Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 27 февраля 2012 г. N 120-П
Долгосрочная краевая целевая программа
"Снижение загрязнения атмосферного воздуха в Камчатском крае на 2012 - 2014 годы"
25 декабря 2013 г.
Паспорт
долгосрочной краевой целевой программы "Снижение загрязнения атмосферного воздуха в Камчатском крае на 2012 - 2014 годы"
(далее - Программа)
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Камчатского края от 30.05.2011 N 234-РП |
Государственный заказчик Программы |
Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Разработчик Программы |
Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Главный распорядитель средств Программы |
Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Цель Программы |
Снижение загрязнения атмосферного воздуха и предотвращение его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду |
Задачи Программы |
Формирование эффективной системы государственного мониторинга атмосферного воздуха; снижение показателей негативного воздействия выбросов вредных веществ в атмосферный воздух |
Основные мероприятия Программы |
Разработка нормативной правовой базы в сфере охраны атмосферного воздуха в Камчатском крае; участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха; мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей; регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных средств и иных передвижных источников загрязнения |
Сроки и этапы реализации Программы |
2012 - 2014 годы |
Объемы и источники финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) |
Общий объем финансирования Программы составляет 10400,00 тыс. руб. за счет средств краевого бюджета, в том числе по годам: 2012 год - 2800,00 тыс. руб., 2013 год - 4800,00 тыс. руб., 2014 год - 2800,00 тыс. руб. |
Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы |
Реализация мероприятий Программы позволит: 1) увеличить количество и качество производимых анализовдля# более оперативного принятия решений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с негативным воздействием на окружающую среду; 2) оценить экологическое состояние муниципальных образованийв# Камчатском крае в режиме реального времени, прогнозировать динамику загрязнений в зависимости от метеорологических параметров атмосферы; 3) снизить показатели негативного воздействия выбросов вредных веществ в атмосферный воздух |
Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий |
Общее руководствоиконтроль# за исполнением программных мероприятий осуществляетгосударственный# заказчик Программы - Министерство природныхресурсов# и экологии Камчатского края |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Контроль за загрязнением атмосферного воздуха в 2010 году осуществлялся в городах Петропавловске-Камчатском и Елизово, в которых проживает 75% населения Камчатского края. Исследования атмосферного воздуха населенных пунктов проводятся государственным учреждением "Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ГУ "Камчатское УГМС") на 6 стационарных постах наблюдения: на 5 постах в городе Петропавловске-Камчатском и на 1 посту в городе Елизово. Со второй половины 2007 года ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае" также проводит исследования проб атмосферного воздуха в 3 мониторинговых точках города Петропавловска-Камчатского.
Всего в течение 2010 г. было отобрано и проанализировано ГУ "Камчатское УГМС" 25527 проб атмосферного воздуха на содержание взвешенных веществ (пыли), диоксида серы, оксида углерода, диоксида и оксида азота, фенола, формальдегида, 3,4-бенз(а)пирена (в 2009 г. - 24430, 2008 г. - 22809, 2007 г. - 21385, 2006 г. - 21011, 2005 г. - 24067 проб). ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае" отобрано и проанализировано 2169 проб на содержание взвешенных веществ (пыли), сероводорода, сернистого газа, диоксида и оксида азота и углеводородов.
В других районах Камчатского края контроль качества атмосферного воздуха не проводился.
По климатическим условиям полуостров Камчатка относится к зоне повышенного потенциала загрязнения атмосферы, то есть характеризуется низкой рассеивающей способностью. Неблагоприятные условия для рассеивания вредных примесей создаются за счет приземных условий, застойных явлений, слабых скоростей ветра и туманов. В 2010 году приземные инверсии, застои воздуха и туманы в городах Камчатского края наблюдались чаще, чем обычно.
Для характеристики качества атмосферного воздуха используется показатель - комплексный индекс загрязнения атмосферы, учитывающий несколько примесей (далее - ИЗА). Величина ИЗА рассчитывается по значениям среднегодовых концентраций. Этот показатель характеризует уровень хронического, длительного загрязнения воздуха. В соответствии с существующими методиками оценки уровень загрязнения считается повышенным при ИЗА от 5 до 6, высоким # при ИЗА от 7 до 13, очень высоким # при ИЗА, равном или больше 14.
Ведущими источниками поступления в атмосферный воздух городов Камчатского края вредных химических веществ в 2005 - 2010 гг. являются автомобильный транспорт, предприятия электро- и теплоэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства.
По состоянию на 2010 г. в Камчатском крае 174 предприятия имеют стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе в городе Петропавловске-Камчатском - 49, в городе Елизово - 35.
