Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 22 октября 2012 г. N 478-П
Долгосрочная краевая целевая программа
"Использование и охрана водных объектов в Камчатском крае на 2013 - 2020 годы"
4 октября 2013 г.
Постановлением Правительства Камчатского края от 4 октября 2013 г. N 433-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
Паспорт
долгосрочной краевой целевой программы
"Использование и охрана водных объектов
в Камчатском крае на 2013 - 2020 годы"
Наименование Программы |
долгосрочная краевая целевая программа "Использование и охрана водных объектов в Камчатском крае на 2013 - 2020 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы |
распоряжение Правительства Камчатского края от 28.06.2012 N 255-РП |
Государственный заказчик Программы |
Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Основной разработчик Программы |
Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Цель и задачи Программы |
Цель Программы: - обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод в Камчатском крае Задачи Программы: - строительство сооружений инженерной защиты; - повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию; - восстановление и экологическая реабилитация водных объектов |
Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы |
- увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях; - протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления; - численность населения, экологические условия проживания которого будут улучшены в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов; - объем выемки донных отложений в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (природоохранных мероприятий); - протяженность работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (природоохранных мероприятий); - площадь работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (природоохранных мероприятий) |
Срок реализации Программы |
2013 - 2020 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования мероприятий Программы в 2013 - 2020 годах за счет всех источников составит 85,402 млн. рублей, в том числе за счет средств: - федерального бюджета (по согласованию) - 56,684 млн. рублей; - краевого бюджета - 28,718 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
- повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод (вероятный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод - 277,800 млн. рублей); - обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов |
Контроль реализации |
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Программа разработана в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и распоряжением Правительства Камчатского края от 28.06.2012 N 255-РП.
Основной целью Программы является обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод в Камчатском крае.
Камчатка обладает большими запасами поверхностных вод, представленных реками, озерами, болотами, ледниками. По объему стока воды Камчатка относится к региону с высокой обеспеченностью водными ресурсами.
На территории Камчатки протекает более 140 тысяч рек суммарной длиной 359,8 тыс. км. Наибольшее число рек (96% от общего количества) приходится на реки длиной менее 10 км, суммарная длина которых составляет 228 503 км (63,5%).
Негативные природные процессы и воздействие, оказываемое техногенными факторами, в том числе: строительство, деятельность жилищно-коммунального и сельского хозяйства, сток с селитебных территорий населенных пунктов и промышленных зон, приводят к необратимым изменениям состояния поверхностных вод. Состояние качества поверхностных вод позволяет судить лишь об общем уровне воздействия на водные объекты, ограничивает использование, а также негативно влияет на состояние дна и берегов.
В последние десятилетия берега водных объектов испытывают всевозрастающее развитие негативных природных и техногенных процессов. Резко активизировалась абразия берегов, особенно на участках вблизи населенных пунктов. Размыву в паводковый период подвергаются участки береговых склонов, на которых расположены жилые дома и объекты социальной инфраструктуры. Затопление территории не только влечет за собой большие экономические потери, но и может привести к гибели людей. Оно порождает чувство неуверенности у населения, не стимулирует строительство капитального благоустроенного жилья и объектов инфраструктуры.
Заиление русел рек продуктами размыва берегов, песком, а также их засорение строительными отходами, затонувшей древесиной наносит непоправимый ущерб гидролого-экологическому состоянию водных объектов и требует решительных мер для устранения причин воздействия на водные объекты.
Общая протяженность участков берегов водных объектов, нуждающихся в строительстве сооружений инженерной защиты от наводнений и иного негативного воздействия вод, составляет 29,7 километров. При этом, текущий уровень эксплуатационной надежности объектов инженерной защиты не позволяет обеспечить необходимую защищенность населения, промышленных объектов, объектов инфраструктуры и сельскохозяйственных угодий.
С учетом экономической целесообразности общая потребность в строительстве / реконструкции сооружений инженерной защиты оценивается на уровне 14,4 километров.
