Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Общие положения и обоснование Программы
2.1. Технико-экономическое обоснование программы
Малое предприятие как субъект экономики существует в России более 15 лет и продолжает оставаться неотъемлемым элементом современной рыночной схемы хозяйствования.
Сектор малых и средних предприятий является тем элементом любой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Если уровень научно-технического и производственного потенциала определяют крупные предприятия, то основой жизни являются малые и средние предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно малые предприятия обслуживают основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Основная концентрация субъектов малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае сосредоточена в Петропавловск-Камчатском городском округе, обладающем научно-техническим потенциалом, трудовыми ресурсами, преимуществами транспортной инфраструктуры и более широкими возможностями потребительского рынка по сравнению с другими районами края, что является благоприятным фактором для дальнейшего развития частного сектора экономики.
По состоянию на 1 января 2009 года в Петропавловск-Камчатском городском округе общее количество малых предприятий с учетом микропредприятий составило 1 815 единиц. Этот показатель на 9,5 % ниже, чем в 2007 году (2005 единиц). Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в Статистическом регистре - 7 890 человек, что на 6,7 % больше, чем в 2007 году.
Вместе с тем, уровень развития малого предпринимательства малого предпринимательство# в Петропавловск-камчатском городском округе недостаточен с точки зрения требований рыночной экономики: число малых предприятий в несколько раз ниже уровня, который требуется для включения механизма рыночного саморегулирования. Об этом свидетельствует принятый в мировой практике показатель уровня развития предпринимательства - число малых предприятий на 1 000 жителей. Так, в странах ЕЭС и Японии этот показатель достигает 45-50 предприятий. В Петропавловск-Камчатском городском округе на 1 000 жителей приходится 9,4 предприятия. По информационному сообщению Территориальной службы государственной статистики по Камчатскому краю к началу 2008 г. число малых предприятий на 1 000 жителей в среднем по России составил 8 малых предприятий, в Москве - 20, Санкт-Петербурге - 28.
Принимая во внимание тот факт, что основная масса субъектов малого и среднего предпринимательства применяет специальные налоговые режимы, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации, рост налоговых доходов бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа за счет уплаты налогов на совокупный доход в 2008 году по отношению к 2007 году составил 42,8 млн. рублей. Рост поступлений налогов на совокупный доход в относительном выражении составил 21,0 % (4,2 % - рост аналогичного показателя 2007 года по отношению к 2006 году) (табл. 3.9).
Таблица 3.9
Динамика поступления налогов со специальным налоговым режимом
Вид налога |
2006 |
2007 |
Рост к 2007 г. году в % |
2008 |
Рост к 2007 г. году в % |
Единый налог на вмененный доход |
163 369,2 |
159 242,4 |
-2,5 |
182 415,7 |
14,6 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
32 696,0 |
44 924,9 |
37,4 |
64 618,6 |
43,8 |
Единый сельскохозяйственный налог |
8,2 |
68,6 |
736,6 |
49,2 |
-28,3 |
Итого налогов на совокупный доход |
196 073,4 |
204 235,9 |
4,2 |
247 083,5 |
21,0 |
Структура малого бизнеса по видам экономической деятельности в Петропавловск-Камчатском городском округе довольно устойчива.
В существующей структуре экономики Петропавловск-Камчатского городского округа преобладают отрасли "самообслуживания" и "самообеспечения" (замкнутость большинства экономических связей внутри города, максимум - в пределах Камчатского региона). Еще в большей степени это отражено в отраслевой структуре малого предпринимательства, которая характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли - 34,7% от общего количества организаций. Значительна доля малых предприятий в таких видах экономической деятельности как обрабатывающие производства (12,37%), строительство (8,7%), операции с недвижимым имуществом (16,4%).
Наименее развито на территории Петропавловск-Камчатского городского округа сельскохозяйственное производство. Объем реализованной продукции на душу населения составляет по мясу 1,2%, по молоку - 0,84% от нормы потребления, что в 10 и более раз ниже соответствующих показателей по Камчатскому краю (исключая КАО). При этом на территории города отсутствуют крупные и средние сельскохозяйственные организации. Агропромышленный комплекс города представлен двумя подсобными хозяйствами несельскохозяйственных организаций, одним малым предприятием, 8 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, 3 индивидуальными предпринимателями и многочисленным сектором малых форм хозяйствования - это личные подсобные хозяйства, садовые и садово-огороднические некоммерческие объединения граждан.
По итогам сельскохозяйственной переписи 2006г. в хозяйствах малых предприятий, с учетом хозяйств индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, находилось 77 % стада крупного рогатого скота, 20,5% - свиней, 30,8% - мелкого скота, 18,4% - птицы.