В течение последних пяти лет состояние атмосферного воздуха города Петропавловска-Камчатского характеризуется высоким уровнем загрязнения. Комплексный индекс загрязнения атмосферы, рассчитанный по пяти вредным примесям, за этот период варьировал в пределах 9,6 - 13,2 единиц. Загрязнение атмосферы в краевом центре оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье людей. Город Елизово также относится к категории городов с высоким уровнем загрязнения (со значениями ИЗА в пределах 6,6 - 12,4 ед.), что оценивается как неблагоприятное для здоровья людей. Исключением явился 2009 год, в котором, согласно комплексному ИЗА# равному 5,0 ед., город Елизово переходил в категорию городов с повышенным уровнем загрязнения. Вариации величин комплексного ИЗА обусловлены, в основном, колебаниями содержания в приземном слое атмосферы формальдегида.
Случаев высокого и экстремально высокого загрязнения воздуха в городах Камчатского края в 2010 году не зарегистрировано.
Динамика изменений комплексного индекса загрязнения атмосферы за период 2005 - 2010 гг. в городах Камчатского края представлена на рисунке 1.
Комплексный индекс загрязнения атмосферы ИЗА
Рис. 1. Динамика изменений комплексного индекса загрязнения атмосферы за период 2005 - 2010 гг. в городах Камчатского края
Город Петропавловск-Камчатский
Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся на 5 стационарных постах ГУ "Камчатское УГМС" (далее - ГСН). Уровень загрязнения воздуха в 2010 году классифицируется как высокий, ИЗА равен 10,3 ед. (в 2008 г. ИЗА - 7,0 ед., в 2009 г. ИЗА - 9,6 ед.).
Высокий уровень загрязнения жизнедеятельного слоя воздуха создают повышенные концентрации формальдегида, бенз(а)пирена, оксида азота. Среднегодовые величины перечисленных веществ превышают санитарную норму, что указывает на их приоритетность в загрязнении атмосферного воздуха (табл. 1, рис. 2).
Таблица 1. Среднегодовое загрязнение атмосферы города Петропавловска-Камчатского вредными веществами в долях ПДК за 2005 - 2010 гг. (по данным ГУ "Камчатское УГМС")
Наименование вредных веществ |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Пыль |
0,6 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,3 |
0,2 |
Диоксид серы |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,16 |
0,14 |
0,12 |
Оксид углерода |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Диоксид азота |
0,8 |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
Оксид азота |
1,2 |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
Фенол |
0,7 |
0,3 |
0,7 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Формальдегид |
4,0 |
2,7 |
4,0 |
3,0 |
2,0 |
3,3 |
Бенз(а)пирен |
2,4 |
2,8 |
2,8 |
2,7 |
2,7 |
2,3 |
Рис. 2. Уровень загрязнения атмосферного воздуха г. Петропавловска-Камчатского по годам и в единицах ПДК
Загрязнение приземного слоя атмосферы краевого центра формальдегидом в среднем по городу за год увеличилось до 3,3 предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) (в 2009 году оно составляло 2,0 ПДК). Максимальное среднемесячное значение его зафиксировано в сентябре - 5,0 ПДК. Наиболее загрязнен данной примесью южный район краевого центра (район СРВ), где среднегодовая его величина оказалась выше допустимого значения в 5,7 раза.
Среднегодовое содержание бенз(а)пирена в воздухе в отчетном году составило 2,3 ПДК. Наблюдения за этим канцерогенным углеводородом проводятся в центральном и восточном районах г. Петропавловска-Камчатского: уровень загрязнения их примерно одинаков. В течение года отмечается рост концентраций бенз(а)пирена в холодный период, снижение - в теплый сезон, что указывает на зависимость загрязнения атмосферы данной примесью от выбросов вредных веществ: зимой, при суммировании выбросов от стационарных и передвижных источников загрязнения, концентрации его максимальны. Наибольшее среднемесячное содержание бенз(а)пирена в воздухе зафиксировано в январе - 4,8 ПДК в восточной части города. Лишь в июле и августе средние за месяц величины бенз(а)пирена в атмосферном воздухе краевого центра были ниже санитарной нормы.
Загрязнения нижнего слоя атмосферы г. Петропавловска-Камчатского оксидом азота сохранилось на прежнем уровне - 1,2 ПДК. Загрязнение воздуха диоксидом азота в целом по городу за год составило 0,035 мг/м3 (ниже гигиенического критерия качества), в центральной и северной его частях оно превышало допустимое значение - 1,5 ПДК и 1,1 ПДК соответственно. Сезонные распределения оксида и диоксида азота идентичны: в холодный период года содержание их возрастает, летом - уменьшается.
Загрязнение атмосферы краевого центра остальными определяемыми вредными веществами (пылью, диоксидом серы, оксидом углерода, фенолом, тяжелыми металлами) было низким.
Таким образом, в краевом центре за пятилетний период имеют тенденцию к росту уровни загрязнения атмосферы оксидом азота и формальдегидом: по сравнению с 2006 годом их средние концентрации увеличились на 60% и 25% соответственно.
Как и в прошлом году, единственным загрязняющим веществом, среднегодовое содержание которого (1,2 ПДК) более чем вдвое превысило средний показатель загрязнения атмосферы в городах Азиатской части Российской Федерации, является оксид азота. Загрязнение приземного слоя воздуха краевого центра формальдегидомза# истекший год составило 3,3 ПДК, что соответствует среднему значению данного загрязняющего вещества в городах Азиатской части Российской Федерации, а уровень загрязнениябенз(а)пиреном# - 2,3 ПДК, на четверть ниже его. Среднегодовые величины остальных определяемых вредных веществ были ниже средних показателей по стране, либо близки к ним.
Город Елизово
Наблюдения проводятся на одном ГСН, расположенном в центре города. Уровень загрязнения воздуха в 2010 году классифицировался как высокий. Комплексный индекс загрязнения атмосферы, рассчитанный по пяти вредным примесям, равен 6,6 ед. (в 2009 г. ИЗА - 5,0 ед., в 2008 г. ИЗА - 7,0 ед.). Изменение величины ИЗА в основном связано с изменениемсодержания# в приземном слое атмосферы формальдегида, являющегося одним из приоритетных загрязняющих веществ. Также заметную роль в загрязнении воздуха города играют оксид и диоксид азота (табл. 2).
Таблица 2. Среднегодовое загрязнение атмосферы города Елизово вредными веществами в долях ПДК (по данным ГУ "Камчатское УГМС")
Наименование вредных веществ |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Пыль |
0,5 |
0,7 |
0,9 |
0,93 |
0,6 |
0,7 |
Диоксид серы |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,24 |
0,2 |
0,12 |
Оксид углерода |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Диоксид азота |
0,6 |
1,6 |
1,4 |
1,4 |
1,2 |
1,3 |
Оксид азота |
1,0 |
0,8 |
1,2 |
1,0 |
0,8 |
1,1 |
Формальдегид |
5,1 |
2,7 |
5,0 |
2,3 |
1,7 |
2,3 |
Содержание формальдегида в 2010 году в г. Елизово превысило допустимую норму в 2,3 раза, что на 40% выше по сравнению с предшествующим годом. Загрязнение атмосферы данной примесью формируется большей частью за счет выбросов автотранспорта (их доля в суммарных выбросах в 2009 году, по данным Камчатского управления Ростехнадзора, составила 72% от общего числа выбросов вредных веществ; по сравнению с предыдущим годом количество выбросов возросло на 2,1 тыс. т.). Годовой ход формальдегида был не совсем характерным: наибольшие его среднемесячные значения зафиксированы в январе и ноябре - 3,4 ПДК. Диапазон средних изменений за месяц концентраций данного вещества составил от 1,2 ПДК (июль) до 3,4 ПДК (январь, ноябрь). На уровень загрязнения формальдегидом оказывают влияние погодные условия, но в большей степени он зависит от количества поступивших загрязняющих веществ в атмосферу.
Нарушение санитарной нормы за год отмечалось для диоксида и оксида азота - 1,3 ПДК и 1,1 ПДК соответственно. Как обычно, наиболее высокое содержание диоксида азота зарегистрировано в зимние месяцы - от 1,5 ПДК до 2,0 ПДК с максимумом в январе. С июля по сентябрь среднемесячные значения диоксида азота были минимальными - 1,0 ПДК. Аналогичен и сезонный ход распределения оксида азота: в холодный период, когда выбросы от стационарных и передвижных источников имеют наибольшие значения (суммируются), содержание его возрастает. Среднегодовая величина оксида азота составила 1,1 ПДК, а максимальное среднемесячное значение отмечено в феврале - 1,8 ПДК. На загрязнение воздуха вредными веществами, особенно оксидом и диоксидом азота, большое влияние оказывают метеоусловия. Так, январь и февраль характеризовались высокой повторяемостью приземных инверсий (68% и 59%), дефицитом осадков (16% и 54%), что способствовало накоплению вредных примесей в нижнем слое атмосферы.
Таким образом, за пятилетний период тенденцию к росту имеет уровень загрязнения воздуха оксидом азота: в сравнении с 2006 г. его средняя за год концентрация увеличилась на 42%. Содержание оксида азота превысило средний показатель по городам Азиатской части Российской Федерации в 2,1 раза, а диоксида азота - в 1,2 раза. Годовые величины остальных примесей были на уровне средних значений либо ниже их. За последние пять лет положительная тенденция отмечается только для оксида азота.
