Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 6 мая 2003 г. N 175 программа к настоящему постановлению изложена в новой редакции
"Приложение
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 31 июля 2001 г. N 239
Долгосрочная областная целевая программа
"Развития и поддержки малого предпринимательства в Камчатской области
на 2002-2003 годы"
6 мая, 10 ноября 2003 г.
малого предпринимательства в Камчатской области на 2002-2003 годы"
ее решения программными методами)
4. Система программных мероприятий
5. Ресурсное обеспечение Программой
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
7. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
8. Сокращения, принятые в Программе
9. Приложение к Программе "Основные мероприятия долгосрочной областной
целевой Программы "Развития и поддержки малого предпринимательства
в Камчатской области на 2002-2003 годы"
1. Паспорт
долгосрочной областной целевой программы "Развития и поддержки малого
предпринимательства в Камчатской области на 2002-2003 годы"
/------------------------------------------------------------------------------\
| Наименование программы |Долгосрочная областная целевая программа "Развития|
| |и поддержки малого предпринимательства в Камчатской|
| |области на 2002-2003 годы". |
| | |
|--------------------------+---------------------------------------------------|
|Дата принятия решения о |Распоряжение Губернатора Камчатской области от |
|разработке Программы |05.04.2001 г. N 293-Р. |
| | |
|--------------------------+---------------------------------------------------|
|Государственный заказчик |Управление промышленной политики, развития|
| |предпринимательства и инвестиций администрации|
| |Камчатской области. |
| | |
|--------------------------+---------------------------------------------------|
|Разработчик Программы |Государственное унитарное предприятие "Камчатский|
| |выставочный центр". |
| | |
|--------------------------+---------------------------------------------------|
|Цели и задачи Программы, |Формирование благоприятного |
|основные целевые |инвестиционно-финансового климата и |
|показатели |организационно-правовых условий для повышения |
| |деловой активности населения Камчатской области,|
| |стимулирование создания и устойчивого |
| |функционирования субъектов малого |
| |предпринимательства Камчатской области, как |
| |основного компонента рыночной экономики, важнейшего|
| |инструмента создания новых |
|--------------------------+---------------------------------------------------|
| |рабочих мест, одного из основных источников |
| |пополнения - областного бюджета. |
|--------------------------+---------------------------------------------------|
|Основные мероприятия |Совершенствование нормативно-правовой базы; |
|Программы |формирование механизма финансовой и имущественной,|
| |производственно-организационной, информационной |
| |поддержки, развитие и эффективное использование|
| |инфраструктуры поддержки малого |
| |предпринимательства в Камчатской области. |
| | |
|--------------------------+---------------------------------------------------|
|Сроки и этапы |2002-2003 годы |
|реализации Программы | |
| | |
|--------------------------+---------------------------------------------------|
|Исполнители Программы |- Управление промышленной политики, развития|
| |предпринимательства и инвестиций администрации |
| |Камчатской области; |
| |- Камчатский государственный фонд поддержки малого|
| |предпринимательства; |
| |- Камчатский региональный фонд поддержки |
| |сельскохозяйственного производства и мелкотоварного|
| |предпринимательства "Село"; |
| |- Департамент финансов и бюджетной политики |
| |администрации Камчатской области; |
| |- Управление внешнеэкономических связей и туризма|
| |администрации Камчатской области; |
| |- Комитет сельского хозяйства, продовольствия и|
| |торговли администрации Камчатской области; |
| |- Управление по связям с общественностью и работе с|
| |обращением граждан администрации Камчатской|
| |области; |
| | - Управление труда и социального развития|
| |администрации Камчатской области; |
| |- Департамент федеральной службы занятости|
| |населения по Камчатской области; |
| |- Управление образования администрации Камчатской|
| |области; |
| |- Торгово-промышленная палата Камчатской области; |
