Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 28 ноября 2008 г. N 392-П
Краевая целевая программа
"Социальное развитие села в Камчатском крае на 2009 год"
6 апреля 2009 г.
г. Петропавловск-Камчатский
2008 год
Постановлением Правительства Камчатского края от 6 апреля 2009 г. N 160-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Паспорт
краевой целевой программы "Социальное развитие села в Камчатском крае на 2009 год"
Основание для разработки Программы |
- |
распоряжение Правительства Камчатского края от 04.08.2008 N 393-РП; |
Государственный заказчик - координатор Программы |
- |
Министерство сельского хозяйства и торговли Камчатского края; |
Разработчик Программы |
- |
Министерство сельского хозяйства и торговли Камчатского края; |
Главные распорядители бюджетных средств (исполнители) Программы |
- |
Министерство сельского хозяйства и торговли Камчатского края, (органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае); |
Цель Программы |
- |
повышение уровня и качества жизни граждан, проживающих в сельской местности на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; |
Задачи Программы |
- |
создание условий для перехода к устойчивому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; |
- |
создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; |
|
- |
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; |
|
- |
улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физкультуры и спорта; |
|
- |
улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности; |
|
- |
активизация культурной деятельности на селе; |
|
- |
повышение уровня и качества водоснабжения в сельской местности; |
|
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
мероприятия Программы сгруппированы по следующим направлениям: обеспечение жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, образование, здравоохранение, культура, водоснабжение; |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2009 год; |
Объемы и источники финансирования Программы в ценах 2009 года |
- |
общий объем финансирования Программы на 2009 год составляет 995 616,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 704 668 тыс. руб.; краевого бюджета - 171 205,5 тыс. руб.; местного бюджета - 72 925 тыс. руб. внебюджетных средств - 46 818 тыс. руб.; |
Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации Программы |
- |
реализация мероприятий Программы позволит: улучшить жилищные условия 88 сельских семей; привлечь для проживания на селе 30 молодых семей и молодых специалистов, обеспечив их доступным жильем; повысить доступность общего образования в благоустроенных общеобразовательных учреждениях, путем проведения реконструкции школы в с. Атласово на 190 учащихся и школы с. Запорожье на 60 учащихся; расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов на 4 единицы; повысить обеспеченность клубными учреждениями за счет приобретения автоклубов 3 единицы; обеспечить сельское население водой питьевого качества; |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
текущее управление Программой и контроль за исполнение мероприятий Программы осуществляет государственный заказчик - координатор Программы - Министерство сельского хозяйства и торговли Камчатского края. |
I. Технико-экономическое обоснование Программы
Краевая целевая программа "Социальное развитие села в Камчатском крае на 2009 год" (далее - Программа) разработана в целях реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858, определяет условия для развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства.
Задачи государственной агропромышленной политики (увеличение вклада агропромышленного комплекса в удвоение внутреннего продукта, создание условий для повышения качества жизни на селе и предпосылок для устойчивого развития сельских территорий) требуют принятия действенных мер, направленных на улучшение демографической ситуации на селе, обеспечение формирования профессионально подготовленного кадрового трудового ресурса, отвечающего потребностям динамичного развития сельского хозяйства и в целом сельской экономики в новых условиях рыночных отношений.
Уровень обеспеченности села объектами инженерной инфраструктуры - электрификация, водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное строительство, а также объектами социальной инфраструктуры в областях: образования, здравоохранения, культуры, торгово-бытового обслуживания, информационно-консультационного обеспечения - значительно ниже городского, что создает дополнительный стимул для миграции населения, оттока трудовых ресурсов из сельскохозяйственной отрасли.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и социальной сфере села.
Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования условий устойчивого развития сельских территорий.
За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.
Муниципальный жилищный фонд составляет 1,3 млн. м общей площади из них: ветхий фонд 7,5 процентов с числом проживающих в нем 4733 чел. и 3,5 процента аварийный фонд с числом проживающих в нем 2257 человек, что составляет 9,55 процентов от общего числа проживающих в сельской местности. 80 процентов сельских поселений не обеспечены горячим водоснабжением, 42 процента качественной питьевой водой.
Рынок жилья в сельской местности крайне несбалансирован, спрос превышает предложение, так как жилищное строительство практически не ведется, а имеющийся муниципальный жилищный фонд ветшает. Часть домов находится в аварийном и предаварийном состоянии. Из года в год растет очередь на получение жилья, состоит на учете на улучшение жилищных условий 2025 семей из них работники агропромышленного комплекса (далее - АПК) 617 семей.
В связи с отсутствием свободного жилья, низкой мотивацией труда, социальной незащищенностью тружеников села, в том числе работников бюджетной сферы, произошло не только абсолютное сокращение числа работающих на селе, но, что особенно тревожит, ухудшился их качественный состав и профессиональный уровень.
Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
Исходя из задач на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях в Камчатском крае.
