Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Камчатского края от 14 июня 2013 г. N 247-П настоящее приложение дополнено приложением N 5, вступающим в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 мая 2013 г.
Приложение N 5
к долгосрочной краевой целевой программе
"Семья и дети Камчатки" на 2013 - 2015 годы"
Подпрограмма "Дети-инвалиды"
долгосрочной краевой целевой программы
"Семья и дети Камчатки на 2013 - 2015 годы"
Паспорт
подпрограммы "Дети-инвалиды"
долгосрочной краевой целевой программы
"Семья и дети Камчатки на 2013 - 2015 годы"
(далее - Подпрограмма)
Основание для разработки Подпрограммы |
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 N 1916-р "Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"; Перечень поручений Президента Российской Федерации от 07.01.2011 N Пр-24 по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике |
Орган управления Подпрограммой |
Правительство Камчатского края; Министерство социального развития и труда Камчатского края |
Основные разработчики и исполнители Подпрограммы |
Министерство социального развития и труда Камчатского края; Министерство здравоохранения Камчатского края; Министерство образования и науки Камчатского края; |
Срок реализации Подпрограммы |
2013 - 2015 годы |
Цели Подпрограммы |
Улучшение качества жизни детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами; организация комплексной помощи по абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, образование новых социальных связей, социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников с помощью социокультурных технологий |
Задачи Подпрограммы |
апробация и внедрение инновационных социальных технологий, моделей и методик, направленных на расширение перечня и повышение качества услуг по абилитации и реабилитации детей-инвалидов, в том числе раннего возраста; создание условий для развития творческого потенциала детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми сверстниками, развитие программ семейного отдыха и оздоровления; интеграция детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов в общество: - организация профессиональной подготовки детей-инвалидов к возможной для них трудовой деятельности; - организация сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов; - выявление творческих способностей, поддержка и развитие одаренных детей-инвалидов; повышение профессиональных компетенций специалистов, задействованных в работе по оказанию реабилитационных услуг, в том числе ранней помощи детям-инвалидам, семьям с детьми-инвалидами; формирование позитивного и заинтересованного отношения здоровых граждан к детям-инвалидам, привлечение внимания общественности к решению проблем детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов |
Целевые группы, на которые направлены мероприятия Подпрограммы (количественные и качественные характеристики) |
Дети до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья -182 чел; дети-инвалиды - 1107 чел.; родители (лица, их замещающие) детей-инвалидов -1810 чел.; работники медицинских, социальных, образовательных учреждений и других учреждений, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги детям-инвалидам - 93 чел; здоровые дети и их родители; общественные организации в Камчатском крае |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы, в том числе |
В ходе выполнения Подпрограммы будут достигнуты следующие конечные результаты: создание службы реабилитации детей раннего возраста (до 3-х лет) на базе КГАУ СЗ "Камчатский центр социальной помощи семье и детям", КГКУ "Камчатский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" и ГКУЗ КК "Петропавловск-Камчатский городской дом ребенка - лечебное учреждений# охраны материнства и детства (ежегодно реабилитация не менее 240 детей раннего возраста (до 3-х лет); организация специализированных заездов детей-инвалидов по заболеванию костно-мышечной системы (ежегодно реабилитация не менее 25 детей-инвалидов); открытие не менее 8 лекотек на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей, образования; создание групп дневного пребывания детей-инвалидов на базе 6 учреждений социального обслуживания населения с привлечением некоммерческих организаций (далее - НКО); развитие системы творческой реабилитации в муниципальных образованиях в Камчатском крае, в том числе создание не менее 9 постоянно действующих творческих мастерских для детей-инвалидов совместно со здоровыми сверстниками на базе учреждений социальной защиты, образования; обеспечение профориентации, оказание содействия в развитии навыков профессиональной деятельности детей-инвалидов, организация их социально-трудовой реабилитации на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, домов-интернатов (ежегодно проведение социально-трудовой реабилитации не менее 70 детей-инвалидов); внедрение технологий социально-бытовой ориентации и социально-средовой