| |- Камчатский центр научно-технической информации; |
| |- Камчатский областной комитет государственной|
| |статистики; |
| |- Общественный совет по предпринимательству при|
| |губернаторе Камчатской области; |
| |- Некоммерческое партнерство "Ассоциация|
| |предприятий и предпринимателей Камчатки"; |
| |- ГТРК; |
| |- ТВК; |
| |- органы местного самоуправления муниципальных|
| |образований в Камчатской области. |
| | |
|--------------------------+---------------------------------------------------|
Постановлением Губернатора Камчатской области от 6 мая 2003 г. N 176 строка паспорта к настоящей программе изложена в новой редакции
/-------------------------------------------------------------------------------\
|Объемы и источники |Общая стоимость Программы - 27844 тыс. рублей Общий|
|финансирования, в том |объем финансирования в 2002 году - 17000 тыс. руб., |
|числе каждого этапа |в том числе: |
| |Средства ФФПМП - 4000 тыс. руб. |
| |Областной бюджет - 10000 тыс. руб. |
| |Собственные средства региональных фондов|
| |поддержки малого предпринимательства - 3000 тыс.|
| |руб. |
| |Общий объем финансирования в 2003 году - 10844 тыс.|
| |руб., |
| |в том числе: |
| |Средства ФФПМП - 4000 тыс. руб. |
| |Областной бюджет - 4144 тыс. руб. |
| |Собственные средства региональных фондов поддержки|
| |малого предпринимательства - 2700 тыс. рублей |
| | |
-------------------------------------------------------------------------------/
| |Собственные средства региональных фондов поддержки|
| |малого предпринимательства- 3000 тыс. руб. |
| |Общий объем финансирования в 2003 году - 10700 тыс.|
| |руб., |
| |в том числе: |
| |Средства ФФПМП - 4000 тыс. руб. |
| |Областной бюджет - 4000 тыс. руб. |
| |Собственные средства региональных фондов поддержки|
| |малого предпринимательства - 2700 тыс. рублей |
| | |
|--------------------------+---------------------------------------------------|
|Прогноз ожидаемых |- Увеличение производства товаров и услуг в|
|результатов реализации |Камчатской области на 10-12%; |
|Программы |- увеличение поступлений в бюджеты всех уровней на|
| |4-6%; |
| |формирование конкурентной среды; |
| |- создание 250 новых рабочих мест на малых|
| |предприятиях в Камчатской области; |
| |- обеспечение становления и развития 20 |
| |крестьянско-фермерских хозяйств. |
| | |
|--------------------------+---------------------------------------------------|
|Организация управления |- Управление промышленной политики, развития|
|Программой и контроль за |предпринимательства, и инвестиций администрации|
|ходом ее реализации |Камчатской области; |
| |- Попечительский Совет КГФПМП; |
| |- Общественный совет по предпринимательству при|
| |губернаторе Камчатской области; |
| |- Контрольно-счетная палата Камчатской области. |
| | |
\------------------------------------------------------------------------------/
2. Технико-экономическое обоснование (содержание проблемы и необходимость ее
решения программными методами)
Долгосрочная областная целевая программа "Развития и поддержки малого предпринимательства в Камчатской области на 2002-2003 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Камчатской области от 25.12.96 г. N 64 "О малом предпринимательстве в Камчатской области".
Несомненно, что к условиям развития предпринимательства необходимо подходить комплексно, что обеспечивается настоящей Программой, сформированной исходя из принципов преемственности по отношению к аналогичным Программам за период с 1994 по 2001 годы.
Сегодня концепция развития и поддержки малого предпринимательства возведена в ранг государственной политики. Однако условия, в которых идет в стране формирование малого бизнеса, в целом нельзя назвать благополучными.
Следует отметить, что достигнутый в Камчатской области уровень развития малого предпринимательства сохраняется без существенных изменений с 1997 года, причиной этого является слабое использование потенциальных возможностей для роста производства, товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот и значительные природные ресурсы. Хотя, в современных условиях крайне важны, такие экономические преимущества малых предприятий как: лучшая приспособляемость к рыночным условиям; практическое отсутствие задолженностей перед бюджетами, партнерами и по заработной плате; более низкий уровень издержек производства.
