Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 9 июля 1998 г. N 232
Типовое положение
о территориальном звене Камчатской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Настоящее Положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования территориального звена Камчатской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - территориальное звено).
2. Основными задачами территориального звена являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий муниципального образования от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - организации), подведомственных им объектов производственного, социального и жилищного назначения (далее именуются - объекты экономики) в чрезвычайных ситуациях;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения по вопросам гражданской обороны и к действиям при чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - резервы финансовых и материальных ресурсов);
- осуществление контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с органами местного самоуправления, общественными организациями.
3. Территориальное звено объединяет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), нештатные структурные подразделения, специально уполномоченные на решение задач по всестороннему обеспечению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - службы гражданской обороны), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Территориальное звено состоит из территориальных (если есть подведомственные муниципальные образования) и функциональных звеньев и имеет два уровня: местный и объектовый.
5. Территориальные звенья создаются в подведомственных муниципальных образованиях, для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах границ их территорий.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования подведомственных территориальных звеньев определяется настоящим Положением.
6. Звенья функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - функциональные звенья) расположенные на территории муниципального образования, входят в территориальное звено и действуют в его интересах во всех режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - РСЧС).
7. Каждый уровень территориального звена имеет координирующие органы, штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, службы гражданской обороны, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
8. Координирующими органами территориального звена являются:
- на местном уровне, охватывающем территорию района, города, поселка;
- комиссия по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Положение об объектовых комиссиях по чрезвычайным ситуациям, а также состав этих комиссий, утверждаются решениями руководителей соответствующих организаций.
9. Основными задачами комиссии по чрезвычайным ситуациям органа местного самоуправления являются:
- организация и осуществление контроля на территории муниципального образования за выполнением руководителями организаций мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
- организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создания и поддержания в состоянии готовности пунктов управления;
- организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществлении целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
- взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;
- планирование и организация эвакуации населения, размещение эвакуируемого населения и возвращение его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
- организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- руководство подготовкой населения, должностных лиц, органов управления и сил по вопросам гражданской обороны, а также к действиям в чрезвычайных ситуациях.
10. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов; - руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
11. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
- на местном уровне - штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования;
- на объектовом уровне - отделы (специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
12. Органами повседневного управления территориального звена являются:
- дежурно-диспетчерская служба территориального звена, пункты управления, оперативно-дежурные службы штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования;
- дежурно-диспетчерские службы организаций и объектов, расположенных на территории муниципального образования.
Размещение органов повседневного управления территориального звена осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности и использованию.
13. В состав сил и средств территориального звена входят силы и средства муниципальных образований и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее именуются - силы постоянной готовности).
Силы постоянной готовности территориального звена могут привлекаться Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и другими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с органами местного самоуправления для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
14. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и военных формирований, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законом Российской Федерации, Камчатской области.
15. Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться службы гражданской обороны и специализированные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
16. Осуществление плановой подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава, должностных лиц и специалистов местного и объектового уровней РСЧС, выполняющих обязанности по гражданской обороне и организующих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, производится в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Камчатской области.
17. Информационное обеспечение функционирования территориального звена, осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
- дежурно-диспетчерская служба территориального звена, информационно-управляющий центр органов управления территориального звена;
- абонентские пункты муниципальных образований;
- информационные центры организаций;
- средства связи и передачи данных;
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между органами местного самоуправления, органами управления территориального звена, штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципальных образований определяется Главой администрации муниципального образования.
18. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением администрации муниципального образования устанавливается один из следующих режимов функционирования территориального звена;
- режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий;
- режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций; - режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
19. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании территориального звена являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование подготовки органов управления территориального звена сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
- создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
- принятие на себя комиссией по чрезвычайным ситуациям органа местного самоуправления непосредственного руководства функционированием территориального звена, формирование при необходимости оперативных групп для выяснения причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижения при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- организация защиты населения;
- выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
- организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
- определение границы зоны чрезвычайной ситуации;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
20. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
- резерв финансовых и материальных ресурсов территориального звена - за счет средств бюджета органа местного самоуправления;
- объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организации.
Номенклатура и объем резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом их создающим.
21. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления муниципального образования под непосредственным руководством комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанная комиссия обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.
22. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации чрезвычайной ситуации под руководством Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Камчатской области при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
23. Финансирование территориального звена осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Камчатской области.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
24. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках территориального звена на основе планов действий Камчатской области, исполнительных органов местного самоуправления муниципальных образования, организаций, объектов.
Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.