адаптации детей-инвалидов (ежегодно социально-бытовую ориентацию пройдут 210 детей-инвалидов); внедрение инновационных методов реабилитации детей-инвалидов, в том числе метода иппотерапии, на базе КГАУ СЗ "Камчатский центр социальной помощи семье и детям" и КГКУ "Камчатский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (ежегодно реабилитация 35 детей-инвалидов); увеличение числа специалистов, прошедших обучение в рамках Подпрограммы, из общего числа специалистов, задействованных в организациях, уполномоченных заниматься вопросами абилитации и реабилитации детей-инвалидов, на 35%; увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общем количестве детей-инвалидов до 80%; увеличение доли семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в учреждениях, организациях, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами до 80%; увеличение доли детей с нарушениями развития до 3-х лет, получивших абилитационные услуги, в общей численности детей до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья до 40%; увеличение доли семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги (группы кратковременного и дневного пребывания, домашний помощник и другое) на период занятости родителей, в общей численности семей с детьми-инвалидами до 30%; развитие деятельности не менее 2 специализированных служб сопровождения семьи и ребенка; обеспечение информационной, консультативной, методической поддержки мероприятий Подпрограммы КГАУ СЗ "Камчатский центр социальной помощи семье и детям" и КГКУ "Камчатский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"; увеличение количества семей, воспитывающих детей-инвалидов, прошедших информационно-практическое обучение в рамках доступного формата программ психолого-педагогической и правовой подготовки, из общего числа с 15 до 45%; увеличение количества семей с детьми-инвалидами, участвующих в программах семейного интегрированного отдыха и оздоровления, с 20 до 60%; увеличение числа семей, воспитывающих детей-инвалидов, участвующих в массовых мероприятиях, проводимых в рамках Подпрограммы, направленных на укрепление ресурсного потенциала этих семей, формирование у них новых социальных связей, из общего числа семей с детьми-инвалидами с 18 до 70% от общего количества данных семей; увеличение количества детей-инвалидов, охваченных различными спортивными мероприятиями, соревнованиями, с 20 до 45%; развитие системы школ (клубов общения) родителей детей-инвалидов, групп взаимопомощи с участием семей, имеющих здоровых детей, на базе учреждений социального обслуживания, образовательных учреждений (функционирование не менее 15 школ (клубов общения) родителей детей-инвалидов); привлечение большего числа социально ориентированных некоммерческих НКО к решению проблем детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами (привлечение не менее 5 организаций) |
Объем и источники финансирования Подпрограммы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования) |
общий объем финансирования Подпрограммы составляет 20953,786 тыс. руб., в том числе за счет средств: краевого бюджета - 16159,488 тыс. руб., из них по годам: 2013 год - 5130,000 тыс. руб.; 2014 год - 4730,376 тыс. руб.; 2015 год - 6299,112 тыс. руб.; внебюджетные источники (по согласованию): Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 4794,298 тыс. руб., из них по годам: 2013 год - 4794,298 тыс. руб.; 2014 год - 0,000 руб.; 2015 год - 0,000 руб. |
1. Обоснование проблемы организации системной помощи, абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, профилактики инвалидности, интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество
Основной целью государственной социальной политики в интересах детей и семей является создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей, а также реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации на основе повышения уровня жизни населения и модернизации экономики. Ключевой задачей поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, является создание для них условий нормальной жизнедеятельности, развития индивидуальных возможностей, успешной социальной интеграции, в том числе путем создания условий для их воспитания и образования в семейной среде.
По состояния на 01 января 2013 года в Камчатском крае проживает 1107 ребенка-инвалида#. За последние три года произошло увеличение количества детей этой категории:
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Дети-инвалиды (чел.) |
1058 |
1064 |
1092 |
1107 |
Общая численность детей в Камчатском крае (чел.) |
68693 |
67875 |
66951 |
74169 |
Количество детей-инвалидов от общей численности детского населения (%) |
1,54 |
1,57 |
1,63 |
1,49 |
Значительная часть детей-инвалидов воспитывается в семьях, 108 детей данной категории находится в КГАУ СЗ "Елизовский дом-интернат для умственно-отсталых детей", 16 детей-инвалидов - в МУЗ "Городской дом ребенка".
