Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 30 октября 2001 г. N 361
Областная Государственная Целевая Программа
Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан,
выезжающих из Камчатской области на 2002-2005 годы
Паспорт Областной государственной целевой программы
Наименование программ: Областная государственная целевая программа
"Строительство на территории Российской
Федерации жилья для граждан, выезжающих из
Камчатской области на 2002-2005 годы"
Дата принятия решения Постановление администрации Камчатской
о разработке программы: области N 259/1 от 01.11.2000 года:
Заказчик программы: ГУП "Камчатская дирекция по строительству"
Камчатская область, г.Петропавловск-Камчат-
ский ул. Ленинградская, 89.
Цели и задачи программы: Дальнейшее развитие долгосрочной
государственной программы по оптимизации
миграционных процессов на Севере, путем
переселения части граждан, проживающих в
Камчатской области, в другие регионы России,
с учетом создания для них благоприятных
условий для проживания и трудовой деятель-
ности
Сроки и этапы реализации 2002-2005 годы.
Программы:
Перечень основных Совершенствование работ по переселению
мероприятий: граждан из районов Крайнего Севера
и приравненных к ним местностей:
Совершенствование существующей правовой
и нормативной базы по переселению северян,
в том числе по созданию системы льгот
переселяющимся лицам
Объемы и источники Средства бюджетов всех уровней. Всего
в ценах 2001 года 885,1 млн. руб.
Ожидаемые конечные 2002 год заселено (прогноз) 541 семья
результаты 2003 год заселено (прогноз) 557 семей
2004 год заселено (прогноз) 635 семей
2005 год заселено (прогноз) 680 семей
Система организации Органы исполнительной власти Камчатском
области информируют Министерство экономи-
ческого развития и торговле Российской Фе-
дерации, Госкомитет Российской Федерации
по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству. Перечисленные Министерства и
Государственные комитеты обобщают поступ-
ление с мест материалы и информируют Пра-
вительство Российской Федерации по итогам
каждого квартала с внесением предложений
по совершенствованию проводимой работы.
Областная государственная целевая программа "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Камчатской области" (без Корякского автономного округа), далее именуемая "Программа", разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской федерации от 10 июля 1995 года, N 700 и рекомендациями Государственного Комитета по делам Севера России.
Введение
Реализация выполнения Федеральной и Региональной целевых Программ показала правильность выбора стратегии по отселению, из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, граждан нуждающихся в первоочередном отселении, что позволило частично решить поставленную задачу:
- Уменьшить на 2 500 число семей, стоящих в очереди на переселение;
- Наработать опыт по вселению граждан в строящееся жилье;
- Наработать критерий отбора подрядных организаций;
Сделать оценку эффективности использования полученных бюджетных средств.
Вместе с тем, существенными недостатками указанной Программы явилось - высокая стоимость жилья и недоступность его для широкого круга людей, нуждающихся в первоочередном отселении, отсутствие финансово - кредитного механизма.
Дальнейшее улучшение дел с переселением граждан может наметиться лишь при существенном увеличении финансирования на эти цели, развития механизмов долгосрочного кредитования, обеспечения доступным жильем, при этом стоимость одного квадратного метра не должна превышать совокупного двухмесячного денежного дохода семьи.
Поэтому, целью настоящей Программы является дальнейшая реализация Программы "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" является прогнозирование дальнейшего развития долгосрочной государственной программы по оптимизации миграционных процессов на Севере, путем переселения части граждан в другие регионы России, с учетом создания для них благоприятных условий для проживания и трудовой деятельности.
Разработанная Программа реализуется в соответствии с Федеральным Законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 июля 1998 года за N 131-ФЗ.
Характеристика сложившейся ситуации
Камчатская область занимает полуостров Камчатка с прилегающей к нему частью материка, а также Командорский и Карагинский острова. Омывается Тихим. Охотским и Беринговым морями.
Территория области - 472,3 тыс. кв. км. (2,8% территории Российской Федерации).
Всего в пределах 200-мильной экономической зоны к территории и акватории Камчатки примыкает и тяготеет по системным признакам около 2,5 млн. кв. км
Область простирается с севера на юг почти на 1 600 километров.
Численность постоянного населения на 1 января 2000 года составляла 389,1 тысяч человек (0,3% населения России, 5,4% населения Дальневосточного региона) и уменьшилась в сравнении с началом реализации Программы (1993 год - 456,5 тысяч человек) на 16%. Всего в области четыре города:
- г. Петропавловск-Камчатский г.
- г. Елизово
- г. Ключи
- г. Вилючинск
В областном центре проживает более половины населения к области.
Занятость
Сокращение и свертывание объемов по переработке рыбных ресурсов в регионе обусловили смещение поступления финансовых средств в областной бюджет, а рыбообрабатывающие предприятия всех форм собственности столкнулись с проблемами:
- нехватка сырья для переработки;
- неконкурентность продукции;
- удорожание электроэнергии, сырья, материалов;
- повышение тарифов на перевозку продукции;
- зависимость от энергетических ресурсов, поставок топлива на полуостров.
Резко возрос удельный вес неработающих среди лиц трудоспособного населения, обострилась проблема с выделением финансовых средств для содержания лиц, нуждающихся в социальной защите и лиц, выезжающих из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Численность экономически активного населения Камчатской области на начало 2001 года составила 217,6 тысяч человек (56% от общей численности постоянного населения области или 81% численности населения в трудоспособном возрасте).
В их числе 177 тысяч человек (81,3%) заняты в экономике, 40,6 тысяч человек (18,7%) не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией Международной Организации Труда, классифицируются как безработные. Официально зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных 6670 человек (3,1%) от экономически активного населения. Из числа безработных граждан: 62%-женщины, 38%г мужчины, молодежь в возрасте 18-29 лет - 38% от общего числа безработных.