В рамках реализации Программы в 2013 - 2020 г.г. предполагается возведение сооружений инженерной защиты протяженностью 0,684 километра, что позволит в некоторой степени решить задачу защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.
Анализ современного состояния поверхностных водных объектов Камчатского края
1. Проблемы в части перспективного планирования мероприятий по предупреждению негативного воздействия вод.
Наводнения на реках Камчатского края вызываются преимущественно таянием снега в весенне-летний период и, реже, дождевыми паводками. Весенне-летнее половодье на реках южной половины Камчатского края начинается со второй половины мая. Первая волна половодья обусловлена таянием долинных и предгорных снегозапасов, подъем второй, основной волны половодья, формируется таянием горных и высокогорных снегов.
Подъемы уровней воды в период половодья, как правило, более значительны, чем во время дождевых паводков. На крупных реках они могут быть более 4 м, на малых - до 1 м. Глубина затопления пойм на небольших водотоках не превышает 0,3 - 0,5 м, на средних и больших реках достигает 0,8 - 1,2 м. На большей части рек поймы в это время затапливаются на 5 - 25 дней.
Опасные явления на реках Камчатки часто связаны с наложением дождевых паводков на весеннее половодье. При этом, наблюдаются затопления полей и населенных пунктов, повреждения автомобильных дорог, разрушения мостов и переправ.
Ущерб от затопления территорий населенных пунктов и промышленных зон обусловлен площадью и глубиной затопления; для сельскохозяйственных угодий - продолжительностью затопления, так как длительное затопление приводит к повреждению и гибели сельскохозяйственных культур. Кроме того, происходит ухудшение качества сельскохозяйственных угодий, как в результате смыва почвенного слоя, так и их занесения наносами.
Несмотря на меры, принимаемые для минимизации негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Камчатского края, сохраняются определенные проблемы.
В Елизовском районе в период прохождения пика половодья (июнь) негативное воздействие вод происходит на реках бассейна р. Авача.
Так, в период весеннего половодья, при выходе воды от р. Карымшина на пойму, возникает опасность затопления отдельных жилых домов п. Термального, смывается плодородный слой с земельных участков, размывается полотно дорог. За период 1980 - 2006 г.г., в бассейне р. Карымшина наблюдалось 6 весенне-летних сильных паводков (1988, 1994, 1995, 1997, 2005, 2006 г.г.), затопивших земельные участки граждан.
2. Проблемы в сфере оценки состояния водных объектов, в том числе: дна, берегов, изменения морфометрических особенностей водных объектов или их частей, выполнения работ по восстановлению естественного потока рек, защите от негативного воздействия вод на населенные пункты.
Негативное действие вод в Камчатском крае проявляется, кроме наводнений, также в виде переформирования русел рек: размыв берегов, обмеление рек или их заиливание, перераспределение размываемых грунтов.
Опасной является любая руслоформирующая работа рек в пределах речных долин. Самые же опасные проявления могут быть связаны как с естественным развитием русловых процессов, так и с антропогенным вмешательством в русловой режим реки при строительстве различных хозяйственных объектов, сельскохозяйственным и рекреационным использованием ресурсов речных русел и пойм.
Важнейшей ролью в области использования и охраны водных объектов, своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, обеспечения разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов, является проведение мониторинга водных объектов.
В последние годы наблюдается усиление деформационных процессов в русле р. Авача, что приводит к подмыву правого берега на участке: пос. Северные Коряки - СХПК "Кам-Агро" - Авачинский водозабор в городе Елизово. На данном участке в с. Северные Коряки в паводок 2011 года произошел подмыв и обрушение в реку жилого дома и подсобных построек гр. Нагорновой Т.И. Возле сельскохозяйственного комплекса СХПК "Кам-Агро" развитие правых рукавов приводит к подтоплению во время паводка территории животноводческого предприятия и ретранслятора. В результате смещения основного русла р. Авача вправо и образования новых правосторонних проток под угрозой безопасного функционирования находится Авачинский водозабор, снабжающий питьевой водой свыше 80% населения Камчатского края.
