Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Общие положения и обоснование Программы
2.1. Технико-экономическое обоснование Программы
2.1.1. Водоснабжение
Система водоснабжения и водоотведения Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - городской округ) характеризуется сложной технологической структурой и большим количеством объектов инфраструктуры, участвующих в производственном процессе. Система водоснабжения городского округа в настоящее время разделена на 6 зон. Сложившиеся зоны водоснабжения, ввиду сложности рельефа, характеризуются значительными перепадами высот. В связи с этим, для доставки воды и отведения стоков от потребителей используется большое количество насосных станций и требуются значительные затраты электрической энергии.
Состояние объектов водопроводно-канализационного хозяйства МУП "Петропавловский водоканал" характеризуется высокой степенью износа. Так, износ водопроводных сетей достигает 86 процентов, резервуаров чистой воды и водозаборных сооружений - 95 процентов, водопроводных насосных станций - 89,4 процента.
Более 85 процентов от общей протяженности трубопроводов, находящихся на балансе предприятия, составляют распределительные сети. При этом основной диаметр распределительных сетей (300,5 км или 61 процент от общей протяженности) не превышает 200 мм. Толщина стенки таких труб значительно меньше, чем у труб, предназначенных для магистральных сетей и обычно составляет от 4 до 6 мм, соответственно срок службы труб, входящих в сети распределения, значительно меньше, чем у магистральных.
Результатом высокого износа являются растущая аварийность на сетях водоснабжения, ухудшение качества питьевой воды, а также увеличение объема утечек воды при ее доставке потребителям, что приводит к нерациональному использованию водных ресурсов.
Объемы потерь воды, существующие в настоящее время в распределительной сети городского округа, значительно выше средних показателей по России, которые не превышают 15 процентов от общего объема подаваемой воды в сеть, что затрудняет осуществление производственной деятельности МУП "Петропавловский водоканал". Предприятие вынуждено нести значительные трудозатраты на устранение аварийных ситуаций, объем которых постоянно растет.
Часть районов городского округа не обеспечена централизованными бесперебойными услугами водоснабжения, либо обеспечена ими в недостаточном объеме. К таким можно отнести:
- район Копай-город, централизованное водоснабжение в котором в настоящее время отсутствует;
- частный сектор в районе 4 км и пос. Сероглазка, Красной сопки, в которых сети водоснабжения имеются, но на протяжении последнего десятилетия фактически не функционируют;
- юго-восточный район города (ул. Пограничная, район ТЭЦ-2), имеющий перебои водоснабжения в периоды паводков.
Для достижения приемлемых показателей производственной деятельности предприятия требуется масштабная перекладка распределительных сетей.
Низкую энергоэффективность и высокую степень износа имеет насосное оборудование, установленное на объектах МУП "Петропавловский водоканал". Большинство насосов и электродвигателей произведено до 2000 года. Кроме того, в результате изменений структуры потребления и схемы водопроводных сетей, произошедших за последнее десятилетие, изменились и требования к характеристикам насосного оборудования (рабочие точки).
Для обеспечения эффективного использования оборудования, увеличения межремонтных циклов и уменьшения расхода электроэнергии необходимо произвести замену большей части насосных агрегатов и технологического оборудования насосных станций.
В настоящее время на объектах системы водоснабжения отсутствуют резервные источники электроснабжения. В случае отсутствия электроснабжения, отключение резервных источников может привести к перебоям поставки питьевой воды потребителям и, в результате, к возникновению чрезвычайных ситуаций.
2.1.2. Водоотведение
Городской округ имеет канализационную сеть раздельного типа, то есть производится раздельный сбор хозяйственно-бытовых стоков от населения, общественных объектов и небольших предприятий и ливневых стоков.
Акватория Авачинской бухты, вдоль побережья которой расположен город Петропавловск-Камчатский, является водным объектом рыбохозяйственного значения высшей категории. Через него проходят ценные лососевые виды рыб в нерестовые реки для воспроизводства и нагула молоди.
Кроме того, пирс в п. Авача является уникальным лежбищем сивучей, стая которых мигрирует в холодное время года на данный участок Авачинской бухты и находится под наблюдением Камчатских ученных.
При этом большая часть сточных вод двух частей городского округа (южная и центральная) и часть стоков северной части городского округа отдельными выпусками без очистки сбрасываются в столь значимый с рыбохозяйственной точки зрения водоем, как Авачинская бухта, пагубно влияя на экологическое состояние акватории в целом.
Характеристика водоотведения южной части городского округа.
Система канализования Южной части городского округа включает районы от Красной сопки до п. Завойко, в которых располагаются промышленные предприятия, жилищный фонд и военные ведомства. До передачи инфраструктуры в муниципальную собственность строительство канализационных сетей осуществлялось одиночными самотечными коллекторами и выпусками стоков без очистки в Авачинскую бухту от застраиваемых территорий.