Причинами детской инвалидности в Камчатском крае являются ухудшение генетического здоровья детей, проблемы образа жизни родителей, некачественное питание, как родителей, так и детей, высокий уровень травм различной природы.
Большинство семей с детьми-инвалидами, проживающих в Камчатском крае, испытывают потребность постоянного ухода за ребенком, в ряде случаев один из родителей вынужден оставить работу, что приводит к снижению уровня жизни семьи.
Доходы 50% семей с детьми-инвалидами в Камчатском крае не превышают величину прожиточного минимума, установленную в крае, и основным источником дохода является пенсия.
Такие семьи сталкиваются со значительными трудностями, которые они не могут решить самостоятельно. Большинство семей состоит на учете в органах социальной защиты населения. На сегодняшний день нуждаются в государственной поддержке 1068 семей с детьми-инвалидами и более 2500 семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Устойчивая тенденция к увеличению общей численности детей с ослабленным здоровьем, детей-инвалидов и детей группы риска, низкий уровень жизни семей, воспитывающих этих детей, требуют проведения целенаправленной системной поддержки и профилактических мер, как на раннем этапе, так и на последующих этапах развития ребенка. Соответственно, потребность в службах ранней помощи и дальнейшего сопровождения семей с детьми, имеющими инвалидность, постоянно растет.
Для детей-инвалидов и воспитывающих их семей характерны социальная и пространственная изоляция, обусловленная наличием "барьеров инвалидности", и психологическая изоляция в силу равнодушного или отторгающего отношения окружающих к детям-инвалидам и самоизоляции самих семьей. Кроме того, отмечается их низкая социальная включенность в сферу образования и занятости, малая доступность публичных социальных услуг, дефицит реабилитационных услуг, несвоевременность и низкое качество медико-социальной реабилитации, зависимость реализации права на реабилитацию и социальную интеграцию детей-инвалидов от места жительства и социального статуса семьи.
Положение семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами, постоянно находится в сфере внимания органов государственной власти Камчатского края, общественности. Эффективным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. За последние несколько лет в Камчатском крае реализован ряд комплексных мероприятий, направленных на улучшение положения семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, в том числе в рамках программ:
- долгосрочная краевая целевая программа "Доступная среда в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы", направленная на создание равных возможностей при получении различных услуг для семей с детьми-инвалидами;
- долгосрочная краевая целевая программа "Безопасное материнство и детство на 2011 - 2013 годы", направленная на профилактику детской инвалидности, обеспечение эффективной реабилитации детей, начиная с периода новорожденности.
В рамках реализации раздела "Дети-инвалиды" долгосрочной краевой целевой программы "Дети Камчатки" на 2010 - 2012 годы" создана и укреплена сеть учреждений, оказывающих услуги детям-инвалидам, позволившая повысить эффективность реабилитационных мероприятий и способствующая увеличению спектра социальных услуг, предоставляемых детям-инвалидам. Мероприятия этой программы позволили максимально полно охватить детей-инвалидов, что позволило расширить границы их жизнедеятельности, существенно повысить возможность социализации этих детей в обществе.
На территории Камчатского края функционируют следующие социальные учреждения, оказывающие услуги семьям с детьми-инвалидами: КГАУ СЗ "Камчатский центр социальной помощи семье и детям" (в г. Петропавловске-Камчатском), КГКУ "Камчатский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (с. Мильково), КГАУ СЗ "Паланский комплексный центр социального обслуживания" (пгт Палана, Корякский округ), а также отделения по работе с семьей и детьми в двух муниципальных комплексных центрах социального обслуживания населения (в г. Вилючинск и в г. Елизово).
Указанные учреждения осуществляют социальный патронаж семей, воспитывающих детей-инвалидов, их реабилитацию, в том числе обучение первоначальным навыкам работы на компьютерах, занятия в тренажерном зале, организация поездок детей-инвалидов совместно с родителями "по путевкам выходного дня" на базы отдыха, трудовое обучение и подготовка к посильным видам производительного труда, обслуживающему труду, социально-бытовой ориентации и трудовой адаптации. При отделениях работают клубы для родителей с детьми-инвалидами, на заседаниях которых обсуждаются вопросы социальной реабилитации, прав детей и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; открыта группа дневного пребывания детей-инвалидов, предоставляющая возможность самореализации родителей во время пребывания детей в центре. Специалисты отделения проводят патронаж семей с лежачими детьми-инвалидами, предоставляя услуги психологов, логопедов, социальных педагогов.