Для выяснения причин деформационных явлений и принятия решения по проведению мероприятий по предотвращению негативного влияния поверхностных вод на инфраструктуру Елизовского района необходимо проведение изысканий по изучению русловых процессов р. Авача.
В результате анализа современного состояния водных объектов на территории Камчатского края выделены следующие проблемы:
- возрастающее негативное воздействие природных и техногенных процессов на водные объекты;
- активизация разрушения берегов в результате абразионных процессов, вызванных природными явлениями и усилением антропогенной нагрузки на водоемы. Указанные процессы формируют устойчивую опасность смыва и разрушения жилых и общественных зданий в населенных пунктах, ведут к потере значительных объемов площадей земельных угодий, загрязнению и заилению прибрежной защитной полосы водоемов;
- засорение строительными отходами, затонувшей древесиной и заиление русел рек продуктами размыва берегов, песком, - приводят к деградации водных ресурсов, невозможности использования их в качестве источников водоснабжения и мест нереста рыбы, а также к невозможности безопасного пропуска повышенных расходов паводковых вод.
Выбор мероприятий для решений задач Программы
Выбор мероприятий для включения в Программу определился остротой водохозяйственных проблем, необходимостью завершения проектных работ, началом строительных и изыскательских работ. В целях обеспечения защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и снижения размеров ущерба, строительство сооружений инженерной защиты проводится, прежде всего, в наиболее паводкоопасных и подверженных подтоплению районах и носит превентивный характер.
Для решения задачи "Строительство сооружений инженерной защиты" предусмотрены программные мероприятия по корректировке проектно-сметной документации и последующему строительству защитного комплекса на р. Карымшина Елизовского района.
Целью работ является защита населения п. Термальный от подтопления водами р. Карымшина.
В результате проведения работ проектно-сметная документация будет соответствовать Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, будут скорректированы относительно современного состояния инфраструктуры п. Термальный расположение трассы защитного сооружения, технические решения по отдельным частям дамбы и расположение трассы отводящего канала, построен комплекс защитных сооружений.
Для решения задачи "Восстановление и экологическая реабилитация водного объекта" предусмотрено проведение изысканий и разработка проектных предложений по предотвращению неблагоприятного воздействия русловых процессов на р. Авача в районе с. Северные Коряки Елизовского района.
Целью работ является изучение русловых процессов на р. Авача в районе с. Северные Коряки.
В результате проведения изысканий будут определены основные руслоформирующие факторы, разработаны проектные предложения по предотвращению неблагоприятного воздействия вод, защита села Северные Коряки.
Перечень предпринимаемых ранее мер по решению проблем
В Российской Федерации установлена государственная собственность на водные объекты, муниципальная и частная собственность допускаются только на водные объекты, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу (пруд, обводненный карьер). Водные объекты, расположенные на территории Камчатского края, находятся в собственности Российской Федерации.
Во исполнение переданных Российской Федерацией Камчатскому краю отдельных полномочий в области водных отношений за счет субвенций из федерального бюджета в предыдущие годы проводились работы по расчистке и регулированию русел рек, разрабатывалась проектно-сметная документация для строительства защитных сооружений некапитального характера. Расходы краевого бюджета на осуществление мероприятий в сфере водных ресурсов с учетом субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений в 2009 году составили - 15,607 млн. рублей, в 2010 году - 9,577 млн. рублей, в 2011 году - 8,710 млн. рублей.
В 2006 году была разработана проектно-сметная документация по реконструкции защитной дамбы на реке Камчатка в районе с. Мильково Мильковского района Камчатского края.
В 2008 году проводились работы по разработке проектно-сметная документации на расчистку, углубление и берегоукрепление русла р. Карымшина и руч. Большебанного в п. Термальный.
В 2009 - 2010 г.г. был разработан проект руслорегулирующих работ участка р. Половинка в районе жилой застройки в г. Елизово. Проведение работ осуществлялось в 2010 - 2011 г.г.: были обустроены два пруда-отстойника, сооружена ограждающая дамба.