Удельный вес малого бизнеса в общем объеме производства основных видов сельскохозяйственной продукции достаточно высок. Однако производственная база хозяйств - слабая. Большинство хозяйств не имеют полного набора техники для возделывания культур. Машинно-тракторный парк изношен как физически, так и морально. Много лет не проводится полный комплекс мероприятий по приостановке деградации и восстановлению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Оборот организаций по малым предприятиям по всем видам экономической деятельности в действующих ценах каждого года сложился следующим образом: в 2005 году - 9 573,1 млн. рублей, в 2006 году - 11 267,54 млн. рублей, в 2007г. - 15 639,00 млн. рублей, в 2008 г. - 19 860,48 млн. рублей. В 2008 г. оборот организаций по малым предприятиям составил 33,0% от оборота по полному кругу организаций Петропавловск-Камчатского городского округа.
Создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства является важной задачей Петропавловск-Камчатского городского округа.
Динамичное развитие малого предпринимательства обеспечивает занятость населения и формирует самозанятость.
В 2008 году доля работников малых предприятий в общей численности занятых в экономике города составила 17,3%.
Среднесписочная численность работающих в организациях малого предпринимательства-17,8 тыс. чел., что составляет 118% к 2007 году.
В 2009 году в Петропавловск-Камчатском городском округе оказание поддержки СМСП осуществляется в рамках реализации долгосрочной муниципальной целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2009-2020 годы.
Программа утверждена Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 22 октября 2008 года N 317. Основными целями программы является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа и повышение эффективности его деятельности.
Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.04.2009 N 467-р "О принятии Решения о внесении изменений в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа на 2009 год" действие долгосрочных муниципальных целевых программ на 2009 год приостановлено. И, как следствие, реализовались программные мероприятия, не требующие финансирования, а перечень мероприятий предусмотренных к финансированию по утвержденной программе был сокращен.
В рамках выполнения программных мероприятий проводится анализ состояния развития малого и среднего предпринимательства в Петропавловск-Камчатском городском округе, который включает в себя проведение мониторинга количественного и качественного состояния малого предпринимательства в Петропавловск-Камчатском городском округе, обобщение полученной информации в целях разработки программы и прогноза комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на перспективу.
Одно из программных мероприятий - подготовка нормативных правовых актов Петропавловск-Камчатского городского округа по вопросам развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, порядка предоставления различных видов поддержки.
По этому направлению в IV квартале 2009 года специалистами Управления был подготовлен проект Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа "О внесении изменений в Решение Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 18.11.2005 N 233-р "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Петропавловск-Камчатского городского округа", который был принят на 19-ой внеочередной сессии Решением от 25.11.2009 N 634-р и вступит в силу с 1 января 2010 года.
Данное решение направлено на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства по приоритетным отраслям экономики за счет перераспределения налоговой нагрузки в виде уплаты единого налога на вмененный доход между отдельными видами деятельности.
Дополнительные поступления в 2010 году составят около 1,0 млн. рублей.
В целях реализации программных мероприятий по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства по разделу "Выделение грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства для начала предпринимательской деятельности" специалистами Управления было разработано и утверждено Главой Петропавловск-Камчатского городского округа постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 14.09.2009 N 2774 "Об утверждении Временного положения о порядке предоставления из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа грантов (субсидий) субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса".
Победителем конкурса на право получения гранта из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа признан индивидуальный предприниматель Кошкарев Алексей Александрович, представивший бизнес-план, связанный с развитием производства (организация минипроизводства по изготовлению топливных брикетов из древесной стружки). Сумма выделенного гранта составила 250,0 тыс. рублей, в том числе 82,6 тыс. рублей - средства краевого бюджета.
В рамках реализации мероприятия "Организация выставочно-ярмарочной деятельности" с целью содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении продукции, налаживания связей с потребителями было проведено 2 сельскохозяйственные ярмарки с привлечением к участию местных сельхозтоваропроизводителей. Общие расходы из средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на организацию и проведение ярмарок составили 82,6 тыс. рублей. На ярмарках в широком ассортименте была представлена продукция местных товаропроизводителей: мясная и молочная продукция, овощи и прочие продукты растениеводства, рыбная продукция. Всего в ярмарках приняло участие 69 организаций, индивидуальных предпринимателей и личных подсобных хозяйств. Общий объем выручки составил около 2,0 млн. рублей.
В целях оказания информационно-консультационной поддержки малого бизнеса на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и в газете "Град Петра и Павла" регулярно размещается информация о реализации долгосрочной целевой муниципальной программы развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, о мерах государственной и муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, проводимых конкурсах и семинарах. За период с 01.07.2009 опубликовано 22 сообщения. Публикуется и регулярно обновляется реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.
Всего в течение 2009 года на реализацию программных мероприятий из бюджета выделено 332,6 тыс. рублей, в том числе 82,6 тыс. рублей - средства краевого бюджета.
Несмотря на определенный прогресс в развитии предпринимательской среды, существует ряд проблем, требующих разрешения.