В целях повышения эффективности оказываемых услуг необходимо про-должать внедрение в практику работы инновационных методик, в том числе методик ранней помощи, программ патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
За 11 месяцев 2012 года учреждениями обслужено 875 детей-инвалидов, оказано более 23,0 тыс. услуг.
Вместе с тем следует отметить, что в крае остается значительное количество семей, имеющих детей-инвалидов, не охваченных услугами, предоставляемыми социальными учреждениями. Зачастую это связано с отдаленностью отдельных населенных пунктов, отсутствием специализированного автотранспорта, недостаточной информированностью родителей о возможностях реабилитации.
В рамках настоящей Подпрограммы планируется поддержка развития социальных служб, как материально-техническая (приобретение оборудования, расходных материалов), так и методическая (повышение уровня информированности и знаний специалистов). Многие из этих социальных служб станут базой для открытия групп дневного или кратковременного пребывания для детей-инвалидов с умеренными и более сложными нарушениями развития.
Нерешенным остается вопрос получения комплексной реабилитации детей-инвалидов, так как на территории края отсутствует специализированное реабилитационное учреждение.
В настоящее время в Елизовском районе Камчатского края выделена территория под строительство детского реабилитационного центра, где предполагается организация психолого-педагогической и медицинской реабилитации детей и образовательного процесса.
В числе образовательных учреждений Камчатского края, осуществляющих специальную (коррекционную) помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, функционирует КГБОУ "Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции". С 2005 года в данном учреждении организована деятельность отделения реабилитации и коррекции.
Специалистами отделения оказывается комплексная психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста (до 3-х лет) с задержкой психомоторного и речевого развития;детям-инвалидам (инвалидность по соматическим заболеваниям, хромосомным нарушениям (болезнь Дауна), ранний детский аутизм; с проблемами эмоционально-волевой сферы; с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с заиканием.
За период 2011 года групповая и индивидуальная помощь в отделении реабилитации и коррекции оказывалась 99 детям с ограниченными возможностями здоровья, из них 16 детей-инвалидов, проведено более 1156 консультаций для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, и педагогов, в том числе и в дистанционной форме для граждан, проживающих в отдаленных муниципальных образованиях в Камчатском крае.
С 2010 года на базе КГОУ СПО "Камчатский педагогический колледж" начал свою работу Центр дистанционного образования детей-инвалидов. В 2012 - 2013 учебном году в центре обучается 71 ребенок-инвалид, нуждающийся в обучении на дому, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) образования и дополнительного образования из 9 муниципальных образований в Камчатском крае, что составляет 56% от количества детей-инвалидов, обучающихся на дому. Дети обеспечены компьютерами, телекоммуникационном и специализированном оборудованием, 16 школьников планируется обеспечить оборудованием в 2013 - 2014 годах. Организовано дистанционное консультирование родителей по вопросам образования, воспитания, развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
На базе МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 27" в 2011 - 2012 учебном году дистанционно обучается 15 детей-инвалидов (в 2010 - 2011 году - 13).
В целях межведомственного взаимодействия по вопросам раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и оказания им помощи и поддержки заключено Соглашение от 07.06.2010 г. "О координации деятельности Министерства социального развития и труда Камчатского края, Министерства здравоохранения Камчатского края, Министерства образования и науки Камчатского края, Агентства занятости населения по Камчатского края, ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Камчатскому краю", ГУ Камчатского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного унитарного протезно-ортопедического предприятия Камчатского края "Протект".
Различные формы фестивального движения использовались для включения детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в различные виды музыкального, исполнительского, художественного искусства в целях реализации их творческого потенциала, формирования активной жизненной позиции и социальной интеграции.
Более 15 лет проводится фестиваль творчества "Радуга", организуются конкурсы, акции, спортивные соревнования. Включение детей в творческую среду, вовлечение в занятия спортом способствуют развитию толерантного отношения общества к детям-инвалидам, позволяет им расширить возможности общения, приобрести опыт взаимодействия с людьми.