Загрязнение атмосферы города Елизововзвешенными# веществами (пылью) в среднем за год было невысоким. Но при этом следует отметить, что в период с апреля по июнь среднемесячное количество взвешенных веществ (пыли) в 1,3 - 1,6 раза превышало гигиенические критерии качества атмосферного воздуха. Максимально разовое значение пыли (2,6 ПДК) зарегистрировано утром 5 апреля при усилении ветра.
По данным Камчатстата, основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия по производству электроэнергии и теплоэнергии. На 12 перечисленных ниже предприятий по производству электроэнергии и теплоэнергии в 2010 году приходилось 64% от всех стационарных выбросов загрязняющих атмосферу веществ.
Список предприятий Камчатского края, являющихся основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в 2010 году
1 |
ТОСП ОАО "Камчатскэнерго" ТЭЦ-1 |
2 |
ТОСП ОАО "Камчатскэнерго" ТЭЦ-2 |
3 |
ГУП "Камчатсккоммунэнерго" г. Петропавловск-Камчатский |
4 |
ФЛ ГУП "Камчатсккоммунэнерго" - "Теплоэнерго" г. Елизово |
5 |
ФЛ ГУП "Камчатсккоммунэнерго" - "Тепловые сети" с. Мильково |
6 |
ФЛ ГУП "Камчатсккоммунэнерго" - "Тепловые сети" с. Усть-Большерецк |
7 |
ФЛ ГУП "Камчатсккоммунэнерго" - "Тепловые сети" с. Коряки |
8 |
МУП "Горсети" пгт. Палана |
9 |
МУП "Городское тепловодоснабжение" г. Вилючинск |
10 |
ТОСП ОАО "Коряктеплоэнерго" Пенжинский район |
11 |
ТОСП ОАО "Коряктеплоэнерго" Олюторский район |
12 |
ТОСП ОАО "Коряктеплоэнерго" Тигильский район |
В 2010 году было обследовано 174 предприятия, имеющих 2499 стационарных источников, выделяющих загрязняющие атмосферу вещества. Количество выброшенных веществ, отходящих от всех стационарных источников, по сравнению с 2009 годом, увеличилось на 5,9% и составило 42,4 тыс. тонн. Из них 35,7 тыс. тонн были выброшены без очистки, 6,7 тыс. тонн поступили на очистные сооружения, из которых уловлено и обезврежено 5,5 тыс. тонн. Таким образом, в воздушный бассейн края выброшено 36,8 тыс. тонн загрязняющих веществ, что на 6,4% больше уровня 2009 года.
Данные по выбросам загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения, за период 2005 - 2010 гг. представлены в таблице 3.
Таблица 3. Выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения (тонн), за период 2005 - 2010 гг.
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Число предприятий, имеющих выбросы вредных веществ в атмосферу, единиц |
134 |
142 |
151 |
175 |
185 |
174 |
Количество источников загрязнения - всего, единиц |
1896 |
2144 |
2397 |
2406 |
2579 |
2499 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
организованных |
1509 |
1574 |
1857 |
1929 |
2000 |
1936 |
Количество загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников загрязнения в атмосферу, тонн |
46330 |
46140 |
43198 |
42370 |
40012 |
42373 |
из них без очистки, тонн |
39647 |
38208 |
35180 |
35536 |
33652 |
35678 |
поступающих на очистные сооружения, тонн |
6683 |
7932 |
8018 |
6834 |
6360 |
6695 |
Уловлено и обезврежено - всего, тонн |
5203 |
6325 |
6601 |
5791 |
5368 |
5528 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
утилизировано |
3805 |
5251 |
5336 |
4879 |
4094 |
4641 |
Всего выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, тонн |
41127 |
39815 |
36597 |
36579 |
34644 |
36845 |
Динамика выбросов загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников за период 2005 - 2010 гг. представлена на рисунке 3.
Кол-во стационарных источников загрязнения атмосферы
Рис. 3. Динамика выбросов загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников (тыс. тонн) за период 2005 - 2010 гг.
Большая часть выброшенных загрязняющих веществ приходится на оксид углерода (33,4%) и диоксид серы (32,3%) (табл. 4). Пятая часть выброшенных загрязняющих веществ приходится на твердые вещества - 18,9%, на оксид азота - 10,9%, летучие органические соединения - 1,6%, углеводороды - 0,9%. Твердые вещества включают пыль, золу, сажу, дым, сульфаты, нитраты и другие. В зависимости от состава выбросов они могут быть и высокотоксическими и почти безвредными. Твердые вещества образуются в результате сгорания всех видов топлива (в 2010 году по Камчатскому краю - 6,7 тыс. тонн) и при производственных процессах (0,3 тыс. тонн).
