнозные параметры социально-экономического развития г. Петропавловска-Камчатского принимаются исходя из следующего:
1. Необходимости создания условий в ближайшие годы для превышения механического прироста населения над естественным и, как следствие, общий положительный (хоть и незначительный в период расчетного срока) прирост населения.
2. Дальнейшего развития реального сектора экономики и, прежде всего, промышленности с соблюдением всех экологических требований, что будет способствовать удовлетворению потребностей населения города и всего Камчатского края, увеличению экспортного потенциала города, росту реальных доходов населения (заработная плата в реальном секторе экономики выше среднегородской) и, как следствие, пополнение городского бюджета. Разветвленные разнообразные производственные связи промышленности города с предприятиями края, РФ, а также зарубежья являются определенной гарантией дальнейшего устойчивого развития.
3. Опережающего развития социальной сферы - сферы обслуживания населения. Генеральный план ориентирован на достижение приемлемых (с точки зрения стран с высоким уровнем экономического развития) градостроительных стандартов. Так, жилобеспеченность на расчетный срок принята 26,0 кв. м /чел. (на первую очередь - 22,0 кв. м/чел.) при современной 21,3 кв. м/чел., при современной среднероссийской обеспеченности 21,1 кв. м /чел. в 2006 г. и 22,0 кв. м/чел. в 2008 г.
4. Развития города в пределах имеющихся градостроительных ограничений по территориям.
5. Продолжающегося формирования агломерации Петропавловск-Камчатский - Елизово - Вилючинск и дальнейшей интеграции Петропавловска-Камчатского с прилегающими территориями.
Перспективы развития Петропавловска-Камчатского в первую очередь связаны с решением следующих задач:
- развитие профилирующих отраслей экономики города, определяющих уровень развития региона;
- создание современной инфраструктуры гостиничного комплекса.
В связи с планируемым развитием горнодобывающей промышленности активизируется развитие портовых терминалов Петропавловска-Камчатского. Начато освоение Шанучского кобальт-медно-никелевого месторождения, расположенного в западных отрогах Срединного Камчатского хребта, в средней части северного склона горного массива Верхняя Тхонжа между реками Ича и Шануч. Полученный в результате обогащения концентрат перевозится в Петропавловск-Камчатский для дальнейшей отгрузки потребителям. На Агинском золоторудном месторождении ЗАО "КАМГОЛД" ведутся горноподготовительные работы по наращиванию запасов руды. На предприятии работает более 600 человек, из которых - 80 % жители Камчатского края. В ближайшей перспективе ожидается продукция с Асачинского и Родникового золоторудных месторождений. Также планируется освоение Халактырского месторождения титаново-магнетитовых песков.
В добывающей промышленности планируется в 2010-2020 гг. освоение месторождений Западно-Камчатского шельфа. Для переработки нефти на Камчатке целесообразно строительство в агломерации Петропавловск-Камчатский - Елизово - Вилючинск мини-нефтеперерабатывающего завода с безусловным соблюдением всех требований по экологии.
В 2010 году будет завершено строительство газопровода на Камчатке (Соболево - Петропавловск-Камчатский). Это стратегический инфраструктурный проект, реализация которого не только стабилизирует ситуацию в энергоснабжении региона, но и обеспечит рост ВРП.
Туризм
Туризм стимулируют развитие и рост занятых в таких отраслях хозяйства как гостиничное хозяйство, транспорт (работа авиакомпаний, вертолетных компаний, автобусные перевозки, такси), объекты культуры (музеи, охраняемые природные территории, этнографические и выставочные центры, сувенирные магазины), объекты общественного питания, развлекательные комплексы.
Для развития конгрессного туризма целесообразно строительство в городе конгресс-холла для проведения международных симпозиумов, конгрессов, деловых встреч. Для этого необходимо создание в Петропавловске-Камчатском современной инфраструктуры: гостиниц, качественных дорог, современных средств связи и телекоммуникации.
Также предлагается обустроить причал для подхода многотоннажных круизных лайнеров, что может привлечь морских туристов со всего мира, готовых заплатить немалые деньги, чтобы увидеть живописнейшую Авачинскую бухту, пополнив тем самым бюджет города и Камчатского края.
Целесообразно строительство в городском округе океанария, зоопарка.
Ввиду имеющегося живописного ландшафта целесообразно использовать данный ресурс для развития в регионе киноиндустрии.
