Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 15 сентября 2004 г. N 350
Концепция развития промышленности и инвестиционной деятельности в
Камчатской области на 2005-2010 годы (далее - Концепция)
Развитие промышленности и, в основном, рыбной промышленности, на протяжении XX века было стержнем развития экономики, роста численности населения, формирования системы расселения в Камчатской области, а также, в конечном счете, базой для инфраструктурного и социально-демографического обеспечения функционирования объектов общегосударственного значения.
Со времени образования Акционерного Камчатского Общества в 1927 году и до конца 1980-х годов, одной из важнейших принципиальных идей развития экономики Камчатской области была диверсификация структуры хозяйственного комплекса с целью создания дополнительных отраслей специализации, комплексного освоения природных ресурсов, придания устойчивости экономике Камчатской области в целом. В связи с этим за 1930-е - 1980-е годы, в результате длительных крупномасштабных исследований, были накоплены значительные знания о природно-ресурсной базе и естественных условиях возможного развития Камчатской области. Был также создан значительный производственный, инфраструктурный и социально-демографический потенциал в Камчатской области. Этот базис позволяет, несмотря на разрушительные социально-экономические процессы 1990-х годов, ставить в начале 2000-х годов задачи по изучению возможностей и разработке программы развития промышленности в Камчатской области. В начале 2000-х годов, в условиях сокращения природно-ресурсной базы рыбной промышленности, для Камчатской области наступил период выбора. Экономика Камчатской области находится под угрозой структурного разрушения, которое приведет к резкому сокращению промышленного производства и численности населения. В этом случае стабилизация может наступить на уровне, поддерживаемом только обслуживанием структур общегосударственного значения за счет федерального бюджета. Экономика Камчатской области, имея собственный ресурсный потенциал, может за счет развития существующих и создания новых отраслей промышленности и повышения отраслевой и региональной эффективности производства получить стимул для интенсивного социально-экономического развития региона, перехода к бездотационному функционированию регионального хозяйства, к полноценному обеспечению геополитических интересов России на севере Тихого океана.
Главная цель настоящей Концепции состоит в том, чтобы определить основные задачи, принципы, приоритеты, направления, методы промышленной политики в Камчатской области ориентированной на:
- реформирование в рыночных условиях механизма воспроизводства, проведение структурного межотраслевого маневра;
- создание механизма формирования и реализации промышленной политики, включая государственные органы, их функции и правовые инструменты, определение "правил игры" и организацию диалога "бизнес-власть";
- развитие рыночных механизмов обеспечения производства кадровыми и финансовыми ресурсами, внедрение новых технологий и инноваций;
- государственную поддержку модернизации промышленности в переходный период, приоритетного развития наукоемких производств, промышленного экспорта, малого и среднего бизнеса, а также защиту интересов потребителей;
- развитие промышленных отраслей и межотраслевых комплексов с высокой экономической эффективностью;
- создание новых отраслей промышленности;
- создание благоприятной социальной и демографической обстановки;
- экологически обоснованное и обеспечивающее рациональное использование природно-ресурсной базы развитие экономики Камчатской области.
Основными принципами, на которых основана Концепция, являются:
- конституционность и законность;
- сочетание общенациональных и региональных интересов;
- комплексность и системность в решении задач социально-экономического развития Камчатской области, развития промышленности предприятий;
- рациональное сочетание региональной экономической эффективности, социальной справедливости и экологической обоснованности принимаемых решений, а также текущей экономической деятельности отдельных отраслей хозяйства и предприятий;
- рациональное сочетание форм собственности;
- приоритет сохранения состояния природной сферы, обеспечивающей воспроизводство биологических природных ресурсов;
- рациональное в эколого-экономическом отношении использование природно-ресурсной базы, основанное на научных подходах к освоению, внедрению рентных отношений, преемственной разработке комплексных программ использования, гласности решений.
Основными проблемами развития промышленной сферы в Камчатской области в настоящее время являются следующие:
- слабое развитие общих экономических институтов, необходимых для развития производительных отраслей хозяйства; несовершенство рыночной инфраструктуры, слабая кредитная база, недостаток оборотных средств;
- отсутствие реального механизма поддержки экономического развития Камчатской области, основанного на правовых и экономических методах;
- противоречивость и нерациональность отношений собственности на природные ресурсы, что фактически не стимулирует ресурсосбережение и экономически эффективное, с позиции общественных интересов, использование природных ресурсов в Камчатской области и прилегающих морях;
- система финансовых, налоговых, таможенных, бюджетных отношений, тормозящая формирование инвестиционного потенциала, капитальных вложений в развитие существующих и создание новых производственных отраслей;
- отсутствие государственных инвестиций в изучение природно-ресурсной базы, в поддержание функциональных характеристик существующих и создание новых сооружений производственной инфраструктуры общерегионального значения;
- отсутствие государственной координирующей политики и недостаток средств на развитие трудовых ресурсов и подготовку инженерно-технических и рабочих профессий для производственных отраслей хозяйства.
