Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к долгосрочной краевой целевой программе
"Семья и дети Камчатки" на 2013 - 2015 годы"
Подпрограмма "Дети-инвалиды"
долгосрочной краевой целевой программы
"Семья и дети Камчатки на 2013 - 2015 годы"
23 августа, 17 октября, 25 декабря 2013 г.
Постановлениями Правительства Камчатского края от 17 октября 2013 г. N 455-П и от 25 декабря 2013 г. N 613-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названных постановлений и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 августа 2013 г.
Паспорт
подпрограммы "Дети-инвалиды"
долгосрочной краевой целевой программы
"Семья и дети Камчатки на 2013 - 2015 годы"
(далее - Подпрограмма)
Основание для разработки Подпрограммы |
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 N 1916-р "Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"; Перечень поручений Президента Российской Федерации от 07.01.2011 N Пр-24 по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике |
Орган управления Подпрограммой |
Правительство Камчатского края; Министерство социального развития и труда Камчатского края |
Основные разработчики и исполнители Подпрограммы |
Министерство социального развития и труда Камчатского края; Министерство здравоохранения Камчатского края; Министерство образования и науки Камчатского края; |
Срок реализации Подпрограммы |
2013 - 2015 годы |
Цели Подпрограммы |
Улучшение качества жизни детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами; организация комплексной помощи по абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, образование новых социальных связей, социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников с помощью социокультурных технологий |
Задачи Подпрограммы |
апробация и внедрение инновационных социальных технологий, моделей и методик, направленных на расширение перечня и повышение качества услуг по абилитации и реабилитации детей-инвалидов, в том числе раннего возраста; создание условий для развития творческого потенциала детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми сверстниками, развитие программ семейного отдыха и оздоровления; интеграция детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов в общество: - организация профессиональной подготовки детей-инвалидов к возможной для них трудовой деятельности; - организация сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов; - выявление творческих способностей, поддержка и развитие одаренных детей-инвалидов; повышение профессиональных компетенций специалистов, задействованных в работе по оказанию реабилитационных услуг, в том числе ранней помощи детям-инвалидам, семьям с детьми-инвалидами; формирование позитивного и заинтересованного отношения здоровых граждан к детям-инвалидам, привлечение внимания общественности к решению проблем детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов |
Целевые группы, на которые направлены мероприятия Подпрограммы (количественные и качественные характеристики) |
Дети до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья -182 чел; дети-инвалиды - 1107 чел.; родители (лица, их замещающие) детей-инвалидов -1810 чел.; работники медицинских, социальных, образовательных учреждений и других учреждений, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги детям-инвалидам - 93 чел; здоровые дети и их родители; общественные организации в Камчатском крае |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы, в том числе |
В ходе выполнения Подпрограммы будут достигнуты следующие конечные результаты: создание службы реабилитации детей раннего возраста (до 3-х лет) на базе КГАУ СЗ "Камчатский центр социальной помощи семье и детям", КГКУ "Камчатский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" и ГКУЗ КК "Петропавловск-Камчатский городской дом ребенка - лечебное учреждений# охраны материнства и детства (ежегодно реабилитация не менее 240 детей раннего возраста (до 3-х лет); организация специализированных заездов детей-инвалидов по заболеванию костно-мышечной системы (ежегодно реабилитация не менее 25 детей-инвалидов); открытие не менее 8 лекотек на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей, образования; создание групп дневного пребывания детей-инвалидов на базе 6 учреждений социального обслуживания населения с привлечением некоммерческих организаций (далее - НКО); развитие системы творческой реабилитации в муниципальных образованиях в Камчатском крае, в том числе создание не менее 9 постоянно действующих творческих мастерских для детей-инвалидов совместно со здоровыми сверстниками на базе учреждений социальной защиты, образования; обеспечение профориентации, оказание содействия в развитии навыков профессиональной деятельности детей-инвалидов, организация их социально-трудовой реабилитации на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, домов-интернатов (ежегодно проведение социально-трудовой реабилитации не менее 70 детей-инвалидов); внедрение технологий социально-бытовой ориентации и социально-средовой адаптации детей-инвалидов (ежегодно социально-бытовую ориентацию пройдут 210 детей-инвалидов); внедрение инновационных методов реабилитации детей-инвалидов, в том числе метода иппотерапии, на базе КГАУ СЗ "Камчатский центр социальной помощи семье и детям" и КГКУ "Камчатский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (ежегодно реабилитация 35 детей-инвалидов); увеличение числа специалистов, прошедших обучение в рамках Подпрограммы, из общего числа специалистов, задействованных в организациях, уполномоченных заниматься вопросами абилитации и реабилитации детей-инвалидов, на 35%; увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общем количестве детей-инвалидов до 80%; увеличение доли семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в учреждениях, организациях, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами до 80%; увеличение доли детей с нарушениями развития до 3-х лет, получивших абилитационные услуги, в общей численности детей до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья до 40%; увеличение доли семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги (группы кратковременного и дневного пребывания, домашний помощник и другое) на период занятости родителей, в общей численности семей с детьми-инвалидами до 30%; развитие деятельности не менее 2 специализированных служб сопровождения семьи и ребенка; обеспечение информационной, консультативной, методической поддержки