Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 30 января 2009 г. N 32-П
Краевая целевая программа
"Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Камчатского края в 2009 году"
г. Петропавловск-Камчатский
2009 год
Паспорт
краевой целевой программы "Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Камчатского края в 2009 году"
(далее - Программа)
Основание для разработки Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", распоряжение Правительства Камчатского края от 21.01.2009 N 8-РП |
Государственный заказчик - координатор Программы |
Агентство по занятости населения Камчатского края |
Государственный заказчик Программы |
Агентство по занятости населения Камчатского края |
Разработчик Программы |
Агентство по занятости населения Камчатского края |
Главные распорядители бюджетных средств (исполнители) Программы |
Агентство по занятости населения Камчатского края |
Цель Программы |
содействие занятости населения, снижение напряженности на рынке труда в Камчатском крае в 2009 году |
Задачи Программы |
- изменение структуры предложения рабочей силы в соответствии с потребностями рынка труда; - создание временных рабочих мест и рабочих мест для организации и проведения общественных работ; - организация переезда граждан в другую местность для замещения временных рабочих мест; - содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, в том числе обучение основам предпринимательства |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009 год, в один этап |
Перечень основных мероприятий Программы |
опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников); организация временных и общественных работ для безработных граждан, граждан, ищущих работу; организация переезда граждан в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе временных; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, организация обучения граждан основам предпринимательства |
Объемы и источники финансирования Программы в ценах 2008 года |
общий объем финансирования Программы составит 131 687,1 тысяч рублей, в том числе: из средств федерального бюджета на предоставление субсидий бюджету Камчатского края 125 102,7 тысяч рублей (95%); из средств краевого бюджета 6 584,4 тысяч рублей (5%) |
Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации Программы |
сдерживание напряженности на рынке труда Камчатского края на уровне 2008 года; недопущение роста уровня регистрируемой безработицы выше 3,0 процентов; организация опережающего профессионального обучения с целью трудоустройства 1000 человек, в том числе 250 граждан, изъявивших желание открыть собственное дело; создание временных рабочих мест, в том числе под общественные работы для 1819 граждан; организация переезда 1398 граждан в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе временных; оказание содействия в развитии малого предпринимательства и самозанятости 250 безработным гражданам |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляет Агентство по занятости населения Камчатского края в установленном порядке |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Краевая целевая программа "Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Камчатского края в 2009 году" разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", распоряжением Правительства Камчатского края от 21.01.2009 N 8-РП.
На рынок труда Камчатского края в 2009 году будут оказывать влияние различные факторы, одним из которых является процесс высвобождения работников, связанный с последствиями сложившейся ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, как Камчатского края, так и в целом Российской Федерации.
Необходимость принятия Программы обусловлена состоянием рынка труда Камчатского края, одной из основных проблем которого является наметившийся рост высвобождаемых работников из организаций края. Мониторинг рынка труда за октябрь - декабрь 2008 года в части увольнения работников в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штата работников, показывает увеличение количества организаций, наметивших высвобождение, и численности предполагаемого высвобождения и уволенных граждан.
Программа направлена на смягчение последствий влияния сложившейся ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики на уровень жизни населения Камчатского края, на содействие занятости граждан, высвобождаемых из организаций или находящихся под угрозой увольнения.
В целях принятия опережающих мер по обеспечению занятости высвобождаемых работников, с октября 2008 года проводится мониторинг численности работников, предполагаемых к высвобождению в разрезе организаций, территорий и отраслей экономики Камчатского края. По итогам мониторинга в 2008 году уволено 213 работников, причем в декабре на 83,0 процента больше, чем в октябре, и на 90,0 процентов больше, чем в ноябре, то есть наметилась устойчивая тенденция роста высвобождения работников. Темпы роста отмечаются и в предполагаемом высвобождении работников.
В связи с предстоящим высвобождением еще в большей степени обострится несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, так как высвобождение работников в основном предполагается из числа служащих из организаций, основные виды экономической деятельности которых - государственное управление, страхование, финансовая деятельность, горнодобывающая и рыбная отрасли, туризм и другие. Вакансии, заявленные организациями в органы государственной службы занятости населения, до 85,0 процентов представлены по рабочим профессиям и специальностям.