К основным факторам, использование которых может способствовать развитию промышленности в Камчатской области, относятся следующие:
- наличие природных ресурсов, в первую очередь водных биологических, а также минерально-сырьевых, рекреационных, транспортных и других, освоение которых в рациональных формах может служить основой для формирования ряда длительно функционирующих отраслей экономики в Камчатской области;
- наличие сохранившейся части производственного, инфраструктурного, демографического, трудового, интеллектуального потенциала для развития районообразующих, а также вспомогательных отраслей хозяйства, обслуживающих отрасли специализации, население и структуры общегосударственного значения;
- наличие у России объективных общегосударственных геополитических интересов, потребностей в исторически длительном устойчивом социально-экономическом освоении полуострова Камчатка;
- наличие у зарубежных инвесторов устойчивого интереса к освоению имеющих международное значение природных ресурсов в Камчатской области и прилегающих морях.
К основным ограничениям развития промышленности в целом и отдельных отраслей и межотраслевых комплексов в Камчатской области можно отнести следующее:
- специфические природные условия, в результате воздействия которых происходит удорожание экономических характеристик производства, требующих дополнительных затрат для обеспечения комфортности проживания и формирования населения;
- необходимость сохранения природной среды в состоянии, обеспечивающем способность к самовосстановлению экосистем и естественному воспроизводству биологических природных ресурсов;
- отсутствие внутрирегионального открыто зафиксированного капитала, достаточного для инвестирования в развитие промышленности;
- отсутствие системы общегосударственных установлений, позволяющих создать благоприятный инвестиционный климат для привлечения инвестиций в Камчатскую область из других регионов страны и из-за рубежа;
- неэффективность системы государственной поддержки развития региона с особой системой общегосударственных интересов, а также развития в нем производства.
Основными задачами развития промышленной политики в Камчатской области в период 2005 - 2010 годов являются:
- обоснование приоритетов в межотраслевом и внутриотраслевом (по отдельным наиболее важным объектам) разрезах для обеспечения разработки конкретных мероприятий как долгосрочных, так и среднесрочных, соответствующих планированию до 2010 года при условии дефицита инвестиционных ресурсов;
- обеспечение приоритета рыбного хозяйства в Камчатской области, в первую очередь тем его подразделениям, которые могут обеспечить наибольшую региональную эффективность не только по экономическим, но и по социальным, геополитическим и экологическим критериям;
- построение скоординированной политики привлечения инвестиций из различных источников, ориентированных не только на краткосрочные, но и среднесрочные и долгосрочные проекты с тем, чтобы промышленная политика обеспечивала рост промышленного производства не только в 2005 -2010 годах, но и создавала проектные, исследовательские, ресурсные, технологические, иные разработки для развития промышленности в последующие периоды;
- использование развития промышленности для обеспечения оптимальной заселенности, поднятия уровня жизни населения, рационального использования природно-ресурсного потенциала всех районов в Камчатской области;
- развитие специфичных, слабо развитых в настоящее время функциональных подразделений рыночной инфраструктуры с целью создания в Камчатской области благоприятных условий долговременной инвестиционной деятельности, а также информационно-аналитического и консалтингового обеспечения крупного, среднего и малого предпринимательства на внутрирегиональном, общероссийском и мировом рынках;
- кадровое обеспечение на основе программы непрерывного образования и профессиональной подготовки и переподготовки специалистов;
- научное обеспечение развития промышленности на основе комплекса природно-ресурсных, технологических, социально-экономических, экологических, проектно-конструкторских, других исследований и разработок.
Политика развития промышленности и инвестиционной деятельности в Камчатской области реализуется на основе государственного протекционизма с использованием следующих основных методов:
- экономических, в том числе методов налогового регулирования, регулирования цен и тарифов, предоставления государственных гарантий, государственного кредитования и субсидирования, привлечения к участию в открытых конкурсах по выполнению областного государственного заказа, создания благоприятного инвестиционного климата;
- организационно-экономических, в том числе методов регулирования развития промышленности в системе территориальных социально-экономических связей в Камчатской области, создания и поддержки государственных унитарных предприятий;
- правовых, путем принятия новых и корректировки действующих нормативных правовых актов;
- информационных, путем предоставления предприятиям и организациям необходимой информации через информационно-аналитический центр.