Таблица N 1
тыс.чел
на 01.01.1994 г. | на 01.01.2000г. | |
Экономически активное население в том числе: |
227,9 |
217,5 |
Занятые в экономике | 205,0 | 177,0 |
Безработные | 22,9 | 40,6 |
Изменение численности населения Камчатской области свидетельствует о "старении" населения.
Численность людей в возрасте более 60 лет увеличилась на 83%.
Распределение населения Камчатской области по возрасту
возраст | 1993 год | 2000 год | % к 1993 г |
1 | 2 | 3 | 4 |
Все население по основным возрастным группам В том числе: |
471 932 |
389 116 |
-18 |
0-1 5 лет | 133 019 | 77 638 | -42 |
16-59 лет | 313 842 | 269 187 | -15 |
60- и более лет | 25 071 | 42 291 | -83 |
Демографическая статистика
Определяющим фактором, оказывающим влияние на уменьшение числа жителей в Камчатой области, является миграционная убыль. За десять лет (1991.-2000 годы). Камчатку покинуло 200,7 тысяч человек, в то время как прибыло на постоянное место жительство только 110,4 тысячи человек, следовательно, сальдо миграции отрицательное, а общая миграционная убыль составила 90,3 тыс. человек.
Наибольший урон численности населения Камчатки нанесен в 1993-1995 годах: в 1993 году миграционная убыль составила 16,7 тысяч человек, в 1994 году 16 тысяч человек, в 1995 году 11,5 тысячи человек.
В последующие годы уровень миграционной активности стал более стабильным, но сохранил отрицательное значение. Численность населения по-прежнему ежегодно сокращалась, но уже в меньших пределах.
В 2000 году миграционная убыль составила 4,4 тысячи человек.
Сокращение числа выезжающих с полуострова не результат улучшения демографической ситуации, а последствия глубокого экономического кризиса в стране.
Снижение миграционной активности в последнее время вызвано большими материальными расходами в связи с переездом, утратой привлекательности Северных льгот для переселенцев, которые не всегда подкреплены финансированием, годовыми задержками в выплате субсидий и компенсаций.
Общие итоги миграции
Таблица N 4
Потоки миграции |
Прибывшие | Выбывшие | Миграции (- убыль, + прибыль) |
1997-2000г.г. | 1997-2000г.г. | 1997-2000 г.г. | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Всего: | 30 077 | 54 309 | - 24 232 |
Из них: | |||
В пределах России |
24 286 |
50 465 |
- 26 179 |
Из других стран |
5 314 |
3 765 |
+ 1 549 |
На основании всего вышеизложенного можно говорить о том, что Камчатская область вошла в третье тысячелетие на грани жесточайшего демографического кризиса. Все критерии, которые определяют состояние населения территории, имеют отрицательные оценки.
Денежные доходы и расходы населения
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения к январю 2001 года составила 1 585,9 рублей, пенсионеров - 1 023,5 рублей(69%) в соотношении с величиной прожиточного минимума на душу населения (42% населения области находится за чертой прожиточного минимума - 62,9 тысяч человек), средние душевные денежные доходы составили 2 451,3 рублей.
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума
Таблица N 4
1995 год | 1997 год | 1998 год | 2000 год | |
Всего, тыс. человек | 94,7 | 104,5 | 130,4 | 162,9 |
В % от общей численности населения |
22,7 |
25,9 |
32,9 |
41,7 |
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов
Таблица N 5
Тыс. человек | В процентах | |||
1998г. | 1999г. | 1998г. | 1999г. | |
Все население в том числе: | 396,5 | 390,2 | 100 | 100 |
Со среднедушевыми денежными доходами в месяц (рублей) До 400,0 |
13,3 |
18,9 |
4,8 |
0,4 |
400,1-600,0 | 33,0 | 38,2 | 9,6 | 2,2 |
600,1-800,0 | 45,3 | 47,3 | 11,9 | 5,0 |
800,1-1000,0 | 47,8 | 47,1 | 11,9 | 7,5 |
1000,1-1200,0 | 44,6 | 42,3 | 10,7 | 8,9 |
1200,1-1600,0 | 71,8 | 66,3 | 16,7 | 18,3 |
1600,1-2000,0 | 49,3 | 44,7 | 11,3 | 15,8 |
2000, 1-й выше | 98,5 | 91,7 | 23,1 | 41,9 |
Зарплата
На начало 2000 года среднемесячная номинальная начисленная зарплата работников по всем отраслям экономики составила 3 553,4 рублей.
По прежнему самая высокая зарплата в отрасли "кредитования, финансы, страхования" (7 981,7 рублей).
Заработная плата работников бюджетной сферы считается ниже средне областного уровня по:
- здравоохранению на 32%;
- по образованию на 41%;
- по культуре на 44%.
Пенсия
По состоянию на 1 января 2001 год в области насчитывалось 80,1 тысяч пенсионеров (20,2% к общей численности), что для Северного региона явная перегрузка
Средний размер назначенной пенсии в % к величине прожиточного минимума пенсионера составляет на 1 января 2001 года 69,5%, а к среднему размеру начисленной зарплаты - 19,8%.