По данным комитета государственной статистики по Камчатской области на начало 2001 г. в Камчатской области действовало 1964 малых предприятий, с числом занятых более 17 тысяч человек. На условиях совместительства, договоров подряда и других договоров гражданско-правового характера привлечено более 2 тыс. человек, что несколько выше показателей на начало 2000 года. Число официально зарегистрированных индивидуальных предпринимателей составляет 8,6 тыс. человек, тогда как фактически занято частной предпринимательской деятельностью более 27 тыс. человек.
В настоящее время на 1 тыс. человек в Камчатской области приходится всего 5 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Экономического Союза - не менее 30.
За 2000 год малыми предприятиями произведено товаров (работ, услуг) на 4075 млн. рублей (18% от общего объема по Камчатской области), что больше 1999 года на 26 %.
В 2000 году субъектами малого предпринимательства в виде единого налога на вмененный доход и по упрощенной системе налогообложения выплачено 22,5 млн. руб., что в целом на 54% больше, чем в 1999 году.
В 2000 году инвестиции малых предприятий в основной капитал составили 253 млн. рублей и по сравнению с 1999 годом возросли на 9 %.
Отраслевая структура малых предприятий в Камчатской области практически не изменилась, и она отражает ситуацию, сложившуюся в целом по России. Непроизводственная сфера деятельности остается более привлекательной. Практически каждое третье предприятие действует в сфере торговли и общественного питания. Число малых предприятий в промышленности составляет 30 %, строительстве - 12%. В промышленности большее число малых предприятий занято в пищевой, рыбной отраслях, лесной и деревообрабатывающей промышленности и металлообработке.
По-прежнему остается высокой дифференциация по уровню развития малого предпринимательства между районными и городскими муниципальными образованиями в Камчатской области. Около 84% малых предприятий зарегистрированы в городах Камчатской области, из них 55% в г. Петропавловске-Камчатском, что объясняется более удобным транспортным расположением и размерами потребительского рынка. Потенциал малого предпринимательства в муниципальных образованиях в Камчатской области востребован слабо. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчаткой области, осознавая, что малое предпринимательство, создавая новые рабочие места, обеспечивает занятость населения, и увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, все же уделяют не достаточно внимания вопросам развития и поддержки малого предпринимательства.
На сегодняшний день развитие малого предпринимательства в Камчатской области приобрело необратимый характер, и сегодня малое предпринимательство становится заметной силой общественного развития.
Намечая возможные перспективы развития малого предпринимательства, необходимо отметить и то, что уже сделано.
Продолжает развиваться нормативно-правовая база, регулирующая деятельность субъектов малого предпринимательства. Приведен в соответствие с федеральным законодательством Закон Камчатской области "О малом предпринимательстве в Камчатской области" от 25.12.96 N 64. Были внесены изменения и дополнения в ранее принятые законы Камчатской области: "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Камчатской области" от 24.02.99 N 30, "Об упрощенной системе налогообложения в Камчатской области" от 14.11.96 N 55. Приняты постановления Губернатора Камчатской области: от 05.04.2001 N 72 "Об учете контрольных проверок субъектами малого предпринимательства в Камчатской области", от 06.06.2001 N 153 "О проведении ежегодных областных конкурсов "Лучший предприниматель года", от 19.07.2001 N 217 "Об общественном совете по предпринимательству при губернаторе Камчатской области".
За 2000 год и первое полугодие 2001 года финансово-кредитная поддержка была оказана 30 малым предприятиям, в основном специализирующихся в области рыбопереработки, производства продуктов питания, швейного производства и книгоиздания, в размере 3,5 млн. рублей. В целом за годы реализации предыдущих Программ развития и поддержки малого предпринимательства, при финансовой поддержке, в основном из областного бюджета, реализовано 316 предпринимательских проектов, направленных на создание и развитие малого бизнеса в рыбопереработке, пищевой и хлебопекарной промышленности, в сфере бытового обслуживания населения и транспортного сервиса, поддержке фермерских и крестьянских хозяйств.
В целях развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Петропавловске-Камчатском в мае 2000 года открыт Камчатский выставочный центр. За год его работы было проведено 28 мероприятий - выставок и ярмарок различной тематики и продолжительностью от 2 дней до месяца.
