Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 22 октября 2012 г. N 479-П
Долгосрочная краевая целевая программа
"Развитие и использование минерально-сырьевой базы Камчатского края на 2013 - 2017 годы"
20 июня 2013 г.
Паспорт
долгосрочной краевой целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Камчатского края на 2013 - 2017 годы"
(далее - Программа)
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Камчатского края от 27.04.2012 N 165-РП |
Государственный заказчик-координатор Программы |
Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Разработчик Программы |
Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Главный распорядитель (распорядитель) средств Программы |
Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Цель Программы |
обеспечение развития минерально-сырьевой базы Камчатского края, рационального использования и охраны недр |
Задачи Программы |
оценка современного состояния разведанных запасов и прогнозных ресурсов общераспространенных полезных ископаемых и условий их освоения на территории Камчатского края; обеспечение снабжения населения и объектов промышленности ресурсами пресных подземных вод; формирование системы комплексного мониторинга состояния минерально-сырьевых ресурсов и окружающей среды |
Основные мероприятия Программы |
Основные мероприятия по реализации Программы представлены в приложении 1 к Программе |
Сроки и этапы реализации Программы |
2013 - 2017 годы |
Объемы и источники финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) |
общий объем финансирования основных мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета составляет 216 469,757 тыс. рублей, в том числе по годам: на 2013 год - 26 728,000 тыс. рублей, на 2014 год - 28 144,584 тыс. рублей, на 2015 год - 29 636,247 тыс. рублей, на 2016 год - 66 200,000 тыс. рублей, на 2017 год - 65 760,926 тыс. рублей |
Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы |
проведение прогнозно-ревизионных работ по участкам недр, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, оценка фактического состояния разведанных запасов и прогнозных ресурсов общераспространенных полезных ископаемых, перспективы их освоения в современных экономических условиях; обеспечение снабжения 10 населенных пунктов Тигильского, Карагинского, Пенжинского и Олюторского муниципальных районов запасами пресных подземных вод надлежащего качества; продолжение работ по ведению мониторинга состояния залежи лечебных иловых грязей месторождения "Озеро Утиное", являющихся одним из основных бальнеологических ресурсов санаторно-курортной зоны "Паратунка", в целях обеспечения охраны месторождения и его рационального использования; актуализация Стратегии развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов в Камчатском крае на период до 2025 года |
Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий |
общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик-координатор Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Долгосрочная краевая целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Камчатского края на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Законом Камчатского края от 19.09.2008 N 127 "О полномочиях органов государственной власти Камчатского края в сфере недропользования".
Территориальным балансом запасов общераспространенных полезных ископаемых Камчатского края по состоянию на 01.01.2012 г. учитывается 184 месторождения общераспространенных полезных ископаемых, включая 106 месторождений торфа (таблица 1).
Минерально-сырьевая база общераспространенных полезных ископаемых служит основой для развития промышленности строительных материалов, проведения работ по строительству автомобильных дорог, аэропортов, трубопроводов, благоустройству населенных пунктов, берегоукреплению и других инженерных сооружений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности предприятий и населения региона.
Развитие минерально-сырьевой базы строительных материалов необходимо для реализации крупных инвестиционных проектов, обеспечения транспортных магистралей, промышленного и гражданского строительства в Камчатском крае.
В регионе разведаны или предварительно оценены запасы практически по всем видам строительных материалов: песчано-гравийным смесям, строительному песку, вулканическим туфам, строительному камню, различным наполнителям бетонов, шлакам, пемзам, кирпичным глинам, перлитам, цеолитам. Анализ комплекса материалов, отражающих состояние минерально-сырьевой базы Камчатского края, свидетельствует о наличии ряда негативных факторов, представляющих риски для динамичного развития строительной отрасли Камчатского края.
Во-первых, большая часть месторождений общераспространенных полезных ископаемых разведана более 40 - 50 лет назад. Некоторые из этих месторождений не отвечают современным технологическим требованиям и условиям добычи полезных ископаемых, а также расположены в удаленных и труднодоступных местах.
Месторождения, находящиеся в экономически освоенных районах, вблизи крупных населенных пунктов, зачастую застроены жилыми и производственными зданиями, дачными поселками или находятся на землях сельскохозяйственного назначения и лесного фонда. 70% разведанных запасов песчано-гравийных пород сосредоточено в русловых месторождениях рек, разработка которых может негативно воздействовать на окружающую среду.