мероприятий Подпрограммы КГАУ СЗ "Камчатский центр социальной помощи семье и детям" и КГКУ "Камчатский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"; увеличение количества семей, воспитывающих детей-инвалидов, прошедших информационно-практическое обучение в рамках доступного формата программ психолого-педагогической и правовой подготовки, из общего числа с 15 до 45%; увеличение количества семей с детьми-инвалидами, участвующих в программах семейного интегрированного отдыха и оздоровления, с 20 до 60%; увеличение числа семей, воспитывающих детей-инвалидов, участвующих в массовых мероприятиях, проводимых в рамках Подпрограммы, направленных на укрепление ресурсного потенциала этих семей, формирование у них новых социальных связей, из общего числа семей с детьми-инвалидами с 18 до 70% от общего количества данных семей; увеличение количества детей-инвалидов, охваченных различными спортивными мероприятиями, соревнованиями, с 20 до 45%; развитие системы школ (клубов общения) родителей детей-инвалидов, групп взаимопомощи с участием семей, имеющих здоровых детей, на базе учреждений социального обслуживания, образовательных учреждений (функционирование не менее 15 школ (клубов общения) родителей детей-инвалидов); привлечение большего числа социально ориентированных некоммерческих НКО к решению проблем детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами (привлечение не менее 5 организаций) |
Объем и источники финансирования Подпрограммы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования) |
Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 21 019,278 тыс. руб., в том числе за счет средств: краевого бюджета - 16 224,980 тыс. руб., из них по годам: 2013 год - 5 195,492 тыс. руб.; 2014 год - 4 730,376 тыс. руб.; 2015 год - 6 299,112 тыс. руб.; внебюджетных источников (по согласованию) - Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 4 794,298 тыс. руб., из них по годам: 2013 год - 4 794,298 тыс. руб.; 2014 год - 0,0000 тыс. руб.; 2015 год - 0,0000 тыс. руб. |
1. Обоснование проблемы организации системной помощи, абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, профилактики инвалидности, интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество
Основной целью государственной социальной политики в интересах детей и семей является создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей, а также реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации на основе повышения уровня жизни населения и модернизации экономики. Ключевой задачей поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, является создание для них условий нормальной жизнедеятельности, развития индивидуальных возможностей, успешной социальной интеграции, в том числе путем создания условий для их воспитания и образования в семейной среде.
По состояния на 01 января 2013 года в Камчатском крае проживает 1107 ребенка-инвалида#. За последние три года произошло увеличение количества детей этой категории:
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Дети-инвалиды (чел.) |
1058 |
1064 |
1092 |
1107 |
Общая численность детей в Камчатском крае (чел.) |
68693 |
67875 |
66951 |
74169 |
Количество детей-инвалидов от общей численности детского населения (%) |
1,54 |
1,57 |
1,63 |
1,49 |
Значительная часть детей-инвалидов воспитывается в семьях, 108 детей данной категории находится в КГАУ СЗ "Елизовский дом-интернат для умственно-отсталых детей", 16 детей-инвалидов - в МУЗ "Городской дом ребенка".
Причинами детской инвалидности в Камчатском крае являются ухудшение генетического здоровья детей, проблемы образа жизни родителей, некачественное питание, как родителей, так и детей, высокий уровень травм различной природы.
Большинство семей с детьми-инвалидами, проживающих в Камчатском крае, испытывают потребность постоянного ухода за ребенком, в ряде случаев один из родителей вынужден оставить работу, что приводит к снижению уровня жизни семьи.
Доходы 50% семей с детьми-инвалидами в Камчатском крае не превышают величину прожиточного минимума, установленную в крае, и основным источником дохода является пенсия.
Такие семьи сталкиваются со значительными трудностями, которые они не могут решить самостоятельно. Большинство семей состоит на учете в органах социальной защиты населения. На сегодняшний день нуждаются в государственной поддержке 1068 семей с детьми-инвалидами и более 2500 семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Устойчивая тенденция к увеличению общей численности детей с ослабленным здоровьем, детей-инвалидов и детей группы риска, низкий уровень жизни семей, воспитывающих этих детей, требуют проведения целенаправленной системной поддержки и профилактических мер, как на раннем этапе, так и на последующих этапах развития ребенка. Соответственно, потребность в службах ранней помощи и дальнейшего сопровождения семей с детьми, имеющими инвалидность, постоянно растет.
Для детей-инвалидов и воспитывающих их семей характерны социальная и пространственная изоляция, обусловленная наличием "барьеров инвалидности", и психологическая изоляция в силу равнодушного или отторгающего отношения окружающих к детям-инвалидам и самоизоляции самих семьей. Кроме того, отмечается их низкая социальная включенность в сферу образования и занятости, малая доступность публичных социальных услуг, дефицит реабилитационных услуг, несвоевременность и низкое качество медико-социальной реабилитации, зависимость реализации права на реабилитацию и социальную интеграцию детей-инвалидов от места жительства и социального статуса семьи.
Положение семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами, постоянно находится в сфере внимания органов государственной власти Камчатского края, общественности. Эффективным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. За последние несколько лет в Камчатском крае реализован ряд комплексных мероприятий, направленных на улучшение положения семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, в том числе в рамках программ:
- долгосрочная краевая целевая программа "Доступная среда в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы", направленная на создание равных возможностей при получении различных услуг для семей с детьми-инвалидами;
- долгосрочная краевая целевая программа "Безопасное материнство и детство на 2011 - 2013 годы", направленная на профилактику детской инвалидности, обеспечение эффективной реабилитации детей, начиная с периода новорожденности.