Таблица 4. Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников (тыс. тонн)
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего |
41127 |
39815 |
36597 |
36579 |
34644 |
36845 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
твердые вещества |
9933 |
9246 |
7028 |
6614 |
5825 |
6982 |
газообразные и жидкие вещества |
31194 |
30569 |
29569 |
29965 |
28819 |
29862 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
диоксид серы |
15022 |
15032 |
14748 |
14087 |
13511 |
11816 |
оксид углерода |
10725 |
10497 |
8567 |
9794 |
9702 |
12310 |
оксиды азота |
3801 |
3489 |
4312 |
3956 |
4018 |
4032 |
углеводороды (без ЛОС) |
271 |
195 |
288 |
358 |
285 |
330 |
летучие органические соединения |
362 |
378 |
376 |
289 |
475 |
599 |
Основными поставщиками в атмосферу всех загрязняющих веществ от стационарных источников остаются объекты электроэнергетики (81,5%), а именно: ТЭЦ, дизельные электростанции и отопительные котельные. По отношению к 2009 году выбросы от данного вида деятельности увеличились на 7,8% (2008 г. - 29,7 тыс. тонн, 2009 г. - 27,9 тыс. тонн, 2010 г. - 30,0 тыс. тонн) (табл. 5, 6).
Таблица 5. Число предприятий, имеющих выбросы вредных веществ от стационарных источников в атмосферу, по видам экономической деятельности за период 2005 - 2010 гг.
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего предприятий (единиц) |
134 |
142 |
151 |
175 |
185 |
174 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
6 |
6 |
5 |
7 |
7 |
6 |
добыча полезных ископаемых |
7 |
8 |
8 |
10 |
8 |
8 |
обрабатывающие производства |
13 |
17 |
17 |
16 |
18 |
14 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
56 |
53 |
48 |
57 |
59 |
54 |
транспорт и связь |
8 |
9 |
13 |
14 |
15 |
16 |
операции с недвижимостью, аренда, предоставление услуг |
15 |
17 |
16 |
11 |
8 |
5 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
3 |
Таблица 6. Количество выброшенных вредных веществ от стационарных источников в атмосферу по видам экономической деятельности (тыс. тонн), за период 2005 - 2010 гг.
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего выбросов (тыс. тонн) |
41127 |
39815 |
36597 |
36579 |
34644 |
36845 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
250 |
260 |
234 |
268 |
257 |
246 |
добыча полезных ископаемых |
556 |
651 |
1199 |
1069 |
830 |
905 |
обрабатывающие производства |
612 |
515 |
529 |
429 |
361 |
311 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
31684 |
30993 |
29339 |
29658 |
27867 |
30046 |
транспорт и связь |
980 |
508 |
940 |
821 |
768 |
807 |
операции с недвижимостью, аренда, предоставление услуг |
1571 |
2120 |
1157 |
481 |
280 |
188 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
118 |
226 |
269 |
64 |
83 |
40 |
В течение 2010 года в атмосферу края было выброшено 8,9 тыс. тонн специфических загрязняющих веществ, что на 17,2% выше уровня предыдущего года.
Если в целом по Дальневосточному федеральному округу к общему объему загрязняющих атмосферных веществ, отходящих от всех стационарных источников, уловлено и обезврежено в 2009 году 84,4%, то в Камчатском крае - всего лишь 13,5%, в 2010 году - 13% (табл. 7, 8).
Таблица 7. Улавливание и утилизация загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по видам веществ в 2008 - 2010 гг.
|
2008 |
2009 |
2010 |
|||
Выброшено загрязняющих веществ, тонн |
Уловлено и обезврежено, в % |
Выброшено загрязняющих веществ, тонн |
Уловлено и обезврежено, в % |
Выброшено загрязняющих веществ, тонн |
Уловлено и обезврежено, в % |
|
Всего |
36579 |
13,7 |
34644 |
13,4 |
36845 |
13,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
твердые вещества |
6614 |
45,7 |
5825 |
47,5 |
6982 |
43,5 |
газообразные и жидкие вещества |
29965 |
0,8 |
28819 |
0,4 |
29862 |
0,5 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
диоксид серы |
14087 |
1,6 |
13511 |
0,8 |
11816 |
1,3 |
оксид углерода |
9794 |
- |
9702 |
- |
12310 |
- |
оксиды азота |
3956 |
- |
4018 |
- |
4032 |
- |
углеводороды (без ЛОС) |
358 |
- |
285 |
- |
330 |
- |
летучие органические соединения |
289 |
- |
475 |
- |
599 |
- |
прочие газообразные и жидкие |
1382 |
- |
828 |
- |
775 |
- |
Таблица 8. Улавливание и утилизация загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников (тыс. тонн), по видам экономической деятельности в 2010 г.