За последние годы произошли изменения не столько в количественном составе малого предпринимательства, сколько в совершенно ином, более качественном отношении к самому процессу ведения бизнеса. Растет профессионализм многих предпринимателей и управленцев, все более заметно стремление к ведению цивилизованного бизнеса. Если ранее большинство предпринимателей, в процессе поиска своего места на рынке, интересовала грубая оценка шансов выживания того или иного бизнеса, то к 2000 году ситуация постепенно изменилась, свободных ниш на рынке практически не осталось и многие стали пытаться работать рядом с конкурентами. На первый план вышли такие вопросы как: развитие новых направлений деятельности, новых технологий; стратегические бизнес-планирование; пополнение оборотных средств и увеличение основных фондов.
О повышении профессионализма свидетельствует, и участие наших предпринимателей и предприятий в 5 Всероссийских и 3 международных выставках, что позволило заключить им выгодные договоры и контракты.
Семь предприятий со своей продукцией приняли участие во Всероссийском конкурсе "100 лучших товаров России", из представленных товаров три стали лауреатами, 10 дипломантами конкурса, все товары включены в красочный рекламный каталог "Российское качество". Участие в таких мероприятиях поднимает престиж предпринимательской деятельности, служит повышению социального статуса предпринимателей и продвижению их товаров на потребительский рынок.
В целях рекламно-информационного обеспечения производственного сектора в Камчатской области выпущен сборник "Камчатка в третье тысячелетие".
В 2000 году в Петропавловске-Камчатском проведено заседание Координационного Совета по поддержке и развитию предпринимательства Ассоциации экономического взаимодействия "Дальний Восток и Забайкалье" по вопросам устранения административных барьеров при развитии малого предпринимательства и участия предпринимательских структур в продовольственном обеспечении регионов.
В 2000 году впервые за все годы работы с федеральными структурами удалось получить от Федерального фонда поддержки малого предпринимательства для реализации перспективных предпринимательских проектов 1 млн. рублей и гарантии по финансированию Программы Федеральным фондом в 2001 году в размере 3 млн. рублей. Кроме того, Федеральным Фондом в 2001 году уже выделено безвозмездно на совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Камчатской области 150 тыс. рублей.
В рамках реализации Программы осуществляется подготовка кадров и повышение профессионального уровня знаний. Были проведены семинары по налоговому законодательству Российской Федерации, сертификации товаров и услуг, технологии глубокой очистки вод и по современному оборудованию для пищевой промышленности.
В начале 2001 года проведено расширенное заседание предпринимателей по вопросам налогообложения с участием губернатора Камчатской области.
В Камчатской области формируется инфраструктура поддержки малого предпринимательства, создаются общественные объединения предпринимателей по отраслевому и территориальному признакам, которые не только оказывают консалтинговые услуги, но защищают свои интересы и права на всех уровнях власти.
Однако меры, принимаемые администрацией Камчатской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, по созданию благоприятного климата для развития малого предпринимательства еще не достаточны. Кроме того, деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных структур.
Сложившаяся в последние годы ситуация в производственном секторе экономики, требует значительной активизации специальных мер государственной поддержки малого предпринимательства. И только при создании определенных условий предпринимательство в целом будет носить цивилизованный характер, и все большее количество субъектов малого предпринимательства будет выходить из "теневой" экономики, легализуя свой бизнес и увеличивая пополнение бюджетов всех уровней.
Уровень развития малого предпринимательства пока еще не достаточен для того, чтобы раскрыть для общества его привлекательные стороны: быстрое создание новых рабочих мест, оживление спроса-предложения на местных товарных рынках, появление самостоятельных доходов у значительной части экономически активного населения, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
Поэтому вопросы развития и поддержки малого предпринимательства продолжают оставаться одной из важнейших задач администрации Камчатской области. В настоящее время в рамках реализации Программы необходимо осуществить комплекс мер для обеспечения роста количества малых предприятий, повышения эффективности их функционирования и увеличения численности занятых.
Мероприятия настоящей Программы направлены на решение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства в Камчатской области.