Именно этими обстоятельствами и в целях создания основ по повышению престижности проживания в сельской местности в Камчатском крае возникла необходимость разработки и реализации настоящей Программы.
В настоящей Программе приоритетными направлениями являются развитие жилищного строительства на селе, развитие сети сельских общеобразовательных учреждений, развитие сети сельских учреждений первичной медико-социальной помощи, физической культуры и спорта, развитие культурно-досуговой деятельности на селе, водоснабжение сельских населенных пунктов.
Первоочередному финансированию подлежат работы на объектах, не завершенных строительством, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень технической готовности.
Постановлением Правительства Камчатского края от 6 апреля 2009 г. N 160-П в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
II. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение
Для решения основных задач Программой предусмотрены направления государственной поддержки для развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на федеральном, краевом и местных уровнях. Каждое из направлений состоит из мероприятий, способствующих решению следующих задач:
1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности
Цель - повышение уровня и качества жизни граждан, проживающих в сельской местности, развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений.
Задачи - улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами;
- повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений, обеспечивающих сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом.
Механизм реализации:
Средства государственной поддержки за счёт бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности на условиях и в порядке, которые предусмотрены приложением N 16 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858.
Министерство сельского хозяйства и торговли Камчатского края в соответствии с заключенными с органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае договорами (соглашениями) обеспечивают выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, согласно приложению к настоящей Программе.
При реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, предусматривается использование механизма ипотечного жилищного кредита на строительство (приобретение) жилья. Средства государственной поддержки, предоставляемые в форме социальных выплат, могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий.
Реализация мероприятий позволит в 2009 году:
улучшить жилищные условия 88 сельским семьям и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности, путем ввода в эксплуатацию 24 квартирного жилого дома в п. Ключи Усть-Камчатского муниципального района, 32 квартирного жилого дома по ул. Октябрьской в с. Мильково и приобретения гражданами на вторичном рынке готового жилья.
2. Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе
Цель - формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, необходимого для выполнения задач агропродовольственной политики, повышение его образовательного и профессионального уровней, создание условий для преодоления кадрового дефицита в социальной сфере села, развитие рынка труда в сельской местности.
Задачи - формирование стабильных источников государственной поддержки молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации и средств работодателей для строительства (приобретения) жилья в сельской местности;
проведение информационно-разъяснительной деятельности, направленной на освещение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
Участниками мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе согласно приложению к настоящей Программе на добровольной основе могут быть соответственно:
1) молодые семьи, под которыми понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления об участии в реализации указанных мероприятий не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных), отвечающие в совокупности условиям, которые предусмотрены приложением N 16 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858;
2) молодые специалисты, под которыми понимаются граждане Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющие законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащиеся последнего курса образовательных учреждений высшего (среднего, начального) профессионального образования, отвечающие в совокупности условиям, которые предусмотрены приложением N 16 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858;
Механизм реализации:
Финансирование мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе должно осуществляться на основе софинансирования расходов на строительство (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств федерального, краевого, местного бюджетов и внебюджетных источников (в том числе за счет средств ипотечного кредитования).
В 2009 году доля средств федерального бюджета, выделяемых в форме субсидий на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных приложением к настоящей Программе, будет определяться в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности Камчатского края.
Финансовое обеспечение оставшейся части расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья будет осуществляться за счет средств краевого и местного бюджетов, а также внебюджетных источников.
Выполнение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, позволит:
улучшить жилищные условия 30 молодым семьям и молодым специалистам на селе;
создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе на селе, а также приостановить миграцию сельской молодежи;
повысить образовательный уровень молодых специалистов, занятых в агропромышленном комплексе на села;
создать условия для улучшения демографической ситуации.
3. Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности
Цель - обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения.
Задачи - повышение качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечение адаптации выпускников школ к новым условиям, повышение их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения. Всесторонняя подготовка учащихся и развитие профильного обучения в старших классах;
более полное удовлетворение потребностей образовательных учреждений в квалифицированных кадрах;
выполнение мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности, согласно приложению к настоящей Программе.
Механизм реализации:
В рамках реализации мероприятий Программы необходимо способствовать повышению доступности образовательных услуг в сельской местности посредством увеличения темпов строительства школ в сельской местности, привлечения преподавательского состава в сельскую местность.
В 2009 году доля средств федерального бюджета, выделяемых в форме субсидий на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных в приложении к настоящей Программе, будет определяться в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности Камчатского края.
Выполнение мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности, согласно приложению к настоящей Программе позволит повысить уровень обеспеченности села образовательными учреждениями.
4. Развитие сети сельских учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности
Цель- снижение заболеваемости сельского населения.
