Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Общие положения и обоснование программы
2.1 Технико-экономическое обоснование Программы
Система образования Петропавловск-Камчатского городского округа представлена 95 образовательными учреждениями:
- 46 дошкольных образовательных учреждений;
- 9 учреждений дополнительного образования детей;
- 30 средних общеобразовательных школ, в том числе 2 школы с углубленным изучением отдельных предметов (МОУ СОШ NN 33, 34);
- 2 лицея (NN 21, 46);
- 1 гимназия (N 39);
- 2 вечерние (сменные) школы (ВСШ NN 13, 16);
- 2 основные общеобразовательные школы (МОУ ООШ NN 6, 37);
- 1 муниципальное образовательное учреждение "Детский сад-школа" (N 52);
- 2 специальные (коррекционные) школы VIII вида (МОУ СКШ NN 25, 38).
В 2009 - 2010 учебном году статус экспериментальных площадок имеют 11 общеобразовательных учреждений, что составляет 24% от общего количества школ, из них к федеральному уровню относятся 2 образовательных учреждения: МОУ СОШ NN 33, 42.
5 образовательных учреждений имеют статус краевых экспериментальных площадок: МОУ СОШ NN 1, 7, 43, Гимназия N 39, Начальная школа - детский сад N 52.
Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть детских садов, ориентированную на потребности населения и предоставляющую спектр разнообразных образовательных услуг: детские сады общеразвивающего вида; детские сады комбинированного и компенсирующего вида; детские сады - Центры развития ребенка; детские сады для детей раннего возраста.
Статус федеральных экспериментальных площадок имеют 5 дошкольных образовательных учреждений: МДОУ комбинированного вида NN 2, 39, 57;
Детский сад N 43 - Центр развития ребенка, МОУ "Начальная школа - детский сад N 52".
Система дополнительного образования детей Петропавловск-Камчатского городского округа включает в себя 9 учреждений (2 - многопрофильных, 1 - технической направленности, 1 - художественной направленности, 5 - детско-юношеских спортивных школ).
Каждое из указанных звеньев сети образовательных учреждений сталкивается с проблемами, которые сложно решить лишь за счет внутренних резервов. Основными из них являются:
1) в системе дошкольного образования:
- неполный охват детей 2 - 7 лет организованными формами дошкольного образования*(1) (рис. 1, 2);
"Рис. 1. Плановая и фактическая наполняемость дошкольных образовательных учреждений относительно проектной мощности"
"Рис. 2. Обеспеченность детей местами в дошкольных образовательных учреждениях"
2) в системе общего образования:
- недостаточная поддержка и популяризация инновационных начинаний в образовательных учреждениях;
- отсутствие образовательных учреждений для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- отсутствие муниципальной системы оценки качества образования для каждой ступени обучения;
3) в системе дополнительного образования и воспитания:
- ограничение возможности сохранения штата работников дополнительного образования на базе образовательных учреждений в связи с введением системы финансирования по нормативно-подушевому принципу;
- ограничение права на отдых и оздоровление детей из малообеспеченных и асоциальных семей, чьи родители не застрахованы в Фонде социального страхования;
- ограниченные действующим объемом финансирования возможности участия победителей региональных конкурсов, соревнований в мероприятиях общероссийского уровня.
Общей проблемой можно считать несоответствие материально-технической базы образовательных учреждений (в т.ч. экспериментальных площадок) требованиям нового содержания образования и воспитания.
В связи с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях очередь на предоставление мест на 31.12.09 г. составляла 4689 детей от 0 до 6 лет, из которых 2599 человек - дети от 0 до 1,5 лет; 2090 человек - дети от 1,5 до 6 лет (рис. 2).
Проблема повышения предоставления общедоступного дошкольного образования решается посредством реализации программы "Развитие системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006 - 2009 годы", утвержденной решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.02.06 N 280-р:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа N 280-р следует читать как "22 февраля 2006 г."
- открыто 22 дополнительных групп в помещениях дошкольных образовательных учреждений, которые ранее использовались не по назначению (изостудии, театральные студии, комнаты сказок и другие);
- одновременно с дошкольными учреждениями полного дня в практику работы дошкольных образовательных учреждений активно внедряются группы кратковременного пребывания детей. Большой популярностью среди родителей пользуются группы кратковременного пребывания детей: группы адаптации (для детей раннего возраста), группы развития, группы "Будущий первоклассник". Охват детей данной формой работы в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на 31.12.09 г. составил 230 человек.
