Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
социального развития
и труда Камчатского края
от 13 января 2012 г. N 16-п
Краевая ведомственная целевая программа
"Социальная адаптация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы в Камчатском крае, на 2012 год"
20 декабря 2012 г.
Приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 20 декабря 2012 г. N 667-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2012 г.
Паспорт
краевой ведомственной целевой программы "Социальная адаптация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы в Камчатском крае, на 2012 год"
1. Характеристика стратегических целей и тактических задач, на достижение которых направлена краевая ведомственная целевая программа
На территории Камчатского края расположены 4 учреждения уголовно-исполнительной системы (1 следственный изолятор, 1 воспитательная и 2 исправительных колонии, в том числе исправительный участок колонии-поселения при исправительной колонии N 5 и исправительный участок колонии для осужденных женщин при воспитательной колонии "Камчатская").
Общая численность осужденных в учреждениях исполнения наказаний Камчатского края по состоянию на 01.09.2011 года составляет 1835 человек, из них: несовершеннолетних - 13, женщин - 94.
В настоящее время подготовка к освобождению осужденных начинается с момента их поступления в исправительное учреждение. Социальной и психологической службами Управления Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - УФСИН) определяется круг социальных проблем, с которыми столкнутся осужденные, и вырабатывается программа их индивидуального сопровождения, конечной целью которой является наиболее эффективная подготовка осужденных к жизни на свободе.
В процессе отбывания наказания проводится работа по оформлению осужденным паспортов, пенсий, социальных пособий и различных компенсаций. Работающим осужденным оформляются страховые свидетельства, выдаются справки установленного образца о стаже работы за период отбывания наказания.
От эффективности и скоординированности действий УФСИН, центров трудовой занятости и учреждений социального обслуживания населения зависит совершенствование социальной работы с данной категорией граждан в пенитенциарный, а также постпенитенциарный период.
Однако следует отметить, что компетенция исправительных колоний в решении вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых лиц ограничивается достижением предварительной договоренности с органами государственной власти и местного самоуправления.
В 2011 году координация всего спектра мероприятий, направленных на содействие трудоустройству указанной категории лиц, проходила в рамках краевой ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Камчатского края на 2011 год".
Согласно данным Агентства по занятости населения Камчатского края на 01.09.2011 года в органы службы занятости населения Камчатского края обратились 147 человек из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. Из них, при содействии службы занятости населения трудоустроено 34 человека, 6 человек направлены на профессиональное обучение, 87 человек зарегистрированы в органах государственной службы занятости населения Камчатского края в качестве безработных.
Процент трудоустроенных граждан, из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы (30 %), свидетельствует о том, что проблема трудового устройства бывших осужденных по-прежнему актуальна и требует своего решения. Содействие в профессиональном обучении и трудоустройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы - задача, без решения которой невозможно достичь положительных результатов в процессе социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Другой проблемой в процессе социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является их социально-бытовое устройство. Практически для каждого освободившегося из мест лишения свободы вопрос о бытовом устройстве наиболее значим.
Учреждения исполнения наказаний, при всех проводимых мероприятиях по подготовке осужденных лиц к освобождению, не в состоянии полностью решить вопросы их бытового устройства. Сегодня специалист по социальной работе указанного учреждения не способен реально влиять на решение проблемы бытового устройства освобождающихся, поэтому каждый четвертый, т.е. 25 %, лиц отбывших наказание в виде лишения свободы, испытывают трудности, а порой и неразрешимые проблемы бытового устройства.
Нерешенность проблем бытового устройства указанной категории граждан, снова приводит их к совершению повторных преступлений, как единственного выхода решения всех проблем.
Рост числа преступлений на территории края, стабильно высокое число лиц ранее совершавших преступления, прямое доказательство роста социальной напряженности в их среде.
По данным Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю количество преступлений и число лиц, ранее совершавших преступления, остается стабильно высоким.
|
2009 |
2010 |
на 01.11.2011 |
Количество преступлений |
5428 |
5445 |
4332 |
лица, совершившие преступления (всего), из них: |
2364 |
3302 |
2396 |
ранее совершавшие преступления |
825 |
1300 |
1271 |
Согласно существующей статистике почти 50 % лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, вновь совершают преступления. Это показатель слабой эффективности исполнения наказания.
Успех борьбы с рецидивной преступностью и успех социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, напрямую зависят от решения задачи по их бытовому устройству и связанного с этим восстановления социального статуса и установления социально полезных связей в основных сферах жизнедеятельности.
Еще одной проблемой в процессе адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является их низкий потенциал здоровья.
Заболеваемость туберкулезом, ВИЧ, гепатитом и наркоманией среди заключенных и лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, вызывает особую тревогу. При этом у части из них отмечается новая смертоносная болезнь - множественно лекарственно-устойчивая форма туберкулеза, получившая у специалистов название - новый туберкулез. Это практически неизлечимая болезнь, против которой бессильны прежде эффективные противотуберкулезные препараты.