На ряде месторождений и площадей с неутвержденными запасами велась неучтенная добыча общераспространенных полезных ископаемых, что не отражено в существующем балансе запасов и не позволяет дать реальную оценку объектов недропользования при подготовке их для выставления на аукционы.
Таблица 1
Сведения о балансовых запасах месторождений общераспространенных полезных ископаемых в Камчатском крае по состоянию на 01.01.2012
N п/п |
Вид полезного ископаемого |
кол-во месторождений, учитываемых в ГБЗ |
ед. изм. |
балансовые запасы по категориям |
Забалансовые |
лицензировано |
Кол-во разрабатываемых месторождений |
Добыча факт-кая в 2011 г. |
Погашено (добыча + потери) |
||||||
А |
В |
С1 |
А + В + С1 |
С2 |
Кол-во месторождений |
Запасы А + В + С1 |
С2 |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1 |
Камень строительный |
6 |
тыс. м3 |
701 |
4124,12 |
13227,756 |
18052,88 |
57957,05 |
- |
5 |
17052,88 |
57570,05 |
4 |
58,243 |
62,761 |
2 |
Шлак вулканический |
5 |
тыс. м3 |
1401,73 |
26005 |
48004 |
75410,73 |
31573 |
699,9 |
2 |
18749,73 |
1536 |
1 |
10,01 |
10,01 |
3 |
Туф вулканический |
1 |
тыс. м3 |
- |
438 |
3585 |
4023 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
Песчано-гравийный материал |
32 |
тыс. м3 |
4716 |
17778,3 |
75565,59 |
98059,89 |
57913,9 |
|
9 |
21951,89 |
39365,9 |
4 |
313,9729 + 87,029 из карьеров Всего - 401,0019 |
317,0729 |
5 |
Песок строительный |
15 |
тыс. м3 |
- |
4831,6 |
14193,11 |
19024,71 |
24550,8 |
370 |
2 |
1421,71 |
816,8 |
3 |
143,876 |
143,876 |
6 |
Пемза |
3 |
тыс. м3 |
35950,4 |
41075 |
121523,2 |
198548,6 |
352844,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7 |
Пемзовый песок |
3 |
тыс. м3 |
- |
195 |
657 |
852 |
15388 |
4588 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
8 |
Глина |
10 |
тыс. м3 |
1002 |
2481 |
6395 |
9878 |
1177 |
2044,9 |
1 |
4437 |
- |
- |
- |
- |
9 |
Суглинки |
1 |
тыс. м3 |
- |
109 |
144 |
253 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
Сланец глинистый (керамзитовое сырье) |
1 |
тыс. м3 |
|
1105 |
2031 |
3136 |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Известняк |
1 |
тыс. т |
- |
5220 |
5360 |
10580 |
6220 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
Торф |
106 |
тыс. т |
171887 |
28812 |
49383 |
250082 |
521865 |
580896 |
1 |
6877 |
- |
- |
- |
- |
В этой связи необходимо проведение в пределах Камчатского края прогнозно-ревизионных работ на участках недр, содержащих месторождения или прогнозные ресурсы общераспространенных полезных ископаемых.
Целью работ является современная оценка состояния распределенного и нераспределенного фонда месторождений общераспространенных полезных ископаемых и их ресурсного потенциала в пределах Камчатского края, создание в формате геоинформационной системы (ГИС) базы данных и комплекта картографических материалов по месторождениям и проявлениям общераспространенных полезных ископаемых как основы для формирования перечней участков недр местного значения с целью принятия решений по их лицензированию и постановке геологоразведочных работ для подготовки объектов дальнейшего лицензирования.
В результате проведения работ планируется:
получить сведения о современном состоянии разведанных запасов и прогнозных ресурсах общераспространенных полезных ископаемых Камчатского края, соответствии их качественных характеристик современным ГоСТам и ТУ;
создать базу данных по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых и участкам недр (площадям), перспективным для локализации месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
выработать рекомендации по лицензированию участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, и постановке геологоразведочных работ для подготовки объектов лицензирования с учетом современных экономических условий.
Полученные результаты позволят повысить эффективность управления фондом недр в части участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, на принципах их комплексного и рационального использования.
Широко распространенным полезным ископаемым в Камчатском крае являются подземные воды, которые по химическому составу и температуре подразделяются на холодные пресные, термальные и минеральные. Они используются в хозяйственно-питьевом водоснабжении, в бальнеологических и теплоэнергетических целях.