Напряженность на рынке труда Камчатского края на 01 января 2009 года превышает уровень напряженности по Дальневосточному федеральному округу в 1,4 раза и составляет 1,8 незанятых граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, в расчете на одну вакансию (по России - 1,9).
Уровень регистрируемой безработицы Камчатского края превышает уровень регистрируемой безработицы по России по состоянию на 01 января 2009 года на 0,7 процента и составляет 2,7 процента (уровень регистрируемой безработицы по Дальневосточному федеральному округу - 3,0%).
Складывающаяся на сегодняшний день социально-экономическая ситуация неизменно отражается на показателях занятости населения. Причем это касается не только малых и средних организаций, которые первыми реагируют на изменения в экономике, но и крупных компаний, а также государственных структур. Ситуация усугубляется снижением спроса (особенно на платину и никель), что приводит к падению цен на продукцию основных горнодобывающих организаций. Таким образом, деятельность этих организаций находится на гране рентабельности, что может привести к банкротству.
Данная ситуация неизменно ведет к снижению темпов развития горнорудной промышленности края, которая рассматривается как одна из основных точек роста экономики Камчатского края в долгосрочной перспективе и обеспечивает значительное число рабочих мест. Особенно заметно проблемная ситуация отразилась на организациях, которые начали инвестиционные проекты в области геологоразведки и строительства горно-обогатительных комбинатов.
Одной из основных отраслей промышленности Камчатского края является рыбная отрасль. На работу ряда организаций рыбной отрасли в Камчатском крае могут существенно повлиять процессы, происходящие в настоящее время в экономике. В течение 2009 года это может привести к сокращению рабочих мест.
Необходимо отметить, что многие организации рыбопромышленного комплекса Камчатского края являются поселкообразующими, т.е. определяют занятость населения и инфраструктуру населенных пунктов. Ниже приведен исчерпывающий перечень поселкообразующих организаций рыбной промышленности:
- рыболовецкая артель "Колхоз Октябрь" (Соболевский район, с. Устьевое);
- рыболовецкая артель "Колхоз "Красный труженик" (Усть-Большерецкий район, с. Запорожье);
- ОАО "Озерновский рыбоконсервный завод N 55" (Усть-Большерецкий район, пос.Озерновский);
- ООО "Алеутский рыбокомбинат" (Алеутский район, с. Никольское);
- ООО "Тымлатский рыбокомбинат" (Карагинский район, с. Тымлат);
- рыболовецкая артель "Колхоз "Ударник" (Карагинский район, с. Кострома);
- ЗАО "Корякрыба" (Олюторский район, пос. Корф);
- ЗАО "Олюторский рыбозавод" (Олюторский район, с. Тиличики);
- рыболовецкая артель (колхоз) имени Бекерева (Карагинский район, с. Ивашка);
- ООО "Вывенское" (Олюторский район, с. Вывенка).
Занятость в сфере туризма и рекреации Камчатки также внушает опасение. Рост тарифов на топливо увеличивает и без того высокую стоимость туристических путевок, что позволяет прогнозировать в 2009 году снижение туристического потока в Камчатский край. Это негативно повлияет и на положение туристических компаний, и на индустрию гостинично-ресторанного бизнеса, обеспечивающего значительную часть рабочих мест в сфере сервиса.
Особенность регионального рынка труда в Камчатском крае заключается в значительной транспортной удаленности населенных пунктов друг от друга, отсутствии доступного по стоимости транспорта для большинства проживающих там граждан. Это существенно ограничивает мобильность рабочей силы внутри края, затрудняет трудоустройство граждан на временные, сезонные рабочие места.
Возможное сокращение рабочих мест в Камчатском крае будет способствовать росту миграционного оттока населения из региона, который, в свою очередь, снизит плотность населения в удаленных от краевого центра районах. В конечном итоге в долгосрочной перспективе данная тенденция ведет к угрозе национальной безопасности страны ввиду стратегического положения Камчатки. В этой связи на первый план выходят вопросы регулирования трудовой миграции и оптимизация привлечения в Камчатский край иностранной рабочей силы. Одной из мер, призванных максимально использовать потенциал местных трудовых ресурсов, должно стать сокращение работников, привлекаемых из других регионов и стран.