Основные показатели пенсионного обеспечения
Таблица N 6
Годы | |||||
1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Численность пенсионеров в том числе работающих, в % |
71 202 34,5 |
75 020 35,6 |
77 030 37,1 |
78 546 38,2 |
80 092 39,4 |
Из числа пенсионеров получившие пенсии. |
|||||
- по старости | 56748 | 59618 | 61 322 | 63 092 | 64913 |
- по инвалидности | 5 732 | 5 280 | 5 278 | 5 121 | 5 269 |
- по случаю потери кормильца | 5 965 | 6400 | 6623 | 6670 | 6 862 |
- за выслугу лет | 432 | 1 245 | 1 270 | 1 194 | 1 228 |
- социальная | 2290 | 2402 | 2 464 | 2 397 | 2464 |
Средний размер назначенных месячных пенсий, рублей |
590,3 | 708,0 | 1 300 | ||
Численность пенсионеров, в среднем на 1000 населения человек |
170,7 | 186,9 | 194,5 | 201,9 | 204,1 |
Численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера, чел. |
2,7 | 2,7 | 2,4 | 2,3 | 2,1 |
Капитальное строительство
Инвестиционная и строительная деятельность в области практически остановлена.
В январе - июне 2001 года общий строительный объем зданий жилого и нежилого назначений, введенный в эксплуатацию, составил 3,6 тысяч кубических метров, а общая площадь - 0,9 тысяч квадратных метров к уровню Дальневосточного Федерального округа соответственно 0,37% и 0,38%.
Ввод жилых домов в области в I полугодии 2001 года по Дальневосточному Федеральному округу оказался самый низкий.
Жилищный фонд области
Жилищный фонд области на начало 2001 года составил 7 114,8 тыс. кв. м. общей площади, в котором насчитывается 138 600 (99,7% к общему числу) квартир и 480(0,3 %) коммунальных.
Распределение жилищного фонда
1993 год 1 |
2001 год |
|
1 | 2 -f- |
3 |
Весь жилищный фонд в тысячах квадратных метров В том числе: |
7 121,6 |
7 144,8 |
- Частный | 28,8 | 34 |
- Государственный | 12,7 | 10,8 |
- Муниципальный | 58,5 | 55,1 |
На 1 января 2001 года на одного жителя области приходилось 19,2 квадратных метра общей и 12,7 квадратных метров жилой площади. Причем в сельской местности обеспеченность жильем на 15% выше.
Предоставление жилья гражданам
Таблица N 9.
1995г. | 1996г. | 1997г . |
1998г. | 1999г . 2000г . |
2000 г. |
|
1. Число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия за год (единиц). |
3502 |
2744 |
2768 |
2045 |
1559 |
1112 |
2.В % от числа семей, состоявших на учете на получение жилья к началу соответствующего года. |
18,6 |
20,5 |
25,2 |
21,1 |
17,1 |
12,7 |
3. Число семей, состоявших на учете на получение жилья на конец года (единиц). |
15402 |
10991 |
9688 |
9416 |
9120 |
8750 |
Из 7 114,8 тысяч квадратных метров жилья 192 тысячи является ветхим и аварийным. В сравнении с 1993 годом на 01.01.2001 года удельный вес такого жилья увеличился и составил 2,8% от всего жилищного фонда.
Жилищно-коммунальные услуги
Жилищно - коммунальные услуги занимают особое место на потребительском рынке, обусловленное тем, что они несут обязательный характер для населения
В последние годы отмечается значительный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.Так, в 2000 году, плата за горячее водоснабжение в г. Петропавловске-Камчатском, в расчете на одного человека в месяц, возросли в 2,1 раза по сравнению с 1999 годом, за отопление на 29%, за водоснабжение и канализацию - на половину. При этом реальные денежные доходы населения области снизились на 7% (1999 г. к 1998 году - на 17%). Уровень задолженности платежей населения за жилье и коммунальные услуги по отношению к месячному начислению составил по области за 2000 г-19%
Обеспечение социальной сбалансированности пронесся переселения
Первый этап (1996 - 2001 г.г.) переселения граждан из Камчатской области рассчитывался для категорий лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 1122 имели право на получение государственной финансовой поддержки при строительстве для них жилья на территории Российской Федерации.
С 1994 года организовано и переселено 2 508 семей (8 025 человек). Количество построенной общей площади - 137 710 квадратных метров.
Среди выехавших:
пенсионеров - 76%,
госбюджетные работники - 19%,
безработные - 3%,
многодетные - 1%.
Из числа выехавших за 1991-2000 год (200,7 тысяч человек) имели право на получение льгот 73 тысячи жителей области, но воспользовались таким правом только 3,4% выезжающих.
Распределение по экономическим районам вселения на территории Российской Федерации лиц, выезжающих из области показано в таблице N 10
Объемны строительства жилья по районам вселения (1996-2000 годы)
Таблица N 10
Район вселения | % к общему количеству |
Количество переселенцев |
Площадь квартир в расчете на одну семью в кв. м. |
Объем строительства в кв. м. общей площади |
|
семей | человек | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Всего: | 2508 | 8025 | 54,9 | 137 710 | |
Северный | 4,0 | 101 | 321 | 5 508,4 | |
Северо-западный | 3,6 | 91 | 291 | 4 957,5 | |
Центральный | 23,3 | 585 | 1 872 | 32 086,4 | |
Волго-Вятский | 11,4 | 286 | 915 | 15 098,9 | |
Центрально-Чернозе- мный |
26,4 |
663 |
2 121 |
36 355,4 |
|
Поволжский | 7,4 | 184 | 589 | 10 190,5 | |
Северо-Кавказский | 8,6 | 210 | 691 | 11 843,0 | |
Уральский | 4,1 | 103 | 330 | 5 646,1 | |
Западно-Сибирский | 4,6 | 115 | 368 | 6 334,6 | |
Восточно-Сибирский | 3,4 | 84 | 269 | 4 682,1 | |
Дальневосточный | 3,2 | 80 | 256 | 4 406,7 |
Объемы Финансирования строительства жилья (1996-2001 года)
Таблица N 11
Млн. руб.
