Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 6 февраля 2012 г. N 92-П
Долгосрочная краевая целевая программа
"Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Камчатском крае на 2012 - 2015 годы"
16 мая, 9 июля, 16 октября 2013 г.
Постановлением Правительства Камчатского края от 16 октября 2013 г. N 450-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
Паспорт
долгосрочной краевой целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Камчатском крае на 2012 - 2015 годы" (далее - Программа)
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Камчатского края от 07.11.2011 N 525-РП |
Государственный заказчик Программы |
Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Разработчик Программы |
Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Главный распорядитель средств Программы |
Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Цель Программы |
Обеспечение экологически безопасного размещения и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов (далее - ТБО), улучшение качества окружающей среды на территориях муниципальных образований в Камчатском крае |
Задачи Программы |
Создание единой информационной среды в сфере обращения с ТБО в Камчатском крае; создание на территории Камчатского края объектов инженерной инфраструктуры, предназначенных для безопасного размещения, обезвреживания и утилизации ТБО; ликвидация и предотвращение негативного воздействия ТБО на окружающую природную среду; повышение экологической культуры населения Камчатского края в сфере обращения с отходами |
Основные мероприятия Программы |
Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий, обеспечивающих решение поставленных задач: 1) создание единой информационной среды в сфере обращения с ТБО в Камчатском крае; 2) строительство, реконструкция объектов размещения ТБО; 3) ликвидация накопленного экологического ущерба в части размещения объектов ТБО; 4) обеспечение населения информацией в области обращения с отходами |
Сроки и этапы реализации Программы |
2012 - 2015 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) |
Общий объем финансирования Программы составляет 267562,19 тыс. рублей, в том числе за счет средств: - краевого бюджета - 182263,06 тыс. рублей; - местных бюджетов (по согласованию) - 85299,13 тыс. рублей |
Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы |
Реализация мероприятий Программы позволит: 1) организовать работу по ведению регионального кадастра отходов в муниципальных районах и городских округах в Камчатском крае; 2) улучшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории Камчатского края, в том числе: - ликвидировать 211 несанкционированных территорий временного размещения ТБО; - рекультивировать 38,4969 га территорий, загрязненных отходами; 3) построить 10 объектов размещения отходов, развить сеть объектов инженерной инфраструктуры, предназначенных для захоронения или длительного хранения отходов; 4) создать дополнительные рабочие места, в том числе для социально незащищенных слоев населения; 5) привлечь инвестиции в сферу обращения с отходами; 6) обеспечить население Камчатского края информацией в сфере обращения с ТБО |
Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий |
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
По данным Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю, за 2010 год на предприятиях и учреждениях края образовалось 436,9 тыс. тонн отходов, что на 90,9 тыс. тонн меньше, чем в 2009 году. Уменьшение объемов образования отходов произошло за счет снижения образования отходов IV класса опасности (отходы, образующиеся при добыче рудных полезных ископаемых) по причине снижения объемов добычи полезных ископаемых горнорудными предприятиями, а также за счет снижения образования золошлаков в результате перевода ряда котельных г. Петропавловска-Камчатского с твердого топлива на жидкое.
Сравнительная информация по объемам образования отходов в Камчатском крае за период 2005 - 2010 гг., с разбивкой по классам опасности, представлена в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительная информация по объемам образования отходов в Камчатском крае, с разбивкой по классам опасности, за период 2005 - 2010 гг.
тыс. тонн
Период |
Всего |
В том числе по классам опасности отходов для окружающей среды |
||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
5 класс |
||
2005 |
546,038 |
0,008 |
0,03 |
12,8 |
92,7 |
440,5 |
2006 |
687,6 |
0,005 |
0,03 |
9,6 |
204,0 |
474,0 |
2007 |
651,7 |
0,004 |
0,03 |
7,5 |
493,2 |
149,2 |
2008 |
460,3 |
0,005 |
0,04 |
7,5 |
215,3 |
237,5 |
2009 |
527,8 |
0,003 |
0,03 |
9,3 |
309,6 |
208,9 |
2010 |
436,9 |
0,005 |
0,04 |
9,1 |
214,8 |
213,0 |
По состоянию на 31.12.2010 года на предприятиях осталось на временном хранении 176,5 тыс. тонн отходов, что составляет 40% от общего количества образовавшихся отходов.