В рамках реализации раздела "Дети-инвалиды" долгосрочной краевой целевой программы "Дети Камчатки" на 2010 - 2012 годы" создана и укреплена сеть учреждений, оказывающих услуги детям-инвалидам, позволившая повысить эффективность реабилитационных мероприятий и способствующая увеличению спектра социальных услуг, предоставляемых детям-инвалидам. Мероприятия этой программы позволили максимально полно охватить детей-инвалидов, что позволило расширить границы их жизнедеятельности, существенно повысить возможность социализации этих детей в обществе.
На территории Камчатского края функционируют следующие социальные учреждения, оказывающие услуги семьям с детьми-инвалидами: КГАУ СЗ "Камчатский центр социальной помощи семье и детям" (в г. Петропавловске-Камчатском), КГКУ "Камчатский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (с. Мильково), КГАУ СЗ "Паланский комплексный центр социального обслуживания" (пгт Палана, Корякский округ), а также отделения по работе с семьей и детьми в двух муниципальных комплексных центрах социального обслуживания населения (в г. Вилючинск и в г. Елизово).
Указанные учреждения осуществляют социальный патронаж семей, воспитывающих детей-инвалидов, их реабилитацию, в том числе обучение первоначальным навыкам работы на компьютерах, занятия в тренажерном зале, организация поездок детей-инвалидов совместно с родителями "по путевкам выходного дня" на базы отдыха, трудовое обучение и подготовка к посильным видам производительного труда, обслуживающему труду, социально-бытовой ориентации и трудовой адаптации. При отделениях работают клубы для родителей с детьми-инвалидами, на заседаниях которых обсуждаются вопросы социальной реабилитации, прав детей и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; открыта группа дневного пребывания детей-инвалидов, предоставляющая возможность самореализации родителей во время пребывания детей в центре. Специалисты отделения проводят патронаж семей с лежачими детьми-инвалидами, предоставляя услуги психологов, логопедов, социальных педагогов.
В целях повышения эффективности оказываемых услуг необходимо про-должать внедрение в практику работы инновационных методик, в том числе методик ранней помощи, программ патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
За 11 месяцев 2012 года учреждениями обслужено 875 детей-инвалидов, оказано более 23,0 тыс. услуг.
Вместе с тем следует отметить, что в крае остается значительное количество семей, имеющих детей-инвалидов, не охваченных услугами, предоставляемыми социальными учреждениями. Зачастую это связано с отдаленностью отдельных населенных пунктов, отсутствием специализированного автотранспорта, недостаточной информированностью родителей о возможностях реабилитации.
В рамках настоящей Подпрограммы планируется поддержка развития социальных служб, как материально-техническая (приобретение оборудования, расходных материалов), так и методическая (повышение уровня информированности и знаний специалистов). Многие из этих социальных служб станут базой для открытия групп дневного или кратковременного пребывания для детей-инвалидов с умеренными и более сложными нарушениями развития.
Нерешенным остается вопрос получения комплексной реабилитации детей-инвалидов, так как на территории края отсутствует специализированное реабилитационное учреждение.
В настоящее время в Елизовском районе Камчатского края выделена территория под строительство детского реабилитационного центра, где предполагается организация психолого-педагогической и медицинской реабилитации детей и образовательного процесса.
В числе образовательных учреждений Камчатского края, осуществляющих специальную (коррекционную) помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, функционирует КГБОУ "Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции". С 2005 года в данном учреждении организована деятельность отделения реабилитации и коррекции.
Специалистами отделения оказывается комплексная психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста (до 3-х лет) с задержкой психомоторного и речевого развития;детям-инвалидам (инвалидность по соматическим заболеваниям, хромосомным нарушениям (болезнь Дауна), ранний детский аутизм; с проблемами эмоционально-волевой сферы; с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с заиканием.
За период 2011 года групповая и индивидуальная помощь в отделении реабилитации и коррекции оказывалась 99 детям с ограниченными возможностями здоровья, из них 16 детей-инвалидов, проведено более 1156 консультаций для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, и педагогов, в том числе и в дистанционной форме для граждан, проживающих в отдаленных муниципальных образованиях в Камчатском крае.
С 2010 года на базе КГОУ СПО "Камчатский педагогический колледж" начал свою работу Центр дистанционного образования детей-инвалидов. В 2012 - 2013 учебном году в центре обучается 71 ребенок-инвалид, нуждающийся в обучении на дому, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) образования и дополнительного образования из 9 муниципальных образований в Камчатском крае, что составляет 56% от количества детей-инвалидов, обучающихся на дому. Дети обеспечены компьютерами, телекоммуникационном и специализированном оборудованием, 16 школьников планируется обеспечить оборудованием в 2013 - 2014 годах. Организовано дистанционное консультирование родителей по вопросам образования, воспитания, развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
На базе МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 27" в 2011 - 2012 учебном году дистанционно обучается 15 детей-инвалидов (в 2010 - 2011 году - 13).
