Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 5 ноября 2008 г. N 345-П
Краевая целевая программа
"Развитие образования Камчатского края на 2009 год"
2 декабря 2009 г.
Постановлением Правительства Камчатского края от 2 декабря 2009 г. N 457-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного постановления
Паспорт
краевой целевой программы "Развитие образования Камчатского края на 2009 год"
(далее - программа)
Основание для разработки программы |
Распоряжение Правительства Камчатского края от 04.08.2008 года N 389-РП |
Государственный заказчик - координатор программы |
Министерство образования и науки Камчатского края |
Государственный заказчик программы |
Министерство образования и науки Камчатского края |
Разработчик программы |
Министерство образования и науки Камчатского края |
Главный распорядитель бюджетных средств (исполнители) программы |
Министерство образования и науки Камчатского края |
Цель программы |
Создание условий для удовлетворения потребностей детей и их родителей, проживающих в Камчатском крае, в качественном образовании путем обновления содержания и форм организации образовательного процесса, развития практической направленности образовательных программ, развития государственно-общественного управления образованием, формирования системы непрерывного образования, внедрения новых экономических механизмов |
Задачи программы |
- внедрение новых образовательных технологий и форм организации учебного и воспитательного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий; - стимулирование образовательных учреждений и педагогических работников, внедряющих инновационные образовательные программы; - развитие региональной системы оценки качества образования и образовательных услуг; - совершенствование экономических механизмов; - внедрение новых моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями; - развитие и укрепление кадрового потенциала краевой системы образования; - Абзац седьмой утратил силу; - Абзац восьмой утратил силу; Информация об изменениях:См. текст абзаца восьмого |
Сроки и этапы реализации программы |
2009 год |
Перечень основных мероприятий программы |
Направление "Совершенствование структуры, содержания и технологий образования": - организация и обеспечение функционирования площадок по дистанционному обучению, ресурсных центров на базе учреждений начального профессионального образования; - развитие информационных систем и реализация программ информатизации учебного процесса в профессиональной школе; - реализация мероприятий в рамках приоритетного национального проекта "Образование"; - организация и проведение творческих конкурсов. Направление "Развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг в сфере образования": - создание краевого центра оценки качества образования; - оснащение компьютерным оборудованием пунктов проведения единого государственного экзамена в труднодоступных и удаленных территориях Камчатского края. Направление "Совершенствование экономических механизмов в сфере образования": - формирование механизмов нормативного (подушевого) финансирования образовательных учреждений и отраслевой системы оплаты труда работников образования в Камчатском крае; - повышение эффективности и результативности деятельности системы образования. Направление "Повышение эффективности управления в системе образования": - развитие системы государственно-общественного управления; - проведение краевых конкурсов профессионального мастерства; - подготовка кадров на контрактной основе для образовательных учреждений, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях в Камчатском крае. Абзац шестнадцатый утратил силу - Абзац семнадцатый утратил силу Абзац восемнадцатый утратил силу - Абзац девятнадцатый утратил силу - Абзац двадцатый утратил силу Информация об изменениях:См. текст абзаца двадцатого |
Объемы и источники финансирования программы в ценах 2008 года |
Всего 39008,3 тыс. рублей, в том числе за счет: - федерального бюджета (по согласованию) - 22400,0 тыс. рублей; - краевого бюджета -16608,3 тыс. рублей. |
Прогноз ожидаемых конечных результатов программы |
- Создание единого краевого информационного образовательного пространства, а также условий для развития информационных технологий в образовательном процессе, включая дистанционное обучение; - обеспечение доступности получения основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования учащимися в труднодоступных и отдаленных местностях в Камчатском крае; - создание ресурсных центров на базе учреждений начального профессионального образования; - осуществление предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Камчатского края, в том числе по индивидуальным учебным планам; - создание краевой системы оценки качества образования, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений; - введение единого государственного экзамена на территории Камчатского края на постоянной основе; - создание условий для становления системы государственно-общественного управления; - Абзац восьмой утратил силу; - Абзац девятый утратил силу. Информация об изменениях:См. текст абзаца девятого |
Система организации контроля за исполнением программы |
Текущее управление реализацией программы осуществляет Министр образования и науки Камчатского края. Обеспечение реализации программы в части предусмотренного краевым бюджетом финансирования осуществляет Заместитель Председателя Правительства Камчатского края, ВРИО Министра финансов Камчатского края. |
1. Технико-экономическое обоснование программы
Краевая целевая программа "Развитие образования Камчатского края на 2009 год" (далее - программа) разработана с учетом Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 гг., приоритетного национального проекта "Образование". Общие направления развития системы образования определены в Стратегии развития образования Камчатского края до 2025 года.