В места захоронения отходов в 2010 году направлено 370,4 тыс. тонн. Из них на наиболее крупные места захоронения отходов: МУП "Спецтранс" г. Петропавловск-Камчатский - 151,4 тыс. тонн; МУП "Ремжилсервис" г. Вилючинск - 9,2 тыс. тонн; ОАО "Елизовское многоотраслевое коммунальное хозяйство" (Елизовский район) - 25,1 тыс. тонн; МУП "Тепловодхоз" п. Ключи - 8,8 тыс. тонн; МУП "Тепловодхоз" п. Усть-Камчатск - 3,6 тыс. тонн; МУП "Бытсервис" с. Эссо - 0,3 тыс. тонн отходов.
Непосредственно на производстве переработано 85,2 тыс. тонн отходов, что составляет 19,5% от общего количества образующихся отходов, обезврежено 4,9 тыс. тонн, что составляет 1,1% от общего количества образующихся отходов. Процент переработанных отходов к уровню 2009 года уменьшился на 16,2% (на предприятиях в 2009 году было использовано 188,4 тыс. тонн отходов). Процент обезвреживания отходов, наоборот, увеличился на 0,9% (на предприятиях обезврежено в 2009 году 0,8 тыс. тонн).
Основным способом утилизации отходов классов А и Б по-прежнему остается складирование их на полигонах ТБО. Вывоз отходов осуществляется по договорам с коммунальными службами и иными организациями, специализирующимися на вывозе ТБО, с использованием собственного транспорта. Существующая система удаления отходов исключает возможность раздельного транспортирования отходов различных категорий опасности к местам складирования, в результате обезвреженные отходы разных классов смешиваются на стадии транспортирования.
В основном, использование и обезвреживание отходов происходит на предприятиях промышленного комплекса. В производственном цикле используются нефтесодержащие отходы (отработанные масла) для производства тепловой энергии, рыбные отходы - для производства рыбной муки, навоз крупного рогатого скота и птичий помет используются в качестве удобрений в сельском хозяйстве и реализуются населению для тех же целей. Из общей массы отходов частично утилизируются золошлаки, отходы животноводства и птицеводства, отходы переработки рыбы, древесные отходы. Отработанные нефтепродукты и нефтесодержащие отходы, как показывает практика, в основном сжигаются в котельных, что противоречит требованиям Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Обезвреживание отходов путем сжигания происходит в специализированных установках, подобных инсинераторам, а также на единственном в Камчатском крае мини-заводе по переработке бытовых отходов производительностью 1314 т./год, расположенном в с. Эссо (МУП "Бытсервис"). В 2010 году завод переработал 269,2 тонн отходов (небольшое количество переработанных отходов объясняется тем, что с июня 2010 года мини-завод не работал из-за выхода из строя блока центрального поста управления).
В целом, предприятиями и организациями края в 2010 году передано в специализированные организации: для использования - 25,1 тыс. тонн отходов; для обезвреживания - 7,1 тыс. тонн отходов.
В результате проведенных Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю оперативно-профилактических мероприятий и разработанных комплексных мер по ликвидации несанкционированных территорий временного размещения ТБО выполнено рекультивационных работ на сумму 30 300 тыс. рублей; накопленный экологический ущерб снизился на 8 899,5 тыс. руб. Затраты на ликвидацию несанкционированных территорий временного размещения ТБО составили 6 164,807 тыс. руб.
Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю отмечает, что сложившаяся в крае обстановка со сбором, утилизацией, обезвреживанием, захоронением и переработкой ТБО и отходов производства не в полной мере отвечает требованиям действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды. В 88 населенных пунктах Камчатского края эксплуатируется 61 полигон и несанкционированных территорий временного размещения ТБО, 1 полигон для ванадийсодержащих шламов филиала Камчатских ТЭЦ ОАО "Камчатскэнерго", 1 полигон разового захоронения пестицидов в районе Козельского вулкана. На части полигонов и несанкционированных территориях временного размещения ТБО по периметру всей территории не устроены легкие ограждения, или осушительные траншеи глубиной более 2 метров, или валы высотой не более 2 метров. На выезде с санкционированных территорий временного размещения ТБО и полигонов ТБО не предусмотрены контрольно-дезинфицирующие установки с устройством бетонных ванн, обеспечивающих обработку ходовой части автомашин; не используются переносные сетчатые ограждения, задерживающие легкие фракции отходов, высыпающиеся при разгрузке ТБО из автомашин.