В целях межведомственного взаимодействия по вопросам раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и оказания им помощи и поддержки заключено Соглашение от 07.06.2010 г. "О координации деятельности Министерства социального развития и труда Камчатского края, Министерства здравоохранения Камчатского края, Министерства образования и науки Камчатского края, Агентства занятости населения по Камчатского края, ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Камчатскому краю", ГУ Камчатского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного унитарного протезно-ортопедического предприятия Камчатского края "Протект".
Различные формы фестивального движения использовались для включения детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в различные виды музыкального, исполнительского, художественного искусства в целях реализации их творческого потенциала, формирования активной жизненной позиции и социальной интеграции.
Более 15 лет проводится фестиваль творчества "Радуга", организуются конкурсы, акции, спортивные соревнования. Включение детей в творческую среду, вовлечение в занятия спортом способствуют развитию толерантного отношения общества к детям-инвалидам, позволяет им расширить возможности общения, приобрести опыт взаимодействия с людьми.
Ежегодно в данных мероприятиях принимают участие около 400 детей-инвалидов. Вместе с тем следует отметить, что количество участвующих в мероприятиях детей с ограниченными возможностями здоровья остается низким. Прежде всего, это связано с отдаленностью проживания семей с детьми-инвалидами и невозможностью активно принимать участие в краевых мероприятиях.
В рамках фестивалей проводились мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству и организовывались выставки выполненных работ, выступления уникальных театральных студий, яркие номера маленьких звездочек исполнительского и музыкального искусства.
Развитие мероприятий для творческой самореализации детей-инвалидов совместно со здоровыми сверстниками и спортивных мероприятий запланировано в настоящей Подпрограмме как на муниципальном, так и на региональном уровне.
Значительная социальная, психологическая и практическая помощь оказывается семьям детей-инвалидов путем создания групп поддержки и родительских клубов по месту жительства, деятельность которых также направлена на реализацию прав семей, оказывая влияние на социальную политику, предлагая органам власти инициативы принятия решений. Общественные организации родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной помощи своим детям. В рамках Подпрограммы продолжена работа по формированию родительских клубов, групп взаимной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, в муниципальных районах в Камчатском крае.
С целью улучшения положения детей-инвалидов необходимо менять не только среду, но и отношение общества к детям с особенностями развития. В связи с этим, одним из главных направлений работы в рамках долгосрочной краевой целевой программы "Дети Камчатки" на 2010 - 2012 годы" были мероприятия по формированию в обществе толерантного отношения к детям-инвалидам, популяризации идей содействия их социальной интеграции. Популярной формой работы по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам в среде здоровых сверстников стали "уроки доброты", которые проводились в государственных учреждениях социального обслуживания семьи и детей, образовательных учреждениях. Большое внимание уделялось и проведению информационной кампании по формированию толерантного отношения общества к детям-инвалидам с привлечением СМИ: радиоэфиры, телеэфиры, освещение районными СМИ мероприятий в районах и городах Камчатского края.
Мероприятия по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам планируется развивать и в настоящей Подпрограмме.
Как результат реализации долгосрочной краевой целевой программы "Дети Камчатки" на 2010 - 2012 годы" основными достижениями стали:
- развитие творческого пространства и положительная динамика показателей по охвату детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами организованным отдыхом, творческими, культурно-досуговыми мероприятиями;
- развитие партнерства органов исполнительной власти Камчатского края и организаций гражданского общества, занимающихся проблемами семей с детьми-инвалидами и социальной интеграцией детей-инвалидов;
- улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов.
Исходя из международного опыта, реабилитационная работа с "особыми детьми" является наиболее оптимальной в рамках тройственного союза: ребенок - родитель - специалист. Очевидно, что чем раньше ребенку оказывается комплексная реабилитационная и абилитационная помощь, а его семье - психологическая и социальная поддержка, тем с большей уверенностью мы можем говорить о позитивном изменении "ситуации инвалидности", о большей стабильности и благополучии семьи.
С целью получения детьми с нарушениями развития в возрасте от 0 до 7 лет дополнительной возможности для подготовки к поступлению в обычные или коррекционные образовательные учреждения, повышения вероятности их успешной интеграции в общество и полноценной жизни в рамках реализации настоящей Подпрограммы планируется открыть еще несколько лекотек, как на базе учреждений социальной защиты, так и на базе учреждений образования.
В процессе реализации настоящей Подпрограммы планируется совершенствовать деятельность и развитие системы служб раннего вмешательства, включая предложения по нормативно-правовому закреплению междисциплинарности и межведомственности программ раннего вмешательства, а также по вопросам подготовки кадров для междисциплинарных команд раннего вмешательства.
При разработке региональной модели будет учитываться современный международный и российский опыт развития служб раннего вмешательства, существующее законодательство, а также опыт, наработанный по ранней помощи в Камчатском крае.
Особое внимание будет уделено вопросам направления клиентов в службы, межведомственного взаимодействия специалистов при реализации программ помощи, а также отработке механизмов перехода семьи и ребенка из одной программы в другие и сохранению преемственности в работе.
Вместе с этим, остается проблема нехватки или отсутствия кадров в учреждениях социального обслуживания населения, образования в отдаленных районах Камчатского края: психологов, логопедов, дефектологов, семейных психологов, специалистов, владеющих как узкоспециальными методиками и технологиями по работе с детьми с нарушениями развития, так и более доступными адаптированными технологиями. Поэтому в рамках реализации Подпрограммы запланировано проведение информационно-практических семинаров, консультационных выездов и курсов повышения квалификации для специалистов.