Учреждения дополнительного образования детей осуществляют комплекс мер, направленных на физическое, интеллектуальное и личностное развитие детей, формирование у них общечеловеческих ценностей, развитие воображения, творческих способностей, на сохранение и укрепление здоровья в процессе образовательной, досуговой и культурно-развивающей деятельности. Деятельность учреждений дополнительного образования детей организуется с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений, особенностей социально-экономического развития и национально-культурных традиций.
Система дополнительного образования детей Петропавловск - Камчатского городского округа включает в себя девять муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей: МОУ ДОД "Центр внешкольной работы", МОУ ДОД "Дом детского творчества "Юность", МОУ ДОД "Станция юных техников", МОУ ДОД "Школа юных литературных дарований" и пять детско-юношеских спортивных школ. Общее количество воспитанников, охваченных этими учреждениями, составляет 9375 человек в возрасте от 4 до 18 лет.
Учреждения дополнительного образования детей Петропавловск-Камчатского городского округа реализуют дополнительные образовательные программы по различным направлениям деятельности: техническое творчество, спортивно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, спортивное, художественное творчество, культурологическое и другим.
Дополнительное образование детей на базе общеобразовательных учреждений следует рассматривать как составную часть системы образования и воспитания детей и подростков, ориентированную на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ, неотъемлемую часть образовательного пространства, расширяющую возможности и увеличивающую эффективность системы образования.
Дополнительное образование детей организуется на принципах свободного выбора содержания и видов деятельности обучающихся, единства обучения, воспитания и развития личности ребенка, интеграции с основным образованием.
Месторасположение учреждений дополнительного образования детей в Петропавловск-Камчатском городском округе не позволяет в равной степени удовлетворить образовательные потребности детей и подростков, проживающих в разных микрорайонах города. С этой целью в общеобразовательных учреждениях введены ставки педагогов дополнительного образования. В условиях новой системы финансирования общеобразовательным учреждениям в основном удалось сохранить кружки и объединения. С 2008 года сохранение сети дополнительного образования предусмотрено долгосрочной муниципальной целевой программой "Поддержка и развитие системы дополнительного образования детей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 - 2010 годы", утвержденной решением Городской Думы от 21.11.2007 N 803-р. За счет указанной программы (в том числе) финансируется заработная плата 64 педагогов дополнительного образования (24 % от существующего количества), которые охватывают своей деятельностью 2094 детей (26,6 % занятых в школьных кружках и секциях); обеспечивается участие победителей городских творческих конкурсов, смотров, спортивных соревнований в конкурсных мероприятиях регионального и международного уровней (в течение 2008 - 2009 годов для участия в конкурсах и олимпиадах за пределами Камчатского края были направлены 8 коллективов).
Обеспечение занятости несовершеннолетних во внеурочное время и в период летних каникул, организация их социально значимого досуга является действенной мерой профилактики безнадзорности, наркомании и других асоциальных проявлений и благотворно сказывается на состоянии правонарушений и преступлений среди учащихся образовательных учреждений города. Ежегодно проводимый совместный с Управлением внутренних дел г. Петропавловска-Камчатского анализ показывает, что количество подростков, состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних при Управлении внутренних дел г. Петропавловска-Камчатского, с 2005 года не превышает 2% от общего количества школьников.
В рамках выполнения Федерального Закона Российской Федерации N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ежегодно проводится работа по организации летнего отдыха и занятости несовершеннолетних. В течение последних лет в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей отдыхает в пределах 20% несовершеннолетних в возрасте от 6,5 до 15 лет (таблица 1).
Таблица 1. - Организация летнего отдыха и занятости несовершеннолетних детей в возрасте от 6,5 до 15 лет в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2963 чел.(19,4%) |
3132 чел. (17,8%) |
3069 чел. (18%) |
С 2008 года городской бюджет оплачивает путевки в летние оздоровительные лагеря с дневным пребыванием обучающимся из малообеспеченных и асоциальных семей (таблица 2).
Таблица 2. - Оплата из средств городского бюджета путевок в летние оздоровительные лагеря с дневным пребыванием обучающимся из малообеспеченных и асоциальных семей
2008 год |
2009 год |
254 чел. (8,1%) |
336 чел. (10,9%) |
Реализация Федеральной целевой программы развития образования предусматривает проведение на муниципальном уровне мероприятий следующей направленности:
- обеспечение доступа к получению общего образования детям-инвалидам;
- поддержка практики использования современных информационных образовательных технологий в образовательных учреждениях;
- внедрение практики деятельности специализированных учреждений для одаренных ребят;
- разработка и апробация системы оценки качества образования, формирование заинтересованного отношения школьников к собственному здоровью.
