Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 9 июля 1998 г. N 232
Положение
о Камчатской территориальной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Настоящее Положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования Камчатской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - Камчатская территориальная подсистема ).
2. Основными задачами Камчатской территориальной подсистемы являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических областных программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - организации), подведомственных им объектов производственного, социального и жилищного назначения (далее именуются - объекты экономики) в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - силы и средства);
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - резервы финансовых и материальных ресурсов);
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- предупреждение возникновения и развития, а также ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с субъектами Российской Федерации и международными общественными организациями.
3. Камчатская территориальная подсистема объединяет координирующие органы, постоянно действующие территориальные органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), нештатные структурные подразделения, специально уполномоченные на решение задач по всестороннему обеспечению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуется - службы гражданской обороны), органы повседневного управления, силы и средства, предназначенные для предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий (далее именуются - силы и средства), резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения администрации области, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций Камчатской области, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
4. Камчатская территориальная подсистема состоит из звеньев территориальных и функциональных подсистем и имеет три уровня: территориальный, местный и объектовый.
5. Территориальные звенья Камчатской территориальной подсистемы создаются в муниципальных образованиях области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных звеньев Камчатской территориальной подсистемы (далее именуются - территориальные звенья) определяются положением об этих звеньях утверждаемыми соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Камчатской области.
6. Звенья функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ( далее именуется - РСЧС ), расположенные на территории области, входят в Камчатскую территориальную подсистему и действуют в ее интересах во всех режимах функционирования Камчатской территориальной подсистемы .
7. Каждый уровень Камчатской территориальной подсистемы имеет координирующие органы, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, службы гражданской обороны, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения органов местного самоуправления и организаций муниципальных образований, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
8. Координирующими органами Камчатской территориальной подсистемы являются:
- на территории области - комиссия администрации Камчатской области по чрезвычайным ситуациям (далее именуется - комиссия по чрезвычайным ситуациям Камчатской области);
- на местном уровне, охватывающем территорию района, города, поселка - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления муниципальных образований Камчатской области;
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления муниципальных образований Камчатской области и об объектовых комиссиях по чрезвычайным ситуациям, а также состав этих комиссий утверждаются решениями руководителей соответствующих органов местного самоуправления и организаций.
9. Основными задачами комиссии по чрезвычайным ситуациям Камчатской области и комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления муниципальных образований Камчатской области являются:
- организация и осуществление государственного надзора на территории, входящей в административно-территориальную единицу за выполнением руководителями организаций и органов местного самоуправления, подчиненных территориальных структур мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
- организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создания и поддержания в состоянии готовности пунктов управления;
- организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
- взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;
- планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возвращения его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
- организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
10. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
11. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
- на территориальном уровне - Главное управление по делам ГО и ЧС Камчатской области;
- на местном уровне - органы управления, отделы по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления муниципальных образований Камчатской области;
- на объектовом уровне - отделы (специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
12. Основными задачами органов управления являются:
- разработка предложений и реализация государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на территории Камчатской области, участие в реализации принятых по ним решений;
- обеспечение функционирования и развития Камчатской территориальной подсистемы, входящих в ее состав территориальных и функциональных звеньев, создание и обеспечение готовности органов управления, сил и средств;
- организация разработки и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнение функций рабочего органа начальника гражданской обороны Камчатской области, района, города, поселка, организации объекта экономики;
- организация руководства работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Камчатской области, муниципального образования, организации, объекта экономики;
- участие в разработке и реализации федеральных и областных целевых и научно-технических программ, организация разработки территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышению устойчивости функционирования объектов экономики при их возникновении;
- участие в проведении подводных работ особого назначения;
- участие в разработке и реализации мероприятий мобилизационной подготовки народного хозяйства Камчатской области, района, города, поселка, организация работы по обеспечению органов управления, сил и средств Камчатской территориальной подсистемы, входящих в ее состав территориальных и функциональных звеньев, фондом документации на объекты повышенного риска (потенциально опасные объекты) и объекты системы жизнеобеспечения населения;
- организация работы по созданию резерва финансовых и материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций;
- организация подготовки населения, должностных лиц и формирований Камчатской территориальной подсистемы, входящих в ее состав территориальных и функциональных звеньев;
- участие в планировании, организации, обеспечении и проведении эвакомероприятий совместно с администрацией Камчатской области, органами местного самоуправления, администрацией организаций и объектов экономики.
13. Органами повседневного управления Камчатской территориальной подсистемы являются:
- единая дежурно-диспетчерская служба Камчатской территориальной подсистемы, пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области и аналогичных органов управления всех уровней;
- дежурно-диспетчерские службы звеньев функциональных подсистем, дислоцирующихся на территории области.
Размещение органов повседневного управления осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
14. В состав сил и средств Камчатской территориальной подсистемы входят силы и средства администрации области, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее именуются - силы постоянной готовности). Силы постоянной готовности области могут привлекаться Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и другими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с администрацией области для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
15. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
16. Решениями руководителей органов местного самоуправления, организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) могут создаваться нештатные структурные подразделения и нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
17. Осуществление плановой подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава и специалистов территориальных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, поисково-спасательных служб, руководителей, командно-начальствующего состава и специалистов организаций, должностных лиц, выполняющих обязанности по гражданской обороне и организующих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций производится в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Камчатской области.
18. Информационное обеспечение функционирования Камчатской территориальной подсистемы осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
- единая дежурно-диспетчерская служба Камчатской территориальной подсистемы;
- информационно-управляющий центр органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области;
- абонентские пункты городских и районных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- информационные центры организаций;
- средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Камчатской области органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям определяется Губернатором области.
19. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением Губернатора области в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования Камчатской территориальной подсистемы:
- режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий эпизоотии и эпифитотий;
- режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций; - режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
20. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании Камчатской территориальной подсистемы являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
- создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых видов страхования;
б) в режиме повышенной готовности:
- принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- усиление единой дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайной ситуации и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижении при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- организация защиты населения;
- выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
- организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
- определение границ зон чрезвычайной ситуации;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
21. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
- резерв финансовых и материальных ресурсов Камчатской области - за счет средств бюджета Камчатской области;
- местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления муниципальных образований Камчатской области - за счет средств местного бюджета;
- объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организации.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
22. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами Камчатской территориальной подсистемы, входящих в ее состав территориальных и функциональных звеньев, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
23. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Камчатской области при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
24. Финансирование Камчатской подсистемы осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Камчатской области.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
25. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках Камчатской территориальной подсистемы на основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий федеральных органов исполнительной власти, Камчатской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Камчатской области, организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Организационно-методическое руководство планированием действий Камчатской территориальной подсистемы осуществляет Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Камчатской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.