1.1. Совершенствование структуры, содержания и технологий образования
Сеть образовательных учреждений в Камчатском крае состоит из 136 дошкольных образовательных учреждений, 126 дневных и 6 вечерних (сменных) школ, 12 учреждений начального профессионального образования, 9 учреждений среднего профессионального образования и 12 образовательных учреждений высшего профессионального образования, из которых 9 являются филиалами высших учебных заведений других территорий, а также 38 учреждений дополнительного образования детей. В образовательных учреждениях Камчатского края обучается и воспитывается свыше 76 тыс. человек.
В режиме малокомплектных школ работает 31 (24%) общеобразовательное учреждение, из которых 18 (58%), с контингентом обучающихся более 1400 чел., находятся в труднодоступных местностях Камчатского края. Для повышения конкурентоспособности выпускников сельских школ предстоит укрепить учебную базу для расширения возможностей профильного обучения и индивидуального образования, поддержать развитие специальных учебных центров в крупных населенных пунктах муниципальных районов. Ввиду территориальной удаленности населенных пунктов Камчатского края и особенной транспортной системы необходима целенаправленная деятельность по развитию дистанционного обучения, обеспечению сетевого взаимодействия образовательных учреждений и созданию инфраструктуры единого информационного образовательного пространства.
За последних два года усилилась ориентация образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на потребности рынка труда Камчатского края. Отрабатываются региональные механизмы социального партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования. Расширился перечень профессий, по которым прием формируется на основе заявок предприятий, учреждений, организаций с учетом потребности ведущих отраслей экономики края.
Вместе с тем, несмотря на отдельные успехи и достижения, в системе профессионального образования остается ряд нерешенных проблем.
Требует дальнейшего совершенствования и развития система социального партнерства. Необходимо включить потенциальных работодателей и представителей предприятий края в процесс подготовки кадров квалифицированных рабочих, а учреждениям среднего профессионального образования перейти на договорные отношения с работодателями.
Остается низкой доля капитальных расходов в общем объеме расходов на образование. Если по общеобразовательным учреждениям доля капитальных расходов в сравнении с 2006 годом возросла до 10,4% за счет внедрения нормативного подушевого финансирования, реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" и целевых программ, то в начальном и среднем профессиональном образовании она составляет лишь 1,1% и 0,9%. В результате в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования не обновляется материально-техническая база, что ведет к высокому износу основных фондов. Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования не обеспечиваются необходимым учебно-производственным оборудованием, что существенно снижает качество подготовки квалифицированных кадров, отвечающих современным потребностям рынка труда.
1.2. Развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг в сфере образования
Эффективность модернизации системы образования, проводимой с целью повышения его качества и доступности, во многом зависит от полноты и степени использования объективных данных, полученных в рамках оценочных процедур.
В настоящее время в системе образования Камчатского края функционируют лишь отдельные элементы системы оценки качества образования:
1. С 2003 года в Камчатской области проводится единый государственный экзамен. Особое внимание при подготовке и проведении единого государственного экзамена в Камчатском крае в условиях переходного периода уделялось труднодоступным и отдаленным местностям Камчатского края, не имеющим опыта участия в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена.
2. В рамках построения общероссийской системы оценки качества образования с 2005 года на территории Камчатской области (в настоящее время Камчатского края) апробируется проведение независимой оценки качества подготовки выпускников основной школы.