Важным фактором, способствующим развитию туризма в Петропавловске-Камчатском, станет популяризация зимних видов спорта после проведения Зимних Олимпийских игр 2014 г. в г. Сочи, что должно привести к увеличению въездного потока в регион для занятия зимними видами спорта и туризма, развитию сопутствующих туризму предприятий гостиничной инфраструктуры, ресторанно-барного комплекса (увеличение количества предприятий, улучшение качества обслуживания), увеличению количества туристских фирм, а также привлечению частных инвестиций, реализации инвестиционных проектов в сфере туризма, способствующих развитию инфраструктуры туризма, росту инвестиционного дохода. Численность прибывающих в Камчатский край иностранных и российских туристов к 2025 году, по прогнозным данным, увеличится почти в 10 раз по сравнению с 2006 г. и составит 75 тысяч человек.
Предлагается построить горнолыжные спуски и сопутствующую инфраструктуру, что позволит проводить международные соревнования по лыжному спорту, этапы Кубка Мира.
3. Предложения по развитию Петропавловска-Камчатского на расчетный срок
(из поручений президента В.В. Путина)
- Создание свободной экономической зоны. Переход от моноструктурной экономики к многоотраслевой и инновационной, обеспечение опережающего роста в базовых секторах экономики.
- Развитие профилирующих отраслей экономики города, определяющих уровень развития региона.
- Строительство рыбного порта для добычи водных биологических ресурсов и их переработки.
- Строительство мощных выносных портовых причалов различного назначения по восточному побережью Авачинской бухты.
- Организация автодороги грузового движения вдоль берега по портовым причальным платформам, объединяющая грузовой поток вне жилой зоны.
- Реализация проекта "Чистая вода" из подземных пресных вод.
- Развитие транспорта, энергетики, социальной и туристической инфраструктур в городе и прилегающем районе Камчатского края.
- Прокладка и ввод в эксплуатацию газопровода, перевод ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и действующих котельных на газ.
- Камчатка должна быть включена в единую транспортную сеть России (дорога от Корякского округа и далее на Чукотку, Магадан, Якутск и БАМ).
- В будущем возможно появление железнодорожного сообщения. Проектом предлагается отвод территории для ввода железнодорожной линии в город.
- С целью повышения качества жизни военнослужащих и решения их жилищного вопроса предлагается строительство жилых комплексов на территории города (на территориях бывших военных частей включительно).
- В соответствии с федеральной целевой программой "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения РФ" (2009-2013 гг.) предлагается сейсмоукрепление жилых домов и объектов социальной инфраструктуры.
- Предлагается снос ветхого аварийного жилого фонда, построенного в 60-70 гг. в условиях повышенной сейсмичности, который является источником потенциальной опасности для жителей Камчатки.
- Создание предприятия по переработке промышленных и бытовых отходов.
- Сооружение и ввод городской поликлиники N 2, больницы скорой медицинской помощи, развитие учреждений здравоохранения.
- Строительство международного биатлонного спортивного комплекса.
- Строительство Академгородка и учебного центра - Камчатского филиала Российской Академии наук природоохранного направления.
- Проектом предлагается перевод городских лесов в лесопарки.
- Предлагается строительство гидропарка "Петропавловская тундра".
- Проектом учитывается разработка проекта - горнолыжный комплекс "Петровская сопка".
4. Обоснование территориального планирования на 2015 г.
1. Необходимость реконструкции жилого фонда из средств федерального и муниципального бюджетов, сноса аварийного, ветхого и неудовлетворяющего по условиям недостаточной сейсмоустойчивости ~ 1 млн. кв. м жилой площади. Этот объем жилищного строительства является очень большим для строительной базы города на период первой очереди (2015 г.), но это обстоятельство не сможет затормозить новое жилищное строительство, обеспеченное частными застройщиками и инвесторами. Поэтому на период первой очереди предлагается завершение начатых жилых комплексов в пределах существующих селитебных территорий.
2. Строительство индивидуального жилого фонда, за счет которого средняя обеспеченность кв. м на одного человека к концу первой очереди должна увеличиться с 21,3 кв. м до 22 кв. м. к концу 2015 г.
3. Завершение строительства отдельных начатых комплексов жилой и общественной застройки на свободных территориях и в пределах существующих жилых массивов, строительство недостающих школ и детских садов.
4. Строительство новых дорог.
5. Восстановление и реорганизация рыбной промышленности.
6. Строительство поликлиники N 2 и других объектов здравоохранения.
7 Восстановление здания морского вокзала, реконструкция автостанции.
8 Строительство объектов спорта (биатлонный и горнолыжный комплексы) и культуры.
<< Назад |
||
Содержание Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 23 декабря 2009 г. N 697-р "О корректировке... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.