Источники финансирова- ния \ |
Общий объем | Первый год реализа ции 1995 |
В том числе по гноим реализации программы |
|||||
Страи- тель ства (м2) |
финанси рования |
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Всего: | 98495 | 254,435 | 11,750 | 29,87 3 |
40,10 2 |
72,187 | 60,371 | 51,902 |
В том числе: | ||||||||
Федеральный | 90768 | 234,454 | 1,750 | 26,65 4 |
38,00 | 65,0 | 60,300 | 44,500 |
Областной | 2088 | 5,393 | 10,000 | 3,219 | 0,388 | 0,013 | 0,071 | 1,702 |
Федеральные компенсации |
5639 |
14,588 |
1,714 |
7,174 |
5,7 |
Приведенные данные свидетельствуют, что 23,3% выехало в Центральный район (Московская, Тверская, Калужская области), Центрально-Черноземный район- 26,4% (Курская, Липецкая, Тамбовская области).
Количество переселяемых явно недостаточно, из-за крайне малой государственной поддержки. При таких темпах переселение растянется на 100 лет. В настоящее время в очереди на переселение состоит 17 521 семья (57 750 человек).
Анализ занятости и сложившейся социально-экономической обстановки, приведенный в предыдущих разделах Программы, показывает, что только пенсионеров к началу 2001 года на Камчатке 79,4 тыс. человек, лиц трудоспособного возраста, не занятых трудовой деятельностью 40,6 тысяч человек (18,7% от экономически активного населения). Численность рабочих и служащих на 01.01.2001 года составила 143,6 тысяч человек 37,1% от численности наличного населения), официально зарегистрированных в службе занятости безработных 6,6 тысяч человек.
Коэффициент демографической нагрузки (КДН - на 1 000 лиц трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособного возраста) на 01.01.2000 года составил 457,7 человек.
Прогноз на
2002 год - 435,0 человек
2004 год - 420,7 человек
Прогноз численности постоянного населения области:
на 2002 год - 380,2 тыс. человек
на 2003 год - 376,5 тыс. человек
на 2004 год--373,4 тыс. человек
на 2005 год- 370,5 тыс. человек
Основные объемные и структурные характеристики программы
государственной поддержки переселенцев за счет
средств Федерального и Областного бюджетов
Объем строительства жилья в благоприятных для проживания территориях России, рассчитан исходя из социальной нормы общей площади жилья в размере:
- 33 кв. метров для одиноких граждан;
- 42 кв. метров на семью из двух человек;
- 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи из тех и более человек:
- а также средней рыночной стоимости приобретения (строительства) 1 кв. метра общей площади жилья в избранном месте проживания на территории Российской Федерации, которая не должна быть выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по соответствующему экономическому району Российской Федерации и стажа работы (времени проживания) гражданина в районах Севера.
При разработке Программы учитывалось, что ее реализация будет осуществляться в условиях значительного дефицита федерального и областного бюджетов. В связи с этим объем централизованных бюджетных средств предусмотрен в границах необходимого минимума.
Программа также предусматривает использование личных средств граждан, а размер предоставляемой гражданам финансовой помощи из федерального, областного и местных бюджетов в сумме не должен превышать стоимости построенного жилья в регионе вселения.
Структура строительства жилья по объемно-планировочным решениям на территориях, принимающих северных переселенцев, предусматривалась и предусматривается с преобладанием многоквартирных домов городского типа.
Это обусловлено, главным образом, их более низкой стоимостью по сравнению с домами усадебной застройки и жесткой ограниченностью финансовых средств у застройщиков.
Подбор районов вселения граждан, создание опорных зон переселения
Территориальная ориентация миграционных потоков проводимая в ходе реализации 1-го этапа (1996-2001 год) Программы переселения граждан, выезжающих из северных регионов, определила основное направление работы с учетом следующих основных положений:
Выбор районов строительства жилья для переселяемых северян определяется интересами всех сторон, участвующих в реализации целевой Программы;
- На выбор объектов строительства жилья в большей степени влияет стоимость одного квадратного метра строительства;
- Основная масса жителей смещается в местности более благоприятные для адаптации их организма.
Распределение по экономическим районам вселения на территории Российской Федерации лиц, выезжающих из области на I этапе программы, показано в таблице N 12.
Итоги объемов строительства жилья для жителей Камчатской области по
районам вселения (1996-2000 годы)
Таблица N 12
Район вселения | % к общему количеству |
Количество переселенцев |
Площадь квартир в . расчете на одну семью в кв. м: |
Объем 1 строительства в кв. м. общей площади |
|
семей | человек | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Всего: | 2508 | 8025 | 54,8 | 137710 | |
Северный | 4,0 | 101 | 321 | 54,5 | 5 508,4 |
Северо-западный | 3,6 | 91 | 291 | 54.4 | 4 45 7.5 |
Центральный | 23,3 | 585 | 1 872 | 54,8 | 32 O86, 4 |
Волго-Вятский | 11,4 | 286 | 915. | 52.7 | 15 098,9 |
Центрально - Черноземньй |
26 ,4 | 663 | 2 121 | 54.Н | 36 355,4 |
Поволжский | 7,4 | 184 | 589 | 55.3 | 10 190,5 |
Северо-Кавказский | 8,6 | 210 | 691 | 56, 4 | 11 843,0 |
Уральский | 4.1 | 103 | 330 | 54.8 | 5 646,1 |
Западно-Сибирский | 4,6 | 115 | 368 | 55.0 | 6 334, 6 |
Восточно-Сибирский | 3,4 | 84 | 269 | 55.7 | 4 682, 1 |
Дальневосточный | 3,2 | 80 | 256 | 55.0 | 4 406,7 |
Финансово-экономические возможности реализации целевых программ
Федеральной и Областной целевыми программами "Жилище" определены концептуальные направления ее реализации. Для участия в реализации Программ были привлечены производственно-строительные организации, органы территориальных управлений для осуществления согласования районов вселения, подбор исполнителей, прием объектов в эксплуатацию.