Ежегодно в данных мероприятиях принимают участие около 400 детей-инвалидов. Вместе с тем следует отметить, что количество участвующих в мероприятиях детей с ограниченными возможностями здоровья остается низким. Прежде всего, это связано с отдаленностью проживания семей с детьми-инвалидами и невозможностью активно принимать участие в краевых мероприятиях.
В рамках фестивалей проводились мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству и организовывались выставки выполненных работ, выступления уникальных театральных студий, яркие номера маленьких звездочек исполнительского и музыкального искусства.
Развитие мероприятий для творческой самореализации детей-инвалидов совместно со здоровыми сверстниками и спортивных мероприятий запланировано в настоящей Подпрограмме как на муниципальном, так и на региональном уровне.
Значительная социальная, психологическая и практическая помощь оказывается семьям детей-инвалидов путем создания групп поддержки и родительских клубов по месту жительства, деятельность которых также направлена на реализацию прав семей, оказывая влияние на социальную политику, предлагая органам власти инициативы принятия решений. Общественные организации родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной помощи своим детям. В рамках Подпрограммы продолжена работа по формированию родительских клубов, групп взаимной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, в муниципальных районах в Камчатском крае.
С целью улучшения положения детей-инвалидов необходимо менять не только среду, но и отношение общества к детям с особенностями развития. В связи с этим, одним из главных направлений работы в рамках долгосрочной краевой целевой программы "Дети Камчатки" на 2010 - 2012 годы" были мероприятия по формированию в обществе толерантного отношения к детям-инвалидам, популяризации идей содействия их социальной интеграции. Популярной формой работы по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам в среде здоровых сверстников стали "уроки доброты", которые проводились в государственных учреждениях социального обслуживания семьи и детей, образовательных учреждениях. Большое внимание уделялось и проведению информационной кампании по формированию толерантного отношения общества к детям-инвалидам с привлечением СМИ: радиоэфиры, телеэфиры, освещение районными СМИ мероприятий в районах и городах Камчатского края.
Мероприятия по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам планируется развивать и в настоящей Подпрограмме.
Как результат реализации долгосрочной краевой целевой программы "Дети Камчатки" на 2010 - 2012 годы" основными достижениями стали:
- развитие творческого пространства и положительная динамика показателей по охвату детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами организованным отдыхом, творческими, культурно-досуговыми мероприятиями;
- развитие партнерства органов исполнительной власти Камчатского края и организаций гражданского общества, занимающихся проблемами семей с детьми-инвалидами и социальной интеграцией детей-инвалидов;
- улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов.
Исходя из международного опыта, реабилитационная работа с "особыми детьми" является наиболее оптимальной в рамках тройственного союза: ребенок - родитель - специалист. Очевидно, что чем раньше ребенку оказывается комплексная реабилитационная и абилитационная помощь, а его семье - психологическая и социальная поддержка, тем с большей уверенностью мы можем говорить о позитивном изменении "ситуации инвалидности", о большей стабильности и благополучии семьи.
С целью получения детьми с нарушениями развития в возрасте от 0 до 7 лет дополнительной возможности для подготовки к поступлению в обычные или коррекционные образовательные учреждения, повышения вероятности их успешной интеграции в общество и полноценной жизни в рамках реализации настоящей Подпрограммы планируется открыть еще несколько лекотек, как на базе учреждений социальной защиты, так и на базе учреждений образования.
В процессе реализации настоящей Подпрограммы планируется совершенствовать деятельность и развитие системы служб раннего вмешательства, включая предложения по нормативно-правовому закреплению междисциплинарности и межведомственности программ раннего вмешательства, а также по вопросам подготовки кадров для междисциплинарных команд раннего вмешательства.
При разработке региональной модели будет учитываться современный международный и российский опыт развития служб раннего вмешательства, существующее законодательство, а также опыт, наработанный по ранней помощи в Камчатском крае.
Особое внимание будет уделено вопросам направления клиентов в службы, межведомственного взаимодействия специалистов при реализации программ помощи, а также отработке механизмов перехода семьи и ребенка из одной программы в другие и сохранению преемственности в работе.