Одной из самых острых проблем на пути предпринимательства остаются административные барьеры, к которым относятся специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля, либо сознательным ущемлением интересов субъектов малого предпринимательства со стороны государственных органов и отдельных чиновников.
Несмотря на предпринимаемые федеральными органами власти в отношении поддержки и развития субъектов малого и среднего бизнеса меры, выразившиеся в разработке и принятии пакета законодательных актов, регулирующих правоотношения субъектов предпринимательства с органами власти всех уровней, проблема преодоления административных барьеров остается достаточно острой.
С точки зрения организации взаимодействия между администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа и субъектами малого и среднего бизнеса, основной проблемой является обеспеченность субъектов предпринимательства производственными площадями и земельными участками в достаточном объеме.
Администрацией городского округа проведена работа по инвентаризации объектов недвижимого имущества и земельных участков, подлежащих сдаче в аренду или отчуждению, для субъектов предпринимательства, максимально сокращен срок рассмотрения заявок на предоставление в аренду земельных участков или объектов недвижимого имущества.
С 2008 года в Петропавловск-Камчатском городском округе ведется работа по реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение по льготному режиму арендуемого ими недвижимого имущества в рамках Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
По состоянию на 10.10.2009 года Главой Петропавловск-Камчатского городского округа принято 35 решений об условии приватизации объектов муниципальной собственности путем реализации преимущественного права выкупа, 23 арендатора воспользовались рассрочкой платежа сроком от 1 года до 3 лет.
До конца 2009 года преимущественное право выкупа арендуемых помещений будет предоставлено еще 19 арендаторам, отвечающим требованиям вышеуказанного Федерального закона.
Учитывая, что многие субъекты малого и среднего предпринимательства вследствие преобразования муниципальных предприятий "Дирекция по эксплуатации зданий" и "Богородское озеро" в ОАО, юридически лишились возможности реализовать свое преимущественное право на приобретение муниципального имущества, поскольку Федеральный закон N 159-ФЗ от 22.07.2008 не распространяется на имущество акционерных обществ, Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, как единственным акционером, были утверждены Положения об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности ОАО "Дирекция по эксплуатации зданий" и ОАО "Единая городская недвижимость", арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, определяющие условия и порядок выкупа арендованного имущества.
Кроме того, утверждены Положения о порядке передачи в аренду недвижимого имущества ОАО "Дирекция по эксплуатации зданий" и ОАО "Единая городская недвижимость", регулирующие порядок и условия сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности данных акционерных обществ.
Все это позволяет малому предпринимательству быть более защищенным с позиции реализации своих имущественных интересов.
Таким образом, проводимая Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа политика в области имущественных отношений, создает благоприятную атмосферу для становления и развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Наряду с административными барьерами на пути своего становления и развития субъекты малого и среднего бизнеса сталкиваются с трудностями, обусловленными экономическим развитием региона, особенностями его территориального расположения.
Основная проблема - недостаток собственных финансовых ресурсов и ограниченный доступ к заемным средствам вследствие высокой стоимости банковских кредитов и требований по их обеспеченности.
В условиях кризиса банки ужесточили требования к заемщикам, в том числе подняли процентные ставки по кредитам. Это привело к тому, что не все субъекты малого предпринимательства могут рассчитывать на получение кредита.
Для решения этой проблемы необходимо выработать комплекс мер, устанавливающих механизм предоставления муниципальных гарантий для субъектов малого и среднего бизнеса при получении кредитов.
Второй по степени значимости является проблема высокой зависимости малого бизнеса от внутреннего спроса, обусловленного обособленным географическим расположением Камчатского края и низкий транспортной доступностью.
Снижение спроса из-за низкой платежеспособности на товары и услуги оказывает значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так сокращение спроса приводит к уменьшению оборотных средств, что в свою очередь заставляет предприятие снижать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции и штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.
Решением этой проблемы отчасти стало вовлечение субъектов малого и среднего бизнеса в процесс размещения муниципального заказа.
Условия размещения муниципального заказа (в частности размеры лотов) дают возможность субъектам малого предпринимательства стать равноправными участниками заказа и претендовать на заключение муниципального контракта.
Доля муниципальных заказов, размещенных у субъектов малого предпринимательства за 2008 год, составила 32,7% или 473 млн. рублей.
Предметом закупок явились: поставка продовольствия, оборудования, лекарственных средств и изделий медицинского назначения для нужд муниципальных образовательных и медицинских учреждений, выполнение работ по ремонту, реконструкции и сейсмоукреплению зданий и сооружений, ремонту коммунальных сетей.
Почти треть муниципального заказа, размещенного у субъектов малого и среднего предпринимательства (31,5%) была размещена в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Это объяснимо: реформирование жилищно-коммунального комплекса городского округа, развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания многоквартирными жилыми домами привлекли в эту сферу малый и средний бизнес.