|
Уловлено и обезврежено загрязняющих веществ |
Из них: утилизировано загрязняющих веществ |
||
фактически, тыс. тонн |
в % от общего количества загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников |
фактически, тыс. тонн |
в % от общего количества уловленных обезвреженных загрязняющих веществ |
|
Всего |
5528 |
13,0 |
4641 |
83,9 |
из них: |
|
|
|
|
сельское хозяйство |
- |
- |
- |
- |
обрабатывающие производства |
175 |
36,0 |
143 |
81,7 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
3564 |
10,6 |
3564 |
100,0 |
транспорт и связь |
11 |
1,3 |
- |
- |
Большой процент загрязнения жизнедеятельного слоя воздуха городов Камчатского края приходится также на выбросы автотранспорта, которые составили за 2010 год от 69% до 72% от общего количества загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта определялись в соответствии с методологией расчетов по определению выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта и методическими рекомендациями по составлению обзора выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории республики (края, области, автономного округа) ФГУП "НИИ Атмосфера". При проведении расчетов приняты следующие допущения: все легковые автомобили оснащены карбюраторными двигателями; практически все углеводороды, содержащиеся в отработавших газах автомобильных двигателей, отнесены к летучим органическим соединениям.
Расчеты количества выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств выполнены на основании данных, предоставленных Управлением ГИБДД УВД по Камчатскому краю МВД РФ, о количестве зарегистрированных единиц автотранспортных средств (далее - АТС) в 2010 году в Камчатском крае (табл. 9 - 12).
Таблица 9. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта, зарегистрированного на территории Камчатского края, за 2010 год (тонн).
Тип АТС |
Количество АТС, ед. |
Диоксид серы |
Оксиды азота |
Углеводороды (летучие органические соединения 2) |
Оксид углерода |
Сажа |
Всего, тонн/год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Легковые , всего |
128567 |
191,822 |
6171,216 |
5142,680 |
22987,780 |
0,000 |
34493,498 |
Грузовые, всего |
21373 |
673,260 |
7285,548 |
1649,391 |
11741,748 |
278,132 |
21628,079 |
в т.ч. по видам |
|
|
|
|
|
|
|
использ. топлива: |
|
|
|
|
|
|
|
бензин |
6091 |
39,439 |
1321,747 |
938,014 |
10083,651 |
0,000 |
12382,851 |
дизтопливо |
15282 |
633,821 |
5963,801 |
711,377 |
1658,097 |
278,132 |
9245,2280 |
Автобусы, всего |
3922 |
179,050 |
1979,168 |
350,249 |
2394,842 |
80,083 |
4983,390 |
в т.ч. по видам |
|
|
|
|
|
|
|
использ. топлива: |
|
|
|
|
|
|
|
бензин |
917 |
8,666 |
288,855 |
160,934 |
1840,419 |
0,000 |
2298,873 |
дизтопливо |
3005 |
170,384 |
1690,313 |
189,315 |
554,423 |
80,083 |
2684,517 |
Итого |
153862 |
1044,132 |
15435,932 |
7142,32 |
37124,370 |
358,216 |
61104,967 |
Таблица 10. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта, зарегистрированного в городе Петропавловск-Камчатский, за 2010 год (тонн)
Тип АТС |
Количество АТС, ед. |
Диоксид серы |
Оксиды азота |
Углеводороды |
Оксид углерода |
Сажа |
Всего, тонн/год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Легковые, всего |
78861 |
117,661 |
3785,328 |
3154,440 |
14100,347 |
0,000 |
21157,775 |
Грузовые, всего |
14870 |
447,088 |
4963,275 |
1213,009 |
9111,704 |
182,419 |
15917,494 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
на бензине |
4847 |
31,384 |
1051,799 |
746,438 |
8024,209 |
0,000 |
9853,830 |
на диз. топливе |
10023 |
415,704 |
3911,476 |
466,571 |
1087,496 |
182,419 |
6063,664 |
Автобусы, всего |
2757 |
122,869 |
1375,583 |
253,341 |
1798,997 |
54,606 |
3605,395 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
на бензине |
708 |
6,691 |
223,020 |
124,254 |
1420,956 |
0,000 |
1774,921 |
на диз. топливе |
2049 |
116,178 |
1152,563 |
129,087 |
378,041 |
54,606 |
1830,474 |
Итого |
96488 |
687,618 |
10124,186 |
4620,79 |
25011,048 |
237,025 |
40680,664 |
Таблица 11. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта, зарегистрированного в городе Елизово, за 2010 год (тонн)
Тип АТС |
Количество АТС, ед. |
Диоксид серы |
Оксиды азота |
Углеводороды |
Оксид углерода |
Сажа |
Всего, тонн/год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Легковые, всего |
28204 |
42,080 |
