Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению Губернатора
Камчатской области
от 3 сентября 1999 г. N 223
Областная государственная целевая программа
по снижению влияния автотранспорта на окружающую среду
и здоровье населения Камчатскоц области на 1999-2015 гг.
(утв. Постановлением Губернатора Камчатской области от 3 сентября 1999 г. N 223)
22 октября 2003 г.
Паспорт
областной государственной целевой программы
по снижению влияния автотранспорта на окружающую среду
и здоровье населения Камчатской области 1999 - 2015 гг.
Наименование программа - Областная государственная целевая
по снижению алияния автотранспорта
на окружающую среду и здоровье
населения Камчатской области
("Экология и автомобиль")
Дата принятия решения - постановление главы администрации
о разработке Программы, Камчатской области от 25. 11. 96 г.
дата ее утверждения N 289
постановление губернатора Камчатской
области от ____________199__г. N____
Государственный - Администрация Камчатской области
заказчик
Основные разработчики - Государственный комитет по охране
окружающей среды Камчатской области
Рабочая группа при Администрации
Камчатской области по разработке
комплексной программы по снижению
влияния автотранспорта на
автомобильного парка Камчатской области,
повышение топливной экономичности
автотранспорта, вовлечение в хозяйственный
оборот вторичных ресурсов, увеличение
объемов налоговых поступлений от
предприятий и частных предпринимателей,
задействованных в транспортной отрасли
Перечень основных программ - Программа включает в себя следующие
подпрограммы: оценка технического
состояния объектов автомобильной
отрасли и воздействие автомобильного
транспорта на окружающую среду,
охрана атмосферного воздуха, утилизация
автомобилей, сопутствующих изделий
и материалов, охрана природных
ландшафтов и земли, охрана водных
ресурсов, охрана здоровья детей и
подростков, сохранение и улучшению
облика городов и поселков, правовая
поддержка и экономическое стимулирование,
детское экологическое образование,
информационное обеспечение населения,
формирование единой информационной
среды, привлечение негосударственных
организаций и общественности к участию
в исполнении программы - 1999-2015 годы
Сроки и этапы реализации программы 1 этап - с 1999 до 2000 года
2 этап - с 2001 до 2005 года
3 этап - с 2006 до 2015 года
Исполнители основных мероприятий - органы исполнительной власти
Камчатской области, органы местного
самоуправления, промышленные предприятия,
организации и учреждения независимо
от форм собственности.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 22 октября 2003 г. N 412 раздел "Объемы и источники финансирования" настоящей программы изложен в новой редакции
Объемы и источники финансирования - 34 966,2 тыс. рублей, в том числе:
областной бюджет - 5430 тыс. рублей;
бюджеты муниципальных образований -
14272 тыс. рублей; средства областного
бюджета, направляемые на природоохранные
мероприятия - 2640,2 тыс. рублей;
средства предприятий - 12624 тыс. рублей.
По этапам:
1 этап - 7346 тыс. рублей;
2 этап - 13838,8 тыс. рублей;
3 этап - 13781,4 тыс. рублей.
По приоритетности:
первоочередные - 17228,6 тыс. рублей;
второй очереди - 12762,5 тыс. рублей;
третьей очереди - 4975,1 тыс. рублей
Введение
Областная государственная целевая программа "По снижению влияния автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения Камчатской области" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Губернатора Камчатской области от 25.11.96 г. N 289.
Программа представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на снижение воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения Камчатской области.
В результате реализации Программы будет улучшено состояние окружающей среды, предотвращена деградация природных комплексов и созданы условия, обеспечивающие повышение качества и увеличение продолжительности жизни людей в Камчатской области.
1. Анализ исходного состояния проблемы
Выбросы вредных веществ автомобильным транспортом остаются основной причиной высокого уровня загрязнения воздушной среды населенных пунктов Камчатской области. За последние пять лет они увеличились на 3,8 тыс.тонн, достигнув в 1997 году 26,7 тыс.тонн, что по области составило 35 % от общего числа выбросов в атмосферу. В городах доля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта еще больше.
Таблица 1
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта
Показатели | Всего тыс.т/го д |
Оксид углеро- да ТЫС.Т/Г ОД |
Оксиды азота ТЫС.Т/ГОД |
Углеводо -роды тыс.т/го д |
Диоксид серы ТЫС.Т/ГОД |
Свинец тыс.т/го д |
г.Елизово | ||||||
Выбросы от автотранспорта |
5,3 | 4,5 | 0,3 | 0,5 | - | 0,001 |
Суммарный выброс от автотранспорта и промышленных объектов |
11,4 | 6,6 | 0,6 | 0,504 | 1,5 | 0,001 |
Доля автотранспорта в сумм, выбросе |
46% | 68% | 50% | 99% | - | 100% |
г.Петропавловск-Камчатский | ||||||
Выбросы от автотранспорта |
15,6 | 13,1 | 1,0 | 1,5 | - | 0,002 |
Суммарный выброс от автотранспорта и промышленных объектов |
39,8 | 16,2 | 3,2 | 1,616 | 15,9 | 0,002 |
Доля автотранспорта в сумм, выбросе |
39% | 81% | 31% | 93% | - | 99% |
В прошлом году концентрация формальдегида, загрязнение которым жизнедеятельного слоя атмосферы формируется в основном под влиянием выбросов автотранспорта (формальдегид - сильный протоплазменный яд, способствующий возникновению изменении в структуре ДНК ), В городе Елизово составила 5 ПДК, а в июле 1998 года его уровень достигал 7 ПДК. В Петропавловске Камчатском она несколько ниже, но по сравнению с 1996 годом увеличилась в 1,5 раза и достигла 3 ПДК. Высока степень загрязнения атмосферного воздуха города Елизово и диоксидом азота (1,ЗПДК), что в значительной степени обусловлено автомобильными выбросами.
В области по-прежнему используются этилированные бензины, что способствует загрязнению окружающей среды соединениями свинца, которые являются веществами первого класса опасности, обладают кумулятивным действием и способными накапливаться в организме. Кроме того тетраэтилсвинец "отравляет" дорогостоящие (на базе платины и др. металлов) каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, которыми оборудованы автомобили импортного производства и выводит из строя электронные датчики, обеспечивающие оптимальное по параметрам экологичности и топливной экономичности горение бензина. В результате, несмотря на тенденцию к снижению числа автомобилей, эксплуатирующихся с превышением норм токсичности и дымности, их количество остается высоким и составило в 1997 году двадцать процентов.
Таблица 2
Данные о содержании окиси углеюда в отработавших газах автомобилей
с бензиновыми двигателями и количестве автомобилей,
эксплуатирующихся с превышением нормы
(получены при осуществлении экологического контроля во время технического осмотра
в г.Елизово и на линии в г.Петропавловске-Камчатском в 1995- 1996г.г.)
/------------------------------------------------------------------------\
| Наименование группы | | Среднее |Количество |
| автомобилей | | содержание |автомобилей СО"|
| | |(СО) по группе|1,5% |
|------------------------+----------------+--------------+---------------|
|Грузовые автомобили |29 |1.87% |34,5% |
|российского производства| | | |
| | | | |
|------------------------+----------------+--------------+---------------|
|Легковые российские в |639 |2.17% |39,5% |
|том числе: Марки ВАЗ |350 212 |2.39% 1.99% |42,9% 37,3%|
|(Жигули) Марки "МОСКВИЧ"|,77 | |29,9% |
|Марки "УАЗ"и ТАЗ" | |--------------| |
| | |1,65% | |
|------------------------+----------------+--------------+---------------|
|Легковые автомобили |' 510 |1,45% |25,9% |
|иностранного |210 133 167 |1,23% 1,57%|23,3% 28,5%|
|производства в том числе| |1,63 |26,9% |
|"TOYOTA" "NISSAN" Прочие| | | |
\------------------------------------------------------------------------/
Ежегодно доля автомобилей контролируемых по экологическим параметрам снижается. Это связано с ростом числа частного автотранспорта, отсутствием средств на осуществление ведомственного контроля на автотранспортных предприятиях и недостаточным количеством пунктов контроля технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре. В первой половине 1998 года технический осмотр прошло не более 30% авто владельцев. Поэтому в результате проведения мероприятий, предусмотренных в программе и направленных на увеличение числа автомобилей, прошедших государственный технический осмотр с использованием средств инструментального контроля следует ожидать не только повышения уровня безопасности при эксплуатации автотранспортных средств, но и значительного снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Из всех источников загрязнения атмосферы, автомобили в наибольшей степени влияют на здоровье людей, так как осуществляют выбросы и шумовое воздействие в непосредственной близости от человека. По данным сборника "Региональные и локальные проблемы химического загрязнения окружающей среды и здоровья населения" (Изд." Евразия", Москва 1995 г.) продолжительность жизни городского населения Камчатской области на 4,11 года ниже, чем в среднем по городам России, поэтому снижение воздействия автотранспорта на здоровье жителей области является важнейшей задачей.
Настоящим бедствием стало захламление земель автомобильными корпусами и шинами. В окрестностях населенных пунктов, во дворах, на территориях гаражных кооперативов и предприятий, незаконно размещено до десяти тысяч кузовов. За год эксплуатации только индивидуального автотранспорта образуется около 8-10 тысяч штук (80 тонн) свинцовых аккумуляторов, 50 тысяч штук (500 тонн) автошин, 55 тонн отработанных масел. Это значительно ухудшает санитарно гигиеническое состояние городов и поселков области, снижает привлекательность Камчатки как туристического объекта. В программе предусмотрены мероприятия по разработке системы, обязывающей владельцев автотранспортных средств утилизировать их после вывода из эксплуатации или оплачивать стоимость утилизационных работ. При остром бюджетном дефиците только привлечение средств и усилий авто владельцев позволит остановить захламление земель и произвести их очистку.