В 2010 году в Камчатском крае проведена работа по инвентаризации объектов размещения отходов. В ходе инвентаризации в государственный реестр размещения отходов (далее - ГРОРО) внесено 56 объектов размещения отходов общей площадью 152,5 га. Практически все объекты не обустроены в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" и эксплуатируются с отклонениями от санитарно-эпидемиологических норм и требований. Из 56 объектов, включенных в ГРОРО, Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю проверено 12 объектов; из числа проверенных соответствуют требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 только 4 объекта.
В ходе проведения Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю рейдовых оперативно-профилактических мероприятий в границах поселений края выявлено 257 несанкционированных территорий временного размещения ТБО, из которых ликвидировано - 46. Общая площадь земель, занятых несанкционированным размещением отходов - около 384 969 кв.м. Общее количество территорий временного размещения ТБО в крае (с учетом несанкционированных) в 2010 году составило 268 (в 2009 году - 102), из них ликвидировано в 2010 году - 46 (в 2009 году - 5). Количество предприятий, сокративших размещение опасных отходов в 2010 году - 5 (в 2009 году - 11). Объем снижения опасных отходов в 2010 году - 1 тыс. тонн (в 2009 году - 3,82).
Крайне неблагоприятная ситуация с размещением ТБО сложилась на территории Корякского округа. Существующие территории временного размещения ТБО создавались стихийно; как правило, органы местного самоуправления принимали решение по факту их образования, поэтому все эти объекты расположены в непосредственной близости к населенным пунктам. Все территории временного размещения ТБО практически исчерпали свои ресурсы, но продолжают эксплуатироваться, при этом не отвечают, ни экологическим, ни санитарным требованиям.
Реестр несанкционированных территорий временного размещения ТБО и деструктивных зон в разрезе муниципальных образований в Камчатском крае представлен в таблице 2.
Таблица 2. Реестр несанкционированных территорий временного размещения ТБО и деструктивных зон в разрезе муниципальных образований в Камчатском крае
Несанкционированные территории временного размещения ТБО |
Кол-во деструктивных зон, шт. |
||||
Муниципальное образование |
Кол-во, шт. |
Суммарная площадь, м2 |
Ликвидировано, шт. |
Сумма предполагаемого ущерба, тыс. руб. |
|
Петропавловск-Камчатский городской округ |
67 |
30 839 |
7 |
8326,53 |
6 |
Вилючинский городской округ |
10 |
55 100 |
10 |
14877 |
4 |
Елизовский муниципальный район, в том числе Елизовское городское поселение |
90 |
125 764 |
24 |
33 956,28 |
14 |
Усть-Большерецкий муниципальный район |
6 |
5 530 |
4 |
1 493,1 |
4 |
Мильковский муниципальный район |
30 |
51 616 |
1 |
13 936,32 |
2 |
Усть-Камчатский муниципальный район |
17 |
56 860 |
- |
15 352,20 |
10 |
Олюторский муниципальный район |
29 |
2 900 |
- |
783 |
4 |
Тигильский муниципальный район, в том числе городской округ "поселок Палана" |
2 |
6 360 |
- |
1 717,2 |
12 |
Пенжинский муниципальный район |
1 |
15 000 |
- |
4 050 |
3 |
Соболевский муниципальный район |
1 |
15 000 |
- |
4 050 |
3 |
Карагинский муниципальный район |
- |
- |
- |
- |
2 |
Алеутский муниципальный район |
4 |
20 000 |
- |
5 400 |
5 |
Быстринский муниципальный район |
- |
- |
- |
- |
2 |
Итого: |
257 |
384 969 |
46 |
103 941,63 |
71 |
В числе первоочередных мер муниципальным образованиям в Камчатском крае необходимо привести в соответствие с природоохранным законодательством:
- санкционированные объекты размещения отходов коммунального сектора (69 объектов);
- ликвидировать 211 несанкционированных территорий временного размещения ТБО;
- осуществить мероприятия по обеспечению режима водоохранных зон в границах поселений и округах санитарной охраны.
