Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Камчатского края
от 03.11.2021 N 466-П
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Камчатского края
1. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - региональный государственный контроль) на территории Камчатского края.
2. Региональный государственный контроль - деятельность уполномоченного органа исполнительной власти Камчатского края, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - контролируемые лица) обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - обязательные требования), осуществляемая в пределах полномочий уполномоченного органа посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения индивидуальными предпринимателями и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
3. Предметом регионального государственного контроля являются:
1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в Единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
4. Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля, является Министерство экономического развития и торговли Камчатского края (далее - Министерство, контрольный (надзорный) орган).
5. Должностными лицами Министерства по осуществлению регионального государственного контроля (далее - должностное лицо, инспектор) являются:
1) Министр экономического развития и торговли Камчатского края;
2) заместитель Министра - начальник отдела торговли, лицензирования и контроля алкогольной продукции Министерства;
3) заместитель начальника отдела торговли, лицензирования и контроля алкогольной продукции Министерства;
4) референт отдела торговли, лицензирования и контроля алкогольной продукции Министерства;
5) консультант отдела торговли, лицензирования и контроля алкогольной продукции Министерства;
6) главный специалист отдела торговли, лицензирования и контроля алкогольной продукции Министерства;
7) ведущий специалист отдела торговли, лицензирования и контроля алкогольной продукции Министерства.
6. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (далее - уполномоченные должностные лица), являются:
1) Министр экономического развития и торговли Камчатского края или лицо, временно его замещающее;
2) заместитель Министра - начальник отдела торговли лицензирования и контроля алкогольной продукции Министерства или лицо, временно его замещающее.
7. Должностные лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), а также следующими правами:
1) составлять протоколы об административных правонарушениях;
2) выдавать контролируемым лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
3) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от контролируемого лица информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
4) совершать иные действия, предусмотренные действующим законодательством.
8. Объектами регионального государственного контроля являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам;
2) результаты деятельности контролируемых лиц в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
3) здания, строения, сооружения, помещения и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются в рамках осуществления деятельности в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, и к которым предъявляются обязательные требования.
9. Министерство обеспечивает учет объектов контроля в рамках осуществления регионального государственного контроля.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета используется информация, представляемая в Министерство в соответствии с нормативными правовыми актами, информация, получаемая в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступная информация.
Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с такими документами и (или) сведениями в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля
10. Региональный государственный контроль осуществляется на основе системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющей выбор профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
11. Министерство относит контролируемые лица к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
Критерии отнесения контролируемых лиц в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям приведены в приложении 1 к настоящему Положению.
12. При осуществлении регионального государственного контроля плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
13. Министерство осуществляет постоянный мониторинг (сбор, обработка, анализ и учет) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции без взаимодействия с контролируемыми лицами.
14. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Министерство руководствуется перечнем индикаторов риска нарушения обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных приложением 2 к настоящему Положению.
15. При выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований Министерством используются сведения об объектах контроля, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований действующего законодательства из любых источников, обеспечивающих их достоверность.
16. Допустимый уровень риска причинения вреда (ущерба) в рамках регионального государственного контроля закреплен в ключевых показателях регионального государственного контроля. Ключевые показатели регионального государственного контроля в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и их целевые значения, индикативные показатели регионального государственного контроля в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции приведены в приложении 3 к настоящему Положению.
Значения ключевых и индикативных показателей регионального государственного контроля утверждаются Министерством.
17. Министерство ежегодно осуществляет подготовку доклада о региональном государственном контроле с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
18. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
19. Министерство ежегодно до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, утверждает в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", программу профилактики рисков причинения вреда и в течение 5 календарных дней со дня утверждения размещает ее на странице Министерства на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.kamgov.ru/minecon (далее - официальный сайт Министерства).
20. Профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда, обязательны для проведения Министерством.
Министерство может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.
21. При проведении профилактических мероприятий Министерство осуществляет взаимодействие с контролируемыми лицами только в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ, при этом данные профилактические мероприятия проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
22. В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
23. При осуществлении регионального государственного контроля Министерством проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
24. Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется Министерством в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
25. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения задач, установленных частью 1 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство ежегодно до 1 марта готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного контроля (далее - доклад о правоприменительной практике), который подлежит обязательному публичному обсуждению.
Доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте Министерства в срок не позднее 5 рабочих дней со дня его утверждения.
26. В случае наличия сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований Министерством в отношении контролируемого лица объявляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с обязательной регистрацией в журнале учета объявленных предостережений.