Вместе с этим, остается проблема нехватки или отсутствия кадров в учреждениях социального обслуживания населения, образования в отдаленных районах Камчатского края: психологов, логопедов, дефектологов, семейных психологов, специалистов, владеющих как узкоспециальными методиками и технологиями по работе с детьми с нарушениями развития, так и более доступными адаптированными технологиями. Поэтому в рамках реализации Подпрограммы запланировано проведение информационно-практических семинаров, консультационных выездов и курсов повышения квалификации для специалистов.
С каждым годом возрастает потенциал и роль негосударственных организаций в социальном обслуживании населения и, в частности, в решении проблем детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящей Подпрограмме предоставляется возможность более интенсивного развития партнерских взаимоотношений с организациями различных форм собственности, повышая тем самым общий уровень социального обслуживания, его качество и результативность.
В настоящее время в целях системных изменений в регионе по абилитации и реабилитации детей-инвалидов, в том числе в раннем возрасте, преодолению изолированности семей, воспитывающих детей с инвалидностью, интеграции детей с ограниченными возможностями в социум важно усилить и развивать межведомственное взаимодействие и координацию деятельности различных ведомств, учреждений и организаций. Планируется расширять взаимодействие в Подпрограмме, привлекая к сотрудничеству некоммерческие организации и добровольные объединения родителей детей-инвалидов и других заинтересованных граждан, используя, в том числе и грантовые механизмы их поддержки.
Решение поставленных задач возможно только программно-целевым методом на основе формирования единой региональной политики, направленной на повышение социального статуса и конкурентоспособности семьи с ребенком-инвалидом в обществе, создания инновационных программ по абилитации и реабилитации детей-инвалидов, расширения и развития новых социальных связей семей, воспитывающих детей с инвалидностью. Поставленные задачи позволит решить настоящая Подпрограмма.
Настоящая Подпрограмма предусматривает работу с ребенком-инвалидом, в том числе раннего возраста, его семьей, близким окружением, здоровыми сверстниками, социумом, которую планируется проводить на базе государственных учреждений системы социальной защиты, отделений реабилитации центров социальной помощи семье и детям, культуры, образования, спорта с привлечением к сотрудничеству общественных организаций, волонтеров.
Важным компонентом Подпрограммы является проведение исследований процессов социализации и интеграции ребенка с инвалидностью, внедрение технологий поддержки семьи, создание аналитических и информационных материалов, выявление лучших практик работы в сфере поддержки детей-инвалидов и семей для последующего анализа, обобщения и распространения положительного опыта, проведение научно-практических конференций, заседаний круглых столов и семинаров по темам, обозначенным в Подпрограмме.
Реализация Подпрограммы позволит осуществить наиболее полное, преемственное, финансово гарантированное проведение мероприятий по комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов.
2. Цель, задачи, сроки реализации Подпрограммы
2.1. Основные цели Подпрограммы:
1) улучшение качества жизни детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами;
2) организация комплексной помощи по абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
3) преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, образование новых социальных связей, социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников с помощью социокультурных технологий.
2.2. Для достижения указанных целей Подпрограммы необходимо решение следующих задач:
1) апробация и внедрение инновационных социальных технологий, моделей и методик, направленных на расширение перечня и повышение качества услуг по абилитации и реабилитации детей-инвалидов, в том числе раннего возраста;
2) создание условий для развития творческого потенциала детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми сверстниками, развитие программ семейного отдыха и оздоровления;
3) интеграция детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов в общество:
а) организация профессиональной подготовки детей-инвалидов к возможной для них трудовой деятельности;
б) организация сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов;
в) выявление творческих способностей, поддержка и развитие одаренных детей-инвалидов;
4) повышение профессиональных компетенций специалистов, задействованных в работе по оказанию реабилитационных услуг, в том числе ранней по-мощи детям-инвалидам, семьям с детьми-инвалидами;
5) формирование позитивного и заинтересованного отношения здоровых граждан к детям-инвалидам, привлечение внимания общественности к решению проблем детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов.
2.3. Сроки реализации Подпрограммы: 2013 - 2015 годы.