Неорганизованная мойка автомобилей, сливаемые на землю электролиты и масло, брошенные аккумуляторы приводят к загрязнению водоемов тяжелыми металлами и нефтепродуктами. Бесконтрольное использование тяжелой техники в лесной зоне наносит вред растительному и почвенному покрову. Легкодоступное посещение красивых уголков природы ведет к их утрате. Возведение гаражей и других объектов автотранспортного хозяйства без архитектурной проработки ухудшает облик городов и поселков.
Проведенный анализ показывает, что локальные мероприятия не обеспечивают решение проблем воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, экологической реабилитации территорий и охраны здоровья населения. Требуется концентрация средств и усилий, для чего необходимо системное рассмотрение указанных проблем и осуществление комплекса мероприятий, направленных на существенное улучшение состояния окружающей среды и сохранение здоровья населения области. Решение этих задач возможно в рамках областной государственной целевой программы с применением специальных программно-целевых методов.
2. Цели и задачи программы
Основной целью Программы является улучшение состояния окружающей среды, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов, охрана здоровья человека и создание условий, обеспечивающей повышение качества и увеличение продолжительности жизни населения Камчатской области. Кроме того улучшение санитарно-гигиенической обстановки в населенных пунктах области, будет способствовать повышению привлекательности Камчатки как туристического объекта.
На основе системного анализа факторов, оказывающих существенное влияние на достижение поставленной цели, определены следующие направления деятельности:
- улучшение состояния атмосферного воздуха;
- охрана природных ландшафтов и земли;
- охрана водных ресурсов;
- улучшение состояния здоровья и условий жизни населения;
- сохранение и улучшение облика городов и поселков;
- повышение уровня экологических знаний населения.
Реализация Программы предполагает решение следующих задач:
- снижение вредных выбросов в атмосферный воздух
- сокращение сбросов загрязненных вод в водоемы;
- утилизация и размещение выведенных из эксплуатации автомобилей, сопутствующих изделий, материалов и веществ;
- сохранение лесов, почв, растительного и животного мира;
- мониторинг состояния окружающей среды;
- обеспечение населения информацией о воздействии автотранспорта на здоровье и окружающую среду.
3. Объекты, мероприятия и работы по реализации программы
Мероприятия и работы по реализации Программы оформлены в форме таблицы (Приложение 1) и объединены в следующие подпрограммы:
1. Оценка технического состояния объектов автомобильной отрасли и воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду;
2. Охрана атмосферного воздуха;
3. Утилизация автомобилей, сопутствующих изделий и материалов;
4. Охрана природных ландшафтов и земли;
5. Охрана водных ресурсов;
6. Охрана здоровья детей и подростков;
7. Сохранение и улучшение облика городов и поселков;
8. Правовая поддержка и экономическое стимулирование;
9. Детское экологическое образование;
10. Информационное обеспечение населения;
11. Формирование единой информационной системы;
12. Привлечение негосударственных организаций и общественности к участию в выполнении программы.
Исполнение мероприятий будет проводиться в три этапа.
4. Ресурсное обеспечение программы
Проведение программных мероприятий требует значительных средств из различных источников финансирования, включая областной бюджет и бюджеты муниципальных образований, экологический фонд и средства предприятий.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 22 октября 2003 г. N 412 абзац 2 раздела IV настоящей программы изложен в новой редакции
Объем финансирования Программы на 1999 - 2015 год составляет 34966,2 тыс. рублей, 15,5 % которых обеспечивается за счет средств областного бюджета, 40,8% из бюджетов муниципальных образований, 7,6 % из средств областного бюджета, предусмотренных на природоохранные мероприятия и 36,1 % за счет средств предприятий.
Финансирование отдельных мероприятий может осуществляться за счет привлечения средств юридических и физических лиц, в том числе международных фондов.
5. Управление программой
Государственный заказчик Программы - Администрация Камчатской области контролирует исполнение Программы. Для осуществления текущего управления в процессе реализации Программы, администрацией Камчатской области создается Комиссия по снижению влияния автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения, которая является координационным органом, осуществляющим свою деятельность во взаимодействии с главами муниципальных образований городов и районов, предприятиями и организациями, учреждениями и предпринимателями Камчатской области. Основной задачей комиссии является организация и контроль исполнения Программы, ее корректировка и дополнение, а так же координация работ по реализации мероприятий областной государственной целевой программы "По снижению влияния автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения Камчатской области".
Государственный заказчик Программы периодически рассматривает материалы о ходе выполнения Программы, заслушивает отчеты исполнителей программных мероприятий, а также проводит проверку целевого использования выделенных средств.
6. Эффективность программы
Экологическая и социальная эффективность Программы определяется значительным снижением действия негативных факторов на окружающую среду и улучшением здоровья населения. Важным для региона фактором является также повышение уровня экологических знаний жителей Камчатской области.
Экономического эффекта следует ожидать от снижения заболеваемости населения, уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их сброса в водные объекты. От снижения площади загрязненных и захламленных земель, сокращения количества размещенных отходов и их вовлечения в хозяйственный оборот, создания дополнительных рабочих мест на предприятиях малого бизнеса, повышения привлекательности населенных пунктов области для развития туризма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.