Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 16 ноября 2009 г. N 432-П
Долгосрочная краевая целевая программа
"Социальное развитие села в Камчатском крае на 2010-2012 годы"
20 апреля, 9 августа, 24 декабря 2010 г., 22 июля, 1 ноября 2011 г., 10 января 2012 г.
Постановлением Правительства Камчатского края от 1 ноября 2011 г. N 474-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
Паспорт долгосрочной краевой целевой программы
"Социальное развитие села в Камчатском крае на 2010 - 2012 годы"
Основание для разработки Программы |
|
распоряжение Правительства Камчатского края от 08.05.2009 N 219-РП |
Государственный заказчик Программы |
|
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края |
Разработчик Программы |
|
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края |
Главные распорядители (распорядители) средств Программы |
|
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края; (органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае) |
Цель Программы |
|
повышение уровня и качества жизни граждан, проживающих в сельской местности; |
Задачи Программы |
|
улучшение жилищных условий в сельской местности; повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности |
Основные мероприятия Программы |
|
мероприятия Программы предусмотрены в следующих разделах Программы: улучшение жилищных условий в сельской местности; развитие сети сельских общеобразовательных учреждений; развитие сети сельских учреждений физической культуры и спорта; развитие культурно-досуговой деятельности на селе; развитие систем водоснабжения сельских населенных пунктов |
Сроки и этапы реализации Программы |
|
2010 - 2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) |
|
общий объем финансирования Программы на 2010 - 2012 годы составляет: 1 402 194,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 424 482,0 тыс. руб.; краевого бюджета - 746 109,2 тыс. руб.; местного бюджета - 21 751,0 тыс. руб.; внебюджетных средств - 209 852,0 тыс. руб. |
Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы |
|
реализация мероприятий Программы позволит: улучшить жилищные условия 327 сельских семей; из них привлечь для проживания в сельской местности 106 молодых семей и молодых специалистов, обеспечив их доступным жильем; повысить доступность общего образования в благоустроенных общеобразовательных учреждениях, путем строительства новой школы в с. Эссо на 400 учащихся и школы с. Запорожье на 60 учащихся; повысить обеспеченность клубными учреждениями за счет приобретения автоклубов 3 единицы; обеспечить сельское население водой питьевого качества |
Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий |
|
Текущее управление Программой и контроль за исполнением мероприятий программы осуществляет государственный заказчик Программы Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края. |
1. Технико-экономическое обоснование программы
Долгосрочная краевая целевая программа "Социальное развитие села в Камчатском крае на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) разработана в целях реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858, определяет условия для развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства.
Задачи государственной агропромышленной политики (увеличение вклада агропромышленного комплекса в удвоение внутреннего продукта, создание условий для повышения качества жизни на селе и предпосылок для устойчивого развития сельских территорий) требуют принятия действенных мер, направленных на улучшение демографической ситуации в сельской местности, обеспечение формирования профессионально подготовленного кадрового трудового ресурса, отвечающего потребностям динамичного развития сельского хозяйства и в целом сельской экономики в новых условиях рыночных отношений.
Уровень обеспеченности села объектами инженерной инфраструктуры - электрификация, водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное строительство, а также объектами социальной инфраструктуры в областях: образования, здравоохранения, культуры, торгово-бытового обслуживания, информационно-консультационного обеспечения - значительно ниже городского, что создает дополнительный стимул для миграции населения, оттока трудовых ресурсов из сельскохозяйственной отрасли.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и социальной сфере села.
Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования условий устойчивого развития сельских территорий.
За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.
Общий жилищный фонд в сельской местности Камчатского края всех форм собственности по состоянию на 01.01.2009 составляет 1602,4 тыс.м. Средняя обеспеченность населения жильем в сельской местности Камчатского края составляет 23 м на каждого жителя при федеральном стандарте нормы общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек - 18 м на каждого, 2-х человек - 42 м, на одиноко проживающих граждан - 33 м.
В 2007 году к ветхому и аварийному фонду (с износом более 60 процентов) отнесено 629 многоквартирных домов (49,1 процента от общего количества домов) и 400 жилых домов (49,6 процента) общей площадью 250,5 тыс. м. Удельный вес ветхого и аварийного жилья во всем жилищном фонде составляет 15,6 процента. В 2006 году этот показатель был равен 15,7 процента. Процесса ликвидации непригодного для проживания жилья в сельской местности края не происходит.
Наибольшее число ветхих и аварийных зданий находится в Быстринском, Карагинском, Усть-Камчатском, Соболевском районах Камчатского края.