Также, определенным препятствием на пути развития малого бизнеса является низкий уровень развития предпринимательской среды, обусловленный недостатком организационно-экономических, правовых знаний, культуры рыночных отношений, навыков ведения бизнеса и опыта управления.
Решением этой проблемы может стать организация на территории Петропавловск-Камчатского городского округа обучающих семинаров, тренингов, выставок с привлечением организаций и учреждений, обеспечивающих инфраструктуру малого бизнеса, при поддержке администрации городского округа.
В предпринимательском сообществе городского округа существует проблема недобросовестной конкуренции, проявляющаяся в различных отраслях предпринимательской деятельности. В основном эта проблема выражается в торговле, общественном питании и оказания бытовых услуг населению путем несанкционированного размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, некапитального характера (палатки, киоски, ларьки) и дискредитации добросовестного предпринимателями посредством необоснованного обращения с жалобами в органы власти и с привлечением средств массовой информации.
На пути развития малого бизнеса острой остается проблема ухода субъектов малого бизнеса в "теневую" экономику, которая выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации (оказание услуг по ремонту транспортных средств в гаражных кооперативах, ремонт квартир, услуги нянь, репетиторов).
В целях более тесного и эффективного взаимодействия администрации городского округа и предпринимательской среды, при администрации создано Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства, основными целями которого являются:
реализация городской политики в сфере развития и защиты субъектов предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа;
создание и развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства;
участие в формировании доходной части бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа.
Также, при Главе Петропавловск-Камчатского городского округа на постоянной основе действует Общественный Совет по предпринимательству, созданный, в соответствии с постановлением градоначальника г.Петропавловска-Камчатского от 01.09.2005 N 1093 "О создании общественного Совета по предпринимательству при Главе Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования - градоначальнике". Совет призван формулировать основные проблемы бизнеса и находить пути их решения в рамках полномочий, определенных для органов местного самоуправления Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2.2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
1. Целью Программы является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
2. Достижение цели Программы требует решения следующих задач:
2.1 содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства (далее субъекты МСП) в приоритетных для городского округа видам деятельности;
2.2 оказание имущественной поддержки субъектов МСП;
2.3 повышение информированности субъектов МСП об условиях ведения бизнеса;
2.4 обеспечение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам;
2.5 организация и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
2.6 обеспечение взаимодействия администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и бизнес-сообщества для решения вопросов социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа;
2.7 укрепление социального статуса и повышение престижа предпринимательской деятельности.
3. Программа взаимосвязана с долгосрочной краевой целевой программой "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 09.12.2009 N 479-П, которой предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на поддержку муниципальных программ развития субъектов МСП с целью софинансирования на следующих условиях:
1) наличие утвержденной муниципальной программы развития субъектов МСП, предусматривающей одним из мероприятий - создание консультационного (дистанционного) пункта;
2) обеспечение муниципальным образованием в Камчатском крае долевого финансирования Программы.
Минимальный размер софинансирования за счет средств местных бюджетов составляет 25% от объема финансирования за счет средств бюджета Камчатского края.
4. Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период с 2010 до 2012 год в один этап.
2.3. Мероприятия по реализации Программы и ее ресурсное обеспечение
1. Условия и порядок оказания поддержки субъектов МСП:
Все виды поддержки, предусмотренные Программой, оказываются хозяйствующим субъектам, отнесенным в соответствии с условиями, установленными Федеральным за коном от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" к микропредприятиям, малым и средним предприятиям.
В оказании поддержки субъектам МСП должно быть отказано в случаях, предусмотренных частями 3-5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", а также субъектам МСП:
- находящимся в стадии реорганизации, ликвидации, несостоятельности (банкротства);
- имеющим просроченную задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам в бюджеты всех уровней;
- не зарегистрированным на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации.
2. Решение об оказании поддержки (кроме имущественной, информационной, консультационной) принимает Комиссия по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Петропавловск-Камчатском городском округе (далее - Комиссия). Состав и порядок работы Комиссии утверждается распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
3. По результатам рассмотрения документов, поданных на оказание поддержки, субъект МСП должен быть проинформирован в течение 5 рабочих дней после принятия соответствующего решения Комиссией.
4. Для достижения поставленной цели и решения задач Программы необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий, финансирование которых осуществляется из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа и за счет субсидий, поступающих из бюджета Камчатского края, на выполнение мероприятий Программы.
5. Для решения задачи "Оказание имущественной поддержки субъектов МСП" Программой предусмотрено мероприятие:
Передача во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе муниципального имущества субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
Перечень такого имущества ведется в соответствии с решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.04.2009 N 112-нд "О Порядке формирования, ведения, опубликования перечня муниципального имущества, используемого в целях предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и порядке предоставления такого имущества в пользование" (далее - Перечень).