В 2009 году в Камчатском крае по согласованию с работодателями сокращен объем привлекаемой иностранной рабочей силы на 819 единиц или 22 процента от установленной квоты на 2009 год. Планировалось привлечь в 2009 году на работу в Камчатский край 3 804 иностранных граждан, после сокращения объемов - 2 985 человек. В случае ухудшения ситуации на рынке труда и наличия возможности привлечения на вакантные рабочие места российских граждан, объемы привлекаемой иностранной рабочей силы будут незамедлительно корректироваться в сторону уменьшения.
По прогнозу в войсках и соединениях, подведомственных Управлению Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации, намечается оптимизация численности Вооруженных сил Российской Федерации. В течение 2009 года в войсках всего Дальневосточного округа, в том числе и в Камчатском крае, подлежат досрочному увольнению около 12 тысяч офицеров и прапорщиков. Помимо этого, планируется высвобождение и гражданского персонала воинских частей, осуществляющих тыловое обеспечение.
Камчатский край всегда отличался наличием большого количества рабочих мест, на которых предполагается использование мужского труда, а также преобладанием на региональном рынке труда вакансий рабочих профессий. Обеспечить трудоустройство на имеющиеся вакансии на рынке труда высвобождаемых работников в условиях экономического кризиса возможно: путем подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, организации временных и общественных работ для безработных граждан и граждан, ищущих работу, организации переезда граждан в другую местность для замещения рабочих мест, содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, организации обучения граждан основам предпринимательской деятельности.
2. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение
Целью Программы является содействие занятости населения, снижение напряженности на рынке труда в Камчатском крае в 2009 году.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- изменение структуры предложения рабочей силы в соответствии с потребностями рынка труда;
- создание временных рабочих мест и рабочих мест для организации и проведения общественных работ;
- организация переезда граждан в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе временных;
- содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, в том числе обучение основам предпринимательства.
Перечень программных мероприятий представлен в приложениях к Программе. Так как при планировании мероприятий Программы использовались прогнозные показатели (отсутствует директива Министерства обороны Российской Федерации о сокращении численности или штата, сказывается удаленность края от центральных регионов России и, как следствие, наличие у многих работодателей материально-технических запасов, осуществление увольнения работодателями в первую очередь работников, работающих по договорам гражданско-правового характера и приехавших из других регионов России и стран), то в ходе реализации программных мероприятий предусматривается корректировка и мероприятий Программы, и программных показателей.
1). Размер софинансирования мероприятий по опережающему профессиональному обучению представлен в приложении 1. Перечень профессий (специальностей) и объемы подготовки граждан в учреждениях профессионального образования Камчатского края на 2009 год представлен в приложении 2.
Расходы на опережающее обучение рассчитаны, исходя из фактических размеров затрат на профессиональное обучение безработных граждан, сложившихся по итогам исполнения бюджета 2008 года и включающих в себя оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно, оплату образовательному учреждению стоимости оказываемых услуг, расходов по найму жилого помещения на время обучения гражданина, с применением коэффициента дифлятора (2009 год - 1,78).
СОБ =1 000 человек х 14,74 тыс. рублей х 1,0178 = 15 000,0 тыс. рублей.
Общая сумма затрат на опережающее обучение 1 000 человек составит 15 000,0 тысяч рублей.
2). Размер софинансирования мероприятий по организации временных и общественных работ за счет средств краевого и федерального бюджетов с указанием организаций, в которых планируется организация и проведение временных и общественных работ, представлен в приложении 3.
Расходы на организацию и проведение временных и общественных работ рассчитаны, исходя из расходов работодателя на заработную плату в размере 4 330,0 рублей, с учетом районного коэффициента 1,6 (для Алеутского муниципального района 2,0) и начислений на фонд оплаты труда в размере 26,2 процента, выплачиваемую в течение трех месяцев.
Виды дополнительных временных и общественных работ:
1. Петропавловск-Камчатский городской округ
- озеленение и благоустройство территорий.
2. Елизовский муниципальный район
- ликвидация несанкционированных свалок;
- озеленение и благоустройство территорий;
- подсобные работы в строительстве и ремонте жилья, объектов социально-культурного назначения (детских дошкольных учреждений, спортплощадок, учреждений культуры, здравоохранения и т.д.).