Прошедший период подтвердил эффективность предусмотренных направлений по переселению граждан из районов Севера.
Принят ряд основополагающих законов, иных правовых актов, обеспечивающих проведение государственной финансовой поддержки для строительства (приобретения) жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Начал функционировать рынок жилья. Увеличилась средняя обеспеченность жильем, однако не снизилась острота переселения из районов Крайнего Севера. Насущно необходимыми стали повышение социальной направленности проведения государственной финансовой поддержки для строительства (приобретения) жилья пенсионерам. Это касается прежде всего пенсионеров, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, лиц, проработавших длительное время в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях.
Заметное ухудшение происходит в структуре источников финансирования жилищного строительства. Доля бюджетных средств на приобретение жилья (по субсидиям и компенсациям) снизилась - по субсидиям на 59%, компенсациям на 90%. Вместе с тем, в реализации Программы "Жилище" ряд прогнозов не подтвердился.
Для реализации финансово-экономических возможностей Программы необходимо на основе правовой базы федерального уровня разработать комплекс законодательных актов регионального уровня, обеспечивающих эффективность реализации.
На прогнозируемом этапе до 2005 года, предлагаемые источники и объемы финансирования этой Программы носят больше прогнозный характер необходимо ежегодное увеличение выделяемых финансовых средств с учетом складывающего финансово-экономического положения.
При реализации II этапа (2002-2005 годов) Программы необходимо повысить эффективность государственной поддержки районов Севера и считать приоритетными направлениями:
- повышение адресности государственных гарантий и компенсаций;
- пересмотр существующей системы гарантий и компенсаций:
- повышения ответственности работодателей в решении вопросов социальной защиты граждан при ликвидации градообразующих предприятий и населенных пунктов;
- оптимизацию численности населения.
Исходя из объемов выделяемых средств, на 1999-2001 год, проработан прогноз оптимистической и пессимистической возможности реализации региональной целевой программы, а также проведен расчет объемов строительства и расчет финансовых читрат на 2002 год.
Прогноз возможности реализации Программы на 2002 год.
Таблица N 13
Наименование | Бюджеты | Ожидаемое в 2001 году |
Прогноз | Оптимальный прогноз 2002г. |
|
На 2002 г. песси- мест |
На 2002г. оптимест. |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ввод жилья (кв. м.) | Всего | 10 494,8 | 20 809 | 26 580 | 23 382 |
Объем финансир.(тыс. р) |
36 360,0 | 87 500 | 145 700 | ||
Переселено семей В том числе: |
210 | 385 | 615 | 541 | |
По субсидиям | |||||
Ввод жилья (кв. м.) | фед. бюджет |
6231,4 | 15625 | 22 ИЗ | 16528.5 |
Объем финансир. (тыс. р) |
26000 | 76 100 | 107 700 | 81 500 | |
Переселено семей | 130 |
289 _ |
367 | 323 | |
По компенсациям |
|||||
Ввод жилья (кв.м.) | обл. бюджет |
2086,7 | 2592 | 8640 | 6762,5 |
Объем финансир. (тыс.р) |
5180 | 5700 | 19000 | 16657,6 | |
Переселено семей | 40 | 48 | 124 | 109 | |
Ввод жилья кв.м. | фед бюджет |
2 086,7 | 2 592 | 8 640 | 6 762,5 |
Объем финансир. (тыс.р) |
5 180,0 | 5 700 | 19000 16657,6 |
16657,6 | |
Переселено семей | 40 | 48 | 124 109 |
109 |
Расчет прогнозируемого варианта при реализации Программы
Основой расчета финансовых затрат служат показатели удельных капитальных вложений в объекты жилищного строительства, а также Постановление Госстроя России "О средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья на II квартал 2001 года для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуда предоставляются за счет средств Федерального бюджета."
В расчетах в качестве исходных данных используются следующие покупатели:
Срок реализации Программы - 4 года (2002 - 2005 годы).
- Количество человек в семье - 3 человека;
- Средняя по России рыночная стоимость 1 кв. м. общей площади на 01.07.2001 г -5 270 руб
- Стоимость жилья на семью - 366 794 руб.;
- Общее количество семей, состоящих в очереди на 01.07.2001 года 17 521 тыс. семей;
- Итого потребность в ресурсах - 6 426 600 тыс. руб.
Расчет объемов строительства жилья по регионам вселения (2002-2005 годы)
Таблица N 14
Район вселения | Количество переселенцев |
Площадь квартир в расчете на одного переселенца |
Обт>см строительства в кв.м. общей плошали |
|
семей | человек | |||
Всего: в том числе: | 17500 | 57499 | 18 | 1 034 982 |
Северный | 705 | 2316 | 41 688 | |
Северо-западный | 635 | 2086 | 37 548 | |
Центральный | 4082 | 13412 | 241 416 | |
Волго-Вятский | 1 966 | 6460 | 116280 | |
Центрально-Чернозе- мный |
4626 | 15200 | 213 600 | |
Поволжский | 1284 | 4219 | 75 942 | |
Северо-Кавказский | 1465 | 4814 | 86652 | |
Уральский | 718 | 2359 | 42 462 | |
Западно-Сибирский | 802 | 2635 | 47430 | |
Восточно-Сибирский | 586 | 1925 | 34650 | |
Дальневосточный | 131 | 430 | 7740 | |
Санкт-Петербург | 202 | 664 | 19952 | |
Москва | 298 | 979 | 1 7622 |
Расчет финансовых затрат, необходимых для строительства жилья пересело
нам Камчатки (2002-2005 г.г.)
