Решение Петропавловск-Камчатского городского суда
от 19 декабря 2005 г. N 2-2176/05
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатской области в составе:
Судьи Ишковой М.Н.,
при секретаре Булатовой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Петропавловска-Камчатского о признании недействительным пункта 2 статьи 8 Временного положения о порядке проведения опроса жителей Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования, утвержденного решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 23.09.2005 г. N 195-р, установил:
Прокурор города Петропавловска-Камчатского обратился в суд с заявлением о признании недействительным пункта 2 статьи 8 Временного положения о порядке проведения опроса жителей Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования, утвержденного решением Городской Думы от 23.09.2005 г. N 195-р, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 23.09.2005 г. N 195-р утверждено Временное положение о порядке проведения опроса жителей Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования (далее Временное положение). Данное решение опубликовано в газете "Вести" 24.09.2005 г. Пунктом 2 статьи 8 Временного положения установлено, что полномочия по проведению опроса могут в установленном законодательстве порядке возлагаться на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию. Данная норма решения Городской Думы противоречит действующему законодательству и должна быть признана недействительной и недействующей со дня принятия. Порядок формирования, полномочия территориальных комиссий установлены статьей 26 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В соответствии с пунктом 1 статьи 26 указанного закона положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта РФ. Порядок формирования, статус, правовые и организационные основы деятельности территориальных избирательных комиссий в Камчатской области регулируются Законом Камчатской области от 27.11.2002 г. N 53 "О территориальных избирательных комиссиях в Камчатской области". В соответствии с пунктом 2 статьи 4 данного Закона территориальные избирательные комиссии являются государственными органами Камчатской области. Согласно статье 15 Закона на территориальную избирательную комиссию возложены обязанности по подготовке и проведению выборов и референдумов на соответствующей территории Камчатской области. Ни Федеральным законом от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, ни Законом Камчатской области от 27.11.2002 г. N 53 не установлены порядок и не предусмотрена возможность возложения на территориальную избирательную комиссию полномочий по проведению опроса жителей муниципального образования.
В судебном заседании представитель прокуратуры старший помощник прокурора Платонова М.Л. поддержала заявление по изложенным основаниям, пояснив суду, что при принятии оспариваемой нормы Временного положения Городская дума вышла за пределы своих полномочий, предоставленных ей Конституцией РФ и законами. Полномочия территориальных избирательных комиссий не могут быть установлены муниципальным правовым актом.
Представитель Городской думы Зайцева О.В., действующая на основании доверенности N 02 от 26.01.2005 г., требования не признала, так как считает, что оспариваемая норма Временного положения не противоречит действующему законодательству, носит отсылочный характер, принята на будущее время в соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 31 Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления может проводиться опрос (п. 1). Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (п. 4).
23.09.2005 г. решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы N 195-р утверждено Временное положение о порядке проведения опроса жителей Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования. Данное решение было опубликовано в газете "Вести" 24.09.2005 г.
Статьей 7 Временного положения установлено, что для организации и проведения опроса формируется комиссия по проведению опроса.
Статья 8 Временного положения устанавливает полномочия данной комиссия по проведению опроса.
В то же время, пунктом 2 статьи 8 Временного положения дополнительно установлено, что полномочия по проведению опроса могут в установленном законодательстве порядке возлагаться также на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию.
Решая вопрос о законности возложения муниципальным правовым актом полномочий по проведению опроса граждан на территориальную избирательную комиссию, суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в Российской Федерации действуют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской федерации, избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии.
На указанные комиссии данным федеральным законом возложено обеспечение реализации и защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществление подготовки и проведение выборов и референдумов в Российской федерации (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ).
Порядок формирования и полномочия территориальных комиссий установлены статьей 26 вышеуказанного Федерального закона.
Положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ).
Территориальная комиссия может осуществлять полномочия, установленные п. 9 ст. 26 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ.
На территориальную комиссию может быть возложено осуществление иных полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации (п.п. "и" п. 9 ст. 26 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ).
Исходя из анализа вышеуказанных норм федерального закона, суд приходит к выводу, что полномочия территориальной комиссии не могут устанавливаться муниципальным правовым актом.
Порядок формирования, статус, правовые и организационные основы деятельности территориальных избирательных комиссий в Камчатской области регулируются Законом Камчатской области от 27.11.2002 г. N 53 "О территориальных избирательных комиссиях в Камчатской области".
Территориальные избирательные комиссии в Камчатской области являются государственными органами Камчатской области (п. 2 ст. 4 Закона Камчатской области от 27.11.2002 г. N 53).
Согласно статье 15 данного Закона на территориальную избирательную комиссию возложены обязанности по подготовке и проведению выборов и референдумов на соответствующей территории Камчатской области.
Таким образом, ни Федеральным законом от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, ни Законом Камчатской области от 27.11.2002 г. N 53 не установлены порядок и не предусмотрена возможность возложения на территориальную избирательную комиссию полномочий по проведению опроса жителей муниципального образования.
В силу вышеизложенного, доводы представителя Городской думы об отсылочном характере оспариваемой нормы суд считает необоснованными.
В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт (п. 3 ст. 253 ГПК РФ).
Пункт 2 статьи 8 Временного положения должен быть признан недействующим со дня его принятия как противоречащий с этого момента федеральному закону и закону субъекта РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, решил:
Заявление прокурора города Петропавловска-Камчатского удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 2 статьи 8 Временного Положения о порядке проведения опроса жителей Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования, утвержденного решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 23.09.2005 г. N 195-р.
Решение или сообщение о решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Вести".
Решение может быть обжаловано в Камчатский областной суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 26.12.2005 г.
Мотивированное решение изготовлено 26.12.2005 г.
Председательствующий судья |
М.Н. Ишкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 19 декабря 2005 г. N 2-2176/05
Текст сообщения опубликован в газете "Вести" от 15 февраля 2006 г. N 7
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника