Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Губернатора
Камчатского края
от 28 декабря 2007 г. N 357
Программа демографического развития Камчатского края
г. Петропавловск-Камчатский
2007 год
1. Введение
Программа демографического развития Камчатского края (далее Программа) разработана на основании распоряжения Губернатора Камчатского края от 13.08.2007 N 214-Р и постановления Губернатора Камчатского края от 03.12.2007 N 194 "Об утверждении Концепции демографического развития Камчатского края на период до 2025 года".
В современном демографическом развитии Камчатского края проявляются неблагоприятные тенденции, характерные в целом для Российской Федерации, связанные с устойчивой убылью населения. Численность населения Камчатского края снижается с 1995 года, последние три года ежегодное уменьшение численности населения составляет в среднем 2,9 тыс. человек. Основным фактором снижения численности населения в Камчатском крае является миграционный отток.
Развитие демографической ситуации в Камчатском крае в 1990-е годы и в начале 2000-х годов обусловлено более резким и продолжительным снижением экономического потенциала и сокращением структур общегосударственного значения. Численность населения Камчатской области за период с 1990 г. по 2007 г. сократилась с 476,9 тыс. чел. до 347,1 тыс. чел. (27,2%); в том числе Корякского автономного округа с 37,6 тыс. чел. до 22,6 тыс. чел. (39,9%).
В настоящее время уровень рождаемости края аналогичен уровню 1991 года. Рождаемость в Камчатском крае ниже среднероссийской (11,0 промилле против 10,4 промилле в расчете на 1000 населения) и в последние годы нестабильна. Современное репродуктивное поведение населения области сориентировано в основном на рождение одного ребенка - суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,3 рождения на одну женщину, против 2,1 рождения, необходимых для простого замещения поколений родителей их детьми.
На протяжении последних 20 лет количество рождений неуклонно сокращается во всех возрастных группах матерей. Немалое влияние на темпы и размеры рождаемости оказывает состояние здоровья будущих мам. В 2006 году у 90% (3436 человек) беременных женщин зарегистрированы различные заболевания.
Число зарегистрированных во время беременности заболеваний превышает количество заболевших женщин в полтора раза. Высокая заболеваемость беременных женщин является причиной осложненных, тяжелых родов.
В целом тенденции рождаемости населения обусловлены социально-экономическими факторами: материальным положением и образом жизни, социальным статусом, жилищными условиями, а также переходом от многодетной к средне- и малодетной современной семье, как и в развитых европейских странах.
Спад рождаемости и рост смертности населения в Камчатском крае менее резок, чем в России в целом, однако тенденция к естественной убыли устойчиво проявляется с 1993 года.
В повышении смертности, кроме общих социальных факторов, которые обусловили высокую степень заболеваемости и смертей по "социальным причинам", в значительной степени проявились возрастные и половые особенности населения. Отмечается ухудшение в целом показателей здоровья населения Камчатского края. В повышенной мере отмечается смертность мужчин в трудоспособном и подростковом возрасте.
По итогам 2006 года уровень смертности в расчете на 1000 человек населения составил 11,3 промилле, что выше, чем по России (15,2 промилле).
Снижение численности населения в наибольшей мере затронуло северные и отдаленные районы Камчатского края. Исключением является Быстринский национальный район, численность населения которого снизилась менее чем на 15%. Особенной социальной остротой отличаются проблемы развития малочисленных коренных народов Севера, проживающих в Камчатском крае. Для демографического и этнического сохранения этих народов необходимы специфические формы организации общественных отношений (например, территории традиционного природопользования).
Постоянное уменьшение численности населения Камчатской области привело к изменению его возрастной структуры. Общей тенденцией изменения возрастной структуры населения по мере снижения рождаемости и роста средней продолжительности жизни является неуклонный рост в возрастной структуре доли населения старших возрастов.
В настоящее время, на территории Камчатского края проживает 17% лиц в возрасте моложе трудоспособного, тогда как в начале 90-х годов, их было 27%. При этом, за тот же период времени, доля населения в возрасте старше трудоспособного возраста увеличилась более чем в два раза, а численность детей в возрасте от 0 до 16 лет уменьшилась в 2,15 раза.
Совокупность негативных обстоятельств обуславливает официальные прогнозы о продолжении тенденции снижения численности населения, как минимум, к 2025 году до 270 тыс. чел., т.е. почти на 77 тыс. чел. за 18 лет; а к 2015 году до 300-310 тыс. чел., т.е. почти на 40 тыс. чел. за 8 лет.
Прогнозируется дальнейшее снижение числа жителей трудоспособного возраста в связи с миграционными потерями, вступлением в трудоспособный возраст малочисленного контингента граждан, рожденных в начале 90-х годов, и выбытием из него многочисленной категории лиц, рожденных в послевоенные годы. Уменьшение численности населения продолжится, однако темпы снижения замедлятся. В 2008 году число жителей Камчатского края сократится на 3,1 тыс. человек, в 2009 году - на 3,4, в 2010 году - на 10,5.