В целом, в сфере обращения с отходами ситуация оценивается как неудовлетворительная: из 56 объектов по размещению отходов производства и потребления, включенных в ГРОРО, 53 объекта не соответствуют требованиям природоохранного законодательства, 5 из них находятся в критическом состоянии. Неудовлетворительная эксплуатация территорий временного размещения ТБО приводит к возгоранию отходов, выделению токсичных веществ в атмосферный воздух, а также иному негативному воздействию на окружающую среду.
В 2010 году в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 в каждом муниципальном образовании в Камчатском крае разработаны генеральные схемы очистки территории муниципального образования которые, реализуются не в полной мере, что приводит к текущему загрязнению земель и образованию несанкционированных территорий временного размещения ТБО. Отсутствуют или не надлежаще функционируют системы сбора и вывоза ТБО в удаленных сельских поселениях, в частном секторе городских поселений. Эксплуатация крупных полигонов (г. Петропавловск-Камчатский, г. Елизово) осуществляется с нарушением установленных требований.
Работа в этой сфере требует радикальных управленческих и инфраструктурных мер.
Усугубляется негативное воздействие на окружающую среду в границах муниципальных образований, особенно в границах агломерации Петропавловск-Камчатский - Елизово - Вилючинск, где проживает две трети населения края. Значительным является текущее загрязнение земель отходами: ущерб от несанкционированных территорий временного размещения ТБО, по предварительным данным, составил около 104 млн. рублей.
Особая значимость указанных проблем обуславливает необходимость их решения с использованием программно - целевого метода.
2. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение
2.1. Целью Программы является обеспечение экологически безопасного размещения и утилизации ТБО, улучшение качества окружающей среды на территориях муниципальных образований в Камчатском крае.
2.2. Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
1) создание единой информационной среды в сфере обращения с ТБО в Камчатском крае;
2) создание на территории Камчатского края объектов инженерной инфраструктуры, предназначенных для безопасного размещения, обезвреживания и утилизации ТБО;
3) ликвидация и предотвращение негативного воздействия ТБО на окружающую природную среду;
4) повышение экологической культуры населения Камчатского края в сфере обращения с отходами.
2.3. Решение задач Программы обеспечивается выполнением следующих основных мероприятий:
1) создание единой информационной среды в сфере обращения с ТБО в Камчатском крае;
2) строительство, реконструкция объектов размещения ТБО;
3) ликвидация накопленного экологического ущерба в части размещения объектов ТБО;
4) обеспечение населения информацией в области обращения с отходами.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 1 к Программе.
2.4. Программа реализуется в период 2012 - 2015 годы#.
Постановлением Правительства Камчатского края от 16 октября 2013 г. N 450-П часть 2.5 настоящего приложения изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
2.5. Общий объем финансирования Программы составляет 267562,19 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
- краевого бюджета - 182263,06 тыс. рублей;
- местных бюджетов (по согласованию) - 85299,13 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета ежегодно подлежат уточнению и утверждению законом Камчатского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
2.6. Группировка объемов финансирования программных мероприятий по источникам финансирования и главным распорядителям (распорядителям) средств Программы приведена в приложении N 2 к Программе.
3. Субсидии местным бюджетам
3.1. В целях софинансирования отдельных мероприятий Программы, предусмотренных приложением N 3 к Программе, и обеспечения их реализации органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Камчатском крае, местным бюджетам предоставляются субсидии из краевого бюджета.
3.2. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) в Камчатском крае осуществляется при выполнении следующих условий:
1) наличие утвержденных органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) в Камчатском крае аналогичных муниципальных целевых программ;
2) софинансирование программных мероприятий за счет средств бюджетов муниципальных районов (городских округов) в Камчатском крае в размере, определенном в части 3.3 настоящего раздела;
3) целевое использование органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) в Камчатском крае субсидий из краевого бюджета;
4) заключение соглашений о предоставлении субсидий между Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края (далее - государственный заказчик Программы) и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) в Камчатском крае;
5) предоставление органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) в Камчатском крае государственному заказчику Программы отчетов об использовании субсидий по целевому назначению и расходовании средств краевого бюджета на реализацию мероприятий Программы за отчетный финансовый год.