В структуре современного хозяйственного комплекса в Камчатской области функционируют следующие сложившиеся межотраслевые комплексы промышленного характера: рыбохозяйственный, топливно-энергетический, лесохозяйственный, агропромышленный, машиностроительный.
В Камчатской области начинают формироваться, а также рассматриваются как перспективные для развития в обозримом будущем, следующие межотраслевые комплексы отраслей промышленной специализации: горнопромышленный, водохозяйственный, газо-нефтедобывающий.
При учете территориальных аспектов промышленной политики в Камчатской области, в первую очередь выделяются следующие:
- относительно равномерное освоение территории Камчатской области за счет рационального сочетания постоянной и временной (сезонной, вахтовой, экспедиционной) организации производства;
- рациональное сочетание экономической эффективности предприятий с экологическими требованиями и социально-экономическими интересами Камчатской области, в первую очередь в сфере занятости проживающего в Камчатский области населения;
- полное использование производственного, транспортного, финансового, социально-демографического, интеллектуального потенциала, сосредоточенного в Петропавловско-Елизовской агломерации;
- наращивание транспортной инфраструктуры как системного территориального каркаса рационального развития всех отраслей хозяйственного комплекса в целом;
- организация взаимодополняющих и повышающих общественную, региональную социально-экономическую эффективность хозяйственных связей промышленности с другими отраслями производства товаров и услуг, социальной сферы, с интересами населения в целом.
Основные положения и механизмы разрабатываемой на основании настоящей Концепции Программы развития промышленности и инвестиционной деятельности в Камчатской области, его инвестиционного обеспечения и механизмов ее реализации состоят в следующем:
- Программа разрабатывается как последовательно развиваемая система подпрограмм развития отдельных межотраслевых комплексов и отраслей хозяйства в пределах предусматриваемого годовыми бюджетами финансирования, а так же целевых средств, выделяемых предприятиями отдельных отраслей;
- функции государственного заказчика-координатора Программы по разработке Программы возлагаются распоряжением Губернатора Камчатской области на управление промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций администрации Камчатской области;
- в рамках каждой отдельной подпрограммы разрабатываются системы ограничений для отраслей экономической, неэкономической и социальной сфер, с которыми планируемая отрасль может оказаться в состоянии социально-экономического, природноресурсного, природоохранного и иного взаимодействия, в том числе конфликта, а также система взаимодополняющих кооперирующих связей с этими сферами;
обмен данными об ограничениях и дополнениях производится государственными заказчиками подпрограмм в рабочем порядке;
- на отдельно определяемых стадиях разработки Программы и подпрограмм необходима разработка территориальных областной и районных схем и проектов базовой планировки с главной задачей целенаправленной и полной координации отраслевых решений, ориентации на комплексное развитие территорий;
- реализация Программы в целом, а также отдельных подпрограмм и их отдельных положений осуществляется исполнителями с уведомлением государственного заказчика - координатора Программы путем представления материалов на конференциях и презентациях, обмена делегациями, переговоров с отдельными инвесторами, а также заключения соглашений, контрактов, договоров, с включением в них положений, обеспечивающих комплексную региональную социально-экономическую эффективность и соблюдение природоохранных требований; а также путем разработки обоснований, планов, программ, проектов и т.д.;
- координацию и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик - координатор Программы, а координацию и контроль заходом# реализации подпрограмм осуществляют государственные заказчики подпрограмм. Государственные заказчики Программы и (или) подпрограмм в установленном порядке, представляют бюджетную заявку на очередной финансовый год, уточняют, с учетом выделяемых на реализацию Программы и (или) подпрограмм финансовых средств, целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и (или) подпрограмм, состав исполнителей, обеспечивает подготовку и представление отчетов о реализации Программы и (или) подпрограмм.
- опережающее развитие должны получить инвестиционный блок, без которого, учитывая слабые инвестиционные возможности областного бюджета, целенаправленное развитие промышленности и экономики в Камчатской области в целом невозможно, а также развитие подразделений рыночной инфраструктуры, без которых невозможно скоординированное, оперативное обеспечение предпринимательской деятельности исчерпывающей информацией, аналитическими кратко-, средне- и долгосрочными разработками и консалтинговыми услугами. Программа разрабатывается как комплексное сочетание подпрограмм развития следующих отраслей хозяйства и межотраслевых блоков:
- рыбохозяйственный комплекс;
- пищевой промышленный комплекс (без рыбной промышленности);
- топливно-энергетический комплекс;
- машиностроительный комплекс;
- лесной и лесопромышленный комплекс;
- горнопромышленный комплекс;
- водопромышленный комплекс;
- газо-нефтедобывающий комплекс;
- инвестиционный комплекс;
- информационно-аналитический комплекс.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.