При этом включение в Перечень, исключение из Перечня, внесение в Перечень изменений осуществляется постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Мероприятие не требует финансирования.
Целевым показателем (индикатором) для оценки реализации исполнения мероприятия является количество субъектов МСП, получивших имущественную поддержку.
Исполнителем мероприятий по имущественной поддержке является Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа.
6. Для решения задачи "Повышение информированности субъектов МСП об условиях ведения бизнеса" предусмотрены следующие формы поддержки:
6.1. Информационная поддержка субъектов МСП.
Информационная поддержка включает в себя следующее мероприятие:
Размещение на сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа информации, необходимой для субъектов МСП.
На сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа размещаются:
- текст Программы по адресу <Местное самоуправление/Администрация городского округа/Муниципальные целевые программы>;
- иная информация в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" по адресу <Главная/Экономика и финансы/Малое и среднее предпринимательство >.
Мероприятие не требует финансирования.
Целевым показателем (индикатором) для оценки реализации исполнения данного мероприятия является количество субъектов, получивших информационную поддержку. Данное количество определяется путем суммирования количества субъектов МСП, получивших информационно-справочную литературу и количества просмотров, скачиваний соответствующей информации с указанных разделов сайта администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Исполнителями мероприятий по информационной поддержке являются:
- в части подготовки информации для размещения на сайте - Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа;
- в части размещения информации на сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - отдел общественных связей и информации администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
6.2. Консультационная поддержка субъектов МСП.
Порядок оказания данной формы поддержки устанавливается административным регламентом предоставления Управлением взаимодействия с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по оказанию консультационной поддержки субъектам МСП.
Мероприятие не требует финансирования.
Целевым показателем (индикатором) для оценки реализации исполнения данных мероприятий является количество субъектов, получивших консультационную поддержку.
7. Для решения задачи "Обеспечение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам" предусмотрена финансовая форма поддержки субъектов МСП.
Финансовая поддержка в виде субсидий оказывается субъектам МСП, осуществляющим приоритетные виды предпринимательской деятельности.
В сложившейся социально-экономической ситуации для Петропавловск-Камчатского городского округа приоритетными видами предпринимательской деятельности являются:
- переработка рыбы и рыбной продукции;
- строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений;
- предоставление коммунальных услуг;
- предоставление бытовых услуг;
- предоставление туристских услуг;
- деятельность в области инноваций и промышленного производства;
- ремесленная деятельность;
- сельскохозяйственная деятельность.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об утверждении порядка субсидирования устанавливаются дополнительные условия оказания финансовой поддержки субъектам МСП кроме условий, указанных в пункте 1.
8. Финансовая поддержка включает в себя следующие мероприятия:
8.1. Предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части стоимости присоединения и (или) подключения к сетям: электрическим, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод при строительстве (реконструкции) объектов, предназначенных для производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Субсидии предоставляются субъектам МСП, осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях экономики, на конкурсной основе. Размер субсидии составляет 50 процентов затрат, связанных с присоединением и (или) подключением к сетям, либо одной из сетей, но не более 150,0 тыс. рублей.
Порядок и условия субсидирования устанавливаются постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Общий объем финансирования на весь период реализации Программы из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа составляет 4900,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2010 - 2011 годы - финансирование не предусмотрено;
2012 год - 4 900,0 тыс. рублей.
Целевым показателем (индикатором) для оценки реализации исполнения данных мероприятий является количество субъектов МСП, получивших субсидии на данные цели.
Исполнителем мероприятия является Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа.
8.2. Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам.
Порядок и условия субсидирования устанавливаются постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Общий объем финансирования на весь период реализации Программы из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа составляет 8 850,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2010 год - финансирование не предусмотрено;
2011 год - 3 950,0 тыс. рублей;
2012 год - 4 900,0 тыс. рублей.
Целевым показателем (индикатором) для оценки реализации исполнения данных мероприятий является количество субъектов МСП, получивших субсидии на данные цели.
Исполнителем мероприятия является Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа.
Возможно предоставление муниципальных гарантий в обеспечение обязательств, возникающих у субъектов МСП при осуществлении заимствований в кредитных организациях.
Предоставление муниципальных гарантий осуществляется в порядке, установленном решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа, в соответствии с программой муниципальных гарантий на соответствующий финансовый год.
Объем муниципальных гарантий составляет 15 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2010 год - предоставление гарантий не предусмотрено;
2011 год - 6 000,0 тыс. рублей;
2012 год - 9 000,0 тыс. рублей.
Исполнителями мероприятия являются Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа, Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
9. Для решения задачи "Организация и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства" предусмотрено создание (развитие) консультационного (дистанционного) пункта на базе муниципального автономного учреждения "Ресурсный центр Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее МАУ "Ресурсный центр Петропавловск-Камчатского городского округа").