Задачи - совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи;
вовлечение в активные занятия физической культурой детей и молодежи;
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения;
привлечение квалифицированных специалистов медицинского профиля в сельскую местность;
расширение доступа сельского населения к услугам учреждений здравоохранения;
создание условий для занятий физической культурой и спортом;
создание материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Механизм реализации:
Финансирование мероприятий по развитию сети первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности, согласно приложению к настоящей Программе осуществляется за счет средств краевого бюджета с привлечением средств федерального бюджета (70 процентов) и внебюджетных источников.
Выполнение указанных мероприятий позволит снизить заболеваемость граждан, проживающих в сельской местности на 8-10 процентов, восстановить сеть фельдшерско-акушерских пунктов, сократить потери рабочего времени в связи с заболеваемостью и снизить расходы средств Фонда социального страхования на оплату больничных листов.
5. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности
Цель-сохранение и развитие условий для доступа граждан, проживающих в сельской местности к культурным ценностям и информационным ресурсам.
Задачи - повышение уровня обеспеченности учреждениями культуры и отдыха в сельской местности;
привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры и отдыха;
обеспечение доступа граждан, проживающих в сельской местности к достижениям культуры, искусства и литературы на базе использования современных передвижных форм культурного обслуживания населения;
сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, обрядов и фольклора;
улучшение качества кинопроката и кинообслуживания граждан, проживающих в сельской местности путем переоснащения киноустановок.
Механизм реализации:
Реализация мероприятий по развитию культурно-досуговой деятельности в сельской местности согласно приложению к настоящей Программе позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности и приобщить ее население к культурно-историческому наследию.
6. Развитие водоснабжения в сельской местности
Цель- обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения.
Задачи - строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения.
Механизм реализации:
Финансирование мероприятий по развитию водоснабжения в сельской местности осуществляется за счет средств краевого бюджета, федерального бюджета и внебюджетных источников.
До 2009 года доля средств федерального бюджета в общем размере средств, направляемых на финансирование мероприятий, составляла 30 процентов, с 2009 года будет определяться исходя из уровня бюджетной обеспеченности Камчатского края.
Выполнение мероприятий по развитию водоснабжения в сельской местности согласно приложению к настоящей Программе позволит повысить уровень обеспеченности граждан, проживающих в сельской местности качественной питьевой водой, соответствующей санитарно-гигиеническим нормам.
III. Субсидии местным бюджетам
В целях софинансирования инвестиционных мероприятий Программы, предусмотренных приложением к настоящей Программе, субсидии из краевого бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий, исполнителями которых являются органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, предоставляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации при наличии следующих условий:
1) наличие разработанных и утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае целевых программ;
2) целевое использование предоставленных средств;
3) предоставление органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в Министерство сельского хозяйства и торговли Камчатского края и Министерство финансов Камчатского края отчетов об использовании субсидий.
Предоставление субсидий местным бюджетам осуществляется на основании соглашений, заключенных между Министерством сельского хозяйства и торговли Камчатского края и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае.
IV. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности ее реализации
В результате реализации Программы будут созданы условия, которые позволят предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации в области социального развития села, обеспечат определенные положительные сдвиги в решении жилищной проблемы граждан, проживающих в сельской местности, инженерном обустройстве сел Камчатского края, доступности качественного образования, медицинского, культурного, торгового и бытового обслуживания.
Показатель эффективности реализации Программы |
Базовое значение, 2007 год |
Планируемое значение, 2009 год |
Количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 01.01. |
2 025 |
1 937 |
Площадь жилых помещений необходимых для семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (м) |
101 250 |
97 800 |
Количество необходимых к закреплению квалифицированных трудовых кадров в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, (путем обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов) (чел) |
2 826 |
2 796 |
Количество мест необходимых к введению в общеобразовательных учреждениях (мест) |
650 |
400 |
Количество необходимых спортивных сооружений в сельской местности (единиц) |
8 |
7 |
Количество необходимых клубных учреждений в сельской местности |
|
|
(единиц клубов) |
6 |
3 |
Количество сельского населения нуждающегося в качественной питьевой воде (тыс. чел) |
41 760 |
39 488 |
V. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Текущее управление Программой и контроль за исполнением программных мероприятий осуществляет Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство сельского хозяйства и торговли Камчатского края, который:
- уточняет мероприятия и объемы финансирования на очередной финансовый год;
- ежемесячно отчитывается перед Министерством экономического развития Камчатского края о выполнении программных мероприятий;
- осуществляет координацию деятельности заказчиков по реализации мероприятий Программы, рациональному использованию средств краевого бюджета;
- обеспечивает нормативное правовое и методическое сопровождение реализации Программы;
- осуществляет организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
- проводит отбор на конкурсной основе исполнителей работ по каждому мероприятию Программы;
- осуществляет согласование с основными участниками Программы возможных сроков выполнения мероприятий, предложений по объемам и источникам финансирования;
- заключает соглашения с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и с органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, в которых предусматривается предоставление государственной поддержки с целью достижения конечных результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.