В сельской местности не имеют канализации - 19,1 процента, водоснабжения - 17,2 процента и центрального отопления - 16 процентов жилых помещений. 41,7 процента квартир и частных домов не имеют горячей воды, 26 процентов - ванн, а электрическими плитами обеспечены всего 22,8 процента сельчан.
По районам Камчатского края наименее благоустроенный жилищный фонд расположен в Олюторском и Пенжинском районах Корякского округа. В Соболевском районе полностью отсутствуют канализация и горячее водоснабжение.
Рынок жилья в сельской местности крайне несбалансирован, спрос превышает предложение, так как жилищное строительство практически не ведется, а имеющийся муниципальный жилищный фонд ветшает.
Из года в год растет число семей на получение жилья, состоит на учете на улучшение жилищных условий 2428 семей, из них состоит на учете 10 лет и более 654 семьи.
Наибольшее количество нуждающихся в улучшении жилищных условий в Мильковском муниципальном районе - 434 семьи, Усть-Камчатском муниципальном районе - 250 семей, Быстринском муниципальном районе - 155.
В связи с отсутствием свободного жилья, низкой мотивацией труда, социальной незащищенностью тружеников села, в том числе работников социальной сферы, произошло не только абсолютное сокращение числа работающих в сельской местности, но, что особенно тревожит, ухудшился их качественный состав и профессиональный уровень.
По итогам 2008 года в Камчатском крае зафиксировано превышение числа родившихся над числом умерших на 63 человека или 1,6 процента. При этом естественный прирост населения отмечен только в Петропавловске-Камчатском городском округе. Для сельской местности характерна низкая рождаемость при высоком уровне смертности. Так, например, в Пенжинском районе в расчете на 1000 человек населения приходится 17,4 родившихся против 23,7 умерших. Аналогичная ситуация сложилась в Карагинском (9,8 процента против 15,3), Мильковском (11,4 процента против 16,3), Алеутском (10 процентов против 14,3), Соболевском (7,2 процента против 11,4) и Быстринском (9,6 процента против 13,8) муниципальных районах Камчатского края.
Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами в сельской местности.
Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
Исходя из задач на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий в сельских поселениях в Камчатском крае.
Именно этими обстоятельствами и в целях создания основ по повышению престижности проживания в сельской местности в Камчатском крае возникла необходимость разработки и реализации настоящей Программы.
2. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение
2.1. Реализация мероприятий Программы будет способствовать решению задач, определенных основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008- 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446. Предусматривается выполнение мероприятий Программы за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников.
2.2. В настоящей Программе приоритетными направлениями являются развитие жилищного строительства в сельской местности, развитие сети сельских общеобразовательных учреждений, развитие сети сельских учреждений первичной медико-социальной помощи, физической культуры и спорта, развитие культурно-досуговой деятельности на селе, водоснабжение сельских населенных пунктов, при этом первоочередному финансированию подлежат работы на объектах, не завершенных строительством, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень технической готовности.
2.3. Целью Программы является повышение уровня и качества жизни граждан, проживающих в сельской местности.
2.4. Достижение цели Программы обеспечивается решением следующих задач:
1) улучшение жилищных условий в сельской местности;
2) повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
Постановлением Правительства Камчатского края от 22 июля 2011 г. N 307-П в часть 2.5 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
2.5. Для решения задачи Программы по улучшению жилищных условий в сельской местности в Программе предусматривается реализация следующих мероприятий:
1) предоставление социальных выплат гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам на строительство (приобретение) жилья;
2) строительство и реконструкция муниципального жилищного фонда.
Механизм реализации:
Средства государственной поддержки за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам на условиях и в порядке, предусмотренных Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 25.01.2010 года N 10 "Об утверждении распределений субсидий из федерального бюджета на 2010 год на софинансирование мероприятий ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года".
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края в соответствии с заключенными с органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае соглашениями обеспечивают выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренными приложением к настоящей Программе.
При реализации мероприятий Программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, предусматривается использование механизма ипотечного жилищного кредита на строительство (приобретение) жилья. Средства государственной поддержки, предоставляемые в форме социальных выплат, могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий.
Реализация мероприятий позволит:
улучшить жилищные условия 327 сельский семей, что составляет 16 350 м2 , что позволит повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности, путем ввода в эксплуатацию 7316 м2 нового жилья, в том числе: 24 квартирного жилого дома в п. Ключи Усть-Камчатского муниципального района, 32 квартирного и 12 квартирного жилых домов в с. Мильково, 12 кв. жилого дома в с. Эссо и приобретения на вторичном рынке готового жилья общей площадью 9034 м2 гражданами, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами;
создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи;
сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, установить порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования;
привлечь для финансового обеспечения средства внебюджетных источников финансирования;
создать условия для улучшения демографической ситуации в сельской местности.