3. Впервые в 2007/2008 учебном году пять общеобразовательных учреждений в Камчатском крае стали участниками Международных исследований математического и естественнонаучного образования TIMSS, что позволило познакомиться с современными международными подходами к оценке результатов обучения.
Поэтому формирование эффективной региональной системы оценки качества образования (РСОКО), отвечающей на запросы "потребителей", является одной из важнейших задач системы образования Камчатского края. Объективная информация о состоянии образования и тенденциях его развития позволяет соотносить планируемые и достигнутые результаты, выявлять на этой основе наиболее существенные проблемы, требующие решения.
В настоящее время отмечается рост практического интереса общественности к вопросам создания и обеспечения деятельности органов государственно-общественного управления образовательным учреждением.
В целях привлечения внимания общественности к деятельности образовательных учреждений в Камчатском крае проводятся опросы общественного мнения. Представители общественных институтов участвуют в качестве наблюдателей в проведении государственной (итоговой) аттестации учащихся в форме и по материалам единого государственного экзамена, в экспертизе деятельности школ и учителей в рамках конкурсных процедур национального проекта, организации общественного обсуждения проблем образования. Делаются первые шаги по привлечению представителей органов общественного управления к распределению стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников. Эти и другие мероприятия являются важным условием для повышения уровня общественной активности в сфере образования, возникновения новых форм взаимодействия школы с социальными партнерами.
Вместе с тем, вопросы эффективного участия органов государственно-общественного управления в деятельности образовательного учреждения требуют дальнейшего развития и систематизации.
1.3. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования
Несмотря на изменения в демографической структуре детского населения и сокращение за последние два года численности учеников школ на 9% (3339 чел.), численность работающих в общеобразовательных учреждениях сократилась лишь на 2,4%. Территориальные особенности способствуют низкой наполняемости классов-комплектов, которая в сельской местности - 11,6 чел. (норматив 20 чел., средняя по России 12 чел.), в городской местности - 21,5 чел. (норматив 25 чел., средняя по России 23 чел.). В сельских школах, расположенных на территории Корякского округа, средняя наполняемость классов составляет 8,6 человек. В общеобразовательных учреждения края в среднем на одного учителя приходится 12,9 учеников, по Российской Федерации этот показатель составляет 14,5 учеников. Это обусловлено низкой плотностью населения и большим количеством сельских населенных пунктов. Имеет место существенный разброс размеров показателя в разрезе муниципальных образований края (от 14,8 до 8,5), который свидетельствует, что в целой группе территорий выделенные средства на реализацию государственного образовательного стандарта используются недостаточно эффективно.
С 1 сентября 2007 года из 132 общеобразовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование и отраслевую систему оплаты труда работников образования переведены 103 общеобразовательных учреждения. С введением в общеобразовательных школах нормативного подушевого финансирования наполняемость классов городской местности увеличилась в 2007 году по сравнении с 2006 годом на 4,4%. В сельской местности наполняемость классов снизилась на 1,7% за счет школ, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях, не переведенных на нормативное подушевое финансирование. С 1 сентября 2008 года переведены на нормативное подушевое финансирование и отраслевую систему оплаты труда 29 общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Корякского округа, 16 образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Необходимо продолжить внедрение новых экономических механизмов в образовательных учреждениях всех видов.
1.4. Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
См. текст части 1.4 раздела 1
Постановлением Правительства Камчатского края от 2 декабря 2009 г. N 457-П в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного постановления
2. Цели, задачи и мероприятия, сроки и этапы реализации, ресурсное обеспечение программы
Основной целью программы является создание условий для удовлетворения потребностей детей и их родителей, проживающих в Камчатском крае, в качественном образовании путем обновления содержания и форм организации образовательного процесса, развития практической направленности образовательных программ, развития государственно-общественного управления образованием, формирования системы непрерывного образования, внедрения новых экономических механизмов.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
- внедрение новых образовательных технологий и форм организации учебного и воспитательного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;
- стимулирование образовательных учреждений и педагогических работников, внедряющих инновационные образовательные программы;
- развитие региональной системы оценки качества образования и образовательных услуг;
- совершенствование экономических механизмов;
- внедрение новых моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями;
- развитие и укрепление кадрового потенциала краевой системы образования;
- абзац девятый утратил силу.
