Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Петропавловск-
Камчатской Городской Думы
от 28 апреля 2004 г. N 71-р
Положение
о создании, управлении, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании
Настоящее Положение вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его опубликования
См. Правила разработки и утверждения программы деятельности областных государственных унитарных предприятий Камчатской области, утвержденные постановлением Губернатора Камчатской области от 16 июня 2004 г. N 227
Настоящее Положение о создании, управлении, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных унитарных казенных предприятий в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования.
I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Положением
Настоящее Положение определяет основные принципы, порядок и единые правила создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных унитарных казенных предприятий на территории Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования.
Статья 2. Основные принципы деятельности органов местного самоуправления по созданию, управлению, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий
Основными принципами деятельности органов местного самоуправления по созданию, управлению, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий являются:
- законность и правовая обоснованность;
- экономическая целесообразность и обоснованность;
- социальная необходимость и значимость.
II. Порядок и условия создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия
Статья 3. Общие условия создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия
1. Решение об учреждении, реорганизации и ликвидации муниципального унитарного предприятия (далее - Предприятие), принимается администрацией Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования (далее - Администрация) в лице Главы Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования - градоначальника, а в отношении муниципального унитарного казенного предприятия (далее - Казенное предприятие) - Петропавловск-Камчатской Городской Думой (далее - Городская Дума), на основании представления комиссии по вопросам деятельности унитарных предприятий.
Об учреждении унитарного предприятия см. статью 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ
2. Комиссия по вопросам деятельности унитарных предприятий (далее - Комиссия) является постоянно действующим органом, образовывается в целях защиты муниципальных интересов в вопросах целесообразности и экономической эффективности создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий.
3. Состав Комиссии формируется из представителей отраслевого органа Администрации, заинтересованного в создании (реорганизации, ликвидации) Предприятия, Казенного предприятия, отраслевого органа Администрации, к компетенции которого отнесены вопросы экономики, финансово-казначейского управления Администрации, Комитета по управлению муниципальным имуществом (далее - Комитет), депутатов Городской Думы, других лиц.
Состав Комиссии утверждается постановлением Главы Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования - градоначальника (далее - Градоначальник).
4. Председателем Комиссии является председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом.
5. Количественный состав Комиссии должен быть нечетным и иметь равное число представителей Администрации и Городской Думы, не считая председателя.
6. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей списочного состава членов Комиссии. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим.
7. Исполнительные органы местного самоуправления, иные структурные подразделения (далее - отраслевые органы) Администрации, заинтересованные в создании Предприятия, Казенного предприятия, готовят финансово-экономическое обоснование и представляют его на рассмотрение Комиссии.
8. Решение об учреждении (реорганизации, ликвидации) Предприятия оформляется постановлением Градоначальника.
Решение об учреждении (реорганизации, ликвидации) Казенного предприятия оформляется постановлением Городской Думы.
Статья 4. Порядок учреждения унитарного предприятия
1. Предприятие, Казенное предприятие создаются в соответствии с планами и программами социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования, которые утверждаются Городской Думой.
2. Решение об учреждении Предприятия, Казенного предприятия, принимаемое в соответствии со ст. 3 настоящего Положения, должно определять цели, предмет и вид деятельности Предприятия, Казенного предприятия.
3. Учредителем унитарных предприятий выступает Петропавловск-Камчатское городское муниципальное образование в лице Комитета.
4. Учредительным документом Предприятия, Казенного предприятия является устав.
5. Устав унитарного предприятия, изменения и дополнения в устав, утверждаются Комитетом, за исключением изменений, связанных с увеличением либо уменьшением уставного фонда Предприятия. Содержание устава определяется действующим законодательством.
6. Изменения в Устав Казенного предприятия вносятся Комитетом на основании соответствующего постановления Городской Думы.
Статья 5. Уставный фонд муниципального унитарного предприятия и порядок его формирования
1. Уставным фондом Предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов Предприятия.
2. Уставный фонд Предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Нормативными правовыми актами Городской Думы могут быть установлены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд Предприятия.