2.6. Для решения задачи Программы по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности в Программе предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
1) развитие сети сельских общеобразовательных учреждений;
2) развитие сети сельских учреждений физической культуры и спорта;
3) развитие культурно-досуговой деятельности;
4) развитие систем водоснабжения сельских населенных пунктов.
Перечень конкретных программных мероприятий, с указанием объемов финансирования по указанным направлениям реализации Программы приведен в приложении N 1 к Программе.
Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств краевого и местного бюджетов, а также за счет средств федерального бюджета, предоставленных в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, предусмотренными приложением N 17 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858.
2.7. Программа реализуется в течение 2010-2012 годов без выделения этапов.
Постановлением Правительства Камчатского края от 1 ноября 2011 г. N 474-П часть 2.8 раздела 2 настоящего приложения изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
2.8. Общий объем финансирования, необходимый для реализации Программы на 2010 - 2012 годы, составляет: 1 402 194,2 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования:
федеральный бюджет краевой бюджет местный бюджет внебюджетные источники в том числе: |
- 424 482,0 тыс. руб., - 746 109,2 тыс. руб., - 21 751,0 тыс. руб., - 209 852,0 тыс. руб.; |
2010 год: 248 742,2 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: | |
федеральный бюджет краевой бюджет местный бюджет внебюджетные источники |
- 86 700,0 тыс. руб., - 82 412,2 тыс. руб., - 7 933,0 тыс. руб., - 71 697,0 тыс. руб.; |
2011 год: 467 512,4 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: | |
федеральный бюджет краевой бюджет местный бюджет внебюджетные источники |
- 93 604,0 тыс. руб., - 321 336,4 тыс. руб., - 6 980,0 тыс. руб., - 45 592,0 тыс. руб.; |
2012 год: 685 939,6 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: | |
федеральный бюджет краевой бюджет местный бюджет внебюджетные источники |
- 244 178,0 тыс. руб., - 342 360,6 тыс. руб., - 6 838,0 тыс. руб., - 92 563,0 тыс. руб. |
Постановлением Правительства Камчатского края от 22 июля 2011 г. N 307-П в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
3. Субсидии местным бюджетам
3.1. В целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Камчатском крае по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности местным бюджетам предоставляются субсидии из краевого бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации при соблюдении следующих условий:
1) наличие утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае аналогичных целевых программ;
2) целевое использование предоставленных средств;
3) предоставление органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края и Министерство финансов Камчатского края отчетов об использовании субсидий.
3.2. Предоставление субсидий местным бюджетам осуществляется на основании соглашений, заключенных между Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае.
3.3. Субсидии местным бюджетам предоставляются в соответствии с распределением согласно приложению N 1 к настоящей Программе, в пределах средств, предусмотренных Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края на реализацию Программы законом Камчатского края о краевом бюджете.
4. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности ее реализации
4.1. В результате реализации Программы будут созданы условия, которые позволят предотвратить дальнейшее снижение ситуации в области социального развития села, обеспечат определенные положительные изменения в решении жилищной проблемы граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, инженерном обустройстве сел Камчатского края, доступности качественного образования, услуг в области медицинского, культурного и информационно-консультационного обслуживания.
4.2. Основные целевые показатели (критерии) эффективности реализации Программы приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Камчатского края от 22 июля 2011 г. N 307-П в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
5. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Текущее управление Программой и контроль за исполнением программных мероприятий осуществляет государственный заказчик Программы - Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края, который:
уточняет мероприятия и объемы финансирования на очередной финансовый год;
ежемесячно отчитывается перед Министерством экономического развития и торговли Камчатского края о выполнении программных мероприятий;
осуществляет координацию деятельности исполнителей мероприятий Программы по рациональному использованию средств краевого бюджета;
обеспечивает нормативное правовое и методическое сопровождение реализации Программы;
осуществляет организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
проводит отбор на конкурсной основе исполнителей работ по каждому мероприятию Программы;
осуществляет согласование с основными участниками Программы возможных сроков выполнения мероприятий, предложений по объемам и источникам финансирования;
заключает соглашения с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и с органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, в которых предусматривается предоставление государственной поддержки с целью достижения конечных результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.