Ежегодно в учреждения исполнения наказания по Камчатскому краю направляется около 900 человек и почти столько же, освобождается по отбытии срока наказания. При этом каждый из них невольно входит в контакт с больными. Значительное число освобождающихся лиц фактически являются носителями микобактерий туберкулеза. Установлено, что один туберкулезный больной (бактериовыделитель) может заразить от 10 до 80 человек в год.
Нетрудно представить, какую серьезную эпидемиологическую опасность представляют лица, освобождающиеся из учреждений исполнения наказаний. Установлено, что почти треть больных, освобождающихся из мест лишения свободы, не встает на учет в специализированные лечебные учреждения, не осуществляет специальное лечение и, таким образом, распространяет смертельно опасные инфекции.
По данным Министерства здравоохранения Камчатского края на 01.09.2011 года в учреждениях здравоохранения Камчатского края состоит на учете лиц, освободившихся из мест лишения свободы, страдающих алкоголизмом - 301, больных туберкулезом - 67, СПИД - 14, наркоманией - 25 человек. И это далеко не все выявленные лица указанной категории, представляющие эпидемиологическую опасность. Поэтому профилактика инфекционных заболеваний лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, еще одна не менее важная задача в процессе социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, которую необходимо решить.
В 2002 - 2005 годах на территории Камчатской области реализовывалась долгосрочная областная целевая программа "Реабилитации граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы". За период действия программы 576 лиц, отбывших уголовное наказание, были обеспечены гражданскими паспортами, 57 отправлены к постоянному месту жительства в пределах Камчатской области и Корякского округа.
Полностью были удовлетворены нужды следственного изолятора УФСИН России по Камчатскому краю в трех дезинфекционных камерах. В рамках программных мероприятий по улучшению эпидемиологической ситуации в учреждениях исполнения наказаний 349 человек прошли необходимое флюорографическое обследование и по его результатам, нуждающиеся в лечении, получили дополнительную медицинскую помощь. Это положительно отразилось на эпидемиологической ситуации в целом.
В соответствии с мероприятиями программы по профессиональному обучению и трудовому устройству 153 осужденных получили профориентационные услуги, 64 человека, отбывших уголовное наказание, прошли профессиональное обучение. Из них, закончили программу обучения 58 человек, в том числе 28 - молодежь в возрасте 16 - 29 лет, которые в дальнейшем трудоустроились.
Реализация мероприятий программы позволила решить одну из важных задач долгосрочной областной целевой программы - снизить социальную напряженность среди граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и среди лиц без определенного места жительства.
Положительный эффект программ прошлых лет и сложившая ситуация сегодня, диктуют необходимость применения программного подхода к решению проблемы социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ.
Кроме того, важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации программы на субъектовом уровне, являются поручения Президента Российской Федерации по совершенствованию государственной системы профилактики правонарушений.
Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан является стратегической целью, на достижение которой направлена данная программа.
Правомерность выделенной данной стратегической цели подтверждается:
- Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
- Положением о Министерстве социального развития и труда Камчатского края (далее - Министерство) - исполнительный орган государственной власти Камчатского края, осуществляющий в Камчатском крае отдельные полномочия Российской Федерации в области социального обслуживания населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Тактической задачей, направленной на решение данной поставленной стратегической цели, является оптимизация системы оказания социальных услуг, развитие организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания.
2. Цели и задачи краевой ведомственной целевой программы
Целью программы является создание условий для социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, предупреждение с их стороны рецидивной преступности.
В 2012 году в качестве основных принципов выделения и планирования расходов на реализацию задач в области социальной защиты лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, приняты следующие:
- приоритетное значение оказания материальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- содействие социально-бытовому устройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- определение объема финансирования задач, обеспечивающих необходимый уровень предоставления социальной поддержки, гражданам, отбывшим наказание в виде лишения свободы.
Достижение данной цели относится к функциям государства, реализуемым на постоянной основе, и направлено на социальную адаптацию лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Для достижения цели программы необходимо решить следующие задачи:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.1. Социальная поддержка граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Выделение задачи "Социальная поддержка граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы" обусловлено ст. 8 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
В целях решения задачи 1.1. в 2012 году планируется реализовать следующие мероприятия:
1.1.1 Выплата единовременной материальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на повседневные нужды и предметы первой необходимости.
1.1.2. Утратил силу;
См. текст подпункта 1.1.2 пункта 1.1 раздела 2
1.1.3. Содействие лицам, освободившимся из мест лишения свободы, без определенного места жительства и занятий в получении медицинских полисов обязательного медицинского страхования с целью обеспечения данных лиц доступной медицинской помощью.
1.1.4. Утратил силу.
См. текст подпункта 1.1.4 пункта 1.1 раздела 2
1.2. Социально-бытовое устройство лиц, освободившихся из мест лишения свободы, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Выделение задачи "Социально-бытовое устройство лиц, освободившихся из мест лишения, находящихся в трудной жизненной ситуации" и ее соответствие стратегической цели обусловлено ст. 7 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
Достижение задачи 1.2. планируется посредством реализации следующих мероприятий в 2012 году:
1.2.1. Содействие в оформлении (определении) лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, попавших в трудную жизненную ситуацию, на временное или постоянное проживание (нахождение) в краевые государственные учреждения социального обслуживания.