Из них наиболее острыми являются:
- несовершенство и нестабильность законодательства Российской Федерации и Камчатской области;
- отсутствие законодательной системы защиты прав, интересов и имущества субъектов малого предпринимательства;
- административные барьеры, которые не только сковывают предпринимательскую инициативу, но и вносят элемент неуверенности в отношениях субъекта малого предпринимательства с чиновниками, а также приводят к несогласованным действиям властей, по установлению правил регистрации, контроля, лицензирования и сертификации.
Система налогообложения по-прежнему ориентирована скорее на наказание малого предпринимательства, а не на содействие его развитию. В своем нынешнем виде она вынуждает предпринимателей всячески уклоняться от уплаты налогов.
Сложными являются проблемы имущественного характера, отсутствие финансовых институтов и технологий, способных удовлетворить потребность малых предприятий в кредитах и инвестициях.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для развития малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на областном и муниципальном уровнях.
3. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание предпосылок для более ощутимого участия малого предпринимательства в экономическом и социальном развитии Камчатской области, формировании благоприятного инвестиционно-финансового климата и организационно-правовых условий для повышения деловой активности населения, стимулирование создания и устойчивого функционирования субъектов малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки.
Задачи Программы определяются ее целью и состоят в следующем:
- создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, которые бы гарантировали равноправное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и государственных органов, защиту субъектов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции;
- создание благоприятного инвестиционного климата, отработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства с предоставлением методической, производственной и учебно-образовательной поддержки;
- концентрация и обеспечение эффективного использования финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов, направляемых из различных источников на поддержку малого предпринимательства;
- устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства;
- практическое содействие созданию новых и повышение эффективности деятельности, уже существующих малых предприятий, создание новых рабочих мест в Камчатской области;
- координация и активизация деятельности государственных, общественных и иных структур в развитии малого бизнеса в Камчатской области;
- развитие межрегиональных и международных отношений, привлечение иностранных инвестиций;
- продвижение продукции малых предприятий на региональный и внешний рынки;
- проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства и разработка на этой основе мер государственной поддержки малого предпринимательства в Камчатской области;
- укрепление социального статуса и повышение престижа предпринимательской деятельности в Камчатской области.
Для достижения намеченных Программой целей и решения поставленных задач необходимо продолжить работу по следующим направлениям:
- совершенствование внешней среды малого предпринимательства;
- развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства в Камчатской области;
- повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и его информационное обеспечение;
- производственное и организационное обеспечение малого предпринимательства в Камчатской области;
- поддержка развития крестьянских (фермерских) хозяйства в Камчатской области;
- научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства в Камчатской области;
- участие в реализации программ социально-экономического развития Камчатской области.
Учитывая социально-экономическую ситуацию в Камчатской области и принимая во внимание намеченные цель и задачи Программы, приоритетными видами предпринимательской деятельности являются:
- добыча и переработка рыбы, морепродуктов;
- производство продовольственных товаров;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство товаров народного потребления;
- оказание потребительских услуг населению;
- деревообработка;
- развитие туризма;
- строительство и ремонт объектов жилищного, производственного и социального значения;
- добыча и переработка недревесных ресурсов леса;
- инновационная деятельность.
Широкое развитие малого предпринимательства позволит создать новые, реально оплачиваемые рабочие места, расширить налогооблагаемую базу.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя 7 разделов. Данная структура обеспечивает преемственность развития системы государственной поддержки, причем в каждом направлении ставятся свои внутренние цели и задачи, решаемые в рамках реализации мероприятий.
4.1. Совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства.
Реализация данного направления предусматривает:
- проведение анализа действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Камчатской области, разработку предложений о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации и Камчатской области, регулирующее деятельность субъектов малого предпринимательства;
- подготовку предложений федеральным органам исполнительной власти к разрабатываемым федеральным законам;
- разработку документов о создании в Камчатской области обществ взаимного страхования и кредитования;
- выработку совместных мер по упорядочению и координации деятельности контролирующих органов;
- создание положительного общественного мнения по отношению к предпринимательской деятельности и повышение уровня знаний населения о состоянии и проблемах малого предпринимательства, освещение роли предпринимательского сектора экономики в социально-экономическом развитии Камчатской области, освещение деятельности субъектов малого предпринимательства, объектов инфраструктуры, мер, принимаемых федеральными органами исполнительной власти.