3.3. Для муниципальных районов (городских округов) в Камчатском крае устанавливается доля софинансирования расходов на реализацию мероприятий, предусмотренных приложением N 3 к Программе, в следующем объеме:
1) на реализацию мероприятия "Строительство, реконструкция объектов размещения ТБО" - не менее 30%;
2) на реализацию мероприятия "Ликвидация несанкционированных территорий временного размещения ТБО на территории муниципальных образований в Камчатском крае" - не менее 70%;
3) на реализацию мероприятия "Рекультивация нарушенных земель после ликвидации территорий временного размещения ТБО" - не менее 50%;
3.4. Критерием отбора муниципальных районов (городских округов) в Камчатском крае для предоставления субсидий является:
1) для реализации мероприятия "Строительство, реконструкция объектов размещения ТБО" - наличие разработанной и утвержденной проектной документации по строительству и реконструкции объектов размещения ТБО;
2) для реализации мероприятия "Ликвидация несанкционированных территорий временного размещения ТБО на территории муниципальных образований в Камчатском крае" - количество ликвидированных на территории муниципального района (городского округа) в Камчатском крае несанкционированных территорий временного размещения ТБО в году, предшествующему расчетному, - не менее 10%;
3) для реализации мероприятия "Рекультивация нарушенных земель после ликвидации территорий временного размещения ТБО" - площадь рекультивированных земель, образовавшихся после ликвидации на территории муниципального района (городского округа) в Камчатском крае территорий временного размещения ТБО, в году, предшествующему расчетному, - не менее 50%.
3.5. Распределение субсидий между муниципальными районами (городскими округами) в Камчатском крае осуществляется по следующей формуле:
где:
- объем субсидий, предоставляемый i-му муниципальному району (городскому округу) в Камчатском крае на реализацию j-го мероприятия;
- общий объем субсидий, подлежащий распределению между муниципальными районами (городскими округами) в Камчатском крае на реализацию j-го мероприятия;
- потребность i-ого муниципального образования (городского округа) в Камчатском крае в средствах краевого бюджета на выполнение j-го мероприятия.
3.6. Предоставление субсидий местным бюджетам осуществляется на основании соглашений, заключаемых между государственным заказчиком Программы и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) в Камчатском крае.
3.7. Субсидии, использованные не по целевому назначению, подлежат возврату в краевой бюджет в течение 30 дней со дня выявления их использования не по целевому назначению.
3.8. В случаях неисполнения условий, установленных частями 3.2, 3.3 настоящего раздела, предоставление субсидий может быть приостановлено (сокращено) в соответствии с частью 5 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3.9. Контроль за исполнением условий, установленных частями 3.2, 3.3 настоящего раздела, и целевым использованием органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае предоставленных субсидий осуществляется государственным заказчиком Программы.
3.10. Субсидии, неиспользованные в текущем финансовом году, подлежат возврату в краевой бюджет. В случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в краевой бюджет, указанные средства подлежат взысканию в порядке, установленном Министерством финансов Камчатского края.
4. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности ее реализации
4.1. Успешное выполнение основных мероприятий Программы позволит:
1) организовать работу по ведению регионального кадастра отходов в муниципальных районах и городских округах в Камчатском крае;
2) улучшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории Камчатского края, в том числе:
а) ликвидировать 211 несанкционированных территорий временного размещения ТБО;
б) рекультивировать 38,4969 га территорий, загрязненных отходами.
3) построить 10 объектов размещения отходов, развить сеть объектов инженерной инфраструктуры, предназначенных для захоронения или длительного хранения отходов;
4) создать дополнительные рабочие места, в том числе для социально незащищенных слоев населения;
5) привлечь инвестиции в сферу обращения с отходами;
6) обеспечить население Камчатского края информацией в сфере обращения с ТБО.
4.2. Показатели (критерии) оценки эффективности реализации Программы приведены в приложении N 4 к настоящей Программе.
5. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
5.1. Реализация программных мероприятий осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет Государственный заказчик Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края.
5.2. Государственный заказчик в целях обеспечения полного и качественного выполнения мероприятий Программы:
1) координирует деятельность муниципальных районов (городских округов) в Камчатском крае;
2) осуществляет своевременное заключение соглашений с муниципальными районами (городскими округами) в Камчатском крае для предоставления субсидий на выполнение программных мероприятий;
3) ежеквартально подготавливает и до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство экономического развития и торговли Камчатского края отчет о ходе реализации Программы и, при необходимости, вносит предложения по корректировке Программы.
5.3. Государственный заказчик Программы реализует в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий, несет ответственность за их своевременное выполнение, а также за рациональное использование предоставленных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.