С каждым годом возрастает потенциал и роль негосударственных организаций в социальном обслуживании населения и, в частности, в решении проблем детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящей Подпрограмме предоставляется возможность более интенсивного развития партнерских взаимоотношений с организациями различных форм собственности, повышая тем самым общий уровень социального обслуживания, его качество и результативность.
В настоящее время в целях системных изменений в регионе по абилитации и реабилитации детей-инвалидов, в том числе в раннем возрасте, преодолению изолированности семей, воспитывающих детей с инвалидностью, интеграции детей с ограниченными возможностями в социум важно усилить и развивать межведомственное взаимодействие и координацию деятельности различных ведомств, учреждений и организаций. Планируется расширять взаимодействие в Подпрограмме, привлекая к сотрудничеству некоммерческие организации и добровольные объединения родителей детей-инвалидов и других заинтересованных граждан, используя, в том числе и грантовые механизмы их поддержки.
Решение поставленных задач возможно только программно-целевым методом на основе формирования единой региональной политики, направленной на повышение социального статуса и конкурентоспособности семьи с ребенком-инвалидом в обществе, создания инновационных программ по абилитации и реабилитации детей-инвалидов, расширения и развития новых социальных связей семей, воспитывающих детей с инвалидностью. Поставленные задачи позволит решить настоящая Подпрограмма.
Настоящая Подпрограмма предусматривает работу с ребенком-инвалидом, в том числе раннего возраста, его семьей, близким окружением, здоровыми сверстниками, социумом, которую планируется проводить на базе государственных учреждений системы социальной защиты, отделений реабилитации центров социальной помощи семье и детям, культуры, образования, спорта с привлечением к сотрудничеству общественных организаций, волонтеров.
Важным компонентом Подпрограммы является проведение исследований процессов социализации и интеграции ребенка с инвалидностью, внедрение технологий поддержки семьи, создание аналитических и информационных материалов, выявление лучших практик работы в сфере поддержки детей-инвалидов и семей для последующего анализа, обобщения и распространения положительного опыта, проведение научно-практических конференций, заседаний круглых столов и семинаров по темам, обозначенным в Подпрограмме.
Реализация Подпрограммы позволит осуществить наиболее полное, преемственное, финансово гарантированное проведение мероприятий по комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов.
2. Цель, задачи, сроки реализации Подпрограммы
2.1. Основные цели Подпрограммы:
1) улучшение качества жизни детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами;
2) организация комплексной помощи по абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
3) преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, образование новых социальных связей, социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников с помощью социокультурных технологий.
2.2. Для достижения указанных целей Подпрограммы необходимо решение следующих задач:
1) апробация и внедрение инновационных социальных технологий, моделей и методик, направленных на расширение перечня и повышение качества услуг по абилитации и реабилитации детей-инвалидов, в том числе раннего возраста;
2) создание условий для развития творческого потенциала детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми сверстниками, развитие программ семейного отдыха и оздоровления;
3) интеграция детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов в общество:
а) организация профессиональной подготовки детей-инвалидов к возможной для них трудовой деятельности;
б) организация сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов;
в) выявление творческих способностей, поддержка и развитие одаренных детей-инвалидов;
4) повышение профессиональных компетенций специалистов, задействованных в работе по оказанию реабилитационных услуг, в том числе ранней по-мощи детям-инвалидам, семьям с детьми-инвалидами;
5) формирование позитивного и заинтересованного отношения здоровых граждан к детям-инвалидам, привлечение внимания общественности к решению проблем детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов.
2.3. Сроки реализации Подпрограммы: 2013 - 2015 годы.
3. Система подпрограммных мероприятий и ожидаемые результаты
3.1. Подпрограмма предусматривает реализацию следующих мероприятий:
1) выявление и учет детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами, мониторинг потребностей родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в услугах учреждений социальной сферы;
2) оказание своевременной медицинской помощи и проведение комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующей максимально возможному восстановлению утраченных функций ребенка;
3) создание новых служб, оказывающих поддержку детям-инвалидам, семьям с детьми-инвалидами (реабилитации детей раннего возраста (до 3 лет), мобильный пункт сопровождения семей, лекотека, группа выходного дня для детей-инвалидов);
4) внедрение инновационных технологий, методик, программ по реабилитации, социализации, интеграции детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами в общество (реабилитация при помощи аппаратно-программных комплексов БОС, иппотерапии, портативного физиотерапевтического оборудования и др.);
5) преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, повышение их адаптивных возможностей (службы сопровождения семей с детьми-инвалидами, организация отдыха семей с детьми-инвалидами, дистанционное консультирование родителей, формирование клубов, школ, групп взаимопомощи родителей детей-инвалидов);
6) создание условий, способствующих раскрытию творческого, спортивного потенциала детей-инвалидов, их профессиональная поддержка, интеграция в среду здоровых сверстников, воспитание толерантного отношения общества к детям-инвалидам (проведение краевого фестиваля творчества детей-инвалидов "Радуга" и др.);
7) привлечение средств массовой информации к освещению вопросов, связанных с проблемами детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами, социальной интеграции детей в общественную жизнь;
8) привлечение общественных организаций и добровольцев к реализации совместных проектов социальной интеграции детей-инвалидов, их успешной творческой самореализации;
9) поддержка инициатив общественных объединений в обеспечении нормальных условий жизнедеятельности детей-инвалидов, их успешной интеграции в общество, включая организацию региональных грантовых конкурсов социальных проектов; развитие добровольческого движения.