Предостережение содержит:
1) наименование контрольного (надзорного) органа, который направляет предостережение;
2) дата и номер предостережения;
3) наименование контролируемого лица;
4) указание на обязательные требования, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные требования;
5) информация о том, какие действия (бездействие) контролируемого лица приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
6) предложение контролируемому лицу принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований;
7) предложение контролируемому лицу направить уведомление об исполнении предостережения в адрес контрольного (надзорного) органа;
8) срок (не менее 60 календарных дней со дня направления предостережения) для направления контролируемым лицом уведомления об исполнении предостережения;
9) контактные данные контрольного (надзорного) органа, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные возможные способы подачи возражений, уведомления об исполнении предостережения.
27. Контролируемым лицом, получившим предостережение, могут быть направлены возражения на бумажном носителе почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, либо иными указанными в предостережении способами в течение 10 рабочих дней с момента его получения. При этом контролируемое лицо вправе приложить к возражению документы, подтверждающие его обоснованность, или их заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии.
В возражениях указываются:
1) наименование контролируемого лица;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
5) желаемый способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения.
28. Министерство по итогам рассмотрения возражений в отношении предостережения в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений информирует контролируемое лицо о принятом решении в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
29. Результаты рассмотрения возражений используются Министерством для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного контроля и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод контролируемых лиц.
30. Должностное лицо Министерства по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование в устной форме по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, а также в письменной форме на безвозмездной основе.
31. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
1) о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок осуществления регионального государственного контроля;
2) об обязательных требованиях, предъявляемых к деятельности контролируемых лиц либо к принадлежащим им объектам контроля;
3) о досудебном (внесудебном) обжаловании действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами в ходе реализации контрольных (надзорных) мероприятий;
4) об административной ответственности и порядке осуществления административного производства;
5) о правах и обязанностях контролируемых лиц и должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль.
32. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.
Если поставленные во время консультирования вопросы не относятся к осуществляемому виду регионального государственного контроля, даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти или к соответствующим должностным лицам.
Консультирование в письменной форме осуществляется в следующих случаях:
1) контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
2) за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
3) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от иных органов власти или лиц.
33. Министерство осуществляет учет консультирований, который проводится посредством внесения соответствующей записи в журнал консультирования.
34. В случае, если в течение календарного года поступило пять и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом, без указания в таком разъяснении сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.
35. Профилактический визит проводится должностными лицами Министерства в форме профилактической беседы по вопросам соблюдения обязательных требований и особенностей осуществления регионального государственного контроля, по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи.
36. При наличии информации о лице, приступающем к осуществлению деятельности в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, Министерство обязано в течение одного года с момента начала такой деятельности предложить лицу провести обязательный профилактический визит.
37. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее, чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
38. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Министерство не позднее, чем за три рабочих дня до даты его проведения.
39. Продолжительность проведения профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.
40. В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Министерства, осуществившее профилактический визит, незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
4. Осуществление регионального государственного контроля
41. Контрольные (надзорные) мероприятия в рамках осуществления регионального государственного контроля проводятся посредством взаимодействия с контролируемым лицом и без взаимодействия с контролируемым лицом.
42. К контрольным (надзорным) мероприятиям без взаимодействия с контролируемым лицом относятся:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
43. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами Министерства на основании заданий, утвержденных уполномоченными должностными лицами.
44. К контрольным (надзорным) мероприятиям с взаимодействием с контролируемым лицом относятся:
1) контрольная закупка;
2) инспекционный визит;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
45. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом может быть:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
46. Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Министерство получает:
1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
2) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.
47. По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо направляет уполномоченному должностному лицу:
1) при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
2) при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) при невозможности подтвердить личность гражданина, полномочия представителя организации, обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
48. Контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом, проводятся на основании принимаемого решения контрольного (надзорного) органа, подписанного уполномоченным должностным лицом и содержащего сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
49. Контрольное (надзорное) мероприятие, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования, начинается после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения.
50. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте осуществления деятельности контролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) инспектором, предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
51. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, а также иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
52. В случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
В этом случае инспектор вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
53. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в Министерство документально подтвержденную информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия по результатам рассмотрения которой проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя.
К указанной информации относятся:
1) случаи заболевания, связанного с утратой трудоспособности;
2) возникновение в результате действия непреодолимой силы препятствия для присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
3) иные уважительные причины.
54. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, могут проводиться только путем совершения контрольных (надзорных) действий, установленных частью 1 статьи 65 и главой 14 Федерального закона N 248-ФЗ.
55. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится без взаимодействия с контролируемым лицом в порядке, установленном статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
Выявленные в ходе контрольного (надзорного) мероприятия сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направляются уполномоченному должностному лицу Министерства для принятия решения в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ.
56. Выездное обследование проводится в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ, по месту нахождения объекта контроля без взаимодействия с контролируемым лицом и без его информирования в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае, если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, инспектор вправе незамедлительно провести контрольную закупку. В отношении проведения контрольной закупки не требуется принятие решения о проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия. Информация о проведении контрольной закупки вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки.
57. Контрольная закупка проводится в порядке, установленном статьей 67 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
Срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица в рамках проведения внеплановой контрольной закупки не может превышать один рабочий день.
Внеплановая контрольная закупка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе контрольной закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) эксперимент.
58. Эксперимент - контрольное (надзорное) действие, заключающееся в использовании тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их использование), и (или) тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований), и (или) тест-заданий, и (или) тест-ситуаций.
Эксперимент проводится только должностным лицом по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Эксперимент применяется при проведении контрольной закупки алкогольной и спиртосодержащей продукции, в ходе которой совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки по купле-продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях оценки соблюдения обязательных требований.
59. Инспекционный визит проводится в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать один рабочий день.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
60. Документарная проверка проводится в порядке, установленном статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ, по месту нахождения Министерства.
В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Министерства, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц регионального государственного контроля.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Министерством контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления таких документов в Министерство, а также период с момента направления контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Министерство.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
61. Выездная проверка проводится в порядке, установленном статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
При проведении выездной проверки должностными лицами в обязательном порядке применяется видеозапись.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов.
62. Осмотр, досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя осуществляются с обязательным применением видеозаписи в следующих случаях:
1) пресечения незаконного оборота алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции;
2) предотвращения сокрытия доказательств нарушения обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля.
5. Результаты контрольных (надзорных) мероприятий
63. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт) в соответствии со статьей 87 Федерального закона N 248-ФЗ.
Оформление акта производится в двух экземплярах на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
64. К акту приобщаются документы и материалы, полученные в ходе фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований.
При проведении выездного обследования, инспекционного визита, выездной проверки к акту приобщаются заполненные проверочные листы.
65. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением проведения документарной проверки.
66. Контролируемое лицо или его представитель подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом Министерства в акте делается соответствующая отметка.
67. В случае проведения документарной проверки, а также при составлении акта о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, Министерство направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
68. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
69. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований со стороны контролируемого лица Министерство в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:
1) выдать контролируемому лицу после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений и иных подобных объектов и о доведении до сведения контролируемых лиц любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность контролируемых лиц, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений и иных подобных объектов, выполняемые ими работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6. Обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействий) его должностных лиц
70. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного контроля имеют право на досудебное обжалование решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений, действий (бездействия) должностных лиц, в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования.
71. Жалоба подается контролируемым лицом в Министерство в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
При подаче жалобы индивидуальным предпринимателем она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
72. Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
73. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Министерством.
74. Жалоба должна содержать:
1) наименование контрольного (надзорного) органа, решение которого обжалуется;
2) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;
3) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) индивидуального предпринимателя либо наименование организации - заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, желаемый способ получения решения по жалобе;
4) сведения об обжалуемых решениях контрольного (надзорного) органа и (или) действиях (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подающего жалобу;
5) основания и доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с решением контрольного (надзорного) органа, действием (бездействием) его должностного лица. Контролируемым лицом могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
6) требования контролируемого лица, подавшего жалобу;
7) указание на учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия, в рамках которого подается жалоба.
75. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.
Министерство в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение, информация о котором в течение одного рабочего дня с момента принятия решения направляется лицу, подавшему жалобу:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.
76. Министерство принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в Министерство была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий контрольный (надзорный) орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.
77. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в подпунктах 3 - 8 пункта 76 настоящего Положения, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
78. Жалоба подлежит рассмотрению Министерством в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
В исключительных случаях, если жалоба требует дополнительного изучения и проверки, срок ее рассмотрения может быть продлен не более чем на двадцать рабочих дней с письменным уведомлением об этом заявителя.
79. Министерство вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса.
Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их Министерством, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса.
Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
80. По итогам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
1) жалоба оставляется без удовлетворения;
2) решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично отменяется;
3) решение контрольного (надзорного) органа полностью отменяется и принимается новое решение;
4) действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов признаются незаконными и выносится решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
81. Решение Министерства, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.