3. На основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности за истекший финансовый год Комитет вправе уменьшить либо увеличить уставный фонд Предприятия. В случаях, установленных законом, Комитет обязан уменьшить уставный фонд Предприятия.
Решение об увеличении уставного фонда Предприятия принимается Градоначальником и оформляется его постановлением.
Решение об уменьшении уставного фонда принимается Городской Думой и оформляется постановлением.
На основании принятых решений об увеличении или уменьшении уставного фонда Предприятия Комитет вносит соответствующие изменения в устав Предприятия.
Статья 6. Основания и условия реорганизации унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с действующим законодательством в порядке, установленном ст. 3 настоящего Положения.
2. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их цели, задачи и функции по производству продукции, оказанию услуг и содержанию имущества идентичны.
3. Унитарное предприятие может быть реорганизовано путем выделения или разделения на два и более предприятия в случае, если такое выделение или разделение экономически целесообразно и способствует развитию рыночных отношений.
4. Унитарное предприятие может быть реорганизовано путем преобразования в муниципальное учреждение.
Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.
5. При преобразовании Казенного предприятия в муниципальное учреждение Петропавловск-Камчатское городское муниципальное образование в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к реорганизованному Казенному предприятию.
6. При принятии решения о реорганизации Комитет обязан в течение пяти рабочих дней со дня его подписания опубликовать в средствах массовой информации соответствующее сообщение.
Статья 7. Порядок ликвидации унитарного предприятия
1. Предприятие, Казенное предприятие может быть ликвидировано:
- по решению Градоначальника (в отношении Предприятий) или Городской Думы (в отношении Казенных предприятий);
- по решению уполномоченных государственных органов или суда.
2. Ликвидация унитарного предприятия осуществляется ликвидационной комиссией.
3. Ликвидационная комиссия производит расчеты с кредиторами унитарного предприятия в порядке очередности, установленной действующим законодательством Российской Федерации.
4. По окончании расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия передает Комитету оставшееся имущество, денежные средства и иное имущество унитарного предприятия, включая выручку от реализации его имущества при ликвидации, для последующей передачи в Казну Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования, а также составляет ликвидационный баланс и представляет его на утверждение Градоначальнику.
См. статью 43 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ
III. Управление унитарным предприятием
Статья 8. Права Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования как собственника имущества в управлении унитарным предприятием
1. От имени Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования полномочия собственника имущества и учредителя унитарного предприятия в пределах, установленных настоящим Положением, осуществляют Градоначальник, Комитет и отраслевой орган Администрации, в сфере управления которого находится унитарное предприятие.
2. Городская Дума осуществляет полномочия в сфере нормативного правового регулирования создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий в пределах компетенции, определяемой в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации, законами Камчатской области и Уставом Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования.
С целью осуществления контроля за созданием, реорганизацией, ликвидацией и деятельностью унитарных предприятий Городская Дума:
- запрашивает информацию о финансово-экономической деятельности унитарного предприятия;
- участвует в работе комиссии по вопросам деятельности унитарных предприятий;
- принимает решения о проведении внеплановых проверок Контрольно-ревизионным управлением с направлением Градоначальнику представления и заключения Контрольно-ревизионного управления о деятельности унитарного предприятия.
3. При осуществлении полномочий собственника и учредителя унитарного предприятия: Градоначальник:
- принимает решение об учреждении Предприятия;
- определяет цели, предмет, виды деятельности Предприятия;
- принимает решение о реорганизации или ликвидации Предприятия в порядке, установленном законодательством и настоящим Положением, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия.
Комитет:
- заключает, изменяет и прекращает трудовой договор с директором унитарного предприятия в соответствии с трудовым законодательством и иными, содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
- утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
- формирует уставный фонд Предприятия;
- дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
- осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
- дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
- дает согласие в случаях, предусмотренных законодательством, на совершение унитарным предприятием крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность директора унитарного предприятия, и иных сделок;
- дает согласие на участие Предприятия в иных юридических лицах, а также согласие на участие Предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций.
Отраслевой орган Администрации:
- согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение, изменение и прекращение с ним трудового договора;
- утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
- утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
- принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.
4. Комитет не имеет права определять стоимость продукции и услуг, производимых унитарным предприятием.