3.2. В ходе выполнения Подпрограммы будут достигнуты следующие конечные результаты:
1) создание службы реабилитации детей раннего возраста (до 3-х лет) на базе КГАУ СЗ "Камчатский центр социальной помощи семье и детям", КГКУ "Камчатский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" и ГКУЗ КК "Петропавловск-Камчатский городской дом ребенка - лечебное учреждений охраны материнства и детства (ежегодно реабилитация не менее 240 детей раннего возраста (до 3-х лет);
2) организация специализированных заездов детей-инвалидов по заболеванию костно-мышечной системы (ежегодно реабилитация не менее 25 детей-инвалидов);
3) открытие не менее 8 лекотек на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей, образования;
4) создание групп дневного пребывания детей-инвалидов на базе 6 учреждений социального обслуживания населения с привлечением НКО;
5) развитие системы творческой реабилитации в муниципальных образованиях в Камчатском крае, в том числе создание не менее 9 постоянно действующих творческих мастерских для детей-инвалидов совместно со здоровыми сверстниками на базе учреждений социальной защиты, образования;
6) обеспечение профориентации, оказание содействия в развитии навыков профессиональной деятельности детей-инвалидов, организация их социально-трудовой реабилитации на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, домов-интернатов (ежегодно проведение социально-трудовой реабилитации не менее 70 детей-инвалидов);
7) внедрение технологий социально-бытовой ориентации и социально-средовой адаптации детей-инвалидов (ежегодно социально-бытовую ориентацию пройдут 210 детей-инвалидов);
8) внедрение инновационных методов реабилитации детей-инвалидов, в том числе метода иппотерапии, на базе КГАУ СЗ "Камчатский центр социальной помощи семье и детям" и КГКУ "Камчатский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (ежегодно реабилитация 35 детей-инвалидов);
9) увеличение числа специалистов, прошедших обучение в рамках Подпрограммы, из общего числа специалистов, задействованных в организациях, уполномоченных заниматься вопросами абилитации и реабилитации детей-инвалидов, на 35%;
10) увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общем количестве детей-инвалидов до 80%;
11) увеличение доли семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в учреждениях, организациях, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами до 80%;
12) увеличение доли детей с нарушениями развития до 3-х лет, получивших абилитационные услуги, в общей численности детей до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья до 40%;
13) увеличение доли семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги (группы кратковременного и дневного пребывания, домашний помощник и другое) на период занятости родителей, в общей численности семей с детьми-инвалидами до 30%;
14) развитие деятельности не менее 2 специализированных служб сопровождения семьи и ребенка;
15) обеспечение информационной, консультативной, методической поддержки мероприятий Программы КГАУ СЗ "Камчатский центр социальной помощи семье и детям" и КГКУ "Камчатский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних";
16) увеличение количества семей, воспитывающих детей-инвалидов, прошедших информационно-практическое обучение в рамках доступного формата программ психолого-педагогической и правовой подготовки, из общего числа с 15 до 45%;
17) увеличение количества семей с детьми-инвалидами, участвующих в программах семейного интегрированного отдыха и оздоровления, с 20 до 60%;
18) увеличение числа семей, воспитывающих детей-инвалидов, участвующих в массовых мероприятиях, проводимых в рамках Подпрограммы, направленных на укрепление ресурсного потенциала этих семей, формирование у них новых социальных связей, из общего числа семей с детьми-инвалидами с 18 до 70% от общего количества данных семей;
19) увеличение количества детей-инвалидов, охваченных различными спортивными мероприятиями, соревнованиями с 20 до 45%;
20) развитие системы школ (клубов общения) родителей детей-инвалидов, групп взаимопомощи с участием семей, имеющих здоровых детей, на базе учреждений социального обслуживания, образовательных учреждений (функционирование не менее 15 школ (клубов общения) родителей детей-инвалидов);
21) привлечение большего числа социально ориентированных НКО к решению проблем детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами (привлечение не менее 5 организаций).
4. Управление Подпрограммой и контроль за ходом ее реализации
4.1. Организация управления и контроль за ходом выполнения Подпрограммы осуществляется Правительством Камчатского края.
4.2. Общее руководство и контроль за ходом реализации Подпрограммы осуществляет Министерство социального развития и труда Камчатского края - координатор Подпрограммы.
4.3. Исполнителями мероприятий Подпрограммы являются:Министерство социального развития и труда Камчатского края, Министерство здравоохранения Камчатского края, Министерство образования и науки Камчатского края.
4.4. В ходе реализации Подпрограммы координатор Подпрограммы:
1) осуществляет руководство и текущее управление реализацией Подпрограммы;
2) обеспечивает координацию деятельности исполнителей Подпрограммы;
3) разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Подпрограммы;
4) на основании предложений исполнителей мероприятий Подпрограммы подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Подпрограммы, перераспределении денежных средств в рамках Подпрограммы и использовании образовавшейся экономии;
5) уточняет механизм реализации и затраты на мероприятия Подпрограммы;
6) на основании отчетных финансовых и аналитических сведений исполнителей подпрограммных мероприятий осуществляет подготовку и представление в установленном порядке финансовых и аналитических отчетов о выполнении Подпрограммы.