См. текст абзаца девятого раздела 2
Каждая из задач программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких направлений развития краевой системы образования, в том числе:
- расширение использования современных образовательных технологий;
- проведение оптимизации сети образовательных учреждений, создание ресурсных центров дистанционного обучения;
- создание системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения, в том числе с учетом рынка труда Камчатского края;
- создание региональной системы оценки качества образования, в том числе с привлечением общественности;
- внедрение новых экономических отношений в системе образования;
- создание оптимальной сети образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования;
- развитие системы государственно-общественного управления в сфере образования;
- разработка и поэтапное внедрение новых форм, методов и инновационных образовательных технологий в процесс подготовки квалифицированных специалистов, в том числе с использованием современных информационных технологий;
- организация работы по обеспечению учащихся общеобразовательных учреждений качественным сбалансированным питанием;
- абзац двадцатый утратил силу;
См. текст абзаца двадцатого раздела 2
- абзац двадцать первый утратил силу;
См. текст абзаца двадцать первого раздела 2
- развитие форм дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- абзац двадцать третий утратил силу.
См. текст абзаца двадцать третьего раздела 2
Срок реализации программы: 2009 год.
Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального и краевого бюджетов (согласно приложению 1).
Общий объем финансирования Программы на 2009 год составляет 39008,3 тыс. рублей, в том числе за счет:
- федерального бюджета (по согласованию) 22400,0 тыс. рублей (57,4%), в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Образование" 22400,0 тыс. рублей;
- краевого бюджета - 16608,3 тыс. рублей (42,6%).
- абзац двадцать девятый утратил силу.
См. текст абзаца двадцать девятого раздела 2
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств
краевого бюджета подлежат уточнению и утверждению Законом Камчатского края о краевом бюджете на соответствующий финансовой год.
3. Прогноз ожидаемых результатов реализации программы и критерии оценки эффективности ее реализации
Реализация мероприятий программы позволит:
- создать единое краевое информационное образовательное пространство, а также условия для развития информационных технологий в образовательном процессе, включая дистанционное обучение (показатель 1.1 приложения 3 к программе);
- создать ресурсные центры на базе учреждений начального профессионального образования по подготовке специалистов массовых профессий (показатель 1.2 приложения 3 к программе);
- осуществить предпрофильную подготовку и профильное обучение в общеобразовательных учреждениях Камчатского края, в том числе по индивидуальным учебным планам (показатель 1.3 приложения 3 к Программе);
- создать краевую систему оценки качества образования, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений (показатель 2.1 приложения 3 к программе);
- ввести единый государственный экзамен на постоянной основе на территории Камчатского края (показатели 2.2 и 2.3 приложения 3 к программе);
- осуществить перевод образовательных учреждений в Камчатском крае на нормативное подушевое финансирование (по нормативам в расчете на одного обучающегося, воспитанника) и отраслевую систему оплаты труда (показатели 3.1 - 3.9 приложения 3 к программе);
- создать условия для становления системы государственно-общественного управления (показатель 4.3 приложения 3 к программе);
- абзац девятый утратил силу;
См. текст абзаца девятого раздела 3
- абзац десятый утратил силу.
См. текст абзаца десятого раздела 3
4. Система организации выполнения программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Текущее управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик - координатор программы - Министерство образования и науки Камчатского края, которое несет ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на выполнение программных мероприятий.
Государственный заказчик - координатор программы в установленном порядке уточняет, с учетом выделенных на реализацию программы финансовых средств, целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы и состав ее исполнителей, обеспечивает подготовку и предоставляет отчеты о выполнении программы.
Обеспечение реализации программы в части предусмотренного краевым бюджетом финансирования осуществляет Заместитель Председателя Правительства Камчатского края, ВРИО Министра финансов Камчатского края.
Ход и результат выполнения мероприятий программы рассматриваются на коллегии Министерства образования и науки Камчатского края и по решению Губернатора Камчатского края могут быть рассмотрены на заседании Правительства Камчатского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.