3. Мильковский муниципальный район
- валка леса, вывоз леса, раскряжевка леса;
- подсобные работы в строительстве и ремонте жилья, объектов социально-культурного назначения (детских дошкольных учреждений, спортплощадок, учреждений культуры, здравоохранения и т.д.);
- уборка территорий промышленных предприятий;
- озеленение и благоустройство территорий;
- подсобные работы в строительстве автомобильных дорог, их ремонте и содержании.
4. Вилючинский городской округ
- озеленение и благоустройство территорий.
5. Усть-Большерецкий муниципальный район
- озеленение и благоустройство территорий;
- подсобные работы в строительстве и ремонте жилья, объектов социально-культурного назначения (детских дошкольных учреждений, спортплощадок, учреждений культуры, здравоохранения и т.д.).
6. Усть-Камчатский муниципальный район
- ремонт и содержание дорожных покрытий;
- озеленение и благоустройство территорий;
- руководство бригадами школьников в период трудоустройства несовершеннолетних во время летних каникул;
- ликвидация несанкционированных свалок;
- подсобные работы в строительстве автомобильных дорог, их ремонте и содержании.
7. Соболевский муниципальный район
- озеленение и благоустройство территории;
- подсобные работы в строительстве и ремонте жилья, объектов социально-культурного назначения (детских дошкольных учреждений, спортплощадок, учреждений культуры, здравоохранения и т.д.).
8. Быстринский муниципальный район
- озеленение и благоустройство территорий.
9. Тигильский муниципальный район
- ремонт и содержание дорожных покрытий;
- озеленение и благоустройство территорий;
- руководство бригадами школьников в период трудоустройства несовершеннолетних во время летних каникул.
- подсобные работы в строительстве и ремонте жилья, объектов социально-культурного назначения (детских дошкольных учреждений, спортплощадок, учреждений культуры, здравоохранения и т.д.).
10. Карагинский муниципальный район
- подсобные работы в строительстве и ремонте жилья, объектов социально-культурного назначения (детских дошкольных учреждений, спортплощадок, учреждений культуры, здравоохранения и т.д.).
11. Пенжинский муниципальный район
- подсобные работы в строительстве автомобильных дорог, их ремонте и содержании;
- отдельные виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ: прополка сельскохозяйственных культур, уборка урожая, заготовка кормов для скота;
- подсобные работы в строительстве и ремонте жилья, объектов социально-культурного назначения (детских дошкольных учреждений, спортплощадок, учреждений культуры, здравоохранения и т.д.);
- работы по восстановлению историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон и благоустройству мемориалов, памятников Великой Отечественной войны;
-работа воспитателем в период летних школьных каникул в детских оздоровительных лагерях;
-организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
-проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
- озеленение и благоустройство территорий.
12. Алеутский муниципальный район
- озеленение и благоустройство территорий;
- ликвидация несанкционированных свалок, в том числе уборка металлолома;
- подсобные работы в строительстве и ремонте жилья, объектов социально-культурного назначения (детских дошкольных учреждений, спортплощадок, учреждений культуры, здравоохранения и т.д.).
13. Олюторский муниципальный район
- озеленение и благоустройство территорий.
СОР = 1819 человек х 4 330,0 рублей х 1,6 (2,0 для Алеутского муниципального района) х 1,262 х 3 месяца = 47 874,8 тысяч рублей.
Сумма затрат на организацию и проведение временных и общественных работ для 1819 человек с периодом работы 3 месяца составит 47 874,8 тысяч рублей.
3) Размер софинансирования мероприятий по оказанию адресной поддержки гражданам, изъявившим желание переехать в другую местность с целью замещения вакантных рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации инвестиционных проектов, в разрезе муниципальных районов и организаций представлен в приложении 4.
Расходы на организацию переезда граждан в другую местность для замещения вакантных рабочих мест рассчитаны, исходя из потребности замещения длительно не заполняемых вакантных рабочих мест в отдаленных районах Камчатского края. Данные затраты включают в себя авансирование оплаты проезда к месту работы и обратно, в соответствии с нормативом, предусмотренным для переезда граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения, оплату суточных расходов за время следования к месту работы и обратно в размере 100 рублей за каждый день нахождения в пути следования и расходы по найму жилого помещения за время пребывания в другой местности (из расчета не более 550 рублей в сутки при средней продолжительности 3 месяца).