1353,792 |
1128,160 |
5042,875 |
0,000 |
7566,908 |
Грузовые, всего |
4033 |
119,144 |
1335,660 |
335,480 |
2564,706 |
48,376 |
4403,364 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
на бензине |
1375 |
8,903 |
298,375 |
211,750 |
2276,313 |
0,000 |
2795,341 |
на диз. топливе |
2658 |
110,241 |
1037,285 |
123,730 |
288,393 |
48,376 |
1608,024 |
Автобусы, всего |
759 |
34,341 |
381,398 |
68,517 |
475,376 |
15,324 |
974,955 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
на бензине |
184 |
1,739 |
57,960 |
32,292 |
369,288 |
0,000 |
461,279 |
на диз. топливе |
575 |
32,603 |
323,438 |
36,225 |
106,088 |
15,324 |
513,676 |
Итого |
32996 |
195,565 |
3070,85 |
1532,157 |
8082,957 |
63,7 |
12945,227 |
Таблица 12. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта за 2007 - 2010 годы (тыс. тонн)
Загрязняющие вещества |
Всего |
Сажа |
Оксид углерода |
Оксиды азота |
Углеводороды |
Диоксид серы |
Камчатский край | ||||||
2010 год |
61,1 |
0,37 |
37,10 |
15,4 |
7,10 |
1,04 |
2009 год |
53,2 |
0,50 |
27,86 |
17,03 |
6,50 |
1,31 |
2008 год |
56,36 |
0,33 |
34,31 |
14,24 |
6,51 |
0,97 |
2007 год |
51,46 |
0,14 |
35,14 |
9,94 |
5,72 |
0,52 |
г. Петропавловск-Камчатский | ||||||
2010 год |
40,68 |
0,24 |
25,01 |
10,12 |
4,6 |
0,69 |
2009 год |
33,56 |
0,34 |
17,2 |
11,05 |
4,03 |
0,87 |
2008 год |
33,98 |
0,18 |
20,88 |
8,33 |
4,05 |
0,54 |
2007 год |
30,37 |
0,07 |
20,52 |
5,88 |
3,61 |
0,29 |
г. Елизово | ||||||
2010 год |
12,94 |
0,06 |
8,08 |
3,07 |
1,5 |
0,19 |
2009 год |
10,35 |
0,10 |
5,32 |
3,41 |
1,24 |
0,27 |
2008 год |
8,30 |
0,05 |
5,02 |
2,14 |
0,94 |
0,15 |
2007 год |
10,21 |
0,04 |
6,97 |
2,03 |
1,05 |
0,12 |
Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта на территории Камчатского края в 2010 году составили 61,1 тыс. тонн, что на 7,9 тыс. тонн больше, чем в 2009 году (рис. 4).
Суммарные выбросы загрязняющих веществ
Рис. 4. Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта в Камчатском крае за 2007 - 2010 годы (тыс. тонн).
Увеличение общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта в 2010 году связано с увеличением количества единиц легковых транспортных средств на 2869 единиц по сравнению с 2009 годом (в 2009 году - 125698 легковых единиц АТС).
В 2010 году произошли изменения по качественному составу выбрасываемых загрязняющих веществ к уровню 2009 года: зарегистрировано снижение объемов выбросов сажи на 0,13 тыс. тонн, диоксида серы - на 0,27 тыс. тонн, что связано с уменьшением количества грузовых автомобилей и автобусов, в том числе работающих на дизельном топливе. Рост выбросов углеводородов на 0,6 тыс. тонн и оксида углерода на 0,92 тыс. тонн обусловлен увеличением количества транспорта, работающего на бензине.
В городе Петропавловске-Камчатском объем выбросов от автотранспорта в 2010 году составил 40,7 тыс. тонн, что превышает уровень 2009 года на 7,4 тыс. тонн. В городе Елизове объем выбросов от автотранспорта в 2010 году составил 12,94 тыс. тонн, что превышает уровень 2009 года на 2,59 тыс. тонн.
Неудовлетворительную ситуацию с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта на территории Камчатского края определяют следующие основные факторы. В Камчатском крае с 2007 года наблюдается тенденция увеличения количества единиц легковых транспортных средств: к уровню 2010 года произошло увеличение на 35% (с 94985 единиц в 2007 году до 128567 единиц в 2010 году). Основной рост единиц легкового автотранспорта приходится на города Петропавловск-Камчатский и Елизово, и, как следствие, в этих городах наблюдается рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Контроль за выбросами загрязняющих веществ от автомобильного транспорта осуществляется только при проведении технического осмотра транспортных средств; на автомагистралях и стационарных постах ГИБДД инструментальный контроль за выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта не производится. В течение ряда лет не решаются вопросы "разгрузки" от автотранспорта наиболее загрязненных мест: в городе Петропавловске-Камчатском - это район Комсомольской площади, перекрестка улиц Войцешика, Лукашевского, Тушканова, Ключевская, Ленинская и Проспекта 50 лет Октября, кольца в районе Нового рынка; в городе Елизово - это район автостанции и район Центрального рынка.