4.2. Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка малого предпринимательства в Камчатской области.
Основной задачей этого блока является упрощение доступа субъектов малого предпринимательства Камчатской области к имущественным ресурсам, разработка финансовых схем и прогрессивных технологий.
В рамках реализации данного направления планируется осуществить ряд мероприятий:
- взаимодействие со структурными подразделениями администрации Камчатской области и Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства в обеспечении финансирования мероприятий Программы;
- развитие системы микрокредитования (через общественные объединения предпринимателей), лизинга, франчайзинга, страховой деятельности, венчурного финансирования;
- привлечение внебюджетных ресурсов зарубежных грантов и программ финансовой помощи, с отработкой оптимальных схем использования средств программ кредитования малого бизнеса.
4.3. Повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и его информационное обеспечение.
В рамках данного направления будут реализованы мероприятия по рациональному использованию уже действующих объектов инфраструктуры и создание новых, в том числе - Центра развития предпринимательства на базе КВЦ и информационно-технологического центра в Торгово-Промышленной Палате Камчатской области.
В целях обеспечения доступа к информационным ресурсам, создания условий для эффективного использования субъектами малого предпринимательства Камчатской области современных технологий планируется обеспечить доступ к информационным ресурсам сети Ресурсного центра малого предпринимательства МАП России и корпорации "Российская информационная сеть делового сотрудничества". Предусматривается создание постоянно обновляемых баз данных:
- объектов инфраструктуры малого предпринимательства;
- субъектов малого предпринимательства и выпускаемой ими продукции;
- зарубежных инвестиционных фондов и программ финансирования.
Развитие информационных систем обеспечения малого предпринимательства предполагает расширение информационного поля путем продвижения и доступности информационной поддержки более широким слоям предпринимателей Камчатской области. В частности создание и поддержание в сети "Интернет" информации делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, инвестиционных предложений и т.д.
Также планируется провести работу по изданию информационно-методических пособий по вопросам создания и осуществления деятельности субъектов малого предпринимательства с доведением материалов до органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области.
4.4. Производственное и организационное обеспечение малого предпринимательства в Камчатской области.
Для составления достоверной картины развития предпринимательства и выявления проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства и выработки рекомендаций по устранению административных барьеров, планируется организация и проведение заседаний Общественного Совета по предпринимательству при губернаторе Камчатской области, ежегодных областных совещаний, конференций по актуальным вопросам представителей малых предприятий.
В целях стимулирования выпуска более конкурентоспособной продукции и продвижения ее на региональный и внешний рынок необходимо продолжить оказание содействия в организации и проведении областных выставок, обеспечить участие наших предприятий и предпринимателей во Всероссийских и международных выставках.
Распространению опыта успешно работающих предприятий, формированию положительного имиджа и повышению социального статуса предпринимателей, будут способствовать мероприятия по организации и проведению конкурсов: "Лучший предприниматель года", участие во Всероссийском конкурсе "Женщина-предприниматель года".
Особое внимание будет уделено взаимодействию с общественными объединениями предпринимателей Камчатской области, Дальневосточными государственными и предпринимательскими структурами по вопросам обмена опытом и решению актуальных общих проблем.
4.5. Поддержка развития крестьянских (фермерских) хозяйств Камчатской области.
Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств является важным направлением в обеспечении роста производства сельскохозяйственной продукции, занятости населения Камчатской области и его жизнеобеспечения.
Основными задачами государственной поддержки на 2002-2003 годы являются:
- развитие кооперативных и интеграционных связей фермеров между собой, потребкооперацией и другими товаропроизводителями в производстве, переработке и сбыте продукции, создании минизаводов по переработке молока, производству колбасных изделий;
- сохранение и рациональное использование имеющегося производственного потенциала фермерских хозяйств;
- производство всех видов сельскохозяйственной продукции на базе эффективного использования земли и внедрении прогрессивных технологий.