Сп = 206 человек х (проезд к месту работы и обратно + 200 рублей (суточные) + 550 рублей х 90 дней (проживание)) + 1192 человека на временные работы х (проезд к месту проведения временных работ + 200 рублей (суточные) + 550 рублей х стоимость проживания до 90 дней) = 45 292,3 тысяч рублей.
Сумма затрат на организацию переезда граждан в другую местность для замещения 1398 рабочих мест, в том числе временных составит 45 292,3 тысяч рублей.
4) Размер софинансирования мероприятий, способствующих развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Камчатского края, будут предусматривать выделение финансовых средств начинающим субъектам малого предпринимательства (безработным гражданам, решившим осуществлять предпринимательскую деятельность, создать крестьянское (фермерское) хозяйство) для начала предпринимательской деятельности, кроме этого, будет организована подготовка безработных граждан основам предпринимательской деятельности.
Предоставление финансовых средств осуществляется на основании подготовленного технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана), прошедшего экспертизу в организациях или учреждениях, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Сумма затрат на одного безработного гражданина рассчитана, исходя из годового размера причитающегося безработному гражданину максимального пособия по безработице, увеличенного на размер районного коэффициента 1,6.
Общая численность участников мероприятия - 250 безработных граждан.
Для граждан, потерявших работу и отработавших в течение 12 месяцев не менее 26 календарных недель, сумма финансовой поддержки составит 94 080,0 рублей.
Смпр = 250 человек х 4 900,0 рублей х 1,6 х 12 месяцев= 23 520,0 тысяч рублей.
Сумма затрат на организацию мероприятия для 250 безработных граждан составит 23 520,0 тысяч рублей.
Программа реализуется в течение 2009 года в один этап.
Общий объем финансирования Программы составляет 131 687,1 тысяч рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 125 102,7 тысяч рублей (95%), за счет средств краевого бюджета 6 584,4 тысяч рублей (5%).
Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Камчатского края, осуществляющем взаимодействие с Федеральной службой по труду и занятости в целях получения субсидий из федерального бюджета, предусмотренных на снижение напряженности на рынке труда Камчатского края, см. распоряжение Правительства Камчатского края от 14 апреля 2009 г. N 170-РП
3. Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности ее реализации
3.1. Реализация Программы позволит создать условия, способствующие снижению напряженности на рынке труда Камчатского края.
В результате выполнения мероприятий Программы в течение 2009 года получат новую профессию, повысят квалификацию, пройдут переподготовку, и продолжат трудовую деятельность 1 000 человек, находящихся под риском увольнения; будут организованы и проведены временные и общественные работы для 1 819 граждан, что позволит оказать материальную поддержку гражданам и выполнить общественно значимые для края работы, связанные с поддержкой и развитием инфраструктуры края; будет оказана финансовая поддержка 1398 гражданам, изъявившим желание трудоустроиться в другой местности на рабочие места, в том числе временные; оказано содействие в развитии малого предпринимательства и самозанятости 250 безработным гражданам с организацией соответствующей подготовки.
Социально-экономическая эффективность Программы заключается в:
- сдерживании динамики роста высвобождаемых работников;
- увеличении уровня трудоустройства граждан, уволенных из организаций по причине ликвидации организаций, либо сокращении численности или штата работников;
- росте численности участников общественных работ в 2,4 раза;
- сдерживании роста регистрируемой безработицы на уровне 3,0 процентов.
Эффективность реализации Программы с учетом бюджетного финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей Программы с уровнем ее финансирования с начала реализации.
В результате реализации мероприятий Программы будут заняты 4217 человек, проживающих на территории края, доходы бюджета при обеспечении занятости граждан составят ориентировочно 11,0 млн. рублей в месяц при средней заработной плате 10,0 тысяч рублей.
4. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
4.1. Ответственность за реализацию Программы возлагается на Агентство по занятости населения Камчатского края и, в части предусмотренного краевым бюджетом финансирования, - на Министерство финансов Камчатского края.
4.2. Контроль за реализацией Программы осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Камчатского края - Агентство по занятости населения Камчатского края.
4.3. Государственный заказчик Программы несет ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на реализацию программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.