В период с 2008 по 2012 годы выполнены работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос некоторых водных объектов в границах муниципальных образований. С 2011 года проводятся мероприятия по закреплению на местности этих границ специальными информационными знаками.
Программный подход к решению проблем, направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий, позволит обеспечить реализацию стратегии развития региона и будет способствовать повышению уровня жизни населения.
2. Основные цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели, отражающие ход ее выполнения
2.1. Основной целью Программы является обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод в Камчатском крае.
2.2. Для достижения поставленной цели планируется решить следующие задачи:
- строительство сооружений инженерной защиты;
- повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию.
Обеспечение высокого уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необходимым условием стабильного экономического развития региона и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод;
- восстановление и экологическая реабилитация водных объектов.
Улучшение экологического состояния водных объектов является важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения, создания комфортных условий и обеспечения интересов будущих поколений жителей региона.
2.3. Реализацию Программы предлагается осуществить в 2013 - 2020 годах в 1 этап.
2.4. Условием досрочного прекращения реализации Программы является несоответствие результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности ее реализации.
2.5. Целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
3. Мероприятия Программы
3.1. Для обеспечения устойчивого развития водохозяйственного комплекса региона настоящей Программой предусмотрено выполнение мероприятий по следующим направлениям:
1) защита от негативного воздействия вод населения и объектов экономики;
2) восстановление и экологическая реабилитация водных объектов (природоохранные мероприятия).
3.2. В рамках Программы на период 2013 - 2020 г.г. предусмотрены следующие мероприятия:
1) корректировка проектной документации "Строительство защитного комплекса на р. Карымшина Елизовского района Камчатского края";
2) строительство защитного комплекса на р. Карымшина Елизовского района Камчатского края;
3) выполнение инженерных изысканий и разработка проектных предложений по предотвращению неблагоприятного воздействия русловых процессов на р. Авача в районе с. Северные Коряки.
3.3. Перечень мероприятий Программы на период 2013 - 2020 г.г. представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
4.1. Расходы на осуществление мероприятий в сфере водных отношений с учетом субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений в 2009 году составили 15,607 млн. рублей, в 2010 году - 9,577 млн. рублей, в 2011 году - 8,710 млн. рублей.
Постановлением Правительства Камчатского края от 4 октября 2013 г. N 433-П часть 4.2 раздела 4 настоящего приложения изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
4.2. Общий объем финансирования мероприятий Программы в ценах 2012 года составляет 85,402 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 56,684 млн. рублей, краевого бюджета - 28,718 млн. рублей.
4.3. Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении N 3 к настоящей Программе.
4.4. Объемы финансирования Программы по основным направлениям реализации приведены в приложении N 4 к настоящей Программе.
5. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет Государственный заказчик Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края, которое:
1) отчитывается о реализации мероприятий Программы;
2) уточняет мероприятия и объемы финансирования на финансовый год;
3) осуществляет в пределах полномочий нормативное правовое и методическое обеспечение реализации мероприятий Программы.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность Программы будет обеспечена за счет реализации мер адресной поддержки осуществляемых проектов, а также применения программно-целевого метода управления Программой.
При этом, важнейшими результатами реализации Программы будут являться повышение доли защищенного населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, снижение ущерба от опасных гидрологических явлений.
В результате выполнения Программы в целях развития водохозяйственного комплекса региона будет обеспечено строительство сооружений инженерной защиты и повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию, восстановление и реабилитация водных объектов.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:
- повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод за счет реализации комплексных мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню, обеспечения населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты. Предотвращаемый вероятный ущерб от наводнений и иного негативного воздействия вод оценивается в 277,800 млн. рублей;
- обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов за счет экологической реабилитации водных объектов. Численность населения, экологические условия проживания которого будут улучшены в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов составит 120 человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.