Начало работы по указанным направлениям проводилось в рамках муниципальных целевых программ "Поддержка и развитие системы дополнительного образования детей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 - 2010 годы", "Развитие системы образования Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006 - 2009 годы", "Электронный Петропавловск-Камчатский (на 2006 - 2010 годы)".
На основании анализа выполнения программных мероприятий за истекший период достигнуты следующие результаты:
- изданы и распространены в образовательных учреждениях 200 сборников методических рекомендаций по организации дополнительного образования; 500 информационных буклетов об учреждениях, оказывающих дополнительные образовательные услуги;
- проведена городская научно-практическая конференция по вопросам развития дополнительного образования детей;
- изготовлены пять рекламных роликов о деятельности детско-юношеских спортивных школ. Прокат роликов осуществлялся по каналам телевидения "Первый" и "Россия";
- начата работа по организации деятельности городского Центра дополнительного образования детей при МОУ СОШ N 36;
- обеспечена своевременная выплата заработной платы педагогам дополнительного образования, работающим в общеобразовательных школах;
- организовано повышение квалификации и курсовая переподготовка руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования (2006 г. - 15 чел., 2007 г. - 18 чел., 2008 г. - 25 чел.);
- обеспечено участие победителей городских творческих конкурсов, смотров, спортивных соревнований в конкурсных мероприятиях регионального и международного уровней;
- приобретены спортивный инвентарь, туристическое снаряжение, музыкальные инструменты, техническое и компьютерное оборудование, оргтехника и расходные материалы для учреждений образования; приобретены костюмы и сценическая обувь для воспитанников детских творческих коллективов (таблица 3);
Таблица 3
Наименование |
2008 год сумма (тыс. руб.) |
спортивный инвентарь |
92,4 |
туристическое снаряжение |
150,0 |
музыкальные инструменты |
254,5 |
техническое и компьютерное оборудование |
973,6 |
оргтехника и расходные материалы |
633,1 |
пошив/приобретение костюмов и сценической обуви |
1366,0 |
Итого: |
3469,6 |
- укомплектованность общеобразовательных учреждений компьютерной техникой составляет 100 %. Все общеобразовательные школы подключены к сети Интернет (рис. 3);
"Рис. 3 Укомплектованность общеобразовательных учреждений компьютерной техникой; подключение к сети Интернет"
- количество учащихся на 1 компьютер составляет 15 человек при рекомендуемой обеспеченности 1/20 (рис. 4);
"Рис. 4 Количество обучающихся на 1 компьютерную единицу"
- производится информатизация образования через создание системы электронных ресурсов.
Необходимо сохранить достигнутые результаты и усилить инновационность образования путем финансового обеспечения системы образования города в рамках установленных настоящей Программой мероприятий.
2.2 Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Настоящая Программа разработана для достижения следующей основной цели: создание в Петропавловск-Камчатском городском округе оптимальных условий сохранения и развития образования для формирования личности ребенка, адаптированного к современным условиям жизни в обществе.
Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:
1) создание условий для повышения качества обучения и воспитания, расширение возможностей самореализации в социокультурной среде обучающихся и воспитанников;
2) увеличение охвата детей 3 - 7 лет организованными формами дошкольного образования с целью предоставления равных стартовых возможностей при поступлении детей в 1 класс;
3) обеспечение высокого процента занятости детей во внеурочное время с сохранением численности работников дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений;
4) обеспечение реализации права детей на отдых и оздоровление;
5) совершенствование системы школьного питания, в том числе путем:
- оптимизации затрат по организации школьного питания, обеспечения его доступности;
- увеличение охвата учащихся общеобразовательных учреждений горячим питанием;
- приведения материально-технической базы учреждений в соответствие с современными разработками и технологиями;
- обеспечения безопасности питания;
6) улучшение структуры питания и укрепление здоровья детей, в том числе, за счет ежедневного включения в рацион учащихся молока и молочных продуктов;
7) укрепление материально-технической базы образовательных учреждений (в т.ч. экспериментальных площадок) в соответствии с требованиями нового содержания образования и воспитания.