Южная часть городского округа представлена 15 выпусками: в том числе в введении МУП "Петропавловский водоканал" - 2, ЗАО "Судоремсервис" - 1, ООО "ЖБФиКО" - 1 и бесхозные - 11.
В южной части городского округа располагаются 2 канализационных очистных сооружения (далее - КОС), принадлежащих ЗАО "Судоремсервис" и ООО "ЖБФиКО". Сточные воды на КОС проходят очистку и сбрасываются в Авачинскую бухту. Оставшаяся часть стоков сбрасывается без очистки.
Качество сбрасываемых сточных вод не соответствуют действующим нормативам, установленным природоохранным законодательством, предъявляемым к рыбохозяйственным водоемам высшей категории.
Основной проблемой системы водоотведения южной части городского округа является ее фрагментарность по причине сложности рельефа, а также плотность застройки, затрудняющая возможность реконструкции.
Характеристика водоотведения центральной части городского округа.
Центральная часть городского округа представлена в основном жилыми и общественными зданиями и включает следующие районы: Горизонт-Юг, Кирпичики, БАМ, Зазеркальный, Горизонт-Север.
В настоящее время сброс сточных вод осуществляется без очистки через 1 береговой выпуск в ручей Совхозный и через 4 выпуска в Авачинскую губу.
Основной проблемой центральной части городского округа является полное отсутствие очистных сооружений и, как следствие, отсутствие возможности производить очистку сточных вод, что приводит к значительному росту вреда, причиняемого водным объектам в процессе водоотведения. При этом МУП "Петропавловский водоканал" ежеквартально приходится оплачивать штрафы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Характеристика водоотведения северной части городского округа.
Северная часть городского округа, в основном, также застраивалась жилыми и общественными зданиями, включающими в себя микрорайоны Северо-Восток, Дачный и территорию от 5 км до п. Авача, и представлена 4 выпусками, выход которых осуществляется в Авачинскую бухту.
В северной части городского округа имеются единственные городские очистные сооружения полной биологической очистки, расположенные на мысе Чавыча (КОС "Чавыча"), которые сданы в эксплуатацию в декабре 1989 года.
Таким образом, на КОС "Чавыча" имеется значительный неиспользованный запас мощности. Обеззараживание очищенных стоков на КОС "Чавыча" не производится, хотя данная процедура является обязательной при дальнейшей утилизации очищенных сточных вод.
Основными проблемами КОС "Чавыча" являются изношенность оборудования, отсутствие элементов автоматизации и системы обработки и размещения осадка, повреждение системы сброса очищенных сточных вод.
2.2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Основными целями Программы являются:
- обеспечение населения городского округа питьевой водой, соответствующей требованиям санитарного законодательства;
- рациональное использование водных объектов;
- охрана окружающей среды и обеспечение очистки сточных вод до нормативных требований экологической безопасности.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
- развитие систем водоснабжения путем строительства и реконструкции водоочистных сооружений, объектов и сетей централизованного водоснабжения;
- снижение объема сброса загрязненных сточных вод в открытые водоемы за счет строительства и реконструкции канализационных очистных сооружений и сетей канализации;
- создание условий для привлечения долгосрочных внебюджетных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
- внедрение в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод современных инновационных технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергоэффективности.
Программа взаимосвязана с долгосрочной краевой целевой программой "Чистая вода в Камчатском крае на 2012 - 2017 годы" (утв. постановлением Правительства Камчатского края от 10.01.2012 N 28-П).
Срок реализации Программы - 2012 - 2017 годы.
2.3. Мероприятия по реализации Программы и ее ресурсное обеспечение
2.3.1 Реализация Программы предусматривает мероприятия, обеспечивающие решение поставленных задач:
1) раздел 1. Технические мероприятия - содержит мероприятия, направленные на решение вопросов по улучшению работы систем водоснабжения и водоотведения путем установки приборов учета на объектах водоснабжения, модернизации энергомеханического оборудования, установки автоматизированных систем дистанционного сбора и передачи данных по объему потребления и качества воды в целях повышения энергетической эффективности и автоматизации регулирования режимов работы насосных станций и гидравлических режимов сети, установки геоинформационных систем, гидравлических моделей, систем измерения количества и качества воды, укрепления (восстановления) зон санитарной охраны источников водоснабжения;
2) раздел 2. Инвестиционные мероприятия - содержит комплекс укрупненных мероприятий, направленных на решение вопросов по проектированию, строительству и реконструкции объектов водопроводно-канализационного хозяйства городского округа. Мероприятия по строительству и реконструкции систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, предусматривают использование инновационной продукции, обеспечивающей энергосбережение и повышение энергетической эффективности и реализуются в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2.3.2. Перечень мероприятий по реализации Программы приведен в разделе 3 Программы.
2.3.3. Финансирование Программы обеспечивается за счет средств бюджетов Камчатского края и городского округа, внебюджетных источников.