Проблемы качества используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения подземных вод являются немаловажными для Камчатского края. Из-за вулканогенной специфики региона содержание ряда нормируемых компонентов в подземных водах вулканогенных образований превышает предельно допустимые концентрации. Особенно это ощутимо в прибрежных районах северо-восточной и западной частях полуострова, где на состав подземных вод помимо продуктов вулканической деятельности оказывают влияние морские и биогенные воды.
Для решения этой проблемы необходимо обеспечить поиски источников хозяйственно-питьевого водоснабжения для населенных пунктов Тигильского муниципального района (с. Воямполка, с. Лесная, с. Хайрюзово), Карагинского муниципального района (с. Ильпырское, с. Ивашка), Пенжинского муниципального района (с. Каменское, с. Манилы), Олюторского муниципального района (с. Апука, с. Вывенка, с. Ср. Пахачи).
По результатам поисково-оценочных работ будут выявлены и изучены объекты локализации пресных подземных вод, пригодных для организации централизованного водоснабжения вышеперечисленных 10 населенных пунктов Камчатского края, выполнена оценка современного фактического состояния санитарно-экологических и водохозяйственных условий участков предполагаемого размещения скважинных водозаборов, подготовлены рекомендации для разработки рациональной схемы организации водозаборов и дальнейшего проведения геологоразведочных работ по переводу поисково-разведочных скважин, вскрывших подземные воды питьевого качества, в разведочно-эксплуатационные.
Учитывая социальную значимость месторождения лечебных иловых грязей "Озеро Утиное" для Камчатского края, а также реализацию в регионе плана мероприятий по приданию Паратунской санаторно-курортной зоне статуса курорта федерального значения, в соответствии с решением Инвестиционного совета в Камчатском крае, состоявшегося 24.02.2012 года, программными мероприятиями в 2013 - 2017 годах предлагается продолжить работы по мониторингу состояния залежи лечебных иловых грязей месторождения "Озеро Утиное".
На ресурсах месторождения базируется деятельность всех учреждений Камчатского края, оказывающих услуги по санаторно-курортному лечению населения.
Длительное время месторождение лечебных иловых грязей "Озеро Утиное" было подвержено экологическому загрязнению в связи со сбросом в притоки озера хозяйственно-бытовых стоков без очистки с населенных пунктов, профилакториев и баз отдыха, расположенных в его окрестностях, в связи с чем в целях обеспечения охраны месторождения и рационального использования его ресурсов требуется организация и проведение регулярных наблюдений за состоянием залежи лечебных грязей.
В результате выполнения работ будет пополнен ряд наблюдений по оценке санитарного состояния площади месторождения озеро Утиное, уточнены динамика и тенденции загрязнения или стабилизации залежи. С учетом уточненных параметров состояния залежи, скорректированы мероприятия по охране месторождения.
Минерально-сырьевые ресурсы Камчатского края представлены различными полезными ископаемыми федерального, межрегионального и местного значения, которые могут быть рентабельно освоены. Использование минерально-сырьевой базы Камчатского края в ближайшей перспективе поможет значительным образом изменить общую структуру промышленности региона.
Создание условий для развития минерально-сырьевого комплекса зависит, прежде всего, от сложившейся государственной политики в сфере недропользования. Востребованная и включенная в освоение часть минерально-сырьевых ресурсов, представляющая собой минерально-сырьевую базу, обладает структурообразующими свойствами, так как процесс ее освоения порождает волну иных процессов (производств, факторов, явлений, эффектов), в том числе и весьма важных в социально-экономическом отношении. Под этим подразумевается, прежде всего, появление добывающего и перерабатывающих комплексов, обслуживающих их производств, в значительной степени обеспечивающих жизнедеятельность населения.
Главной целью Стратегии развития добычи и переработки минерально- сырьевых ресурсов в Камчатском крае на период до 2025 года является ускорение темпов социально-экономического развития региона и повышение уровня жизни населения за счет эффективного освоения минерально-сырьевой базы, определение потенциала минерально-сырьевой базы Камчатского края, установление приоритетных направлений недропользования и оптимальных условий развития горного комплекса.
Разработка Стратегии велась на основе комплексного анализа, в результате которого были определены приоритеты и обозначены сценарии развития минерально-сырьевого комплекса Камчатского края, а также проведены количественные оценки инфраструктурных потребностей и потребностей в трудовых ресурсах по каждому из сценариев.