При сохранении существующих социально-экономических условиях численность населения полуострова в ближайшие 15-20 лет будет уменьшаться как вследствие отрицательного естественного прироста, так и миграционного оттока за пределы края.
Вместе с тем, предусматриваемое развитие в Камчатском крае социально-экономического комплекса, обеспечивающего полное и рациональное освоение природно-ресурсного потенциала Камчатки и прилегающих морей, а также использование геополитического и геоэкономического выгодного положения юга полуострова Камчатка на севере Тихого океана, потребует дополнительных трудовых ресурсов.
На процессы демографического развития Камчатского края до 2015 года и на следующие периоды может оказать значительное влияние в соответствующих сферах реализация приоритетных национальных проектов, ориентированных на постепенное разрешение проблемных ситуаций в сферах "Здравоохранение", "Образование", "Сельское хозяйство" и "Жилищно-коммунальное хозяйство".
Очевидно, что сложившиеся в Камчатском крае демографические процессы не соответствуют предполагаемым на обозримую перспективу интересам России, нуждающейся в развитии Камчатки устойчиво освоенного региона.
В связи с этим, главной задачей демографического развития Камчатского края, в соответствии с предполагаемой целью демографической политики Российской Федерации до 2025 г., а также в соответствии с программами социально-экономического развития региона, является повышение рождаемости, снижение смертности, а также снижение отрицательного сальдо миграции населения в социально активном трудоспособном возрасте, профессионально подготовленного для работы в специфических местных условиях труда и жизнедеятельности.
В настоящей Программе приоритетными направлениями являются развитие здравоохранения, образования, социальной защиты населения, которые напрямую связаны с обеспечением естественного воспроизводства населения. В этих отраслях в настоящее время осуществляется целенаправленная деятельность, способствующая улучшению демографической ситуации в Камчатском крае.
Настоящая Программа объединяет финансовые ресурсы для достижения поставленной цели и создает предпосылки демографического роста населения Камчатского края.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для демографического развития Камчатского края за счет улучшения показателей естественного прироста населения и миграционных процессов для обеспечения устойчивой заселенности территории и обеспечении трудовым потенциалом социально-экономических и иных комплексов общегосударственного и регионального значения.
Задача Программы состоит в обеспечении разработки и принятии нормативных правовых актов, устанавливающих правовую базу для демографического развития края, обеспечении государственной поддержки семей, имеющих детей, повышении престижа материнства, социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспечении занятости, эффективной кадровой насыщенности предприятий и организаций, регулировании миграционного процесса.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов, внебюджетных источников.
На 2008 год объем финансирования составляет 1 879 099,8 тысяч рублей, в том числе федеральный бюджет 538 014,1 тысяч рублей, краевой бюджет 1 252 217,6 тысяч рублей, внебюджетные источники (средства фонда социального страхования) 88 868,1 тысяч рублей.
В 2008 году финансирование Программы осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных Законом Камчатской области "О краевом бюджете на 2008 год" главным распорядителям бюджетных средств являющихся исполнителями Программы.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы устанавливается Законом о краевом бюджете на соответствующий год, в пределах доходов краевого бюджета и подлежит уточнению в установленном порядке.
4. Прогноз развития демографической ситуации в Камчатском крае до 2015 года
В результате реализации Программы ожидаются следующие результаты:
- стабилизация численности населения Камчатского края за счет улучшения социально-экономических условий, положительного естественного прироста и уменьшения миграционного оттока за пределы края;
- увеличение числа родившихся на 1000 человек населения с 11,0 промилле до 12,4 в 2015 году, в том числе в 2008 - 10,4, в 2010 году - 11,0;
- сокращение естественной убыли населения с 11,3 промилле до 10,1 в 2015 году, в том числе в 2008 году - 11,2, в 2010 году - 10,7;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно - предотвратимой смерти, в первую очередь, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности.
Миграционная убыль населения будет снижаться ежегодно в среднем на 1000 человек. К 2015 году миграционный отток резко сократится и обозначится превышение числа прибывших на полуостров над выбывшими.
5. Механизм реализации Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Основными исполнителями Программы являются Министерство социального развития и труда, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Агентство по занятости населения, Агентство по делам молодежи; Агентство по физкультуре и спорту.
Ответственным за реализацию Программы определено Министерство социального развития и труда Камчатского края. Исполнители Программы формируют бюджетные заявки в соответствии с основными мероприятиями и ежегодно представляют их в установленном порядке в Министерство финансов Камчатского края. Исполнители несут ответственность за качественное и своевременное исполнение мероприятий Программы, эффективное использование финансовых средств. Министерство социального развития и труда Камчатского края осуществляет подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы.
Контроль за исполнением Программы в целом осуществляет Правительство Камчатского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.