Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 36. Проверка документов, представленных для регистрации кандидата
1. Избирательная комиссия муниципального образования в течение семи дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона.
2. Избирательная комиссия муниципального образования обязана проверить соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и их подписей, представленных в поддержку выдвижения кандидата.
Проверке подлежат все представленные подписи. При проверке подписных листов ведутся ведомости проверки по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования.
3. Для проведения проверки соответствия требованиям закона порядка выдвижения кандидата, сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, а также достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей Избирательная комиссия муниципального образования может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии муниципального образования и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены участковых комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений избирательная комиссия муниципального образования вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума, а также ГАС "Выборы". Сведения о результатах проверки, полученные по каналам ГАС "Выборы" и подписанные электронной цифровой подписью должностного лица Избирательной комиссии Камчатского края, могут являться основанием для признания подписей избирателей недействительными.
4. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должен извещаться избирательной комиссией муниципального образования кандидат, представивший установленное количество подписей избирателей.
5. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, до представления подписных листов в избирательную комиссию муниципального образования, если исключение (вычеркивание) специально оговорено указанными лицами в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей избирателей до представления подписных листов в избирательную комиссию муниципального образования.
6. В случае, если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
7. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
8. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в едином избирательном округе;
2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации сведений, полученных по каналам ГАС "Выборы" и подписанных электронной цифровой подписью должностного лица избирательной комиссии Камчатского края, либо письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений;
4) подписи избирателей без указания собственноручного внесения избирателем даты и (или) своей подписи;
5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими эти подписные листы;
8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
9) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем выдачи избирательной комиссией муниципального образования письменного подтверждения о приеме документов о выдвижении кандидата;
10) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 3 статьи 32 настоящего Закона;
11) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
12) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном не по форме, установленной Приложением 2 к настоящему Закону.
9. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с частями 8, 9 и 10 настоящей статьи.
10. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата.
В случае, если проведенная избирательной комиссией муниципального образования проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 7 части 6 статьи 37 настоящего Закона, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в избирательной комиссии муниципального образования одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.