Таблица N 15
Наименование показателя |
Единица Измерен. |
ГОДЫ | Всего 2001 - 2005 г.г. |
Необходимо для переселе- ния очереди |
||||
2001г. | 2002г. | 2003г . |
2004г. | 2005г. | ||||
Количество семей |
Сем. |
210 |
541 |
557 |
635 |
680 |
2623 |
17521 |
Средний размер субсидий |
% |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
||
Общий объем субсидий (безвозмездн .) |
млн. руб. |
26,0 |
81,5 |
138,6 |
235,62 |
311,2 |
792,92 |
4470,8 |
Компенсации ГКС |
млн. руб |
5,18 |
16,66 |
17,0 |
17,0 |
17,0 |
72,84 |
272,7 |
Компенсации ОБ |
млн. руб |
5,18 |
16,66 |
17,0 |
17,0 |
17,0 |
72,84 |
272,2 |
Собственные средства граждан |
млн. руб |
20,12 |
44,2 |
50,0 |
54,0 |
61,1 |
229,42 |
1410,4 |
ИТОГО | млн. руб | 56,48 | 159,02 | 222,6 0 |
323,62 | 406,3 | 701,66 | 6426,6 |
Объем строит. |
Кв. м | 10494, 8 |
23382, 0 |
27850 ,0 |
31793, 0 |
34000, 0 |
127519 ,8 |
946134,0 |
Расчет экономической эффективности Программы
Основным итогом реализации Программы будет социальный эффект: гражданам, отдавшим десятки лет делу хозяйственного освоения Севера, будет созданы нормальные социально-бытовые условия, а также частично решится жилищная проблема самого региона, в том числе для высококвалифицированных специалистов, необходимых в целях сбалансированного развития Севера.
При определении эффективности Программы применен следующим подход:
1. Оценка эффекта осуществляется по его составляющим:
- экономия затрат на жилье и объекты социально-бытовой инфраструктуры в районах Крайнего Севера;
- снижение потерь в народно-хозяйственном масштабе от сокращения стихийной миграции;
- экономия в разнице прожиточного минимума.
2. В расчетах принимается, что экономия затрат на жилье, объекты социально-бытовой инфраструктуры в следствии снижения нагрузки на нее достигается за счет:
- экономии капитальных вложении;
- экономии средств на эксплуатацию.
Общая площадь высвобождаемого жилья определена с учетом удельного веса ветхого и непригодного для проживания.
3. При оценке потерь от сокращения стихийной миграции учтены следующие факторы:
- сокращение потерь времени на поиск очередного места работы;
- производительность труда из расчета производства валового внутреннего продукта в год на одного работающего.
4. При расчете экономии на разнице в прожиточном минимуме переселенцев учитывалось сокращение затрат, осуществляемых органами социальной защиты, по поддержанию их жизненного уровня в соответствии с медицинскими показателями, обусловленные спецификой природно-климатических и экономических особенностей Камчатки.
Показатели | Затраты | |
Итоги 1 эт. (1995 - 2000 г.г.) |
Прогноз 2 эт. (2002 - 2005 г.г.) |
|
1. Предпроектная подготовка и проектирование объектов строит. |
923 | 3848,7 |
2. Ресурсное обеспечение, подбор исполнителей строительства |
1100 | 4586,7 |
3. Строительство и приемка в эксплуатацию объектов |
9320 | 38863,1 |
4. Организация переезда северных переселенцев - транспортные издержки - затраты на обустройство |
3210,1 |
13385,2 |
5. Затраты на частичное замещение выбыв. из региона раб. силы |
1407,1 | 5862,2 |
ИТОГО: | 15960,5 | 66550,9 |
Экономия затрат: 1. Экономия затрат на создание и эксплуатацию жилья и социально-бытовой сферы (в т.ч. выплата пенсий) |
22067,9 |
57120,6 |
2. Разница в стоимости строит. жилья в регионе и за его пределами |
360 | 1501,1 |
3. Экономия на разнице в прожиточном минимуме переселенцев. |
||
4. Снижение потерь в народном хозяйстве от сокращения стихийной миграции. |
1211 | 5049,5 |
5. Снижение затрат на оказание социальной поддержки малоимущим в регионе. |
1250 | 5212,1 |
6. Снижение потерь от сокращения заболеваемости. | 1355,9 | 5653,7 |
ИТОГО: | 26244,8 | 74537,0 |
Оценка эффективности реализации Программы
Действующая система государственной поддержки районов Севера включает в себя: федеральные, целевые региональные и отраслевые программы, государственные гарантии и компенсации для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Первый этап Программы (1995-2000 годы), сопровождающейся резким ослаблением государственной поддержки переселенцев Камчатской области, болезненно отразился на социальной ситуации в области. Объем финансирования к 2001 году снизился в два раза.
Если в 1998 году из всех источников финансирование составило 72, 187 миллионов рублей, то в 2001 году 36,360 миллионов рублей, в том числе по Федеральной программе "Жилище" - 26,0 миллионов рублей. С 1993 года переселено всего 2 500 семей из 17 500 семей стоящих в очереди.
Очевидно, что реализация Программы возможна лишь при наличии хорошо отлаженного механизма переселения граждан из районов Крайнего Севера.
К сожалению, до сих пор в России не найден эффективный механизм решения проблем переселения граждан, отработавших более 10 лет в районах Крайнего Севера, который бы работал на минимизацию затрат бюджетов на переселение при максимальном учете интересе переселяемых граждан.