Стратегия развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов в Камчатском крае до 2025 года должна стать основой общей стратегии социально-экономического развития Камчатского края. Этому способствуют следующие факторы:
системообразующая роль добывающей промышленности, позволяющая комплексно развивать рассредоточенные по территории края районы;
бесперспективность моноотраслевой экономики, доказанная трендом экономического развития края за последние 10 лет;
инвестиционные интересы крупных российских и зарубежных компаний.
На основе мониторинга выполнения мероприятий Стратегии, всестороннего анализа изменившихся экономических условий в Камчатском крае, Российской Федерации и в мире в целом, а также переоценки приоритетов экономики края, количественной оценки инфраструктурных потребностей и потребностей в трудовых ресурсах для развития горной промышленности, будет пересмотрена и откорректирована "Стратегия развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов в Камчатском крае на период до 2025 года", утвержденная распоряжением Правительства Камчатского края от 31.03.2011 N 139-РП.
Создаваемая объектами отрасли транспортная и энергетическая инфраструктура будет способствовать развитию туризма, объектов социально-культурного назначения, позволит улучшить жизнеобеспечение и занятость населения Камчатского края.
Комплексное решение поставленных задач возможно только с использованием программно-целевого метода, который образует систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования недр, воспроизводства и развития минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей промышленного производства, социального развития и экологической безопасности Камчатского края.
2. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение
2.1. Целью Программы является обеспечение развития минерально-сырьевой базы Камчатского края, рационального использования и охраны недр.
2.2. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
1) оценка современного состояния разведанных запасов и прогнозных ресурсов общераспространенных полезных ископаемых и условий их освоения на территории Камчатского края;
2) обеспечение снабжения населения и объектов промышленности ресурсами пресных подземных вод;
3) формирование системы комплексного мониторинга состояния минерально-сырьевых ресурсов и окружающей среды.
2.3. Решение поставленных задач предполагается через реализацию основных мероприятий, предусмотренных приложением 1 к настоящей Программе.
2.4. Реализация Программы планируется в 2013 - 2017 годах.
2.5. Общий объем финансирования Программы за счет средств краевого бюджета составляет 216 469,757 тыс. рублей, в том числе:
на 2013 год - 26 728,000 тыс. рублей,
на 2014 год - 28 144,584 тыс. рублей,
на 2015 год - 29 636,247 тыс. рублей,
на 2016 год - 66 200,000 тыс. рублей,
на 2017 год - 65 760,926 тыс. рублей.
2.6. Объемы финансирования основных мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета ежегодно подлежат уточнению и утверждению законом Камчатского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
3. Субсидии местным бюджетам
Субсидии местным бюджетам настоящей Программой не предусматриваются.
4. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности ее реализации
4.1. Успешное выполнение основных мероприятий Программы позволит:
1) провести прогнозно-ревизионные работы по участкам недр, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, оценить фактическое состояние разведанных запасов и прогнозных ресурсов общераспространенных полезных ископаемых, перспективы их освоения в современных экономических условиях;
2) обеспечить снабжение 10 населенных пунктов Тигильского, Карагинского, Пенжинского и Олюторского муниципальных районов запасами пресных подземных вод надлежащего качества;
3) продолжить работы по ведению мониторинга состояния залежи лечебных иловых грязей месторождения "Озеро Утиное", являющихся одним из основных бальнеологических ресурсов санаторно-курортной зоны "Паратунка", в целях обеспечения охраны месторождения и его рационального использования;
4) провести актуализацию Стратегии развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов в Камчатском крае на период до 2025 года.
4.2. В результате реализации Программы будут получены сведения о современном состоянии разведанных запасов и прогнозных ресурсах общераспространенных полезных ископаемых Камчатского края, выработаны рекомендации по лицензированию участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, и постановке геологоразведочных работ для подготовки объектов дальнейшего лицензирования с учетом современных экономических условий, а также достигнут ряд положительных социальных и экономических эффектов, выразившихся в повышении качества компонентов окружающей среды, безопасности жизни и здоровья граждан.
4.3. Показатели (критерии) оценки эффективности реализации Программы приведены в приложении 3 к настоящей Программе.
5. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Текущее управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет государственный заказчик-координатор Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края, которое:
1) отчитывается о реализации мероприятий Программы;
2) уточняет мероприятия и объемы финансирования на финансовый год;
3) осуществляет в пределах полномочий нормативное правовое и методическое обеспечение реализации мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.