3. Система подпрограммных мероприятий и ожидаемые результаты
3.1. Подпрограмма предусматривает реализацию следующих мероприятий:
1) выявление и учет детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами, мониторинг потребностей родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в услугах учреждений социальной сферы;
2) оказание своевременной медицинской помощи и проведение комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующей максимально возможному восстановлению утраченных функций ребенка;
3) создание новых служб, оказывающих поддержку детям-инвалидам, семьям с детьми-инвалидами (реабилитации детей раннего возраста (до 3 лет), мобильный пункт сопровождения семей, лекотека, группа выходного дня для детей-инвалидов);
4) внедрение инновационных технологий, методик, программ по реабилитации, социализации, интеграции детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами в общество (реабилитация при помощи аппаратно-программных комплексов БОС, иппотерапии, портативного физиотерапевтического оборудования и др.);
5) преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, повышение их адаптивных возможностей (службы сопровождения семей с детьми-инвалидами, организация отдыха семей с детьми-инвалидами, дистанционное консультирование родителей, формирование клубов, школ, групп взаимопомощи родителей детей-инвалидов);
6) создание условий, способствующих раскрытию творческого, спортивного потенциала детей-инвалидов, их профессиональная поддержка, интеграция в среду здоровых сверстников, воспитание толерантного отношения общества к детям-инвалидам (проведение краевого фестиваля творчества детей-инвалидов "Радуга" и др.);
7) привлечение средств массовой информации к освещению вопросов, связанных с проблемами детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами, социальной интеграции детей в общественную жизнь;
8) привлечение общественных организаций и добровольцев к реализации совместных проектов социальной интеграции детей-инвалидов, их успешной творческой самореализации;
9) поддержка инициатив общественных объединений в обеспечении нормальных условий жизнедеятельности детей-инвалидов, их успешной интеграции в общество, включая организацию региональных грантовых конкурсов социальных проектов; развитие добровольческого движения.
3.2. В ходе выполнения Подпрограммы будут достигнуты следующие конечные результаты:
1) создание службы реабилитации детей раннего возраста (до 3-х лет) на базе КГАУ СЗ "Камчатский центр социальной помощи семье и детям", КГКУ "Камчатский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" и ГКУЗ КК "Петропавловск-Камчатский городской дом ребенка - лечебное учреждений охраны материнства и детства (ежегодно реабилитация не менее 240 детей раннего возраста (до 3-х лет);
2) организация специализированных заездов детей-инвалидов по заболеванию костно-мышечной системы (ежегодно реабилитация не менее 25 детей-инвалидов);
3) открытие не менее 8 лекотек на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей, образования;
4) создание групп дневного пребывания детей-инвалидов на базе 6 учреждений социального обслуживания населения с привлечением НКО;
5) развитие системы творческой реабилитации в муниципальных образованиях в Камчатском крае, в том числе создание не менее 9 постоянно действующих творческих мастерских для детей-инвалидов совместно со здоровыми сверстниками на базе учреждений социальной защиты, образования;
6) обеспечение профориентации, оказание содействия в развитии навыков профессиональной деятельности детей-инвалидов, организация их социально-трудовой реабилитации на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, домов-интернатов (ежегодно проведение социально-трудовой реабилитации не менее 70 детей-инвалидов);
7) внедрение технологий социально-бытовой ориентации и социально-средовой адаптации детей-инвалидов (ежегодно социально-бытовую ориентацию пройдут 210 детей-инвалидов);
8) внедрение инновационных методов реабилитации детей-инвалидов, в том числе метода иппотерапии, на базе КГАУ СЗ "Камчатский центр социальной помощи семье и детям" и КГКУ "Камчатский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (ежегодно реабилитация 35 детей-инвалидов);
9) увеличение числа специалистов, прошедших обучение в рамках Подпрограммы, из общего числа специалистов, задействованных в организациях, уполномоченных заниматься вопросами абилитации и реабилитации детей-инвалидов, на 35%;
10) увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общем количестве детей-инвалидов до 80%;
11) увеличение доли семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в учреждениях, организациях, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами до 80%;
12) увеличение доли детей с нарушениями разв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.