Сегодня задачу переселения граждан из районов Крайнего Севера решают многие органы власти и хозяйствующие субъекты в условиях отсутствия системной правовой основы, единого организационного механизма и недостатка бюджетных средств.
Поэтому, нормативно-правовые акты по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выполняются в соответствии с их сутью и действуют до их отмены. Их влияние на решение проблемы переселения граждан, а также стабилизацию социально-экономической обстановки в регионе не играет определяющей роли, так как для основной массы граждан более актуальным является вопрос, когда гражданин получит жилищную субсидию и выедет за пределы области?
Все это приводит к заметному снижению эффективности вкладываемых в этот процесс бюджетных средств.
Дальнейшее сохранение таких условий вызывает быстрое накопление в районах Крайнего Севера недопустимо большого количества не только отработавшего и этих районах более 10 лет населения, но и нетрудоспособного, либо безработного населения.
Исходя из материалов Минэкономразвития Российской Федерации, Камчатская область согласно комплексной оценке социально-экономического развития регионов Российской Федерации по 12 показателям - индикатором территориального развития (объем инвестиций, финансовая обеспеченность, покупательная способность, безработица и др.), отнесена в группу регионов с уровнем развития ниже среднего, а если еще идет тенденция ежегодного сокращения лимита жилищных субсидий и стабильное увеличение стоимости 1 кв. м. жилой площади, то это позволяет сделать неутешительный прогноз по эффективности разрабатываемой программы.
Сложившаяся система государственной поддержки вошла в противоречие с развивающими экономическими и федеративными отношениями. Она недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике региона, продолжает сохранять черты старой административно-командной системы, недостаточно эффективна в силу общих для страны причин: трансфертного характера формирования финансовых средств для переселенцев, отсутствие стабильных принципов и нормативов распределения средств финансовой поддержки (см. табл.N 17), четких приоритетов на текущий период и среднесрочную перспективу. К самой главной причине низкой эффективности действующей системы относятся сужающиеся финансовые возможности государства по выполнению в условиях продолжающего финансово-экономического кризиса принятых на себя обязательств по государственной поддержке.
Существующие подходы к решению данной проблемы никогда не будут обладать долговременным стабилизационным эффектом.
Поэтому целью государственной поддержки Камчатского региона является формирование внутренних факторов экономического развития области, обладающих необходимым природно-ресурсным потенциалом, и активное поощрение поиска новых возможностей экономического развития в рыбной промышленности.
Данная цель должна предполагать решение нескольких взаимосвязанных задач с учетом основных направлений реформирования системы государственной поддержки регионов Севера, определенных Федеральным законом Российской Федерации "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ и другими нормативными документами:
- обеспечение реструктуризации экономики;
- государственное регулирование северных рынков труда посредством введения договорной системы найма всех новых работников;
- трансформацию существующей системы гарантий и компенсаций для северян по мере формирования системы государственных социальных стандартов, дифференцированных по регионам;
- учитывать основные положения Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации при реализации миграционных мероприятии от районов Севера.
Реализация указанных мер потребует повышения взаимной ответственности федерального центра и северных территорий за решение наиболее острых социально-экономических программ.
Основными направлениями деятельности администрации Камчатской области в области переселения граждан на 2002-2005 годы будут мероприятия, связанные с реализацией принятых ранее Федеральных законов и Постановлений Правительства, а также Федеральной миграционной программы на 2002-2005 годы, в рамках которых была разработана Программа по переселению граждан из Камчатской области.
Расчет объема средств, предназначенных для предоставления субсидий
гражданам, желающим выехать из Камчатской области
(по методике Минэкономики РФ).
Регион | Расчетный год |
Численность населения (т. чел) |
Число нетрудоспосо- бных безработных (т. чел) |
Интегральный коэффициент, учитывающий трудоспособ- ность региона и суровость климата |
Сумма расчетных баллов |
Общий объем Федераль- ных ассигнова- ний по программе <жилище> (млн .р) |
Сумма жилищных субсидий (млн. р) |
Удельный вес в общем объеме ; субсидий ко всем районам Крайнего Севера % |
% ассигнова- ний расчетных к фактически выделенных |
|
По расче- ту |
факт | |||||||||
Камчатская область. |
2000 | 389,1 | 119,15 | 2 | 778,2 | 1 056,0 | 103,5 | 44,5 | 9,8 | 42,0 |
2001 | 384,2 | 125,40 | 2 | 769,8 | 1 100 | 107,7 | 26 | 9,8 | 24,1 | |
Прогноз | ||||||||||
2002 |
380,2 | 132,5 | 2 | 740,6 | 1 100,0 | 107,76 | 9,8 |
Бюджетная заявка
на ассигнования из Федерального бюджета
для финансирования федеральной целевой
программы "Жилище" на 2002 год
Камчатская область
тыс.рублей
п / п |
Мероприятия | Источни- ки и направ- ление расходов |
2000 год | 2001 год | Долг бюджетов в 2000-200 1г.г. от финанс. |
Предло- жения 2002г. |
результаты выполнения программы |
||||
Предус- мотрено бюджетом |
Факти- чески выпол- нено |
Профина- нсирова- но |
Преду- смот- рено бюдже- том |
Факти- чески выпол- нено |
Профи- нанси- ровано |