5. В случаях, определенных законом, Уставом Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования, Городская Дума может регулировать цены на продукцию, услугу, произведенную Предприятием, Казенным предприятием. При установлении Городской Думой цены на продукцию, услугу, произведенную Предприятием, Казенным предприятием ниже себестоимости, возникшая разница возмещается из бюджета Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования с указанием источника такого возмещения.
6. Перекрестное субсидирование стоимости продукции, услуги, произведенной Предприятием, Казенным предприятием, запрещается.
Статья 9. Управление унитарным предприятием
1. Управление Предприятием, Казенным предприятием осуществляет руководитель (директор), который является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия и действует на основании устава унитарного предприятия, трудового договора с собственником, иных нормативных правовых актов.
См. Положение о порядке назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в Петропавловск-Камчатской городском муниципальном образовании, утвержденное решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 4 февраля 2000 г. N 106-р
2. Трудовые отношения между руководителем унитарного предприятия и соответствующим предприятием возникают на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности.
См. Типовой контракт с руководителем муниципального предприятия (учреждения)
3. Конкурс на замещение должности руководителя унитарного предприятия проводится на основании Положения, утверждаемого Городской Думой.
4. Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации. Порядок проведения аттестации устанавливается решением Городской Думы.
5. Руководитель унитарного предприятия ежеквартально и ежегодно отчитывается о деятельности унитарного предприятия в порядке и в сроки, которые определяются Комитетом, по форме согласно Приложению 1 к настоящему Положению.
6. Руководитель несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.
7. Комитет вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.
8. Право трудового коллектива на участие в управлении унитарным предприятием непосредственно или через свои представительные органы регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, законами Камчатской области, уставом унитарного предприятия, коллективным договором.
Статья 10. Управление унитарным предприятием в кризисной ситуации
1. Кризисной ситуацией на Предприятии, Казенном предприятии признается ситуация, отвечающая признакам банкротства, до обращения заинтересованных лиц в суд о признании унитарного предприятия несостоятельным (банкротом) согласно законодательству.
О несостоятельности (банкротстве) юридических лиц см. статью 65 Гражданского кодекса РФ
2. Управлением при кризисной ситуации считаются взаимоотношения, возникающие между унитарным предприятием и собственником имущества для финансового оздоровления унитарного предприятия в кризисных условиях, путем усиления взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.
3. При возникновении на унитарном предприятии кризисной ситуации Комитет создает комиссию по установлению и устранению причин кризисной ситуации на предприятии.
4. Комиссия по установлению причин кризисной ситуации на унитарном предприятии всесторонне исследует сложившуюся ситуацию и устанавливает ее причины, что оформляется протоколом заседания комиссии, содержащем соответствующие выводы. Протокол комиссии представляется комитетом на рассмотрение Городской Думы.
5. При рассмотрении протокола комиссии и установления причин кризисной ситуации на унитарном предприятии Городская Дума определяет меры по предупреждению банкротства предприятия, направленные на восстановление его платежеспособности, в том числе, при необходимости, с выделением на эти цели средств из городского бюджета.
Такие меры могут быть также приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с предприятием-должником и собственником имущества.
6. В случае установления в качестве причины, приведший к кризисной ситуации на унитарном предприятии, неэффективное управление унитарным предприятием Городская Дума вправе рекомендовать Комитету прекратить досрочно трудовой договор с руководителем унитарного предприятия в соответствии с п. 3 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации.
7. В исключительном случае Городская Дума (в том числе по представлению Градоначальника) может принять решение о проведении досудебной санации в соответствии с федеральным законодательством о несостоятельности (банкротстве).
IV. Имущество муниципального унитарного предприятия и муниципального казенного унитарного предприятия
Об имуществе и уставном фонде унитарного предприятия см. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ
Статья 11. Имущество муниципального унитарного предприятия
1. Имущество Предприятия формируется Комитетом в соответствии с целями и задачами создания Предприятия на основании действующего законодательства и закрепляется за Предприятием на праве хозяйственного ведения.
2. Предприятие несет ответственность за сохранность и использование имущества в соответствии с действующим законодательством и договором об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения. Действия Предприятия по распоряжению имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения, должны быть обусловлены задачами уставной деятельности Предприятия и целевым назначением имущества.