2.3.4. Прогнозируемый объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования на 2012 - 2017 годы составляет 3 183 048,66 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
1) бюджета Камчатского края - 1 435 821,60 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 201 602,00 тыс. рублей;
2013 год - 446 557,80 тыс. рублей;
2014 год - 245 441,80 тыс. рублей;
2015 год - 95 770,00 тыс. рублей;
2016 год - 214 650,00 тыс. рублей;
2017 год - 231 800,00 тыс. рублей;
2) бюджета городского округа - 396 602,76 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 26 020,36 тыс. рублей;
2013 год - 134 511,40 тыс. рублей;
2014 год - 92 076,60тыс. рублей;
2015 год - 83 349,40 тыс. рублей;
2016 год - 29 465,00 тыс. рублей;
2017 год - 31 180,00 тыс. рублей;
3) внебюджетных источников - 1 350 624,30 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 8 959,00 тыс. рублей;
2013 год - 388 362,10 тыс. рублей;
2014 год - 632 997,80 тыс. рублей;
2015 год - 255 245,40 тыс. рублей;
2016 год - 32 865,00 тыс. рублей;
2017 год - 32 195,00 тыс. рублей.
2.3.5. В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей бюджетов Камчатского края и городского округа.
2.4. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы
2.4.1. Реализация настоящей Программы позволит:
- снизить удельный вес проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и бактериологическим показателям, отбор которых произведен из водопроводной сети;
- сократить потери воды в сетях централизованного водоснабжения с одновременным снижением числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
- увеличить объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод;
- увеличить долю сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения;
- снизить долю уличных водопроводных и канализационных сетей, нуждающихся в замене.
2.4.2. Степень достижения запланированных результатов и намеченных целей определяется показателями, отражающими отклонения фактических результатов от запланированных. Основные показатели (критерии) оценки эффективности реализации Программы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели (критерии) оценки эффективности реализации Программы
Показатель |
Ед. изм. |
Планируемое значение по годам |
|||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
Водоснабжение | |||||||
Протяженность реконструируемых сетей водоснабжения |
п.м. |
- |
7 000 |
7 000 |
10 000 |
17 000 |
19 000 |
Динамика изменения фактического объема потерь воды при ее передаче |
% |
0 |
- 0,5 |
- 1,05 |
- 1,64 |
- 2,28 |
- 2,89 |
Износ сетей |
% |
0 |
86,7 |
85,1 |
83,6 |
82,1 |
80,8 |
Количество резервных источников электроснабжения, установленных на объектах водопроводно-канализационного хозяйства |
ед. |
- |
13 |
15 |
- |
- |
- |
Протяженность установленного ограждения зон санитарной охраны водозаборов |
п.м. |
1 800 |
4 800 |
4 600 |
- |
- |
- |
Количество реконструируемых и вновь построенных резервуаров чистой воды |
ед. |
- |
2 |
1 |
3 |
- |
- |
Водоотведение | |||||||
Количество ликвидируемых канализационных выпусков |
ед. |
- |
3 |
2 |
3 |
- |
- |
Объем нормативно очищенных стоков |
тыс.м3 |
0 |
357 |
1 801 |
11 131 |
12 992 |
12 992 |
Удельный вес очищенных стоков в общем объеме сброса |
% |
0 |
1,9 |
9,5 |
58,9 |
68,7 |
68,7 |
2.4.3. При изменении объемов бюджетного и внебюджетного финансирования настоящей Программы в установленном порядке проводится корректировка показателей оценки эффективности реализации настоящей Программы.
2.4.4. Оценка реализации Программы будет осуществляться на основе показателей оценки эффективности реализации Программы. Система показателей обеспечит мониторинг динамики изменений в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод за отчетный период, равный одному финансовому году, с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
2.5. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
2.5.1. Общее руководство и контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет администрация Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа.
2.5.2. Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа:
1) в целях обеспечения полного и качественного выполнения мероприятий Программы координирует деятельность исполнителей Программы;
2) осуществляет контроль за своевременным заключением соглашений, предоставлением исполнителями Программы бюджетных заявок на очередной финансовый год и плановый период в Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа;
3) ежемесячно при участии исполнителей Программы подготавливает и до 05 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в органы государственной власти Камчатского края отчет о ходе реализации мероприятий Программы и при необходимости вносит предложения по корректировке Программы;
4) ежеквартально при участии исполнителей Программы подготавливает и до 10 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляет в Управление экономики Петропавловск-Камчатского городского округа информацию о ходе выполнения муниципальной программы.
2.5.3. Исполнители Программы обязаны ежемесячно до 05 числа месяца, следующего за отчетным, и ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, предоставлять в адрес Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа информацию о ходе выполнения мероприятий Программы и использовании средств, направленных на ее реализацию.
2.5.4. Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе заключенных соглашений с исполнителями мероприятий настоящей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.