1.2.2. Оказание лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, социально-реабилитационных услуг в краевых государственных учреждениях социального обслуживания.
1.3. Организационное и информационное обеспечение процесса социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы;
Выделение задачи "Организационное и информационное обеспечение процесса социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы" обусловлено перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11 февраля 2009 года, ст. 33 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В рамках задачи 1.3. планируется реализация следующих мероприятий:
1.3.1. Проведение совещаний, семинаров и рабочих встреч руководителей заинтересованных государственных органов исполнительной власти Камчатского края, территориальных федеральных служб и управлений по Камчатскому краю, государственных учреждений с целью координации совместной деятельности по оперативному решению наиболее проблемных вопросов социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
1.3.2. Пополнение методического, справочного и другого информационного фонда по проблемам социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
1.3.3. Проведение мониторинга медико-социальных показателей лиц, освободившихся из мест лишения свободы, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения Камчатского края, больных туберкулезом, ВИЧ, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
1.4. Содействие в профессиональном обучении и трудоустройстве.
Выделение задачи "Содействие в профессиональном обучении и трудоустройстве" обусловлено ст. 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В рамках задачи 1.4. планируется реализация следующих мероприятий:
1.4.1. Направление в Агентство занятости населения Камчатского края сведений о примерном количестве лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в том числе нуждающихся в трудоустройстве, с указанием имеющейся у освобождаемого лица профессии.
1.4.2. Информирование лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, о порядке получения государственных услуг, оказываемых службой занятости населения, о востребованных профессиях и вакансиях, имеющихся на региональном рынке труда и условиях получения профессионального образования по востребованным специальностям на региональном рынке труда.
3. Срок реализации краевой ведомственной целевой программы
Реализация программы рассчитана на 2012 год.
4. Социально-экономические последствия реализации краевой ведомственной целевой программы
Реализация мероприятий программы позволит обеспечить укрепление правопорядка на территории Камчатского края за счет мер направленных на социальную поддержку и социальное обслуживание лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
5. Показатели непосредственного результата выполнения мероприятий краевой ведомственной целевой программы
N п/п |
Наименование показателей |
Базовое значение 2010 год |
Планируемые значения 2012 год |
1. |
Количество лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, получивших материальную помощь |
50 |
118 |
2. Утратил силу Информация об изменениях:См. текст пункта 2 | |||
3. |
Количество лиц, оформленных на временное или постоянное проживание в краевые государственные стационарные учреждения социального обслуживания |
0 |
6 |
Количество лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, получивших социально-реабилитационные услуги |
29 |
33 |
|
4. |
Удельный вес лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, получивших социально-реабилитационную помощь, от общего числа лиц данной категории, нуждающихся в социальной адаптации (%) |
37,1 |
43,2 |
6. Оценка рисков реализации краевой ведомственной целевой программы
К внутренним рискам реализации программы относятся:
- неэффективность планирования мероприятий;
- недостаточная вместимость и материально-техническая оснащенность специализированных учреждений социального обслуживания.
К внешним рискам реализации программы относятся:
- дефицит финансирования на реализацию мероприятий Программы.
7. Оценка экономической и общественной эффективности краевой ведомственной целевой программы
Оценка экономической и общественной эффективности реализации программы определяется снижением социальной напряженности среди граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и повышением эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы.
8. Методика оценки эффективности краевой ведомственной целевой программы
Оценка эффективности реализации программы осуществляется путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также сравнение текущих значений показателей (индикаторов) с их целевыми значениями.
9. Финансовое обеспечение краевой ведомственной целевой программы
Финансирование программы осуществляется Министерством социального развития и труда Камчатского края за счет средств бюджета Камчатского края в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на соответствующий финансовый год законом Камчатского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Объем финансирования мероприятий программы составляет 347,6 тысяч рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета 347,6 тысяч рублей.
Информация об объемах финансирования программных мероприятий с распределением по годам представлена в "Система целеполагания и перечень мероприятий краевой ведомственной целевой программы "Социальная адаптация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы в Камчатском крае, на 2012 год"
10. Система управления реализацией краевой ведомственной целевой программы
Контроль за ходом реализации программы осуществляется ответственным исполнителем - Министерством социального развития и труда Камчатского края, которое самостоятельно определяет формы и методы организации управления реализацией программы.
Ответственность за реализацию и достижение конечных результатов, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несет Министерство социального развития и труда Камчатского края.
Оперативное управление программой и исполнение мероприятий программы осуществляет отдел социальной поддержки населения Министерства социального развития и труда Камчатского края.
Управление программой включает в себя обеспечение контроля за реализацией мероприятий программы, сбор периодической отчетности о ходе выполнения программных мероприятий, оценку эффективности реализации программы, подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации программы.
Соисполнителем мероприятий по оформлению лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, находящихся в трудной жизненной ситуации, в краевые государственные стационарные учреждения социального обслуживания и подготовку, разработку и выпуск методических, справочных, информационных и других материалов по социальным проблемам лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, является краевое государственное бюджетное полустационарное учреждение социального обслуживания "Камчатский комплексный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства и социальной реабилитации граждан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.