3. Имущество, передаваемое в хозяйственное ведение, подлежит оценке в порядке, установленном законодательством.
4. Предприятие в установленном порядке самостоятельно оформляет правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположены здания и сооружения, переданные ему на праве хозяйственного ведения. При этом предприятие самостоятельно вносит в бюджет платежи за землю по ставкам, установленным соответствующими нормативными актами.
5. Право хозяйственного ведения на имущество прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
6. Передача муниципального имущества Предприятию в безвозмездное пользование запрещается.
Статья 12. Имущество муниципального унитарного казенного предприятия
1. Имущество Казенного предприятия формируется Комитетом в соответствии с целями и задачами создания Казенного предприятия на основании действующего законодательства и закрепляется за Казенным предприятием на праве оперативного управления.
2. Казенное предприятие несет ответственность за сохранность и использование имущества в соответствии с действующим законодательством и договором об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления.
3. Имущество, переданное в оперативное управление, подлежит оценке в порядке, установленном законодательством.
4. Казенное предприятие в установленном порядке самостоятельно оформляет правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположены здания и сооружения, переданные ему на праве оперативного управления. При этом Казенное предприятие самостоятельно вносит в бюджет платежи за землю по ставкам, установленным соответствующими нормативными актами.
5. Передача муниципального имущества Казенному предприятию в безвозмездное пользование запрещается.
Статья 13. Порядок и условия совершения крупной сделки
1. Решение о совершении крупной сделки принимается с письменно оформленного согласия Комитета.
2. Крупная сделка, совершенная с нарушением действующего законодательства, и приведшая к убыткам от такой сделки, должна быть в обязательном порядке оспорена Комитетом.
Статья 14. Право собственника имущества на получение прибыли от использования имущества, находящегося у унитарного предприятия
1. Петропавловск-Камчатское городское муниципальное образование имеет право на получение двадцати пяти процентов суммы чистой прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия.
2. Предприятие ежегодно перечисляет в бюджет Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования часть указанной прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Комитетом.
3. Руководитель Предприятия ежегодно вместе с отчетом представляет в Комитет и отраслевой орган Администрации, в ведении которого находится муниципальное унитарное предприятие, предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования.
4. После согласования с Комитетом и отраслевым органом Администрации размера части прибыли, согласованная часть прибыли переводится в бюджет Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования до первого июня текущего года.
5. Порядок распределения доходов Казенного предприятия определяется решением Городской Думы.
V. Планирование финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия
Статья 15. Порядок и сроки планирования финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия
1. Руководитель унитарного предприятия представляет ежегодно до первого июля текущего года в Комитет и соответствующий отраслевой орган Администрации программу финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия (далее - Программа) на следующий год, разработанную по форме согласно Приложению 2 к настоящему Положению, и представляющую комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования.
2. Мероприятия Программы должны отражать основные направления деятельности в планируемом периоде по достижению целей, определенных уставом унитарного предприятия.
3. Вместе с проектом Программы представляется технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения.
4. Соответствующий отраслевой орган Администрации до первого сентября текущего года вносит свои поправки в проект Программы и направляет его для утверждения в Комитет.
5. Комитет до первого октября текущего года направляет утвержденные Программы для сведения в Городскую Думу.
VI. Контроль со стороны собственника за деятельностью унитарного предприятия
О контроле за деятельностью унитарного предприятия см. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ
Статья 16. Порядок осуществления контроля со стороны собственника за деятельностью унитарного предприятия
1. Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется Комитетом и соответствующим отраслевым органом Администрации.
2. Унитарное предприятие представляет Комитету и отраслевому органу Администрации ежеквартальный и годовой отчеты о результатах своей деятельности за истекший период.
3. На основе представленных данных, а также данных, полученных в результате проверок, Комитет совместно с соответствующим отраслевым органом Администрации осуществляет оперативный анализ финансово-хозяйственной деятельности. Итоги финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия рассматриваются и утверждаются на годовом заседании балансовой комиссии, а при необходимости - на ежеквартальном заседании Комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.