В рамках реализации мероприятий Программы в период с 2010 по 2014 годы должно быть обеспечено:
1) разработка муниципальной системы оценки качества образования для каждой ступени обучения;
2) открытие дополнительных групп в МДОУ, оснащение их мебелью, дидактическим и спортивным оборудованием; подготовка проектно-сметной документации для строительства детских садов, изучение возможностей и разработка предложений по привлечению дополнительных инвестиций в строительство;
3) создание Центра по работе с одаренными детьми, кадровое обеспечение;
4) выявление и поддержка одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
5) оптимизация системы воспитания и сохранения здоровья детей и подростков;
6) поддержка и популяризация инновационных начинаний в образовательных учреждениях;
7) модернизация оборудования пищеблоков;
8) пропаганда в средствах массовой информации рационального питания как составляющей здорового образа жизни;
9) приведение в соответствие с нормативными документами материально - технической базы образовательных учреждений (в т.ч. экспериментальных площадок).
2.3 Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы
1) создание муниципальной системы оценки качества образования для каждой ступени обучения;
2) увеличение охвата детей 3 - 7 лет организованными формами дошкольного образования;
3) обеспечение высокого процента занятости детей во внеурочное время с сохранением численности работников дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений;
4) создание системы выявления и поддержки одаренных детей;
5) обеспечение доступности качественного образования и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;
6) обеспечение реализации права детей на отдых и оздоровление;
7) улучшение здоровья школьников благодаря повышению качества школьного питания;
8) приведение в соответствие с нормативными документами материально-технической базы образовательных учреждений, отвечающей требованиям нового содержания образования и воспитания.
При выполнении поставленных задач предполагается достижение следующих целевых показателей (индикаторов) Программы:
Наименование целевых показателей (индикаторов) Программы |
Значения базовых показателей (индикаторов) Программы |
Значения прогнозных показателей (индикаторов) Программы |
Значения оценочных показателей (индикаторов) Программы |
- увеличение охвата детей 3 - 7 лет организованными формами дошкольного образования |
7 900 человек + 100 человек за счет открытия предшкольных групп на базе общеобразовательных учреждений |
увеличение занятости детей дошкольного возраста до 80% |
|
- обеспечение дистанционным обучением детей с ограниченными возможностями здоровья |
27 человек |
100% |
|
- увеличение численности выпускников 9 классов, участвующих в государственной (итоговой) аттестации в новой форме |
498 человек |
100 % |
|
- сохранение процента занятости детей во внеурочное время в системе дополнительного образования |
48 % |
увеличение на 5% ежегодно |
|
- увеличение количества детей, прошедших реабилитацию на аппаратно - программных комплексах БОС |
454 учащихся |
увеличение на 50 человек ежегодно |
|
- сохранение процентного показателя детей из малообеспеченных и асоциальных семей, оздоровленных в период летней кампании |
10,9 % |
11 % |
|
- модернизация пищеблоков общеобразовательных учреждений |
0 (ввиду того, что указанный эксперимент, включающий целую цепь технологических процессов с использованием современного оборудования, является беспрецедентным для образовательных учреждений ПКГО) |
5 образовательных учреждений |
|
- повышение уровня оснащенности образовательных учреждений: - мебелью; - компьютерной техникой; - интерактивными досками. |
70% 80% 50% |
100% 100% 100% |
|
2.4 Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Исполнителями Программы являются Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа (отдел образования).
Контроль за исполнением Программы осуществляют Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа.
Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа представляет ежеквартальные отчеты об исполнении программных мероприятий в Управление экономики Петропавловск-Камчатского городского округа.
-------------------------------------------
*(1) В соответствии с рис. 1 проектная мощность МДОУ - 9 935 человек - определена из расчета средней наполняемости группы 25 человек.
Требованиями действующих СанПиН установлена наполняемость в массовой группе не более 20 человек. В настоящее время 56 групп муниципальных дошкольных образовательных учреждений (при списочном составе 25 человек - 1400 воспитанников) не используются в качестве групповых ячеек. За счет указанного количества групп решается проблема оборудования физкультурных залов, не предусмотренных при проектировании зданий детских садов; создания Центров семейного воспитания и Центров развития ребенка; обеспечения условий для работы психологов, логопедов, дефектологов; оборудования методических кабинетов; сохранения видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений (общеразвивающий, компенсирующий и комбинированный).
Указанной выше проектной мощностью МДОУ также не предусмотрено комплектование групп для детей с недостатками в развитии с наполняемостью от 5 до 12 человек. По состоянию на 31.12.09г. количество указанных групп составило 92 группы - 637 воспитанников. Таким образом, на сегодняшний день при имеющихся условиях разница между проектной мощностью муниципальных дошкольных образовательных учреждений и их фактической наполняемостью составляет 2 037 человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.