4.5. Исполнители подпрограммных мероприятий:
1) обеспечивают целевое и эффективное использование денежных средств, выделенных на реализацию подпрограммных мероприятий;
2) с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые индикаторы и показатели Подпрограммы, затраты на мероприятия Подпрограммы, механизм ее реализации и состав исполнителей;
3) формируют бюджетные заявки на финансирование подпрограммных мероприятий;
4) осуществляют подготовку и представление в установленные сроки финансовых и аналитических отчетов о ходе реализации подпрограммных мероприятий.
5. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
5.1. Мероприятия Подпрограммы реализуются за счет средств краевого бюджета (50 процентов) и средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), выделяемых в виде гранта по итогам конкурса (50 процентов).
Постановлениями Правительства Камчатского края от 17 октября 2013 г. N 455-П и от 25 декабря 2013 г. N 613-П часть 5.2 настоящего приложения изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня официального опубликования названных постановлений и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 августа 2013 г.
5.2. Объемы финансирования Подпрограммы:
N п/п |
Источник финансирования |
Объемы финансирования (тыс.руб.) |
|||
Всего |
в том числе по годам: |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
|||
1. |
Краевой бюджет |
16 224,980 |
5 195,492 |
4 730,376 |
6 299,112 |
2. |
Средства Фонда |
4 794,298 |
4 794,298 |
0,000 |
0,000 |
3. |
Итого |
21 019,278 |
9 989,790 |
4 730,376 |
6 299,112 |
5.3. Финансирование подпрограммных мероприятий за счет средств краевого бюджета осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных на реализацию Подпрограммы, установленных законом Камчатского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
5.4. Привлечение средств Фонда будет осуществляться в соответствии с заключаемым соглашением между Министерством социального развития и труда Камчатского края и Фондом.
5.5. Объемы расходов, предусмотренные на реализацию подпрограммных мероприятий, ежегодно уточняются при формировании краевого бюджета на очередной финансовый годи плановый период. При этом обязательства по эффективному исполнению подпрограммных мероприятий являются приоритетными.
5.6. Финансирование подпрограммных мероприятий, в том числе за счет средств Фонда, позволит в дальнейшем укрепить межведомственное взаимодействие по социальной поддержке семей с детьми-инвалидами, обеспечить функционирование новых служб: мобильного сопровождения семей с детьми-инвалидами, реабилитации детей-инвалидов раннего возраста (от 0 до 3-х лет), дистанционно предоставлять консультативные услуги родителям детей-инвалидов, внедрять в работу учреждений инновационные технологии и методики по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, создавать условия для успешной социализации и интеграции детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами в общество.
5.7. Возможные риски, влияющие на достижение цели, задач и прогнозируемых результатов, и их минимизация.
5.7.1. Выполнению поставленных задач могут в определенной степени помешать потенциальные риски, которые могут сложиться под воздействием негативных факторов или социально-экономических проблем.
5.7.2. Макроэкономические риски: снижение темпов экономического роста в стране и в Камчатском крае, высокая инфляция.
5.7.3. Финансовые риски: недостаточность финансирования мероприятий Подпрограммы.
5.7.4. Законодательные риски: отсутствие нормативных правовых актов, необходимых для развития системы социальной интеграции детей-инвалидов, их противоречивость или неполнота.
5.7.5. Социальные риски: значительное увеличение числа детей-инвалидов и, соответственно, семей с детьми-инвалидами (в связи с финансовым кризисом, ухудшением экологической обстановки, неблагоприятными условиями труда женщин, недостаточными возможностями для здорового образа жизни, высокого уровня заболеваемости родителей и другим).
5.7.6. Организационные риски:
1) недостаточно эффективное межведомственное взаимодействие, несогласованность действий участников Подпрограммы;
2) ограничения в реализации мероприятий Подпрограммы, связанные с необходимостью определенного периода для реорганизации деятельности учреждений и создания на их базе служб социального сопровождения семей с детьми-инвалидами, групп кратковременного пребывания детей-инвалидов, служб помощи детям раннего возраста, набора и подготовки кадров;
3) необеспеченность квалифицированными кадрами, отсутствие профессиональной подготовки специалистов, уполномоченных заниматься вопросами социальной реабилитации и социального сопровождения семей с детьми-инвалидами.
5.7.7. Дальнейшее осуществление и финансовое обеспечение из средств краевого бюджета деятельности, начатой в рамках реализации данной Подпрограммы, предполагается в ходе развития следующих направлений:
1) оптимизация действующей сети государственных учреждений для предоставления социальных услуг, перераспределение имеющихся ресурсов, включая их перепрофилирование, изменение функциональных обязанностей и содержания работы специалистов;
2) развитие деятельности сети групп взаимной поддержки родителей детей-инвалидов, включая организацию клубов родителей на межведомственной основе;
3) развитие межведомственного взаимодействия для создания условий по организации системной помощи, абилитации и реабилитации, включению детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами в различные виды деятельности (творческая, спортивная и другие);
4) развитие волонтерского движения, в том числе семейного добровольчества, в сфере оказания услуг семьям с детьми-инвалидами и детям-инвалидам, а также содействие объединению семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общественные объединения и организации;
5) развитие институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на дальнейшую интеграцию и социализацию детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами.
6. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Подпрограммы
6.1. Подпрограмма направлена на решение поставленных задач и достижение конкретных результатов.
6.2. Выполнение мероприятий, направленных на решение целей и задач Подпрограммы, позволит получить следующие социально-экономические эффекты:
1) обеспечение реализации краевой социальной политики, способствующей улучшению качества жизни детей-инвалидов, повышению уровня их социализации и социальной адаптации;
2) формирование и развитие целостной межведомственной системы интеграции детей-инвалидов и преодоления социальной изолированности семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с особенностями в развитии раннего возраста, государственной поддержки этих семей, обеспечивающей реализацию их прав и законных интересов, гарантированных федеральным законодательством и законодательством Камчатского края;
3) повышение результативности работы по интеграции детей-инвалидов, образованию новых социальных связей семей, воспитывающих детей-инвалидов, за счет внедрения единой системы межведомственных и ведомственных критериев оценки деятельности различных органов и организаций в рамках реализации целей и задач Подпрограммы;
4) создание эффективной системы информирования населения о проблемах и возможностях интеграции детей-инвалидов и содействия в формировании новых социальных связей семей, воспитывающих детей-инвалидов, направленной на укрепление позитивного общественного мнения в отношении этой целевой группы;
5) приобретение специализированного оборудования учреждениями социального обслуживания населения, образования в целях расширения перечня предоставляемых услуг детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями, в том числе раннего возраста, с учетом заболевания и степени ограничения;
6) повышение эффективности развития и воспитания детей-инвалидов в семье путем создания и развития системы специализированных служб сопровождения семьи и ребенка, служб раннего вмешательства;
7) укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с особенностями развития раннего возраста, посредством формирования эффективного социально-реабилитационного пространства, повышения доступности консультативной и практической помощи социального, правового, психологического, педагогического, медицинского характера;
8) повышение уровня психолого-педагогической и правовой культуры родителей, обеспечивающей развитие их ответственности, компетенций и качества воспитания детей-инвалидов в семье, за счет проведения информационно-практических семинаров в доступном формате по вопросам оптимального развития и воспитания ребенка-инвалида в семье, групп взаимной поддержки;
9) снижение социально-обусловленных рисков отказа родителей от ребенка-инвалида за счет внедрения технологий ранней помощи, формирования индивидуальных программ поддержки родителей по развитию ребенка с ограниченными возможностями в семье, по раннему выявлению, диагностике и вмешательству в кризисные ситуации семьи;
10) создание условий для повышения социального статуса семей, воспитывающих детей-инвалидов, стимулирования их социальной активности, образования новых социальных связей, объединения семей в группы взаимной поддержки, обмена опытом;
11) создание условий для роста общественной активности как семей, воспитывающих детей-инвалидов, так и иных семей, поддержки гражданских инициатив и волонтерского движения в сфере развития интеграционных программ, обеспечения межсекторного сотрудничества;
12) проведение региональных конкурсов социально значимых проектов среди некоммерческих организаций и учреждений по работе с детьми-инвалидами и их сверстниками, семьями;
13) организация профессионального межведомственного сообщества специалистов сферы развития интеграции детей-инвалидов, повышение профессиональной компетентности и качества работы специалистов с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с особенностями развития раннего возраста, задействованных в органах и организациях, уполномоченных заниматься вопросами детей-инвалидов и сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов.
6.3. Социальная эффективность реализации Подпрограммы определяется с помощью системы индикаторов (показателей) оценки эффективности, которые ежегодно рассчитываются исполнителями Подпрограммы.
6.4. Оценка степени достижения целевых индикаторов (показателей) осуществляется путем сравнения плановых и фактических значений целевых индикаторов (показателей).
6.5. Показатели (критерии) оценки эффективности реализации Подпрограммы приведены в приложении N 3.
7. Механизм получения средств Фонда
7.1. Средства Фонда предоставляются в виде гранта грантополучателю, которым является Министерство социального развития и труда Камчатского края.
7.2. Финансирование Подпрограммы за счет средств Фонда осуществляется путем перечисления финансовых средств на лицевые счета Министерства социального развития и труда Камчатского края:
ИНН 4101121190; КПП 410101001; ОКПО 97864322; БИК 043002001; ОКАТО 30401000000; ОГРН 1084101000048; ОКВЭД 75.11.21;
Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю л/сч 04382000430 (Министерство социального развития и труда Камчатского края), р/с 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю, код дохода 81520702030020000180 - прочие безвозмездные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации.
7.3. Министерство социального развития и труда Камчатского края:
1) представляет отчетность по Подпрограмме в целом. Государственные заказчики, исполнители мероприятий Подпрограммы представляют отчетность в части закрепленных за ними мероприятий;
2) осуществляет общее руководство управлением реализации Подпрограммы, в том числе координацию действий государственных заказчиков по управлению реализацией Подпрограммы;
3) осуществляет общий контроль за реализацией Подпрограммы в целом, целевым и эффективным использованием выделенных на ее реализацию средств бюджета Фонда;
4) взаимодействует с Фондом по всем вопросам реализации и финансирования Подпрограммы;
5) представляет Фонду статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.