Требования к организации пункта указаны в Положении о консультационном (дистанционном) пункте для субъектов малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа, являющегося приложением 1 к Программе.
Общий объем финансирования на весь период реализации Программы составляет 2 320,5 тыс. рублей (за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа - 516,2 тыс. рублей, за счет средств бюджета Камчатского края - 1 804,3 тыс. рублей):
2010 год - 500,0 тыс. рублей;
2011 год -789,6 тыс. рублей;
2012 год - 1030,9 тыс. рублей.
Расходование данных денежных средств осуществляется в соответствии с планом мероприятий и сметой затрат, представленной руководством МАУ "Ресурсный центр Петропавловск-Камчатского городского округа" и утвержденной начальником Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа.
Целевым показателем (индикатором) для оценки реализации исполнения данного мероприятия является количество субъектов МСП, получивших консультационные и информационные услуги в консультационном (дистанционном) пункте.
Исполнителями мероприятия являются МАУ "Ресурсный центр Петропавловск-Камчатского городского округа", Аппарат администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа.
10. Для решения задачи "Обеспечение взаимодействия администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и бизнес-сообщества для решения вопросов социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа" предусмотрены следующие мероприятия:
10.1. Проведение совещаний, круглых столов, встреч с субъектами МСП по актуальным вопросам осуществления предпринимательской деятельности, в т. ч. с участием контролирующих органов.
Круглые столы по определенной тематике проводятся не менее 1 раз в год. Для ежегодного планирования данных мероприятий Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа в конце текущего года осуществляется сбор предложений от исполнителей Программы по тематике круглых столов, кругу участников и срокам проведения.
Проведение совещаний, встреч с предпринимателями производится при необходимости как на уровне Главы Петропавловск-Камчатского городского округа, так и на уровне руководителей органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Мероприятие не требует финансирования.
Целевым показателем (индикатором) для оценки реализации исполнения данного мероприятия является количество проведенных круглых столов, совещаний и встреч.
Исполнителями мероприятия являются органы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
10.2. Содействие в организации работы общественного Совета по предпринимательству при Главе Петропавловск-Камчатского городского округа.
Общественный Совет по предпринимательству при Главе Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Совет) является координационным органом и исполнителем данного мероприятия.
Состав Совета и Положение о нем утверждаются постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Заседания Совета назначаются по мере необходимости, но не реже 2 раз в квартал по согласованию с Главой Петропавловск-Камчатского городского округа.
Мероприятие не требует финансирования.
В целях содействия в организации работы Совета Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства осуществляет:
- сбор предложений от органов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в план работы Совета, их обобщение и внесение на рассмотрение Советом;
- внесение на рассмотрение Советом проектов нормативных правовых актов, касающихся сферы развития малого и среднего предпринимательства;
- подготовку информации по вопросам повестки дня заседания Совета, рассмотрение которых инициировано Управлением.
Целевым показателем (индикатором) для оценки реализации исполнения данного мероприятия является количество проведенных заседаний Совета.
11. Для решения задачи "Укрепление социального статуса предпринимателей и повышение престижа предпринимательской деятельности" предусмотрены следующие мероприятия:
11.1. Организация проведения городских конкурсов "Предприниматель года", профессионального мастерства, инвестиционных проектов.
Конкурсы проводятся для популяризации передового опыта субъектов МСП и направлены на определение хозяйствующих субъектов, добившихся наилучших успехов в предпринимательской деятельности, выявление лучших представителей профессии, формирование позитивного общественного мнения о массовых профессиях.
Организация конкурса производится в соответствии с постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, которым утверждается Положение о проведении конкурса и смета расходов.
Общий объем финансирования на весь период реализации Программы из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа составляет 709,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
2010 год - финансирование не предусмотрено;
2011 год - 347,4 тыс. рублей;
2012 год - 362,0 тыс. рублей.
Финансирование данного мероприятия за счет бюджета Камчатского края запланировано в размере 493,0 тыс. рублей:
2010 год - финансирование не предусмотрено;
2011 год - 131,0 тыс. рублей;
2012 год - 362,0 тыс. рублей.
Целевым показателем (индикатором) для оценки реализации исполнения данных мероприятий является количество субъектов МСП, принявших участие в конкурсах.
Исполнителем мероприятий по организации конкурсов является Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа.
11.2. Содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства.
Мероприятие включает в себя создание условий для участия субъектов МСП в сфере межрегионального и международного сотрудничества: поиска торговых и производственных партнеров, представления бизнес-проектов, результатов предпринимательской деятельности. Для этого планируется финансирование представительских, командировочных расходов, расходов на подготовку экспозиционных стендов.
Финансовое обеспечение на весь период реализации Программы из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа составляет 330 тыс. рублей, в том числе по годам:
2010, 2011 гг - финансирование не предусмотрено;
2012 г - 330,0 тыс. рублей.