Реализация этих задач планируется с использованием выделенных через фонд "Село" средств областного бюджета и собственных средств настоящего фонда для крестьянских хозяйств, в основном на возвратной основе и предполагается:
- финансирование переработки сельхозпродукции;
- помощь фермерам в проведении весенне-полевых работ;
- финансирование приобретения сельскохозяйственной техники, скота и строительства жилья;
- инженерное обустройство и другие меры поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств.
4.6. Научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства в Камчатской области.
В целях обеспечения своевременного доступа к законодательным актам, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства на федеральном, региональном, областном и муниципальном уровне планируется создание и обновление информационно-справочного массива по законодательству, как в печатном, так и в электронном виде.
К сожалению, большинство предприятий малого бизнеса не имеют не только долгосрочных, но даже среднесрочных планов развития. Это обусловлено экономической, политической и законодательной неустойчивостью. Исходя, из недостаточного владения предпринимателями навыками учета, бизнеспланирования, маркетинга, финансового анализа и правовой культуры, необходимо продолжить организацию и проведение специализированных обучающих семинаров и курсов по интересующим предпринимателей вопросам. Целесообразно повышение квалификации руководителей, способных цивилизованно действовать в условиях повышенного риска и нести ответственность за свою деятельность.
Программой предусмотрено проведение исследований и анализа проблем малого предпринимательства в Камчатской области, подготовка информационно-аналитических материалов. Для формирования объективных данных о состоянии предпринимательства и выработки более эффективной государственной поддержки.
Запланирован также комплекс мер для смягчения проблемы занятости населения, путем обучения безработных навыкам предпринимательской деятельности и проведение консультативных мероприятий с начинающими предпринимателями.
4.7. Участие в реализации программ социально-экономического развития Камчатской области.
В целях повышения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства необходимо обеспечить участие субъектов малого предпринимательства в выполнении программ социально-экономического развития Камчатской области.
Учитывая, что потенциал и возможности малых предприятий, используются слабо, предстоит разработать механизм привлечения малых предприятий Камчатской области к выполнению областных и муниципальных заказов по производству и поставкам продукции, товаров и услуг. Осуществление закупок продукции для государственных нужд на конкурентной основе позволит решить две важные задачи. С одной стороны это позволит рационально использовать государственные финансовые ресурсы. В то же время высокие конкурсные требования создают конкурентную среду, необходимую для развития предпринимательства.
Для оказания помощи малым предприятиям в организации работы по охране труда и повышения уровня социальной защиты, соблюдению трудовых прав работников необходимо скорректированное взаимодействие органов исполнительной власти и заинтересованных общественных организаций.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 6 мая 2003 г. N 176 раздел 5 к настоящей программе изложен в новой редакции
5. Ресурсное обеспечение программы
Для реализации настоящей Программы предполагается привлечение и эффективное использование финансовых ресурсов федерального, областного и местных бюджетов, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, собственных средств Камчатского государственного фонда поддержки малого предпринимательства и фонда "Село" и внебюджетных источников, включая средства зарубежных и российских инвесторов. Общая потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий Программы определяется в размере 27700 тыс. рублей, в том числе на 2002 год - 17000 тыс. рублей и на 2003 год - 10700 тыс. рублей. Из них средств областного бюджета - 14000 тыс. рублей, в том числе на 2002 год - 10000 тыс. рублей и на 2003 год - 4000 тыс. рублей, федерального бюджета - 8000 тыс. рублей по 4000 тыс. рублей ежегодно, собственных средств фондов - 5700 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год, за счет федеральных средств - согласовываются государственным заказчиком Программы с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 6 мая 2003 г. N 176 раздел к настоящей программе изложен в новой редакции
"Структура
финансовых затрат долгосрочной областной целевой Программы "Развития и поддержки
малого предпринимательства в Камчатской области на 2002-2003 годы"
N п\ п |
Наименование | Всего тыс. руб. |
Из них |
|
2002 г. | 2003 г. | |||
Всего стоимость Программы Источники финансирования Программы: |
27844 | 17000 | 10844 | |
Областной бюджет: | 14144 | 10000 | 4144 | |
в том числе: через Камчатский ГФПМП через фонд "Село" |
10144 4000 |
7000 3000 |
3144 1000 |
|
Собственные средства фондов: | 5700 | 3000 | 2700 | |
в том числе: Камчатский ГФПМП Фонд "Село" |
3200 2500 |
2000 1000 |
1200 1500 |
|
Средства ФФПМП | 8000 | 4000 | 4000 | |
1. | Затраты по разделам Программы Совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства |
650 | 200 | 450 |
2. | Развитие кредитно-финансовых механизмов и его имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства в Камчатской области |
13500 | 8000 | 5500 |
3. | Повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и его информационное обеспечение |
4500 | 3700 | 800 |
4. | Производственное и организационное обеспечение малого предпринимательства в Камчатской области |
2044 | 700 | 1344 |
5. | Поддержка и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Камчатской области |
6500 | 4000 | 2500 |
6. | Научно-методическое и кадровое обеспечение предпринимательства в Камчатской области |
450 | 400 | 50 |
7. | Участие в реализации программ социально-экономического развития Камчатской области. |
200 | - | 200 |
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Государственным заказчиком Программы является Управление промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций администрации Камчатской области.