||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1 | Федеральная Программа "Жилище"2 этап (2001 -2005 годы) в составе программы: преэиденская программа "Строительство на территории РФ жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (1993-2005 гг.) |
Федера- льный Бюджет |
66 166,60 |
67 589,70 |
44500 | 31 180 | 62037 | 18400 | 12780 | 98157,6 | В целом за период реализации (1993.2001г.) построено жилья в объеме 137 710 кв.м. общей площади в районах благоприятных для переселения. Переселено 2 508 семей (8 276 человек) 2001 год (прогноз) Может быть построен при выполнении бюджетной заявки Федеральным бюджетом 11340 кв. м. жилья (210 семей) |
Программа разработана в связи z Указом президента от 22.09.92 г. N 112 "О мерах по ускорению строительства жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Утверждена постановленем Правительства РФ N 700 от 10 июля 1995 года Затем ей был присвоен статус Президентской |
Федера- льный бюджет | |
6500,00 | отказ | 5180 | 17337,6 0 |
2900 | 2280,00 | 16657,6 | 2002 год (прогноз) при финансировании из ФБ в размере 98 157,6тыс.рублей. Может быть построено 18 625 кв.м. жилья общей площади и переселено 340 семей. |
||
Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, Севера и приравненных к ним местностей" от 25 июля 1996 г N 131-ФЗ выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей от 25 июля 1998 г. N 131 - ФЗ |
Федера- льный бюджет |
44500 | 67589, 70 |
44500 | 26000 | 44700 | 15500 | 10500 | 81500 | ||
Цель программы "Жилище" Стр-во на территории РФ жилья для граждан выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Оптимизация миграционных процессов на Севере путем переселения части граждан в другие регионы страны. Переселение предусматривается в 2 этапа. |
Федера- льный Бюджет |
44500 |
67 569.70 |
44500 |
26000 |
44700 |
15500 |
10500 |
81500 |
/-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
|1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
|--+------------------------+-------+--------+------+------+------+--------+------+--------+------+-----------------|
| |/ этап - 1993-2000 год | | | | | | | | | | |
| |Для пенсионеров и | | | | | | | | | | |
| |работников бюджетной | | | | | | | | | | |
| |сферы, отработавших в | | | | | | | | | | |
| |районах Крайнего Севера | | | | | | | | | | |
| |и | | | | | | | | | | |
| |приравненных к ним | | | | | | | | | | |
| |местностей не менее 10 | | | | | | | | | | |
| |лет, инвалидов и других | | | | | | | | | | |
| |категорий граждан | | | | | | | | | | |
| |II этап 2001-2005 год | | | | | | | | | | |
| |Для всех категорий | | | | | | | | | | |
| |граждан, отработавших в | | | | | | | | | | |
| |районах Крайнего Севера | | | | | | | | | | |
| |и приравненных к ним | | | | | | | | | | |
| |местностях не менее 10 | | | | | | | | | | |
| |лет. | | | | | | | | | | |
| |ЗАКАЗЧИК | | | | | | | | | | |
| |Министерство | | | | | | | | | | |
| |экономического | | | | | | | | | | |
| |развития | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
|--+------------------------+-------+--------+------+------+------+--------+------+--------+------+-----------------|
| | Областная инеест-ая |Област-| | | | | | | | |Оценка |
| |программа на 2001 год |ной | | | | | | | | |Программа "Свой |
| |"Жилищное строительство"|Бюджет | | | | | | | | |Дом" (1396-2000 |
| |в составе программы: | | | | | | | | | |годы) |
| | | | | | | | | | | |Срок программы |
|--+------------------------+-------+--------+------+------+------+--------+------+--------+------|истек в 2000 году|
| |1 . программа "Свой Дом"| |574 | | |1800 | | | | |программа не |
| | | | | | | | | | | |финансируется |
|--+------------------------+-------+--------+------+------+------+--------+------+--------+------|Программы п. 2, |
| |2. расходы, связанные с | |4500 |9871,2|1702,2|3500 |12669 |3500 |2797,80 |22540,|3,4,5. |
| |выездом из районов | | |0 |0 | | | | |20 |Недофинансирова- |
| |Крайнего Севера | | | | | | | | | |ние на 01.06.2001|
| | | | | | | | | | | |года |
|--+------------------------+-------+--------+------+------+------+--------+------+--------+------|по указанным |
| |3. субсидии гражданам, | | | | |2900 | | |2900,00 |3000 |программам |
| |нуждающимся | | | | | | | | | |составило: |
| |в улучшении жилищных | | | | | | | | | |п.2. Расходы, |
| |условий | | | | | | | | | |связанные с |
| | | | | | | | | | | |выездом из |
|--+------------------------+-------+--------+------+------+------+--------+------+--------+------|районов крайнего |
| |4. приобретение жилья | |900 | | |500 | | |1400,00 |2000,0|севера - 39 |
| |многодетным семьям | | | | | | | | |0 |334,205т р |
| | | | | | | | | | | |п. 3 Субсидии |
|--+------------------------+-------+--------+------+------+------+--------+------+--------+------|гражданам, |
| |5. приобретение квартир | |500 |90,8 |90,8 |360 | | |769,2 |1000,0|нуждающиеся в |
| |участникам BOB | | | | | | | | |0 |улучшении |
|--+------------------------+-------+--------+------+------+------+--------+------+--------+------|условий-4 |
| |Уровень утверждения | | | | | | | | | |725,0 т.р. |
| |Программы утверждены | | | | | | | | | |п. 4. |
| |Законом Камчатской | | | | | | | | | |Приобретение |
| |области "Об областном | | | | | | | | | |квартир |
| |бюджете на | | | | | | | | | |участникам |
| |2001 год" от | | | | | | | | | |ВОВ-4159,152т.р. |
| |11.03.2001 г. N 135 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| |ЗАКАЗЧИК | | | | | | | | | | |
| | ГУЛ "Камчатская | | | | | | | | | | |
| |дирекция по | | | | | | | | | | |
| |строительству" | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Камчатской области от 30 октября 2001 г. N 361 "Об Областной государственной целевой программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.