В сфере охраны атмосферного воздуха за последние 5 лет сохраняется неблагоприятная ситуация, сложившаяся в городах Петропавловск-Камчатский и Елизово, которые включены в список городов России с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Объемы выбросов от передвижных источников стали соизмеримы с выбросом от стационарных источников, а за десятилетний период увеличились почти в два раза.
Проблему загрязнения атмосферного воздуха от передвижных источников в Камчатском крае необходимо решать путем принятия отдельной долгосрочной краевой целевой программы развития транспортной инфраструктуры Камчатского края с включением в нее следующих мероприятий:
1) проектирование и строительство надземных пешеходных переходов, транспортных пересечений и развязок;
2) расширение параметров основных магистральных улиц;
3) улучшение качества дорожного покрытия;
4) создание автоматизированной системы управления дорожным движением;
5) ограничение на передвижение транспортных средств в местах отдыха населения;
6) техническое перевооружение транспортных средств с обеспечением выхода на уровень стандартов Евро-3 и Евро-4 по выбросам загрязняющих веществ от двигателей;
7) контроль качества используемых нефтепродуктов;
8) организация защитных зеленых полос из газоустойчивых насаждений вдоль автомобильных дорог.
Перечень предпринимаемых мер по решению проблемы
В 2010 году было выполнено 20 природоохранных мероприятий на сумму 383,4 млн. рублей, направленных на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (в 2009 году - 28 мероприятий на сумму 27,4 млн. рублей). Значительное увеличение использованных денежных сумм связано с переводом в конце 2010 года одной из ТЭЦ на другой вид топлива - природный газ. В том числе 8 предприятиямивыполнено# 13 природоохранных мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Общее сокращение выбросов составило 978,1 тонны, затраты на данные воздухоохранные мероприятия составили 1640,7 тыс. руб. Это средства юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
2. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение
2.1. Целью Программы является снижение загрязнения атмосферного воздуха и предотвращения# его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
2.2. Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
1) формирование эффективной системы государственного мониторинга атмосферного воздуха;
2) снижение показателей негативного воздействия выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
2.3. Решение задач Программы обеспечивается выполнением следующих основных мероприятий:
1) разработка нормативной правовой базы в сфере охраны атмосферного воздуха в Камчатском крае;
2) участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;
3) мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей;
5) регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных средств и иных передвижных источников загрязнения.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 1 к Программе.
2.4. Программа реализуется в период 2012 - 2014 годы.
2.5. Общий объем финансирования Программы составляет 10400,00 тыс. руб. за счет средств краевого бюджета, в том числе по годам:
2012 год - 2800,00 тыс. руб.,
2013 год - 4800,00 тыс. руб.,
2014 год - 2800,00 тыс. руб.
Объемы финансирования основных мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета ежегодно подлежат уточнению и утверждению в установленном законом Камчатского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год порядке.
2.6. Группировка объемов финансирования программных мероприятийпо# источникам финансирования и главным распорядителям (распорядителям) средств (исполнителям) Программы приведена в приложении N 2 к Программе.
3. Субсидии местным бюджетам
Субсидии местным бюджетам не предусматриваются.
4. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности ее реализации
Успешное выполнение основных мероприятий Программы позволит:
1) увеличить количество и качество производимых анализовдля# более оперативного принятия решений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с негативным воздействием на окружающую среду;
2) оценить экологическое состояние муниципальных образованийв# Камчатском крае в режиме реального времени, прогнозировать динамику загрязнений в зависимости от метеорологических параметров атмосферы;
3) снизить показатели негативного воздействия выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Показатели (критерии) оценки эффективности реализации Программы приведены в приложении N 3 к Программе.
5. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Общее руководство Программой и контроль за исполнением программных мероприятий, финансируемых за счет средств краевого бюджета# осуществляет государственный заказчик Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края.
Для реализации мероприятий# финансируемых за счет средств краевого бюджета# Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края:
1) ежегодно, в установленном порядке, представляет бюджетные заявки на очередной финансовый год, уточняет с учетом выделяемых средств целевые показатели и затраты по мероприятиям;
2) в установленном порядке представляет отчеты о ходе реализации Программы и эффективности используемых средств за счет всех источников финансирования;
3) при необходимости разрабатывает предложения по корректировке программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.