Программа реализуется в тесном взаимодействии с федеральными, областными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, при активном участии предпринимательских структур и их общественных объединений.
Координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, предприятий и организаций, а также общественных объединений предпринимателей по выполнению мероприятий Программы осуществляется Управлением промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций администрации Камчатской области, которое определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия средств, выделенных на реализацию Программы.
Контроль за ходом выполнения данной Программы осуществляет Управление промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций администрации Камчатской области, занимаясь подготовкой полугодовых и годовых отчетов, доводит эту информацию до сведения губернатора Камчатской области и других заинтересованных лиц.
7. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет содействовать позитивным изменениям социально-экономической ситуации в области:
- увеличение объема выпуска продукции, товаров и услуг на 10-12%;
- увеличение общего числа граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью на 1,5 тыс. человек;
- обеспечение становления и развития 80 новых малых предприятий и 20 крестьянско-фермерских хозяйств;
- создание новых 250 рабочих мест на малых предприятиях и смягчение проблемы занятости населения;
- расширение налогооблагаемой базы, увеличение доли налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
- улучшение инвестиционного климата;
- повышение уровня благосостояния населения.
Программа разработана под руководством заведующего кафедрой экономики и управления Камчатского государственного технического университета, кандидата экономических наук, профессора - Коломийцева Ф.И., при участии сотрудников управления промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций администрации Камчатской области, структурных подразделений администрации Камчатской области, общественных организаций предпринимателей Камчатской области и предпринимательских структур.
8. Сокращения, принятые в Программе
- КГФПМП - Камчатский государственный фонд поддержки малого предпринимательства;
- Фонд "Село" - Камчатский региональный фонд поддержки сельскохозяйственного производства и мелкотоварного предпринимательства;
- МАП России - Министерство по антимонопольной политике и развитию предпринимательства Российской Федерации; ФФПМП - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства;
- КТУ МАП РФ - Камчатское территориальное управление Министерства по антимонопольной политике и развитию предпринимательства;
- Управление ВЭС - управление внешнеэкономических связей и туризма администрации Камчатской области;
- ЦНТИ - Камчатский центр научно-технической информации;
- ТПП - Торгово-промышленная палата Камчатской области;
- Департамент ФСЗН по Камчатской области - департамент федеральной службы занятости населения по Камчатской области;
- НП АППК - некоммерческое партнерство "Ассоциация предприятий и предпринимателей Камчатки";
- ГТРК - государственная телерадиокомпания "Камчатка";
- ТВК - телевизионная компания ТВК;
- Общественный Совет - общественный совет по предпринимательству при губернаторе Камчатской области;
- КВЦ - Камчатский выставочный центр;
- ЦСМ - Камчатский центр стандартизации и метрологии;
- ДВФ ВАВТ МТ РФ - Дальневосточный филиал Всероссийской Академии Министерства Внешней торговли РФ.
- Попечительский Совет - Попечительский Совет Камчатского государственного фонда поддержки малого предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.