Финансирование данного мероприятия за счет бюджета Камчатского края запланировано в размере 363, 0 тыс. рублей:
2010, 2011 гг - финансирование не предусмотрено;
2012 г - 363,0 тыс. рублей.
Целевым показателем (индикатором) для оценки реализации исполнения данного мероприятия является количество субъектов МСП, принявших участие в презентационных мероприятиях.
Исполнителем мероприятия является Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа.
11.3. Организация проведения выставочно-ярмарочных мероприятий с участием субъектов МСП.
Мероприятие включает в себя создание условий для демонстрации достижений малого и среднего бизнеса, продвижения продукции на потребительском рынке Петропавловск-Камчатского городского округа, налаживанию связей с потребителями.
Финансовое обеспечение на весь период реализации Программы из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа составляет 472,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2010 г - финансирование не предусмотрено;
2011 г - 224,0 тыс рублей;
2012 г - 248,0 тыс. рублей.
Финансирование данного мероприятия за счет бюджета Камчатского края запланировано в размере 248, 0 тыс. рублей:
2010, 2011 гг - финансирование не предусмотрено;
2012 г -248,0 тыс. рублей.
Организация выставочно-ярмарочного мероприятия производится в соответствии с постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, которым утверждается план проведения мероприятия и смета расходов.
Целевым показателем (индикатором) для оценки реализации исполнения данного мероприятия является количество субъектов МСП, принявших участие в выставках, ярмарках.
Исполнителем мероприятия является Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа.
12. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа с привлечением средств бюджета Камчатского края и внебюджетных источников (при условии финансирования из указанных источников).
Общий объем финансирования Программы составляет 19 679,9 тыс. рублей, в том числе за счет бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа - 16 252,6 тыс. рублей, бюджета Камчатского края - 3 427,3 тыс. рублей.
Финансирование по годам составляет, тыс. рублей:
Бюджет Петропавловск-Камчатского Бюджет Камчатского края городского округа
2010 г 100,0 400,0
2011 г 5 000,0 1 000,0
2012 г 11 152,6 2 027,3
Объем финансирования мероприятий Программы ежегодно подлежит уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на соответствующий финансовый год.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджета Камчатского края подлежит согласованию с Правительством Камчатского края.
Для реализации программных мероприятий могут привлекаться иные безвозмездные поступления.
2.4. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы
В связи с тем, что долгосрочная муниципальная целевая программа "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа на период 2010 - 2012 годы" представляет собой комплексный план действий по поддержке субъектов МСП, эффективность реализации оценивается как по каждому мероприятию отдельно, так и в целом по Программе.
Основными критериями оценки эффективности поддержки являются:
1. Формы и виды поддержки субъектов МСП, количество субъектов МСП, получивших поддержку, объем финансовых средств, предусмотренных в бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа, объем финансовых средств, планируемых к получению из бюджета Камчатского края.
2. Экономические показатели: количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек Петропавловск-Камчатского городского округа, доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, доля оборота малых и средних предприятий в общем обороте организаций, доля оборота малых и средних предприятий неторговой сферы в обороте малых и средних предприятий.
При выполнении поставленных задач предполагается достижение следующих целевых показателей (индикаторов) Программы:
Наименование целевых показателей (индикаторов) Программы |
Значения базовых показателей (индикаторов) Программы 2009 год |
Значения прогнозных показателей (индикаторов) Программы |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||
Цель: Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа | ||||
1. Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек Петропавловск-Камчатского городского округа, единиц |
11 |
11,5 |
12 |
12,5 |
2. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в средне-списочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, % |
23,7 |
26,2 |
26,5 |
26,8 |
3. Доля оборота малых и средних предприятий в общем обороте организаций, % |
42,3 |
43,0 |
43,5 |
44,0 |
4. Доля оборота малых и средних предприятий неторговой сферы в обороте малых и средних предприятий, % |
53,7 |
55,0 |
57,0 |
59,0 |
5. Увеличение объемов налоговых поступлений по специальным налоговым режимам ,% |
18,7% |
20,3% |
24% |
24% |
Задача: Оказание имущественной поддержки субъектов МСП | ||||
1. Количество субъектов МСП, получивших имущественную поддержку, единиц |
23 |
6 |
4 |
4 |
Задача: Повышение информированности субъектов МСП об условиях ведения бизнеса | ||||
1. Количество субъектов МСП, получивших информационную поддержку, единиц |
0 |
330 |
350 |
400 |
2. Количество субъектов МСП, получивших консультационную поддержку, единиц |
0 |
50 |
60 |
70 |
Задача: Облегчение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам | ||||
1. Количество субъектов МСП, получивших финансовую поддержку, единиц |
1 |
0 |
10 |
15 |
Задача: Организация и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства | ||||
1. Количество созданных объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц |
0 |
1 |
0 |
0 |
2. Количество субъектов МСП, получивших консультационные и информационные услуги в консультационном (дистанционном) пункте, единиц |
0 |
0 |
100 |
150 |
Задача: Обеспечение взаимодействия администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и бизнес-сообщества для решения вопросов социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа | ||||
1. Количество проведенных круглых столов, совещаний, встреч с предпринимателями, единиц |
35 |
38 |
40 |
42 |
2. Количество проведенных заседаний общественного Совета по предпринимательству при Главе Петропавловск-Камчатского городского округа, единиц |
8 |
5 |
8 |
8 |
Задача: Укрепление социального статуса предпринимателей и повышение престижа предпринимательской деятельности | ||||
1. Количество субъектов МСП, принявших участие в конкурсах "Предприниматель года", профессионального мастерства, единиц |
0 |
0 |
25 |
30 |
2. Количество субъектов МСП, принявших участие в конференциях, форумах в рамках межрегионального и международного сотрудничества, единиц |
0 |
0 |
0 |
3 |
3. Количество субъектов МСП, принявших участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, единиц |
35 |
35 |
35 |
40 |
Результатом реализации Программы в 2010 - 2012 годах станет увеличение:
- количества субъектов МСП на 280 единиц;
- количества субъектов МСП на 1 тыс. жителей Петропавловск-Камчатского городского округа до 12,5 единиц;
- доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций до 26,8%;
- доли оборота малых и средних предприятий в общем обороте организаций до 44 %;
- доли оборота малых и средних предприятий неторговой сферы в обороте малых и средних предприятий до 59 %;
- увеличение объемов налоговых поступлений по специальным налоговым режимам - до 24%.
Социальная эффективность реализации Программы будет заключаться в следующем:
- создании рабочих мест;
- сохранении уже созданных рабочих мест;
- включении экономически активного населения в процесс предпринимательской деятельности, что позволит содействовать повышению уровня жизни населения Петропавловск-Камчатского городского округа.
2.5. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий.
Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа, для чего:
- в установленном порядке представляет бюджетные заявки на финансовый год;
- обеспечивает своевременное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на выполнение программных мероприятий;
- осуществляет координационную роль между исполнителями;
- уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей;
- делает запросы исполнителям о ходе выполнения Программы;
- ежегодно в установленные сроки представляет отчет о ходе реализации Программы и эффективности проводимых мероприятий в Управление экономики Петропавловск-Камчатского городского округа;
- информирует через средства массовой информации о ходе выполнения мероприятий Программы и использовании средств, направленных на ее финансирование.
Исполнители Программы осуществляют меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы.
2.6. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы
В результате реализации мероприятий Программы прогнозируется достижение следующих социально-экономических показателей:
N п/п |
Наименование целей и показателей достижения целей (целевых ориентиров) |
Значения базовых показателей Программы 2009 год |
Значения прогнозных показателей (индикаторов) Программы |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
Цель 1: Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа | |||||
1 |
Доля муниципальных заказов, размещенных у субъектов малого и среднего предпринимательства, в % |
32,7% |
не менее 40% |
не менее 40% |
не менее 40% |
2 |
Площадь объектов недвижимости, находящихся в собственности городского округа и переданных в аренду субъектам малого предпринимательства, тыс. кв.м. |
16,9 |
не менее 0,7 |
не менее 0,7 |
не менее 0,7 |
3 |
Площадь объектов недвижимости, находящихся в собственности городского округа, дополнительно переданных в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства по преимущественному праву выкупа в срок до 01.07.2010 г., тыс. кв.м |
11,8 |
3,2 |
|
|
Цель 2 Усиление рыночных позиций малого и среднего предпринимательства | |||||
1 |
Количество индивидуальных предпринимателей, ед |
7890 |
8000 |
8400 |
8800 |
2 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства-получателей поддержки, ед. |
40 |
50 |
100 |
150 |
3 |
Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа, ед |
4 |
6 |
10 |
15 |
4 |
Количество субъектов малого предпринимательства-участников некоммерческих организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ед |
300 |
350 |
400 |
450 |
5 |
Удельный вес количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики, в % |
55,3 |
57,6 |
59,9 |
62,3 |
2.7. Система организации выполнения Программы и контроля исполнения программных мероприятий
Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа:
- осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы;
- обеспечивает своевременное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на выполнение программных мероприятий
- в установленном порядке представляет бюджетные заявки на финансовый год;
- осуществляет координационную роль между исполнителями;
- уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей;
- делает запросы исполнителям о ходе выполнения Программы;
- ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет отчет главе Петропавловск-Камчатского городского округа о ходе реализации Программы и эффективности проводимых мероприятий;
- информирует через средства массовой информации о ходе выполнения мероприятий Программы и использовании средств, направленных на ее финансирование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.